Утренник « Москве - 860 лет».
классный час (3 класс) на тему

Рыскунова Людмила Юрьевна

Пробудить  интерес  и  уважение  к  прошлому  Москвы; углубить  знания  по  истории  Москвы; познакомить  со  значением  слова  «Москва»; воспитывать  любовь  к  родному  городу, к  истории  своего  народа, к  его обычаям  и  праздникам, бережное  отношение  к  ним.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл utrennik850moskve.docx51.85 КБ

Предварительный просмотр:

Утренник  « Москве  -  860 лет».

Цель: пробудить  интерес  и  уважение  к  прошлому  Москвы; углубить  знания  по  истории  Москвы; познакомить  со  значением  слова  «Москва»; воспитывать  любовь  к  родному  городу, к  истории  своего  народа, к  его обычаям  и  праздникам, бережное  отношение  к  ним.

Оборудование:

– костюмы; 

– мультимедийная  программа: картина  А.В. Васнецова ««Москва – городок  и  окрестности  в  ХII веке.»;  – статуя  основателя  Москвы  Юрию  Долгорукому; А. В. Васнецов. «Москва. Кремль  Дмитрий Донской в кон. XIV в.»; кремлевская  стена  с  бойницами; башни: Спасская, Троицкая, Никольская, Боровицкая  и  Водовзводная; рубиновая  звезда; кремлевские  куранты; Соборная  площадь; соборы: Благовещенский, Успенский, Архангельский; Грановитая  палата; колокольня  Ивана  Великого; царь-колокол; царь-пушка; Красная  площадь; Ф. Алексеев «Красная  площадь в  Москве.»; фото «лобное»  места; фото   Покровского  собора; фото памятника К. Минину и  Д. Пожарскому; Мавзолей; Государственный  исторический музей; Могила  Неизвестного  солдата  у   Кремлевской  стены.       

Звукозаписи: «Я  шагаю  по  Москве»  А. Петров, Г. Шпаликов; музыка  М. Мусоргский опера «Хованщина», вступ. «Рассвет на Москве-реке»; звон   курантов, 3-ий  куплет  «Гимн  города  Москвы»; «Дорогие  москвичи»  авторов  В. Масса и М. Червинского.

Зал  украшен  флагами, флажками, надписью  « Москве  -  860 лет».

Звучит  музыка  «Я  шагаю  по  Москве»  А. Петров, Г. Шпаликов.

У. – Как  называется  наш  город, в  котором  мы  живем?     (ХОРОМ)  (Москва)

– Сколько   лет  исполнилось  в  этом  году   столице   нашей  Родины? (860 лет)

  1. Современная  Москва – большой, красивый и многолюдный город.
  2. Сейчас  трудно  себе представить, что  когда-то  там, где  мы  живем, не  было домов и улиц, а шумели  дремучие  леса; не  было  площадей, а  были  лесные  поляны. И  вот  сюда   пришли  первые  люди. Посмотрели  вокруг, место   понравилось, и   они   поселились  здесь.

– Сегодня,   ребята,  мы  с  вами  совершим  заочное    путешествие  в  далекие  вре-мена, когда   жили  наши   предки.   Предки  –  это   люди, от  которых  мы   произошли.

Послушайте, как  об  этом  написала  Агния  Львовна  Барто: (Читают  два  ученика)

Деревья  в  три  обхвата,
Дремучие   леса.      
Среди  лесов  когда-то   
Город  поднялся.
Здесь  шли  тропинки  узкие,
Овраги  и  поля, 
Но  все  дороги  русские 
Сходились  у  Кремля.

Показ   картина  А.В. Васнецов  «Москва – городок  и  окрестности  в  ХII веке.

ТАК РОДИЛСЯ  ГОРОД НОВЫЙ,
И   НАЗВАЛСЯ  ОН   МОСКВОЙ. 

У. -  А  почему  именно  так   был   назвал  наш   город?

Одна  из  версий  название   реки  (а  значит  и  города)  Москва   связано  с  поня-тием    влажности,   топкости, болотистости, мокрости  и  сырости, т.к.  окончание  -ва- переводится   как  «вода»  и  «река».

