Знакомство с буквой Ц ( обучение грамоте)
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)

Попова Ирина Ивановна

Познакомить учащихся с буквой Ц и звуком [ц ]

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_znakomstvo_s_bukvoy_ts.docx30.31 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: « Знакомство с буквой Ц» ( обучение грамоте)

 Цель: создать условия для организации деятельности учащихся по ознакомлению со звуком [ц] и буквой Ц, ц.

Задачи:

Предметные:

- создать условия для формирования у учащихся умения выделять звук [ц] из слов, наблюдать за произношением нового звука в словах, распознавать его, характеризовать, обозначать буквой;

- содействовать активизации словаря учащихся, развитию фонематического слуха и культуры звукопроизношения, развитию познавательного интереса к чтению;

- содействовать воспитанию навыков культуры учебного труда на уроках обучения грамоте.

Личностные :создать условия для формирования интереса к учебной деятельности.          

Регулятивные: содействовать формированию умения принимать и сохранять учебную задачу; понимать выделенные учителем действия в учебном материале; оценивать совместно с учителем и одноклассниками результат своих действий.

Познавательные: содействовать развитию умения понимать знаки, символы, модели и схемы, приведенные в учебнике; построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез;

       Коммуникативные: учиться слушать и слышать учителя, одноклассников, совместно обсуждать проблему, уважительно относиться к  мнению собеседника.

Оборудование: учебник «Азбука» 1 класс,  предметные картинки, карточки с заданиями.

Ход урока

I. Организационный момент.

Цель: помочь детям включиться в деятельность.

Прозвенел звонок для вас,

Встали все у парт красиво.

Поздоровались учтиво,

Тихо сели, спинки прямо,

Начинается урок!

II. Актуализация опорных знаний.

Предлагаю сыграть в игру «Да- Нет».

-Верно ли, что звуки мы произносим и слышим, а буквы видим и пишем?

-Верно ли, что все согласные парные?

-Верно ли, что буквы А, О, У, Ы, Э указывают на твёрдость стоящего перед ними согласного?

-А что же вы тогда скажете о буквах И, Е, Ё, Ю, Я?

-Верно ли, что в  нашей речи 6 гласных звуков?

- А сколько гласных букв?

- Верно ли, что звуки. которые не тянутся, не поются произносятся с препятствиями называются гласными?

- Верно ли, что согласные звуки могут быть твёрдыми, мягкими, звонкими и глухими?

- Верно ли,  звуки Ж,Ш –всегда твёрдые?

- Как вы думаете, есть ли еще в русском языке согласные, которые обозначают только твердые согласные звуки?

-  Ответ на этот вопрос вы получите в ходе нашего урока.

III. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности.

Назовите предметы, изображенные на рисунках.

                                    Синица, цыпленок, цапля.

 -  Какой одинаковый звук есть в этих словах?  - Звук [ ц]

 - Сформулируйте тему урока.

 - Сформулируйте цель и   задачи урока, продолжив предложения

               ( Дети формулируют цель и задачи урока)

V. Изучение нового.  Проблемная ситуация.

- Выделение звука ц из слова и его характеристика.

- Кто изображен на рисунках?

- Синица, цыпленок, цапля.

-Что объединяет эти слова?

- Они обозначают предметы, отвечают на вопрос «Кто?». Это названия птиц. Содержат одинаковый звук[ц].

- Выделите первый звук в слове «цыпленок». Что будете делать, чтобы дать характеристику звуку.

- Мы должны произнести звук, проследить за тем, как он ведет себя в речевом аппарате.

- Новый звук относится к гласным или согласным звукам? Докажите.

- Это твердый или мягкий звук?

- Звонкий или глухой?

- Дайте полную характеристику звуку [ц].

-Согласный, глухой, твердый.  

         Игра: Определите место звука[ц ] в в словах: лицо, цепь, кузнец, цифра.

 - Какой звук [ц] во всех этих словах: твердый или мягкий?(Твердый.)

-Попробуйте подобрать  слова, в которых звук [ц] произносился бы мягко.

- Смогли ли вы подобрать такие слова?  ( Не смогли.)

- Какой вывод можно сделать?

 - Звук [ц] всегда твердый, у него нет мягкой пары.

- Ответили мы на вопрос, который я задавала вначале урока?

- Да, в русском языке есть еще согласные, которые обозначают только твердые согласные звуки.

