Осенние посиделки у бабушек - подружек у Гавриловны и Даниловны.
материал (4 класс) по теме
Сценарий фольклорного мероприятия, посвященного осеннему празднику. Реализованного в рамках проектной деятельности "Преданье старины красивой"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Сценарий фольклорного праздника | 94.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Программное содержание: воспитывать интерес к родной земле, ее прошлому, учить видеть красоту народных обрядов, мудрость традиций, воспитывать чувство гордости за свой народ и его прошлое.
Познакомить с осенним обрядовым праздникам. Средствами фольклора учить доброте, взаимопомощи, воспитывать желание трудиться, помогать друг другу, воспитывать любовь к природе. Учить говорить образно, выразительно.
Ведущая. Ребята, мы с вами родились и живем в России. Наша страна – Россия - очень богата мудрыми традициями и красивыми обычаями. Наши предки, т. е. русские люди, которые жили в давние времена, свято чтили праздники, строго соблюдали обычаи и обряды, связанные с ними. А еще они очень любили и у мели веселиться.
- Ребята, а вы любите праздники?
- А почему?
-Какие праздники вы знаете?
-Кто такие наши предки?
Собрались мы сегодня, чтобы вспомнить старинные мудрые традиции земли русской, ее обычаи красивые, праздники светлые. Все времена года любили на Руси. Но особенно ждали осень. Любили это время года за то, что закончены основные работы в полях, садах, на огородах. Собран богатый урожай, убран в закрома. А коль урожай богат – спокойна душа у крестьянина. Не страшна ему долгая, суровая зима. Наши предки всегда почитали праздники, но праздновали их не совсем так, как сейчас. А хотите узнать, как? Ну тогда давайте отравимся в прошлое. Закрывайте глаза и мы отправляемся в путешествие.
(Звучит музыка, дети открывают глаза)
На сцену под музыку выходят Даниловна и Гавриловна, представляются:
- Я Гавриловна,
- Я Даниловна.
-Мы приглашаем всех на осенние посиделки в нашу горницу.
(Садятся за стол, пьют чай и беседуют).
Даниловна и Гавриловна: (Гриша и Серёжа) Гавриловна: Снова осень наступила, стало всё вокруг уныло. Даниловна: Огород пустым стоит, всем в избе сидеть велит.
Гавриловна: Дождик льёт и льёт, и льёт, на двор выйти не даёт. Даниловна: Ох, и скучно нам сидеть, да в окошечко глядеть.
Гавриловна: Может кто-нибудь придёт, сказку скажет иль споёт.
Даниловна: Очень рады мы гостям, приходите в гости к нам!
Гавриловна: Смотри, Даниловна, вон молодцы удалые идут, девиц красных за руки ведут, песню запевают, осень величают.
(В зал под народную музыку «цепочкой» входят дети, в русских, народных костюмах, становятся полукругом, хозяйки встают встречать гостей).
Даниловна: Здравствуйте, гости дорогие! Здравствуйте, работнички удалые!
Гавриловна: А мы-то уж вас заждались… Добро пожаловать!
Дети (все с поклоном) Здравствуйте! (Поют песню)
Песня «Встречная»
1. По станице Казанской мы пошли, да к Даниловне с Гавриловной пришли.
Припев: Ой, ли да калинка моя, да к Даниловне с Гавриловной пришли.
2. Посиделки в музее у нас будем песни петь весёлые для вас.
Припев: Ой, ли да калинка моя, будем песни петь весёлые для вас.
3. Позабавим дорогих наших гостей, так похлопайте же гости нам скорей!
Припев: Ой, ли да калинка моя, так похлопайте, похлопайте скорей.
Даниловна: Проходите, гости дорогие! Рассаживайтесь поудобнее.
У нас на каждого найдётся и местечко и словечко.
(Дети рассаживаются на стульчики, расставленные полукругом в «избе»)
Гавриловна: Слышь, Даниловна, кто-то стучится…
Даниловна: Да это у тебя в ушах звенит!
Гавриловна: Слышь, Даниловна, кто-то в дверь скребётся…
Даниловна: Да это мыши к тебе ужинать пришли!
Гавриловна: Смотри, Даниловна, за дверью кто-то стоит…
Даниловна: Да это наши соседи с ярмарки возвращаются.
(Входят дети – танцевальная группа в казачьих костюмах)
Гавриловна: Садитесь, садитесь, будьте как дома!
Сережа – казак. Не беспокойтесь, хозяюшки! Мы и дома не сидим, и в гостях – не стоим!