Учащиеся   3 класса   покажут   и  расскажут  нам   свою  версию   происхождения  слова  Москва   и   Яуза.  Звучит  музыка  М. Мусоргский Опера «Хованщина», вступление «Рассвет на Москве-реке»

Как  тёплой  весеннею    порою                         
Из-под белой утренней   зорюшки,                   
Что  из  лесу, из  лесу  из   дремучего
Выходила   медведиха
По   прозвищу  «Ква»
С  милыми   детушками  медвежатами.
Одного   звали  «Я», а  другую – «Вуза»           
Погулять, посмотреть, себя  показать.               
Села  медведица  под  белою  берёзою;                
Стали  медвежата  промеж  собой  играть,        
По  муравушке   валятися,       
Боротися, кувыркатися,  
Отколь  ни  возьмись  мужик  идет,                                   
Он  в  руках  несёт  рогатину,            
А   нож-то  у  него  за  поясом,                          
А   мешок-то  у  него  за  плечьми.                          
Как  завидела   медведица    
Мужика  со  рогатиной,                         
Заревела  медведица,     
Стала  кликать  малых  детушек,       
Своих  глупых  медвежатушек. 
– Ах  вы  детушки, медвежатушки,           
Перестаньте  играть, валятися, 
Боротися,  кувыркатися.         
Уж  как  знать  на  нас  мужик  идёт, 
Становитеся, хоронитеся  за  меня,
Уж  как  я  вас  мужику  не  выдам,
Медвежатушки  испугалися,    
За  медведиху   бросалися,
А  медведиха   осерчалася,      
На  дыбы   подымалася.           
А  мужик-то  он   догадлив  был,                                    
Он   пускался  на  медведиху,        
Он  сажал   в   неё   рогатину.    
Упала   медведиха   на  сыру  землю.                               
А   мужик-то ей  брюхо  порол,                                   
Да  кровинушку   проливал,                                               
Капли   окропили  сыру  землю,       
Шкуру  её  в  мешок  поклал,         
А   поклавши  –   то  домой   пошел.                           
Скоро   сказка  говорится,              
Да  не  скоро  дело   делается.                      
Пошли   вести   по  всему   по  лесу,         
Дошли   они  до  медведя   черно-бурого,         
Что  убили   медведицу  его,     
Мужик шкуру её  в  мешок  поклал,                               
В  ту  пору  медведь «Моск» запечалился.                
Голову  повесил, голосом   завыл.  
Про  свою  сударушку,     
Черно-бурую  медведицу:      
Ах  ты  свет  моя  «Ква» 
На  кого  ты   меня   покинула
Вдовца   печального,
Вдовца  горемычного?                 
Уж  как  мы  с  моей  боярыней,       
Веселой  игры  не  игрывати, 
Милых  детушек  не  родити,
Медвежатушек   не   качати,
Не  качати, не  баюкати,-
И   побрел  он   во  дремучий  лес;               
Видит, – в  том  месте, меж  болот
Из-за  малого  колодца ,         
Ручеек,  не  умолкая, льётся
Неприметен  чистый   ручеек,        
Не  широк,  не  звонок, не  глубок.           
Перейдешь   его   через   дощечку,                    
А  глядишь – ручей  разлился  в   речку,                       
Хоть   местами  речку  эту  вброд
И  цыплёнок  летом  перейдёт.       
Зарычал  медведь «Моск»  на  весь  мир
– Нет  не   жить  мне  без  тебя  «Ква»                   
Зов  печальный  услыхали
Медвежата  «я»  и  «Вуза»           
Бросились  во  дремучий  лес  к  отцу,                    
До  зари  в  лесу  блуждая,                    
Между  тем  они  всё  шли  да  шли
И  на  ручей  набрели
Навстречу  им  отец
Медведь  горько   плачет
К  красну  солнцу,  наконец
Обратился  медведь-отец
– Свет  наш  солнышко!  Ты  ходишь
Круглый   год  по   небу; сводишь
Зиму  с  тёплою    весной,
Всех  нас  видишь  под   собой
Не  разлучай  меня  с  женой,         
А  медвежатушек  с  матерью  любимой
Дай  ответ  мне  поскорей         
–  Свет  ты  мой, –                                           
Красно  солнце  отвечало, –
А  ведь  жена  твоя   жива,
В   речку   превратилася   она.
Будь  же  не  разлучен  ты  с  женою? 
Будьте  же  вы  рекою!       
Соединились  медвежата  «Я» и  «Вуза»
И  назвал  народ  её   речкою «Яуза».
Вот  и  встретился  медведь-отец «Моск»
С  любимою   женою  «Ква»,              
И  назвал  народ  эту   речку  коротко        
«Москва»                        
Две  реки  в  пути  слились  в  одну                  
С  той  поры  шумливая  Яуза
Будит  Москву – реку   каждую  весну
–  Просыпайтесь, отец  и   мать,
Снова   встретились  мы  с  вами. 
В   сказке  ложь,  да  в  ней  намек!
Добрым  молодцам  урок!

2. Давно  это  было, не  у  кого  спросить, кто  и  почему  именно  так  назвал наш  город. Никто  не  помнит  ни  тех  людей,  которые  населяли  наш  город в  древности, ни  их  имен. Но  одно  имя  мы знаем. Это  имя  человека, считавшего  основателем Москвы.     Это   князь  Юрий  Долгорукий.       

