Праздник для родителей и детей "Моя семья"
методическая разработка (1,2 класс) по теме

Ященко Татьяна Викторовна

Цель: Сблизить родителей и детей.

Задачи: раскрыть понятие «семья», формировать убеждение в важности семьи, воспитывать чувство привязанности к членам семьи, гордость за их достижения, прививать стремление оказывать помощь старшим, заботиться о младших.

Подготовка: Дети совместно с родителями завели альбом «Моя семья». Там собираются разные материалы: фамилии, имена, отчества родителей (бабушек, дедушек, братьев, сестёр), адреса, дни рождения, профессии. Ищут и записывают, что обозначают их имена, фамилии и, как результат, составляют родословную. Заранее проводится с детьми рисуночный тест «Моя семья», выявляющий внутрисемейные отношения. (Анализ теста для учителя и родителей). А также рисунок «Вот это самая счастливая семья!» (какой, по мнению, детей должна быть счастливая семья). Одной из форм реализации преемственных связей педагога и родителей в нравственном воспитании школьников являются коллективные творческие дела и праздники. Их проведение позволяет родителям и педагогам находить новые нетрадиционные подходы взаимодействия с детьми. А детям - по-новому взглянуть на своих родителей как на интересных и творческих людей. Участие родителей в празднике придаёт ему особую, доверительную атмосферу. Предлагаю вашему вниманию один из таких праздников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prazdnik_dlya_roditeley_i_detey.docx25.69 КБ

Предварительный просмотр:

ПРАЗДНИК ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ И ДЕТЕЙ

«МОЯ СЕМЬЯ»

Цель: Сблизить родителей и детей.

Задачи: раскрыть понятие «семья», формировать убеждение в важности семьи, воспитывать чувство привязанности к членам семьи, гордость за их достижения, прививать стремление оказывать помощь старшим, заботиться о младших.

Подготовка: Дети совместно с родителями завели альбом «Моя семья». Там собираются разные материалы: фамилии, имена, отчества родителей (бабушек, дедушек, братьев, сестёр), адреса, дни рождения, профессии. Ищут и записывают, что обозначают их имена, фамилии и, как результат, составляют родословную. Заранее проводится с детьми рисуночный тест «Моя семья», выявляющий внутрисемейные отношения. (Анализ теста для учителя и родителей). А также рисунок «Вот это самая счастливая семья!» (какой, по мнению, детей должна быть счастливая семья). Одной из форм реализации преемственных связей педагога и родителей в нравственном воспитании школьников являются коллективные творческие дела и праздники. Их проведение позволяет родителям и педагогам находить новые нетрадиционные подходы взаимодействия с детьми. А детям - по-новому взглянуть на своих родителей как на интересных и творческих людей. Участие родителей в празднике придаёт ему особую, доверительную атмосферу. Предлагаю вашему вниманию один из таких праздников. Материалы можно использовать на уроках окружающего мира (УМК «Планета знаний», 1 класс «Наши родственники», 2 класс «Семья»), классных часах и др.

Ход праздника:

-        Здравствуйте, уважаемые родители, бабушки, дедушки и дети!
Хорошо, что сегодня мы собрались все вместе. А о чём мы сегодня
будем говорить, вы узнаете, отгадав ребус.

Правильно, о семье. Что же такое - семья? (высказывания детей). Это бабушки и дедушки, мама и папа, братья и сестры, тёти и дяди, ну и конечно вы (появляется солнце, где каждый лучик -это члены семьи, а в середине -7я) Что получилось? Почему? Солнце даёт тепло, свет, даёт жизнь всем нам. Так и семья.

Семья - это сложный организм, недаром же она называется «семь я». Ведь в семье каждый из нас имеет множество ролей: я -дочь, мама, сестра, племянница, внучка, тётя для своих племянников.

-        А в ваших семьях кто вы? (отвечают несколько детей и
родителей) Вот, сколько важных ролей мы выполняем.

Но, чтобы семья была настоящей семьёй, а не развалилась на отдельных людей, надо соблюдать некоторые условия. А вот какие, мы узнаем, пройдя через все испытания, которые попадутся на нашем пути. Кто будет вам помогать? Конечно, ваши мамы и папы, бабушки и дедушки. Вы разделились на три группы. По очереди вытягиваем лепесток, а на нём задания. Выполняя правильно задания, вы получаете слова с надписями членов семьи (бабушка, прабабушка, дедушка, прадедушка, тётя, дядя, сестра, брат, мама,

папа и др.) В конце праздника посмотрим, кому удастся собрать самую большую семью. А вот и жюри... ( На доске будет появляться цветок. На лепестках - качества, которые нужны счастливой семье.)

Сначала давайте познакомимся по ближе. По моему сигналу громко назовите своё имя и при этом улыбнитесь. Поняли вы хоть что-нибудь? Так давайте будем уважать друг друга и слушать внимательно своих товарищей.

  1. Конкурс «Самопредставление семей» (выступление родителей
    и детей)
  2. Итак, второе задание. Вам даётся по три задачи на тему
    «семья».
    Родители могут помогать, но объяснять решение должны
    дети.

