Внеклассное мероприятие для нач. школы
методическая разработка (3 класс) по теме
Внеклассное мероприятие "Слава флоту Российскому" может быть проведено 3-4 классах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
flot.doc | 49 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ СОШ №585
Кировского района
Внеклассное мероприятие на тему:
«Слава флоту Российскому»
Серова Надежда Ивановна
Учитель высшей категории
Цели: ознакомить детей с историей возникновения российского флота, с людьми прославившими нашу страну в разные годы существования государства Российского, с кораблями прошлых лет и современной боевой техникой российского флота, дополнить знания о родном городе. Воспитывать чувство патриотизма, любовь, гордость, уважение к людям, служащим на флоте, желание самим быть частицей преумножающего славу нашей страны, любимого города. Развивать познавательную активность детей, воображение, коммуникативность, умение работать в команде.
Под звуки песни «Город над Невой» дети заходят в зал и садятся на свои места. Дети поделены на две команды).
Музыка продолжает звучать тихо, а дети читают стихи о Санкт-Петербурге.
Санкт-Петербург — гранитный город
Взнесенный Словом над Невой,
Где небосвод давно распорот
Адмиралтейскою иглою.
Как явь, вплелись в твои туманы
Виденья двухстолетних снов,
О, самый призрачный и странный
Из всех Российских городов.
Недаром Пушкин и Растрелли,
Сверкнувши молнией в веках,
Так титанически воспели
Тебя — в граните — и в стихах!
И майской ночью в белом дыме,
И — в завывании зимних пург
Ты — всех прекрасней, - несравнимый
Блистательный Санкт-Петербург.
Ребята, сегодня свой праздник мы начали со стихов о нашем родном, любимом городе. Но не просто так мы это сделали. Тема нашего праздника - «Слава флоту Российскому». Так почему же праздник начался со стихов о нашем городе? И так повернем «штурвал истории» и посмотри как все начиналось?
Для чего Петр I приказал строить здесь город? Как это происходило? И когда?
«Отсель грозить мы будем шведу,
Здесь будет город заложен
Назло надменному соседу.
Природой здесь нам суждено
В Европу прорубить окно.
Ногою твердой стать на море
Сюда по новым им волнам
Все флаги — гости будут нам».
- Что означает выражение «В Европу прорубить окно»?
- «Все флаги — гости будут нам». А как вы понимаете это выражение и под чьим флагом вошел в Неву первый корабль? (Голландия)
- Когда приходили иностранные суда, где они причаливали?
- Что указывало путь судам?
- Так при каком царе Россия стала крупной морской державой? Расскажите немног об этом царе.
- Какое судно называют «дедушкой русского флота»?
- Какие вы знаете суда, которые были раньше.
19 мая 1668 года по приказу государя Алексея Михайловича собрались все жители дворцового села Дединово. На спусковых салазках стапеля высился двухпалубный красавец корабль «Орел». Этот корабль был вполне совершенным по тем временам судном. Его длина достигала 24,5 м, ширина 6,5 м, а осадка составляла 1,5 м. Вооружение состояло из 22 небольших пушек (пищалей). Экипаж — 22 матроса и 35 стрельцов. Название свое корабль получил в честь русского Государственного герба. Это был первый российский корабль.
Основание регулярного Российского военно-морского флота относится к бурной эпохе Петра I. Он понимал, что развитие Российского государства зависит от армии и флота. Петр I говорил: «Иметь только сухопутное войско — это иметь только одну руку, а иметь и флот, обе руки иметь». Поэтому за очень короткий срок были построены корабли «Апостол Петр», «Апостол Павел», 4 брандера, 23 галеры, 1300 стругов, морских лодок и плотов, составившие Азовский флот-первое формирование отечественного военно-морского флота. Этим флагом была одержана первая крупная победа в борьбе за выход к морю- взята турецкая крепость «Азак» (Азов)
Обсудив результаты боевых действий на Азове, Боярская дума 20 октября 2696 г. по представлению Петра 1 приняла указ, в котором постановила: «Морским судам быть». Петр 1, взяв с собой русских матросов, поехал за границу в Голландию и Англию. Он сам разработал чертеж 58-пушечного корабля, сам был главным строителем этого корабля. К весне 1700 г. были построены 40 парусных кораблей и 113 гребных судов. Выход к Азовскому морю у России уже был, надо было закрепиться на Балтийском море. Нужна была связь с Европой и дальнейшее развитие государства. Но здесь Россия встретила яростное сопротивление Швеции. Началась длительная Северная война (1700-1721 гг.)
Особое место среди морских баталий петровской поры принадлежит Гангутскому сражению. Битва была яростной. В ходе этой битвы отряд кораблей шведского флота был захвачен в плен ( три шведских судна) Главным итогом Северной войны явилось окончательное закрепление России на берегах Балтийского моря. Русское государство стало морской державой. За тридцать последних лет царствования Петра1 отечественный флот превратился в грозную силу- было построено 111 линейных кораблей, 38 фрегатов, 60 бригантин, 8шняв, 67 крупных галер, значительное количество скампавей(полугалер), бомбардирских кораблей, брандеров, шмаков, прамов, до 300 транспортных и множество мелких судов.
