Подготовка к написанию сочинения А.К. Саврасова «Грачи прилетели»
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Подготовка к написанию сочинения А.К. Саврасова «Грачи прилетели»

Цели:

Образовательные:

  • Подготовить детей к написанию сочинения по картине А.К. Саврасова «Грачи прилетели»
  • Формировать умения отбирать и систематизировать рабочие материалы.

 Развивающие:

  1. Формирование регулятивного универсального учебного действия самоконтроля при проверке своей готовности к уроку на этапе организации класса.
  2. Формирование регулятивного универсального учебного действия контроля (контроля деятельности другого человека) при проверке готовности к уроку своего соседа по парте.
  3. Формирование познавательного (информационного) универсального учебного действия умения извлекать информацию из текста при анализе картины на этапе анализа картины и сбора рабочих материалов.
  4. Формирование регулятивного универсального учебного действия планирования при составлении плана описания и плана сочинения на этапе анализа картины и сбора рабочих материалов, а также на этапе составления плана. 
  5. Формирование познавательного универсального учебного действия анализа при анализе анализа картины и сбора рабочих материалов.
  6. Формирование познавательного (логического) универсального учебного действия сравнения при выявлении с чем можно сравнить представленные на картине объекты на этапе анализа картины и сбора рабочих материалов.
  7. Формирование коммуникативного универсального учебного действия умения высказывать свое мнение и выслушивать мнение другого человека при высказывании своего мнения о том, какие чувства вызвала у них данная картина на этапе анализа картины и сбора рабочих материалов.

Воспитательные:

  1. Формирование личностного универсального учебного действия смыслообразование при осознании учащимися необходимости орфографической подготовки на этапе орфографической подготовки.
  2. Формирование личностного универсального учебного действия самоопредления при высказывании своего мнения о том, какие чувства вызвала у них данная картина на этапе анализа картины и сбора рабочих материалов.
  3. Воспитание любви к природе.
  4. Воспитание интереса к творчеству А.К. Саврасова

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_sochineniyu.docx43.57 КБ

Предварительный просмотр:

Подготовка к написанию сочинения А.К. Саврасова «Грачи прилетели»

Цели:

Образовательные:

  • Подготовить детей к написанию сочинения по картине А.К. Саврасова «Грачи прилетели»
  • Формировать умения отбирать и систематизировать рабочие материалы.

 Развивающие:

  1. Формирование регулятивного универсального учебного действия самоконтроля при проверке своей готовности к уроку на этапе организации класса.
  2. Формирование регулятивного универсального учебного действия контроля (контроля деятельности другого человека) при проверке готовности к уроку своего соседа по парте.
  3. Формирование познавательного (информационного) универсального учебного действия умения извлекать информацию из текста при анализе картины на этапе анализа картины и сбора рабочих материалов.
  4. Формирование регулятивного универсального учебного действия планирования при составлении плана описания и плана сочинения на этапе анализа картины и сбора рабочих материалов, а также на этапе составления плана.  
  5. Формирование познавательного универсального учебного действия анализа при анализе анализа картины и сбора рабочих материалов.
  6. Формирование познавательного (логического) универсального учебного действия сравнения при выявлении с чем можно сравнить представленные на картине объекты на этапе анализа картины и сбора рабочих материалов.
  7. Формирование коммуникативного универсального учебного действия умения высказывать свое мнение и выслушивать мнение другого человека при высказывании своего мнения о том, какие чувства вызвала у них данная картина на этапе анализа картины и сбора рабочих материалов.

Воспитательные:

  1. Формирование личностного универсального учебного действия смыслообразование при осознании учащимися необходимости орфографической подготовки на этапе орфографической подготовки.
  2. Формирование личностного универсального учебного действия самоопредления при высказывании своего мнения о том, какие чувства вызвала у них данная картина на этапе анализа картины и сбора рабочих материалов.
  3. Воспитание любви к природе.
  4. Воспитание интереса к творчеству А.К. Саврасова

План урока:

1. Организационный момент (2 минуты)

  • Взаимное приветствие
  • Проверка своей готовности к уроку
  • Проверка готовности к уроку своего соседа по парте

2. Постановка речевой задачи (1 минуту)

  • Сообщение задачи сегодняшнего урока

3. Подготовительная беседа к восприятию картины (6 минут)

  • Рассказ детям об А.К. Саврасове и его творчестве
  • Актуализация имеющихся у детей знаний необходимы для восприятия картины

4. Непосредственное восприятие картины, т.е. ее рассматривание (7 минут)

5. Анализ картины и сбор рабочих материалов (20 минут)

  • Анализ картины А.К. Саврасова
  • Сбор рабочих материалов, т.е. заполнение заранее подготовленных таблиц

6. Составление плана сочинения (5 минут)

7. Орфографическая подготовка (8 минут)

  • Отбор слов данной тематической категории  
  • Отбор выразительных коммуникативно-значимых слов, словосочетаний, предложений по теме сочинения
  • Орфографическая подготовка

8. Устный пересказ выборочного изложения (6 минут)

  • Чтение учителем образца сочинения
  • Анализ образца сочинения прочитанного сочинения

9. Написание текста выборочного изложения и его проверка (30 минут)

  • Написание текста подробного изложения
  • Постановка ударения и выделение орфограмм в каждом слове

Оборудование для учителя: иллюстрация с планом текстом на доске; иллюстрация с картиной А.К. Саврасова «Грачи прилетели» на доске; иллюстрация таблицы для заполнения на доске; таблицы для заполнения для учеников

Оборудование для учеников: тетрадь по русскому языку; шариковая ручка синего цвета; таблица для заполнения; учебник Канакина, Горецкий учебник 2 часть 2 класс русский язык 2017.

