мини сборник правил по русскому языку для 4 класса
методическая разработка по русскому языку (4 класс)

Неркаги Надежда Васильевна

Данное пособие представляет собой полный систематизированный свод правил, таблиц и примеров по курсу русского языка за 4 класс. Талицы и схемы иллюстрируют:

- правила орфографии и пунктуации;

- морфологические признаки частей речи;

- синтаксический разбор предложения.

Адресовано учащимся начальной школы. Рекомендуется для использования на уроках русского языка в школах, лицеях, гимназиях, а также для самостоятельной работы в качестве справочного пособия.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sbornik_vazhnyh_pravil_po_russkomu_yazyku_za_4_klass.docx703.35 КБ

Предварительный просмотр:

Маленький сборник

важных правил 

по 

русскому

языку

 за 4 класс

 


Содержание

  1. Язык и речь.

  2. Слово и слог.
  3. Текст.

  4. Лексика.
  5. Звуки и буквы.

  6. Предложение.
  7. Обращение.

  8. Члены предложения.
  9. Словосочетание.

  10. Однородные члены предложения.
  11. Части речи.

  12. Однокоренные слова.
  13. Состав слова.

  14. Имя существительное.
  15. Имя прилагательное.

  16. Местоимение.
  17. Глагол.

  18. Орфография.
  19. Разбор слова как части речи. Морфологический разбор.

  1. Язык и речь.

Русский язык – государственный язык нашей страны, Российской Федерации.

Устная речь – это речь, которую мы слышим или произносим. Слово

«устная» образовалось от слова «уста»: устами называли в старину губы.

Письменная речь – это речь, которую мы читаем или записываем.

Речь про себя (внутренняя речь) – когда мы думаем, размышляем, не произнося мысли вслух, когда читаем про себя.

Диалог и монолог.

Диалог – это разговор двух или нескольких лиц.

В диалоге слова каждого лица (реплика) пишутся с новой строки. Перед каждой репликой ставится тире.

Монолог – речь одного лица, обращённая к слушателям или к самому себе.

  1. Слово и слог.

В слове столько слогов, сколько в нём гласных звуков:

дом – 1 слог, у-рок – 2 слога, ма-ши-на – 3 слога.

Перенос слов.

Слова переносятся по слогам, но одну букву не оставляют на строке и не переносят на другую строку. Например: слово урок перенести нельзя.

Ударение.

Ударение – это выделение в слове голосом одного из слогов. Слог, который произносится в слове с большей силой голоса, чем другие, называется ударным. Остальные слоги или слог безударные.

В русском языке ударение

свободное - может находиться на любом слоге слова: овощи, бумага, магазин;

подвижное – может переходить с одного слога на другой при изменении слова, при образовании новых слов: гора - горы.

Правильное произношение слов и постановку ударения можно проверить в орфоэпическом словаре.2

Текст.

Текст – это высказывание, в котором два или несколько предложений. Предложения в тексте объединены общей темой и связаны по смыслу. Текст имеет свою тему и главную мысль. Текст можно озаглавить.

Тема текста – это то, о ком или о чём говорится в тексте.

Главная мысль – это то главное, о чём хотел сказать читателю автор.

Части текста – начало как бы готовит читателя к чтению, основная часть – говорится о том главном, о чём хотел сказать автор, концовка завершает текст.

Каждая часть текста пишется с красной строки.

Типы текстов

повествование

рассказывается, сообщается о чём-либо

что? где? как?

когда произошло?

описание

описывается внешний вид человека, животного, картина

природы, событие

какой? какая? какое? какие?

рассуждение

объясняется, доказывается что-

либо, говорится о причинах явлений, событий

почему?

однозначные слова

многозначные слова

имеют одно лексическое

значение

имеют два или несколько

лексических значений

Берёза – лиственное дерево с белой корой и сердцевидными

листьями.

Игла – 1. швейная игла,

  1. хвойная иголка,
  2. медицинская игла
  1. Лексика. Слово.

Сочетание букв только тогда называется словом, когда оно имеет значение.

Лексика – словарный состав языка (все слова русского языка).

Лексическое значение – то, что обозначает слово.

синонимы

слова, которые произносятся по-разному, но одинаковые или

близкие по значению

крошечный, маленький, миниатюрный,

небольшой

антонимы

слова, противоположные

по значению

глубоко – мелко

далекий - близкий

омонимы

слова, которые произносятся и пишутся одинаково, но имеют разное лексическое

значение

Лук – огородное растение.

Лук – оружие для метания стрел.

устаревшие

слова

слова, вышедшие из

употребления

чело, око, уста,

перст, ветрило

новые слова

слова, недавно вошедшие в

русский язык

компьютер,

джойстик, скайп

фразеологизмы

устойчивые сочетания слов в переносном значении

повесить нос, капля в море, во весь дух,

заруби себе на носу

Прямое значение – прямо указывает на предмет, признак действие -

золотое кольцо, костёр горит.

