Функциональная грамотность как необходимое условие успешной социализации ребенка в современном обществе
статья по русскому языку
Скачать:
Предварительный просмотр:
Функциональная грамотность как необходимое условие успешной социализации ребенка в современном обществе.
Статья учителя начальных классов
МБОУ «СОШ №6»
г.Сафоново Смоленской области
Бурченковой Любови Александровны.
Мы живем в эпоху стремительного развития информационных технологий. Относиться к ним можно по-разному, но суть от этого не изменится - таковы наши современные реалии. На нас сегодня ежедневно и ежечасно обрушивается бесконечный поток информации, и если раньше ее источником были только газеты, журналы и ТВ, то сегодня сложно представить себе молодого человека, который не пользовался бы глобальной всемирной сетью. В сети можно покупать товары, работать, получать образование, посещать вебинары и видеоконференции, даже обращаться в государственные органы и за врачебной помощью.
И потому важнейшим становится умение понимать, анализировать и использовать любую поступающую информацию. Таким образом, акцент в образовании смещается со сбора и запоминания информации на овладение навыком ее правильного применения. Этот навык сегодня совершенно необходим молодому человеку для того, чтобы он чувствовал себя уверенно в обществе. Одна из важнейших задач современной школы – формирование функционально грамотных людей.
Понятие “функциональная грамотность” впервые появилось в конце 60-х годов прошлого века в документах ЮНЕСКО и позднее вошло в обиход исследователей.
Понималась функциональная грамотность как «совокупность умений читать и писать для использования в повседневной жизни и удовлетворения житейских проблем».
Сегодня что такое «функциональная грамотность»?
Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой, быстро адаптироваться и функционировать в ней. Основы функциональной грамотности закладываются в начальной школе, где идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – письму и чтению, говорению и слушанию. Функциональная грамотность рассматривается, как способность использовать все постоянно приобретаемые в жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
Функционально грамотная личность – это человек, ориентирующийся в мире и действующий в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями и интересами(в частности, умеющий соотносить и координировать свои действия с действиями других людей;.
- способный быть самостоятельным в ситуации выбора и принятия решений;
- умеющий отвечать за свои решения;
- способный нести ответственность за себя и своих близких;
- владеющий приемами учения и готовый к постоянной переподготовке; – обладающий набором компетенций, как ключевых, так и по различным областям знаний;
- для которого поиск решения в нестандартной ситуации – привычное явление;
- легко адаптирующийся в любом социуме и умеющий активно влиять на него;
- понимающий, что жизнь среди людей – это поиск постоянных компромиссов и необходимость искать общие решения;
- хорошо владеющий устной и письменной речью как средством взаимодействия между людьми;
- владеющий современными информационными технологиями.
Основные признаки функционально грамотной личности: это человек самостоятельный, познающий и умеющий жить среди людей, обладающий определёнными качествами, ключевыми компетенциями.
Именно эти качества сегодня должен воспитывать в детях современный педагог, начиная с 1 класса и заканчивая выпускным.
Современный уровень развития человека должен соответствовать требованиям, предъявляемым ему со стороны государства, социальных институтов и быстро изменяющейся информационной среды.
На основе требований ФГОС НОО и анализа результатов международных мониторинговых исследований качества школьного образования разработана обновленная характеристика функциональной грамотности младшего школьника.
Выпускник начальной школы должен обладать:
- готовностью успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром;
- возможностью решать различные (в том числе нестандартные) учебные и жизненные задачи, обладать умениями строить алгоритмы основных видов деятельности;
- способностью строить социальные отношения в соответствии с нравственно-этическими ценностями социума, правилами партнерства и сотрудничества;
- совокупностью рефлексивных умений, обеспечивающих оценку своей грамотности, стремление к дальнейшему образованию, самообразованию и духовному развитию.
Перед учителем начальной школы стоят колоссальные задачи: развить ребёнка. Что значит развить мышление:
Развить мышление- из наглядно-действенного перевести его в абстрактно-логическое
- -Развить речь, аналитико-синтетические способности, развить память и внимание, фантазию и воображение
- -Пространственное восприятие
- -Развить моторную функцию, способность контролировать свои движения, а также мелкую моторику
- -Развить коммуникативные способности, способность общаться, контролировать эмоции, управлять своим поведением.
Решая эти задачи, педагог получает в результате функционально развитую личность.
Из опыта работы.
