Повторение и обобщение по теме: «Правописание безударных окончаний имён существительных во всех падежах в единственном числе» (4 класс)
методическая разработка по русскому языку (4 класс)

Чепрасова Светлана Викторовна

Повторение и обобщение по теме«Правописание безударных окончаний имён существительных во всех падежахв единственном числе»  (4 класс) 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_po_russkomu_yazyku.docx32.13 КБ

Предварительный просмотр:

Урок – путешествие

Повторение  и  обобщение по теме:

«Правописание безударных окончаний имён существительных во всех падежах

в единственном числе»  

( 4 класс)

УМК "ШКОЛА  РОССИИ"

                                                           

                                                         

                                                      Учитель начальных классов

Чепрасова С.В.

г. Саратов

Тема: Правописание безударных окончаний имён существительных во всех падежах в единственном числе

Цель: отрабатывать умение правильно писать безударные падежные окончания имён существительных.

Формируемые УУД: п. — самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; смысловое чтение; анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; синтез; к. — инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками; контроль, коррекция, оценка действий партнёра; р. — постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала; л. — установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом.

Оборудование: опорные схемы, картинки, слайдовая презентация, раздаточный материал (тест, карточки с падежами, падежными окончаниями -Е, -И, перфокарты).

Ход урока

  1. Мотивация к учебной деятельности (Организационный этап)

Прозвенел звонок,

Начинается урок.

Все друг к другу повернитесь,

И друг другу улыбнитесь.

Улыбнитесь мне, гостям!

И садитесь по местам.

- Тихонько сели, урок русского языка.

- Откройте тетради, запишите число и классная работа.

2. Актуализация опорных знаний

А) Минутка чистописания.

- Вначале урока проведём минутку чистописания.

 -Вспомните фразу. «Красиво писать -   красоту творить»
 (слайд )

-Девизом нашей работы сегодня на уроке будет именно это выражение.

- Вот и мы начнём урок с красивого письма. (Помним правила посадки.)

-Догадайтесь, какие буквы будем сейчас писать на чистописании, они являются  орфограммой в следующих словах: синица, сестра, Родина, лагерь, инженер.

(Это  буквы  - И, -Е) 

- Пропишите эти буквы в чередовании, увеличивая на одну до конца строчки:

                еи  еие  еиеи  еиеие

- В наших словах в какой части слов  эти  буквы  являются   орфограммой?

- В каких ещё частях слова они могут быть орфограммами?

 - А что нужно знать, чтобы писать грамотно?

        Вывод: безударные гласные могут находиться во всех частях слова и                         необходимо знать правила их написания. 

Б) Повторение пройденного

- Отгадайте загадку

 Загадка: Давно живу я в мире этом. Даю названия предметам. Какая часть речи даёт название предметам? (существительное)

-Что такое существительное?

(Это часть речи, который отвечает на вопросы кто? и что?, обозначает предмет или явление.)

– Что вы знаете об именах существительных? (Бывают мужского, женского, среднего родов, 1, 2, 3 склонения, изменяются по числам и по падежам).

 -Какой частью речи являются слова? Запишите эти слова, определите склонение?

В) - Составьте и запишите предложение по схеме использую эти слова:

 Кто? Что сделала? К кому? Куда? Разберите предложение по членам предложения, укажите над словами части речи, охарактеризуйте предложение.

-Сделайте разбор слова, как часть речи (к брату)

-Чтобы определить тему урока вам поможет игра.

  1. Самоопределение к деятельности

Давайте поиграем в игру “Закончи предложение”.

Итак, начинаем! 
1. Изменяемая часть слова … (окончание)

2. Часть речи, обозначающая предмет … (существительное) 
3. Имена существительные бывают… (одушевлённые и неодушевлённые,
ж.р., м.р., с.р., 1,2,3 склонения).
4. Имена существительные изменяются по … (по числам и по падежам) 
5. Сколько падежей в русском языке? … (шесть) 
Молодцы! Справились с заданием!

- Сформулируйте тему урока
Тема: «Правописание падежных окончаний имён существительных» (Слайд 2)

- Поставьте от данной темы цели – чему мы будем учиться?

- Какая у нас цель урока?

Б

– Что при этом изменяется у существительных? (Окончание).

– Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить? (О правописании окончаний имен существительных.

– На какие две группы можно разделить окончания существительных? (Ударные и безударные).

– Как проверить безударное падежное окончание существительных? (Правописание безударного падежного окончания имени существительного можно проверить ударным окончанием существительного того же склонения).

- В каких падежах безударное падежное окончание вызывает сомнение? (Р.п, Д.п, П.п)

1скл

2 скл

3 скл

Р.п,

Д.п

П.п

  • Каша в голов(е,и).