Ход урока

1.Организационный момент

Прозвенел звонок веселый.

Мы начать урок готовы.

Будем слушать, рассуждать и друг другу помогать.

-Ребята, а теперь давайте проверим вашу готовность к уроку. Скажите, какие предметы должны лежать у вас на парте на уроке русского языка? (На уроке русского языка у нас на партах должны лежать учебник русского языка, тетрадь по русскому языку и пенал, в котором должны лежать шариковая ручка и простой карандаш)

-Хорошо. Проверьте, все ли предметы, которые были названы есть у вас на парте. После того, как проверите свою готовность к уроку проверьте готовность к уроку вашего соседа по парте. После того, как вы проверите свою готовность и готовность к уроку своего сосед по парте поставьте руку на лоток те, у которого все необходимые на уроке русского языка предметы, чтобы я видела, что вы готовы начать работать.

(Дети проверяют свою готовность к уроку и готовность к уроку своего соседа по парте)

-Какие вы молодцы! Я вижу, что вы все готовы к уроку! Тогда мы начинаем.

2.Постановка речевой задачи

-Ребята, сегодня на уроке мы с вами сначала подготовимся, а после вы должны будете написать у себя в тетрадях сочинение по картине А.К. Саврасова «Грачи прилетели». Данную картину вы найдете в нашем учебнике в картинной галерее сразу после картины М.В. Васнецова «Богатыри». Также данная картина будет представлена на доске.

3. Подготовительная работа к восприятию картины

-Ребята, но, прежде чем начать готовиться к написанию сочинения давайте вспомним то такой Алексей Кондратьевич Саврасов? (Алексей Кондратьевич Саврасов - русский художник-пейзажист 19-го века)

-Алексей Кондратьевич Саврасов — русский художник-реалист, один из учредителей Товарищества передвижников, первооткрыватель жанра лирического пейзажа в русской живописи.

Родился Алексей Саврасов 12 (24) мая 1830 года в Москве, в семье купца Кондратия Артемьевича Саврасова. В ранней юности у будущего художника обнаружились способности к живописи. Судьба художника Алексея Кондратьевича Саврасова в русском искусстве трагична. Один из прекраснейших мастеров лирического пейзажа, добрый и ранимый человек, он остался известен широкой публике только как автор одной знаменитой картины – «Грачи прилетели». Хотя на самом деле кисти Саврасова принадлежат и многие другие прекрасные пейзажи-картины. Не случайно сам Исаак Левитан, один из его учеников, отводил Саврасову главную роль в становлении национальной пейзажной школы. Именно Саврасов первым показал всю скромную прелесть русской весны, последнего снега, бегущих ручьев, разливающихся рек, деревенских околиц и двориков. В этом художнике жила истинная душа художника-поэта, хотя иногда Саврасову не хватало опыта и мастерства для выражения всех своих переживаний. К числу лучших картин Саврасова можно причислить "Грачи прилетели", "Рожь", "Посёлок", "Лосиный остров в Сокольниках", "Распутица", "Ранняя весна. Оттепель", "Зимний пейзаж с санями". А. К. Саврасов умер 26 сентября (8 октября) 1897 года в Москве.

-Давайте рассмотрим картину А.К .Саврасова «Грачи прилетели». Что изображено на данной картине? (На данной картине изображен пейзаж русской природы)

-Какое время года изображает художник? (художник изображает весну)

-Раннюю или позднюю весну изображает художник? (Художник изображает раннюю весну)

-Как вы догадались, что художник изображает раннюю весну? (Мы догадались, что художник изображает раннюю весну, потому что на картине показано, что снег только начал сходить)

-Ребята, какие изменения происходят в природе ранней весной? (Ранней весной начинает сходить снег, прилетают птицы, бегут ручьи, набухают на деревьях почки, на деревьях только-только начинают появляться листочки, день становиться длиннее)

-Вы сказали, что ранней весной прилетают птицы. Скажите, на картине Саврасова присутствуют птицы? (Да, на картине Саврасова присутствуют птицы)

-Каких птиц изобразил на своей картине художник? (На своей картине художник изобразил грачей)

-Как вы думаете почему художник изобразил на своей картине именно грачей? (Художник изобразил на своей картине именно грачей, потому что грачи - это вестники весны)

-Почему грачей называют вестниками весны? (Грачей называют вестниками весны, потому что грачи прилетают к нам из южных стран с первым теплом)

4. Непосредственное восприятие картины, т.е. ее рассмотрение

Теперь я предлагаю вам самостоятельно рассмотреть данную картину подробно. Как я уже ранее говорила найти данную картину вы сможете у себя в учебнике в картинной галерее сразу после картины М.В.Васнецова «Богатыри». Также данная картина представлена на доске. После того, как вы рассмотрите картину самостоятельно мы с вами все вместе ее проанализируем и выделим в ней те основные моменты, которые вы должны будете отразить в своем сочинении.

