Этнографическая викторина "В поисках сокровищ"
план-конспект урока (4 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Заинская средняя общеобразовательная школа»
Татарстан
Конспект внеклассного мероприятия
«В поисках сокровищ…»
(этнографическая игра-викторина, посвящённая столице Татарстана)
подготовила
учитель начальных классов
Александрова Елена Александровна
г. Заинск
2010
Цель:1. Обобщить знания детей о памятниках истории и архитектуры города Казани
2. Развивать устную речь, внимание, кругозор детей
3. Воспитывать любовь к Родине
Оборудование: названия команд, жетоны с буквами, изображение Кремля, башни Сююмбике, Спасской башни, улицы Баумана, памятника Г.Тукаю, озера Кабан, три платка, конфеты, яблоко, печенье, духи, чеснок, лук, три любых предмета, три фотографии, А. Алиш, М.Джалиль, Казанский вокзал, герб Казани, тюбетейка, чак-чак, фото президента.
Участники: дети 4 класса
План
1.Беседа о правилах игры
2. Кабинет пяти чувств
3. Разминка «Казанские слова»
4.Кремль
5.Башня Сююмбике
6.Спасская башня
7.Улица Баумана
8.Памятник Г.Тукаю
9.Озеро Кабан
Вед: Мы с вами сегодня отправимся на поиски сокровищ.(слайд№1) Искать мы будем ханские сокровища. Сейчас нам надо разделиться на три команды.
Кладоискатели
Детективы
Сыщики
На протяжении всего поиска вы должны набрать как можно больше жетонов. Клад достанется той команде, у которой будет большее количество жетонов. На каждом жетоне изображена буква. Эта буква даёт подсказку в ответах, т.е. ответом будет слово, начинающееся на эту букву.
Чтобы узнать куда лежит наша дорога, где мы будем, искать сокровища, вы должны разгадать шараду.
Котёл когда-то звали так
Как прозвучат моих два слога.
Добавить стоит мягкий знак-
И приведёт ко мне дорога. (Казань)
Правильно, речь пойдёт о Казани.(слайд №2) Искать мы будем ханские сокровища.
- А вы знаете почему Казань назвали Казанью?
Одна из древних легенд гласит, что слуга булгарского царевича Алтын Бека, чудом избежавшего плена завоевателей монголов, укрывшегося с небольшим отрядом на севере, отправился от места стоянки к берегу небольшой речки за водой и нечаянно уронил золотой котёл ( по татарски котёл- казан). Поэтому люди решили назвать речку-Казанкой, а город основанный ими на этом месте Казанью.
- Чтобы отправиться в поиски за кладм надо узнать какие вы кладоискатели. Отправимся в «Кабинет пяти чувств».
Выходят по одному представителю от команды.
Проверка вкуса(завязать глаза и дать попробовать конфету, яблоко, печенье)
Проверка обоняния(завязать глаза и дать понюхать духи, чеснок, хлеб)
Проверка осязания (определить предмет на ощупь)
Проверка зрения (с расстояния 2-3 метров определить, что изображено на фотографии)
Проверка слуха (шёпотом произнести слова: сокровища, клад, находка)
Вед6 Ребята, вот мы и выяснили, что все вы асы своего дела. Отправляемся в путешествие. Начнём с разминки.
(По очереди из мешочка достаются жетоны с буквами. Буква это подсказка (по 3 вопроса))
А- Назовите татарского детского писателя, написавшего сказку «Болтливая утка» (А.Алиш) (Слайд №3)
В- Назовите самую большую реку протекающую по территории Республики Татарстан (Волга) (Слайд №4)
Д- Какому татарскому поэту на площади 1 мая стоит монумент? (М.Джалиль) (Слайд №5)
Ж- Где в Казани встречают и провожают поезда? (Железнодорожный вокзал) (Слайд №6)
З - Кто украшал герб Волжской Булгарии ещё в домонгольские времена, символизирующий мудрость, силу, бессмертие? (Змей) (Слайд №7)
Т – Какой головной убор принято дарить гостям Республики Татарстан? (Тюбетейку)(Слайд№8)
Ч- Каким национальным блюдом встречают гостей Казани?(Чак-чак) (Слайд №9)
М- Назовите фамилию президента Татарстана.(Р.Минниханов) (Слайд №10)
М-Помещение, в которое мусульмане ходят молиться (мечеть) (Слайд №11)
Вед: Отправляемся на поиски сокровищ. Ответив на вопрос, вы узнаете, откуда начнётся наше путешествие.