                Ушки на макушк(е,и).

-Прочитайте словосочетания.

-Чем являются эти словосочетания?

-Объясните лексическое значение фразеологизмов?

-Если затрудняетесь, где можно посмотреть?

-Какое окончание вы выберете?

-В каком из имён существительных было легко определить окончание? В каком трудно? Почему?

-Какую же букву напишем в окончании «е» или «и»? Почему?

 -Кто уже догадался и сможет сформулировать тему нашего урока?

«Безударные падежные окончания имен существительных в ед. числе»

V. Работа по теме урока

  1. Повторение алгоритма написания безударного падежного окончания.

- Сегодня  мы продолжим   путешествие  по замечательной  стране "Имя существительное". Упражняясь в правильном написании безударных падежных окончаний, будем раскрывать её загадки. Предлагаю взять  с собой в дорогу багаж, багаж  знаний.

- Вспомним порядок действий при написании безударных падежных окончаний имён существительных.

                Алгоритм написания безударного окончания имен существительных
        1.Определяю склонение 
        2.Определяю падеж
        3.Вспоминаю какое окончание имеет это существительное в этом падеже
        4.Проверяю по слову-помощнику

-Какой разбор нам расскажет о всех грамматических признаках существительного? (Морфологический.)

  1. Упражнение в изменении формы существительного ( в П.п.)

      - На каком виде  транспорта  можно  отправиться?

                Транспорт : автомобиль, автобус, троллейбус, самолет, машина,                                 метро, пароход, газель, поезд.

-Запишите  слова  в П.п.с предлогом. Укажите склонение сущ. Выделите окончание.

- С какими  трудностями  встретились  при написании слов?(Падежные  окончания.)

  (Самостоятельная работа, комментированная проверка.)

  1.         Первая станция "Отдыхай-ка"

- Отдохнем и повторим, какие существительные относятся к 1,2,3 склонению. Если я называю существительное 1 склонения, то приседают и девочки и мальчики, если существительное 2 склонения, то только мальчики, если  существительное 3 склонения, то только девочки. Объясните, почему? (потому что к 1 склонению относятся существительные и женского и мужского рода, ко второму только мужского, а к третьему только женского).

Зима, улица, час, город, дочь, ночь, трава, конь, перо, сирень, поле, окно, весна, радость, снег.

  1. Вторая станция "Размышляй-ка"

- Спишите пословицы, дописывая окончания имен существительных. Укажите их падеж и склонение. (Комментированное письмо.)

1) Под каждой крыш... свои мыши.

2) При солнышк... тепло, при матер...  добро.

3) Пушинка к пушинк... — и выйдет перинка.

-Выполнить морфологический разбор существительных крышей, матери.

  1. Следующая  остановка «Падежная»  

                        Игра  «Угадай падеж». Сигнальные карточки- на столах у детей.

  1. Предлогов с детства не люблю, с собою рядом не терплю.

      Мои вопросы кто? и что? ни с чем не спутает никто. (И.п)

  1. Падеж — «работяга».  

Предлогам «перед»,  «под»  и «над»  в любой момент я буду рад. (Т.п)

  1. Кого же нет, чего же нет?

                Я очень беспокоюсь.

                Отправлюсь я на поиск.

                Прошу, друзья, скорее помогите!

                И как зовут меня, скажите. (Р.п)

  1. Мне без предлогов свет не мил, пусть будут «в», и «о», и «при». (П.п)
  2. Лишь только я могу сказать, с предлогами «к» и «по» порой дружу,

но и один гулять хожу. (Д.п.)

  1. Четвёртая станция "Составля-ка!"

-Давайте полюбуемся картиной зимнего леса, составим предложения и запишем их с комментированием. (Письмо с комментированием)

                опушились, иней, деревья, блестящим

                лес, в, убор, красив, зимнем

Дети:  Деревья опушились блестящим инеем. (Т.п.,2 скл)

          Красив лес в зимнем уборе! (П.т.,2 скл.)

- Выполните синтаксический разбор 1-го предложения.

  1. Пятая станция « Угадай –ка». Сигнальные карточки-буквы на столах у детей.  

- Решите орфографическую задачу, определите, какая гласная пропущена.

 (Дети  показывают  карточку с нужной  буквой.)

- Как  будем действовать, чтобы  решить орфографическую задачу в окончании   имен существительных?

                        Жили  в Саранск _, в Ярославл_,  в Астрахан_

                         Читали  о ландыш_, о рыс_, об ослик_

                         Шел по алле_, по  дорожк_, по  площад_

  1. Станция  «Исправляй-ка». (Работа самостоятельная по вариантам.)

1 вариант.

Сомалёт пралител над лесам над полям и над речькай.

2 вариант.

