Конспект урока русского языка в 3 классе на тему "Однородные члены предложения"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Левковец Елена Евгеньевна

Тема: Однородные члены предложения.

Цель урока: формировать у детей представление об однородных членах предложения и их отличительных признаках.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx20.78 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка.

Тема: Однородные члены предложения.

Цель урока: формировать у детей представление об однородных членах предложения и их отличительных признаках.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

1.Организацион-

ный момент

Добрый день! Начинаем урок.

Учащиеся оформляют в тетради начало классной работы.

2.Орфографичес-кая работа. Повторение.

Ребята, на доске записаны группы слов. Прочитайте их. С какими орфограммами связаны пропущенные в словах буквы?

  • Подл…жащее, сущ…ствительное, гл…гол
  • Побудит…льное, пр…стое, вопр…сительное

Назовите слова с проверяемой безударной гласной, сделайте выбор, подберите проверочное слово.

Назовите слова с непроверяемой безударной гласной. Назовите, какие буквы пропущены.

Запишите эти группы слов. Проверьте.

Давайте в каждой группе найдем «третьего лишнего» и объясним, почему вы так считаете.

Молодцы! Кому интересно выполнять задания «Третий лишний»?  Кому трудно? Дайте совет ребятам, почему им пока трудно?

Ответы учеников:

  • Проверяемая и непроверяемая безударная гласная.

Дети подбирают проверочные слова к словам ПРОСТОЕ и ВОПРОСИТЕЛЬНОЕ.

Дети перечисляют слова, вставляют непроверяемые безударные гласные.

Учащиеся записывают слова в тетрадь.

Ответы детей:

  • В первой группе лишнее слово ПОДЛЕЖАЩЕЕ. Так как это слово обозначает член предложения, а остальные слова названия частей речи.
  • Во второй группе лишнее – ПРОСТОЕ, так как это слово связано с характеристикой предложения по количеству грамматических основ, а остальные слова связаны с характеристикой по цели высказывания.

3.Знакомство с новым словарным словом. Мотивация учебной деятельности учащихся .

Сегодня мы познакомимся ещё с одним словом с непроверяемой безударной гласной. Найдите его на 36 странице учебника.

Составим из слов предложение и выполним его разбор по памятке.

Молодцы! Поднимите руку, кто справляется с разбором предложения полностью самостоятельно. А кому пока нужна помощь?

А хотите о предложениях узнать что- то новое?

Учащиеся записывают слово, произносят его с опорой на ударение, обозначают гласную, объясняют лексическое значение, подбирают синонимы к слову ЗАРЯ.

Ученики составляют предложение, записывают его, подчёркивают главные члены предложения,  письменно дают его характеристику по цели высказывания, по интонации, по наличию второстепенных членов и по количеству грамматических основ.

Алая заря осветила лес.

  1. Актуализация знаний. Планирование деятельности.

Работа с толковым словарём.

Отправляемся с вами в  путь по дальнейшему изучению темы «Предложение». Прочитайте тему нашего урока на слайде. Тема новая или знакомая? Какие слова понятны? Какое слово для нас стало новым?

Какие вопросы возникают? Что же предстоит узнать?

Верно. Вы помогли составить план нашего урока.

ПЛАН:

  1. Что такое однородные члены предложения?
  2. Почему их так назвали?
  3. Какие признаки есть у однородных членов предложения?
  4. Как правильно записать предложение с однородными членами?

Давайте выясним, что же значит слово ОДНОРОДНЫЙ?

В каких словосочетаниях его можно употребить в жизни.

ОДНОРОДНАЯ МАССА

ОДНОРОДНОЕ ТЕСТО

Итак, мы выяснили значение слова, теперь нам предстоит выяснить, в чём же однородные члены похожи друг на друга.

Ответы детей:

  • Новое слово ОДНОРОДНЫЕ.
  • Надо выяснить, какие члены предложения  так называют .
  • Почему их так называют?

Учащиеся в группах (по 4 чел. Сидящие за близстоящими партами) работают с толковыми словарями, подбирают синонимы слова.

ОДНОРОДНЫЙ - ПОХОЖИЙ

  1. Этап выявления места и причины затруднений.

  1. Этап выхода из создавшейся ситуации. Открытие новых знаний.

  1. Этап первичного закрепления

Прочитайте предложения.

Осенью лебеди улетают на юг. Осенью гуси улетают на юг. Осенью утки улетают на юг.

Всё ли вам нравится в предложениях?

Как избежать повторов?

Молодцы! Вот мы и получили предложение с однородными членами. Как вы думаете, какие слова в этом предложении мы смело назовём однородными членами?

Каким членом предложения они являются?

На какие вопросы отвечают?

К какому слову относятся?

Какой частью речи выражены?

Вот мы и выяснили признаки однородных членов. Назовите их ещё раз. ( На слайде появляются 4 признака)

А как вы думаете, однородными могут быть только подлежащие?

Давайте это выясним.