Переносное значение – переносит часть прямого значения на другой предмет, признак, действие по какому-либо сходству - золотые руки, звёзды горят.

слова-названия

предметов и явлений

признаков

действий

кто?

что?

какой? чей?

что делать?

что сделать?

ворона, человек

дом, стена

серый, большой,

лисий

лететь, читать,

сбегать

Толковый словарь объясняет значения слов.

  1. Звуки и буквы.

Звуки мы произносим и слышим, они обозначаются на письме буквами. Звуки записываются в квадратных скобках.

Буквы мы видим, пишем, читаем, называем.

Алфавит – все буквы русского языка, расположенные в определённом порядке.

А (а) Б (бэ) В (вэ) Г (гэ) Д (дэ) Е (е) Ё (ё) Ж (жэ) З (зэ) И (и)

Й (и краткое) К (ка) Л (эль) М (эм) Н (эн) О (о) П (пэ) Р (эр)

С (эс) Т (тэ) У (у) Ф (эф) Х (ха) Ц (цэ) Ч (че) Ш (ша) Щ (ща) Ъ (твёрдый знак) Ы (ы) Ь (мягкий знак) Э (э) Ю (ю) Я (я) Гласные звуки.

Гласные звуки: [а], [и], [о], [ы], [у], [э] Буквы, обозначающие гласные звуки: а, е, ё, и, о, у, ы, э, ю, я.

Буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают один звук после согласных: [Э, О, У, А].

Два звука: Е – [ЙЭ], Ё – [ЙО], Ю – [ЙУ], Я – [ЙА]

  1. в начале слова,
  2. после гласных,
  3. после Ь и Ъ.

И обозначает один звук после мягких согласных, два звука [ЙИ] после Ь.


Гласный звук состоит только из голоса. При произнесении гласного звука воздух проходит через рот свободно, без преград.

Гласные бывают ударные и безударные. Согласные звуки.

Согласный звук состоит из шума или из голоса и шума. При произнесении согласного звука струя воздуха во рту встречает преграду (губы, зубы, язык).

Твёрдые и мягкие согласные.

согласные

всегда

твёрдые

Б В Г Д З К Л М   Н П Р С Т Ф Х

Ж Ш Ц

мягкие

Б’ В’ Г’ Д’ З’ К’ Л’ М’ Н’ П’ Р’ С’ Т’ Ф’ Х’

Ч Щ Й

Мягкость согласных обозначают буквы Я Е Ё Ю И Ь. Твёрдость согласных обозначают буквы А О У Ы Э. Твёрдые согласные [C З Т Д Н] смягчаются перед мягкими: известие – [изв’эс т’ийэ].

Звонкие и глухие согласные.

согласные

парные

непарные

звонкие

Б В Г Д Ж З; Б’ В’ Г’ Д’ З’

(заменяются глухими на конце слова и перед глухими

согласными)

Л М Н Р; Л’ М’ Н’ Р’ Й

(всегда звонкие)

глухие

П Ф К Т Ш С; П’ Ф’ К’ Т’ С’

(заменяются звонкими перед звонкими согласными, кроме В Л М Н Р Й)

Х Х’Ц Ч Щ

(всегда глухие)

Порядок фонетического (звуко-буквенного разбора).

  1. Написать слово, поставить ударение, сколько слогов, транскрипция.
  2. Пишем букву, звук в квадратных скобках, гласный или согласный.
  3. Гласный: ударный или безударный.
  4. Согласный: звонкий или глухой, парный или непарный; твёрдый или мягкий, парный или непарный.
  5. Сколько в слове букв и сколько звуков.

Образец фонетического (звуко-буквенного) разбора.

мороз – 2 слога, [марос]

м [м] – согл., зв. непарный, твёр. парный о [а] – гл., безудар.

р [р] – согл., зв. непар., твёр. парный о [о] – гл., ударный

з [с] – согл., глух. парный, твёр. парный 5 букв, 5 звуков

деревья – 3 слога, [д’ир’эв’йа]

д [д’] – согл., зв. парный, мягк. парный е [и] – гл., безударный

р [р’] – согл., зв. непар., мягк. парный е [э] – гл. ударный

в [в’] – согл., зв. парный, мягк. парный ь –

я [йа]

[й’] – согл., зв. непар., мягк. непар. [а] – гл., безударный

7 букв, 7 звуков

  1. Предложение.

Предложение – это слово или несколько слов, которые выражают законченную мысль. Слова в предложении связаны по смыслу.

Знаки препинания в конце предложения.

Точка – если в предложении сообщается о чём-либо, предложение произносится со спокойной интонацией.

Вопросительный знак – если в предложении содержится вопрос.

Восклицательный знак – если предложение произносится с сильным чувством.

1. По цели высказывания

повествовательные

сообщают, повествуют

о чём-либо

Потянуло вечерней

прохладой.

вопросительные

содержат вопрос

Какой дорогой вы

пойдёте?

