праздник победы
классный час (4 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Бюджетное образовательное учреждение г. Омска «Средняя общеобразовательная школа № 108»
Методическая разработка праздника, посвященного
Дню Победы на тему:
«Никто не забыт, ничто не забыто».
Автор – разработчик:
Ахметова А.Ш.,
учитель английского
языка
г. Омск
2012
Введение
Мы рождены, чтобы жить совместно;
наше общество – свод из камней,
который обрушился бы, если бы
один не поддерживал другого.
Сенека.
Нет сомнений в том, что в наше время возникает проблема патриотического воспитания школьников. В предыдущие годы это направление воспитательной деятельности было недостаточно развито. Как результат этого мы видим выросшее поколение, для которого чуждо понятие "Родина", "Патриотизм", "Отечество". Поэтому стали актуальными проблемы воспитания защитников Родины, законопослушных граждан, воспитание милосердия и человеколюбия формирование патриотизма как интегративного качества личности, заключающего в себе внутреннюю свободу, любовь к своей Родине, соотечественникам, стремление к миру, уважение к государственной власти, готовность служить своей Отчизне, чувство собственного достоинства и дисциплинированность, гармоническое проявление патриотических чувств и культуры межнационального общения (уважение и солидарность с другими народами и странами). Мы живем в непростое время. И все-таки в душе каждого из нас теплится идеал будущего общества, к которому всегда стремилось человечество — общества гуманного, в котором основными законами будут человеколюбие, доброта, взаимопонимание. В российскую политику возвращается понятие «патриотизм». Впервые за многие годы в России к ориентирам социальной и образовательной политики отнесены идеалы патриотического сознания – служение Родине, верность своему Отечеству и готовность к выполнению гражданского долга, признано значение воспитание патриотизма как основы консолидации общества и укрепления государства.
В основу политики формирования патриотического сознания граждан положена организация государственной системы гражданско-патриотического воспитания. К системе гражданско - патриотического воспитания отнесены: формирование и развитие в образовательных учреждениях всех типов таких социально значимых ценностей, как гражданственность и патриотизм; массовая патриотическая работа, осуществляемая государственными структурами и общественными организациями; деятельность СМИ, научных организаций, творческих союзов, направленная на освещение проблем гражданско – патриотического воспитания.
Важнейшей функцией отечественной школы на протяжении всей истории России являлась государствообразующая. Дополняя и развивая семейное воспитание детей и подростков, школа обучает нормативному русскому языку, приобщает их к национальному фольклору, формирует у обучаемых чувство почитания подвижников и героев, приобщает к классической русской литературе, поэзии, героической истории страны, осуществляет пропедевтическую подготовку к выполнению гражданского долга по защите Отечества, актуализирует высшие традиционные духовно-нравственные ценности, интерпретируя их в соответствии с социально-экономической, идеологической и политической ситуацией данного времени. Таким образом, школа готовит к духовно-практической жизнедеятельности новые поколения своего народа, содействует их позитивной социализации, то есть дает своим питомцам необходимое и достаточное образование и воспитание. Чем успешнее выполняет школа названные и другие функции, тем гуманистичнее, социально устойчивее государство, тем в большей степени оно является личностно значимой ценностью для каждого гражданина, воспитанного семьей, школой и социумом как патриота, готового и способного морально, физически и технически стать на защиту Отечества.
Развитие страны зависит от того, насколько сильно привито подрастающему поколению чувство любви к своим родным, к своему народу, к Родине, чувство ответственности перед будущим. Поэтому на данном этапе развития современной России особенно актуален вопрос о гражданско-патриотическом воспитании.
Гражданское образование в общеобразовательной школе включает в себя три ступени.
На первой ступени (начальное образование) закладываются основные моральные ценности, нормы поведения, начинается формирование личности, осознающей себя часть. Общества и гражданином своего Отечества, развиваются коммуникативные способности ребенка. Решение одной из главных задач начального образования – развитие творческого потенциала младшего школьника – помогает сформировать личность, способную внести свой вклад в жизнь страны.
Вторая ступень (основная школа) продолжает формировать систему ценностей и установок поведения подростка, помогает приобретать знания и умения, необходимые для будущей самостоятельной жизни в обществе.
На этом этапе стержнем гражданского образования является формирование уважения к закону. Праву. Правам других людей и ответственности перед обществом. Идет обогащение сознания и мышления учащихся знаниями об истории Отечества, моральных и правовых нормах.
На третьей ступени углубляются, расширяются знания о процессах, происходящих в различных сферах общества, о правах людей, определяется гражданская позиция человека, его социально – политическая ориентация. Задача этого этапа состоит в том, чтобы в процессе общественной деятельности учащиеся совершенствовали готовность и умение защищать свои права и права других людей, умели строить индивидуальную и коллективную деятельность.
В основу гражданского воспитания положена идея полноценного участия личности в решении общественно значимых задач общества. Одним из интенсивных методов социальной практики является социальное проектирование, осуществляемое как на уроках, так и во внеурочной деятельности. Основная цель социального проектирования – создать условия, способствующие формированию у учащихся собственной точки зрения по обсуждаемым проблемам, применению гражданских компетентностей.
