Сценарий праздника "Коляда"
материал (3 класс) по теме

Колосовская Надежда Викторовна

Это мини-спектакль, который способсбвует развитию творческих способностей у учащихся, сплочение детского коллектива и т.д.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kolyada.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

КОЛЯДА.

Форма деятельности: внеурочная (коллективный творческий проект)

Цель:  - развивать творческие способности  у учащихся;

             - развивать навыки общения школьников;

             - сплочение детского коллектива.

Задача:  - развитие положительных нравственно-эстетических качеств и эстетических    норм поведения;

                 - расширение кругозора учащихся, формирующий устойчивый  интерес к познавательной литературе;

                 - развитие чувства ответственности;

                 - воспитание культуры общения детей;

                 - привлечение семьи к жизни класса, школьным мероприятиям.

Оборудование:

Зал оформлен под деревенскую избу,

Костюмы: девочки – русские сарафаны, на голове «кокошники» или разноцветные ленты;

Мальчики – русские рубашки расшитые узорами. Костюмы животных: козы, коровы, зайца, мышки.

Костюмы «коляды», хозяина и хозяйки.

Звезда из фольги на палке.

Подготовительная работа:

  1. Знакомство со сценарием праздника.
  2. Распределение ролей между учащимися.
  3. Индивидуальные беседы с родителями о костюмах участников сказки.
  4. Оформление зала.

Сладости для чаепития.

Прогнозируемый результат:

  1. постановка мини-спектакля.
  2. развитие творческих способностей у учащихся;
  3. сплочение детского коллектива;
  4. развитие чувства ответственности;
  5. помощь родителей в создании костюмов.

Действующие лица:

Ведущая – воспитатель

Коляда – Перекрест А.

Хозяин – Митин Н.

Хозяйка – Артёмов Ю.

Мальчик – Еримеев А.

Девочка –  Кулябина Е.

Коза – Савченко А.

Корова – Воронов В.

Мышка – Меленцова Н.

Заяц – Логунова Г.

Ход праздника.

   Зал оформлен под деревенскую избу, на столах лежат материалы и оборудование для изготовления реквизита, звучит музыка. Дети сидят на полу, на сундуке, на скамейках, за столами. Входит ведущая в русском костюме и начинает свой рассказ.

Ведущая.   
Вот и матушка-зима пришла.
Растворяй-ка ворота!
Пришла и коляда, да из Новгорода.

Дети идут, взявшись за руки, змейкой по залу и поют. 


Приходила коляда
Накануне Рождества.
Кто даст пирога,
Тому полон хлев скота,
Овин с овсом,
Жеребца с хвостом.

 Здравствуйте, добры молодцы и красны девицы! На улице вьюга и снег, мороз такой, что жуть. Человек всегда стремился разнообразить свою повседневную жизнь чем-то необычным: торжественным, радостным, смешным или забавным. Так в далёком прошлом зародились праздники. В глубокой древности люди верили в силы природы и поклонялись языческим богам. Некоторые из тех обычаев сохраняются и сегодня, другие исчезли без следа. А сегодня на дворе святой праздник – Святки. Как правило, основные действия выпадают на вечернее время. Ангелы к людям слетаются, все желания исполняют. А для нечистой силы – время хаоса и темноты, когда можно крушить, ломать старое, а вслед за этим творя и рождая новое. Праздники у крестьян начинались в конце декабря. 25 декабря – день солнцеворота: «Солнце на лето, зима на мороз». День увеличивается, солнышка днём всё больше, а зима становится холоднее. В последнюю неделю декабря начинается разговор с природой о будущем урожае. Славяне встречали Новый год песнями и плясками, шутками ряженых и весёлыми играми. Обряд этот назывался колядование.

Дети. Что такое Коляда?

Ведущая. Коляда – старинный рождественский и святочный крестьянский обряд – хождение по домам с поздравлениями и песнями, с получением угощения или денег.

Дети. С какими песнями встречали Новый год?

Ведущая. С колядками. Это песенка, которая восхваляет Коляду. Кто это – Коляда? Он или она? Что означало это слово? Коляду никто никогда не видел, никто не мог сказать, как она выглядит и на что похожа: на человека, на сказочное существо или на что-то другое.

Дети.  Кто же и кому пел эти песни?

Ведущая.  Колядующие наряжались и надевали маски, костюмы, изображающие животных (козу, медведя, лошадь и любых других животных), а также Коляду, чтобы прогнать злых духов. Молодёжь и ребята собирались и отправлялись весёлою гурьбой по деревне. Колядующие, войдя в избу, просили у хозяев разрешения пропеть колядку. Отказов обычно не было. Колядующие входили в горницу, неся перед собой на палке нарядную самодельную звезду из фольги или цветной бумаги. А вы хотите поколядовать?

Дети. Конечно, хотим!

Ведущая. Давайте, дорогие гости, мы с вами сейчас из того, что есть на столе, сделаем маски и костюмы, что у нас получится, и пойдём колядовать.

          Дети приступают к изготовлению реквизита, ведущая во время работы продолжает рассказ.

Ведущая. Какая у нас получилась нарядная звезда, давайте её прикрепим к древку.