побудительные

побуждают к действию

Обязательно

прочитай эту книгу.

2. По интонации.

восклицательные

выражают какие-либо чувства

Как хорош лес осенью!

Берегите природу!

невосклицательные

произносятся со спокойной интонацией,

без выражения каких-

либо чувств

Туристы быстро поставили палатки.

Предложения бывают:


3. По количеству грамматических основ.

простые

есть одна

грамматическая основа

Поднялся сильный

ветер.

сложные

есть две или более грамматических основ.

Поднялся сильный

ветер, и зашумели деревья.

4. По наличию второстепенных членов.

распространённые

имеют второстепенные

члены

Школьники поют

любимые песни.

нераспространённые

состоят только

из главных членов

Школьники поют.

  1. Обращение.

Обращение – это слово или сочетание слов, называющее того (лицо или предмет), к кому обращена речь.

Знаки препинания.

Обращения отделяются запятыми в начале и конце предложения, выделяются запятыми в середине предложения.

Что, Иванушка, невесел? (слово)

Что голову повесил?

Смилуйся, государыня-рыбка.(словосочетание)

  1. Члены предложения.

Когда слова объединяются в предложение, каждое из них становится одним из членов предложения. У каждого члена предложения своё назначение.

главные члены предложения (грамматическая основа предложения)

в ней заключается главные смысл предложения

обозначает

вопросы

подлежащее

о ком или о чём говорится

кто? что?

сказуемое

что говорится о подлежащем

что делать? что сделать?

второстепенные члены предложения

поясняют главные и другие члены предложения

кого? чего? кому? чему? кем? чем? о ком? о чём? какой? чей? где? куда?

как? когда? откуда?


9. Словосочетание

Словосочетание состоит из главного и зависимого слова. Связь слов устанавливается при помощи вопросов. Вопрос ставится от главного слова к зависимому.

пшеница (какая?) густая

Как найти словосочетания в предложении.

  1. Выдели грамматическую основу (найди подлежащее и сказуемое).
  2. Подчеркни все второстепенные члены волнистой линией.
  3. Посмотри, можешь ли ты задать вопрос к каким-либо второстепенным членам от подлежащего, затем от сказуемого, затем от одного второстепенного члена к другому.
  4. Это будут словосочетания. Пример.

В голубом небе плыли пушистые облака. облака (какие?) пушистые

плыли (где?) в небе

в небе (каком?) голубом

Подлежащее и сказуемое – это не словосочетание, потому что оба –

главные члены предложения.

Самолёт летит.

        

  1. Однородные члены предложения.

Однородными называются такие члены предложения, которые отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же слову.

Произносятся с интонацией перечисления.

члены

предложения

вопросы

примеры

однородные подлежащие

кто? что?

Реки, берега и деревья

залиты розовым цветом. О, О и О

однородные сказуемые

что делает? что делал?

что будет делать?

Тракторы пашут, разрыхляют почву. О, О

однородные второстепенные члены

какой? чем?

как?

(и другие вопросы)

Холодные, тяжёлые тучи неслись над землёю. О, О Ребята рисовали карандашами и красками. О и О

Неохотно и несмело солнце смотрит на поля. О и О

Знаки препинания между однородными членами.

запятая ставится

если нет союзов

Серебряные паутинки опускались на

деревья, на кусты, на траву. О, О, О

перед союзами А, НО

Книги не говорят, а правду сказывают. О, а О

Месяц светит, но не греет. О, но О

запятая не ставится

если есть союз И между двумя однородными

членами

Серебряные паутинки опускались на деревья и на кусты. О и О


  1. Части речи

В русском языке 10 частей речи: имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение, глагол, наречие, предлог, союз, частица, междометие.

части речи и их значение

самостоятельные части речи

часть речи

что обозначает

вопросы

имя существительное

предмет

кто? что?

имя прилагательное

признак предмета

какой? чей?

глагол

действие предмета

что делать? что сделать?

местоимение (я, мы, ты, вы,

он, она, оно, они)

указывает на предмет, но не называет его

кто? что?

имя числительное

количество предметов или порядок их при счёте

сколько? какой?

наречие (неизменяемая часть речи)

признак действия

где? когда? куда? откуда? как? зачем? и

др.

служебные части речи

предлог

(со словами пишутся раздельно)

у, в, к, на, из, по, до, за, под, про, с, над, перед, при, о, без, через, для, между, около и др.

союз

и, но, да, зато, однако, или, либо и др.

частица

не

  1. Однокоренные (родственные) слова.

Однокоренные слова – это слова с одинаковым корнем, в котором заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов.

сад – посадка – садовый - рассадить

Формы слова – это одно и то же слово в разных формах (изменяется падеж, число, род, время): садовый – садовые – садового – садовая.

  1. Состав слова.

Корень

Корень слова – это главная значимая часть слова.

В корне заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов.