5. Анализ картины и сбор рабочих материалов

-Ребята, теперь, когда вы внимательно рассмотрели картину мы будем ее анализировать. Но мы будем ее не просто анализировать, но и готовиться к написанию сочинения по данной картине. В ходе анализа мы с вами будем заполнять таблицу, которая лежит у вас на парте. В дальнейшем данная картина станет опорой и помощницей в написании сочинения. Давайте внимательно рассмотрим данную таблицу. Из скольких столбцов она состоит? (Данная таблица состоит из 4-х столбцов)

 -Как называется 1-й столбец нашей таблицы? (Первый столбец нашей таблицы называется «План наблюдения»)

-В данный столбец мы будем записывать те объекты, которые мы выделим на картине, т.е. те объекты, которые мы должны будем описать в своем сочинении. Как называется

2-й столбец наше таблицы? (Второй столбец нашей таблицы называется «План сочинения»)

-План сочинения мы с вами составим после анализа картины и заполнения остальных колонок. Как называется 3-й столбец нашей таблицы? (Третий столбец нашей таблицы называется «Рабочие материалы»)

-В данный столбец мы запишем те слова, словосочетания, предложения, которые помогут вам в написании сочинения. те слова, словосочетания, предложения, которые вы сможете использовать в своем сочинении. Как называется 4-й столбец нашей таблицы? (Четвертый столбец нашей таблицы называется «Дополнительный материал»)

-В данный столбец мы с вами запишем те слова, словосочетания, предложения, которые помогут вам сделать ваше сочинение более красивым, сделать ваш текст более красивым, звучным и интересным. Что интересного вы заметили в нашей таблице? (В нашей таблице интересно то, что в ней присутствуют вертикальные полоски)

-В эти вертикальные полоски мы с вами запишем те слов, словосочетания, предложения, которые помогут вам грамотно и логично соединить части вашего сочинения. Теперь, когда мы с вами обсудили как мы будем готовиться к написанию сочинения мы с вами приступим к анализу картину. В самом начале давайте подумаем какими словами мы с вами можем начать наше сочинение? (Наше сочинение мы можем начать такими словами- Передо мной картина А.К .Саврасова «Грачи прилетели»)

-Давайте запишем это в нашу третью вертикальную полосу. Внимательно посмотрите на картину. Скажите, что вы видите на переднем (ближнем) плане картины? (На переднем плане картины мы видим грачей)

 -Хорошо! Значит первый объект, который мы должны рассмотреть на картине - это грачи. Запишем в первую колонку нашей таблицы («План наблюдения») «Грачи». Скажите, как мы с вами можем еще назвать грачей? (Грачей мы можем назвать «вестники весны»)

-Скажите, в какую колонку мы должны с вами записать «вестники весны»? («Вестники весны» мы должны записать во вторую колонку – «Рабочие материалы»)

 -Давайте запишем «вестники весны» во вторую колонку. Ребята, скажите, что делают грачи на данной картине? (На данной картине грачи вьют гнезда на ветках деревьев)

-Давайте запишем это во вторую колонку. Какими словами мы можем описать характер грачей, изображенных на данной картине? (Характер грачей, которые изображены на данной картине мы можем описать словами “веселые”, “суетливые”, “неугомонные”, “шумливые”)

-Давайте запишем данные слова в третью колонку. Ребята, у нас во втором столбце есть словосочетание “вестники весны”. Скажите, почему мы называем вестниками весны именно грачей? (Вестниками весны мы можем назвать именно грачей, потому что грачи прилетают к нам из теплых краев с приходом первым теплом)

-Ребята, можем ли мы с вами сказать, что грачи приносят к нам из теплых краев теплый, но в тоже время свежий воздух? (Да, мы можем так сказать)

-Какое предложение мы можем составить для того, чтобы данная мысль звучала красиво, поэтично? (Для того, чтобы данная мысль звучала красиво, поэтично мы можем составить такое предложение: “Грачи на своих черных крыльях принесли теплый, свежий воздух”)

-В какой столбец нашей таблицы мы запишем данное предложение? (Данное предложение мы запишем в 4-й столбец нашей таблицы - “Дополнительный материал”)

-Давайте внесем данное предложение в соответствующий столбец нашей таблицы. Скажите, что еще, кроме грачей мы видим на переднем плане картины? (Еще, кроме грачей на переднем плане мы видим березы)

-Давайте запишем в нашу первую колонку второй объект, который мы должны проанализировать. Какого цвета автор изображает березки на картине? (На картине автор изображает березки серо-белого цвета)

-Давайте запишем это в третью колонку нашей таблицы. Посмотрите на стволы берез. Что вы можете сказать о их форме? Похожи ли они на привычные нам березы с красивыми, стройными стволами? (Нет, данные березы не похожи на привычные нам березы с красивыми, стройными стволами, потому что у стволов деревьев не прямая, а искривленная форма)

-Каким словосочетание мы сможем передать в своем сочинении то, что у берёз на данной картине не прямые и не стройные стволы? (мы сможем передать словосочетанием “искривленные стволы”)

-Давайте запишем данное словосочетание во вторую колонку нашей таблицы. Какое еще слово мы можем использовать для описания стволов берез? (Для описания стволов берез мы еще можем использовать слово “узловатые”) 

-Давайте запишем данное слово во вторую колонку нашей таблицы. Есть ли листья на стволах берез? (Нет, на стволах берез нет листьев)

-Каким еще словом мы можем описать березки? (Березки мы можем описать словом “голые”) 

-Давайте запишем это во вторую колонку нашей таблицы. Ребята, посмотрите на картину. Скажите, смог ли автор передать движение весеннего теплого ветра? Ощущаем ли его? (Да, автор смог передать движение весеннего теплого ветра, мы можем его ощущать)

-Благодаря чему автор смог передать движение ветра? Благодаря чему мы его ощущаем? (Автор смог передать движение ветра благодаря движению ветвей берез на ветру)

