праздник "Осенины"
методическая разработка (2 класс)
"Осенины"- праздник для учащихся 1-2 класов. Содержит конкурсы, загадки, сценки, которые можно показать гостям .
Лучше проводить его в актовом зале- это дает возможность пригласить родитетей ребят.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prazdnik_oseni_-_kopiya.docx | 21.26 КБ |
статья "Виды работы на уроках литературного чтения" | 59 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРАЗДНИК ОСЕНИ
ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА: Осень, сентябрь, октябрь, ноябрь, чтецы, хозяйка леса, девочка- хозяйка
ОБОРУДОВАНИЕ: украшение для зала (листья, грибы-загадки, корзина с яблоками , музыкальное сопровождение, слайд-презентация)
- Бродит в роще листопад
По кустам и клёнам.
Скоро он заглянет в сад
Золотистым звоном.
- Соберём из листьев веер,
Яркий и красивый.
Пробежит по листьям ветер ,
Лёгкий и игривый.
- И послушно ветру вслед
Листья улетают.
Значит, лета больше нет,
Осень наступает.
- Журавли на юг летят.
Здравствуй, здравствуй, осень!
Приходи на праздник к нам,
Очень, очень просим:
- ВСЕ: Осень, осень, в гости просим.
ПОД МУЗЫКУ ВХОДИТ ОСЕНЬ.
ОСЕНЬ: Вы обо мне? А вот и я!
Привет осенний вам , друзья!
Осенние сады и парки?
Я на праздник к вам пришла
И братьев своих с собой привела.
Вы ,конечно, их знаете.
ВХОДИТ РЕБЁНОК В КОСТЮМЕ «СЕНТЯБРЯ»
СЕНТЯБРЬ: Опустел наш школьный сад
Паутинки вдаль летят,
И на южный край земли
Потянулись журавли,
Распахнулись двери школ.
Что за месяц к вам пришёл?
( дети отвечают)
А что вы знаете обо мне , ребята?
ВХОДИТ РЕБЁНОК В КОСТЮМЕ «ОКТЯБРЯ»
ОКТЯБРЬ: Всё мрачней лицо природы-
Почернели огороды,
Оголяются леса,
Молкнут птичьи голоса,
Медведь в спячку завалился.
Что за месяц к вам явился?
(дети отвечают)
А стихи об осени вы знаете?
( дети рассказывают стихи об осени).
ВХОДИТ РЕБЁНОК В КОСТЮМЕ «НОЯБРЯ»
НОЯБРЬ: Поле чёрно-белым стало,
Падает то дождь, то снег,
И сильней похолодало,
Льдом сковало воды рек,
Мёрзнет в поле озимь ржи.
Что за месяц, подскажи?
(дети отвечают)
Ребята, а какие вы знаете пословицы или поговорки об осени, об осенних месяцах?
ДЕВОЧКИ ТАНЦУЮТ ПОД ПЕСНЮ «ОСЕНЬ ПОСТУЧАЛАСЬ»
ОСЕНЬ: Молодцы, девочки!
- Осень! Славная пора!
Любит осень детвора.
Сливы, груши, виноград-
Всё поспело для ребят.
Здравствуй , Осень,
Здравствуй, Осень,
Хорошо, что ты пришла.
У тебя мы , Осень спросим:
«Что в подарок принесла?»
ОСЕНЬ: Принесла я вам муки-
ДЕТИ: Значит будут пироги.
- Принесла вам гречки.
- Каша будет в печке.
- Принесла вам груши.
- Мы их впрок насушим.
- А уж яблоки как мёд.
- На варенье , на компот.
- Принесла вам мёду полную колоду.
- Ты и яблок, ты и хлеба,
Ты и мёду принесла,
А хорошую погоду
Ты нам ,осень , припасла?
- Дождику вы рады?
(осень проходит вокруг детей, немного их обрызгивая)
УЧИТЕЛЬ: Пришла осень и в лес.
- Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Весёлой, пёстрою стеной
Стоит над светлою поляной.
- Кроет уж лист золотой
Влажную землю в лесу...
Смело топчу я ногой
Вешнюю леса красу.
С холоду щёки горят;
Любо в лесу мне бежать,
Слышать, как сучья трещат,
Листья ногой загребать!
- Мы по ковру идём с тобой,
Его никто не ткал.
