«Приёмы работы со словарными словами на уроках русского языка для младших школьников».
методическая разработка по русскому языку (4 класс)

Зубенкова Алена Романовна

Рассмотрены важные проблемы в работе со словарными словами в 1-4 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_zubenkova_a.r.docx205.46 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка по теме: «Приёмы работы со словарными словами на уроках русского языка для младших школьников».

Словарь – это вселенная, расположенная в алфавитном порядке.
Анатоль Франс

Каждого учителя волнует вопрос о том, как помочь школьникам стать грамотными, усвоить написание непроверяемых слов, которые в русском языке называют «словарными».  

«Словарная работа – это не эпизод в работе учителя, а систематическая, хорошо организованная, педагогически целесообразно построенная работа», -  писал известный ученый – методист А.В.Текучев.

Навыки правильного написания «словарных» слов зависят от таких факторов: словарные возможности детей и активный словарный запас. А вот активизации словаря младшего школьника может помочь - изучение словаря на фоне орфографических приёмов.

Одной из важнейших задач, стоящих перед учителем- научить ребёнка писать словарные слова без допущения ошибок. Сделать этот процесс более эффективным – непростая задача, требующая от учителя большой творческой работы.

Легче предупредить появление ошибок, чем в дальнейшем над ними упорно работать. Поэтому один из путей повышения грамотности школьников - запоминание написания часто употребительных в русской речи слов с непроверяемыми орфограммами. Если учитель поставил цель – предупредить появление ошибок в «словарных» словах, ему нужно включать данные непроверяемые слова во многие виды работ, которые направленны на повышение грамотности учеников, вовлекать младших школьников в творческую работу по осознанному запоминанию «словаря».

Учебная программа по русскому языку в начальной школе определяет перечень слов с непроверяемой гласной на все 4 года обучения, которыми должны овладеть ученики, научиться их безошибочно писать, употреблять их в своей устной и письменной речи, расширяя словарный запас. Встает вопрос: «Как добиться этого процесса»?  Я предлагаю проводить творческую работу над словарными словами каждый день, на каждом уроках русского языка, используя орфографические пятиминутки в начале урока. Чтобы разнообразить этот творческий процесс усвоения «трудных» слов, учителю можно заменить привычную форму подачи материала, включить задания, подталкивающие младших школьников к собственному размышлению, которые будут направлены на развитие устной речи учеников, образной памяти, а не только «зубрения словаря»

В своей методической разработке я предлагаю разные виды работ над словарными словами в начале урока.

Методическая копилка учителя начальных классов для творческой работы со словарными словами в начальной школе.

 Разбор слова по составу: для данной работы можно использовать слова, однокоренные тем, которые будут изучены уроке русского языка:

Аптечный, багажник, валенок, ветреный, газетчик, дорожный, железяка, заячий, интересно, картофелина, малинник, морозный, ореховый, погодка и др.

Детям предложена запись: Вет_р, м_ро_, п_года.

Нужно вставить пропущенные буквы, самостоятельно записать полученные слова в тетрадь (с использованием взаимопроверкой или самопроверкой по словарю), выделить орфограммы и поставить ударение. Далее можно попросить ребят самостоятельно подобрать к новым словам синонимы или антонимы.

Синонимы:

алмаз - драгоценность,

алфавит - азбука,

вдруг - неожиданно,

весело - радостно,

ветер - вихрь,

воин – боец, и др.

Антонимы:

богатство - нищета,

быстро - долго,

весело - печально,

ветер – тишь,

город – село, и др.

«Мнемотехника» (графические ассоциации)

        Суть этого приёма - рассмотреть сходство формы буквы и предмета. К этому приёму можно отнести ребусы, стихи, рисунки, где запоминаемая буква или слово зашифрованы в виде графического образа – рисунка, который ребенку легко запомнить и применить в дальнейшей работе. Ученики сами придумывают рисунки в тетрадях или в отельных «словариках». Это интересный процесс развивающей творческой деятельности, которая сочетает в себе элементы изобразительного искусства и работы над освоением сложных слов русского языка.

                

img1img2

Следующий метод работы- найти «слово в слове», что поможет зрительно запомнить написание непроверяемых слов русского языка.  Ученики записывают столбиком на доске нужные слова, выделяя безударную гласную.

Метро – метр                        работа – раб

комар – ком                          блокнот – блок

газета – газ                            коньки – конь

черепаха – череп                  столица – стол

портфель – порт                   улица – лица и т. д.

Метод ассоциативного образа слова должен иметь в написании не вызывающую сомнений букву, которая является сомнительной в словарном слове.