С началом войны с Турцией была одержана победа над турецким флотом. Он перестал существовать. Это сражение проходило в Чесменской бухте и получило название Чесменское сражение. Полная победа российского флота закрепила за собой выход к Черному и Азовскому морям. Там был основан Черноморский флот, был заложен новый порт и город, получивший название Севастополь. Одним из создателей Черноморского флота был талантливый флотоводец Ф.Ф. Ушаков.
Спустя несколько десятков лет Черноморский флот превратился в один из лучших флотов мира. Появились новые флотоводцы- адмиралы М.П. Лазарев, П.С. Нахимов, Г.И. Бутаков, С.О. Макаров.
В 1853 году, накануне крымской войны, ввиду натянутости отношений с Турцией эксперт Черноморского флота под командованием Нахимова одержала окончательную победу над турецким османским флотом. Это сражение получило название Синопское.
- Ребята, мы поговорили с вами о самом начале зарождения русского флота. А сейчас повернем наш «штурвал истории» и будем двигаться дальше в более поздний период.
- Назовите еще раз людей, прославивших русский флот. (Михаил Петрович Лазарев, Павел Степанович Нахимов, Григорий Иванович Бутаков, Федор Федорович Ушаков, Александр Васильевич Суворов.)
- Посмтрите на этот предмет. Что это такое? (воротник моряка: гюйст)
- Давайте зададим вопрос нашим гостям. Почему на воротнике 3 голубые полоски, а не одна или пять.
- Ребята, вы внимательно слушайте, может вы сможете дополнить ответы гостей и заработать дополнительные очки.(Гангут, Чесма, Синоп.)
- А кто знает стихотворение, где вспоминается один из этих боев?
- Вспомните триосновные заповеди моряков.
- 1.Не опускать флаг перед врагом.
- 2.Ни при каких обстоятельствах не сдаваться врагу,в крайнем случае, затопить судно.
- 3.Врага не считают, а бьют.
-Говоря сегодня о Петре1, о Нахимове, Ушакове, Суворове, мы не можем не вспомнить о других мореплавателей, которые внесли немалую лепту в развитие русского флота. Они первыми прокладывали морские пути в морях и океанах, составляли карты,усовершенствовали корабли и остались в памяти многих поколений.
Назовем этих людей.
1.В авггусте 1806 года петербуржцы были возбуждены радостным известием. Из первого отечественного кругосветного путешествия возвратились в морскую крепость Крондштадт два корабля «Нева» и «Надежда». Экспедицию возглавлял капитан Иван Федорович Крузенштерн, первым его помощником был Юрий Федорович Лисянский.
27 июля 1803 года «Нева» и «Надежда» вышли из Крондштадта в первый в России кругосветный поход. Сначала суда отправились в Копенгаген. Здесь на борт были приняты товары: железо, якоря,парусина, пушки, порох, свинец, ружья, пистолеты, сабли, мука и многое другое.
8 сентября оба корабля вышли в море. Крузенштерн и Лисянский в пути не теряли ни минуты. Они проводили регулярные метеорологические наблюдения, определяли температуру, влажность, прозрачность и давление воздуха, силу и продолжительность ветра, характер облачности. Все это имело большое значение не только для мореплавания, но и для географии как науки. Останавливаясь у многих берегов, моряки-ученые наблюдали за животными, растительностью, бытом и нравами жителей. Велик был вклад в географическую науку. Российские моряки впервые исследовали многие тысячи километров побережий Японии, Сахалина, Курильских и других островов.
- Необыкновенная экспедиция парусных кораблей к югу Земли под руководством Фаддея Фаддеевича Беллинсгаузена и Михаила Петровича Лазарева. Они систематически вели наблюдения за течениями,собирали минералогические, зоологические, ботанические, и многие другие сведения, составляли карты. Русская экспедиция открыла путь к Антарктике.
- Чирков, Виртус, Беринг — Великая Северная экспедиция.
- Василий Михайлович Головин — первым посетил недосягаемую Японию, описал нравы и обычаи этого народа, совершал походы в Северную Америку.
- Всеволод Федорович Руднев на крейсере «Варяг» сражался с японской эскадрой. Когда увидели, что бой прекратить нельзя, открыли кингстоны и затопили крейсер, чтобы он не попал в руки врагов. Почти вся команда погибла.
- А сечас проведем конкурс капитанов. (Составить из конструктора «Лего» корабль.)
Итак закончена еще одна часть нашего мероприятия. Еще раз повернем наше «колесо истории» и перейдем в наше время, вспомним о современном флоте. Эта часть нашего праздника называется: «Заморочки из бочки».
У нас есть боченок, в нем мелкие боченки с номерами. Каждый номер — это вопрос. Капитаны по очереди будут тащить из бочки заморочки и отвечая на вопросы зарабатывать очки для команды. (Капитан должен советоваться с командой).
- Какие современные суда бороздят воды морей и океанов? (Ракетные крейсера, противолодочные корабли, подводные лодки, подводные ракетоносцы, линейные корабли.)
