Знакомство с буквой Ц ( обучение грамоте)
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)
Познакомить учащихся с буквой Ц и звуком [ц ]
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 30.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: « Знакомство с буквой Ц» ( обучение грамоте)
Цель: создать условия для организации деятельности учащихся по ознакомлению со звуком [ц] и буквой Ц, ц.
Задачи:
Предметные:
- создать условия для формирования у учащихся умения выделять звук [ц] из слов, наблюдать за произношением нового звука в словах, распознавать его, характеризовать, обозначать буквой;
- содействовать активизации словаря учащихся, развитию фонематического слуха и культуры звукопроизношения, развитию познавательного интереса к чтению;
- содействовать воспитанию навыков культуры учебного труда на уроках обучения грамоте.
Личностные :создать условия для формирования интереса к учебной деятельности.
Регулятивные: содействовать формированию умения принимать и сохранять учебную задачу; понимать выделенные учителем действия в учебном материале; оценивать совместно с учителем и одноклассниками результат своих действий.
Познавательные: содействовать развитию умения понимать знаки, символы, модели и схемы, приведенные в учебнике; построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез;
Коммуникативные: учиться слушать и слышать учителя, одноклассников, совместно обсуждать проблему, уважительно относиться к мнению собеседника.
Оборудование: учебник «Азбука» 1 класс, предметные картинки, карточки с заданиями.
Ход урока
I. Организационный момент.
Цель: помочь детям включиться в деятельность.
Прозвенел звонок для вас,
Встали все у парт красиво.
Поздоровались учтиво,
Тихо сели, спинки прямо,
Начинается урок!
II. Актуализация опорных знаний.
Предлагаю сыграть в игру «Да- Нет».
-Верно ли, что звуки мы произносим и слышим, а буквы видим и пишем?
-Верно ли, что все согласные парные?
-Верно ли, что буквы А, О, У, Ы, Э указывают на твёрдость стоящего перед ними согласного?
-А что же вы тогда скажете о буквах И, Е, Ё, Ю, Я?
-Верно ли, что в нашей речи 6 гласных звуков?
- А сколько гласных букв?
- Верно ли, что звуки. которые не тянутся, не поются произносятся с препятствиями называются гласными?
- Верно ли, что согласные звуки могут быть твёрдыми, мягкими, звонкими и глухими?
- Верно ли, звуки Ж,Ш –всегда твёрдые?
- Как вы думаете, есть ли еще в русском языке согласные, которые обозначают только твердые согласные звуки?
- Ответ на этот вопрос вы получите в ходе нашего урока.
III. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности.
Назовите предметы, изображенные на рисунках.
Синица, цыпленок, цапля.
- Какой одинаковый звук есть в этих словах? - Звук [ ц]
- Сформулируйте тему урока.
- Сформулируйте цель и задачи урока, продолжив предложения
( Дети формулируют цель и задачи урока)
V. Изучение нового. Проблемная ситуация.
- Выделение звука ц из слова и его характеристика.
- Кто изображен на рисунках?
- Синица, цыпленок, цапля.
-Что объединяет эти слова?
- Они обозначают предметы, отвечают на вопрос «Кто?». Это названия птиц. Содержат одинаковый звук[ц].
- Выделите первый звук в слове «цыпленок». Что будете делать, чтобы дать характеристику звуку.
- Мы должны произнести звук, проследить за тем, как он ведет себя в речевом аппарате.
- Новый звук относится к гласным или согласным звукам? Докажите.
- Это твердый или мягкий звук?
- Звонкий или глухой?
- Дайте полную характеристику звуку [ц].
-Согласный, глухой, твердый.
Игра: Определите место звука[ц ] в в словах: лицо, цепь, кузнец, цифра.
- Какой звук [ц] во всех этих словах: твердый или мягкий?(Твердый.)