 Прочесть словарное слово и четко воспроизвести вслух найденный ассоциативный образ, представляя их объединение и связывающую их сомнительную орфограмму.

Ценность данного метода в том, что у каждого ребенка свой ассоциативный образ и свое представление.

Словарные слова и ассоциативные образы к ним:

г_А.зета - бум_А.га,

к_А.рман - дыр_А.,

д_И.рект_О.р - кр_И.к, р_О.т,

к_О.нцерт - н_О.та, д_О., х_О.р,

з_А.вод - труб_А.,

к_О.рабль - в_О.лны, б_О.цман, к_О.к,

На уроках могут использоваться различные словари, благодаря которым можно расширять представления о словарных словах, узнавать новое и закреплять ранее изученный материал на уроках русского языка:

«Этимологический словарь»

«Фразеологический словарь»

«Словарь иностранных слов»

«Толковый словарь»

«Словарь синонимов»

«Словарь антонимов»

«Словарь многозначных слов»

«Орфографический словарь» и другие.

Формировать навык правописания можно на основе работы со словарями, создав разнообразные упражнения, карточки и творческие задания:

- Вставить в предложение нужное по смыслу слово.

- Использовать словари при написании творческих работ для самопроверки.

- Дописать пропущенных слов в тексте.

- Вставить подходящие по смыслу слова с противоположным значением.

- Подобрать к словам антонимы или синонимы.

- Закончить предложение.

- Найти в словах общее или различное и т. д.

Метод загадки – шутки (игры).
1. В каких словарных словах спрятались ноты? (ФА
МИЛИЯДОРОГА, ДЕРЕВНЯ…).
2. В каких словарных словах спряталась –ель-? ( УЧИТ
ЕЛЬНИЦА, КАРТОФЕЛЬ…)
3. Слог потерялся (___ЛЮТ, ___БАКА, ___ВЕДЬ…).
Такие задания учитель может использовать во внеклассной работе или как вариант творческого домашнего задания. Иногда дети, порою и родители с интересом «разыскивают» решение подобных игр или головоломок.

Игра «Кладоискатель». Предлагается «карта» с набором букв и «путевой лист». Ученику нужно пройти по стрелкам, собирать на своем пути буквы и добраться до «клада» - нового словарного слова.

У

А

Б

Е

Р

Ч

Е

В

Б

Г

Д

Н

Т

Я

Е

К

И

А

Ё

Ж

                                   Ученик                           Ребята

Получение словарных слова, разгадывая загадки.

Сам алый, сахарный.

Кафтан зелёный, бархатный. (Арбуз)

В серой шубке перовой
И в морозы он герой,
Скачет, на лету резвится,
Не орёл, а всё же птица. (Воробей)

Кар-кар-кар! Кар-кар-кар!

Вот и весь репертуар.

Оглашает крону клёна

Своим пением … (Ворона)

Старик у ворот

Тепло уволок,

Сам не бежит,

Стоять - не велит.   (Мороз)

Без рук, без ног, а ворота открывает. (Ветер)

Отгадывая загадки, ученики получают слово, совместно рассуждают об отличии его произношение и написания. Далее записывают слово, делят его на слоги, выделяют ударение, определяют слабые позиции в слове, объясняют значение новых слов для этого можно использовать этимологический словарь, как еще один метод работы с трудными словами.

«Шифровки».

Здесь самое интересное – сам творческий работы. Учеников можно объединить в группы для совместной работы, где огни смогут делиться идеями и обмениваться мнением, развивая коммуникативные способности. Шифровки могут быть разнообразные. Можно давать домой творческие задания, где дети самостоятельно должны придумать для других групп свою «шифровку».

Шифровка «слоговое сложение».                                                                                                                        

Ребятам нужно раздели слова на слоги, составь из них словарное слово, используя из каждого слова по одному слогу, поставь ударение в словарном слове и выделить орфограмму.  

ВЕС НА        ГО РОД       НА РОД

ТРА ВА        У ГОН       ВА ГОН

ТЕ МА         ЛЕ ТО        ФОН ТАН         ТЕ ЛЕ ФОН

Шифровка – алфавит.

Каждой букве алфавита соответствует порядковый номер в слове.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 … \

а б в г д е ё ж з…

1, 13, 13, 6, 33 - (АЛЛЕЯ) – в этой шифровке сразу заметно, что в слове естьорфограмма на удвоенную согласную.

Шифровка «Убери лишнее».

Буквы словарного слова перемешивают с другими буквами, которые нужно исключить по определённому признаку.

К, Б, П, Е, С, Р, Ё, Т, З, К, А, Ш

Зачеркни парные глухие согласные и найди словарное слово (БЕРЁЗА).