Женя - казак. Сядем рядком, поговорим ладком!
Даниловна: У нас для каждого найдется и местечко и словечко.
Гавриловна: Припасли мы для вас забавушек на всякий вкус.
Кому сказку, кому правду, кому песенку.
Даниловна: Удобно ли вам гости, дорогие?
Всем ли видно, всем ли слышно, всем ли место хватило?
Арсений: Гостям-то, известное дело, хватило место, да не
Тесновато ли хозяевам?
Гавриловна: В тесноте, да не в обиде!
Гавриловна: Осень в этом году знатная – урожаем богата. А у вас, гости дорогие, какие урожаи?
Дети хором: - Хорошие! Даниловна: А какие?
(Дети рассказывают об урожае - каждый встаёт, после слов кланяется и за тем садится на своё место):
Саша Д. Колос от колоса – неслышно и голоса. Сноп от снопа – целая верста.
Копна от копны – целый день езды, А как поедешь, так три дня проедешь!
Женя. Так ведь это вы не жали! Под межой лежали да ворон считали.
А вот мы-то – жали, пожали, три пуда нажали:
Первый пуд – на еду, второй – на семена, третий – про запас!
Маша. Что посеешь, то и пожнёшь! Что пожнёшь, то и смолотишь!
Что смолотишь, то и смелешь! Что смелешь, т о и съешь!
Ферди. Хороша была у вас работа! А вот отдых – лучше! Делу время – потехе час! Коль кончил дело – поди гуляй смело!
Гавриловна: Рады вас видеть у себя в гостях, в нашей горнице.
Здесь для вас, для гостей дорогих, будет праздник
Большой, праздник радостный!
По обычаю, по- старинному - посиделками называется.
Даниловна: Пожалуйте гости дорогие! Веселья вам да радости!
Гавриловна: На завалинке, в светёлке иль на брёвнышках каких
Собирали посиделки пожилых и молодых.
При лучине ли сидели, иль под светлый небосвод,
Говорили, песни пели, и водили хоровод.
Добрым чаем угощались, с мёдом, явно без конфет,
Как и нынче мы общались, - без общенья жизни нет.
Даниловна. А играли как! В горелки! Ах, горелки хороши,
Словом эти посиделки были праздником души.
Наш досуг порою мелок, и чего там говорить
Скучно жить без посиделок, их бы надо возродить.
Выходят 3 девочки с хлебом.
Виолетта. Нам начинать досталась роль, не путайте с нагрузками
Мы принесли вам хлеб да соль на посиделки русские.
Диана В. Жива традиция, жива, от поколенья старшего
Важны обряды и слова из прошлого из нашего.
Маша С. И потому принять изволь, тот, кто пришел на посиделки,
На нашей праздничной тарелке из наших рук и хлеб и соль.
(ставят хлеб на стол Гавриловне и Даниловне, присаживаются к гостям).
Гавриловна: Посмотрите, а наши красны девицы, как это и заведено, пришли на посиделки не с пустыми руками, а с рукодельем.
Кто вяжет, кто вышивает – никто без дела не сидит, да еще и приговаривает что-то.
Маша.– Домом жить – не лукошко шить!
Диана.– Домом жить, не развеся уши ходить!
Маша.– Домом жить – обо всем тужить!
Диана.– Дом вести – не лапти плести!
Маша.– Хозяюшка в дому, что оладушек в меду!
Гавриловна: Слышь, Даниловна, кто-то песни поёт…
Даниловна: Да полно те, это комары звенят!
Гавриловна: Слышь, Даниловна, кто-то каблучками чечётку выводит…
Даниловна: И правда… Это ж под нашими окнами народ собирается!
Танец «Топни ножка»
Гавриловна: Слышу и наши добры молодцы о труде разговор завели
Арсений- Без труда не вынешь и рыбку из пруда.
Женя. - Долог день до вечера, коли делать нечего
Саша К.- О человеке судят не по словам, а по делам.
Ферди.- Терпение и труд все перетрут.
Коля.- Была бы охота - будет и работа.
Саша Д.- Умелые руки не знают скуки.
Женя - Землю красит солнце, а человека - труд.
Саша К - Кончил дело - гуляй смело.
Ферди - Любишь кататься - люби и саночки возить.
Коля- Умелые руки голодными не останутся.
Гавриловна: Молодцы ребята, сколько вы знаете пословиц и поговорок!
Даниловна: Как говорится «делу время, а потехе час».
Танец «Выйду на улицу»
Гавриловна: Молодцы, ребята плясать-то вы умеете.