Пар от дыхания инеим асидал на варатнике и на шабки.

VI.Рефлексия

  1. Станция "Заполняй-ка!"

-Заполните таблицу. 

Тест. “Правописание падежных окончаний существительных”

Заполни таблицу.

Номер ответа

          

          

          

          

          

          

Номер задания

1

2

3

4

5

6

  1. Какое существительное отличается от других склонением?
    1) лось
    2) лошадь
    3) конь
    4) медведь
  2. У какого существительного окончание не такое, как у других?
    1) к тетрадк.
    2) о сирен.
    3) в альбом.
    4) на страниц.
  3. Где должно быть окончание существительного 1-го склонения предложного падежа – е?
    1) держать на ладон.
    2) жители деревн.
    3) остановиться в город.
    4) гостить в деревн.
  4. В написании окончания какого существительного можно ошибиться?
    1) на столе
    2) на стене
    3) на слоне
    4) на дереве
  5. Где ошибка в распределении вопросов по падежам?
    1) Р.п.- кого? чего?
    2) П.п. – о ком? о чём?
    3) Д.п. – кем? чем?
    4) В.п. – кого? что?
  6. В предложном падеже окончание – е имеют имена существительные
    1) 1 и 2 склонения
    2) только 1 склонения
    3) только 2 склонения
    4) 1 и 3 склонения

Проверка: проверьте себя по таблице:                              

Номер ответа

    2    

    2    

    4    

    4    

    3    

    1    

Номер задания

1

2

3

4

5

6


 «Мудрым никто не родился, а научился»                                        

-Как вы понимаете эту пословицу?

VII. Подведение итогов урока

Домашнее задание        

                Переписать предложение задания "Исправляй-ка!" без ошибок, определяя                         падеж и склонение существительных.

— Оцените свою работу на уроке.

—  Какие умения мы закрепляли сегодня на уроке?

—  Кто легко справился со всеми заданиями?

А что вам помогло справиться с заданиями? (Знания: падежи, склонения, род имен существительных).

—  Кто испытывал затруднения?

Спасибо вам, ребята. На этом наш урок закончен.

       

  1. Учитель. Сегодня у нас будет необычный урок-путешествие. В звёздах зашифрован маршрут нашего путешествия. Чтобы найти ключ от шифра, мы должны поиграть в игру «Бегущие минутки». За минуту мы должны ответить на максимальное количество вопросов (по песочным часам):
  • Изменяемая часть слова … (окончание).
  • Часть речи, обозначающая предмет, отвечающая в начальной форме на вопросы: кто? что? … (имя существительное).
  • Имена существительные женского и мужского рода, которые в начальной форме имеют окончание  -а или -я относятся … (к 1 склонению).
  • Постоянный признак имён существительных… (род, тип склонения, одушевлённость и неодушевлённость).
  • К 3 склонению относятся имена существительные … (женского рода с нулевым окончанием).
  • Ко 2 склонению относятся … (имена существительные мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода с окончанием -о, -е, -ё).
  • Без какой части не может существовать слово? … (Без корня).
  • Непостоянные признаки имён существительных… (число и  падеж).
  • Сколько падежей в русском языке? … (шесть).
  • Часть слова без окончания…(основа).
  • Назовите падежи…(именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, предложный).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспенкт урока по русскрму языку на тему: «Правописание безударных окончаний имён существительных во всех падежах».4 класс(конспект+презентация)

Конспенкт урока по русскрму языку на тему: «Правописание безударных окончаний имён существительных во всех падежах».4 класс...

Дидактический материал по правописанию безударных окончаний имён существительных во всех падежах 4 класс

Дидактический материал (карточки-тренажер) по правописанию безударных окончаний имён существительных во всех падежах. 4 класс...

Открытый урок русского языка в 4 классе "Правописание безударных окончаний имён существительных во всех падежах в единственном числе"

Разработка урока русского языка в 4 классе по теме "Правописание безударных окончаний имён существительных во всех падежах в единственном числе" (повторение и обобщение) в форме путешествия....

Презентация к уроку русского языка в 4 классе "Правописание безударных окончаний имён существительных во всех падежах в единственном числе"

Слайдовая презентация к уроку русского языка в 4 классе "Правописание безударных окончаний имён существительных во всех падежах в единственном числе"....

Открытый урок по русскому языку Правописание безударных окончаний имён существительных во всех падежах. 4 класс

Цель : систематизировать и  обобщить знания по  правописанию безударных падежных окончаний имён существительных во всех падежах....

Презентация "Правописание безударных окончаний имён существительных во всех падежах имён существительных"

Презентация "Правописание  безударных  окончаний имён  существительных во  всех падежах имён существительных" для 4 класса по программе"Школа России"...