Я думаю, что в образовательном процессе они могут быть приобретены учениками, если соблюдены следующие условия:
- обучение носит деятельностный характер:
- учебный процесс ориентирован на развитие самостоятельности и ответственности за результаты деятельности:
- представляется возможность, для приобретения опыта достижения цели:
- правила оценивания отличаются чёткостью и понятны всем участникам учебного процесса:
- используются личностно-ориентированные технологии/
Международные рейтинги качества системы образования опираются на данные международных исследований. Цель Государственной программы «Развитие образования» на 2018-2025 годы – это качество образования, которое характеризуется: сохранением лидирующих позиций РФ в международном исследовании качества чтения и понимания текстов (PIRLS), а также в международном исследовании качества математического и естественнонаучного образования (TIMSS); повышением позиций РФ в международной программе по оценке образовательных достижений учащихся (PISA).
Таким образом, в современной школе сущностью функциональной грамотности становятся не сами знания, а четыре главные способности обучающегося: добывать новые знания; применять полученные знания на практике; оценивать свое знание-незнание; стремиться к саморазвитию. Содержание функциональной грамотности младшего школьника, безусловно, составляют метапредметные универсальные учебные действия – познавательные, коммуникативные, регулятивные.
Функциональная грамотность рассматривается как совокупность двух групп компонентов: интегративных и предметных.
Предметные (языковая, литературная, математическая, естественно-научная) соответствуют предметам учебного плана начальной школы.
К интегративным относятся коммуникативная, читательская, информационная, социальная грамотность, формирующиеся на любом предметном содержании.
Каково состояние решение проблемы формирования функциональной грамотности у младших школьников на сегодняшний день? Анализ результатов ВПР в 4 классе и результатов участия российских школьников в международных исследованиях выявил основные недостатки в достижении младших школьников:
- недостаточно владеют смысловым чтением
- не справляются с задачами на интерпретацию информации
- затрудняются в решении задач, требующих анализа и обобщения
- не умеют высказывать предположения, строить доказательства.
Главная причина такого положения кроется в том, что задания на уроке по-прежнему в основном носят репродуктивный характер. Недостаточное внимание педагоги уделяют построению поисково-исследовательской деятельности учащихся на уроке, формированию у них навыков самостоятельной организации своей деятельности.
Выделяется несколько основных видов функциональной грамотности:
- коммуникативная грамотность, предполагающая свободное владение всеми видами речевой деятельности; способность адекватно понимать чужую устную и письменную речь; самостоятельно выражать свои мысли в устной и письменной речи, а также компьютерной, которая совмещает признаки устной и письменной форм речи;
- информационная грамотность - умение осуществлять поиск информации в учебниках и в справочной литературе, извлекать информацию из Интернета и компакт-дисков учебного содержания, а также из других различных источников, перерабатывать и систематизировать информацию и представлять ее разными способами;
- деятельностная грамотность - это проявление организационных умений (регулятивные УУД) и навыков, а именно способности ставить и словесно формулировать цель деятельности, планировать и при необходимости изменять ее, словесно аргументируя эти изменения, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию.
Для успешного формирования функциональной грамотности школьников, достижения ключевых и предметных компетенций на уроках начальной школы необходимо соблюдать следующие условия:
- обучение должно носить деятельностный характер (одна из целевых функций обучения любому предмету в начальной школе – формирование у школьников умений самостоятельной учебной деятельности,
- учащиеся должны стать активными участниками изучения нового материала;
- в урочной деятельности использовать продуктивные формы групповой работы;
- применять такие образовательные технологии, как:
- проблемно-диалогическая технология освоения новых знаний, позволяющая формировать организационные, интеллектуальные и другие умения, в том числе умение самостоятельно осуществлять деятельность учения;
- технология формирования типа правильной читательской деятельности, создающая условия для развития важнейших коммуникативных умений;
- технология проектной деятельности, обеспечивающая условия для формирования всех видов УУД (подготовка различных плакатов, памяток, моделей, организация и проведение выставок, викторин, конкурсов, спектаклей, мини-исследований, предусматривающих обязательную презентацию полученных результатов, и др.);
- обучение на основе «учебных ситуаций», ( при изучении величин – масса, вместимость) литр – покупка ) образовательная задача которых состоит в организации условий, провоцирующих детское действие;
- уровневая дифференциация обучения, использование которой вносит определённые изменения в стиль взаимодействия учителя с учениками (ученик – это партнёр, имеющий право на принятие решений, например, о содержании своего образования, уровне его усвоения и т. д.), главная же задача и обязанность учителя – помочь ребёнку принять и выполнить принятое им решение;
- информационные и коммуникационные технологии, использование которых позволяет формировать основу таких важнейших интеллектуальных умений, как сравнение и обобщение, анализ и синтез;
- технология оценивания учебных достижений учащихся и др.
