Дидактические игры для уроков русского языка.
методическая разработка по русскому языку (3 класс)

Дидактическая игра – это способ организации познавательной деятельности ребенка, направленной на получение им новых знаний, навыков, развитие его логического и ассоциативного мышления.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

         Дидактические игры на уроках русского языка в начальной школе.

Дидактическая игра – это способ организации познавательной деятельности ребенка, направленной на получение им новых знаний, навыков, развитие его логического и ассоциативного мышления.  Игра активизирует мышление, внимание, память, интерес к результату. По всем темам программы русского языка можно на уроке организовать дидактические игры, занимательные диктанты, загадки, эстафеты, викторины.

Тема «Имя существительное»

Игра «Кто? Что?»

Учитель показывает предметные картинки (ёж, шар, утка, рак, стол, арбуз, роза, часы, петух, автобус, заяц, пенал).

Одна команда записывает слова, отвечающие на вопрос кто?,  другая команда на вопрос что? Побеждает команда, которая правильно запишет все слова.

Игра «Живой – неживой»

На доске записаны 7 слов.

Кто? лиса, кот, коза, рак, цапля, щука, зверь.

Нужно заменить в каждом слове одну согласную букву так, чтобы получилось новое слово, отвечающее на вопрос что? Слова записать через запятую. Победителями считаются первые 3 ученика.

Образец. Что? липа, рот, роса, мак, капля, мука, дверь.

Игра «Образуй слово»

На доске записаны слова, отвечающие на вопрос кто? Самостоятельно записывают ученики слова, которые отвечают на вопрос что?

кто?                                   что?

Курица ------------------     (курятник)

Строитель--------------        (стройка)

Читатель---------------         (чтение)

Комбайнер --------------      (комбайн)

Игрок ---------------------   (игра)

Игра «Подбери противоположное слово»

На доске 3 столбика слов. Игроки по очереди выходят к доске и записывают слова противоположные данным. При проверке не забывать задавать вопрос к именам существительным. Выигрывает команда правильно и быстро справившаяся с заданием.

друг –                                начало –                          добро -

ночь –                                свет-                                правда -

радость –                           юг -                                  шум -

холод –                              вход -                               небо -  

утро –                                дружба -                           жизнь -

храбрость -                       верх -                                белизна –

Игра «Запиши одним словом»

Учащимся предлагаются разные группы слов. Они заменяют данную группу- одним словом. Определяют у имени существительного род.

Тополь, клен, береза, ель - ……

Сорока, ворона, воробей, аист - ….

Брусника, клубника, земляника - ……

Ботинки, сапоги, валенки -  ……

Кукла, мяч, юла - .….

Костюм, пальто, кофта - ….

Игра «Образуй существительное»

На доске записаны имена прилагательны. Нужно от прилагательного образовать имя существительное – название человека и записать справа. Можно определить у существительного число, род.

смелый - ….                        веселый - …

добрый - ……                     ленивый - …

болтливый - ….                  умный - ….

богатый - …                        бедный - …

грубый - …                       мудрый - ….

Игра «Третий – лишний»

На доске записаны 3 столбика слов. В каждом столбике найти лишнее слово. Доказать. Определить склонение.

лошадь                     фасоль                       работа

верблюд                   картофель                 жизнь

олень                        морковь                     награда

Игра «Поймай свое слово»

Учитель диктует имена существительные мужского и женского рода с шипящим на конце.  Девочки записывают существительные женского рода, а мальчики – мужского.

Побеждает команда допустившая меньше ошибок.

Слова: помощь, лещ, нож, плач, вещь, врач, дочь, шалаш, течь, стриж, гараж, мышь, вещь, плащ, дрожь.

Игра «Грамматическая эстафета»

Ученик получают карточки- задания с записанными словами. Нужно поставить имя существительное в Р. п. множественного числа. Записав слово, передает дальше. Побеждает команда, правильно и быстрее других выполнившая задание.

тучи – много _______________                           встречи – много _________________

задачи – много _____________                           рощи – много ___________________

удачи – много ______________                          галоши – много ________________

кручи – много _______________                        крыши – много ___________________

передачи – много _____________                      лыжи – много ______________

Игра «Раскрой скобки»

На карточке записаны словосочетания глагола и имени существительного в начальной форме. Ученикам нужно раскрыть скобки и изменить окончания имен существительных, ставя их в предложный падеж. Побеждает команда выполнившая задание правильно и быстро.

Был на (озеро, спектакль, сбор). Говорил о (небо, облако, мать).

Видел в (поле, зеркало, трамвай). Думал о (лето, отдых, работа).

Купил в (магазин, киоск, буфет).  Сидел на (диван, урок, дерево).

Мечтал о (дом, море, велосипед). Увидел в (журнал, книга, музей).

Игра «Альпинисты»

Гора изолирована на белом фоне Ручной рисунок преобразован в вектор |  Премиум векторыНа доске картинка горы. По обеим сторонам записаны имена существительные с пропущенными окончаниями. Нужно определить падеж, склонение и вставить окончание.

Победитель прикалывает на вершине флажок.  

у  кроват….                                                       без вермишел…

с дорог…                                                            к земляник…

из черник…                                                             на машин…                                        

о капл…                                                                        о бинокл…

к ветк…                                                                             над город….

