Задания для подготовки к олимпиаде по русскому языку 2 класс
олимпиадные задания по русскому языку (2 класс)

Пересыпкина Марина Петровна

Материал содержит задания, направленные на подготовку учащихся 2 класса к олимпиаде по русскому языку

Скачать:


Предварительный просмотр:

  1. Найди общее начало для слов:
    _______-тина, _______-тошка, ________-та, ________-ман, ________-тон.

  1. Найди слова, которые спрятаны в словах:
    Мель - ________________________________
    Волк - ________________________________
    Удочка - ________________________________
    Коса - ________________________________
    Столб - ________________________________
    Хлев - ________________________________
    Зубр - _______________________________
    Уточка - ________________________________

  1. Отгадай ребусы:
    Р1А____________, О5__________, Ш3Х___________, 1ОЧКА___________, Э100ния ______________, За1ка______________,

4. В каком варианте слова не обозначают одно и то же?

а) слеза — слезинка
б) кувшин — кувшинка
в) берёза — берёзка

5. Найди лишние слово, подчеркни и объясни причину исключения:

а) мяч, арбуз, лес, зубы  ________________________________

б) ночь, дочь, поле, петь   _______________________________

6. В каком слове отрицание нет слышится 100 раз.____________________

В каком слове слышится три о, а пишется четыре буквы. _____________

7. Какие новые слова получатся, если поменять слоги местами в словах:

Сосна, камыш, жало, навес, актёр, шина, кабан, качай, нора, какой.

_________________________________________________________________

8. Закончи пословицу.

Век живи – век ________________.

Труд кормит, а лень _______________.

Делу – время, потехе - _______________.

Один ум – хорошо, а два - ______________.

Не имей сто рублей, а имей сто _________________.

Ученье – свет, а неученье - ____________________.

Дружба дороже ____________________________.

9. Найдите и запишите близкие по значению слова с шипящими на конце.

Доктор – _______________, мелкие деньги – _____________, маленький ребёнок – ______________, неправда – __________, родник – ______________.

  1. Рядом с названиями животных запиши названия их детёнышей (в форме множественного числа).

У волчицы - _______________________

У коровы - ________________________

У ежихи - _________________________

         У галки - _________________________  

  1. Вспомни и запиши, как называется в народе такой человек.

Ел да устал, спал да намаялся. _____________________________

Язык без костей: что хочет, то и лопочет. _______________________

  1. Отгадай и запиши слова.

Со звонким - я цветов царица,

       С глухим - лишь капелька водицы.

Ответ: ________________________________________

  1. Напиши данные слова в порядке возрастания быстроты обозначаемых ими действий: бежать, шагать, мчаться

Ответ: ________________________________________

14. В каком словосочетании слово листок можно понять по-разному?

(А) жёлтый листок; (Б) дубовый листок; (В) берёзовый листок;

(Г) тетрадный листок.

15. Сколько в русском языке названий месяце, состоящих ровно из пяти звуков.

(А) ни одного; (Б) одно; (В) два (Г) три; (Д) четыре.

16. Составь меню на обед при условии, что в названии блюд все согласные звуки твердые. Названия блюд подчеркни.

Салат, пюре, пирог, котлета, кисель, борщ, уха, компот, рагу, булочка, блины.

17. Переставь буквы в словах так, чтобы получились названия растений.

насос - ___________________________________________________

пила - _____________________________________________________

мышка - ___________________________________________________

мошкара - ____________________________________________________

18. Закончи словосочетание подходящим словом.

Слова для выбора: лев, собака, кошка, волк, уж, петух, рыба, ворона, слон, сорока, курица, тигр, лисица.

Голоден как___________________________________________________

Изворотлив как _________________________________________________

Нем как ___________________________________________________

Болтлив как __________________________________________________

Как мокрая _____________________________________________

19. Прочитай стихотворение. Сколько раз в нём встречается звук [ш]?  -----------
 Подчеркни слова, в которых произносится  этот звук.                      

   - Ты скажи мне, милый ёж,                  -  Тем он, лисонька, хорош,
     Чем ежиный мех хорош?                      Что зубами не возьмёшь.