-Попробуйте подобрать слова, в которых звук [ц] произносился бы мягко.
- Смогли ли вы подобрать такие слова? ( Не смогли.)
- Какой вывод можно сделать?
- Звук [ц] всегда твердый, у него нет мягкой пары.
- Ответили мы на вопрос, который я задавала вначале урока?
- Да, в русском языке есть еще согласные, которые обозначают только твердые согласные звуки.
VI. Физминутка
Поднимайте плечики,
Прыгайте, кузнечики!
Прыг - скок! Прыг - скок!
Стоп - сели. Травушку поели,
Тишину послушали,
Стали прыгать высоко,
Прыгать на носках легко!
Пчелы в ульях сидят
И в окошечко глядят.
Порезвиться захотели,
Друг за другом полетели!
VII.Знакомство с буквами Ц,ц
а)Формирование навыков чтения.
Азбука с.51- - Кто нарисован в красной рамке над схемой? -Кого называют кузнецом? Кузнец работает с молотом и наковальней, обрабатывает при этом металл. -Как называется его место работы? (кузница) - Почему конь поднял ногу? - Для чего мальчик привёл коня к кузнецу?
Соотнесение слова кузнец со схемой
Вывод : Согласный, глухой, непарный, твёрдый.
Азб. с.51 чтение стихотворения , нахождение слов с буквой ц Азбука с.50 - Что изображено на иллюстрации? -Кого вы видите на арене цирка? -Чем занят медведь? - Кто выполняет трюки с огненным кольцом? - Что делают собачки? - Чем заняты клоуны? - Что вы можете сказать о цвете одежды артистов цирка?
Чтение текста под иллюстрацией. Озаглавьте текст. Прочитайте слова с –ц.
Прочитайте пословицу сверхус.50. - как понимаете её смысл?
Азбука с.52 - чтение
Продолжение работы по теме урока.
Прочитайте с доски слова. Обратите внимание, в каком месте слова после буквы Ц пишем И, а каком - Ы.
Ножницы циркач цыган
Ранцы цифра цыпочки
Певцы циркуль цыц
Огурцы цирк цыплёнок
На конце слов с буквой Ц всегда пишут букву Ы,а вот в середине слова после Ц пишем букву И. Но есть слова исключения, вкоторых после Ц и в середине пишется буква Ы.
Это слова -цыган, цыплёнок, на цыпочках, цыц.
Развитие речевого аппарата.
Скороговорка: В цветнике цветут цветы.
Чистоговорка:
Цо –цо –цо –снесла курица яйцо.
Ца-ца – ца –прибежала к нам овца.
Цу –цу –цу – я веду домой овцу.
Цы –цы –цы –бегут куры от овцы.(чтение чётко с ускорением)
Итог урока .
- С каким новым звуком и буквой познакомились?
- Что нового узнали?
- Чему научились?
- что было самым интересным на уроке?
- Что вызвало затруднение?
- Кому трудно было понять ,когда после Ц пишем И, а когда Ы?
- кто запомнил слова исключения?
Рефлексия.
- Оцените свою работу на уроке Выберите одно из предложений. -На уроке я был активным и внимательным. Я всё запомнил. -Я работал хорошо, но в некоторых заданиях сомневался. -Не всё получалось как хотелось бы.Ещё придётся потрудиться.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Согласные звуки [н],[н], буква н. Обучение грамоте. Школа 2100
Конспект урока для интерактивной доски Smart. Конспект составлен в соответствии с методическими рекомендациями для учителя (О. В. Прониной, И. И. Кремлёвой)....
Презентация Буква Д (Обучение грамоте)
Знакомство с буквой Д и звуками [д] и [д‛]. Чтение слов, предложений с новой буквой. Упражнения творческого характера....

Знакомство с буквой "Р" (обучение письму)
Конспект урока по обученю письму 1 класс (к прописям Бетеньковой)...

Буква Я обучение грамоте 1 класс
Часто хочется дополнить урок чем-то интересным, наглядным, что позволит ребятам лучше усвоить его материал. И тут конечно на помощь нам приходят презентации. У меня постепенно накапливаютс...

Презентация. Буква У. Обучение грамоте (письмо буквы У)
Презентация к уроку обучение грамоте буква У. Пропись 2-я часть В.Г. Горецкий. Школа России....