Он разостлался сам собой,
Лежит у речки голубой,
И жёлт , и синь , и ал.
( ВХОДИТ ДЕВОЧКА В КОСТЮМЕ ХОЗЯЙКИ ЛЕСА)
ХОЗЯЙКА ЛЕСА: Здравствуйте, ребята, я- Хозяйка Леса. А знаете вы, что делают лесные жители осенью?
(ДЕТИ ОТВЕЧАЮТ)
Некоторые из моих жителей пришли к вам на праздник, но вы должны узнать их.
Ну вот этого зверька
Не видать издалека,
Хвост пушист, сам он мал
И орешки он собрал.
Догадались- это... (белка)
Под музыку появляется Белочка. Она , танцуя, собирает грибы в корзинку.
УЧИТЕЛЬ: Сколько грибов набрала Белочка! Теперь она не останется зимой голодной.
- А хотите узнать какие грибочки у нашей Белочки в корзинке? Тогда Хозяйка Леса загадает вам
загадки о грибах и вы узнаете ,что у Белочки в корзинке.
ХОЗЯЙКА ЛЕСА: 1. Я в красной шапочке расту
Среди корней осиновых.
Меня увидишь за версту,
Зовусь я ... (подосиновик)
Не спорю, не белый-
Я , братцы, попроще...
Расту я обычно
В берёзовой роще... (подберёзовик)
Нет грибов дружней, чем эти,
Знают взрослые и дети,
На пеньках растут в лесу,
Как веснушки на носу. (опята)
Очень дружные сестрички
Ходят в рыженьких беретах,
Осень в лес приносят летом
Золотистые ... (лисички)
- Ребята, а вы знаете, как надо собирать грибы? (дети отвечают)
КОНКУРС «НАРИСУЙ ГРИБЫ»
ХОЗЯЙКА ЛЕСА: А вот ещё загадки- листики:
- Сидит дед во сто шуб одет,
Кто его раздевает, тот слёзы проливает.
- Что копали из земли,
Жарили варили?
Что в золе мы испекли,
Ели да хвалили?
- Лето целое старалась:
Одевалась, одевалась,
А как осень подошла,
все наряды отдала-
Сотню одежонок сложи ли мы в бочонок. (капуста)
- Над землёй- трава,
Под землёй -алая голова .
ОСЕНЬ: Урожай у нас хорош,
Уродился густо:
И морковка, и картошка,
Белая капуста,
Баклажаны синие,
Красный помидор...
ДЕВОЧКА- ХОЗЯЙКА ВЫХОДИТ С КОРЗИНКОЙ, ИЗ КОТОРОЙ ВЫКЛАДЫВАЕТ ОВОЩИ.
ОСЕНЬ: Хозяйка однажды с базара пришла,
Хозяйка с базара домой принесла:
Картошку, капусту, морковку, горох, петрушку и свёклу.
ДЕВОЧКА- ХОЗЯЙКА : ОХ!
ОСЕНЬ: Вот овощи спор завели .
ИНСЦЕНИРОВКА СТИХОТВОРЕНИЯ
ПЕРЕЦ: Кто из нас , из овощей,
И вкуснее, и нужней?
Кто при всех болезнях
Будет всех полезней?
ГОРОХ: Я такой хорошенький
Зелёненький мальчишка,
Если только захочу,
Всех горошком угощу!
СВЁКЛА: Дай сказать хоть слово мне,
Выслушай сначала.
Свёклу надо для борща
и для винегрета.
Кушай сам и угощай,
Лучше свёклы нету!
КАПУСТА: Ты уж , свёкла, помолчи!
Из капусты варят щи.
А какие вкусные пироги капустные!
РЕДИСКА: Я – румяная редиска,
Поклонюсь вам низко- низко.
А хвалить себя зачем?
Я и так известна всем!
ОГУРЕЦ: Очень будете довольны,
Съев огурчик малосольный.
А уж свежий огуречик
Всем понравится, конечно!
МОРКОВЬ: Про меня рассказ недлинный:
Кто не знает витамины?
Пей всегда морковный сок
И грызи морковку-
Будешь ты тогда, дружок,
Крепким, сильным , ловким!
ПОМИДОР: Не болтай ,морковка, вздор,
Помолчи немного.
Самый вкусный и приятный
Уж ,конечно, сок томатный.
ЛУК: Я – приправа в каждом блюде
И всегда полезен людям.