-Ребята, что вы можете сказать о характере движения ветра? Это сильный ураган или легкий весенний ветерок? (Смотря на данную картину мы можем сказать о характере ветра то, что это легкий весенний ветерок)

-Ребята, скажите, с чем мы можем сравнить движение деревьев на данной картине? (Движение деревьев на данной картине мы можем сравнить с танцем)

-Какое предложение мы можем составить для того, чтобы передать движение деревьев на ветру? (Для того, чтобы передать движение деревьев на ветру мы можем составить такое предложение: “Березки колышутся на легком весеннем ветру, словно танцуют”)

-Давайте запишем данное предложение в 4-ый столбец нашей таблицы. Теперь давайте подумаем каким предложением мы можем логично и красиво связать данные предложения? Как нам логично, не нарушая целостности нашего сочинения перейти с описания грачей на описан березок? (Логично и красиво перейти с описания грачей на описание деревьев мы можем при помощи предложения: “Неугомонные вестники весны вьют гнезда на ветках березы”)

-Давайте запишем данное предложение во вторую горизонтальную полоску. Ребята, скажите, что еще, кроме грачей и березок, художник изобразил на переднем плане картины? (На переднем плане картины автор также изобразил снег)

-Давайте запишем в первый столбец еще один объект, который мы должны будем описать в сочинении. Какой снег изобразил художник на своей картине? (На своей картине автор изображает грязный, талый, растаявший, серый снег)

-В какой столбец мы должны записать данные словосочетания? (Данные словосочетания мы должны записать в третий столбец - “Рабочие материалы”)

-Давайте запишем данный словосочетания в соответствующий столбец. Скажите, художник изображает весь снег, который он нарисовал на картине таким ли есть какие-то светлые, чистые участки снега? (Художник изображает не весь снег такими, а оставляет белые, чистые участки)

-Какое предложение мы должны записать в рабочие материалы для того, чтобы передать данную мысль? (Для того, чтобы передать данную мысль мы должны записать в рабочие материалы предложение: «Местами снег еще белый»)

-Давайте запишем данное предложение в столбец “Рабочие материалы”. Ребята, скажите с чем мы можем сравнить снег на данной картине? На что он похож? (На данной картине мы можем сравнить снег со старым одеялом)

-Какое предложение мы можем составить для того, чтобы показать такое сравнение? (Для того, чтобы показать такое сравнение мы можем составить предложение: “Снег, словно старое одеяло”)

-В какой столбец мы можем записать данное предложение? (Данное предложение мы можем записать в 4-й столбец)

-Давайте запишем данное предложение в 4-й столбец. Скажите, что еще мы можем заметить на снегу? (Еще на снегу мы можем заметить тени от берез)

-Скажите, тени, исходящие от берез, они темные, четкие, как в яркий солнечный день или они едва заметны? (Тени от берез едва заметны на снегу)

-Какое предложение мы можем составить для того, чтобы показать, что на снег от берез образовались едва заметные тени? (Для того, чтобы это показать мы можем составить предложение: “От берез на снег падаю едва заметные, робкие тени”)

-Скажите, можем ли использовать данное предложение для того, чтобы связать две части нашего сочинения, чтобы плавно и красиво перейти от описания березок на описание снега? (Да, мы можем использовать данное предложение для того, чтобы плавно и красиво перейти от описания березок к описанию снега)

-Куда мы должны записать данное предложение? (Данное предложение мы должны записать в последний столбец в нашу таблицу)

-Давайте запишем данное предложение в соответствующий столбец. Какой еще объект мы должны описать в своем сочинении, который находиться на переднем плане картины? (В своем сочинении мы должны еще описать лужу, которая находиться на переднем плане)

-Давайте запишем с вами в первый столбец нашей таблицы еще один объект, который мы должны с вами описать. Ребята, какую воду изобразил художник в луже? (На своей картине художник изобразил лужу с темной, холодной водой)

-В какой столбец нашей таблицы мы запишем данное предложение? (Данное предложение мы запишем в третий столбец нашей таблицы - "Рабочие материалы")

-Давайте запишем данное предложение в соответствующий столбец. Теперь, давайте внимательно присмотримся к изображению лужи. Что мы можем интересного заметить в изображении лужи? (В изображении лужи мы можем заметить интересного того, что в ней отражаются облака)

 -Давайте составим предложение, которое поможет нам отразить нашу мысль. Какое предложение мы составим? (Для того, чтобы отразить данную мысль мы можем составить предложение: "Лужа с отражающимися облаками")

-Хорошо! Запишем данное предложение в столбец: "Рабочие материалы". Ребята с чем мы с вами можем сравнить лужу? (Лужу мы можем сравнить с зеркалом)

-Почему мы можем лужу сравнить с зеркалом? (Мы можем сравнить лужу с зеркалом, потому что в луже, как в зеркале отражается вся окружающая его природа)

-В какой столбец нашей таблицы мы запишем данную мысль? (Данную мысль мы запишем в столбец "Дополнительные материалы")

-Запишем данную мысль в соответствующий столбец. Скажите, где именно изобразил художник лужу на своей картине? (На своей картине художник изобразил лужу справа от березок)

-Ребята, каким предложением мы можем соединить две части нашего сочинения? Какое предложение поможет нам плавно и красиво перейти от описания снега к описанию лужи? (Для того, чтобы плавно и красиво перейти от описания снега к описанию лужи мы можем использовать предложение: “От таяния снега справа от березок образовалась лужа”)

