"Прощание с Азбукой"
методическая разработка (1 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Праздник «Прощание с Азбукой»
В.- Сегодня у вас большой праздник. Вы закончили первую школьную книгу- Азбуку. Совсем недавно, 1 сентября вы, дорогие ребята, переступили порог нашей школы и стали школьниками. За это время вы научились читать, писать, считать. Хотя вы ещё маленькие, но уже грамотные граждане нашей страны. А научила вас грамоте наша умная, интересная, занимательная Азбука.
1. Февраль за окном стоит,
Снег в воздухе кружится.
А нам сегодня предстоит
С Азбукой проститься!
2. Нас научила Азбука читать
Слова на слоги разделять
Открыла тайны многих книг
К ней любой из нас привык.
В. -А как же праздник без самой королевы Азбуки?
( Стук в дверь вбегает Клякса)
В. -Ты кто? Мы ждем Азбуку. У ребят сегодня праздник Прощание с Азбукой.
К.-Ха-ха праздник. Не будет никакого праздника. Меня не пригласили. Меня любимицу замарашек и грязнуль – Кляксу. Я такая красивая, такая черная. Я не пущу сюда Азбуку.
В. И такая вредная…Мы бы пригласили тебя на праздник, но без королевы Азбуки будет скучно. Верни нам Азбуку, тебе тоже будет интересно, ты чему-нибудь научишься. Мы знаем волшебное слово.
К.- Какое такое слово?
В.- Пожалуйста.
К. Ну, ладно. Только с одним условием. Все говорят азбука – азбука. А откуда взялось это слово? Скажете- приведу вам вашу Азбуку.
В. –Ребята, кто знает откуда получилось слово «Азбука»? ( Давным-давно братья Кирилл и Мефодий создали славянскую азбуку. Назвали ее Кириллицей. Потом в нее вносили изменения, так и появилась азбука.Буквы в ней назывались по-другому.Не «А» , а «АЗ»,не «БЭ», а «БУКИ».Сложили две первые буквы получилось слово «Азбука».)
К.- Ладно, если так- получайте свою Азбуку.
(Вводит Азбуку)
А.- Здравствуйте, ребята.
Вот и я, мои друзья!
Вам очень рада я!
Приятно слышать добрые слова о себе.
Я- Азбука, учу читать
Меня никак нельзя не знать
Меня изучишь хорошо-
И сможешь ты тогда
Любую книжку прочитать
Без всякого труда.
А в книгах есть про всё
Про реки, про моря
Спасибо, что уговорили Кляксу, не понимает она, что добро всегда побеждает зло.
Пришла я к вам сегодня не случайно. Мы отправимся в интересное путешествие.
К.- Подождите, подождите. А как же я, ведь если бы не я ….
А.- Если ты обещаешь хорошо себя вести, мы возьмем тебя с нами.
К.-А на чем мы поедем.
А. – Отгадайте.
Братцы в гости снарядились,
Друг за друга уцепились
И помчались в путь далек
Лишь оставили дымок.
В поле лестница лежит.
Дом по лестнице бежит.(поезд)
А,К- Загудел паровоз
И вагончики повез
Чу-чу-чу
Далеко я укачу.
Станция «Звуковая»
А.- Нас везде окружают звуки. Шелест листьев в лесу, жужжание пчелы. И в русском языке много звуков- А ,О, М, Н, К, У.. А вы знаете на какие группы они делятся?
3. Ель, топор, лопата, руки
В каждом слове слышим звуки
Звуки эти разные- гласные, согласные
4. Гласные тянутся в песенке звонкой,
Могут заплакать и закричать
В тёмном лесу- звать и аукать
И в колыбельке сестренку качать
Но не желают свистеть и ворчать
5. А согласные согласны
Шелестеть, шептать, скрипеть
Даже фыркать и шипеть
Но не хочется им петь
К.- Ой, какие умные! Не верю, что все знают гласные и согласные.
А.- Знают.
К.- Сейчас проверим. Я называю звук, если он согласный топаете, гласный – хлопаете. А, К,Д,З,О,У,И,Й,Ф,Р
А- Молодцы. Едем дальше.
А,К- Загудел паровоз
И вагончики повез
Чу-чу-чу
Далеко я укачу.
Станция «Алфавитово»
К. – Что еще за Алфавитово?
А.- Все звуки речи на письме обозначаются буквами. Это моя королевская дружина. Все мои 33 богатыря, тех, кто знает их, они никогда не покинут.
6. Буквы- значки, как бойцы на парад
В чётком порядке построены в ряд.
Каждый в условленном месте стоит
А называется всё- Алфавит!
7. АБВГДЕЖ- прикатили на еже.
ИКЛМНО- дружно вылезли в окно
ПРСТУФХ- оседлали петуха
ЦЧШЩЭЮЯ- вот и все мои друзья.
А
А- начало алфавита
Тем она и знаменита
Астра, азбука, айва
Начинаются на А
Б
Буква Б с большим брюшком
В кепке с длинным козырьком
В
Вот буква В
Видна вдали – красивая, витая
Как будто крендель испекли,
Приезжих поджидая
Г
Перед нами буква Г
Стоит подобно кочерге.
