Пожарная безопасность.
план-конспект урока по теме

Долгополова Любовь Ефимовна

Содержит материалы для проведения воспитательной работы по теме "Пожарная безопасность"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pozharnaya_bezopasnost.docx21.47 КБ

Предварительный просмотр:

Цели: повторить правила обращения с пожароопасными предметами, на практике отработать ЗУН при возникновении пожара, развивать логическое мышление и сообразительность, воспитывать осторожное обращение с огнём и бережное отношение к природе.

Оборудование: плакаты, карточки со словами, два телефона, каски, шланг для тушения пожара, огнетушитель, песок, вода, сода.

Ход мероприятия:

- Сегодня мы поговорим о пожарной безопасности. Но сначала вспомним, что такое огонь?

 - Огонь – это раскаленные светящиеся газы вокруг горящего предмета.

 - Как вы думаете, когда люди впервые начали использовать огонь?

 - Первобытные люди сначала использовали и по возможности поддерживали природный огонь. Примерно 50 000 лет назад человек сам научился добывать огонь с помощью искр при ударе кремня о кремень и трением двух кусков древесины и осознал преимущества огня. Огонь давал людям тепло, с помощью него готовили еду, защищались от диких животных. В наше время трудно представить себе жизнь без огня.

 - Чтобы зажечь огонь, должны присутствовать три элемента: кислород, топливо и тепло. Если один из них отсутствует, огонь получить невозможно. Эти три элемента известны как треугольник огня.

Кислород: химический элемент, газ без цвета и запаха, входит в состав воздуха, которым мы дышим.

Топливо: горючий материал, например, деревья, растения, сухая трава, листья, сосновые иголки, бумага.

Тепло: можно получить путем попадания молнии в траву или дерево, поместить кусок стекла под прямые солнечные лучи, зажечь спичку.

 - Польза огня в том случае, если человек умеет использовать его себе на благо и контролировать огонь.

 - Хороший огонь – это огонь, который зажигают специально, по необходимости, который всегда под контролем и за которым присматривает взрослый.

- Приведите примеры «хорошего» огня.

 - Плохой огонь – это огонь, который выходит из-под контроля человека и наносит ущерб или причиняет кому-то или чему-то вред.

- Приведите примеры «плохого» огня. (Этот плакат закреплен на доске.)

 - Пожары возникали и в эпоху пещерного человека. Появление огня изменило образ жизни людей. Первобытные общины, занимавшиеся охотой и собирательством, использовали огонь, чтобы сделать более удачной охоту. Им приходилось иногда поджигать территорию вокруг своих жилищ, чтобы не дать врагам возможность приблизиться к их лагерям. Они устраивали выжигания, чтобы сжечь деревья и использовать свободную территорию под луга.

 - Лесные пожары – это не новое природное явление. Пожары, наводнения, землетрясения и другие подобные природные явления – с давних времен предмет обеспокоенности общества.

 Лесные районы всегда испытывали воздействие пожаров. Первые исследователи Западной Сибири и Дальнего Востока, ученые со всего мира – такие как Н.М. Пржевальский, А.Ф. Миддендорф отмечали существование лесных пожаров. Число пожаров на Дальнем Востоке растет с каждым годом. До середины ХIХ века дальневосточная тайга была в естественном состоянии. В лесах зверя было не считано, в долинах рек и озер птиц было немеряно. С конца ХIХ века началось уничтожение тайги и ее обитателей пожарами. В ХХ веке пожары стали обычным явлением.

Восемь из десяти лесных пожаров происходят по вине человека. Когда хороший огонь превращается в плохой, это происходит, в основном, потому что люди неосторожны и не думают о последствиях неосторожного обращения с огнем.

 - Назовите причины возникновения пожаров.

 Причины пожаров: сигареты, спички, костры, плита, горящий мусор, двор, камин, электрический огонь (розетки), битое стекло в качестве линзы, фейерверки, молнии.

 - Люди в случае опасности огня надеются на команды людей на красных машинах, которые первыми прибывают на место пожара.

 - Кто они?

 - В задымленной долине он стоит в огнеупорной одежде, каске, защитных очках и с рацией в руках. – П О Ж А Р Н Ы Й.

 (Рассказывает подготовленный ученик.)

 - Пожарные рискуют своими жизнями, чтобы защитить нас от огня, собственность, природу, культурные ценности. Они выполняют опасную работу из-за людей, по неосторожности которых начинается пожар.

 - Специалисты в области пожаротушения работают на пожарных станциях, тушат пожары любой сложности, слаженно работают в своей команде, осуществляют специальную подготовку людей, определяют уровень пожароопасности для окружающей среды и людей, проверяют соблюдение противопожарных правил организации, школы, проводят профилактическую работу, планируют эвакуацию на случай пожара в учреждениях, содержат в постоянной готовности специальное оборудование и пожарные станции.

 - Пожарные – профессионалы, защищая леса, работают вместе с лесничими, они охраняют от огня города, людей, животных и всю нашу планету.

 - Пожарные всегда придут на помощь, как и в этом рассказе.

 - Прочитайте рассказ. (Ученики читают рассказ.)