-Давайте запишем данное предложение в третью горизонтальную полоску в нашей таблице. Ребята, мы с вами рассмотрели передний план картины. теперь мы переходим к рассмотрению второго плана картины. Скажите, что вы видите на втором плане картины? (На втором плане картины мы видим церковь)

-Давайте запишем с вами в первый столбец еще один объект, который мы должны рассмотреть. Внимательно рассмотрите церковь. Что вы можете сказать о данной церкви? Какими словами мы можем ее охарактеризовать? (Данную церковь мы можем охарактеризовать такими словами: “старинная”, “каменная”, “ветхая”)

-Давайте запишем все это в столбец “рабочие материалы”. Ребята, как вы думаете, данная церковь работает или она заброшена? (Данная церковь работает)

-Как вы определили, что данная церковь работает? (Мы решили, что данная церковь работает, потому что в окнах деревьев видны силуэты людей)

-Хорошо! Какой вывод мы можем сделать из этого? (Из этого мы можем сделать вывод, что это старинная, но действующая церковь)

-Давайте запишем данный вывод в столбец “Рабочие материалы”. Ребята внимательно присмотритесь к церкви. Что вы можете заметить? (мы можем заметить, что у нее облупившаяся штукатурка стен)

-Давайте запишем данное предложение в столбец “Рабочие материалы”. Ребята, какими словами или словосочетаниями мы можем заменить слово “церковь”? (Слово “церковь” мы можем заменить словами “церквушка”, “божий храм”, “храм для верующих”)

-Давайте запишем данный слов в столбец “Дополнительный материал”. Каким предложением мы можем связать части нашего сочинения? Как мы можем логично и красиво перейти от описания лужи к описанию церкви? (Для того, чтобы красиво и логично перейти от описания лужи к описанию церкви можно использовать предложение: “На втором плане картины виднеется церковь”)

-Давайте запишем данное предложение в 4-ю горизонтальную полоску. Ребята, посмотрите внимательно на картину, что мы можем заметить рядом с церковью? (Рядом с церковью мы можем заметить избы)

-Давайте запишем в первый столбец нашей таблицы еще один объект, который мы должны будем описать в нашем сочинении. Ребята какими словами мы можем описать данные избы? (Данные избы можно описать словами “ветхие”, “почерневшие”)

-Давайте запишем данное словосочетание в столбец “Рабочие материалы”. Что еще мы можем заметить, если внимательно присмотримся к изображению изб? (Если мы внимательно присмотримся к изображению изб, то мы можем заметить, что у них покосившиеся крыши)

-Давайте запишем данное предложение в столбик “Рабочие материалы”. Каким словами мы можем заменить слово “избы”? (Слово “избы” можно заменить словами “хаты”, “избенки”, “лачуги”)

-Давайте запишем данные слова в столбик “Дополнительные материалы”. Какими слова мы можем связать части нашего сочинения? Какое предложение мы можем использовать для того, чтобы плавно и логично перейти от описания церкви к описанию изб? (Для того, чтобы плавно перейти от описания церкви к описанию изб мы можем использовать предложение: “Рядом с церковью раскинулись почерневшие избы”)

 -Давайте запишем данное предложение в пятую горизонтальную полосу. Мы с вами рассмотрели второй план картины, теперь давайте рассмотрим задний план картины. Что вы видите на заднем плане картины? (На заднем плане картины мы видим небо)

-Давайте запишем в первый столбец нашей таблицы еще один объект, который мы должны будем описать в нашем сочинении. Какими словами мы можем описать небо, которое изобразил художник? (Небо, которое изобразил художник, можно охарактеризовать словами: “облачное”, “бледно-голубое”, “блеклое”)

-Запишем данное предложение в столбик “Рабочие материалы”. Ребята, посмотрите на небо. Что мы можем заметить на небе? (На небе мы можем заметить серо-голубые облака)

-Давайте запишем данное предложение в столбец “Рабочие материалы” в нашей таблице. Ребята, внимательно рассмотрите небо. Скажите, для изображения неба художник использовал один цвет, т.е. небо однородное или он использовал несколько цветов, т.е. он сделал небо с плавным переходом от одного цвета к другому? (Для изображения неба художник использовал несколько цветов, т.е. сделал небо с плавным переходом от одного цвета к другому)

-Опишите как художник сделал данный переход. Какие краски он использовал? (Художник сделал светло-голубое небо вверху и затянутое темной полосой на горизонте)

-Давайте запишем это в столбик “рабочие материалы” в нашей таблице. Скажите, с чем мы с вами можем сравнить небо, которое изобразил художник? (небо, которое изобразил художник, можно сравнить с воздушной шелковой простыней)

-Почему небо можно сравнить с воздушной шелковой простыней? (Небо можно сравнить с воздушной шелковой простыней, потому что художник передал небо очень легким, воздушным, струящимся)

-Какое предложение мы с вами можем записать в столбик “Дополнительный материал” в нашу таблицу? (В столбик “Дополнительный материал” в нашу таблицу мы можем записать предложение “Небо, словно воздушная, шелковая простыня”)

-Давайте запишем данное предложение в соответствующий столбец. Каким предложением мы можем связать две части нашего сочинения? Какое предложение поможет нам совершить плавный и логичный переход от описания изб к описанию неба? (Нам поможет предложение: ”На заднем плане картины художник изобразил бледно-голубое небо”)

-Запишем данное предложение в 6-ю горизонтальную полоску нашей таблицы. Что еще, кроме неба изображено на заднем плане картины? (На заднем плане картины, кроме неба, изображено еще поле)