Д
Вот стоит дымок пуская,
Буква Д – труба печная.
Е
Е на грядке пригодилась-
Вместо грабель потрудилась.
Ё
Е и Ё – родные сестры,
Различать сестер не просто,
Но у буквы Ё две точки,
Словно в лесенке гвоздочки.
Ж
Эта буква широка
И похожа на жука.
И при этом точно жук,
Издает жужжащий звук : жжжжжж
З
З- не просто завитушка,
З- пружинка, крендель, стружка.
И
Молоток я раздобыл,
Из дощечек букву сбил.
Сколько здесь дощечек?
-Три.
А какая буква?
-И
Й
Букву Й зовут И кратким .
Й, как И в твоей тетрадке.
Чтобы Й не путать с И,
Сверху галочку пиши.
К
Это-Ж, а это- К
Целый жук
И пол жука.
Л
Алфавит продолжит наш
Буква Л- лесной шалаш.
М
Взявшись за руки
Мы встали
И на М похожи стали.
Н
На букве Н
Я, как на лесенке,
Сижу и распеваю песенку.
О
Посмотри на колесо
И увидишь букву О.
В старом дереве дупло
Ну совсем, как буква О.
П
На хоккее, на футболе,
Буква П- ворота в поле.
Р
Дорожу от страха до сих пор,-
Воскликнуло полено.
Похожа буква на топор!
Расколет непременно.
С
Полумесяц в небе темном
Буквой С повис над домом.
Т
Буква Т стоит на крыше:
Телевизор в доме том.
Т в антенну превратилась
И на крыше очутилась.
У
Удобная буква!
Удобно в ней то,
Что можно на букву
Повесить пальто.
Ф
Филин, в книжку залетев,
Превратился в букву Ф.
Х
Х- забавная игрушка,
Деревянная вертушка.
Ветра вольного подружка.
Ц
Вот какая буква Ц
С коготочком на конце.
Коготок – царапка,
Как кошачья лапка.
Ч
Да,вы правильно решили
И мы пишем ,как четыре,
Только с цифрами,друзья,
Буквы путать нам нельзя.
Ш
Посмотри на букву Ш-
Буква очень хороша,
Потому что из нее
Можно сделать Е и Е.
Щ
На расческу Щ похожа,
3 зубца всего?
Ну что же?
Ъ
Из ведра не просто так
Нам воды напиться:
Нужен ковшик – ъ,
Чтобы не облиться.
Ы
Вот топор, полено рядом.
Получилось то, что надо.
Получилась буква Ы-
Все мы знать ее должны.
Ь
Буква Р перевернулась,
Мягким знаком обернулась.
Э
Буква Э на С дивится,
Словно в зеркало глядится.
Сходство есть наверняка,
Только нету языка!
Ю
Чтобы О не укатилась,
Крепко к столбику прибью.
Ой, смотрите, что случилось:
Получилась…буква Ю.
Я
Я сказала про себя:
Хоккеист известный я.
Шайба прямо в цель летит.
Гол! Закончен алфавит.
8. Это- русский алфавит
Буква к букве в ряд стоит
Хоть не просто это, пусть!
Все заучим наизусть!
К букве- буква, к слову- слово
Родилась родная речь!
Так легко – как блин испечь
Если тесто уж готово
Будем знать мы алфавит-
Всё вокруг заговорит
9. Станем книжки мы читать
Мир огромный узнавать
Алфавитная семья
Вам представлена, друзья
Кто захочет сам читать
Станет буквы изучать
А от этого порога- к знаниям ведёт дорога.
Тебе чудесные края
Тебе откроет путь от «А» до «Я».
К.- Все знают, а я тут потрудилась, хочу узнать, как же вы хорошо знаете буквы.
(На карточках половинки букв Ж, К, Я,М,О,Э,Ш)
А.- Дорисуйте буквы, чтобы Клякса убедилась, что учились вы не зря.
А,К- Загудел паровоз
И вагончики повез
Чу-чу-чу
Далеко я укачу.
Станция «Загадкино»
А.- Вам загадки я задам
Любите загадки?
Гадайте по порядку.
Вы друг другу помогайте
Хором нам ответ давайте.
К.- Ой, не отгадаете…
А.- Новый дом несу в руке
Двери дома на замке,
А живут в доме том …
Книжки, ручки и альбом. (Портфель)
Черный Ивашка – деревянная рубашка,
Где носом поведет-
Там и след кладет. (Карандаш)
Белый камушек растаял
На доске следы оставил. (Мел)
У сосны, у ёлки шишки и иголки
А на каких листочках
Растут слова и строчки? (Тетрадные страницы)
По черному белым
Пишут то и дело.
Потрут тряпицей-
Чиста страница. (Доска)
Кулик – невелик-
Целой сотне велит:
То сядь, да учись,
То встань, разойдись. (Звонок)
К.- Караул, какие умные. А вот у меня есть друзья. Они такие…,такие….Поедемте быстрее на станцию «Читалкино»
А,К- Загудел паровоз
И вагончики повез
Чу-чу-чу
Далеко я укачу.