20. Замените каждую фразу одним словом и запишите его.                 

Хоть глаза выколи - ……………………………………..

Держать язык за зубами - ……………………………….

Кожа да кости - ……………………………………………

Клевать носом-…………………………………………….

21. Закончите фразы.                                                                                      

Надутый как ……………………

Верный как …………………

Упрямый как ……………….   

22. Разгадайте шараду.                                                                                

 Первое – нота, второе – игра,

 Целое встретится у столяра.________________________________

23. Разгадай ребус. Запиши слово в ответ. Подбери синоним (слово, близкое по значению).                                                                                               

 

https://fsd.multiurok.ru/html/2018/01/12/s_5a58be2b0243b/795620_2.png

24. Подбери на место пропуска гласные так, чтобы получилось три новых слова. 

б__ лка

25. Добавь одну букву, чтобы получились новые слова.

Пот, шпага, порт, шёл. __________________________________________________

26. Прочитай стихотворение. Сколько раз в нём встречается звук [ш]? _________

- Ты скажи мне, милый ёж, - Тем он, лисонька, хорош,

Чем ежиный мех хорош? Что зубами не возьмёшь.

27. Подчеркни только предложения

а) На улице стоят ужасный жара

б) Собакой

в) Зазвенели птичьи голоса.

г) бабушка встречает внука

д) Любите книгу – это источник знаний!

28. Отгадай ребусы

Р1А__________, О5_________, Ш3Х____________, 1ОЧКА_____________

29. Поставь ударение в словах

свекла, алфавит, звонит, щавель, портфель, ворота, документ, творог.

30. Замените одним словом-синонимом:

Обозначение, название места, где кто-либо живёт и надпись на конверте - __________________________________________________________________

Внутренняя сторона кисти руки - ____________________________________

Изображение человека на картине или фотографии – ___________________

31. Отгадай слова :  С глухим – траву она срезает,

                                  Со звонким – и листочки объедает.

____________  , ______________

32. Найдите цепочку слов – синонимов.

А) умный – мудрый – приветливый

Б) смелый – отважный – трусливый  

В) ловкий – проворный – юркий

Г) ехать – идти – прыгать

33.Объясните смысл выражения «Жил на чужих хлебах»:


A) жил у чужих людей
Б) жил за чужой счёт
В) жил в чужом городе

Г) жил в чужом доме

34. Какое из этих слов станет бессмысленным, если его написать с маленькой буквы?

А) Светлана Б) Надежда В) Любовь Г) Вера Д) Роман

35. Переставь буквы так, чтобы получились слова, запиши их.

- Воробей – водолаз (КЛПОАЯ) - _________________________

- Сумка - попрыгунчик (ЕУУГКНР) - ______________________

- Лесная гадалка (УУАККШК) - ___________________________

36. Незнайка не умеет писать слова правильно. Он пишет их так, как слышит. Какие из

слов: 1) счастье, 2) пощада, 3) помощник, 4) рассчитывать – он напишет с буквой щ?

А) 1, 2, 3 Б) 1, 2, 4 В) 2, 3 Г) 1, 4 Д) все

37. Отгадай слово: первая буква слова стоит в алфавите за буквой Г, вторая –

последняя буква в алфавите, третья – после буквы С, четвёртая – после Д, пятая –

после буквы К.

Запиши слово________________________________________________

38. Из каждого слова выбери один слог и составь новое слово.

Например: каша, река, тарелка – карета.

А) сапоги, парашют, фантазия _______________________

Б) косари, заморозки, лётчик _________________________

39. Замени высказывания одним словом:

- Вылетело из головы - __________________________________

- Надуть губы - _________________________________________

- Точить лясы - _________________________________________

- Зарубить себе на носу- __________________________________

40. Запиши пять слов, внутри которых есть слово «ток».

Ответ______________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

41. Расшифруй слова и запиши получившееся предложение.

Прежде чем вся 7я о5 сядет за 100л, пре2рительно вы3 со 100ла.

___________________________________________________________

________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

  1. Составь правильные поговорки. Для этого соотнеси букву (начало поговорки)  и  цифру (конец поговорки) . Заполни таблицу.