Угадали? Я- ваш друг,
Я простой зелёный лук!
КАРТОШКА: Я , картошка, так скромна-
Слова не сказала...
Но картошка так нужна
И большим, и малым !
БАКЛАЖАН: Баклажанная икра.
Так полезна, так вкусна.
ОСЕНЬ: Спор давно кончать пора!
ОВОЩИ: Спорить бесполезно.
СТУК В ДВЕРЬ
ОСЕНЬ: Кто-то , кажется, стучит...
ВХОДИТ ДОКТОР АЙБОЛИТ
ОВОЩИ: Это доктор Айболит!
АЙБОЛИТ: Ну, конечно, это я!
О чём спорите, друзья?
РЕПА: Кто из нас из овощей,
Всех важней и всех вкусней?
Кто при всех болезнях
Будет всем полезней?
АЙБОЛИТ : Чтоб здоровым, сильным быть,
Надо овощи любить
Все, без исключения,
В этом нет сомнения.
В каждом польза есть и вкус,
И решить я не берусь:
Кто из вас вкуснее
Кто из вас нужнее?
КОНКУРС «УЗНАЙ ОВОЩ»
УЧИТЕЛЬ: Молодцы, ребята! Загадки отгадала, рисунки нарисовали.
ОСЕНЬ : А на прощание хочу узнать, кто из вас самый наблюдательный?
- Кто сушит грибы на дереве?
- Листья каких деревьев краснеют?
- Какое хвойное дерево сбрасывает свои иголочки на зиму?
- Спасибо за праздник , ребята. А теперь я награжу вас по- осеннему.
Раздаёт яблоки.
Предварительный просмотр:
«ЧТЕНИЕ- ЭТО ОКОШКО, ЧЕРЕЗ КОТОРОЕ
ДЕТИ ВИДЯТ И ПОЗНАЮТ МИР
И САМИХ СЕБЯ»
В.А.СУХОМЛИНСКИЙ
ВИДЫ РАБОТЫ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
НАУЧИТЬ ЧИТАТЬ- ЭТО ЧИТАТЬ
- ПРАВИЛЬНО;
- ОСОЗНАННО;
- БЕГЛО;
-ВЫРАЗИТЕЛЬНО (ПРОЧУВСТВОВАТЬ)
- Техника чтения в начальных классах:
1-ый класс- 30- 40 слов /мин.
2-ой класс- 60-70 слов/мин.
3-4 классы- 80-90 слов/ мин.
- Учим наизусть:
1 класс- 10-12 стихотворений; 2-3 отрывка прозы;
2 класс- 15- 16 стихотворений; 4-5 отрывков прозы;
3-4 классы- 17-18 стихотворений; 5-6 отрывков прозы.
- Развитие речи:
Сочинения из небольшого количества предложений, повествовательного характера с элементами описания природы, внешности людей, процессов труда и элементами рассуждений (ответы на вопросы почему? и зачем? ) по прочитанным произведениям, по картине и конкретным (жизненным) наблюдениям учащихся.
АНАЛИЗ ПРОИЗВЕДЕНИЯ:
1)Первичный синтез (первичное восприятие текста) в него входит:
- подготовка к восприятию;
- первичное чтение (целиком то , что предложил автор; цель- эмоциональное восприятие);
- вопросы по восприятию;
2)Анализ произведения:
Анализ содержания Анализ на уровне идеи
(что и где происходит) (что хотел сказать автор этими словами)
3)Вторичный синтез (восприятие целиком на основе осмысления; обобщение, результат- выразительное чтение).
Что учитывать при анализе художественного произведения
- Художественная литература- обязательно есть образы (образ человека, пейзажа…)
Для создания образа используют сюжет, жанр, композицию, художественные средства языка (сравнение, метафоры…).
ЖАНР. В рассказе главное- повествование, сюжет, наличие героев.
Басня- повествование, сюжет, герои, иносказание, мораль.
Сказка- повествование, сюжет, герои, вымысел (волшебство).
Пословицы, песенки, загадки, пестушки, поговорки- заключается мудрость народа.
Былина- приближается и к сказке , и к пословице- мудрость народа.
Стихи- драматические, эпические («Иван Сусанин», «Дед Мазай»), лирические.
Исторические тексты- научно- популярные статьи; художественные произведения.