Чтобы найти корень, надо подобрать однокоренные слова и выделить в них общую часть.

Подводник – водный, водяной, вода. Подбежать – бежать, бег, забежать. Окончание

Окончание – это изменяемая значимая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в словосочетании и предложении.

Чтобы найти окончание в слове, надо изменить форму слова: окно –

окна.

окончания, выраженные звуком

дорога, зелёный,

выходить

дорога - дороги, зелёный – зелёного,

выходить - выходят

нулевое окончание

медведь ,

стол , карандаш

медведь – медведи,

стол – стола, карандаш - карандаша

без окончаний (неизменяемые слова)

кафе, шоссе, пальто, кофе,

быстро

-

Основа – это часть слова без окончания. В основе заключено лексическое значение слова. Чтобы найти основу, нужно отделить окончание.

Комнатный – основа – комнатн. Поливать – основа – полива.


Приставка

Приставка – это значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования слов.

Чтобы найти приставку в слове, надо подобрать однокоренное слово без приставки или с другой приставкой.

надписать – писать, записать сберечь – бережёт, поберечь пришкольный – школьный, школьник

Приставки: до-, по-, про-, о-/об-, от-, под-, на-, над-, за-, пред-, пере-, при-, пре-, вы-, в-, у-, с-  и др.

Суффикс

Суффикс – это значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.

Чтобы найти суффикс, надо подобрать однокоренные слова без суффикса или с другими суффиксами. Часть слова, которая стоит после корня перед окончанием, и будет суффиксом.

Травка – трава, травинка, травушка, травяной.

Суффиксы: -ист, -чик, -щик, -ёр, -ник, -тель, -арь, -ир, -ушк, -юшк, -

оньк, -еньк, -очк, -ечк, -онок, -ёнок, -ат, -ят, -иц, -их, -ик, -ок, -ышк, -к, -

инк, -ниц, -ёнк, -онк, -ск, -н, -лив, -чив,

-ов, -оват, -еват и др.

Порядок разбора слова по составу (морфемный разбор). 1.Окончание.

Чтобы найти окончание в слове, надо изменить форму слова: окно –

окна.

  1. Основа.

Это часть слова без окончания.

оконный

  1. Корень.

Чтобы найти корень, надо подобрать однокоренные слова и выделить в них общую часть.

Подводник – водный, водяной, вода. Подбежать – бежать, бег, забежать.

  1. Приставка.

Чтобы найти приставку в слове, надо подобрать однокоренное слово без приставки или с другой приставкой.

надписать – писать, записать сберечь – бережёт, поберечь пришкольный – школьный, школьник

  1. Суффикс.

Чтобы найти суффикс, надо подобрать однокоренные слова без суффикса или с другими суффиксами. Часть слова, которая стоит после корня перед окончанием, и будет суффиксом. Травка – трава,

14. Имя существительное.

Имя существительное – это часть речи, которая отвечает на вопрос

кто? или что? и обозначает:

конкретные предметы: стол, хлеб, живые существа: дети, медведь, сорока, растения: ландыш, сосна,

явления природы: снег, метель, свойства, качества: смелость, доброта, события: праздник, парад, географические названия: Москва, Волга.

Начальная форма существительного: единственное число, именительный падеж: Родина, земля, небо. герой.

Одушевлённые и неодушевлённые существительные. Одушевлённые – кто? – кит, мальчик, снегирь.

Неодушевлённые – что? – планета, школа, поле.

Собственные и нарицательные существительные. Собственные: имена, отчества, фамилии, клички животных,

географические и астрономические названия, названия фильмов, книг, театров, спектаклей, праздников.

Пишутся с большой буквы: город Тольятти, планета Венера, рассказ

«Акула», теплоход «Пушкин».

Нарицательные пишутся с маленькой буквы: улица, парта, ворона.


Число имён существительных.

в един.

числе

во множ.

числе

имеют форму

только ед. числа

имеют форму

только множ. числа

берег гнездо парус

яблоко

берега гнёзда паруса

яблоки

сахар шоссе молодёжь

творог

шахматы

санки, сливки, брюки, очки, ножницы,

весы, нарды

Род имён существительных.

женский род

(она моя)

мужской род

(он мой)

средний род

(оно моё)

существительные общего рода

(род зависит от того,

о ком говорится)

весна, сестра,

дочь, тетрадь

конь, дуб,

друг, брат

облако,

растение

плакса, неряха, жадина,

умница, задира, лежебока

  1. Род не определяется у сущ., имеющих форму только множ. числа:

салазки, каникулы, перила, чернила.

  1. Неизменяемые неодушевлённые сущ. относятся к среднему роду:

кафе, пальто, эскимо, шоссе, метро, такси.

  1. Неизменяемые одушевлённые сущ. относятся к мужскому роду:

кенгуру, шимпанзе, колибри, гризли, фламинго.

  1. Шампунь, тюль, кофе – мужского рода.

Мягкий знак на конце существительных.