Буква

Начало поговорки

Цифра

Конец поговорки

А

Гусь свинье

1

- до старости щенок

Б

Смелому

2

в зубы не смотрят

В

На каждый роток

3

и куста боится

Г

Пуганая ворона

4

да сплыло

Д

Маленькая собачка

5

не товарищ

Ж

Дарёному коню

6

и море по колено

З

Было

7

не накинешь платок

Ответы:

Буква

Цифра

  1. Составь пары родственных (однокоренных) слов, выпиши их парами.

Носик, половик, шиповник, половинка, носильщик, полевой, половинчатый, полёвка, шипящий, носовой, приносил, шипы, напольный, польский , шипучий, поляк. 1. _______________________________________________________________

2.______________________________________________________________________

3.______________________________________________________________________

4.______________________________________________________________________

5.______________________________________________________________________

6.______________________________________________________________________

7.______________________________________________________________________8.______________________________________________________________________

44. Из букв слова ОЛИМПИАДА составь новые слова, выполняя задание

- искусственный источник света - это

- инструмент с заостренными зубцами – это

- косметическое средство для губ – это

- сочная съедобная часть растения -это         

 - животное, похожее на большую овцу с длинной шеей, - это

  1. Найдите слог, являющийся началом всех перечисленных слов, и запишите его в ответе.

__ вод,    __ бор,    __ бота,   __кат,   __дор

Ответ. ___________________.          

  1. Вставьте вместо точек слово из трёх букв, которое служило бы окончанием первого слова и началом второго.

ЗА (……) ЕЦ                          КАБ (…….) ОШКО

  1. Егор загадал другу загадку, ответ которой состоит из четырёх слов. Помоги её разгадать. Составь слова и запиши в ответ только ту их часть, которая будет одинаковой для всех этих слов.

С «б» смертельной я бываю, ______________________________

С «м» меха я пожираю,         ______________________________

С «р» актеру я нужна            _______________________________

С «с» для повара важна.        _______________________________

Ответ. _________________________________________________

48.Замените каждую фразу одним словом и запишите его.

Хоть глаза выколи - ………………………………….

Как снег на голову - …………………………………..

Держать язык за зубами - ……………………………….

Кожа да кости - ……………………………….

Стреляный воробей - ……………………………….

49.Разгадайте шараду.

Из трёх букв я состою,

В новый год квартиры украшаю,

А добавить букву «М» -

Плавать кораблям мешаю.

Ответ: …………………………………

50.Выпишите слова, в которых есть звук [й].

И вскользь мне бросила змея:

«У каждого судьба своя!»

Но я – то знал, что так нельзя –

Жить, извиваясь и скользя».

________________________________________________________________

51.Вставьте в предложения подходящие по смыслу слова из скобок.

Мама простыни стирала и на речке (полоскала, поласкала) ___________________.

К дочке кошка подбежала, дочка кошку (полоскала, поласкала) ___________________.

52.Из букв данных слов составь новые слова, используя все буквы. Запиши.

гора - _______________________

ракета - _____________________

мольба - ____________________

каратист - ___________________

53.Подчеркни подлежащее в каждом предложении.

День сменил ночь. День сменила ночь.

54.Отгадайте слово по его определению.

1) Частый, грибной, слепой, проливной (что?) _________________.

2) Глазное, печеное, кислое, наливное (что?) _________________.

3) Колючая, чайная, душистая, белая (что?) _________________.

55.Составь цепочки слов так, чтобы каждое последующее слово начиналось с последней буквы предыдущего.

М____________ _____________ ____________ ______________

город –цветок- имя мальчика -инструмент

56. Впиши в две клеточки слово СЕМЬЯ.

Впиши в четыре клеточки слово ЛАСТОЧКА.

57.На лужайке телёнок, ягнёнок, жеребёнок, овечка, овчарка. Кто из них родня барана? Обведи правильный ответ.

1) овечка и овчарка; 2) телёнок и ягнёнок; 3) жеребёнок и овчарка;

4) ягнёнок и овечка; 5) овечка, овчарка и ягнёнок.

