Методический материал по предмету "Русский язык"
план-конспект урока по русскому языку (1, 3 класс)

Евграфова Елизавета Ивановна

В данном разделе представленны материалы по русскому языку.

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon russkiy_yazyk_1_klass.pdf329.36 КБ
Файл rya_3_ss.docx577.24 КБ

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Урок: урок обобщение и систематизация знаний.

Тема: Состав слова.

Класс: 3.

Цель: сформировать условия для систематизации полученных знаний о составе слова.

Задачи:

  • Обучающая: проверить сформированность понятий: состав слова, приставка, суффикс, окончание; - формировать умение разбирать слова по составу;
  • Развивающая: развитие умений разбирать слова по составу; развитие орфографической  зоркости, познавательного интереса, внимания, мышления, речи;
  • Воспитательная: способствовать развитию культуры взаимоотношений, развитию интереса к изучению русского языка, уверенность в своих силах.

Планируемые результаты:

Предметные результаты:

— Различать и выделять основные части слова; формулировать словообразующую роль каждой части слова; объяснять причины изменения формы слова; конструировать алгоритм разбора слова по составу и использовать его при необходимости.

Личностные результаты:

— Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками; наличие мотивации к творческому труду, работе на результат.

Метапредметные результаты:

Познавательные:

— используют знаково-символические средства для решения учебной задачи; осуществляют анализ объектов с выделением существенных признаков;

—  осуществляют сравнение, классификацию по заданным критериям.

Коммуникативные:

— оформляют свою мысль в устной и письменной речи с учетом учебных и жизненных речевых ситуаций;

—работают в паре, группе, с учителем строят монологические высказывания.

Регулятивные:

 – определяют, формулируют учебную задачу на уроке в диалоге с учителем, одноклассниками.
– оценивают  то, что уже усвоено, и что еще нужно усвоить.

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

УУД

1.Организационный этап.

Чистописание.

Приветствие обучающихся, проверка готовности к уроку:

— Здравствуйте, ребята. Начнем наш урок русского языка. Открываем тетради и записываем дату, «Классная работа».

— Прописываем следующий элемент:

Приветствуют учителя, показывают свою готовность к уроку.

Личностные: формирование навыков самоорганизации.

2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Проводит опрос:

— Кто мне скажет, какой раздел вы изучали уже несколько уроков.

 Правильно.

— Сегодня у вас урок обобщения знаний, то есть мы с вами систематизируем то, что вы изучали в этом разделе.

— Для чего нам нужно изучать состав слова?

— Верно, поэтому и девиз нашего урока звучит так: «Если знаешь части слова, то напишешь их толково!»

Отвечают на вопросы:

– Состав слова

—Что правильно писать слова.

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

3.Актуализация знаний.

Составляет схему на доске:

— В состав слова у нас входят значимые части и изменяемая.

Значимые части это какие?

—Верно, потому что именно они участвуют в образовании новых слов. А изменяемая часть слова это?

— Правильно, это часть нужна для образования новых форм одного и того же слова. А какая же часть у нас еще осталась?

—Отлично, основа слова, как вы уже знаете несет в себе основное лексическое значение. Молодцы, мы вспомнили необходимый нам материал, а теперь его закрепим с помощью следующих задний.

Помогают учителю заполнить схему:

- Корень, приставка, суффикс

- Окончание

Основа слова?

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Познавательные: осуществлять анализ, синтез, сравнение.

4. Обобщение и систематизация знаний

— Для выполнения первого упражнения, вы объединитесь в пары.

Задание 1. «Лишнее»

Запишите в тетрадь, какое слово «лишнее»

Циркач, цирк, циркуль, цирковой

Гора, горка, горный, горелый 

Гусь, гусыня, гусеница, гусёнок

Летать, лето, лётчик, перелёт

Речь, речной, река, речушка

Почему же выписанные слова были лишними?

Задание 2

— Вы хорошо справились с первым задние, приступим к второму.

Теперь объединяемся по три человека.

- Вставьте пропущенные однокоренные слова с корнем снег. Выделите в них корень. Озаглавьте текст.

Скоро зима. Замелькают в воздухе первые __________. Теплым одеялом укроет __________ землю. __________ метели заметут лесные тропы. А детям радость. Будут лепить ____________, строить крепости.

- Прочитайте текст.

- Какие слова вставили. (снежинки, снег, снежные, снеговика)

- Что это за слова? (однокоренные слова)

- Докажите, что однокоренные. (общий корень, связаны по смыслу)

- Обратите внимание, ребята, что однокоренные слова связали текст в единое целое.

Задание 3 «Таблица»

— Следующее задние мы будем выполнять в парах.