пишется

не пишется

на конце сущ. женского рода

на конце сущ. мужского рода

дочь, ночь, речь,

тишь

стриж, камыш, товарищ

у существительных в род. падеже множ. числа: с плеч, из-за туч, много задач

Падеж имён существительных.

падеж

вопросы

предлоги

Именительный

кто? что?

косвенные падежи

Родительный

(нет)

кого? чего?

у, около, ото, без, из, до,

для, вокруг, с, после

Дательный

(дать)

кому? чему?

по, к

Винительный

(вижу)

кого? что?

через, про, на, за, под, о, в,

во

Творительный

(доволен)

кем? чем?

с, со, перед, над, за, между

Предложный

(думаю)

о ком? о чём?

при, о, об, на, в, во

Чтобы определить падеж, надо:

  1. найти слово, с которым имя существительное связано по смыслу и поставить от него падежный вопрос,
  2. по падежному вопросу определить падеж.

Имя существительное в именительном падеже является в предложении подлежащим.

Одушевлённые имена существительные мужского рода в родительном и винительном отвечают на одинаковый вопрос: кого? Чтобы правильно определить падеж, нужно заменить это существительное одушевлёнными существительными женского рода или неодушевлёнными существительными мужского рода.

Р. п. (нет) кого? малыша (девочки, стола)

В. п. (вижу) кого? малыша, (девочку, стол)


Склонение.

Склонение – это изменение существительных по падежам.

склонение

1-ое

2-ое

3-ье

род

женский

мужской

мужской

средний

женский

окончание

-а, -я

нулевое

-о, -е

нулевое

(Ь)

пример

книга, дядя

конь, стол, ключ

море, небо, училище

мать, ложь,

тишь, молодёжь

Способы проверки безударных личных окончаний имён существительных.

1 способ

2 способ

  1. определи падеж
  2. определи склонение
  3. вспомни окончание (смотри таблицу)

замени слово с безударным окончанием на слово такого же склонения с ударным окончанием

письмо (кому?) бабушке

(бабушке – Д. п.,

бабушка – 1 скл. – пишем Е) поступать (по чему?) по совести

(по совести – Д. п.,

совесть – 3 скл. – пишем И)

думал о Родине – думал о земле деревья в инее – деревья в серебре увидел в проруби – увидел в степи

1 скл.

2 скл.

3 скл.

Р. п.

-И, -Ы

Д. п.

П. п

Падежные окончания существительных.

15. Имя прилагательное.

Имя прилагательное– это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? чей?

В предложении связано по смыслу с существительным.

Начальная форма какой?- Им. п., ед. ч., муж. р.

Правописание сложных прилагательных.

Сложные прилагательные, которые обозначают цвет и оттенки цветов, пишутся через дефис.

тёмно-красный, бледно-розовый

Род имён прилагательных.

Изменяется по родам только в единственном числе.

Всегда стоит в том же роде, что и существительное, с которым прилагательное связано по смыслу.

доброе имя – средний род

Во множественном числе по родам не изменяются.

Изменение имён прилагательных по родам.

мужской род

женский род

средний род

какой? чей?

какая? чья?

какое? чьё?

окончания

-ОЙ /-ЫЙ /- ИЙ

-АЯ /- ЯЯ

-ОЕ / -ЕЕ

добрый (день) дальний (путь) лесной (зверь)

добрая (весть) дальняя (роща)

доброе (утро) дальнее (поле)

Число имён прилагательных.

Имя прилагательное изменяется по числам.

интересная (книга) – ед. ч.; интересные (книги) – мн. ч.

Имя прилагательное стоит в том же числе, что и существительное, с которым оно связано.


Вопрос имён прилагательных во множественном числе.

какие?

Склонение имён прилагательных (изменение по падежам).

мужской род

женский

род

средний

род

множественное

число

И. п.

какой?

какая?

какое?

какие?

родной, зелёный,

синий

родная, синяя

родное, зелёное,

синее

родные, синие

Р. п.

какого?

какой?

какого?

каких?

родного,

синего

родной,

синей

родного,

синего

родных,

синих

Д. п.

какому?

какой?

какому?

каким?

родному,

синему

родной,

синей

родному,

синему

родным,

синим

В. п.

какого? какой?

какую?

какое?

какие? каких?

родного (человека),

синий (цвет)

родную,

синюю

родное,

синее

родные (места),

родных (людей)

Т. п.

каким?

какой?

каким?

какими?

родным,

синим

родной,

синей

родным,

синим

родными,

синими

П. п.

каком?

какой?

каком?

каких?

родном,

синем

родной,

синей

родном,

синем

родных,

синих

Как определить падеж прилагательного.

Имя прилагательное стоит в том же роде, числе и падеже, в каком стоит имя существительное, к которому относится прилагательное.

Определите падеж существительного, такой же падеж и у прилагательного.

о родном доме – о доме (о чём?) пр. п., о родном – пр. п.