Социальные проекты дают учащимся возможность связать и соотнести общие представления, полученные в ходе урока, с реальной жизнью, в которую вовлечены они сами, их друзья, семьи, учителя, с общественной жизнью, с социальными и политическими событиями, происходящими в масштабах села, города, страны в целом.
Важное значение в реализации задач гражданского образования имеет эффективное использование новейших педагогических технологий (интерактивные методики, информационные технологии), обеспечивающих деятельностный аспект учебного процесса.
Цели:
1. Формирование представления у обучающихся о событиях Великой отечественной Войны.
2. Воспитание чувства гордости за своих земляков, чувства патриотизма.
3 .Воспитание гражданской и патриотической позиции.
Оборудование: интерактивная доска, проектор, сборник фильмов о Великой отечественной войне.
Ход мероприятия:
Звучит песня «День Победы».
ВЕДУЩИЙ 1: Добрый день всем, кто пришел к нам, в школьный музей, накануне великого праздника, «Дня Победы». Мы встретились в этот теплый день, чтобы поговорить об этом празднике:
- Порохом пропах
Этот праздник
С сединою на висках
День Победы!
ВЕДУЩИЙ 2: 9 мая 2011 года в 66-й раз прогремит салют Победы. А в памяти народной и поныне живы безмерные страдания военных лет и безмерное мужество народа.
День 9 мая 1945 года знает весь мир. Наша страна шла к этому дню 4 года. Но какие это были годы…Война коснулась каждого из нас…
ВЕДУЩИЙ 1: Мы покажем Вам наш школьный музей, расскажем о новых проектах, будем читать стихи о войне, слушать песни, смотреть фрагменты фильмов.
ВЕДУЩИЙ 2: Слово предоставляется, директору школы
(директор выступает с речью и в заключение приглашает учащихся для зачтения сочинений и стихотворений собственного сочинения).
Учащиеся читают сочинения о войне за трибуной.
ВЕДУЩИЙ 1: Изотова Алина, ученица 9 класса:
« Обыкновенный фашизм»
Шестьдесят семьдесят прошло, как началась Великая Отечественная война… В этом году отмечаем 66-летие со дня великой Победы. Война постепенно уходит в прошлое, становится страницей истории. Почему же мы вновь вспоминаем о ней? Почему она так волнует нас? От Бреста до Москвы – 1000 километров, от Москвы до Берлина – 1600. 2600 километров… поездом – четверо суток, самолетом – четыре часа… Дорогами войны – четыре года! Четыре года! 34 тысячи часов! И более 26 миллионов погибших советских людей! Если по каждому из них объявить минуту молчания, страна будет молчать – 35 лет.
«Эта память верьте, люди, всей земле нужна. Если мы войну забудем, вновь придет война».
Память... Человеческая память бережет и сохраняет то, чего уже нет, что давно прошло, и воспроизводит в сознании прежние воспоминания. Даже самые страшные, самые жуткие.
Война... Жестокое слово, лишающее людей сил, но не сломившее их веры и надежд. Война, которая оставила родным лишь письма с фронта, боевые награды и ту самую частичку, которая до сих пор соединяет нас с прошлым - память. Но со временем медали теряются, письма желтеют, а память остается, ведь она вечна. Война принесла бедствия и страдания, но явила выдающиеся примеры мужества рядовых солдат войны и обнажила истинное лицо фашизма.
Минуло уже 66 лет с того дня. Шестьдесят шесть раз выпадали и таяли снега. Шестьдесят шесть лет расцветали яблони. Главным за шестьдесят пять минувших лет был тот далекий теперь уже день в мае, когда человеческое сердце готово было разорваться от счастья - Победа! Много воды утекло, заросли окопы, исчезли пепелища, выросли новые поколения.. Все мы сейчас находимся в ожидании Великого праздника радости, праздника светлой памяти о миллионах усопших. За голубое небо над головой, за розовые, нежные рассветы, за счастливое и спокойное детство мы обязаны тем, кто в сорок первом -сорок пятом отдал свою жизнь, защищая нашу родину. Тем, кто в шинели встретил Победу, кто и по сей день живет рядом с нами, чья память возвращает нас ко всему пережитому - горькому и счастливому. Юноши и девушки, которые только вчера строили планы начинающейся жизни, вместо этого шагнули навстречу опасности и смерти, сталкиваясь с бесчеловечными и жестокими силами фашизма.
Что такое фашизм? Кто такие фашисты? Сказать о них звери - мало. Фашист - больше, чем зверь. Это изверг, людоед. Кровь, человеческая кровь, истребление людей - вот, что питает фашиста, вот что держит его на ногах.
Мы никогда не простим кровавому Гитлеру смерть наших отцов и дедов! Никогда! Примеры истязаний фашистов над советскими людьми можно приводить бесконечно. Об этом больно вспоминать, но забывать об этом нельзя. Именно поэтому, несмотря ни на что, я приведу несколько примеров фашистского зверства.