  1. У семерых братьев по одной сестрице. Сколько их всех?
    (восемь)
  2. Два отца, два сына нашли три апельсина и разделили поровну,
    и каждому досталось по целому. Как? (дед, отец, сын)
  3. Две дочери, две матери, да бабушка с внучкой. Сколько всех?
    (трое: дочь, мать, бабушка)
  4. Одного человека спросили:
  1. Сколько вам лет?
  2. Порядочно, - ответил он, - я старше некоторых своих
    родственников в 600 раз.

Может ли такое быть? (Если деду 50 лет, а внуку 1 месяц, то дед в этом случае старше внука в 600 раз)

5.        Ты, да я, да мы с тобой. Много ли нас? (двое)

  1. Шли одной дорогой муж с женою, брат с сестрою, шурин с
    зятем. Сколько их всех было? (трое: муж с женой, да жены
    брат)
  2. Один дед, два отца и два сына в трои сапоги обувались все.
    (всех трое)
  3. У меня сестёр и братьев поровну. А у моей сестры вдвое
    меньше сестёр, чем братьев. Сколько нас? ( всех семеро: 4
    брата и 3 сестры. У каждой сестры 4 брата и 2 сестры)
  4. У деда Архипа большая семья.
    Детей всего восемь, и все - сыновья.
    У каждого сына по двое ребят -
    Внучата Архипа.

Их сколько, внучат? (8*2=16)

3.        Следующий конкурс «Добрая пословица ко времени
молвится»:
вспомните пословицы со словом семья.

  1. Семья крепка ладом.
  2. Невелика семья, а все едоки.
  3. На что и клад, коли в семье лад.
  4. Вся семья вместе, так и душа на месте.
  5. В семье и каша гуще.
  6. Гляди семью, отколь берёшь жену.
  7. Мир в семье женой держится.

4.        Молодцы, а сейчас посмотрим инсценировку рассказов
Л.Н.Толстого «Семейная кашка гуще кипит», «Отец и сыновья»  (или см. приложение №2)

-        Как вы понимаете эти пословицы?

Инсценировка русских народных рассказов, шуток, небылиц: «Каково в работе приспел, таково и поел», «Раз мать велит», «Воз дров», «Кому владеть хозяйством» и др.

5.        Аукцион сказок. В каких литературных произведениях

действующие персонажи являются родственниками? (называют по очереди)

  1. «Репка»
  2. «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»
  3. «Красная Шапочка»
  4. «Машенька и Медведь»
  5. «Золушка» и др.
    6.        Послушайте стихотворение С.Я.Маршака «Стыд и позор»:

Стыд и позор Пустякову Василию:

Он нацарапал на парте фамилию,

Чтобы ребята во веки веков

Знали, что в классе сидел Пустяков!!!

  1. Как вы думаете, зачем Василий нацарапал свою фамилию?
    Попробуйте объяснить поступок мальчика. Плохо он сделал или
    хорошо? А как можно прославить свою фамилию, чтобы её знали
    будущие поколения?
    Людей помнят по их делам.
  2. Что появилось раньше: имя, отчество или фамилия? Почему?

Имя вам дали родители. Отчество - от отца. А фамилия? К вашему отцу она перешла от деда, к деду - от прадеда. Но кто же первый в роду так назывался и почему?

Ученик.

 В фамилиях различных лиц,

Порою нам знакомых,

Звучат названья рыб и птиц,

Зверей и насекомых...

Лисичкин, Раков, Индюков,

Селёдкин, Мышкин, Тёлкин,

Мокрицын, Волков, Мотыльков,

 Бобров и Перепёлкин.

Знаете ли вы историю вашей фамилии? Слово «фамилия» попало в наш язык из латыни, хотя сами римляне не знали такого понятия, как «фамилия», и слово это в переводе означает «семья», /рассказ одного из детей «Когда появились фамилии?» из книги «Всё обо всём»/

Я хочу рассказать вам о моей фамилии - Ященко. Основа фамилии - украинская или белорусская форма имени Яшка, производного от Яков (Иаков), образовано суффиксом -енк(о), который обозначал потомка во всей приднепровской и правобережной Украине, в восточной полосе Белоруссии (соответствовал русскому -онок).

/Учитель ориентируется на фамилии детей в своём классе, подбирает материал./ Ширяевы (девичья фамилия моей мамы) - от слова широкоплечий.

Есть фамилии, которые образовались от профессиональных

прозвищ предков, рассказывающие, кто из них, чем занимался.

Отсюда Гончаровы, Овсянниковы, Черепенниковы. Например,

Сидельников - так на Руси звали мастера, изготавливающего

конную упряжь, сёдла и т.д.

Есть фамилии, образованные от названия местности, родом откуда

был один из предков (Мещеряков, Новгородцев, Москвин,

Уфимцев и др.)

Фамилии, образованные от имён (Петров, Иванов, Юркевич)

А откуда произошла ваша фамилия? ( сообщения детей)

7.        Догадайтесь, кто в семье Ивановых:

Прадед        Иванов Николай Петрович

Дед        Иванов Андрей Семёнович

Отец        Иванов Семён Николаевич

Сын        Иванов Пётр Иванович

8.        Чтобы лучше познать себя, мы должны изучать семью, её

родословную. Вашему вниманию я представляю родословную

моей семьи (приложение 1)

Вы тоже начали собирать всё самое интересное об истории ваших

семей. Расскажите нам (выступления детей и родителей)

Ученик.