Игра «Дополни словосочетание»

На карточке записано имя существительное в начальной форме. Нужно составить словосочетание, добавив к данному существительному второе, отвечающее на вопрос чего? Дописав слово, определить у него падеж. Передать карточку следующему ученику.

кусок __________________                        килограмм ________________________

обложка ___________________                  ручка - ___________________

банка __________________                         ветка ____________________________

тарелка ____________________                 пучок ______________________  

верхушка ___________________                пачка ___________________________

ложка _______________________             горсть ____________________________

Тема урока «Имя прилагательное»

Игра «Подбери пару»

Прочитай имена прилагательные в правом и левом столбике. Соедини слова стрелкой.

пасмурный

печальный

радостный

твердый

тяжелый (путь)

хмурый

грустный

веселый

жесткий

смелый

отважный

трудный

Игра «Подбери слова»

На доске карточки слов. Девочки записывают имена прилагательные, которые характеризуют лису. Мальчики записывают имена прилагательные, которые характеризуют белку.

белка, изолированные на белом фоне | Премиум Фото                                                          Идеи на тему «ЛИСЫ. фото. рисунок. валяние. лепка» (230 ...

пугливая

запасливая

хитрая

веселая

осторожная

ловкая

хищная

жадная

Игра «Кто это»

Ученик читают текст и вставляют подходящие по смыслу имена прилагательные.

Этот ____________________зверек живет в лесу. У него ______________, _____________ уши, _______________ хвост.  Передние лапы ________________, а задние __________________.  Шубка у зверька летом __________________, а зимой _________________. Морковь, капуста - ________________ лакомства животного. Зверек очень ____________________.

Игра «Найди замену»

Прочитать словосочетания, записанные справ. Подобрать для каждого сочетания слов одно, близкое по значению.

очень холодная (вода)

дремучий

очень жаркое (лето)

студеный

очень худой (человек)

знойный

очень маленькая (туфелька)

тощий

очень густой (лес)

крохотный

Игра «Что это»

На доске записаны слова. Подбери к каждой тройке прилагательных подходящее по смыслу имя существительное.

          яркое                    ласковое                     весеннее

      высокий                     стройный                   красивый

     смешной                   забавный                  короткий

     дальняя                      трудная                        незнакомая

Игра «Один –много»

Словосочетания записаны на доске. Поставить данные прилагательные и существительные во множественное число.

высокий урожай -------------

дальняя роща ----------------  

родное село -----------------

широкая река ---------------

синее море ----------------

колхозный агроном ------------------

Игра «Грамматическая эстафета»

На доске записаны словосочетания. У прилагательного пропущено окончание. Ученики определяют падеж у имени прилагательного и дописывают окончание. Класс проверяет и оценивает работу.

чист… стол                       дальн… озеро

син… небо                        телеграфн… столб

весенн… солнце               син…кофта

зимн… стужа                   прохладн… утро

стар… дерево                  зимн… вечер

Игра «Другими словами»

Ученики получают индивидуальную карточку. На ней записаны словосочетания. Измените данные сочетания слов на словосочетания, состоящие из прилагательного и существительного.

Прилагательное + существительное

доска для класса

вилки из металла

занятия в группе

вечер в субботу

поля для хоккея

работа в коллективе

Тема урока «Глагол»

Игра «Распредели»

Прочитать глаголы, записанные на доске. Распределить слова в 2 группы. В одну группу слова, отвечающие на вопрос что делать?, а во вторую – что сделать?

Читать, вылечить, лечить, писать сшить, прочитать, выложить, думать, придумать, читать, решать, решить.

что делать?                                                                что сделать?

Игра «Выражения - синонимы»

На карточке написаны справа глаголы, а слева фразеологический оборот. Соединить фразеологический оборот с близким по смыслу глаголом.

баловать

повесить голову

загрустить

дать по шапке

бездельничать

класть зубы на полку

голодать

гладить по головке

прогнать

зарубить на носу

запомнить

бить баклуши

Игра «Раздели на группы»

Прочитайте слова, записанные на доске. Распределите их в 3 группы по времени.

Настоящее время

Прошедшее время

Будущее время

Встал, идут, соберут, разбудил, взяли, поговорят, сорвали, читаем, пообедаем, резал,

намажет, гуляют, отдохнут, летел.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры на уроках русского языка

В статье представлены дидактические игры по теме "Правописание безударных гласных в корне слова"....

Учебно-методическое пособие « Дидактические игры на уроках русского языка»

Перед школой на рубеже нового тысячелетия стоит ряд нерешённых проблем, которые окажут значительное влияние на формирование школы в новом веке. Быстрое развитие науки в конце двадцатого века, но...

Дидактические игры на уроках русского языка

 Дидактические игры для младших школьников  выступают как  средство побуждения, стимулирования уча­щихся к познавательной  деятельности....

Дидактические игры на уроках русского языка

Данный материал содержит описание дидактических игр на уроках русского языка в 1 классе. Проводимые игры помогут сделать урок более интересным...

Дидактические игры на уроках русского языка. (1-4 классы)

Перед школой на рубеже нового тысячелетия стоит ряд нерешённых проблем, которые окажут значительное влияние на формирование школы в новом веке. Быстрое развитие науки в конце двадцатого века, новые до...

Дидактические игры для уроков русского языка в начальной школе

Дидактические игры помогают формированию орфографической зоркости, расширению словарного запаса....

Дидактические игры на уроках русского языка в первом классе

Дидактические игры на уроках русского языка в первом классе...