В Бресте на футбольном поле фашистские изуверы начали расстреливать людей поодиночке. На глазах у матерей расстреливали их детей. Расправа продолжалась около часа. Оставшимся в живых фашистский офицер скомандовал: «Бегите!»- И толпа побежала. Вслед бегущим застрочил пулемет...
Под Калачом ранним июльским утром немцы открыли сильный минометный и артиллерийский огонь. Бойцы Красной Армии собрались дать фашистам отпор, но, выглянув из окопов, они увидели страшную картину. Около ста женщин, низко склонив головы, медленно шли по направлению к окопам, а позади них двигались вражеские танки, и то и дело раздавались пулеметные очереди по советским женщинам. Вот какой коварный, зверский, подлый поступок совершили фашисты.
В селе Ивищи Изноковского района Смоленской области немцы заперли в церкви полсотни пожилых людей и подожгли её.
Эти и другие письма, дневники, листовки военных лет, посмертные записки, найденные в гильзах, ветхие солдатские треугольники со штемпелями полевой почты, фотографии, вырезки из газет... Какое в них богатство чувств и мыслей! Собранные воедино, они воссоздают страницы героического прошлого, уже ставшего историей. Историей, которая не стареет от времени и всегда остается в памяти народной.
О страшных днях оккупации мне рассказывала моя прабабушка, которой пришлось видеть собственными глазами обыкновенный фашизм:
- Вскоре немцы погнали народ. Мы шли всей семьей. Дороге не было конца... С двух сторон находился конвой. Ночевали на сырой земле. По вечерам подъезжала машина, оттуда фашисты кидали в толпу куски хлеба. Мы, умирающие от голода, бросались на этот хлеб, придавливая друг друга. Немцы относились к нам, как к скоту. Остановились мы на станции Почин, около деревни Барики. Я смутно помню составы ... Все пути были заняты, к нам подошел румын и сказал: «Если вы сможете, убегайте в деревню, сейчас немцы начнут расстрел!» И вправду, только мы скрылись за деревьями, как послышались выстрелы и беспомощные крики людей...
В деревне нас приютила старая бабушка. У нее мы прожили неделю. Чтобы не умереть от голода, ходили и просили милостыню. Фашисты стали подходить к деревне. Эта территория сразу же покрылась криками и паникой. Немцы брали факелы и поджигали соломенные крыши домов. Из горящих развалин пытались выбраться люди. Но смогли не все. Выжившие побежали в овраг, который находился за деревней. К четырем утра все стихло. В пять на горизонте появились русские солдаты! Нашему счастью не было конца! Безмерно счастливые, мы отправились домой.
О зверствах фашистов пишет белорусский писатель Адамович в «Хатынской повести». Эта повесть построена на воспоминаниях оставшихся в живых жителей деревень, которые были уничтожены карательными немецкими отрядами. Когда читаешь страницы этой повести, становится страшно и хочется плакать.
О фашизме очень точно сказал Васков, герой повести Б.Васильева «А зори здесь тихие»:
- Тут одно понять надо: не люди это. Не люди, не «человеки», не звери даже – фашисты…
- Человека ведь одно от животных отделяет: понимание, что человек он. А коли нет понимания этого – зверь. О двух ногах, о двух руках и – зверь. Лютый зверь, страшнее страшного.
ВЕДУЩИЙ 2: Курганков Игорь, ученик 8 класса:
« Его именем названа улица»
Нет в нашей стране праздника всенародного и державного, чем день Великой Победы . С каждым годом растёт цифра, отдаляющая нас от исторического дня 9 мая 1945-го года - события планетарного, но оставшегося уже в прошлом столетии, а если взглянуть масштабней, то и в прошлом тысячелетии... Шестьдесят пять вёсен отцвело на земле с того времени. Но вёсны возвращаются, и вместе с ними обостряется в нас историческая память. Память эта передаётся нам в рассказах и воспоминаниях участников героических сражений - ветеранов Великой Отечественной войны. Память эта впитана глазами наших родителей - детей той войны, и передана нам - людям послевоенных поколений. За мирное небо над головой отдали жизни миллионы солдат. Светлая им память.
Это о таких защитниках Родины, которые вынесли на своих плечах войну, говорил знаменитый адмирал Ушаков: «Все может родная земля: накормить своим хлебом, напоить из своих родников, удивить своей красотой. Вот только защитить сама себя не может. Поэтому защита родной земли - обязанность тех, кто ест ее хлеб, пьет ее воду, любуется ее красотой. Людям даются почетные и уважительные звания. Самое высокое звание из всех -защитник Родины...». Именно таким защитником Родины был Леонтий Николаевич Гуртьев.
Имя Леонтия Николаевича Гуртьева дорого и омичам. Тысячи их во время войны и после нее называли и называют себя с гордостью гуртьевцами. В Советском административном округе одна из улиц носит имя Героя. На доме № 17 по улице Гуртьева в канун 40-летия Победы открыта мемориальная доска с барельефом Л. Н. Гуртьева. Она выполнена по проекту художника Омского телевизионного завода В. П. Касьянова работниками инструментального цеха.