Даниловна: Ребята! А вы взрослым помогаете по хозяйству? (ответ детей). Молодцы!
Дети всегда были хорошими помощниками для взрослых. Взрослые с любовью говорили про них: «маленький, да удаленький».
Русский народ посмеивался над теми, кто не хотел трудиться.
Сценка «Тит - лодырь».
(Мальчик с большой ложкой садится на стульчик, дети стоят возле него. Тит – Арсений).
Арсений. Тит: Где баранки, калачи?
Саша К.: Не колода лодырь, а пень, пролежал целых день.
Ферди: Не жнет, не косит, а обедать просит.
Саша Д : Тит, иди молотить!
Тит: Живот болит.
Саша К.: Тит, иди дрова колоть!
Тит: Спина болит!
Ферди: Тит, иди мед пить!
Тит: Где моя большая ложка?
Дети: (хором) Хочешь есть калачи, не сиди на печи.
Даниловна: Ой, ребятки, да какие же вы молодцы, замечательно играете.
Гавриловна: Ну, продолжаем наше веселье.
Дальше бой скороговорок разрешите нам начать..
Кто-то пусть скороговорит,
Остальных прошу молчать.
Ферди: Ну, что ж, говори свою скороговорку.
Нам ее повторить, что комара словить.
Даниловна: Слушайте, запоминайте, да складно быстро повторяйте.
Три сороки тараторки тараторили на горке! Дети по очереди повторяют
Гавриловна: И для этих гостей (показывает на гостей в зале)
Званых, да почетных, я тоже приготовила скороговорки.
Ну-ка, кто из вас Скороговорки говорить горазд? Берет туесок со скороговорками:
Туесок мой открывайте, скороговорки вынимайте!
Прочитайте скорей, да скажите веселей!
(Желающие достают из туеска листки со скороговорками, по очереди проговаривают их.)
1. Мамаша Ромаше дала сыворотки из простокваши.
2. Вез корабль карамель, наскочил корабль на мель.
3. Несет Сеня сено в сени, спать на сене будет Сеня.
Гавриловна: Ай, да молодцы! Славно, славно у вас получается.
Даниловна: А станцуйте-ка, для нас, Вы, казачий перепляс.
Танец «Казачья плясовая»
Гавриловна: Небылицы в лицах сидят в теремах-светлицах,
Щелкают орешка, да творят насмешки,
Ни короткие, ни длинные, а такие, что в самый раз, как от меня до вас!
(Исполняются шутливые диалоги.)
Ферди: Ой, ребята, а я что видел!
Все: Что?
Ферди: Ехала деревня мимо мужика, вдруг из подворотни лают ворота!
Женя: Лошадь ела кашу, а мужик овес. Лошадь села в сани, а мужик повез.
Коля: Стучит-бренчит по улице, Фома едет на курице.
А Тимошка на кошке, по кривой дорожке!
Саша Д: Катя-Катя, Катюха! Оседлала петуха. Петух заржал, на забор побежал!
Саша К. Ну, ребята, вы загнули, чуть не до смерти пугнули.
Даниловна: А вы, ребятушки, что призадумались? Призадумались,
Закручинились? Вижу, вижу, что вам поиграть захотелось.
И для вас у меня есть игра-забава.
Народная игра «Курица и коршун»
Даниловна: Молодцы, ребятушки! Славно нас повеселили, потешили.
Гавриловна: А мы вот с Даниловной тоже вам кое-что интересное припасли.
Мы весною на завалинке, а зимою в горнице посиживаем. Сидим, на народ глядим.
Всё всегда запоминаем и в шкатулку собираем. Это – наша шкатулочка-копилка (показывают)
В ней – загадки. А отгадки в избе нашей стоят.
(Надевает очки, достает загадки, приглядывается)
Слышь, Даниловна, что-то я совсем плохо вижу, может ты прочитаешь?
Даниловна: (Берёт очки у Гавриловны, надевает и читает загадки зрителям).
Сядем рядышком на лавке, вместе с вами посидим.
Загадаем вам загадки, кто смышлёный - поглядим.
Загадки:
1.Сверху – дыра, снизу – дыра, а посредине – огонь и вода. (САМОВАР)
2.Ни свет, ни заря, пошло согнувшись со двора. (КОРОМЫСЛО)
3.Рогат да не бык, пищу берёт, а не ест, людям подаёт, сам в угол идёт. (УХВАТ)
4. Всех кормит, а сама не ест. (ЛОЖКА)
5.Хлопотун Егорка взялся за уборку, в пляс по горнице пошёл, оглянулся – чистый пол. (веник)
6.Вперёд идут – поют, назад идут – плачут. (ВЁДРА)
Гавриловна: Отгадали все загадки! Потанцуйте нам, девчатки!