-Давайте запишем в первый столбец нашей таблицы еще один объект, который мы должны будем описать в сочинении. какими словами мы можем описать поле, которое изобразил художник? (Поле, которое изобразил художник, мы можем описать словами “дальнее”, “невспаханное”, “бескрайнее”)

-Давайте запишем это в столбец “Рабочие материалы” в нашей таблице. С чем мы с вами можем сравнить поле, которое изображено на картине? (Поле, которое изображено на картине можно сравнить с морем)

-Почему поле, которое изображено на картине можно сравнить с морем? (Поле, которое изображено на картине можно сравнить с морем потому, что у поля, как и у моря не видно другого конца)

-Ребята, давайте запишем это в столбец “Дополнительные материалы”. Ребята, скажите какое предложение мы можем использовать для того, чтобы красиво и логично соединить 2 части нашего сочинения? (Можно при помощи предложения: “Завершает свою картину художник изображением бескрайнего поля”)

-Давайте запишем данное предложение в 4-й столбец. Теперь, когда мы внимательно рассмотрели картину и проанализировали ее нам необходимо завершить свое сочинение. Какой последний пункт мы запишем в первый столбец нашей таблицы? (Последний пункт, который мы запишем в первый столбец - это “Заключение”)

-Запишем данный пункт в соответствующий столбец. Какие чувства можно ощутить, глядя на данную картину? (Глядя на данную картину можно ощутить легкий ветерок, запах талой земли, свежесть весеннего воздуха)

-Запишем это в столбец “Рабочие материалы” в нашей таблице. Скажите, смог ли художник передать легкость, воздушность весеннего пейзажа? (Да, художник смог передать легкость и воздушность весеннего пейзажа)

-Давайте запишем это в столбец “Рабочие материалы”. Ребята, скажите смог ли художник передать акустику, звучание данного места? Какие звуки мы можем услышать благодаря художнику? (Художник смог передать акустику, звучание данного места. Благодаря художнику мы можем услышать крики грачей, звучание колокола церкви, легкое колыхание веток берез)

-Давайте запишем это в столбец “Рабочие материалы”. Скажите, на своей картине А.К. Саврасов изображает скромную деревню или небольшой город? (На свое картине А.К. Саврасов изобразил на своей картине скромную деревню)

-Как вы поняли, что на картине изображена деревня? (На картине нарисованы избы, поле, маленькая церквушка)

-Как вы думаете, что хотел нам показать А.К. Саврасов свое картиной? (Своей картиной А.К. Саврасов хотел показать нам красоту и скромность русской природы ранней весной)

-Хорошо! Давайте сделаем вывод: какой пейзаж изобразил художник? (Художник изобразил скромный, лирический, душевный пейзаж)

-Давайте запишем это в столбец “Дополнительный материал” в нашей таблице. Каким предложением мы можем соединить две части нашего сочинения? Какое предложение поможет нам плавно и красиво перейти от описания поля к заключению? (Плавно и красиво перейти от описания поля к заключению нам поможет предложение: “Картина А.К. Саврасова “Грачи прилетели” - это лирический, душевный, скромный пейзаж, воспевающий красоту русской природы ранней весной”)

-Запишем это предложение в последнюю горизонтальную полоску.

6. Составление плана

-Теперь давайте составим план нашего сочинения, опираясь на собранные материалы. О чем мы будем писать в начале? (В самом начале мы будем писать о грачах)

-Что самое главное мы должны сказать о грачах? (Самое главное, что мы должны сказать о грачах - это то, что они первые птицы, которые прилетают весной)
-Как же нам сформулировать пункт плана, чтобы была ясна основная мысль этой части сочинения?
(Мы можем озаглавить пункт плана - “Вестники весны”)

-Запишем это в столбец “План сочинения” в нашей таблице. О чем мы должны рассказать после этого? (После этого мы должны рассказать о березках, который изобразил художник)

-Что самое главное мы должны сказать о снеге? (Самое главное, что мы должны сказать о березках, что они еще не отошли от зимы. На них нет листьев, они искривленные)

-Как же нам сформулировать пункт плана, чтобы была ясна основная мысль этой части сочинения? (Мы можем озаглавить пункт плана - “Искривленные березки”)

-Запишем это в столбец “План сочинения” в нашей таблице. О чем мы должны рассказать после этого? (После этого мы должны рассказать о снеге, который изобразил художник)

-Что самое главное мы должны сказать о снеге? (Самое главное, что мы должны сказать о снеге, что он уже не такой красивый, как зимой, он талый)

-Как же нам сформулировать пункт плана, чтобы была ясна основная мысль этой части сочинения? (Мы можем озаглавить пункт плана - “Снег, как старое одеяло”)

-Запишем это в столбец “План сочинения” в нашей таблице. О чем мы должны рассказать после этого? (После этого мы должны рассказать о образовавшейся от таяния снега луже)

-Что самое главное мы должны сказать о луже? (Самое главное, что мы должны рассказать о луже - это то, что в ней отражается окружающая природа)

-Как же нам сформулировать пункт плана, чтобы была ясна основная мысль этой части сочинения? (Мы можем озаглавить пункт плана - “Зеркало природы”)

-Запишем это в столбец “План сочинения” в нашей таблице. О чем мы должны рассказать после этого? (После этого мы должны рассказать о церкви)

-Что самое главное мы должны сказать о церкви? (Самое главное, что мы должны рассказать о церкви - это то, что она маленькая, старая, но действующая)

-Как же нам сформулировать пункт плана, чтобы была ясна основная мысль этой части сочинения? (Мы можем озаглавить пункт плана - “Старая, но действующая церквушка”)