 

VI. Физминутка

Поднимайте плечики,
Прыгайте, кузнечики!
Прыг - скок! Прыг - скок!
Стоп - сели. Травушку поели,
Тишину послушали,
Стали прыгать высоко,
Прыгать на носках легко!
Пчелы в ульях сидят
И в окошечко глядят.
Порезвиться захотели,
Друг за другом полетели!

VII.Знакомство с буквами Ц,ц

 а)Формирование навыков чтения.

Азбука с.51-                                                                                                                                                               - Кто нарисован в красной рамке над схемой?                                                                                                 -Кого называют кузнецом?                                                                                                                         Кузнец работает с молотом и наковальней, обрабатывает при этом металл.                                      -Как называется его место работы? (кузница)                                                                                          - Почему конь поднял ногу?                                                                                                                          - Для чего мальчик привёл коня к кузнецу?

Соотнесение слова кузнец со схемой

Вывод : Согласный, глухой, непарный, твёрдый.

Азб. с.51 чтение стихотворения , нахождение слов с буквой  ц                                                Азбука с.50                                                                                                                                               - Что изображено на иллюстрации?                                                                                                                -Кого вы видите на арене цирка?                                                                                                                                  -Чем занят медведь?                                                                                                                                           - Кто выполняет трюки с огненным кольцом?                                                                                                         - Что делают собачки?                                                                                                                                    - Чем заняты клоуны?                                                                                                                                            - Что вы можете сказать о цвете одежды артистов цирка?

Чтение текста под иллюстрацией. Озаглавьте текст. Прочитайте слова с –ц.

Прочитайте пословицу сверхус.50.                                                                                                              - как понимаете её смысл?

Азбука с.52 - чтение

Продолжение работы по теме урока.

Прочитайте с доски слова. Обратите внимание, в каком месте слова после буквы Ц пишем И, а каком - Ы.

Ножницы     циркач          цыган

Ранцы         цифра          цыпочки

Певцы         циркуль      цыц

Огурцы       цирк            цыплёнок

На конце слов с буквой Ц  всегда пишут букву Ы,а вот в середине слова после Ц пишем букву И. Но есть слова исключения, вкоторых после Ц и в середине пишется буква Ы.

Это слова  -цыган, цыплёнок, на цыпочках, цыц.

Развитие речевого аппарата.

Скороговорка: В цветнике цветут цветы.

Чистоговорка:

Цо –цо –цо –снесла курица яйцо.

Ца-ца – ца –прибежала к нам овца.

Цу –цу –цу – я веду домой овцу.

Цы –цы –цы –бегут куры от овцы.(чтение чётко с ускорением)

Итог урока .

- С каким новым звуком и буквой познакомились?

- Что нового узнали?

- Чему научились?

- что было самым интересным на уроке?

 - Что вызвало затруднение?

- Кому трудно было понять ,когда после Ц пишем И, а когда Ы?

 - кто запомнил слова исключения?

Рефлексия.

- Оцените свою работу на уроке                                                                                                                                  Выберите одно из предложений.                                                                                                                                                 -На уроке я был активным и внимательным. Я всё запомнил.                                                                                      -Я работал хорошо, но в некоторых заданиях сомневался.                                                                           -Не всё получалось как хотелось бы.Ещё придётся потрудиться.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Таблица - опора "Город букв" по обучению грамоте 1 класс

"Город букв" обучение грамоте 1 класс...

Согласные звуки [н],[н], буква н. Обучение грамоте. Школа 2100

Конспект урока для интерактивной доски Smart. Конспект составлен в соответствии с методическими рекомендациями для учителя (О. В. Прониной, И. И. Кремлёвой)....

Презентация Буква Д (Обучение грамоте)

Знакомство с буквой Д и звуками [д] и [д‛]. Чтение слов, предложений с новой буквой. Упражнения творческого характера....

Знакомство с буквой "Р" (обучение письму)

Конспект урока по обученю письму  1 класс (к прописям Бетеньковой)...

Знакомство с буквой "Р" (обучение грамоте)

Конспект урока по обучению грамоте...

Буква Я обучение грамоте 1 класс

Часто  хочется дополнить урок чем-то интересным, наглядным, что позволит ребятам лучше усвоить его материал. И тут конечно на помощь нам приходят презентации. У меня постепенно накапливаютс...

Презентация. Буква У. Обучение грамоте (письмо буквы У)

Презентация к уроку обучение грамоте буква У. Пропись 2-я часть В.Г. Горецкий. Школа России....