Танец «Народные узоры»
Даниловна: Хорошо потанцевали, милые подружки,
Только, что за посиделки без лихой частушки?
Частушки (поют и играют на деревянных ложках)
Саша Д.- Ставьте ушки на макушки, слушайте внимательно,
Пропоём вам нескладушки очень замечательно.
Ферди:- На осеннем на лугу – укусил комар блоху,
Сидит заяц на березе помирает со смеху.
Диана.- Я сегодня не в порядке, завтра лучше наряжусь:
Дыни на ноги одену, кукурузой подвяжусь.
Саша К.- Вы послушайте, ребята, нескладуху буду петь:
На дубу свинья пасётся, в бане парится медведь.
Женя.- Поросёнка мы купили и пшеном его кормили.
Он в субботу утром встал, кукарекать громко стал.
Маша.- Сидит ёжик на берёзе – новая рубашка,
На головке сапожок, на ноге фуражка.
Коля. - Под горой стоит телега, слёзы капают с дуги,
На горе стоит корова, одевает сапоги.
Арсений.- Нескладушки вам пропели хорошо ли плохо ли,
А теперь мы вас попросим, чтобы нам похлопали.
Гавриловна: Вот как весело у нас! Веселье в разгаре – впору и поиграть.
Народная игра «Золотые ворота»
Даниловна: Устали играть – пора отдыхать! (дети садятся)
Саша Д.: Ай да хозяюшки! Ай да затейницы!
Ферди: Всех в избе собрали, всех развеселили!
Гавриловна:
Соберись, честной народ,
Хоть и дел невпроворот,
Веселитесь, не стесняйтесь,
Всё запомнить постарайтесь!!!
Каждый из гостей сейчас
Уж готов пуститься в пляс?
Кто ж на месте усидит,
Когда «Барыня» звучит.
Танец «Барыня»
Даниловна: Вот гости дорогие повеселились мы с вами.
Много нового узнали, узнали мы, что знакомы вы с обрядами,
праздники народные почитаете, бережете родную культуру.
(Все встают для прощанья)
Ферди: Заигрались, загулялись – пора и честь знать.
Саша Д.: Пора по домам расходиться, За веселье хозяюшкам поклониться. ( кланяются)
Даниловна: (к детям) Ну, а вы, ребятушки, вдоволь ли наигрались? (ответ детей)
Гавриловна: А натанцевались? Частушек напелись? (ответ детей)
Даниловна: На гостей насмотрелись? (ответ детей)
Гавриловна: Гость доволен, хозяин рад! Чем богаты, тем и рады!
Даниловна: Делу время – потехе час!
Гавриловна: Вот и кончились наши посиделки!
Даниловна: Двери нашего дома теперь для вас открыты. Будет мимо дорога, не обходите нашего порога!
Используемые интернет – ресурсы: http://www.resobr.ru/materials/45/41015/
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Праздник осени для 3 класса "Осенние посиделки"
Сценарий праздника осени для 3 класса...
Праздник осени в начальной школе "Осенние посиделки"
Цель: формировать личность учащихся активно и заинтересованно познающих мир.Задачи:1. Развивать речь, художественный и эстетический вкусы у учащихся.2. ...
Праздник осени "Осенние посиделки"
Праздник проводится в первом классе , учащиеся заранее готовят свои номера. К празднованию привлекаются родители учащихся и старшеклассники. В празднике используются знания уже имеющиеся у ребят и вно...
Осенний праздник «Осенние посиделки»
Внеклассное мероприятие среди 1 -4 классов «Осенние посиделки»Задачи: 1. Приобщение детей к образам осенней поры, познание красоты окружающего мира, проявленной средствами музыкальной вырази...
Праздник осени в начальной школе "Осенние посиделки"
Праздник предназначен для учащихся 3-4 классов. Данное внеклассное мероприятие развивает речь, художественный и эстетический вкусы у учащихся; расширяет кругозор и познавател...
Какая осень? Осенние посиделки
Это внеклассное мероприятие посвящено народным обычаям и традициям осени. Используется образовательная технология "французская мастерская". Праздник организуется с участием родителей....
Осенний праздник в начальной школе "Осенние посиделки"
Цель праздника – создать условия для: расширения представления учащихся об окружающем мире; важными продуктами питания, как овощи и фрукты, урожай которых собирают осенью; формирования любознател...