Личностно-ориентированный подход в современной методике коллективного творческого дела
статья по теме

Голованова Марина Станиславовна

статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ktd_sayt.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

Личностно-ориентированный подход в современной методике коллективного творческого дела

Изумление человеком – вот что должно быть

красной нитью всего школьного воспитания.                                                                                                                                                                                                   В. А. Сухомлинский.

Введение

В настоящее время в социально-педагогической теории и практике уделяется большое внимание применению активных форм обучения и воспитания, поскольку эти формы способствуют формированию активной жизненной позиции и воспитанию личности созидательного типа. Интерес к этой проблеме объясняется ещё и тем, что в наше сложное время кризисов и перемен человеку необходимо научиться быть готовым к любым трудностям, уметь преодолевать их, а также быть способным принимать решения и совершать поступки, то есть проявлять лидерские качества. Особенно это актуально для младшего школьника. Современные дети младшего школьного возраста способны проявить инициативу, активность, творчество, однако,  реальная практика говорит о том, что в начальной школе в подавляющем большинстве случаев учащиеся пассивно выполняют поручения педагога, тогда как ребёнок способен активно участвовать в общественной жизни, самостоятельно принимать решения в различных ситуациях.

Что же такое личностно-ориентированный подход! Что такое коллективное творческое дело? Что их объединяет? Попробую разъяснить.

Основная часть

Личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании связан с устремлениями педагога содействовать развитию индивидуальности учащихся, проявлению его личностных качеств. Существует огромное отличие личностно-ориентированного подхода от традиционного.

Цель первого - развитие индивидуальных качеств учащихся, а традиционный подход основывается на передаче ребятам социального опыта, его задачи, определенны  в типовых программах и обязательны для усвоения каждым. В новых программах ФГОС  сделана установка именно на личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании учащихся.

ПРИНЦИПЫ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА:

  1. Самоактуализации (реализация природных и социально приобретенных возможностей)
  2. Индивидуальности (каждый член коллектива должен быть самим собой, обрести свой собственный опыт жизни)
  3. Субъективности (педагогу следует помочь ребенку обрести жизненный опыт)
  4. Выбора (предоставление возможности выбора форм и способов учебно-воспитательного процесса)
  5. Творчества и успеха (выявление собственных способностей, своих сильных сторон)
  6. Доверия и поддержки (не излишние требовательность и контроль, а вера в ребенка)

А наиболее приемлемыми  методами личностно-ориентированного подхода, исходящими из его принципов, являются:

  • Диалог
  • Игра
  • Рефлексия
  • Педагогическая поддержка
  • Диагностика
  • Ситуация выбора и успеха

КОЛЛЕКТИВНОЕ ТВОРЧЕСКОЕ ДЕЛО (КТД)

КТД – это, прежде всего, полнокровная жизнь старших и младших, их общая забота об улучшении окружающей жизни, в которой взрослые выступают как старшие товарищи, действующие вместе с ребятами и впереди них. КТД – это не мероприятие, а забота друг о друге.

 КТД, по мнению Т.А.Стефановской, обогащая коллектив и личность социально-ценным опытом, позволяют каждому проявить и совершенствовать лучшие человеческие задатки и способности, потребности и отношения, расти нравственно и духовно. Сила каждого КТД в том, что оно требует общего поиска, дает  каждому ученику толчок и открывает для него широкий простор. Поэтому, на мой взгляд, в каждом из таких дел важны гибкая форма и богатое, разнообразное содержание, нестандартные варианты.

ВИДЫ       КТД

  1. Трудовые
  2. Познавательные
  3. Художественно-эстетические
  4. Этические
  5. Спортивные
  6. Общественные

Воспитательные возможности КТД могут быть реализованы благодаря нескольким взаимосвязанным стадиям. Структура любого КТД определяется шестью стадиями коллективного творчества. При раскрытии этапов буду опираться на работы И.П.Иванова как родоначальника этой методики.

Первая стадия - предварительная работа. На этой стадии мною была составлена модель, образ будущего КТД. Сформулированы воспитательные цели, задачи. Проведен анализ сложившийся обстановки в детском коллективе. Определено место КТД в общей системе воспитательной работы. Таким образом, мне предстояло ответить на следующие вопросы:

Какова основная идея КТД?