Читательская грамотность - способность к чтению и пониманию учебных текстов, умение извлекать информацию из текста, интерпретировать, использовать ее при решении учебных, учебно-практических задач и в повседневной жизни. Читательская грамотность – это базовый навык функциональной грамотности.
Математическая грамотность это способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах
Естественнонаучная грамотность способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность интересоваться естественнонаучными идеями. Способность объяснять природные явления
Финансовая грамотность — это знание и понимание финансовых понятий и финансовых рисков.
Креативное мышление — это способность продуктивно участвовать в процессе выработки, оценки и совершенствовании идей, направленных на получение инновационных и эффективных решений, нового знания
Читательская грамотность Базовым навыком функциональной грамотности является читательская грамотность - способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
В современном обществе умение работать с информацией (читать, прежде всего) становится обязательным условием успешности.
Развитию осознанности чтения необходимо уделять самое пристальное внимание, особенно на первой ступени образования. Осознанное чтение является основой саморазвития личности – грамотно читающий человек понимает текст, размышляет над его содержанием, легко излагает свои мысли, свободно общается. Недостатки чтения обусловливают и недостатки интеллектуального развития, что вполне объяснимо. В старших классах резко увеличивается объем информации, и нужно не только много читать и запоминать, но, главным образом, анализировать, обобщать, делать выводы. При неразвитом навыке чтения это оказывается невозможным. Осознанное чтение создает базу не только для успешности на уроках русского языка и литературы, но и является гарантией успеха в любой предметной области, основой развития ключевых компетентностей.
Учебный предмет “Литературное чтение” предусматривает овладение учащимися навыками грамотного беглого чтения, ознакомления с произведениями детской литературы и формированием умений работы с текстом, а также умением найти нужную книгу в библиотеке, на прилавке магазина (на уроке создаем обложку изучаемого произведения); умение подобрать произведение на заданную тему (для участия в конкурсе чтецов); умение оценить работу товарища (на конкурсе жюри – все ученики); умение слушать и слышать, высказывать своё отношение к прочитанному, к услышанному. Необходимо, начиная с начальной школы, развивать артикуляционную память на основе орфографического чтения. Если ежедневно на каждом уроке (математике, русском языке, чтении, природоведении), отводить по 5-7 минут для орфографического чтения, это принесет хороший результат (задачи, правила, специально подобранные тексты, столбики слов, словосочетаний, в парах, по памятке, по упражнению и т.д.)
Математическая грамотность
Учебный предмет “Математика” предполагает формирование арифметических счетных навыков, ознакомление с основами геометрии; формирование навыка самостоятельного распознавания расположения предметов на плоскости и обозначение этого расположения языковым средствами: внизу, вверху, между, рядом, сзади, ближе, дальше; практическое умение ориентироваться во времени, умение решать задачи, сюжет которых связан с жизненными ситуациями. . Наибольший эффект при этом может быть достигнут в результате применения различных форм работы над задачей
- Работа над решенной задачей.
- Решение задач различными способами. Мало уделяется внимания решению задач разными способами в основном из-за нехватки времени. А ведь это умение свидетельствует о достаточно высоком математическом развитии. Кроме того, привычка нахождения другого способа решения сыграет большую роль в будущем.
- Правильно организованный способ анализа задачи – от вопроса или от данных к вопросу.
- Представление ситуации, описанной в задаче (нарисовать «картинку»). Учитель обращает внимание детей на детали, которые нужно обязательно представить, а которые можно опустить. Мысленное участие в этой ситуации. Разбиение текста задачи на смысловые части. Моделирование ситуации с помощью чертежа, рисунка.
- Самостоятельное составление задач учащимися.
- Решение задач с недостающими данными.
- Изменение вопроса задачи.
- Составление различных выражений по данным задачи и объяснение, что означает то или иное выражение. Выбрать те выражения, которые являются ответом на вопрос задачи.
- Объяснение готового решения задачи.
- Использование приема сравнения задач и их решений.
- Запись двух решений на доске – одного верного и другого неверного.
- Изменение условия задачи так, чтобы задача решалась другим действием.
- Закончить решение задачи.
- Какой вопрос и какое действие лишнее в решении задачи (или, наоборот, восстановить пропущенный вопрос и действие в задаче).
- Составление аналогичной задачи с измененными данными.
- Решение обратных задач.