-Запишем это в столбец “План сочинения” в нашей таблице. О чем мы должны рассказать после этого? (После этого мы должны рассказать о избах)

-Что самое главное мы должны рассказать о избах? (Самое главное, что мы должны рассказать о избах - это то, что они маленькие, ветхие, почерневшие)

-Как же нам сформулировать пункт плана, чтобы была ясна основная мысль этой части сочинения? (Мы можем озаглавить пункт плана - “Почерневшие избенки”)

-Запишем это в столбец “План сочинения” в нашей таблице. О чем мы должны рассказать после этого? (После этого мы должны рассказать о небе)

-Что самое главное мы должны рассказать о небе? (Самое главное, что мы должны рассказать о небе, это то, что небо изображено очень легким, воздушным, нежным)

-Как же нам сформулировать пункт плана, чтобы была ясна основная мысль этой части сочинения? (Мы можем озаглавить пункт плана - “Воздушная, шелковая простыня”)

-Запишем это в столбец “План сочинения” в нашей таблице. О чем мы должны рассказать после этого? (После этого мы должны рассказать о поле)

-Что самое главное мы должны рассказать о поле? (Самое главное, что мы должны рассказать о поле, это то. что оно бескрайнее, дальнее)

-Как же нам сформулировать пункт плана, чтобы была ясна основная мысль этой части сочинения? (Мы можем озаглавить пункт плана - “Бескрайнее поле”)

 -Запишем это в столбец “План сочинения” в нашей таблице. О чем мы должны рассказать после этого? (После этого мы должны сделать общий вывод и завершить сочинение)

-Какой же общий вывод по картине мы можем сделать? (Мы должны делать общий вывод о том, что художник изобразил скромный, душевный, лирический пейзаж)

-Как же нам сформулировать пункт плана, чтобы была ясна основная мысль этой части сочинения? (Мы можем озаглавить пункт плана - “Лирический пейзаж”)

-Запишем это в столбец “План сочинения” в нашей таблице. Теперь я предлагаю вам зачитать получившейся у нас план сочинения.

(Один ученик зачитывает план сочинения)

1. Вестники весны

2. Искривленные березки

3. Снег, словно старое одеяло

4. Зеркало природы

5. Старая, но действующая церквушка

6. Почерневшие избенки

7. Воздушная, легкая простыня

8. Бескрайнее поле

9. Лирический пейзаж

7. Орфографическая подготовка

-Ребята, а теперь мы с вами проведем орфографическую подготовку. Как вы думаете зачем мы с вами будем проводить орфографическую подготовку? (Орфографическую подготовку мы будем проводить для того, чтобы грамотно написать свое сочинение)

-Хорошо! Внимательно посмотрите на слайд. На нем записаны слова. Вам необходимо подобрать антонимы к данным словам, которые в дальнейшем помогут вам в описании грачей. Какой антоним мы можем подобрать к первому слову? (Антоним к слову “спокойные” - слово “суетливые”)

-Хорошо! Какой антоним мы подберем ко второму слову? (Антоним к слову “беспечные” - слово “трудолюбивые”)

-Хорошо! Какой антоним мы подберем к четвертому слову? (Антоним к слову “печальные” - слово “радостные”)

-Хорошо! Какой антоним мы подберем к пятому слову? (Антоним к слову “тихие” - слово “крикливые”)

-Хорошо! Какой антоним мы подберем к последнему слову? (Антоним к слову “несчастные” - слово “счастливые”)

-Хорошо! Ребята, вы справились с данным заданием. Теперь я предлагаю вам другое задание. На доске записаны слова. Вам необходимо выбрать только те слова-названия чувств, которые помогут выразить настроение, создаваемое картиной

(радость - восхищение – страх

удивление – грусть – беспокойство

испуг – волнение – спокойствие)

-Какое слово вы выберете из первой строчки? (Из первой строчки мы выберем слов “радость”)

-Какое слово вы выберете из второй строчки? (Из второй строчки мы выберем слов “грусть”)

-Какое слово вы выберете из третьей строчки? (Из третьей строчки мы выберем слов “спокойствие”)

-Хорошо! Вы справились с данным заданием. Теперь я предлагаю вам еще одно, последнее задание. На доске записаны слова с пропущенными орфограммами. Вам необходимо вставить нужную букву и объяснить написание данного слова.

Б_рёза, в_сна, г_ризонт, сне_, пру_, церко_ь, гра_, радос_ные, ра_яя, весе_яя, пр_зрачный, (с)лева, (с)права, (в)верху, (в)внизу, (в)дали, (в)близи

-Какую буквы мы должны вставить на место пропуска в первом слове? И почему? (На место пропуска в первом слове мы должны вставить букву “е”, потому что это словарное слово, написание которого мы должны запомнить)

-Хорошо! Какую букву мы должны вставить во второе слово? И почему? (Во второе слово мы должны вставить букву “е”, потому что проверочное слово - это слово “весны”)

-Какую букву мы должны вставить в третье слово? И почему? (В третье слово мы должны вставить букву “о”, потому что это словарное слово, написание которого необходимо запомнить)

-Объясните написание буквы в четвертом слове. (В четвертом слове мы должны писать букву “гэ”, потому что проверочным является слово “снега”)

-Объясните написание буквы в следующем слове. (В следующем слове мы должны писать букву “вэ”, потому что проверочным является слово “церкви”)

-Объясните написание буквы в следующем слове. (В следующем слове мы должны писать букву “чэ”, потому что проверочным является слово “грачи”)