Показ  конной  статуи  основателя  Москвы  Юрия  Долгорукого  скульпторов С.М. Орлова, А.П. Антропова  и  Н.Л. Штамма.

3. Сначала   вся  Москва   умещалась  в  стенах  Кремля. Стены   его  первоначально   были  деревянные (простоял  30 лет), потом  белокаменные (построен  за  год, а простоял  100 лет), а  пять  веков  назад  их  сложили  из  крепкого  кирпича. По  верху  стены  венчают  двурогие  зубцы.(Бойницы – это  узкие  щели. Сквозь  них защитники  крепости  могли  целиться  во  врагов, а  враги  в  них  попасть  не  могли.) Их  больше  тысячи. Высота  стен  от  8  до  18 м(стены  с  трехэтажный  дом, а в  некоторых  местах  – с  шестиэтажный), а  толщина  составляет  4,5 м. Общая  протяженность   крепостных  стен  превышает  2 км.        

Показ  кремлевской   стены  (фото)

4. Кремль – очень  сильная  крепость. Но  это  не  только  высокая  крепкая  стена.

Это  и  еще  много  разных  башен.

5. Возвышаются 20 башен, пять  из  них –проездные , с  воротами, над  наиболее  высокими  башнями – Боровицкой, Никольской, Водовзводной – круглые  сутки  горят  пятиконечные   рубиновые  звезды.  Показ  башен.  Звон   курантов.

6. На  Спасской  башне  большие  часы – куранты. Бой  курантов  можно  слушать по  радио  каждый  день  ранним  утром. Куранты  бьют  каждый  час  столько  раз, сколько  времени  показывают  часы. 

7. Сейчас  через  Спасские  ворота  войдем  на  территорию  Кремля.  В  Кремле сохранилось  много  очень  красивых   старинных   зданий. Это  царский  дворец, соборы, церкви.

За  кремлевскими  стенами   располагается  Соборная  площадь,  на  которой стоят Благовещенский, Успенский  и  Архангельский  соборы, а  также  Грановитая палата, колокольня  Ивана  Великого.

Показ  площади, соборов, палаты  и  колокольни.

Звучит  колокольный  звон  Московского  Кремля  М. Мусоргский Опера  «Борис Годунов». 

А вот и чудеса Кремля.

8. Отгадайте  загадку:

«Посмотри, подружка! Рядом  с  Царь-пушкой
Недалеко, ну  около  другой  царь, но … (
колокол).»

Показ  колокола.

Читает  стихотворение  Владимира  Борисова   «Царь-колокол»   Комарова Анастасия.

8.  Самый  большой  в  мире, но  самый  молчаливый. Вес – 200 т

9. Отгадайте  загадку:

«Дети, закрывайте  ушки, сейчас  будет  выстрел …(пушки)».

Показ   пушки.

Читают  дети   стихотворение  В. Борисова   «Царь-пушка».

9. Это  еще  одно  чудо  в  Кремле – Царь-пушка. Вес – 40 т, 4 декоративных ядра  по  1000 кг.

10. – Мы   побывали  за  стенами   Кремля, но  и  около  них  можно  увидеть  много  памятников  истории   нашей  Родины.

– Прямо  у  кремлевских  стен   широко   раскинулась   главная  площадь  Москвы, одна  из   самых  величественных  и  самых  прославленных  площадей  в  мире.

Показ Красной  площади.

– Как  она   называется?  (ХОРОМ)

11. Эту площадь  народ  назвал  Красной – т.е. прекрасной, очень  красивой. Начало  ее  истории  восходит  к  ХV веку. Тогда  она  представляла  большое  торжище  и  называлась «Торг» или «Пожар». Вот  так  она  выглядела  в  древности.

Показ  древней  площади.

12. С  ХVI века  стали  проводить торжественные  церемонии. В 1534 году  на  холме возле Покровского собора был  построен  помост (он  был  расположен  на  «лбу» площади), с  которого зачитывались  государственные  указы, так  называемое «лобное»   место.   Показ  «лобного»  места.

13. – При   рассказе  о Красной  площади   был  упомянут  собор. Кто   запомнил, как  он  называется?  (Дети  поднимают  руки. Опрос.)

Показ  Храма  Василия  Блаженного.

Читает  стихотворение  В. Борисова  «Покровский  собор»   Волкова  Александра.   