Шифровка «Добавь гласные».

Даны ряды согласных букв (в строгом порядке). Необходимо добавить между ними нужные по смыслу гласные, чтобы получилось словарное слово.

ВТМБЛЬ(АВТОМОБИЛЬ).

Можно группу слов по общему признаку.

Живые существа:

СБК      (СОБАКА)

СРК      (СОРОКА)

КРВ      (КОРОВА)

ЧЛВК    (ЧЕЛОВЕК)

«Недостающие пазлы»

Это списывание с творческим грамматическим заданием: вставить в деформированный текст нужные по смыслу словарные слова.

«Схемы – угадайки».

На доске учитель размещает схемы слов с указанными «словарными» орфограммами, а ученики в парах быстро отгадывают и записывают слова.

___О___О___  (воробей, молоко..)

_______ЛЛ__   ( коллектив, коллекция…)

_____СС_____ (пассажир)

Этимологические сведения новых изученных словарных слов:

аквариум (от лат. слова aqua "вода")

аллея (от франц. слова allee "проход, дорога")

балкон (заимствованное из итальянского яз. balcone "балкон")

бутерброд (из немецкого языка butter "масло" + brot "хлеб")

вдруг (внезапно, неожиданно). Искон. Скорее всего, возникло на базе вдруг "воедино, вместе, разом" (ср. сразу, укр. враз "внезапно, вместе"), сращения предлога в и друг "один" (ср. друг друга, друг другу "один другого, один другому").

«Умная шкатулка»

В конце каждой четверти (недели, темы) можно подводить игровые упражнения на закрепление изученных словарных слов. Смысл игры заключается в том, что каждому ученику нужно вытянуть из шкатулки одно словарное слово, устно вставить пропущенную букву и правильно записать данное слово. Это задание можно усложнить: с вытянутым словом попросить составить словосочетание, предложение, рассказ. Это приём быстрой проверкой знаний по теме.        

«Ботанический сад» 

Этот метод помогает провести работу по правописанию однокоренных слов. Учитель оформляет корень слова, а дети придумывают однокоренные слова, записывая их на листьях и прикрепляют к общему дереву. Дерево стоит одну, две недели, затем проходит закрепляющий словарный диктант. Потом берут новый корень и проводится аналогичная работа. Этот приём работает через зрительную память, формируя у детей орфографическую зоркость.

«Стихи - запоминалки». 

Для быстрого запоминания логически несвязанных слов психологи рекомендуют составить яркий динамичный рассказ, легко воспроизводимый в воображении ребенка. При написании словарных слов нужно помочь детской памяти за что-то зацепиться, чему могут помочь блоки трудных для написания слов, где они подобраны в рифму.

В рифмовку «Гараж» включено 21 словарное слово, но во всех них надо запомнить написание непроверяемой безударной гласной «а».

Гараж.

Автобус, аллея, асфальт и трава.

В «опасные» снова играем слова.

Аптека, базар, магазин и народ,

Калитка, квартира, забор и завод,

                Рабочий, работа, газета, багаж.        

                Приехали снова мы с папой в гараж.

                Машина, вагон, пассажир и трамвай-

                Пиши с буквой «а» их и не забывай!

Огород

К нам пришли на огород

Помидор, морковь, горох.

Прибежали огурцы,

Озорные молодцы.

Овощи собрались в путь.

С «о» писать их не забудь

Простота и легкость запоминания позволяют охватить стихами-опорами не только слова, предусмотренные «программой», но и многие другие, не «программные», которые «окружают» детей в повседневной жизни, что позволит обогатить словарный запас младших школьников этими словами. 

«Методику ведения индивидуальных словарей»

Самым простым способ, позволяющим организовать процесс запоминания слов, является ведение индивидуальных словариков. Методику ведения индивидуальных словарей, в которых ребёнок будет записывать значение слова, его происхождение и родственные ему слова, предложил В.Д. Купров.

Индивидуальный словарик можно оформлять по-разному. 

В 1-2 классе лучше вести картинный словарик. Слова записываются по мере изучения к ним рисуется или приклеивается небольшая картинка. На обратной стороне листа можно подбирать стихи, загадки, пословицы с изученными словами.

В 3-4 классах работа в словаре нацелена на развитие речи.

К словарным словам можно подобрать и записать однокоренные слова или дети подбирают синонимы только к тем словам, к которым это возможно.

К словам можно подбирать тексты, фразеологические обороты и другой занимательный материал. Используя эти приемы, дети неоднократно возвращаются к словарным словам, учатся анализировать, сравнивать, расширяют кругозор, развивают речь. А самое главное растёт мотивация к учению и сложная работа над запоминанием словарных слов, превращается в увлекательную игру.