Заполни таблицу. Впиши предложенные слова по нужным столбцам.

Задние 4

 — Теперь, последнее задние мы выполним в больших группах.

Из предложенных слов вам необходимо взять только ту его составную часть, которая указана в таблице. Соединив все части – получите слово.

— Знания о составе слова нам необходимы, чтобы знать в какой части слова находится орфограмма, и правильно подбирать проверочные слова, а значит меньше делать ошибок

Объединяются в пары

Потому что другие слова были однокоренными.

Выполняют работу в малых группах.

Выполняют работу в парах.

Выполняют работу в больших группах

Коммуникативные: учитывать разные мнения и учиться высказывать своё.

Познавательные: умение строить связные высказывания в устной и письменной форме.

осуществлять анализ, синтез, сравнение.

Регулятивные: планировать свои действия; выполнять действия по намеченному плану; контролировать процесс и результат своей деятельности.

5. Рефлексия.

Подводит итоги урока совместно с обучающимися:

- Что на уроке понравилось больше всего?

- Какое задание было сложным?

- Давайте оценим себя, кто же у нас стал настоящим мастером по теме «Состав слова».

- Сейчас нарисуйте зелёный кружок те, кто может назвать себя мастером по разбору слова по составу.

Жёлтый – кто считает, что ещё надо потрудиться, чтобы стать мастером.

Красный – те, кому было очень трудно выполнять задания.

- Поднимите руку, кто нарисовал зелёный кружочек.

- Молодцы ребята. Вы все старались.

Проводят рефлексию собственной деятельности на уроке.

Личностные:

- формирование самоидентификации, адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия,

- формирование границ собственного «знания « и «незнания».

Регулятивные:

- восприятие оценки учителя,

- адекватная самооценка.

Скоро зима. Замелькают в воздухе первые __________. Теплым одеялом укроет __________ землю. __________ метели заметут лесные тропы. А детям радость. Будут лепить ____________, строить крепости.

Скоро зима. Замелькают в воздухе первые __________. Теплым одеялом укроет __________ землю. __________ метели заметут лесные тропы. А детям радость. Будут лепить ____________, строить крепости.

Скоро зима. Замелькают в воздухе первые __________. Теплым одеялом укроет __________ землю. __________ метели заметут лесные тропы. А детям радость. Будут лепить ____________, строить крепости.

Скоро зима. Замелькают в воздухе первые __________. Теплым одеялом укроет __________ землю. __________ метели заметут лесные тропы. А детям радость. Будут лепить ____________, строить крепости.

Начало действия

Неполнота совершения действия

Повторить действие заново

Направление действия внутрь

Загудеть, вбежал, перекрасить, читать, бегать, вбежать, перекопать, запеть, присесть, заговорить, приоткрыть, влетит.

Начало действия

Неполнота совершения действия

Повторить действие заново

Направление действия внутрь

Загудеть, вбежал, перекрасить, читать, бегать, вбежать, перекопать, запеть, присесть, заговорить, приоткрыть, влетит.

Начало действия

Неполнота совершения действия

Повторить действие заново

Направление действия внутрь

Загудеть, вбежал, перекрасить, читать, бегать, вбежать, перекопать, запеть, присесть, заговорить, приоткрыть, влетит.

приставка

корень

суффикс

окончание

слово

замёрз

сухая

рыба

курица

пошёл

дарит

сынок

внук

вышел

дума

каменщик

смысл

забег

морозец

горка

листочки

походка

слово

сестрицы

река


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методический материал по русскому языку в 4 классе

Тесты, итоговые срезы по русскому языку в 4 классе....

методический материал по русскому языку

Разработка урока по русскому языку для 4 класса на тему: "Правописание окончаний глаголов в прошедшем времени". Урок сопровождается презентацией и музыкальными физминутками....

Методический материал по русскому языку для 3 класса. Орфография.Правописание удвоенных согласных в корне слова.

Методический материал поможет учителю организовать работу со словами , которые нельзя или трудно проверить правилами....

Методический материал по русскому языку (по изученным орфограммам)

Методический материал по русскому языку. 2 класс. Тема "Правописание парной звонкой глухой согласной, безударной гласной в корне слова. Правописание сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу"...

Методический материал "Обучение русскому языку, как неродному "

Дети коренных народов Севера, поступая в начальную школу, не получив дошкольного образования, не всегда на должном уровне владеют русским языком. Поэтому специфика нашей школы заключает в себе необход...

методический материал по русскому языку

Представлен методический материал в помощь учителю....

Учебно-методический материал по русскому языку с применением инновационных технологий «Слова-предметы. Слова-действия».

Учебно-методический материал по русскому языку с применением инновационных технологий  «Слова-предметы. Слова-действия»....