Прощание с Азбукой
план-конспект урока (1 класс) на тему
Предварительный просмотр:
1.
Прощание с Азбукой.
Ведущий: Здравствуйте, дорогие ребята , уважаемые гости, учителя. Я очень рада, что вы пришли сегодня к нам на праздник. Совсем недавно вы только пришли в нашу школу, а сегодня уже прощаетесь с первой книгой .Вы научились читать, писать, считать, дружить.
Почему не на уроках школьники с утра?
Почему в парадной форме нынче детвора?
Сняли с « Азбуки» обложку и закладок нет.
Все взволнованны немножко. . . В чем секрет?
Дочитали эту книгу школьники вчера.
А сегодня- день прощанья, праздник Букваря.
Песенка:
Топ- топ, топает малыш,
С мамой по дорожке милый стриж.
А в руке его портфель большой
В школу в первый раз малыш пришел.
Топ-топ, топ-топ,
Очень нелегки.
Топ-топ, топ-топ,
Школьные шаги.
Уч. Первый класс- это первый задорный звонок.
Первый класс- это первый серьезный урок.
Первый класс- это первая в жизни оценка,
Это шумная, радостная переменка.
Знают девочки в классе и знают мальчишки:
Первый класс- это первая школьная книжка.
Потрудились мы немало,
Ведь, по правде говоря,
Русской грамоте начало
На страницах букваря.
2. (Дети поют частушки)
Мы собрали пап и мам ,
Но не для потехи.
Мы сегодня рапортуем
Про свои успехи.
Мы в нарядах нынче в новых
И у всех счастливый вид.
Ведь сегодня мы досрочно
Изучили алфавит.
Разбудите меня ночью
В самой серединочке.
Расскажу вам алфавит,
Без одной запиночки.
Буквы гласные мы любим,
И все больше с каждым днем.
Мы не просто их читаем,
Эти буквы мы поем.
Тыщу слов в минуту нынче,
Как машинка я строчу.
Я любую вашу книжку
Одним махом « проглочу».
Мы простимся с Азбукой,
И рукой помашем.
И спасибо десять раз
Дружно хором скажем.
( сценка: выходит мальчик)
-И зачем идти учиться?
Я читаю лет с пяти.
Нужен этот первый класс!
Ухожу домой сейчас.
3.
Попрошу купить компьютер,
Буду целый день играть.
В Интернете пропадать.
Азбука:
Подожди, не торопись,
Лучше к школе приглядись.
А уйти всегда успеешь.
И включиться в Интернет.
Грамотою не владеешь-
Подключаться толку нет.
Насмешишь весь белый свет!
Ученик:
Как же так? Ведь я читаю!
Цифры знаю, буквы знаю.
Азбука:
Эту тоже?
Ученик:
Ну а как же!
Скажет каждый во дворе-
Перед нами буква Ре.
Р :
Я не « ре», не « ре», не « ре».
Хоть пишусь я во дворе.
Ты меня найдешь в горах.
Тундре, речке, берегах.
Рокочу я громким громом
Вот тигриным , например,
Мое имя- буква « Эр».
Ученик:
Извините, я не знал,
Но я правильно читал.
4.
Песня:
Праздник, праздник
Празднуем семьей.
Праздник, праздник
Книжки золотой.
-Буковки! Буковки!
Весело кричат.
26 озорных
Умных первочат
Звуки согласные, гласные,
Столько лет , столько лет вместе
Звуки согласные, гласные
Дружно поют эту песню.
В эту книгу
С детства влюблены.
Мамы , папы и, конечно, мы.
Очень любим
Книжки мы читать.
Мы желаем все,
Все на свете знать.
В праздник, в праздник
Книги дорогой.
Ей желаем жизни золотой.
Мы поднимем дружно руки вверх,
Знаем впереди, ждет нас всех успех.
Уч.
Бегал в садике давно ли
Он за мыльным пузырем.