Учащиеся читают предложения .

Ответы:

  • Нет. В предложениях встречаются повторы.
  • Объединить в одно предложение. Осенью лебеди, гуси, утки улетают на юг.
  • ЛЕБЕДИ, ГУСИ, УТКИ

  • ПОДЛЕЖАЩИМИ
  • КТО?
  • УЛЕТАЮТ
  • СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫМИ

Учащиеся повторяют признаки однородных членов предложения.

Предположения учеников. В ходе обсуждения выдвигаем гипотезу, что однородными могут быть не только подлежащие.

  1. Этап самостоятель-

ной работы с проверкой. Работа в парах. Учимся доказывать 4 признака однородных членов.

Вы получили карточки для работы в парах. Ваша задача: подчеркнуть в предложении грамматическую основу, найти в предложении однородные члены и по 4 признакам доказать, что они являются однородными членами данного предложения. И подтвердить или опровергнуть нашу гипотезу.

Предложения для работы в парах.

  • Ветер зашумел, сорвал с берёзки последние листочки.
  • Листья укрыли траву, пруд, дорожки.

ПЛАН:

1.Подчеркни грамматическую основу предложения.

2. Назови однородные члены.

3.Каким членом предложения они являются?

4. На какой вопрос отвечают?

5.От какого слова зависят?

6. Какой частью речи выражены?

Молодцы!  Хорошо поработали в парах. Кому при выполнении задания было сложно?

А вы обратили внимание, какой знак появился во всех предложениях с однородными членами? Верно. Это запятая. Наши однородные члены соединяются при чтении интонацией перечисления, а разделяются запятой. Но подробно изучать постановку запятой при однородных членах мы будем завтра на уроке.

Учащиеся работают с предложениями по плану в карточке, находят однородные члены предложения, доказывают, что они являются таковыми.

Презентация работ в парах. Выводы.

  1. Этап включения в систему знаний и повторения

Завершим наш урок маленькой игрой «Верю. Не верю».

Приготовьте 2 сигнальных карандаша: зелёный и красный.

  • Однородные члены предложения отвечают на один и тот же вопрос.
  • Однородными членами предложения могут быть только сказуемые и подлежащие.
  • Однородные члены предложения зависят от разных слов.
  • Однородные члены предложения выражаются одной и той же частью речи.
  • Однородные члены предложения соединяются интонацией перечисления.
  • Однородные члены предложения зависят от одного и того же слова.
  • Между однородными членами предложения мы сегодня ставили запятые.
  • Мне понравилось изучать тему «Однородные члены предложения»

Ребята показывают зелёный карандаш, если высказывание верное, красный карандаш, если оно ложное.

  1. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке

Итак, какое новое понятие мы изучили?

Перечислите 4 признака однородных членов предложения.

Кто их запомнил на уроке?

А для тех, кому пока трудно, в помощь вклеим в справочник правило про однородные члены предложения.

  1. Домашнее задание

Дома вы поработаете по карточке, по справочнику выучите правило об однородных членах предложения

  1. Орг. момент.

Спасибо за работу.  Прошу встать ребят, которые активно работали сегодня на уроке. Сдаём тетради в открытом виде. По итогам устной работы и работы в тетради я поставлю отметки.  Урок окончен!



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока. Русский язык 4 класс. Тема: "Однородные члены предложения"

Конспект урока, проводимого в 4 классе по программе "Школа России" с использованием ЭОР. Учебник "Русский язык" 4 класс Т.Г.Рамзаева....

Конспект урока русского языка 4 класс"Сложносочинённое и сложноподчинённое предложение"

Конспект урока русского языка по теме "Сложносочинённые и сложносочинённые предложения" 4 класс . Программа "Школа 21 века"...

конспект урока русского языка 4 класс. Знаки препинания в предложениях с однородными членами.

Конспект урока русского языка 4 класс. Знаки препинания в предложениях с однородными членами....

Технологическая карта урока русского языка ( 4 класс). Тема: "Однородные члены предложения". УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: закрепление знаний о предложении, тексте, словосочетании; познакомление с особенностями однородных членов предложения; введение термина однородные члены предложен...

Конспект урока русского языка + презентация "Закрепление знаний о членах предложения" (УМК "Школа России", 2 класс)

Цели деятельности учителя: закрепление знаний о главных и второстепенных членах предложенияПланируемые  результатыПредметные:уметь определять главные и второстепенные члены предложения;уметь нахо...

Конспект урока русского языка 2 класс. Тема: «Главные члены предложения»

Конспект урока русского языка 2 класс.Тема "Главные члены предложения". На этом уроке дети учатся определять основу предложения. Знакомятся с существенными признаками подлежащего и сказуемог...

Конспект урока русского языка "Знаки препинания при однородных членах предложения" (4 класс)

Цели деятельности учителя: формирование навыка употребления знаков препинания при однородных членах предложенияПланируемые результатыПредметные:знать:    определение понятия  однор...