Вклад Пушкина в сокровищницу русского языка
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
Отработать знания по теме существительное на текстах А.С. Пушкина
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Технологическая карта изучения темы "Существительное" | 69 КБ |
Предварительный просмотр:
Ф.И.О. Кудрявцева Н.В.
Предмет: Русский язык
Класс: 3
Тип урока: ОНЗ
Технологическая карта изучения темы
Тема | Вклад Пушкина в сокровищницу русского языка |
Цели | отработать знания по теме существительное на текстах А.С. Пушкина |
Планируемый результат | Личностные: -умение проверять себя -уметь давать оценку своим действиям Метапредметные: Регулятивные УУД: -самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения, планировать свои действия в соответствии с поставленной учебной задачей - Коммуникативные УУД: -оценивать правильность выполнения действий и работать в группах, строить понятные для других высказывания - Познавательные УУД: -добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (таблица, текст) Предметные: Знать: члены предложения, однородные члены предложения Уметь: выполнять морфологический разбор, расставлять знаки препинания |
Основные понятия | Морфологический разбор, члены предложения, однородные члены предложения |
Межпредметные связи | Изобразительное искусство, музыка, история |
Ресурсы: - основные -дополнительные | Презентация, раздаточный материал |
Организация пространства | Групповая работа, индивидуальная работа, работа в парах |
I. Мотивация к учебной деятельности
«Сегодня изучите обряд чайной церемонии», – сказал учитель и дал своим ученикам свиток, в котором были описаны тонкости чайной церемонии. Ученики погрузились в чтение, а учитель ушел в парк и сидел там весь день, молясь и размышляя. Ученики успели обсудить и выучить все, что было записано на свитке. Наконец, учитель вернулся и спросил учеников о том, что они узнали. Ученики один за другим рассказали учителю все подробности чайной церемонии. Только последний ученик ничего не сказал. Он взял чайник, заварил в нем чай по всем правилам чайной церемонии и напоил учителя чаем. — Твой рассказ был лучшим, – похвалил учитель последнего ученика. – Ты порадовал меня вкусным чаем, и тем, что постиг важное правило: «Говори не о том, что прочел, а о том, что понял». — Учитель, но этот ученик вообще ничего не говорил, – заметил кто-то. — Дела всегда говорят громче, чем слова, – ответил учитель.
Я желаю, чтобы на уроке ваши дела были громче, чем ваши слова.
2.Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии
Отгадайте ребус
-Кому сегодня будет посвящен урок? (Пушкин).
На какие вопросы вы бы хотели услышать ответ?
Ежегодно 6 июня в России отмечается Пушкинский день, известный также как День русского языка. В 2024 году 6 июня Александру Сергеевичу Пушкину исполнилось бы 225 лет.
Сегодня мы поговорим о вкладе Пушкина в сокровищницу русского языка. Язык – это история народа, судьба народа, судьба России это тема, к которой на протяжении всего своего творчества обращался Пушкин. М.В. Ломоносов создал первый свод правил-«Русскую грамматику». На дальнейшее развитие русского языка сильно повлиял А.С. Пушкин. Дворяне пушкинского периода пользовались литературным языком, а крестьяне — просторечным, разговорным. Пушкин начал писать на разговорном языке. Он дал окончательную обработку нашему языку, который теперь по своему богатству, силе, логике и красоте формы признается даже иностранными языковедами.
3. Выявление места и причины затруднения
Я вам предлагаю отправиться в путешествие и больше узнать об А.С. Пушкине.
Работать будем по плану:
-Детство Пушкина
- Обучение в лицее
- Молодость Пушкина
-Няня Пушкина
-О сказках Пушкина
4. Построение проекта выхода из затруднения.
После рождения, ребёнка отдавали кормилице и няньке, хотя матери тоже принимали участие в воспитании. В домах дети проживали отдельно от своих родителей. По достижении 7-8 лет, его передавали на воспитание гувернантки французского происхождения, чтобы развить у ребенка хорошие манеры. Гувернантки всегда находились рядом с ребенком: ели, гуляли, играли и занимались с ним на французском языке. В наши дни детей отправляют на учебу с 6-7 лет, а двести лет назад первый класс начинался с 12 лет.
5. Реализация построенного проекта
Работа по карточкам
А. С. Пушкин р(о,а)дился 6 июня 1799 года в городе М(а,о)скве. Воспитывали мальчика, как и всех д(и,е)тей его круга, французские гувернантки и гувернеры, жившие в доме. Учили танцам, в(а,о)зили на детские балы. Когда мальчик подрос, его стали учить арифметике, истории. Главным источником знаний была книга. Отец его был ц(е,и)нителем литературы, имел б(а,о)льшую б(е,и)блиотеку. Первые свои стихи Пушкин написал в три года и были они на французском (и,е,я)зыке. В 8 лет Саша сочинял на французском (и,е,я)зыке маленькие комедии. Г(о,а)ворить по-русски, ч(и,е)тать и п(е.и)сать его научила бабушка Мария Алексеевна.
Задание: Вставь нужную букву
В гимназиях было очень много контролирующих лиц. Все эти люди строго следили за учащимися и не допускали и малейшей провинности. Прав у учащихся было крайне мало, но обязанностей много. Дети должны были посещать богослужения в церкви, гулять только в обусловленное время. Любое невыполнение правил приводили к наказаниям, часто телесного характера. Требования к внешнему виду учеников также не отличались свободой. Форма походила больше на военный мундир, нежели на школьную одежду. Обязательным для каждого гимназиста был его портфель, появляться без которого, было строго запрещено.