А теперь Сережа в школе,
Нынче встреча с Букварем.
Со стены , где спозаранок
Скачет зайчик золотой,
Смотрят ласково из рамок
Ломоносов и Толстой.
5.
Смотрят прямо на Сережу,
Мудрым взглядом говоря,
Что они когда-то тоже
Начинали с Букваря,
( появляется Буратино)
Буратино:
Я – Буратино Длинный нос!
Мальчишка непростой.
Сто приключений перенес
И , наконец, сюда принес
Что? Ключик золотой?
А вот и нет ! На этот раз
Принес я Азбуку для вас!
На экране: Алфавит.
Праздник такой- позабудешь покой,
Линейка, поздравления, выступления, шутки и смех,
А печали ни грамма- вот такая телеграмма.
Ой! Что – то я заговорился с вами. Ведь праздник не может состояться без. . кого бы вы думали? Клоунов? Нет! Без конфет? А вот и нет! Без Бабы- Яги ? Отважные вы люди, но ее не будет. Без подарков? Что же, может, чуть попозже!
Праздник прощания с Азбукой не бывает без той, что все знает, умеет, без доброй волшебницы Азбуки!
Азбука:
Здравствуйте, мамы, здравствуйте, папы! Привет, мальчики и девочки! Как я рада снова встретиться с вами!
Только в школу вы пришли-
Встретилась я с вами.
Дни учебы потекли,
Стали мы друзьями.
Я учила буквам вас,
И письму и чтению,
Дружбе крепкой и труду,
6.
А еще терпению.
Вас сегодня не узнать:
Стали бойко вы читать,
Очень грамотными стали,
Поумнели. Возмужали.
И хочу сказать сейчас:
Рада я , друзья, за вас.
- А где же мои помощники- буквы?
Учитель:
Не волнуйся, дорогая Азбука. Ты ведь знаешь ,что я тоже немного волшебница. Сейчас скажу волшебные слова- и весь алфавит появится перед тобой
Шарма, фарма, туквы, муквы,
Дети, превращайтесь в буквы.
- Букв сначала мы не знали,
Сказки мамы нам читали.
А теперь читаем сами
Подружились сказки с нами.
2.Ежедневно по утрам
Заниматься надо нам
Мы с доски не сводим глаз,
А учитель учит нас.
3.Ель, топор, лопата, руки-
В каждом слове слышим –звуки.
Звуки эти разные
Гласные, согласные.
4.Гласные тянутся в песенке звонкой
Могут заплакать и закричать,
В темном лесу –звать и аукать
И в колыбельке сестренку баюкать.
Но не желают свистеть и ворчать.
7.
5.А согласные согласны
Шелестеть, шептать, скрипеть.
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь.
6.С-с-с змеиный слышен свист.
Ш-ш-ш шуршит опавший лист.
Ж-ж-ж шмели в саду жужжат.
Р-р-р моторы тарахтят.
7.Дружат гласные с согласной
Составляют вместе слог.
Ма и ша , а вместе Маша
К нам явились на урок.
8.Если слоги встанут рядом-
Получаются -слова.
Ты и ква, а вместе- тыква
Со и ва , всего сова.
9.Ми-ла мы-ла ру-ки мы-лом
Ма-ша ка-шу ва-рит нам.
Чтоб скорей и легче было
Все читайте по слогам.
10.Соединили мы два слова-
И предложение готово.
Дождь идет. Гремит гроза.
Улетела стрекоза.
11.Мы знаем буква, знаем слоги,
Умеем говорить, считать.
И постепенно, понемногу
Мы научились все читать.
8.
Как хорошо уметь читать,
Не надо к маме приставать,
Не надо бабушку трясти.
Прочти, пожалуйста, прочти.
Не надо умолять сестрицу,
Ну прочитай еще страницу,
Не надо ждать, не надо звать,
А можно взять и прочитать.