- Какие заводы Санкт-Петербурга связаны с морским флотом? (Ждановский судостроительный завод, Адмиралтейский, Балтийский.)
- В каком районе Санкт-Петербурга мы живем, и что в нашем районенапоминает нам о море? (Угольная гавань, лесной порт, Финский залив.)
- Как называют художников которые рисуют море? Кого из таких художников вы знаете?
- Вопрос к гостям и участникам команд. Кто назовет больше пословиц о море?
- На стенах в зале висят флаги и вымпелы. Назовите их, что они означают?
- Стоит в Снкт-Петербурге у самой реки кпасивый старый дом. Стоит он очень давно и помнит многое из того, о чем мы сегодня говорим. Но, он тоже совсем изменился, потому что внутри него поселилась Молодость. В старом доме полным-полно мальчишек. Есть и шестиклассники, и восьмиклассники, есть и почти взрослые. И все они носяи военную форму, все изучаютустройство кораблей и устав корабельной службы. Они умеют грести, ходят на шлюпках под парусами и даже на старинных парусных бригах.
- Что за дом и кто в нем живет? (Нахимовское училище. Нахимовцы — будущие славные офицеры Военно-морского флота.)
- На речке, против старого дома (мы уже знаем, что это Нахимовское училище), навечно пришвартован корабль. Он стоит здесь с 17 ноября 1948 года и служит учебной базой для нахимовцев. Имя его означает «утренняя заря». Что это за корабль?
Песня «Крейсер Аврора»
- А сейчас поиграем в слова, зарабатываем очки для команды, правильный ответ — 1 очко. Гости помогают.
- Абордаж — вид морского боя гребных парусных судов, при котором корабли сцеплялись друг с другом для рукопашной схватки.
- Бак — носовая часть верхней палубы корабля.
- Галера — старинное гребле-парусное судно.
- Кабельтов — морская мера длины, равная 185 см.
- Кильватер — струя, остающаяся за кормой идущего корабля.
- Кингстон — клапан, через который внутрь корабля попадает забортная вода.
- Ребята, мы сегодня познакомились с историей Российского флота, с людьми, которые прославили Россию своими победами, исследованиями, наблюдениями. Я надеюсь, что вам было интересно ознакомиться с историей нашего государства, что вы горды тем, что живете в таком прекрасном городе, в котором зарождался Российский Флот.
Давайте закончим наш праздник чтением стихов о морском флоте.
- Чтение стихов о городе, о Балтийском море, о моряках.
Литература:
- И.И.Фирсов. Петра творение. Москва. «Молодая гвардия» 1992г.
- А.Митяев. Рассказы о русском флоте. Москва. «Политическая литература» 1991г.
- Г.Б.Лемщук. Из города на Неве. Лениздат. 1994г.
- В.Дыгало. Откуда и что на флоте пошло. Флот государства Российского. «Прогресс». 2003г.
- В.Д.Доценко. Мифы и легенды русской морской истории. ОАО «Иван Федоров». С-Петербург. 1997г.
- Ян Миллер. Шеренга великих путешественников. Наша книгарня. 1995г.
- В.А.Дивин. Русские мореплавания на Тихом океане в XVIII веке. Издательство «Мысль». Москва. 1971г.
- Б.Островский. Жизнь замечательных людей. Москва. «ЦК ВЛКСМ». 1976г.
- Н.Коняев. Ревизия Беринга. Москва. «Дорога». 2003г.
- Мы — Петербуржцы. С-Петербург. «Сад исскуств». 2002г.
- А.Молчанов. «Я- часть Ленинграда». С-Петербург. 1997г.
- Мой город. С-Петербург. 2003г.
- Слушай, Ленинград, я тебе спою. Лениздат. 1987г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие "Прощай начальная школа!"
В статье предлагается материал к празднику по окончанию начальной школы. Этот день , каждый человек должен запомнить , как день перехода на почти"взрослую" ступеньку жизни. Цель этого праздника -...
Внеклассное мероприятие по теме "Школа этикета"
Итоговое занятие в 3 классе по теме "Школа этикета"...
Внеклассное мероприятие в начальной школе. Игра «Брейн-ринг».
Внеклассное мероприятие в начальной школе.Игра «Брейн-ринг».Подготовила учитель начальных классовАлексеева Маргарита Рудольфовна Класс делится на три команды, каждая команда пр...
Внеклассное мероприятие в начальной школе: "Весёлый КВС"
Внеклассное мероприятие в спортивной форме. Учащиеся соревнуются в виде эстафет....
Внеклассное мероприятие в начальной школе "Играем по-английски""
Конспект внеклассного мероприятия по английскому языку в начальной школе. Презентация к игре....
Открытое внеклассное мероприятие для начальной школы
Я только раз видала рукопашный,...
внеклассное мероприятие в начальной школе "День юного солдата", посвящённое Дню защитника Отечества.
Данный утренник я разработала для учащихся 2х классов. В параллели у нас четыре класса. Дети были задействованы из всех классов. Читали стихи, пели песни, участвовали в игровой программе...