Падежные окончания имён прилагательных.

Чтобы проверить безударное падежное окончание имени прилагательного, нужно:

  1. подобрать имя прилагательное в том же падеже, но с ударным окончанием – в безоблачном небе – в голубом небе;
  2. проверить окончание с помощью вопроса (кроме имён прилагательных мужского рода в ед. числе в им. падеже –

какого?

-ого, -его

вкусного, синего

какому?

-ому, -ему

вкусному, синему

каким?

-ым, -им

вкусным, синим

о каком?

-ом, -ем

вкусном, синем

какая?

-ая, -яя

вкусная, синяя

какой?

-ой, ей

вкусной, синей

какую?

-ую, -юю

вкусную, синюю

какие?

-ые, -ие

вкусные, синие

каких?

-ых, -их

вкусных, синих

каким?

-ым, -им

вкусным, синим

какими?

-ыми, -ими

вкусными, синими

Формы имён прилагательных.

Полная форма: интересный, трудная, весёлые.

Краткая форма:

(каков?) - интересен (какова?) - трудна (каковы?) - веселы


  1. Местоимение.

Местоимение – это часть речи, которая указывает на предметы, но не называет их.

Начальная форма: именительный падеж.

Личные местоимения.

число

1-е лицо

2-е лицо

3-е лицо

единственное

я

ты

он, она, оно

множественное

мы

вы

они

Склонение личных местоимений.

личные местоимения

И. п.

я

мы

ты

вы

он

она

оно

они

Р. п.

меня

нас

тебя

вас

его

её

его

их

Д. п.

мне

нам

тебе

вам

ему

ей

ему

им

В. п.

меня

нас

тебя

вас

его

её

его

их

Т. п.

мной

нами

тобой

вами

им

ею

им

ими

П. п.

обо мне

о нас

о тебе

о вас

о

нём

о

ней

о

нём

о

них

Род.

По родам изменяются только местоимения 3 лица единственного числа: он, она, оно.

Предлоги с личными местоимениями пишутся раздельно: к нам, от меня, с ними.

После предлогов местоимение пишется с буквой Н: от них, с нами.

После предлогов вопреки, благодаря, навстречу буква Н не пишется:

вопреки ему, благодаря ей, навстречу им.

  1. Глагол.

Глагол – это часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать?

Неопределённая форма глагола.

Это начальная форма глагола. Глаголы в неопределённой форме отвечают на вопросы что делать? что сделать? Начальная форма не указывает на время, на число и род глаголов.

Оканчиваются на –ть, -ти, -чь (суффиксы).

Суффиксы глаголов: -е, -и, -а, -я, -ыва, -ива, -ова, -ева, -ва, -ну и др.

Число глаголов.

Глаголы в единственном числе обозначают действие одного предмета и отвечают на вопросы что делает? что сделает? что делал? что будет делать?

Глаголы во множественном числе обозначают действия двух и более предметов и отвечают на вопросы что делают? что сделают? что делали? что будут делать?

Времена глаголов.

Настоящее время. Обозначают действия, которые происходят в настоящем времени, в момент речи. Отвечают на вопросы что делает? что делают?

Прошедшее время. Обозначают действия, которые уже произошли или происходили в прошедшем времени. Отвечают на вопросы что делал? что сделал? что делали? что сделали?

Будущее время. Обозначают действия, которые будут происходить. Отвечают на вопросы что сделает? что сделают? что будет делать? что будут делать?

Окончания –ЕШЬ, -ЁШЬ, -ИШЬ пишутся с мягким знаком.


Изменение глаголов по временам.

неопределённая

форма глагола

настоящее

время

прошедшее

время

будущее

время

что делать?

что делает?

что делал?

что будет делать?

что сделать?

-

что сделал?

что сделает?

Род глаголов в прошедшем времени.

Изменяются глаголы прошедшего времени в единственном числе:

светил – муж. р., светила – жен. р., светило – сред. р.

Не изменяются глаголы прошедшего времени во множественном числе.

Зависит от рода имени существительного, с которым глагол связан по смыслу: солнце (что делало?) сияло – средний род.

Большинство глаголов в прошедшем времени имеют суффикс Л.

Суффикс –Л образует форму прошедшего времени и не входит в основу слова.

Правописание НЕ с глаголами.

Частица НЕ с глаголами пишется раздельно.

Частица НЕ с глаголом придаёт высказыванию отрицательный смысл.

Число глаголов.

Глаголы в единственном числе обозначают действие одного предмета и отвечают на вопросы что делает? что сделает? что делал? что будет делать?

Глаголы во множественном числе обозначают действия двух и более предметов и отвечают на вопросы что делают? что сделают? что делали? что будут делать?

Мягкий знак в глаголах.

В глаголах 2 лица ед. числа в окончаниях ЕШЬ, ЁШЬ, ИШЬ пишется Ь.

идёшь, читаешь, положишь

Лицо глаголов.