На здании Омского высшего общевойскового командного училища им. М. В. Фрунзе (ныне Омского кадетского корпуса) в 1958 г. установлена мемориальная доска с надписью: «Здесь работал с 1936 года по 1942 год Герой Советского Союза генерал-майор Гуртьев Леонтий Николаевич».
В средней школе № 96 г. Омска 5 мая 1974 г. открыт музей Боевой славы им. Героя Советского Союза Л. Н. Гуртьева. Создан он по материалам Всесоюзного похода комсомольцев и молодежи по местам боевой и трудовой славы советского народа. В 1976 г. ему было присвоено звание «Школьный музей».
В сентябре 1974 г. во дворе 129-й средней школы г. Омска состоялось открытие памятника Л. Н. Гуртьеву (скульптор П. П. Карякин). Он сооружен на средства строительного отряда учащихся и их шефов – работников СМУ-3 строительного треста № 1. На открытие памятника пришли ветераны гуртьевской дивизии, представители общественных организаций, следопыты школы № 96 и финансово-экономического техникума, учащиеся и их родители, курсанты Омского общевойскового училища им. М. В. Фрунзе. На митинге выступил ветеран Великой Отечественной войны, председатель совета ветеранов 308-й стрелковой дивизии С. М. Пендюк, который рассказал собравшимся о большом и славном боевом пути талантливого комдива Л. Н. Гуртьева. Особенно волнующей была минута, когда зачитывали текст письма от сына легендарного генерала Л. Л. Гуртьева. Памяти погибших была посвящена минута молчания, а потом был произведен троекратный оружейный салют.
Легендарная слава овеяла имя Л. Н. Гуртьева в боях за Сталинград. В жестоких схватках личный состав дивизии отразил тогда 117 атак пехоты и танков противника. Награжден орденами: Ленина, Красного Знамени, медалями: '20 лет РККА' и 'За оборону Сталинграда'. 12 июля 1943 года Гуртьев со своей дивизией прорвал сильно укрепленные позиции противника в районе деревни Измайлово и, с боями продвигаясь вперед, вплотную подошел к Орлу. Своими смелыми и энергичными действиями подготовил разгром орловской группировки войск противника. Л.Н. Гуртьев закрыл своим телом командующего 3-й армией генерала Горбатова от шальной мины, когда тот появился у командного пункта Гуртьева. Это случилось у деревни Ямская Гора на подступах к городу Орлу 3 августа 1943 года. Вот как оценивает боевые действия комдива Гуртьева и его подчиненных в своей книге 'Начало пути' Маршал Советского Союза В.И.Чуйков, командовавший тогда 62-й армией Сталинградского фронта: «Стрелковая часть по времени меньше всех сражалась в городе, но по действиям, по количеству отраженных атак и по стойкости не уступала другим соединениям 62-й армии. В самые жестокие бои в заводском районе она сражалась на главном направлении удара фашистских войск и отразила не менее 100 атак озверелых захватчиков. Командир этой части полковник Гуртьев, его помощники - командиры полков, вся партийная организация и все бойцы, в основном сибиряки, показали образец мужества и отваги.» Массовый героизм воинов части как бы увенчался несравненным мужеством самого командира части Гуртьева, которого бойцы часто видели в контратаках или в окопах первой линии. Высокий и стройный, он не любил склоняться и кланяться фашистским снарядам и бомбам'. . Как-то стало известно, что крупные силы фашистской пехоты и танков готовятся к атаке на рубежи, обороняемые бойцами-сибиряками. Цель фашистского наступления была ясна - смять нашу оборону и выйти к волге. Поразмыслив и взвесив все возможности, комдив решил заминировать незаметно для врага танкодоступные места. А когда фашисты пошли в атаку то все убедились в том, насколько правильным было решение командира. Сразу же подорвались на минном поле более 10 гитлеровских танков. Атака была сорвана. Боевая слава части полковника Гуртьева продолжала расти и в ходе дальнейших боев. Крепла слава и самого комдива.» Отличилась часть и удостоилась переименования в гвардейскую в боях в районе Орловско-Курской дуги, где фашисты, сосредоточив крупные силы, 5 июля 1943 года перешли в наступление. И это наступление захлебнулось в крови сотен тысяч фашистских вояк. Отразив многочисленные атаки врага, советские войска сами перешли в наступление и устремились вперед. Вместе с другими частями в наступление шла вперед и часть Гуртьева, теперь уже генерала. Сметая на своем пути мелкие и, громя крупные группировки врага, сибиряки освободили город Орел. Но здесь они понесли тяжелую утрату - погиб их любимый командир, который похоронен в центре Орла. За мужество и храбрость Указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 августа 1943 года генералу Гуртьеву Л.Н. было присвоено высокое звание Героя Советского Союза. Совет Народных Комиссаров постановил воздвигнуть в городе Орле памятник герою Великой Отечественной войны, командиру прославленной части сибиряков генералу Гуртьеву Л.Н. Подвиг героя-командира учит нас, воинов, мужеству, отваге, верности долгу перед Родиной.