Учитель:
Буквы-значки, как бойцы на парад,
В четком равненье построены в ряд.
Каждый в условленном месте стоит,
И называется он -алфавит.
Буквы, по порядку рассчитайсь!
А-начало алфавита,
Тем она и знаменита,
И узнать ее легко-
Ноги ставит широко.
Буква Б с большим брюшком,
В кепи с длинным козырьком.
Ь мягкий знак живет беспечно,
И без кепи ходит вечно.
Ъ А упрямый твердый знак
Кепку носит только так.
Спать отправились подружки,
Взяли пышные подушки.
Р- одну, а В- две.
Поглядите, поглядите:
Пять соседок в алфавите:
Буквы ГДЕЕЖ- все горюют о еже.
9.
Вечно думают: « Где еж?»-
Не утешишь, не уймешь.
На эту букву посмотри,
Она совсем как цифра 3.
Н надела поясок,
И надела поясок.
Буква Н надела ровно,
Буква И наискосок.
Ты ей шляпу подари,
Станет краткой буква И.
Сигнальщик держит два флажка,
С флажками он как буква К.
Алфавит продолжит наш,
Буква Л- лесной шалаш.
Взялись за руки друзья и сказали:
-Ты да я – это мы!
Между тем получилась буква М.
Посмотри на колесо и увидишь букву О.
Чтобы О не укатилось,
Крепко к столбику прибью.
-Ой! Смотри-ка, что случилось:
Получилась буква Ю.
На хоккее, на футболе
Буква П – ворота в поле.
Буква Э на С дивится,
Словно в зеркало глядится:
Сходство есть наверняка,
Только нету языка.
10.
Буква Т стоит на крыше,
Телевизор в доме том.
Т- в антенну превратилась
И на крыше очутилась.
Буква У – два длинных ушка,
И простая завитушка.
Всем известно без подсказки:
Буква Ф , как ключ от сказки,
Никогда его у нас не отнимет Карабас
Х- все ходит, ходит, ходит,
Места, что ли не находит?
Вот какая буква Ц:
С коготками на конце.
Коготок – царапка,
Как кошачья лапка.
Слушай! Слышишь: че-ша- ща?
Это буквы Ц, Ш ,Щ.
Что-то чистят сообща:
Че-ша ща, че-ша ща.
А бедняжка буква Ы
Ходит с палочкой, увы.
Я- А вы знаете кто я?
Вы не знаете кто я.
Я не только буква Я
Буква, слог и слово Я.
Посмотрите на меня,
Разве я не хороша?
Не худющая, как А,
И не толстая, как Ш.
Ножку вправо отведу
К букве я соседней,
11.
Не хочу теперь в ряду
Я стоять последней.
( обращаясь к Азбуке )
Книжка первая моя,
Пожалей ты букву Я,
Разреши минут хоть пять
Первой в Азбуке стоять!
Азбука:
Ай-ай-ай, мне очень стыдно
И за алфавит обидно.
Как ты можешь буква Я
Подводить сейчас меня?
В алфавите всем известно.
Хвастунишкам тут не место!
Учитель:
Всем известно: буква Я
В Азбуке последняя.
А известно ли кому, отчего и почему?
Неизвестно?
Все: неизвестно.
-Интересно?
-Интересно.
Ну так слушайте рассказ.
Буквы в Азбуке у нас ,
Жили не тужили.
Весело дружили.
Где никто не ссорится-
Там и дело спорится.
Только раз все дело стало
Из-за страшного скандала:
12.
Буква Я в строку не встала,
Взбунтовалась буква Я.
Я- сказала буква Я
Главная , заглавная.
Я:
Я хочу , чтобы повсюду
Впереди стояло Я.
Не хочу стоять в ряду,
Быть желаю на виду!
Учитель:
Говорят ей:
_Встань на место!
Учитель:
Отвечает:
Я:
Не пойду!
Я ведь вам не просто буква,
Я – местоимение!