КОМПОЗИЦИЯ- самый мощный фактор для создания образа (действия героя, нескольких сюжетов).
СЮЖЕТ- ход событий (сюжетные повороты в произведении).
ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА – СЛОВО. (о природе, как о живом существе).
ВИДЫ РАБОТЫ НАД ТЕКСТОМ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ:
Основным приёмом, обеспечивающим развитие навыка чтения, является многократное обращение к тексту, перечитывая его каждый раз с новым заданием. Тогда ребёнок открывает в произведении что-то новое, чего не заметил при первом чтении. Необходимо создать благоприятные условия для работы над содержанием, разбором и усвоением прочитанного на основе разнообразия форм, методов и видов работы, больше уделять внимания словарной работе, чаще использовать различные творческие задания, сочетать коллективную и индивидуальную работу на уроке, учить работать с текстом. Учитель даёт справку об авторе, выясняет с учащимися отношение автора к герою (-ям). Обязательно обращает внимание на язык произведения, речь героя (если таковая имеется в произведении). На уроке должен звучать диалог: учитель- ученик, ученик- ученик.
ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ:
- этап наблюдения над литературными явлениями при чтении и анализе произведения (книги): явление вычленяется из текста и осмысливается читателем- учеником, учитель называет его термином литературоведения;
- этап обобщения доступных признаков явления: выделяются 2-3 наиболее яркие и понятные детям особенности изучаемого явления;
- этап формулирования литературоведческого понятия: перечисление усвоенных особенностей явления рождает дефиницию термина , самостоятельно составленную уч-ся и откорректированную учебником;
-этап запоминания и использования изученного понятия в работе с новыми произведениями.
ВИДЫ РАБОТЫ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ:
- Чтение всего текста (по заданию учителя).
- Чтение, деление на части. Составление плана.
- Чтение по готовому плану.
- Чтение с последующим пересказом.
- Чтение с сокращением текста. (ребята убирают слова или предложения, которые можно опустить ). Подготовка к сжатому пересказу.
- Чтение цепочкой по предложению.
- Чтение цепочкой по абзацу.
- Чтение вполголоса.
- Чтение, нахождение отрывка к иллюстрации.
- Чтение, ответы на вопросы.
- Нахождение в тексте отрывка, который поможет ответить на вопрос.
- Чтение самого красивого отрывка в произведении.
- Нахождение по данному началу или концу предложения всего предложения. (Позже предложение можно заменять логически законченным отрывком)
- Чтение отрывка, к которому можно подобрать пословицу.
- Нахождение предложения или отрывка, отражающего главную мысль произведения.
- Чтение и установление, то правдиво, а что вымышлено (для сказки).
- Чтение по ролям.
- Чтение по ролям диалога, исключая слова автора.
- Нахождение отрывка, который нужно прочитать грустно (строго, весело…).
- Найти в стихотворении повторы. Почему автор повторяет эти слова?
- Нахождение и чтение образных слов и описаний.
- Нахождение слов с логическим ударением.
- Работа над названием произведения (почему автор назвал так своё произведение)
- Чтение, выделение непонятных слов.
- Нахождение слов подсказывающих интонацию.
- Увидеть глубину слова.
- Подбор рифм.
- Подбор эпитетов.
- Нахождение и чтение слов и выражений , с помощью которых можно нарисовать устный портрет.
- Чтение слов, к которым даны сноски.
- Придумать к рассказу свой конец, сравнить с авторским.
- Составить вопросы к тексту.
ВИДЫ РАБОТ С ПОСЛОВИЦАМИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ ВО 2 КЛАССЕ:
- Составь из данных слов пословицу, объясни её смысл и определи тему. (учиться пригодится, смолоду, навек)
- Из данных пословиц выбери ту, которая относится к теме «Родина» («О дружбе», « О добре», «Об учении» и т. д.)
- Прочитай пословицы, объясни их смысл и определи тему.
- Прочитай данные пословицы и подумай, какие из следующих пословиц подходят к высказыванию , объясни свой выбор (например, «Много есть на свете и кроме России всяких хороших государств и земель , но одна у человека родная мать- одна у него и родина» )
- Выбери из пословиц ту, которая больше других подходит к стихотворению (рассказу).
- Соедини начало и продолжение пословиц, объясни их смысл.