Станция «Читалкино»
А.- Вы изучили все буквы и можете сами читать ваши любимые книжки.
10. Смех и слёзы
Радость и печаль
Довелось нам испытать
Но стараний наших нам не жаль:
Книги нам легко теперь читать!
11 Как хорошо уметь читать!
Не надо к маме приставать:
Не надо бабушку трясти,
Прочти, пожалуйста, прочти.
Не надо умолять сестрицу:
Ну прочитай ещё страницу.
Не надо звать, не надо ждать,
А можно взять и прочитать.
И вот на Азбуку смотрю
И ей спасибо говорю.
К.- Опять все про Азбуку. Вот же мои друзья.
(Сценка С.Я.Маршак «Кот и лодыри»)
А.- Ребята, узнали произведение? Вы еще познакомитесь со стихотворением С.Я.Маршака «Кот и лодыри». Клякса, а где же твои друзья?
К.- Вот они ..лодыри.
Кот- Ребята, разве хорошо быть такими, всему свое время. Как говорится делу время, потехе час. Думаю вы не будете такими.
А знаете ли вы моих друзей, героев сказок? Отгадайте.
Ждали маму с молоком,
А пустили волка в дом.
Кем же были эти
Маленькие дети? Семеро козлят
Убежали от грязнули
Чашки, ложки и кастрюли.
Ищет их она, зовёт
И в дороге слёзы льёт. Федора Чуковский «Федорино горе»
А дорога – далека,
А дорога – нелегка.
Сесть бы на пенёк,
Съесть бы пирожок. Машенька и медведь
.
Летела стрела, а попала в болото
И в этом болоте поймал её кто-то.
Кто, распростившись с зелёною ношей,
Сделался милой, красивой, пригожей? Василиса прекрасная
Всех на свете он добрей,
Лечит он больных зверей.
И однажды бегемота вытащил он из болота.
Он известен, знаменит, это доктор ______.
Нет ни речки, ни пруда-
Где воды напиться.
Очень вкусная вода –
В ямке от копытца. Сестрица Аленушка и братец Иванушка.
С букварем шагает в школу
Деревянный мальчуган.
Попадает вместо школы
В деревянный балаган.
Как зовется эта книжка?
Как зовется сам мальчишка? Приключение Буратино
Молодцы, ребята. Надеюсь, вы будете теперь сами много читать, интересное узнавать.
А.- Спасибо умный кот, до свидания, а нам пора на станцию школьная. Ой, а где наш паровоз? Опять проделки Кляксы.
К.- Да, разгадаете слова.
КА ком
Ва (канава) та (комната) тык В а
А.- вот наш паровозик, поехали.
А,К- Загудел паровоз
И вагончики повез
Чу-чу-чу
Далеко я укачу.
А. – Дорогие ребята, я вижу, что вы очень многое умеете и знаете. Еще больше вам предстоит узнать, многому научиться. Настала пора расставаться!
Меня вы дети берегите
Все знанья школьные храните!
Я ж эстафету сегодня свою
Книге для чтения передаю!
В. Скажем Азбуке –Спасибо! До свидания!
А если бы книга по чтению заговорила, она бы сказала:
Я добрый друг и спутник твой.
Будь школьник бережным со мной.
Мой переплет не выгибай
И корешок не поломай.
Меня в бумагу оберни,
Где взял меня – туда верни.
Запомни, я – твой лучший друг,
Но только не для грязных рук.
В. Полезнее книги нет вещи на свете. Пусть книги друзьями заходят в дома. Читайте всю жизнь, набирайтесь ума.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Праздник прощания с азбукой "Спасибо тебе, азбука!"
Праздник проводится в конце обучения грамоте с участием родителей первоклассников и старшеклассников.Цели:· развитие познавательной активности и творчес...
Урок прощания с азбукой "Спасибо тебе, азбука!"
На уроке дети рассказывают про буквы, отгадывают загадки, ребусы, читают, выполняют интесесные задания....
Сценарий праздника прощания с азбукой. « Прощай, Азбука!»
Сценарий мероприятия для 1 класса "Прощай Азбука", включающий в себя инсценированные произведения детских писателей....
Ярмарка русской АЗБУКИ Сценарий праздника прощания с Азбукой
Подробный сценарий праздника с играми, конкурсами, сценками, песнями. Материал можно использовать для урока-обобщения, для классного огонька, а также для мероприятия в параллели (для первых клас...
Праздник прощания с азбукой "Спасибо тебе, азбука!
Цели:развитие познавательной активности и творческих способностей детей, развитие умения работать сообща и дружно с одноклассниками, развивать мыслительные операции в ходе игры;воспитание у учащихся и...
Сценарий выступления 1 класса «Азбука сказочных героев» на празднике «Прощание с азбукой»
Выступление класса составлено в стихотворной форме, на каждую букву - свой литературный герой....
Праздник прощания с азбукой "Спасибо тебе, азбука!"
Открытое внеклассное мероприятие "Прощание с сазбукой"...