ВЕДУЩИЙ 1: Трохова Александра, ученица 8 класса:
Кровь и смерть несла война,
За собой оставляя много могил.
Разрушала, жгла, убивала она,
Но мой народ победил!
Миллионы солдат остались там,
Чтоб мирное небо было над головой.
Они погибли, жизнь подарив нам,
Заплатили за это дорогой ценой.
Мы дети, не знавшие войны,
Благодарны им за жизнь.
И все народы нашей страны
Никогда не забудут фашизм!
ВЕДУЩИЙ 2: Слово предоставляется организатору данного мероприятия: «Уважаемые гости, вот видите наши дети, дети сегодняшней России помнят и чтят память ушедших, сражавшихся за нашу свободу. Еще одно доказательство тому являются конкурсы сочинений посвященных войне, конкурсы работ изобразительного мастерства, результаты которого вы можете увидеть на стендах нашего музея, стендах 2 этажа. Так же в школе прошла акция, которую мы назвали «Солдатский листок», в ней приняли участие наши учащиеся. «Солдатский листок» – это лист бумаги с фотографией родственника, участника Великой Отечественной Войны, и текст. В этом листе дети указывают ФИО. Кто он тебе? когда призвался на фронт, где служил, был ли ранен, какими наградами награжден, где встретил победу. А внизу листка авторские данные. В итоге у нас получилось полотнище из имен и фотографий солдат ВОВ, тех, кто добыл победу. Это полотнище мы разместили в музее. И сегодня, в преддверье Праздника победы давайте каждый из нас возложит цветы в память о своих родных».
.
Возложение цветов под музыкальное оформление (звучит песня «Ты же выжил солдат»)
Начинается сопровождение кинофильмом «В бой идут одни старики» (без звука)
(вкл. на 22 мин., песня утихает и на 25 минуте и включается звук, фрагмент звучит до титров).
ВЕДУЩИЙ 2: Уважаемые гости, учащиеся, учителя объявляется минута молчания в память о погибших в Великой войне за Родину.
Все встают…
ВЕДУЩИЙ 1: А сейчас мы хотим передать микрофон в зал, может кто-нибудь захочет высказаться. (Ведущий передает в зал микрофон)
Желающие рассказывают погибших родных.
ВЕДУЩИЙ 1: Эти слова, воспоминания останутся навсегда в нашей памяти также как и стихотворения, которые нам прочтут учащиеся нашей школы.
Милованов Евгений ученик 8 класса, «Победа» (С. Наровчатов).
Музыкальное сопровождение песней «День Победы».
Петров Константин ученик 7 класса, «Неизвестному солдату посвящается…» (автор неизвестен).
Бокбаева Рысжан, ученица 8 класса, «Вы думаете мертвые молчат?...»(Н. Рябинин).
Музыкальное сопровождение песней «Хотят ли русские войны?» на слова Евтушенко.
ВЕДУЩИЙ 1: ВОВ оставила след не только в наших сердцах, но и в нашем музее. Уважаемые гости, позвольте представить вам наш школьный музей, экскурсию по которому проведут учащиеся 8 класса Курганков Игорь, Абуталипова Айгуль, Лясовский Вадим, Фролова Галина.
Экскурсовод № 1:
Цели экскурсии:
- воспитание патриотизма, уважение к подвигу русского народа;
- расширение кругозора учащихся, получение дополнительных знаний об истории русского народа.
Задачи экскурсии:
1. Ознакомить учащихся с возникновением и деятельностью карбышевского движения.
2. Ознакомить учащихся с основными событиями жизни Д.М. Карбышева, его подвигом.
3. Показать организацию пионерского движения на примере подвига Д.М. Карбышева
Экскурсовод № 2:
С именем Дмитрия Михайловича Карбышева непосредственно связано создание зала Боевой славы в нашей школе.
Школа №130 была открыта в 1964 году, и в этом же году учащиеся 5-го класса под руководством классного руководителя Родионовой Зои Владимировны начали знакомиться с жизнью и деятельностью нашего земляка Д.М. Карбышева. Стали собирать материал о нём и его подвиге.
Так в нашей школе началась поисковая работа под девизом «Никто не забыт, ничто не забыто», а пионерская дружина школы стала носить имя Д.М. Карбышева.
Экскурсовод № 3:
В январские каникулы 1965-66 учебного года нашу школу пригласили на I слёт карбышевцев, который проходил в столице нашей Родины, городе-герое Москве.
Руководителем этого слёта была дочь Дмитрия Михайловича Карбышева – Елена Дмитриевна Карбышева. Также на слёте присутствовала
жена Д.М. Карбышева – Лидия Васильевна Карбышева. Друг, соратник Карбышева – генерал-лейтенант инженерных войск Решин Евгений Григорьевич.
На этом слёте делегация нашей школы установила первые связи с пионерскими дружинами имени Д.М. Карбышева из разных городов страны.
Завязалась переписка, и полетели письма со всех уголков страны в нашу школу. Все эти письма, телеграммы, открытки до сих пор хранятся в нашем музее.