-Объясните написание буквы в следующем слове. (В следующем слове мы должны писать букву “тэ”, потому что проверочным является слово “радость”)

-Объясните написание буквы в следующем слове. (В следующем слове мы должны писать удвоенную “эн”, потому что одна буква “эн” находиться в корне, а вторая - это суффикс)

-Объясните написание буквы в следующем слове. (В следующем слове мы должны писать удвоенную “эн”, потому что одна буква “эн” находится в корне, а вторая - это суффикс) 

-Объясните написание буквы в следующем слове. (В следующем слове мы должны писать букву ”о”, потому, что это словарное слово, написание которого необходимо запомнить)

-Объясните написание буквы в следующем слове. (В следующем слове мы должны писать букву ”зэ”, потому что приставки “эс” не существует)

-Объясните написание следующих шести слов. (Следующие 6 слов пишутся слитно, т.к. “вэ” и “эс” в данных словах являются приставками, а не предлогами)

8. Устное изложение сочинения

-Ребята, хочу обратить ваше внимание на то, что рабочие материалы, которые мы с вами выделил - это лишь опора. Вы можете ими пользоваться, но вы не должны полностью копировать их в текст вашего сочинения. Сейчас я прочитаю вам сочинение по данной картине ученика 2-го из другой школы. Внимательно следите за тем, что я вам сейчас прочитаю и обратите внимание на то, как ученик пользуется собранными материалами.

Учитель зачитывает сочинение:

Передо мной картина А.К. Саврасова “Грачи прилетели”. На переднем плане картины художник изобразил грачей. Это первые птицы, которые прилетают к нам ранней весной. Грачи принесли на своих крыльях теплый, свежий воздух. Крикливые вестники весны вьют гнезда на ветках берез. серо-белый, уродливо искривленные деревья не кажутся мрачными. Благодаря тому, что художник изобразил их колышущимися на легком весеннем ветру создается впечатление спокойствия, радости, надежды на то, что очень скоро придет долгожданная весна. От березок на снег падают робкие тени. Грязный, талый снег, словно старое одеяло укрывает землю. Справа от деревьев художник изобразил образовавшуюся от таяния снега лужу. В луде, как в зеркале отражаются серые облака. На втором плане картины виднеется старинная церковь. несмотря на то, что церковь старая и ветхая она по-прежнему открывает свои двери для всех верующих. Рядом с церковью художник изобразил почерневшие избы с покосившимися крышами. На заднем плане картины художник изобразил небо. Светло-голубое небо привносит в картину легкость и воздушность. Благодаря нему мы можем ощутить легкий, весенний ветерок. Завершает свою картину художник изображением бескрайнего, не вспаханного поля. Очень скоро люди выйдут на это поле для сбора ржи и пшеницы. Картина А.К.Саврасова “Грачи прилетели” - это лирический, душевный скромный пейзаж, воспевающий красоту природы ранней весной. Эта картина позволяет нам понять, что даже в такое не красивое, ненастное время года можно найти что-то красивое и прекрасное. Художник искренне любит русскую природу и с помощью своей картины смог воспитать эту любовь в нас.

-Только, что я прочитала вам сочинение ученика 2-го класса. Скажите, ученик, чье сочинение я сейчас вам прочитала, использовал рабочие материалы, как опору или просто скопировал их в текст сочинения? (Ученик использовал рабочие материалы, как опору для сочинения)

-Что же использовал ученик для своего сочинения? (Для своего сочинения ученик использовал некоторые предложения для плавного и красивого перехода от одной части к другой, некоторые слова, словосочетания)

-Что же ученик внес в сочинение нового? (Ученик внес в свое сочинении свои собственные мысли и чувства, которые он испытывает от картины, сои формулировки, красочные обороты)

9. Написание сочинения и его проверка

-Молодцы! Мы с вами подготовились к написанию сочинения по картине. Теперь вы должны написать сочинение по картине А.К. Саврасова “Грачи прилетели”. Эту картину вы сможете найти в своем учебнике в картинной галерее сразу после картины С. Васнецова “Богатыри”. Также она будет представлена на доске. После того, как напишете своё сочинение обязательно проверьте его. Я уверена, что вы все хорошо напишете свои сочинения. Удачи вам! Можете приступать к работе!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сочинение по картине А.К.Саврасова "Грачи прилетели"

Урок развития речи, можно использовать по всем УМК....

Конспект урока русского языка. Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» 4 классКонспект урока русского языка

Урок направлен на развитие устной и письменной  речи обучающихся. Способствует развитию творческого воображения....

Сочинение по картине А. К. Саврасова «Грачи прилетели»

Познакомить учащихся с творчеством А.К. Саврасова, учить выражать в слове свои впечатления, представления, формировать умения строить текст в определенной композиционной форме, отбирать речевые средст...

Карточка-помощник. Сочинение по картине Саврасова "Грачи прилетели"

Карточка содержит план, слова-помощники, вопросы по каждому пункту плана....

Презентация к уроку русского языка "Сочинение по картине Саврасова "Грачи прилетели".

Презентация к уроку русского языка "Сочинение по картине Саврасова "Грачи прилетели"....

Конспект урока для 2 класса. Школа России. Тема: Сочинение по репродукции А.К.Саврасова "Грачи прилетели"

Предмет: русский языкКласс: 2 «А»Тема урока: Сочинение по репродукции А.К.Саврасова «Грачи прилетели».Цели урока: развивать умения определять тему картины, описывать картину, раскрывать замысел художн...