Глаголы настоящего и будущего времени имеют форму лица. 1 лицо: я пишу, мы пишем

  1. лицо: ты пишешь, вы пишете
  2. лицо: он пишет, они пишут

Чтобы определить лицо, нужно подставить к глаголу личное местоимение: читаешь – ты читаешь (ты – местоимение 2 лица ед. числа, значит, глагол читаешь 2 лица).

Спряжение глаголов.

Спряжение – это изменение глаголов по лицам и числам в форме настоящего и будущего времени.

единственное число

множественное число

1 лицо

(я) молчу

(мы) молчим

2 лицо

(ты) молчишь

(вы) молчите

3 лицо

(он) молчит

(они) молчат

По личным окончаниям глаголы делятся на глаголы 1 и 2 спряжения.

1 спряжение

в окончаниях

– Е, - УТ, -ЮТ

борЕмся, борЕшься, борЕтесь, борЕтся, борЮтся

2 спряжение

в окончаниях

– И, - АТ, - ЯТ

видИм, видИшь, видИт, видИте,

видЯт


Как определить спряжение.

По неопределённой форме глагола.

для глаголов с безударным личным окончанием

2 спряжение

все глаголы на - ИТЬ

кроме: брить, стелить,

7 глаголов на –ЕТЬ: терпеть, вертеть, обидеть, зависеть, ненавидеть, видеть, смотреть

(и производные от них:

отвертеть)

4 глагола на – АТЬ: дышать,        держать, гнать, слышать (прогнать, услышать)

1 спряжение

все остальные глаголы с окончаниями – ать, -еть, -оть, -уть

например: бороться, сеять, колыхать, реять, опаздывать, краснеть,

уснуть.

Например, глагол клеить – оканчивается на – ИТЬ, это глагол 2 спряжения.

Примечание: в глаголах не бывает окончания – ОТ, пишется – ЁТ:

стережёт, бережёт.

Возвратные глаголы.

Это глаголы с суффиксом – СЯ: смеяться, радоваться.

ТСЯ и ТЬСЯ.

ТЬСЯ – если глагол отвечает на вопросы что делать? что сделать? (в вопросе есть Ь): торопиться (что делать?), извиниться (что сделать?).

ТСЯ – если в вопросе нет мягкого знака: смеётся (что делает?),

извинится (что сделает?)

  1. Орфография.

Орфограмма – такая буква, написание которой нужно проверить или запомнить.

  1. Безударные гласные в корне слова. а) Проверяемые.

Чтобы проверить, какой буквой обозначен безударный гласный звук, надо изменить слово или подобрать однокоренное, чтобы безударный гласный звук стал ударным.

дерево – деревья, зелёный - зелень

Проверяемое слово – это слово, в котором надо проверить написание буквы.

Проверочное слово – это слово, в котором проверяемая буква стоит под ударением.

б) Непроверяемые.

Непроверяемые безударные гласные – это такие, к которым нельзя подобрать проверочное слово. Правописание непроверяемых безударных гласных нужно запомнить или проверить по словарю.

рисунок, картина, собака

Орфографический словарь указывает на то, как нужно правильно писать слово.

  1. Глухие и звонкие согласные в корне слова и на конце слова. Чтобы найти проверочное слово, надо изменить слово или подобрать однокоренное слово так, чтобы парный согласный стоял перед гласным или звуками [л] [м] [н] [р] [в].

берег – берега, морковка – морковный

  1. Непроизносимые согласные в корне слова.

Когда в слове встречается сразу три или четыре согласных, один из них может не произноситься. Чтобы правильно обозначить буквой непроизносимый согласный, надо подобрать такое однокоренное слово, в котором этот согласный произносится отчётливо.


местность – место, поздний – опоздать

Запомнить: чувство, лестница

  1. Удвоенные согласные.

Написание слов с удвоенными согласными надо проверять по словарю.

антенна, коллекция, аппетит

  1. Суффиксы –ИК/-ЕК

В суффиксе –ИК при изменении формы слова гласная буква сохраняется. калачик – калачика, карандашик - карандашика

В суффиксе –ЕК при изменении формы слова гласная буква исчезает.

камешек – камешка, горошек – горошка

  1. Суффикс – ОК, - ОНОК

После шипящих (ж, ш, ч, щ) под ударением в суффиксе –ОК пишется буква О: крючок, пирожок, пушок, борщок, мышонок. Без ударения – Е: камешек, барашек, щеночек.

  1. О и Е после шипящих и Ц в окончаниях имён существительных

В творительном падеже под ударением О, без ударения Е: врачом, задачей, птенцом, птицей.

  1. Приставки и предлоги.

Приставка – это значимая часть слова, пишется слитно.

побежал, пригородный, написать

Предлог – это самостоятельная часть речи, пишется раздельно с другими словами. Между предлогом и словом можно вставить другое слово или вопрос.

по тропинке – по лесной тропинке – по чему? Предлоги не употребляются с глаголами.