14. – Возле  Храма  Василия  Блаженного, перед  самым  его  входом, стоит  памятник. На  постаменте  из  красного  гранита  возвышаются  бронзовые  фигуры  двух  людей. Один  сидит, опершись  о   круглый  щит  и  вытянув  раненую  ногу. Другой, стоя  перед  ним  с  простёртой  рукой, вручает  тяжёлый  меч. Так  и  застыли  они  в  этих   позах   навечно –  нижегородский   староста  Кузьма  Минин  и  воевода  князь Дмитрий  Пожарский. (1612г. Три дня  штурмовали  Кремль  отряды  ополченцев, пока  наконец  поляки  не  сложили  оружее;  а через  200 лет поставлен  памятник)

Показ памятника Минину и Пожарскому  скульптор Иван Петрович  Мартос.

«Гражданину  Минину и князю Пожарскому благодарная  Россия»

15. -В  центре  площади  из  тёмно-красного  гранита  стоит величественный    Мав-золей В.И. Ленина. С севера  замыкает  ансамбль  Красной  площади  здание  с  узо-рчатым  фасадом, нарядным  крыльцом, с  островерхними   башенками  и  теремно-образной  крышей – это   Государственный  Исторический  музей.(48 залов, 3млн. 815тыс.   предметов и более 10млн. документов.) Показ   Мавзолея  и  Государственного  исторического  музея.

16. – У  кремлевской  стены, но  уже  не  на  Красной  площади, а  за  её  пределами, в  Александровском  саду, находится  еще  один  памятник,  связанный  с  героической страницей  истории  нашей  Родины

Звучит  3 куплет  Гимна  города  Москвы. «Мы  запомним  суровую  осень, …»

Показ монумента  могилы  Неизвестного  солдата.

17. Вечный  огонь  озаряет пятиконечную  воинскую  звезду  и  бронзовую  надпись

«ИМЯ  ТВОЕ  НЕИЗВЕСТНО,  ПОДВИГ    ТВОЙ    БЕССМЕРТЕН». Рядом  на  невысокой     стене    из    красного     и     черного  гранита  высечено: «ПАВШИМ  ЗА РОДИНУ. 1941 – 1945». Справа  вдоль  кремлевской  стены  поставлены  в  ряд десять  блоков  под  ними  хранится   священная  земля  городов-героев Ленинграда, Волгограда,  Одессы,  Мурманска,  Брестской   крепости, Тулы, Смоленска и т.д. На каждом  блоке – название  города   и  чеканное  изображение  медали  «Золотая  Звезда».  Во  всех городах-героях  есть  могилы, где  горит Вечный  огонь.  Послушайте  стихотворение  К.Чибисова  «Вечный  ОГОНЬ» Читают  стихотворение учащиеся.

Над  могилой  в  тихом  парке  
Расцвели  тюльпаны  ярко.                    
Вечно  тут  огонь  горит,                      
Здесь  солдат  российский  спит.          

Мы   склонились  низко-низко
Над  подножьем  обелиска,
Наш  венок  расцвел  на  нем
Жарким, пламенным  огнем.

Мир  солдаты  защищали,
Жизнь  они  за  нас  отдали,
Сохраним  в  сердцах  своих
Память   светлую  о  них.

18. Мы  с  вами  побывали  в  самом  центре  Москвы – в  Кремле  и  на  Красной  площади, у  стен  древнего  Кремля. Но  в  Москве  очень  много  интересных  мест, связанных  с  историей  нашей  Родины  и  с  ее  современностью.

Читает  стихотворение  В. Борисова   «Родня»   ученица.

Заканчивается  наше  путешествие, но  пусть  оно  будет  началом  многих  ваших  добрых  дел, дорогие   мои  москвичи!

Звучит  запись  песни  «Дорогие  москвичи»  авторов  В. Масса и М. Червинского.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Возвышение Москвы. История основания города Москвы.

Исторические события, связанные с обединением земель вокруг Москвы. Программа Л.В.Занкова....

Цикл передач" Моя Москва" ( "Культурная Москва".)

В этой передаче представлены интересные материалы о самом известном и любимом кукольном театре им. С. В. Образцова....

Цикл передач" Моя Москва" ( "Москва-осенняя".)

Мы рассказываем об осенней Москве. Она всегда красивая и льбимая....

Презентация "Москва" к уроку "Москва-столица России"

Презентация к уроку"Москва-столица России"...

Стихотворения М. Ю. Лермонтова «Москва, Москва!.. Люблю тебя как сын…», «Парус»

Работа по изучению творчества М.Ю. Лермонтова, пробуждение интереса к его произведениям....

Москва -город искусства. Театры Москвы

Материалы для проведения классного часа. Презентация и комментарий к презентации....

Классный час "Город-герой Москва! Москва-город героев!"

Презентация, которая пригодится для проведения классных часов по патриотическому воспитанию. В ней раскрыт подвиг 28-ми Панфиловцев....