Вопрос первой команде. Жетон с буквой К.
Что называют колыбелью Казани? (Кремль) (Слайд №12)
(В центральной части города расположен Кремль. Слово Кремль означает городская крепость. С Кремля началась Казань. Многое могут поведать стены Кремля. Были они сосновыми, а с середины 16 века стали каменными. Кремль страдал от пожаров, нашествий ханов, его брали штурмом войска Ивана Грозного. Но он выдержал всё и предстал перед нами во всей красе.
Вопрос второй команде. Жетон с буквой С
Мы с вами оказались в исходной точке нашего путешествия. Она находится рядом с архитектурным памятником, который построен за 7 дней. Силуэт этой башни мы видели на сувенирах, открытках, с ней связано много легенд. Она является символом Казани.(башня Сююмбике) (Слайд №13)
(Название памятника связано с именем царицы жившей в 16 веке. Иван Грозный, услышав о красоте казанской царицы Сююмбике, предложил стать ей его женой. Она отказалась. Тогда он пошёл войной на Казань и захватил город. Царица Сююмбике поставила ему условие: «Она выйдет за него замуж, если в семь дней он построит самую высокую башню в городе. Царь приказал своим строителям под страхом смерти, выполнить желание Сююмбике. В первый день построили первый ярус, во второй - второй и т.д. К исходу 7 дней башня была построена. Начался свадебный пир. Царица попросила позволенья подняться на верхний ярус посмотреть город. Поднялась она, попрощалась с народом и бросилась вниз, на острые камни)
Вопрос третьей команде. Жетон с буквой С
Ребята, вы замечательные кладоискатели и хорошо знаете Казань. В какую сторону нам надо двигаться дальше, вы узнаете ответив на следующий вопрос.
-На какой башне казанского Кремля находятся часы?(Спасской) (Слайд №14)
(Башня возведена из известкового камня, на лицевой стороне, специальной нише, раньше выставлялся огромный образ Христа – Спасителя. Отсюда и возникло её название. В 18 веке на Спасской башне были установлены необычные часы: их циферблат вращался вокруг неподвижной стрелки. Сейчас часы работают на электричестве)
Вопрос первой команде. Жетон с буквой Б.
Наш путь ведёт к улице. По этой улице прошли первые трамваи в Казани. Раньше она называлась Большая Проломная. (Баумана) (Слайд №15)
Вопрос второй команде. Жетон с буквой Т.
Какой же следующий ориентир?
В Казани более 750 памятников истории и архитектуры. Определите о каком памятнике идёт речь? Этот памятник поэту и сказочнику написавшему такие поизведения как «Шурале», «Водяная» (Г.Тукай) (Слайд №16)
Вопрос третьей команде. Жетон с буквой К
В поэме «Сенной базар, или Новый Кисекбаш» Г.Тукай даёт подсказку всем кладоискателям, указывая, где могут быть спрятаны ханские сокровища.
Коль пришлось уж к слову, дно я покажу.
О подводных тайнах вкратце расскажу.
Медные деревни там увидишь ты,
Города из злата -дивной красоты.
В царстве змей стоглавых стережёт вода,
Мраморных оленей резвые стада.
В дни, когда тут были из Москвы войска
И в Казань палили из Москвы войска,
Ханы и визири, прежде чем удрать,
Всё добро успели в воду побросать,
Золото, рубины, жемчуг, серебро,
Чтобы не досталось людям их добро.
Теперь для вас, кладоискатели, такой вопрос. Я буду перечислять слова, а вы должны исключить из них лишнее слово. Это лишнее слово-ключ к сокровищам. Вот эти слова:
Волга, Кама, Кабан, Свияга, Казанка (Кабан-озеро) (Слайд №17)
Ключ к сокровищам слово «Кабан». А почему? Все перечисленные слова -это названия рек, а Кабан – озеро. В Казани есть три озера кабан: Верхний Кабан, Средний Кабан, Ближний Кабан. Озеро Кабан – это наша национальная святыня. Вокруг озера водилось когда – то несметное количество животных, птиц. До середины 16 века окрестности озера считались ханскими охотничьими угодьями. До нас дошли преданья о холодных ключах, коварных водоворотах, подводных течениях. Эта особенность породила множество легенд о всякой нечисти, обитавшей на дне.