Когда Пушкину исполнилось одиннадцать лет, было принято решение отдать мальчика в Царскосельский лицей. Именно здесь Пушкин нашел друзей и на всю жизнь, заслужил славу лучшего поэта. Талант Александра Сергеевича признавали все: одноклассники, учителя, воспитатели. Первое большое признание Пушкин получил на экзамене по литературе прочитав стихотворение «Воспоминания в Царском селе», в котором шла речь о войне с Наполеоном. В лицее он написал 130 стихотворений.
Задание: найти в тексте слово собственное, одушевленное, мужского рода, творительного падежа (с Наполеоном)
Пушкин прожил всего 38 лет. За это время в России сменилось 3 царя. Родился Пушкин при Павле I Петровиче (император с 1796 года). Детство и юность его прошли при Александре I Павловиче (император с 1801 года). Зрелость и гибель поэты пришлись на царствование Николая I Павловича (император с 1825 года).Взгляды на устройство государства и жизнь в России, у этих царей были разными, поэтому и жизнь А.С. Пушкина была непростой.
Молодость Пушкина
После окончания лицея началась у поэта взрослая жизнь. Он активно участвовал во многих мероприятиях Петербурга, ходил в театры, общался с молодежью. Но за свое вольнодумство, в его стихотворениях, он был отправлен в ссылку на юг, затем в родное имение «Михайловское». Именно здесь было написано около 100 произведений такие как роман «Евгений Онегин», стихотворение «Я помню чудное мгновенье…» и многое другое. Произошло важное событие в личной жизни Пушкина. Он обвенчался с Натальей Гончаровой. У них родилось четверо детей.
Задание: Определи тип текста (повествование)
4 задание:
Няня Пушкина
Арина Родионовна – самый близкий и дорогой человек для Пушкина. Она была не просто заботливой няней но и талантливой сказочницей. Няня пела Пушкину народные песни, рассказывала об обычаях русского народа. От нее поэт услышал много русских народных преданий поверий пословиц и поговорок.
Задание: Найдите предложения, где допущены ошибки.
5 задание:
О сказках Пушкина
Пушкин изначально создавал сказки вовсе не для детей. Но они сразу и довольно прочно укоренились в детской литературе(_______).
Это простые и понятные сказки. Они являются эталоном красоты (______) русской речи, а главная мысль не всегда лежит на поверхности(______).В них собрана народная мудрость(______) и из каждого произведения можно извлечь полезный урок. Все сказки Пушкина объединяет одна главная мысль – нужно быть благодарным за то, что у тебя есть, а если уж хотеть чего-то большего, то добиваться всего своим трудом.
Задание: Определи падеж и склонение
Самостоятельная работа
6 задание:
Пушкин прожил короткую жизнь.
Задание: разбери предложение по членам предложения. Слово жизнь морфологический разбор.
Поэт погиб в роковой дуэли с Дантесом 10 февраля 1837 года.
Физминутка
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
Он также был заядлым картежником. Из-за этого поэт часто влезал в долги. Однако именно его любовь к картам и нужда в деньгах подстегивали Пушкина к написанию произведений, гонораром за которые он порою и гасил свои долги.
Где могут пригодиться вам эти знания?
На какой вопрос мы не нашли сегодня ответа?
Как будет звучать тема нашего следующего урока?
Домашнее задание: узнать в толковом словаре ещё значение слова современник и записать в тетрадь
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
-Какова была тема урока?
Продолжите предложения – фронтально (на доске):
- Сегодня я узнал …
- У меня получилось…
- Меня удивило…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок литературного чтения, изобразительного искусства и русского языка на тему «Портреты А.С.Пушкина, создание текста – описания»
Интегрированный урок с использованием презентации и возможности интерактивной доски eBeam...
Благодарственное письмо. Проведение Олимпиады "Русский с Пушкиным" (III международная онлайн-олимпиада по русскому языку образовательной платформы Учи.ру), 2017
Благодарственное письмо. Проведение Олимпиады "Русский с Пушкиным" (III международная онлайн-олимпиада по русскому языку образовательной платформы Учи.ру), 2017...
Диплом победителя I онлайн-олимпиады по русскому языку "Русский с Пушкиным", 2016
Диплом победителя I онлайн-олимпиады по русскому языку "Русский с Пушкиным", 2016...
Диплом победителя III онлайн-олимпиады по русскому языку "Русский с Пушкиным", 2017
Диплом победителя III онлайн-олимпиады по русскому языку "Русский с Пушкиным", 2017...
Диплом победителя III онлайн-олимпиады по русскому языку "Русский с Пушкиным" 1, 2017
Диплом победителя III онлайн-олимпиады по русскому языку "Русский с Пушкиным" 1, 2017...
Диплом победителя III онлайн-олимпиады по русскому языку "Русский с Пушкиным" 2, 2017
Диплом победителя III онлайн-олимпиады по русскому языку "Русский с Пушкиным" 2, 2017...
Стихи к музыкально-литературному салону "Сокровищница Русской поэзии"
Стихи к музыкально-лиературному салону "Сокровищница Русской поэзии"...