«Кроссворды».

Этот метод можно использовать для фронтальной, парной и индивидуальной работы. Вводить эту работу можно уже с первого класса.

2

6

1

7

3

4

5

По горизонтали:

  1. Растут на ветках группками, покрытые скорлупками (Орех)
  2. Шла Саша по …. и сосала сушку (Шоссе)
  3. Вот …. тучи нагоняя  (Север)
  4. Название места, кто где – либо живет, надпись на конверте (Адрес)
  5. Большие и дети, берегите (Билетик)

По вертикали:

  1. Как на поле, на кургане стоит курочка с серьгами. (Овес)

    3. Лежали на свету, бросались в тьму, да и там покоя нет; как бы вырваться на свет (Семена)

  1. Честь …. береги свято. (Солдата)
  2. Человек, который выращивает хлеб. (Хлебороб)

Словарные занятия на уроках русского языка в начальных классах являются одним из основных звеньев разнообразной работы по развитию речи учащихся. Овладение словарным составом литературного языка является необходимым условием освоения учащимися родного языка: его орфоэпии, орфографии, грамматики, правильного словоупотребления, и, наконец, связной речи вообще.

 В целях повышения речевой культуры видное место должны занимать упражнения, направленные на расширение активного словаря детей, а также на выработку у них умения выбирать из своего словарного запаса для выражения мысли те слова, которые наиболее соответствуют содержанию высказывания и делают его правильным, точным и выразительным. Чем богаче активный словарный запас человека, тем содержательнее, красивее, уместнее, а главное грамотнее его устная и письменная речь.

По моему мнению, лишь систематическая и целенаправленная работа со словарными словами вызывает у младших школьников больший интерес к изучению «словаря» и способствует прочному и успешному запоминанию слов с непроверяемой гласной. Новые словарные слова воспринимаются и запоминаются легче, ведь ученик творчески подходит к процессу запоминания, что ведёт к прочному и осознанному запоминанию правописания словарных слов.

Используемая литература

1. Анохина Т.М. Работа со словарными словами. Занимательные материалы.

2. Львов М.Р. Словарик синонимов и антонимов русского языка. – М., 2003.

3. Молокова А.В., Молоков Ю.Г. Электронное учебное пособие "Словарные слова. 1-4 класс.

4. Ященкова С.Н. Как я работаю над словарными словами. // Начальная школа, 2001.

5.  Эргашева Л.А. Игры и игровые моменты в работе над словами с непроверяемыми написаниями. // Начальная школа, 2002.

 6. Евсюкова Г.А. Как работать со словарными словами. // Начальная школа, 2006.

7. Бакулина Г.А. «Новый подход к словарно-орфографической работе на уроках русского языка»

 8. «Словарные слова в образах и картинках» Пособие в 2х частях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приёмы и формы работы над словарным словом на уроках русского языка

В начальной школе программой по русскому языку предусмотрено обязательное изучение слов, правописание которых правилами не проверяется. Одной из главных задач, стоящих перед учителем, является задача...

Приёмы и формы работы над словарным словом на уроках русского языка

Творческий отчёт учителя начальных классов. Приёмы и формы работы над словарным словом на уроках русского языка....

Работа со словарными словами на уроках русского языка как средство развития речи школьников и обогащение словарного запаса.

ВСТУПЛЕНИЕ.   (Слайд 1) Добрый день, уважаемые коллеги, меня зовут Овчарова Елена Олеговна. Я работаю учителем начальных классов в школе №6.Береза и собака, капуста и воробей, иней и ко...

Выступление на методическом объединение по теме: «Активизация познавательной деятельности младших школьников при работе со словарными словами на уроках русского языка» 25.12.2014г.

"Активизация познавательной деятельности младших школьников при работе со словарными словами на уроках русского языка"...

ПРИЁМЫ И ФОРМЫ РАБОТЫ НАД СЛОВАРНЫМ СЛОВОМ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

ПРИЁМЫ И ФОРМЫ РАБОТЫ НАД СЛОВАРНЫМ СЛОВОМ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА...

Приёмы и формы работы над словарным словом на уроках русского языка

 В начальной школе программой по русскому языку предусмотрено обязательное изучение слов, правописание которых правилами не проверяются. Одной из главных задач, стоящих перед учителем, явл...

Методы,формы и приёмы работы со словарными словами на уроках русского языка в начальной школе

В начальной школе программой по русскому языку предусмотрено обязательное изучение слов, правописание которых правилами не проверяется. Поэтому в начальном курсе грамматики, правописания и развития ре...