Вот и добрались мы с вами, ребята до места захоронения ханских сокровищ. Клад с золотыми монетами достаётся команде, набравшей наибольшее количество очков.(Открывается сундучок с конфетами)
Много знаю столиц. (Слайд №18)
Городов в мире я:
Есть Париж, вечный Рим –
Слава их велика.
Славу их признаю
Отдаю им я дань
Но люблю лишь тебя,
Ты в душе у меня,
О, родная Казань!
Список литературы
1.Материал предоставлен библиотекой-филиалом №3ЦДБС г.Казани
2.Айдаров С.С. Архитектурное наследие Казани.-К:Тат.кн.изд,1978
3.Гарзавина А.В.,Новицкий А.И., Моя Казань.-К: Тат.кн.изд,1984
4.Казань а памятниках истории и культуры .-К: Тат.кн.изд,1982
5.Куьмин В.В.и др. Казань (путеводитель) .-К: Тат.кн.изд,1977
6.Сказания о Казани (легенды и предания) .-К: Тат.кн.изд,1992
7.Фахнер М.В. Великие Булгары. Казань.Свияжск.-М: Искусство, 1978
8.Халитов Н.Х. Архитектура мечетей Казани.-К: Тат.кн.Изд.,1991
http://foto.cheb.ru/foto/14840.htm Муса Джалиль
http://foto.cheb.ru/foto/14840.htm Спасская башня Кремля
http://foto.cheb.ru/foto/14800.htm Мечеть Кул Шариф
http://foto.cheb.ru/foto/14798.htm Башня Сююмбике
http://foto.cheb.ru/foto/14782.htm вид на Кремль
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:Alish.gif А.Алиш
http://foto.mail.ru/mail/dkt503/17/18.html#19 река Волга
http://www.photo-kazani.ru/index.html?cat=showobj&id=190&st=16&c=141 памятник М.Джалиль
http://transport.nagl.ru/main1.php?crpg=1&page_id=373&mode=2&imgid=0Железнодорожный вокзал
http://demiart.ru/forum/journal_uploads2/j91558_1242230523.jpg чак-чак
http://imtw.ru/uploads/imperiall/post-9-1141986321.gif герб Волжской Булгарии
http://luiza-m.narod.ru/foto/bashkiem/359.jpg тюбетейка
http://www.cetrt.ru/simpozium%202008/otchet/6.jpg президент Татарстана
http://new.pfo.ru/_data/objects/0002/2624/icon.jpg мечеть Кул Шариф
http://www.greenmama.ru/dn_images/00/88/72/86/1193292655baumana.jpg улица Баумана
http://gokazan.ru/upload/photogallery/2140.jpg памятник Г. Тукаю
http://www.russianow.ru/Images/Volga/Tatarstan/Kazan/Kazan-3.jpg озеро Кабан
http://s50.radikal.ru/i127/1002/24/8aff0cfd9d56.jpg Казанский Кремль
http://www.turizm.ru/country_gallery/167/291.jpeg башня Сююмбике
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие по окружающему миру "В поисках сокровищ"
Внеклассное мероприятие по окружающему миру "В поисках сокровищ" разработан для 2 класса УМК "Школа 2100". Закрепление темы "Моря и острова"...
Урок-путешествие на остров «Веселой математики» в поисках сокровищ
развивать умения применять свои знания в нестандартных ситуациях;формировать и развивать абстрактное мышление, творческое воображение, смекалку, сообразительность, нестандартное математическое м...
Конспект развивающего занятия по развитию внимания. В поисках сокровищ.
Цель. Интенсивное развитие зрительного внимания.Задачи. 1. Интенсивно развивать объем, концентрацию, распределение внимания, восприятие, мелкую моторику руки, словарный запас.2. Учить сравнивать...
Конспект занятия по хореографии «В поисках сокровища»
Цель: умение воплощать музыкально – двигательный образ; формировать правильную осанку....
В поисках сокровищ!
Любой ребенок любит искать подарки! Вот и мы решили провести мероприятие посвященное сразу двум праздникам "23 февраля и 8 марта". Класс был поделен на две каманды: команду девочек и команду мальчиков...
Сценарий игры «Поиски сокровищ»
Сценарий игры «Поиски сокровищ»...
Игра «В поисках сокровищ»
Внеклассная работа по английскому языку повышает мотивацию к изучению языка и культуры другой страны. Игра «В поисках сокровищ» проводится на параллели 3-5 классов. Каждый класс представляет пар...