  1. Сложные имена прилагательные.

Сложные имена прилагательные, обозначающие цвет, пишутся через дефис: ярко-красный, тёмно-зелёный.

  1. Ь и Ъ знаки

мягкий знак

разделительный

после согласных в корне или после корня перед буквами Е, Ё, Ю, Я

ружьё, вьюга

смягчающий

показывает мягкость

предшествующего согласного

жизнь, апельсин

показатель формы имён существительных женского рода

рожь, дочь, тишь

в глаголах 2 лица ед. числа в окончаниях –ЕШЬ, -ЁШЬ, -

ИШЬ

идёшь, читаешь,положишь

твёрдый знак

разделительный

после приставок, которые

оканчиваются на согласный перед буквами Е, Ё, Ю, Я

подъехал, объявление

  1. Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ, НЩ, ЩН.

В данных буквосочетаниях мягкий знак не пишется.

девочка, ночка, точный, чтение, мощный, гонщик.

  1. Шипящие согласные – Ж, Ш, Ч, Щ. ЖИ и ШИ пиши с буквой И.

ЧА и ЩА пиши с буквой А. ЧУ и ЩУ пиши с буквой У.

жизнь, машина, чаща, чудо, щука

  1. Заглавная буква.

Названия городов, улиц, рек, озёр, морей, имена, отчества, фамилии, клички животных пишутся с большой буквы.

город Тольятти, улица Горького, река Волга, Александр Сергеевич Пушкин, собака Жучка


19. Порядок разбора слова как части речи. (Морфологический разбор.)

1. Имя существительное.

  1. Назовите имя существительное в той форме, в которой оно употреблено в предложении.
  2. Что обозначает имя существительное и на какой вопрос отвечает?
  3. Назовите начальную форму имени существительного (именительный падеж, единственное число).
  4. Определите признаки имени существительного: одушевлённое или неодушевлённое, собственное или нарицательное, род, склонение, падеж, число, роль в предложении.

Образец письменного разбора.

Дело мастера боится.

Дело – сущ. (что?). Н. ф. – дело. Неодуш., нариц., ср. р., 2 скл., в И. п., в ед. ч., подлежащее.

Мастера – сущ. (кого?). Н. ф. – мастер. Одуш., нариц., м.р., в Р. п., в ед. ч. Втор. член.

2. Имя прилагательное.

  1. Назовите имя прилагательное в той форме, в которой оно употреблено в предложении.
  2. Что обозначает имя прилагательное и на какой вопрос отвечает? К какому имени существительному относится?
  3. Назовите начальную форму имени прилагательного (именительный падеж, мужской род, ед. число - какой?)
  4. Определите признаки прилагательного: род (в ед. ч.), число, падеж, роль в предложении.

Образец письменного разбора.

Хвойные деревья стояли в серебристом инее.

Хвойные – прил. (какие?). Н. ф. – хвойный. Во мн. ч., в И. п.. Втор. член.

Серебристом – прил. (каком?). Н. ф. – серебристый. В муж. р., в ед. ч., в П. п. Втор. член.

3. Глагол.

  1. Назовите глагол в той форме, в которой он употреблён в предложении. Что обозначает глагол и на какой вопрос отвечает?
  2. Назовите начальную (неопределённую) форму глагола (что делать? что сделать?).
  3. Определите признаки глагола: спряжение, время, лицо и число (для глаголов в настоящем или будущем времени), род (для глаголов в прошедшем времени, в ед. числе), роль в предложении.

Образец письменного разбора.

Дремлет чуткий камыш.

Дремлет – гл. (что делает?). Н.ф. – дремать. В наст. вр., в ед. ч. Сказуемое.

  1. Местоимение.

  1. Часть речи, на что указывает.
  2. Начальная форма (им. падеж).
  3. Лицо, число, падеж.
  4. роль в предложении.

Образец письменного разбора. В походе с нами был вожатый.

(С) нами – личное местоимение, н. ф. – мы, 1-ое лицо, множ. число, в твор. п., второст. член.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сборник диктантов по русскому языку. 3 класс.

В сборнике предложены разнообразные диктанты, разные по сложности и содержанию....

Памятка правил по русскому языку 3 класс

Здесь собраны правила русского языка 3 класса. В пустых линеечках мы с детьми записываем примеры при изучении нового материала. Лучше помогает усвоить учебный материал....

Правила по русскому языку 1 класс

Все правила по русскому языку к учебнику Канакиной 1 класс...

Правила по русскому языку, 1 класс

В файле содержится перечень правил русского языка, пройденный в 1 классе. Может служить помощником для родителей. Использовать можно для повторения правил ....

Сборник диктантов по русскому языку 4 класс

Сборник диктантов по русскому языку 4 класс (И. Г. Гринберг)...

Сборник правил по русскому языку

Сборник правил по русскому языку...

Сборники заданий по русскому языку 4 класс

Дополнительный материал к урокам русского языка...