Экскурсовод № 4:
I-ый слёт карбышевцев положил начало карбышевскому движению, а наша школа стала центром карбышевского движения в городе Омске.
Периодически в разных городах страны проходили слёты юных карбышевцев.
Учащиеся нашей школы были участниками девяти слётов. Два из них проходили в нашем городе. Это V слёт в 1971 году и XIII слёт в 1990 году. Наша школа была организатором этих слётов.
В нашем музее собраны материалы о Д.М. Карбышеве и карбышевском движении:
- Дневники слётов карбышевцев.
- Переписка с участниками карбышевского движения.
«Книга памяти» Д.М.Карбышеву (фотографии, автографы, записки людей, связанных с карбышевским движением).
- Фотографии теплохода «Генерал Карбышев» и его команды, а также переписка с первым капитаном этого судна Куликовым Александром Степановичем.
Книга, открытка, газетная вырезка, подаренные дочерью Карбышева Еленой Дмитриевной нашей школе с её подписью.
- Фотографии «Карбышев в семье» и воспоминания дочери Елены Дмитриевны об отце.
- Вырезка из газеты «Омская правда» от 17 февраля 1985 года «Мы – карбышевцы» с интервью учителем нашей школы, активистом карбышевского движения, ныне пенсионером Сапуховой Анны Хасановны, а также фото: Санин А.С., с которым Карбышев был в концлагере, Яшновская Ирина – председатель дружины нашей школы и Сапухова А.Х.
Фотографии связанные с карбышевским движением
- Список «Даты жизни и деятельности Д.М. Карбышева», составителем которого является также Сапухова А.Х.
- Письмо-воспоминание Санина Александра Степановича.
- Путёвки-задания дружине нашей школы.
- Дневник дружины нашей школы, где отражены пионерские дела карбышевцев.
- Книги, брошюрки, материал из журналов и газет о Д.М. Карбышеве. и др. материалы.
Также в нашем музее оформлена витрина «Карбышевец», посвящённая пионерской дружине нашей школы имени Д.М.Карбышева.
В зале Боевой славы большой стенд посвящён нашему земляку, герою Советского Союза, генерал-лейтенанту инженерных войск Д.М. Карбышеву.
Основу этого стенда составляют фотографии, отражающие события жизни, деятельности и памяти Д.М. Карбышева.
Экскурсовод № 1:
Дмитрий Михайлович Карбышев родился в г. Омске 26 октября 1880 года.
С 11 лет юный Карбышев обучался в Сибирском кадетском корпусе (ныне Омский Кадетский корпус). Дмитрий был одним из лучших по успеваемости учеником и окончил кадетский корпус по I разряду.
За успешное окончание был переведен в Николаевское инженерное училище в Санкт-Петербурге. После окончания училища поступил в Николаевскую инженерную академию и блестяще закончил ее. Военно-инженерное дело стало его призванием. Карбышев – автор многих научных трудов по военно-инженерному делу, известных в нашей стране и за рубежам
Дмитрий Михайлович Карбышев участвовал в русско-японской войне и I мировой войне. За мужество и отвагу, проявленные в боях, Карбышев был награжден орденами и медалями.
После победы Великой социалистической революции в 1917году Карбышев без колебаний перешел на сторону Советской власти.
В декабре 1917 года снял погоны подполковника царской армии и стал инженером Красной Армии.
В мирные 20-ые.30 –ые годы Дмитрий Михайлович занимал ответственные должности в Народном Комитете обороны страны, вел большую научную и преподавательскую работу. За этот период им было написано более ста научных работ. Многие идеи и рекомендации Д.М. Карбышева были использованы советскими войсками в годы Великой Отечественной войны.
В 1938 году Карбышев утвержден в ученом звании профессора.
В 1940 году было присвоено звание генерал-лейтенанта инженерных войск.
В 1940 г – награжден орденом Красного Знамени.
С 1940 года – член коммунистической партии Советского Союза.
В 1941 году – ученая степень доктора военных наук.
22 июня 1941 года фашистская Германия вероломно напала на нашу страну.
Фашистами заранее было запланировано массовое уничтожение людей. Для этого они построили в Германии и на оккупированных территориях Польши, Австрии и других стран огромную сеть лагерей смерти «Эсэсовская Европа».
Экскурсовод № 2:
Великая Отечественная война застала генерала Карбышева на западной границе страны в Белоруссии в г. Гродно, где он находился в командировке.
Никто не осудил бы его, уже не молодого человека (ему было за 60 лет), если бы он, узнав о войне, вернулся в Москву. Но он не посчитал это правильным и остался. «Я – солдат и без приказа не могу бросить фронт…» - говорил Карбышев. Он и небольшая группа солдат и командиров 10-й армии пытались вырваться из окружения, но во время переправы через реку Днепр (севернее г. Могилева) Карбышев был контужен и в бессознательном состоянии захвачен в плен.
Три с половиной года Дмитрий Михайлович провел в фашистских лагерях смерти: Замостье, Хаммельбург, Флюссенберг, Майданек, Освенцим и другие. Всего их было 13.