Вы в сравнении со мною недоразумение,
Ни более , ни менее.
Учитель;
Тут вся Азбука пришла в страшное волнение.
Ф:
Фу-ты, ну- ты!
Уч. Фыркнул Эф,
От обиды покраснев.
С:
Срам!
Уч.:
13.
Сердито Эс сказала.
В:
В кричит: Воображала!
Это всякий так бы смог!
Может, я и сам предлог!
Ь:
Попробуй, потолкуй с такой особой!
Нужен к ней подход особый.
Уч.:
Вдруг промямлил Мягкий знак,
А сердитый Твердый знак
Молча показал кулак.
Гласные:
Тише, буквы!
Стыдно, знаки!
Уч.: Закричали гласные.
А:
Не хватало только драки,
А еще согласные.
О:
Надо раньше разобраться,
А потом уже и драться.
У:
Мы же грамотный народ!
Буква Я сама поймет.
Н:
Разве мыслимое дело
Всюду Я совать вперед.
14.
Э:
Ведь никто в таком письме
Не поймет ни бе ни мэ.
Я:
Не хочу водиться с вами!
Буду делать все сама!
Хватит у меня ума!
Уч.:
Тут все буквы улыбнулись,
Меж собой переглянулись,
И ответил дружный хор:
Все:
Хорошо, идем на спор!
Если сможешь в одиночку
Написать хотя бы строчку
Правда, стало быть , твоя!
Я:
Чтобы я да не сумела,
Я ж не кто – нибудь, а Я.
Уч.:
Буква Я взялась за дело,
Целый час она пыхтела,
И кряхтела, и потела,
Написать она сумела только я- я я- я- я .
Все:ХА-ха-ха-ха-ха-ха-ха.
УЧ.:
О- от смеха покатилось,
А – за голову схватилось,
В и Б –поджали рот.
Буква Я сперва крепилась,
А потом как заревет!
15.
Я:
Я , ребята, виновата!
Признаю свою вину!
Я согласна встать , ребята,
Даже после буквы Ю.
Все: Что ж,
Уч: Решил весь алфавит.
Все: Если хочет- пусть стоит!
Уч.: Дело ведь совсем не в месте.
Дело в том , что все мы вместе!
В том, что б все от А до Я
Жили как одна семья.
Буква Я всегда была всем и каждому мила.
Но советуем, друзья, помнить место буквы Я.
( Песня « Азбука» )
Уч:
Да, каждая буква должна стоять на своем месте, и каждая буква очень важна, ведь что может случиться, если вдруг хоть одна из них пропадет. . .
( выходит мальчик Алеша с прописью в руке )
-Сколько букв у алфавита-
Мучайся тут с каждой.
33 родных сестрицы-
Закорючки важные.
Буквы я пишу, читаю,
Их запомнить нужно все.
А живут они , конечно.
На страницах в Букваре.
Зачем писать мне палочки,
Черточки и галочки?
16.
Ставить по порядку
В противную тетрадку.
А буковки не слушают,
Стоят, ну как попало.
Закорюки , закорюки,
Опять за вас попало!
А, Б, В, Ц, Ч., Ш! Шшшша-а-а! Лапша! Буква Ш мне особенно не нравится! И , вообще, этих букв слишком много. Кто их придумал? Какой-нибудь злой дядька. Вот если бы я их придумывал, то придумал бы штук 5, самое большое- 10. И тогда не было бы буквы Ш! Целых три палочки и три хвостика! Не буду ее писать. И пусть буквы этой не будет!
( грохот, хихиканье ,шушуканье)
Алеша:
. . .то это? Я спра. . .иваю, . . . то это?Ой . . . то со мной?
( появляются Буквамориха и За корюка )
Буквамориха:
. . .то со мной , . . . то со мной. Не понял?
