Отчёт по самообразованию
учебно-методический материал по русскому языку

Самсонова Виктория Алексеевна

Отчёт по самообразованию по теме: "Виды словарной работы на уроках русского языка"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchyot.docx18.41 КБ

Предварительный просмотр:

Отчёт учителя начальных классов Самсоновой Виктории Алексеевна по самообразованию по теме: «Виды словарной работы на уроках русского языка»

В 2024-2025 г. выше обозначенная тема была выбрана с целью выявления наиболее рациональных приемов обучения при работе со словарными словами. Для реализации данной темы были выделены следующие задачи:

  • Проанализировать научно-методическую литературу по данной проблеме;
  • Изучить методы, приемы и технологии формирования грамотной устной и письменной речи;
  • Разработать дидактический материал для словарно-орфографической работы для младших школьников.

Проблема организации словарной работы на уроках русского языка в начальных классах актуальна и практически значима. Учитель должен знать методы работы со словарями разных типов, уметь обучать детей работе с ними и т.д., чтобы получить новейшие знания в соответствии с ФГОС НОО.

Как правильно отмечает Н.К. Капкайкина, «методика организации словарной работы в начальной школе позволяет:

во-первых, обогатить словарный запас, т.е. ученики узнают новые слова или новые знания о словах, которые находятся в словаре детей;

во-вторых, уточнить словарный запас, т.е. провести словарную и стилистическую работу с целью развития умения выбирать правильные слова в речи;

в-третьих, активизировать словарь, т.е. развить у детей способности свободно использовать словарь в рассказах и пересказах, в разговорах, при написании сочинений либо изложений»

В начальной школе программой по русскому языку предусмотрено обязательное изучение слов, правописание которых правилами не проверяется. Одной из главных задач, стоящих перед нами, является задача научить ребенка писать эти слова без ошибок. Сделать процесс усвоения трудных слов более эффективным - задача сложная, требующая от учителя большой творческой работы.

Недостаточно, чтобы ученик познакомился с грамматическим значением как таковым. Важно добиться того, чтобы знания закрепились, чтобы ученик мог их “переносить” на другие встречающиеся ему явления языка. В результате упражнений над словарным словом учащиеся овладевают знаниями настолько, что у них вырабатываются навыки и умения быстро и точно применять полученные знания о слове на практике.

При помощи упражнений не только закрепляются, но и уточняются знания детей, формируются навыки самостоятельной работы, укрепляются навыки мыслительной деятельности. Детям непрерывно приходится заниматься анализом, сравнением, составлять словосочетания и предложения, абстрагировать и обобщать. Посредством упражнений знания систематизируются и автоматизируются.

В языке все стороны взаимосвязаны, поэтому и процесс обучения школьников целесообразно организовать так, чтобы в определенной взаимосвязи проводилась работа по фонетике, орфографии, словообразованию, морфологии, лексике и синтаксису, чтобы все стороны слова рассматривались в единстве. Таким образом, создаются условия, при которых у учащихся развивается разносторонний подход к слову.

В результате этого можно проклассифицировать виды упражнений над словами с непроверяемыми гласными по направлениям, традиционно составляющим систему языка.

Для реализации задач проводились различные виды диктантов:

C целью выяснения запоминания и выработки прочных навыков правописания изученных слов можно проводить различные виды диктантов.

Зрительный диктант с предварительным разбором. Учащиеся орфографически и орфоэпически проговаривают написанное на карточке трудное слово с выделенной безударной гласной и записывают его по памяти. (В случае необходимости выясняют значение слова.)

Картинный диктант: 1) учитель показывает карточку-картинку, дети называют изображенный предмет, объясняют написание безударной гласной в слове и записывают его; 2) учитель показывает карточку-картинку, дети называют изображенный предмет, записывают слово, выделяя в нем безударную гласную и ставя знак ударения; 3) учитель показывает карточку-картинку, дети самостоятельно записывают слово, являющееся названием изображенного на картинке предмета, выделяют в слове безударную гласную, которую надо запомнить при письме, ставят знак ударения.

Выборочный диктант (картинный, слуховой, зрительный). Учитель предлагает детям либо карточки-картинки, либо карточки-слова, в которых пропущена безударная гласная, либо слова на слух и задания.

Диктант с использованием загадок. Учитель читает загадку, дети отгадывают ее и объясняют, по каким признакам они догадались об отгадке. Затем ученики записывают отгадку и выделяют в написанном слове орфограммы.

Диктант по памяти:

1) записать по памяти слова на определенную тему;

2) записать по памяти слова, в написании которых нужно записать в безударном слоге гласную букву е.

Диктант с комментированием. Учитель называет слово из «Словаря» или однокоренные ему слова, один ученик комментирует написание, остальные дети записывают эти слова в тетрадь.

Творческий диктант. Заменить развернутое определение, одним словом.

Проверка выполнения может сопровождаться объяснением правильности написания слов, а может осуществляться и с помощью сигнальных карточек.

Положительный эффект дает сочетание видов заданий и приемов работы со словом, давно уже нашедших место в методике преподавания русского языка, с усвоением той или иной темы.

Используемые источники:

  1. Агаркова Н.Г. Обучение письму, как основа для речевого развития младшего школьника. - М., 1990.
  2. Бобровская Г.В. Обогащение словаря младших школьников. - НШ. 2002.
  3. Львов М.Р., Рамзаева Т.Г., Светловская Н.Н. Активизация словаря. - Методика обучения русскому языку в начальных классах. - М., 1987
  4. Рождественский И.С. Свойства русского правописания как основа методики его преподавания. - М., 1960.
  5. Фомичева Г.А. Работа над словосочетанием. - М., 1985.
  6. Яковлева В.И. Слово о словарном слове. - М., 1989.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчёт по самообразованию

Отчёт по самообразованию...

Отчёт по самообразованию по воспитательной работе 2 класс

Тема самообразования:"Формирование здорового образа жизни"Цель работы: создание условий для общего оздоровления детей.Задачи:1.Способствовать расширению кругозора.2.Содействовать формированию первонач...

отчёт по самообразованию "Приёмы и методы работы на уроках чтения"

В данном материале содержится отчёт по самообразованию. Показаны некоторые приёмы и методы работы на уроках чтения....

Отчёт по самообразованию Плеховой Н. П.

В своём отчёте я рассказала, что мы успели сделать, работая по теме: "  Применение проекта для развития и реализации творческих способностей учащихся младшего школьного возраста"....

Отчёт по самообразованию на тему Активизация познавательного интереса на уроках математики

В отчёт входит доклад по теме "Активизация познавательного интереса на уроках математики" и презентация....

Отчёт по самообразованию

Отчёт по самообразованию  "Развитие творческих способностей через внедрение проектной деятельности в начальной школе, как средство формирования УУД в условия фнедрения ФГОС НОО"...

Отчёт по самообразованию учителя начальных классов

Отчёт по самообразованию учителя начальных классов по теме "Развитие креативности и интеллекта младших школьников в условиях перехода на новые стандарты"...