Из воспоминаний Санина Александра Степановича:
«Мне довелось встретиться с Д.М. Карбышевым осенью 1942 года в концлагере Хаммельбург. Два с половиной месяца мы были вместе. Вроде бы небольшой срок, но в тех нечеловеческих условиях вполне достаточно, чтобы узнать человека. Спокойный, уверенный в себе генерал Карбышев вселял в людей мужество, стойкость, непоколебимую веру в победу над фашизмом. Как пароль передавали друг другу: «Карбышев с нами». Скажу без преувеличения: многие из нас не сломились, не пали духом потому, что рядом был Карбышев».
Зная, что генерал Карбышев является крупным деятелем советской военной науки, гитлеровцы пытались завербовать его. «В конце 1942 года Карбышева Увезли в Берлин. В ставке Гитлера Ему предложили перейти на службу в немецкую армию. Обещали генеральский чин, высокое жалование, роскошь. Но Карбышев твердо отвечал: «Родиной я не торгую». Карбышева ежедневно уводили в комендатуру, где он подвергался допросам, пыткам, избиениям. Фашистам не удалось сломить волю советского генерала и они решили его уничтожить».
Из документа «Официальный ответ руководства главного управления инженерных войск гитлеровской армии на вопрос гестапо относительно «планов с использованием» Карбышева: «Этот крупный советский офицер, человек, которому перевалило за 60, оказался насквозь заражённым большевистским духом, фанатически преданный воинскому долгу. Карбышева можно считать безнадёжным в смысле возможности использовать его в качестве специалиста военно-инженерного дела».
Экскурсовод № 3:
Концлагерь Маутхаузен (Австрия) стал последней точкой на длинном пути страданий Дмитрия Михайловича Карбышева.
17 февраля 1945 года. Вечер. Мороз. Группу людей раздетых до гола выгоняют на улицу. Среди них – генерал Карбышев. Всю ночь гитлеровцы издевались над людьми, обливая их из шлангов ледяной водой. Люди падали, покрываясь ледяной коркой.
Из воспоминаний майора канадской армии Седона де Сент-Клера, свидетеля жестокой казни: «В феврале 1945 нас, около тысячи человек пленных, в том числе и генерала Карбышева, направили из Заксенхаузена в лагерь уничтожения Маутхаузен. Мы прибыли туда в ночь с 17 на 18 февраля. Стоял мороз. Одеты были плохо, в рванье. Немцы велели нам раздеться и стали обливать нас ледяной водой. Это продолжалось долго. Все посинели. Многие падая, умирали: сердце не выдерживало.
Генерал Карбышев стоял в группе русских товарищей, недалеко от меня .
Мы понимали, что доживаем последние часы. Старый генерал, как всегда был спокоен. И вдруг до слуха заключенных донеслись слабые, но твердые слова Карбышева: «Бодрей, товарищи! Думайте о своей Родине, и мужество не покинет вас!» и все стихло».
Экскурсовод № 4:
Это произошло в ночь на 18 февраля 1945 года. Так мучительной смертью погиб Дмитрий Михайлович Карбышев.
16 августа 1946 года указом Президиума Верховного Совета СССР Дмитрию Михайловичу Карбышеву присвоено звание Героя Советского Союза, посмертно.
Имя Дмитрия Михайловича Карбышева сегодня известно всему миру. Оно стало символом несгибаемой стойкости, мужества и беззаветной преданности своему народу. О Дмитрии Михайловиче Карбышеве написаны книги. Во многих городах России воздвигнуты памятники Карбышеву, названы улицы его именем. В 60-ые годы было организовано всесоюзное движение «Юный карбышевец», проводились слеты «Юных карбышевцев» в разных городах страны. Его имя носили школы, пионерские и комсомольские организации, предприятия.
В честь Дмитрия Михайловича Карбышева был назван теплоход Иртышского речного пароходства «Генерал Карбышев». Первым капитаном этого судна был Куликов Александр Степанович, который на теплоходе создал музей-каюту Дмитрия Михайловича
Ребята нашей школы побывали на теплоходе, познакомились с капитаном и командой этого судна.
Затем еще были встречи и велась переписка с капитаном теплохода «Генерал Карбышев» Куликовым.
В Омске именем Карбышева названа улица в Кировском районе, железнодорожная станция, пионерский лагерь.
В Центре Омска воздвигнут памятник легендарному генералу в сквере имени Дмитрия Михайловича Карбышева.
На здании кадетского корпуса, где он учился, установлена мемориальная доска.
На месте казни Дмитрия Михайловича Карбышева в бывшем лагери смерти Маутхаузен 28 февраля 1948 года был установлен обелиск.
Сегодня на этом месте возвышается вылитый из белого мрамора памятник с надписью:
«Дмитрию Михайловичу Карбышеву.
Ученому, Воину Коммунисту.
Жизнь и смерть его были подвигом во имя жизни».
Экскурсоводы возлагают цветы к стенду посвященного Д.М. Карбышева.