В какой форме будет проходить КТД?

Кого привлечь к участию?

К кому обратиться за помощью?

Когда провести стартовую беседу?

Цель заключается в том, что руководитель детского коллектива “зажигает” детей интересным и полезным делом. Здесь в черновом варианте обсуждается Где? Что? Когда?

Вторая стадия - коллективное планирование КТД. Планирование проходило в микрогруппах, а также на общем собрании детского коллектива. Был составлен общий план жизни коллектива и план конкретного КТД. На сборе-старте выступали представители микроколлективов и отвечали на вопросы:

Что и для кого будем делать?

С кем вместе это будем делать?

Кто будет участником?

Кто и кому будет помогать?

Третья стадия - коллективная подготовка КТД. Самая сложная и ответственная стадия. Для подготовки и проведения выбранного КТД был создан специальный орган-Совет дела, в который вошли представители каждого микроколлектива. Проект КТД уточнили в микроколлективах, которые планировали и начали работу по воплощению общего замысла.

Четвертая стадия - проведение КТД. Здесь предваряется в жизнь все, что было задумано. Главное для педагога на этом этапе - создание психологического комфорта.

Пятая стадия - подведение итогов КТД. Подведение итогов будет проходить на общем сборе, которому может предшествовать письменный опрос-анкета, содержащая первичные вопросы-задачи на размышление: что у нас было хорошо и почему? Что не удалось осуществить и почему? Что предлагаем на будущее? Анализ пройдет сразу после КТД. Обсудить негативные моменты, имевшие место в подготовке и проведении дела. Наметить перспективы позитивного развития детского коллектива и отдельных личностей.

Шестая стадия - последействие. На этой стадии в исходных направляющих действиях воспитателей непосредственно реализуются выводы и предложения, выдвинутые при подведении итогов проделанной работы.

Заключение

Личностно-ориентированный подход в современной методике КТД имеет огромное влияние на каждого школьника, поскольку является способом организации яркой, наполненной трудом и игрой, творчеством и товариществом, мечтой и радостью жизни; и в то же время, должен являться основным воспитательным средством каждого педагога. Ведь если мы не научим детей быть самостоятельными, строить жизнь на своем  собственном опыте,  кто поможет им обрести оптимизм, веру в себя?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коллективное творческое дело «Открытка – поздравление к Новому году»

Скоро Новый год. Данный материал поможет провести интересный урок по технологии с 1 классом. К уроку разработана презентация. Которая позволяет применить игровую технологию на уроке, поминутно расчита...

Коллективное творческое дело "Изготовление стенгазеты к празднику Масленица"

Коллективное творческое дело, которое мы выполнили с учащимися на классном часу. Активно использовалась групповая работа, работа со словарями, проведена большая подготовительная работа, использование ...

Коллективное творческое дело День Земли

День Земли - международный праздник. В этот день во многих странах звучит КОЛОКОЛ МИРА. Колокол Мира символ мирной жизни на земле и обединению всех людей на земле в деле защиты окружающей среды. Учащи...

Коллективно творческое дело " Я в гости к Пушкину спешу"

Воспитание интереса к сказкам А. С. Пушкина....

Развитие творческих способностей и познавательного интереса у обучающихся через коллективные творческие дела.

Обобщение педагогического опыта по теме: "Развитие творческих способностей и познавательного интереса у обучающихся через коллективные творческие дела."Автор опыта: Киргизова Татьяна Ивановна воспитат...

Направления применения методики коллективных творческих дел в современных условиях

КТД – это проектирование и преобразование жизни, имитационное моделирование – вхождение в жизнь через ее конструирование и обретение социальных ролей. Коллектив создается на основе привлекательных для...

Личностно ориентированный дифференцированный подход к освоению интегрированного курса "Грамота" в первом классе в рамках образовательной программы по русскому языку УМК "Начальная школа XXI века"

Материал данной методической разработки содержит в себе практические советы по освоению курса "Грамота" в разноуровневом классе. Все описанные методические приемы апробированы на практике. В разработк...