Закорюка:
Не понял. Не понял. Поздравляю! Отныне ты не говоришь букву Ш
Буквамориха:
Тебе эта буква не нужна. Ты сам так решил. Букву Ш ты не будешь слышать, видеть, а самое главное – произносить!
Алеша:
Кто вы такие ? Я сейчас бабу. . . ку позову.
Закорюка:
Да хоть дедушку, хоть соседушку. Я – вредная Закорюка. Как зыркну на твою руку- станет крюкой, такие закорюки нацарапаешь- никто не разберет! Никогда!
Буквамориха:
А я – Буквамориха! Поморю, погублю все буквы, тогда никто не только не сможет читать и писать, но и разговаривать! А ты -
17.
молоток! Букву Ш помог погубить .Рассчитываем на дальнейшую дружбу с тобой, да и с другими , такими же ребятами. Впрочем, ты можешь вернуть в алфавит букву Ш, если выполнишь эти задания. Но ты же боишься трудностей, тебе не хочется учиться. А значит и буквочку тебе не вернуть , никогда!
( поют песню )
Кабы буквы загубить в букварях и книжках,
Не учились бы тогда девчонки и мальчишки.
Убежали бы от них, как от страшной жабы-
Вот хороший был бы миг, кабы, кабы, кабы.
Вот хороший был бы миг , кабы, кабы, кабы.
Кабы буквы загубить- в это нет секрета,
Как легко бы стало жить, всем понятно это.
Пропустил бы ты урок, ну разок хотя бы,
И звенел бы зря звонок, кабы, кабы, кабы.
И звенел бы зря звонок, кабы, кабы, кабы.
(убегают )
( Алеша плачет)
Буратино: Надо скорее догнать Буквамориху и Закорюку. Надо Забрать у них букву!
Учитель:
Подожди, Буратино. Может ребята помогут выполнить задания, которые получил Алеша? Поможем ,ребята , вернуть в алфавит букву Ш?
( открывает конверт, на экране алфавит, закрытый карточками:
Звук, буква, слог, слово, предложение.)
1.Составь из первых звуков слово:
Шоколад Букварь
Корона Урок
Омут Карандаш
Лось Восток
Арка Армия
18.
2.Допиши буквы: (на листах)
3.Составь слова, которые начинаются со слога НА, ПО.
4.Собери из букв слово:
УТИЛЬЕЧ
АТРАП
ИРОКУ
ИКЗВУ
5.Собери пословицу:
Кто много читает, тот много знает.
Что напишешь пером, не вырубишь топором.
( Карточки по ходу выполнения заданий снимаются)
Учитель:
Ну вот, мы и открыли весь алфавит, и буква Ш тоже на месте. Алеша, скажи ШКОЛА.
Алеша: Школа, Шура, Шина! Ура! Я снова говорю все буквы!
Азбука:
Было букве страшно, тесно
Но все закончилось чудесно,
Когда друзья спасать идут,
А сестрицы букву ждут.
Вы отлично отвечали
Все загадки отгадали.
С вами я хочу проститься,
Обещайте не лениться.
Старших слушаться всегда,
А шалить лишь иногда.
Ах! Забыла я , друзья,
Что представить вам должна,
Кто на смену мне придет,
Дальше вас учить начнет.
19.
Русский язык:
Я люблю учить детей,
С вами жить мне веселей.
Будем крепко мы дружить,
Мои правила учить.
Очень важно, скажем, знать,
Где поставить мягкий знак.
Как вам написать МОЕ
Через А иль через О
Ничего от вас не скрою,
Все секреты вам открою.
Чтение:
Вам мое почтение!
Я – « Книга для чтения».
Полистай мои страницы:
Здесь стихи и небылицы,
Сказки, басни, прибаутки,
Поговорки, даже шутки.
Буратино:
Пушкин, Лермонтов, Толстой,
Да, учебник непростой,
Так много интересного,
Пока мне неизвестного.
Чтение:
Я от Азбуки слыхала,
Что вы знаете немало,
Любознательных люблю,
Щедро знания дарю.