Развитие у детей логического мышления – это одна из важных задач начального обучения. Умение мыслить логически, выполнять умозаключения без наглядной опоры, сопоставлять суждения по определенным правилам – необходимое условие успешного усвоения учебного материала. Основная работа для развития логического мышления должна вестись с задачей. Ведь в любой задаче заложены большие возможности для развития логического мышления. Нестандартные логические задачи – отличный инструмент для такого развития. Систематическое использование на уроках математики и нестандартных задач, расширяет математический кругозор младших школьников и позволяет более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни.
Естественнонаучная грамотность - способность человека осваивать и использовать естественнонаучные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественнонаучных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов в связи с естественнонаучной проблематикой; понимать основные особенности естествознания как формы человеческого познания; демонстрировать осведомленность в том, что естественные науки и технология оказывают влияние на материальную, интеллектуальную и культурную сферы общества; проявлять активную гражданскую позицию при рассмотрении проблем, связанных с естествознанием.
Учебный предмет “Окружающий мир” является интегрированным и состоит из модулей естественнонаучной и социально-гуманитарной направленности, а также предусматривает изучение основ безопасности жизнедеятельности. На уроке отрабатываем навык обозначения событий во времени языковыми средствами: сначала, потом, раньше, позднее, до, в одно и то же время. Закрепляем признание ребенком здоровья как наиважнейшей ценности человеческого бытия, умение заботиться о своем физическом здоровье и соблюдать правила безопасности жизнедеятельности. У ребят есть возможность подготовить свой материал на заданную тему, а также свои вопросы и задания, что они делают с большим удовольствием.
-Тематические прогулки
-Исследовательские пректы
-Экскурсии
Грамотность в ИКТ
- В современных условиях в школе появляется возможность выйти за пределы окружающего социума, это участие в различных проектах, которые позволяют заниматься учебно-познавательной, исследовательской, творческой или игровой деятельностью, организованной на основе компьютерных технологий.
- Дистанционные олимпиады по предметам.
- Создание презентаций
Составляющие функционально грамотной личности.
1. Речевые умения:
- конструировать предложения изученных видов (простые предложения с однородными членами, предложения с прямой речью, сложные);
- использовать в речи изученные синтаксические конструкции;
- различать однозначные и многозначные слова;
- видеть в тексте синонимы, антонимы; подбирать
- синонимы и антонимы к данным словам;
- употреблять в речи слова с учётом их значения и лексической сочетаемости;
- совместно с учителем семантизировать незнакомые слова.
2. Интеллектуально-речевые умения.
а) Рецептивные (умения слушать, читать):
- использовать различные виды чтения (просмотровое, ознакомительное, изучающее);
- делить текст на структурно-смысловые части;
- самостоятельно ставить вопросы к тексту;
- вести диалог с автором текста;
- отвечать на вопросы учителя по тексту;
- выделять в тексте главное;
- составлять простой план текста;
- составлять таблицу, схему по содержанию текста;
- находить ключевые слова;
- соотносить заглавие с содержанием текста;
б) продуктивные (умения говорить, писать):
- подробно пересказывать текст с опорой на план (схему, таблицу);
- создавать текст-повествование и текст-описание в разговорном стиле (устно и письменно);
- создавать текст-повествование в учебно-научном стиле (устно);
- озаглавливать текст;
- подробно излагать текст-повествование (письменное изложение);
3. Коммуникативные умения:
- вступать в диалог с учителем и сверстниками;
- высказывать и аргументировать свою точку зрения;
- воспринимать аргументы собеседника;
- обсуждать проблему (вопрос, задание) в группе (в паре); договариваться, согласовывать позиции в группе (в паре), чтобы делать что-то сообща.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ УЧАЩИХСЯ
Приезентация иллюстрирует статью, раскрывающую основные проблемы современного общества, отражающихся на воспитании детей....
Социальное партнерство в воспитательном процессе как условие развития и воспитания ребенка в современном обществе.
В этом материале расказывается как мне помогает сотрудничество с различными организациями нашего города. в воспитательном процессе....
«Развитие памяти ребенка как необходимое условие успешного обучения»
Часть 1. Память: общее понятие, значение и существенные признаки.Часть 2. Теории механизмов памяти.Часть 3. Процессы памяти: запоминание, сохранение, узнавание, воспроизведение.Часть 4. Виды...
Влияние декоративно - прикладного творчества на успешную социализацию ребенка с ограниченными возможностями здоровья в обществе.
Данные методические рекомендации рассматривают декоративно – прикладное творчество как одно из условий успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья в современном обществе. ...
«Взаимосвязь детского учреждения и семьи – необходимое условие успешного воспитания ребенка
laquo;Взаимосвязь детского учреждения и семьи – необходимое условие успешного воспитания ребенка младшего школьного возраста» Современные семьи развиваются в условиях сложной э...