ВЕДУЩИЙ 2: Май всегда будет ассоциироваться в нашем сознании с Весной и Победой, Весной и Трудом, Весной и Миром.
ВЕДУЩИЙ 1: Вслушайтесь: это сам майский ветер сейчас говорит с вами
ВЕДУЩИЙ 2: Этот майский ветер донесут в ваши сердца наши певцы. Для вас звучит песня «Эхо»в исполнении Кудрявцевой Анастасии, ученицы 10 класса.
Начинается сопровождение фильмом без звука «Летят журавли»
ВЕДУЩИЙ 1: Варнавская Анна и Кудрявцева Анастасия «Ах эти тучи в голубом.
Начинается сопровождение фильмом без звука «В бой идут одни старики» 30.00.мин. до конца песни.
ВЕДУЩИЙ 2 Какая замечательная песня, а теперь для вас звучит песня «Ветераны» в исполнении Маленко Дианы и Имамназаровой Элизы.учениц 8 класса.
Начинается сопровождение фильмом без звука «Они сражались за родину»(24 мин).
ВЕДУЩИЙ 2: Для вас поет выпускница 2009 года Варнавская Анна «Майский вальс».
Начинается сопровождение фильмом без звука «Летят журавли»(1.26 мин., по окончании песни включается громкость, фрагмент звучит до конца).
ВЕДУЩИЙ 2: Прошло много лет с того ракового утра 22 июня 1941 года, а наша память вновь и вновь возвращается опять к суровым годам войны. Возвращается потому, что война была не только бедой, опалившей своим огнем каждую семью, но и суровым испытанием, проявившим силу духа и нравственное величие советского человека.
ВЕДУЩИЙ 1: Наверное, никогда не наступит время, когда можно будет сказать: хватит, достаточно, все уже сказано о Великой Отечественной войне. Всего сказать не удается никогда, потому что нет меры трагизму войны, нет меры героизму людей, проявленному в ней, нет меры горечи и страданию.
ВЕДУЩИЙ 1: Сегодня мы – дети, внуки, правнуки, ветеранов ВОВ низко кланяемся вам за мужество и стойкость, терпение и милосердие, за беспредельную любовь к Отчизне и горячую веру в Победу
ВЕДУЩИЙ 2: Об этой войне будут помнить всегда – недаром мы ведем отсчет лет, прошедших со дня ее начала, недаром, как всенародный праздник отмечаем день, ставший концом этой страшной войны.
Звучит песня «День Победы.
Список использованной литературы
- Белобабченко Н. Герою-омичу // Ом. правда. – 1961. – 22 сент. – Ил.
- Карбышев Дмитрий Михайлович // Кто был кто в Великой Отечественной войне, 1941-1945: Люди. События. Факты: справ. – 2-е изд., доп. – М., 2000. – С. 114: портр.
- Карбышев Дмитрий Михайлович // Кто был кто в Великой Отечественной войне, 1941-1945: Люди. События. Факты: справ. – 2-е изд., доп. – М., 2000. – С. 114: портр.
- Батав П.И “В боях и походах”. - М.: ДОСААФ, 1984г
Использованные материалы и Интернет-ресурсы
- Видеокассета «Сборник фильмов о ВОВ», 2009 г.
- univer.omsk.su › omsk/City/heroes/karbyshv.htm
- Карбышев, Дмитрий Михайлович — Википедия
- omskaya1.ru › omichi/zemlyaki/71-zemlyaki.html
- Конкурсные сочинения учащихся.
- Материалы музея Воинской славы МОУ «СОШ № 130»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие к празднику Победы "Прошла война, прошла беда..."
Внеклассное мероприятие рассчитано на учащихся начальной школы. Несет огромное воспитательное значение. Показывает все ужасы войны. Положение детей во время войны. Недопущение такой беды снова....
Подборка стихов и сценарий митинга к празднику Победы ВОв
Подборка стихов разных авторов к празднику Победы. Сценарий митинга к прзднику Победы....
Литературно-музыкальная композиция к празднику Победы "Поклонимся великим тем годам!"
Сценарий праздника, посвящённого победе советских войск над фашистской Германией в Великой Отечественной войне для 3 класса...
"Не забуду эту дату, что покончила с войной" (музыально-литературная композиция , посвященная празднику Победы)
Музыкально-литературная композиция проводится к празднику 9 мая. В ней участвуют ученики 3-4 классов.Дети читают стихи,танцуют,участвуют в постановках. Праздник яркий,эмоциональный,тревожит души...
Сценарий праздника "Праздник Победы"
расширить знания школьников о Великой Отечественной войне; дать почувствовать детям величие духа людей военного поколения, ихверу в торжество справедливости и правды на Земле, рассказать о пионерах ге...
Занятие ко Дню Победы в группе продленного дня с использованием технологии организованного общения младших школьников. Тема: "Праздник Победы"
Главной целью «стало стремление во что бы то ни стало не дать забыть новым поколениям, кто и какой ценой одержал победу в самой страшной войне прошлого века, чьими наследниками мы остаёмся, чем ...