58.Даны слова: выпучить, оскалить, выпятить, надуть. Что лишнее? Обведи.

1) щёки; 2) зубы; 3) нос; 4) грудь; 5) глаза.

 

59.Повторять «Ой!» - это ойкать. А от какого слова обычно не образуется название действия? Обведи.

1) мяу; 2) ау; 3) ква; 4) ха- ха; 5) хи-хи.

60.Учитель музыки попросил закончит ряд: гнездо, пюре, цунами, Марфа, фасоль, кастрюля,… Добавь нужное слово.

1) лягушка; 2) пианино; 3) такси; 4) желе; 5) стул.

61.В каком ряду буквы стоят подряд в алфавитном порядке:

А) в,д,е,ё,з           Б) и,й,к,л,м            В) п,р,с,т,ф            Г) ч,щ,ы,э,ю

62.Древнее слово «лоп» означало широкий плоский лист, от него образовались название растения лопух и слово «лопоухий» – человек с большими ушами. А как называется садовый инструмент, название которого происходит от этого же слова?

Ответ________________________

63.Подчеркни слово, которое по смыслу сильно отличается от всех остальных.

Хлебница, сахарница, супница, яичница, салатница.

64.Посчитай и запиши, сколько звуков [ш] в предложении.

Пешком шагали мышки по узенькой дорожке от деревушки Пешки до деревушки Ложки.

Ответ: _____________

65.Напиши слова, которые имеют противоположный смысл данным.

Север - ______________________     Правдивый - _________________

Друг - ______________________         Радость - ___________________

66. Найди и подчеркни слова, в которых находятся рядом два гласных звука.

Театр, какао, сиять, союз, струя, боец, шпион, дуэт, оазис, пианино.

67.Разгадай шараду.

Слово первое – синоним наказанию,
Уменьшает это только лишь признание.
На втором суда, бывает, застревают,
Коль маршрута верного не знают.
А всё целое – у деток за щекою,
Очень сладкое, хрустящее такое,
Да ещё с начинкою к тому же
Из лимона, яблока иль груши.

Ответ___________________________

68.Прочитай загадку, запиши отгадку. Последовательно вставь в таблицу пропущенные буквы.

На дв..ре переполох:

С неба сыплется г..рох.

С..ела шест.. г..рошин Нина

У неё тепер.. ангина.

Отгадка: ___________________

Что обозначает отгадка? Отметь правильный ответ:

А) растение                           Б) осадки в виде дождя

В) устаревший синоним слова город            Г) осадки в виде частичек льда

69.Укажи, каким по счету будет вопросительное предложение, если, ориентируясь на смысловое деление фраз, расставить точки. Запиши ответ цифрой.

Пташка с цепкими коготками добралась до дупла большого дуба она смотрит вниз кто это внизу ловкая кошка с узкими глазками глядит на неё

Ответ:_____________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

задания для подготовки к олимпиаде по русскому языку 4 класс

Задания для подготовки к олимпиаде по русскому языку в 4 классе...

Задания для подготовки к олимпиаде по русскому языку для 4 класса

Данный материал позволяет выявить одаренных детей. Задания подобраны для проверки различных разделов русского языка....

Задания для подготовки к олимпиаде по русскому языку (4 класс)

Данный материал составлен для подготовки обучающихся к олимпиаде по русскому языку в 4 классе. Прилагаются ключи с ответами....

Задания для подготовки к олимпиаде по русскому языку.

Задания можно использовать на уроках русского языка....

Задания для подготовки к олимпиаде по русскому языку №1 для 2 класса

В данном материале содержатся интересные задания для подготовки детей к олимпиаде по русскому языку для 2класса....

Задания для подготовки к олимпиаде по русскому языку №2 для 2 класса

В данном материале содержатся интересные задания для подготовки детей к олимпиаде по русскому языку для 2 класса....

Задания для подготовки к олимпиаде по русскому языку и литературному чтению в форме игры "Своя игра"

Задания для подготовки к олимпиаде по русскому языку и литературному чтению в форме игры "Своя игра"...