Волос её прядки пушистого снега белей, И ласковый голос у бабушки старой моей.

То слышен он в доме, то возле сестрёнки в саду. Я бабушку нашу по голосу сразу найду. Хлопочет бабуля никак не присядет с утра. Вчера постирала, сегодня ей гладить пора.

-        Ах, как я устал -
скажет папа,-

Я еле живой!

И мама устало

Присядет, вернувшись, домой.

И старшие сестры вздохнут:

-        Поскорей бы в кровать!
Лишь бабушка наша

Не хочет никак уставать.

/Леонид Сорока. Бабушка./

Танцевальная минутка для детей и родителей под песню «Золотая свадьба» в исполнении ансамбля «Кукушечка». Кто хочет может подпевать (раздать слова)

9. Конкурс «Отгадай-ка, кто это?».

Свекор - кто это?        (отец мужа)

Сват -        (родители супругов по отношению друг к другу)

Свекровь -     мать мужа

Свояченица - сестра жены

Золовка -      сестра мужа

Деверь -       брат мужа

Шурин -       брат жены

А сейчас подведём итоги (выступление жюри). Чаепитие.

Я вам желаю, чтобы с вами не случилось, всегда чтоб рядом была ваша семья, ваши родные. Пусть вот это тёплое солнышко светит вам всегда.

(На доске солнце обогревает своими лучами цветок.

На нём в течение праздника появлялись слова:) Любовь Уважение Внимание Терпение Взаимопомощь Забота Счастье

Терпение, любовь, забота, внимание - важнейшие условия семейного счастья. Но эти качества надо в себе воспитывать!

Дети дарят красивую рамку, сделанную своими руками, с семейной фотографией.

Литература

Шут, Фома и Ерёма, солдат, пошехонцы и другие...: Русский народный юмор / Собр. И обраб. Г.Науменко.- М.: Дет. лит., 1984.

Популярная энциклопедия для детей «Всё обо всём». - М., 1993.

В круге жизни: Семейные праздники, обычаи, обряды / Сост. Т.И.Быстрых и др. - Пермь: Пермская книга, 1995.

Л.Н.Толстой Скучен день до вечера, коли делать нечего. Рассказы. -М, Дет. лит., 1977.

Приложение 2

Как зовут

  1. Как тебя зовут, мальчик?
  2. Так, как моего отца.
  3. А как твоего отца?
  4. А так, как меня.
  5. Ну, так скажи, как тебя кличут, когда обедать зовут?
  6. Да меня не надо звать, я первым прибегаю!

Воз дров

Сын спрашивает отца:

  1. Скажи, батюшка, воз дров - это много или мало?
  2. И много и мало,- отвечает тот. - Если купишь, то — мало, если
    напилишь да наколешь, ой как много!

Раз мать велит

Мать будит сына:

  1. Проснись, Ванюша, петушок поёт!
  2. Пусть себе поёт! Петушок маленький, для него и ночь коротка.
  3. Вставай, Ванюша, вставай, уже заря занимается.
  4. Пусть занимается - у неё до вечера дел много.
  5. Вставай, Ванюша, солнышко всходит.
  6. Пусть всходит - ему далеко бежать нужно.
  7. Вставай, Ванюша, блины на столе.
  8. Ну что ж! Раз мать велит - надо встать!

( из книги «Шут, Фома и Ерёма, солдат, пошехонцы и другие...»: Русский народный юмор / Собр. И обраб. Г.Науменко.- М.: Дет. лит., 1984.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое мероприятие с родителями " Книги мы семьей читаем"

Открытое мероприятие- викторина по литературе с родителями и учениками 4 классов....

Консультация для родителей «История моей семьи», статья, раздел «Работа с родителями»

 Консультация для родителей «История моей семьи», статья, раздел «Работа с родителями»...

Спортивный праздник "Папа, мама, я-спортивная семья", посвященный Международному дню семьи

Разработка подойдет для проведения совместного семейного или внеклассного праздника...

Праздник для родителей "Моя семья, моя школа"

Праздник «Моя семья, моя школа»Дети исполняют песню «Детство». На экране видеоролик выступления детей на сцене дома культурыУчитель:Что же за пpаздникГотовится тyт?Видно, почётные...

Праздник с родителями «Моя семья – мое богатство»,посвященный «Дню Семьи».

Праздник с родителями «Моя семья – мое богатство», посвященный «Дню Семьи»....

Спортивный праздник «Папа, мама, я – спортивная семья» для учащихся и родителей 2 класса.

Пропаганда здорового образа жизни, укрепление здоровья младших школьников, повышение интереса к систематическим занятиям физкультурой и спортом, упрочение семейных отношений....

Визитная карточка семьи на праздник "Папа, мама, я - дорожная семья"

Визитная карточка семьи на праздник "Папа, мама, я - дорожная семья" 3 класс...