Всем, кто хочет много знать,
Хорошо надо читать.
Учитель:
Знаю, любите вы сказки,
Ведь они нам так нужны.
Я проверю ваши знанья,
20.
Оправдайте ожиданье.
Мое первое слово, ваше – второе,
Так мы узнаем имя героя.
Итак, внимание! Начинаем,
Имя дружно называем!
Царевна- Лебедь
Змей – Горыныч
Иванушка – Дурачок
Добрыня – Никитич
Иван – Царевич
Карабас – Барабас
Лиса – Алиса
Мальчик – с пальчик
Петушок – Золотой гребешок.
А сейчас задание для родителей:
-Назовите автора и название произведения, отрывки которых я прочитаю:
Стала петь мышонку щука-
Не услышал он ни звука.
Разевает щука рот,
А не слышно ,что поет.
( Маршак « Сказка о глупом мышонке» )
Побежал он на перрон,
Влез в отцепленный вагон.
Внес узлы и чемоданы,
Рассовал их под диваны.
( Маршак « Вот такой рассеянный « )
Ты один не умывался
И грязнулею остался.
И сбежали от грязнули
И чулки и башмаки.
( Чуковский « Мойдодыр» )
21.
Ох, нелегкая эта работа-
Из болота тащить бегемота.
( Чуковский « Телефон» )
Весна, весна на улице.
Весенние деньки.
Как птицы заливаются
Трамвайные звонки.
( Барто « Веревочка» )
Я сегодня сбилась с ног,
У меня пропал щенок.
Два часа его звала.
Два часа его ждала.
За уроки не садилась
И обедать не могла.
( Михалков « Мой щенок» )
-Молодцы. Справились и этим заданием.
Кто любит музыку и песню,
Тому живется интересно.
И в день прощанья с Букварем
Мы потанцуем и споем.
( Песня на мотив « Пусть бегут неуклюже» )
Пусть бегут неуклюже,
Первоклашки по лужам.
Дети в школу спешат на урок.
Даже дождь не пугает,
Если в класс приглашает,
Лучший друг наш, веселый звонок.
Мы чуть-чуть уж повзрослели
Научились мы читать.
Подросли и поумнели
Нас теперь и не узнать.
Наши книжки , тетрадки
22.
В идеальном порядке
В выходные устали стоять.
Дома скучно ужасно,
Ну а в школе прекрасно,
Снова будем писать и читать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Праздник прощания с азбукой "Спасибо тебе, азбука!"
Праздник проводится в конце обучения грамоте с участием родителей первоклассников и старшеклассников.Цели:· развитие познавательной активности и творчес...
Урок прощания с азбукой "Спасибо тебе, азбука!"
На уроке дети рассказывают про буквы, отгадывают загадки, ребусы, читают, выполняют интесесные задания....
Сценарий праздника прощания с азбукой. « Прощай, Азбука!»
Сценарий мероприятия для 1 класса "Прощай Азбука", включающий в себя инсценированные произведения детских писателей....
Ярмарка русской АЗБУКИ Сценарий праздника прощания с Азбукой
Подробный сценарий праздника с играми, конкурсами, сценками, песнями. Материал можно использовать для урока-обобщения, для классного огонька, а также для мероприятия в параллели (для первых клас...
Праздник прощания с азбукой "Спасибо тебе, азбука!
Цели:развитие познавательной активности и творческих способностей детей, развитие умения работать сообща и дружно с одноклассниками, развивать мыслительные операции в ходе игры;воспитание у учащихся и...
Сценарий выступления 1 класса «Азбука сказочных героев» на празднике «Прощание с азбукой»
Выступление класса составлено в стихотворной форме, на каждую букву - свой литературный герой....
Праздник прощания с азбукой "Спасибо тебе, азбука!"
Открытое внеклассное мероприятие "Прощание с сазбукой"...