          Входят в избу дети в костюмах и принимаются петь.

Дети.  Коляда, Коляда!

            Ты подай пирога,

            Или хлеба ломтину,

            Или денег полтину,

            Или курочку с хохолком,

            Петушка с гребешком,

            Или сена клок,

            Или вилы в бок.

Ведущая. Колядующие славят хозяев и желают им всякого благополучия. Колядующих благодарят, угощают, дают с собой разные деревенские лакомства – колбасы, масло, мясо, порою немного денег. Ребятишки получают в награду копейки и пряники – «козульки» - фигурки коней, коровок, оленей, овечек. Все принимают участие в этих обрядах. Дети раскидывают зёрна по полу, зёрна летят в хозяев избы, которые добродушно отряхивают их и благодарят ребят за добрые пожелания.

      Дети подходят к поющим, дарят им фигурки из глины, бумаги, ткани, а те их, в свою очередь, осыпают зерном.

Дети.

Богатые мужички, открывайте сундучки,

Доставайте пяточки,

Если нету пятачка,

То давайте пирога.

Я корову за рога

Поведу на Торжок,

Там продам за пирожок.

Как пошла Коляда

Вдоль по улице гулять,

Вдоль по улице гулять,

С Новым годом поздравлять!

Коляда, Коляда,

Где ты раньше была?

Я во поле ночевала,

Теперь к вам пришла.

Ведущая. По домам водили «козу». Это была забавная игра. Коза – символ жизненной силы, и эту силу она должна была принести хозяину избы и его земле, его полю, чтобы лучше вырос хлеб. Козу изображал кто-нибудь из парней: на него надевали тулуп, вывернутый мехом наружу, лицо мазали сажей, на голову надевали особую шапку и прикрепляли рога из соломы. Парень садился верхом на дугу – так его водили из избы в избу. При этом коза плясала, а её свита пела песню.

           Вбегает мальчик, его наряжают козой. Дети поют.

Дети.

Мы не сами идём,

Мы козу ведём.

Мы козу ведём.

Где коза ходит –

Там жито родит.

Где коза хвостом –

Там жито кустом.

Где коза ногою –

Там жито копною.

Где коза рогом –

Там жито снопом.

Ведущая. А теперь давайте посмотрим, какие у вас получились костюмы. Наряжайтесь и пойдём колядовать.

          Дети наряжаются, берут звезду и идут колядовать.

Дети.  Коляда, Коляда!

            Дома ли хозяин?

Хозяин.  Дома!

Дети.  Коляда, Коляда!

            Пекли ли лепёшки?

Хозяин.  Пекли!

Дети.  Коляда, Коляда!

           Варёны ли свиные ножки?

Хозяин.  Варёны!

Дети.  Коляда, Коляда!

            Начинены ли свиные кишочки?

Хозяин.  Начинены!

Дети.  Коляда, Коляда!

           Готовы ли потчевать?

Хозяин.  Готовы!

Коляда.  Подай, хозяин, кусок лепёшки, свиную ножку…

Дети.  

Коляда, Коляда.

Соломенная борода!

Ты, хозяин – мужичок!

Открывай сундучок,

Подавай пятачок!

Пришла Коляда

Накануне  Рождества!

Дайте коровку,

Масляну головку.

Кто не даст пирога –

Мы корову за рога!

Кто не даст нам яиц –

Мы тому разгоним птиц!

   

Ведущая.  Что ж, мои дорогие гости, красны девицы и добры молодцы, славно мы с вами поработали, повеселились и без награды не остались.

          Ведущая приглашает всех за стол, угощает сладостями. Дети обмениваются сувенирами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературная викторина-КВН (сценарий) Литературная викторина-КВН (сценарий)

Данное внеклассное мероприятие во 2 классе развивает плавное выразительное чтение, грамотную речь, умение интонационно оформлять своё высказывание, закрепляет знания детей произведений и авторов русск...

Сценарий для агитбригады «Есть такая служба 01» в рамках темы «Жизнь без опасности» Авторы и постановщики сценария воспитатель ГПД Лебедева Леся Анатольевна и учитель музыки и режиссёр ТАМ "Радость" Иевлева Татьяна

(сценарий  выступления  агитбригады старшеклассников в рамках темы «Жизнь без опасности» для учащихся младшей и средней школы).Цель: воспитание у ребят уважения к профессии пожарного и...

Сценарий праздника. Сценарий праздника к 8 марта «Для прекрасных Дам!»

Сценарий предназначен для проведения праздника "Лучший день - 8 Марта" для учеников 1  класса и их родителей. Данный материал будет полезен для учителей начальных классов, педагогов дополнительно...

Сценарий спектакля по сказке С.Я. Маршака "Двенадцать месяцев" . К сценарию прилагается презентация для экрана на сцене.

Сценарий создан по пьесе С.Маршака ( в сокращении) для постановки спектакля с учениками 2-4 классов....

Башлангыч мәктәп өчен Белем бәйрәменә сценарий / Сценарий «Здравствуй, новый учебный год!»

Сценарий для начальной школы,воспитание в которой ведется на двух языках: русском и татарском...