- Вспомни и назови три пословицы к теме … (например, «Учение»)
ВИДЫ РАБОТ С ПОСЛОВИЦАМИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В 3 КЛАССЕ:
Выбери (подбери) пословицу, относящуюся к теме «Где ум, там и толк» («Век живи- век учись», «Каждому слово своё место», «Без дела жить- только небо коптить», «За здравое дело стой смело», «Нет худа без добра», «Смелость города берёт», «Не всё то золото, что блестит», «Один за всех и все за одного», «Что посеешь, то и пожнёшь» ), и объясни её смысл.
ВИДЫ РАБОТ С ПОСЛОВИЦАМИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В 4 КЛАССЕ:
- Нарисуй рисунок, отображая смысл одной из пословиц.
- Составь мини – рассказ по пословице.
- Данные пословицы раздели на две группы. (например, назидательные и ироничные).
- Работа в парах: разыграйте мини- сценку, раскрывающую смысл пословицы.
ПРИЁМЫ РАБОТЫ СО СКАЗКОЙ:
- Обсуждение поступков героев.
- Создание рисунков по мотивам сказки.
- Проигрывание эпизодов сказки.
- Проигрывание вариантов решения ситуаций, т.е. использование сказки как притчи- нравоучения и т.д.
ВОПРОСЫ ПО ПРОИЗВЕДЕНИЯМ
О Т Е М Е И О П Р О Б Л Е М А Х
1. О чем это произведение ?
2. Почему оно так называется ?
3.Какие вопросы ( мысли ) возникли у вас при чтении ( слушании )?
П О С Ю Ж Е Т У
1.Где и когда происходят события ?
2.С чего все началось ?
3. Как развивались действия ?
4.Какое событие главное ?
5. Чем закончилось ?
6. Какой эпизод при чтении вас больше всего взволновал ? Почему ?
О Б О Б Р А З А Х
1. Кто действует в произведении ? Опиши героя .Какой он ,какие поступки совершал ? Почему он так поступал ?
2. Что о нем говорят другие персонажи ?
3. Что думает о нем автор ?
4. Кто вам понравился и не понравился ? Почему ?
5. Что изображено ? Опишите картину ( предмет , обстановку )
О К О М П О З И Ц И И
1. Из скольких частей состоит произведение ? Почему ?
2.Что главное в каждой части ? Как ее озаглавим ?
3. О ком и о чем рассказывается подробно? О ком и о чем кратко ? Почему ?
О Я З Ы К Е
1. Какое настроение вызвало у вас прочитанное ?
2. Веселое или грустное произведение прочитали ?
3. Какие слова и предложения говорят об этом ?
4. Какие слова непонятны ?
5. Каких слов больше всего в тексте ? ( на какую тему )
6. В каком предложении заключается главное ?
О Ж А Н Р Е
1. Что читали : рассказ ? сказку ?..
2. На какие слова и части обратили особое внимание ? Почему ?
О Б И Д Е Я Х
1. Что вам больше всего понравилось в произведении ? Почему ?
2. Какой совет дает автор , сочинив это произведение ?
3.Какое чувство остается у вас после выразительного чтения произведения ?
4.Какое настроение вам передалось ?
5. Какое желание возникло ?
РАБОТА С ХУДОЖЕСТВЕННЫМ ТЕКСТОМ
Идеограмма содержания анализа поступка:
ПОСТУПОК, СОБЫТИЕ
↙ ↘
СОДЕРЖАНИЕ ФОРМА
↙ ↘
МОТИВ ПОСТУПКА СРЕДСТВА ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ
↙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ
СМЫСЛ ПОСТУПКА ↘
↙ ЯЗЫК РЕЧЬ
↘
АСТОРСКОЕ ОТНОШЕНИЕ КОМПОЗИЦИОННОЕ ПОСТРОЕНИЕ
↙ ↘
ЛИЧНОЕ ОТНОШЕНИЕ ЖАНРОВЫЕ ОСОБЕНОСТИ
ЧИТАТЕЛЯ
В читательский дневник заносим:
1. Автор .
2. Название книги .
3. Издательство .Серия .
4. Главные герои .
5. Что запомнилось .
6. Какие страницы хотелось бы перечитать ?
7. О чем эта книга ?
8. Что она помогла тебе узнать ?
Использованная литература:
- журналы «Начальная школа» за 2008 г.
- «Совершенствование чтения младших школьников» М. И.Оморокова.
- материалы курсовой подготовки