«Однажды осенним днем два маленьких мальчика играли на улице. Начался дождь. Ребята быстро побежали домой, но все-таки успели промокнуть. Они не хотели, чтобы мама ругалась из-за мокрой одежды. Они нашли спички и зажгли газовую плиту. Ребята повесили одежду сушиться прямо над плитой. Загорелся свитер одного из мальчиков. Огонь перекинулся на мебель. Соседи увидели дым из окна и вызвали пожарных.»

 - А кто знает, что такое предотвращение пожара? (ответы детей)

 - Предотвращение пожара – это действия, предпринимаемые для того, чтобы пожар не возник. Это поведение, которое все должны практиковать и знать.

 - Что происходит, когда мы зажигаем спичку?

 - Можно ли обжечься пламенем спички?

 - Может ли от спички разгореться пожар?

 - Может ли пожар повредить здания или вещи?

 - Может ли игра со спичками стать причиной пожара?

 - Конечно, да. Животным, деревьям и другим растениям можно навредить, создав пожароопасную ситуацию. А чтобы этого не случилось - нельзя играть со спичками.

- Контролирование огня – это действия, направленные на локализацию, сдерживание распространения горения огня ( для достижения конкретных целей – использование костра для приготовления пищи, сжигание мусора), а конечный результат этих действий – тушение огня. Это значит, что пожар уже начался, как в рассказе про мальчиков, которые устроили пожар из-за промокшей одежды. Но огонь должен быть контролируемым, и тогда пожар можно предотвратить. Огонь, который выходит из-под контроля и есть пожар, который наносит серьезный вред собственности, здоровью людей и природе.

 - Когда говорят о контролировании огня, необходимо определить, какой вид горючего материала используется в данном случае. Это важно, так как различные виды топлива требуют различных способов тушения. Топливо обычно разделяют на три группы.

 - У вас на столах лежат карточки со словами, разделите эти слова на три группы по видам топлива:

Телевизоры, дерево, бумага, газ, одежда, керосин, масло, резина, провода, электротовары, пластик, розетки, ацетон, жир, бытовая техника, мусор.

Правильный ответ:

 Группа 1 – дерево, бумага, одежда, резина, пластик, мусор.

 Группа 2 – газ, керосин, масло, ацетон, жир.

 Группа 3 – электротовары, провода, розетки, бытовая техника, телевизоры, компьютеры и т.д.

 - Лучшими средствами для тушения пожаров являются: вода, песок, пищевая сода.

 - Выберите для каждой группы свои средства тушения.

Правильный ответ:

 Для группы 1 – вода, песок.

 Для группы 2, 3 – пищевая сода, песок.

 - Многофункциональный огнетушитель может тушить все пожары.

 - В нашем доме существуют источники пожароопасности. Это электрические пробки, электрические вилки, спички, плиты, потолок (протекает или нет), труба и камин, мусор, двор, горящий мусор, автомобиль.

 - Электрическая розетка может стать пожароопасной, потому что в розетке находится источник тепла, и если возникнут искры от перепада напряжения или неправильной установки, может начаться пожар.

 - Вода и электричество не совместимы, при их взаимодействии появляются искры.

 - Сухая трава, мусор, листья являются горючими материалами, которые необходимы для возникновения огня.

 - Горящий мусор – горючий материал, источник огня, от которого могут начаться лесные пожары. Искры, летящие вверх, могут стать причиной пожаров.

 - Многие предметы в доме и рядом с ним могут стать причиной пожара, и мы должны знать, что делать, если возникнет опасность появления огня.

 - А если пожар возник? Что надо делать? Куда звонить?

Игра «Вызов пожарной команды»

 В игре принимают участие все дети. Один (пострадавший) вызывает по телефону пожарную команду, второй принимает звонок (диспетчер пожарной части). Группа детей приезжает тушить пожар и эвакуировать пострадавших. (Дети меняются ролями.)

 Подведение итогов классного часа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок-презентация по пожарной безопасности "Пожарная безопасность. Служба спасения 01"

Урок-презентация  по пожарной безопасности для 1-4 классов...

Урок-презентация по основам пожарной безопасности на тему: «Пожарная безопасность. Служба спасения 01»

Цели:- познакомить детей с правилами пожарной безопасности;- предупредить баловство детей с огнём.Задачи:- научить детей быстро оценивать опасную ситуацию, принимать оптимальное решение для её преодол...

Урок – презентация по основам пожарной безопасности. Познакомить с профессией пожарного, учить детей ценить мужество и героизм людей этой профессии

Роль огня в жизни человека: как положительная, так и отрицательная. Знакомство с профессией пожарного, Составление  памятки, как вести себя при пожаре...

Сценарий внеклассного мероприятия по пожарной безопасности "Чтобы с пожаром бороться умело Знать каждому нужно пожарное дело!

Основная задача данного мероприятия - пополнить знания учащихся о пожарной безопасности, научить детей вести себя правильно в чрезвычайных ситуациях, при возникновении пожара в школе, дома, привить пр...

Выступление отряда по пожарной безопасности "Пожарный дозор"

Выступление отряда "Пожарный дозор" проходит на фестивале по пропаганде пожарной безопасности с участием детей Новониколаевской основной общеобразовательной школы....

Инновационный проект "Разговор о пожарной безопасности", по формированию правил пожарной безопасности у младших школьников

Инновационный  проект "Разговор о пожарной безопасности", по формированию правил пожарной  безопасности  у младших школьников...