Технологическая карта урока по теме "Правописание глаголов в прошедшем времени" 4 класс
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Технологическая карта урока по русскому языку "Правописание глаголов в прошедшем времени"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pravopisanie_glagolov_v_proshedshem_vremeni.doc658.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

1. Ф. И. О. студента: Постникова Валерия Дмитриевна.

2. Класс: 4А Дата: #1075;. Предмет: русский язык.

3. Тема «Правописание глаголов в прошедшем времени».

4. Тип урока: открытие новых знаний.

5. Цель: знакомство с правилом правописания глаголов в прошедшем времени.

6. Задачи

7. Планируемые результаты (ПР)

ДЗ1

Формировать знания о грамматических признаках имени прилагательного.

Пр1

Определяют грамматические признаки глаголов: время, род, число.

ДЗ2

Формировать орфографическую грамотность.

Пр2

Применяют правила правописания.

ДЗ3

Формировать умение проводить морфемный разбор

Пр3

Выполняют разбор слова по составу.

РЗ1

Развивать речь.

П1

С помощью учителя формулируют цель.

К1

Корректно и аргументированно высказывают свое мнение.

РЗ2

Развивать коммуникативные навыки.

К2

Проявляют уважительное отношение к собеседнику.

РЗ3

Развивать логическое мышление.

Р1

Планируют действия по решению учебной задачи для получения результата.

Р2

Устанавливают причины успеха/неудач учебной деятельности.

ВЗ

Воспитывать уважительное отношение к людям разной профессии.

Л1

Осознают важность профессии в жизни общества.

8. Средства обучения: Канакина, В.П. Русский язык. 4 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч.2 / В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. М.: Просвещение, 2017. – 160 с. Дидактические средства обучения: презентация PowerPoint, документ-камера, карточка для парной работы, , учебник.

Структура урока

Дидактические средства (ДС)

Задача этапа урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

ФОУД

ПР

Оргмомент.

Проверить готовность к уроку (психологический настрой).

Чтобы настроится на урок, давайте мысленно пожелаем хорошего настроения.

Вдохните… Как хорошо, что мы все вместе. Мы все счастливы и здоровы. Мы помогаем друг другу. Мы дополняем друг друга. Мы нужны друг другу. Пусть этот день несет нам радость от общения. Улыбнитесь друг другу. Вот с таким настроением мы и начнем наш урок.

Приветствуют учителя.

Ф

Актуализация знаний.

Мотивационный этап.

ДС: презентация PowerPoint.

Показать необходимость/значимость изучения материала (спланировать деятельность).

- Сегодня мы начнем наш урок с цитаты

«Все начинается с малого: Русский язык с азбуки, любовь к Родине с любви к своему языку»

- Как вы понимаете эту цитату?

- Как вы думаете зачем нам нужно изучать русский язык?

-Значение русского языка действительно огромно. Знание родного языка не только позволяет полноценно общаться — изучение языка и умение им пользоваться развивает память, мышление, фантазию, речь. И чтобы нам не стоять на месте, а продолжать развиваться, начнем наш урок.

- Ответы детей.

- Чтобы мы могли читать и общаться.

Ф

К1

Подготовка обуч-ся к учебной деятельности на уроке.

ДС: презентация PowerPoint, карточка для парной работы.

Повторить материал, необходимый для «ОНЗ».

- Какую вы проходили тему на прошлом уроке?

- Верно, проверим как вы освоили эту тему.

- Вы будете работать в парах. Приготовьте красный и синий карандаш. У вас лежит на столе рабочий лист. Найдите первое задание. Под заданием нарисованы льдинки, а на льдинках написаны слова с пропущенными суффиксами -тся, -ться. Ваша задача подумать, какой суффикс будет стоять в этих словах. Если суффикс – тся, то вы разукрашивайте льдинку синим цветом, а если -ться, то красным цветом. На выполнение 3 минуты.

- Проверим. Каждая пара говорит правильный вариант с объяснением, а остальные проверяют у себя.

- Что мы сейчас повторили?

- Правописание -тся – ться в возрастных глаголах.

- Правописание суффиксов -тся, -ться в возрастных глаголах.

П

Ф

Пр2

Открытие новых знаний.

Постановка учебной задачи.

ДС: презентация PowerPoint.

Сформулировать тему урока, поставить цель,

- Посмотрите на слайд. Прочитайте заголовок.

- Это первая часть сегодняшней нашей темы. Нам нужно продолжить заголовок, чтобы полностью узнать тему нашего урока. А узнаем с помощью слов, которые указаны ниже.

проснулся, прищурился, сел, улыбнулся.

- Кто прочитает данные слова?

- Какой части речи все эти слова?

-Значит мы будем изучать правописание чего?

-Посмотрите в каком времени употреблены глаголы? Почему?

- Правописание глаголов в каком времени мы будем изучать?

- Прочитаем тему нашего урока.

- Сформулируйте цель нашего урока.

- Приступим к изучению нового материала.

- Правописание.

- Глагол.

- Правописание глаголов.

- В прошедшем. Потому что отвечают на вопрос сделал.

- В прошедшем времени.

- Правописание глаголов в прошедшем времени.

- Познакомиться с правилом правописанием глаголов в прошедшем времени, будем учиться применять правила правописания глаголов в прошедшем времени.

Ф

П1

Учебное действие.

ДС: учебник, презентация PowerPoint.

Познакомить новым материалом (разбор таблицы, спланировать деятельность).

- Откройте тетради. Запишите число и классную работу.

- Выполним упражнение. Откройте учебник на 109 стр., найдите 230 упр.

- Кто прочитает предложение?

- Человек, какой профессии упоминается в предложение?

- Кто такой плотник?

- А тяжела ли данная профессия? Почему.

- Верно, в этой профессии нужна физическая сила, аккуратность, устойчивое внимание, усидчивость и многое другое.

- Нам нужно списать предложение, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы. К доске выходит один человек и записывает одну строчку с комментированием, а остальные работают в тетради.

- Теперь укажем род и выделим окончание.

- Посмотрите эти глаголы. Какое число имеют все эти глаголы?

- Вспомните, как изменяются глаголы прошедшего времени в единственном числе?

- Сколько всего родов нам встретились в предложении?

- Сейчас я предлагаю изучить таблицу на стр. 110, которая называется окончание глаголов в форме единственного числа прошедшего времени.

- Мы будем рассматривать каждый род, используя таблицу. Но для начала составим алгоритм.

- На доске представлен алгоритм, но он выстроен не в правильной последовательности. Ваша задача воспользоваться колонками таблицы и выстроить план.

- Сейчас по алгоритму будем рассматривать каждый род используя таблицу.

- Какой род в первой колонке?

- Какой вопрос задаем в мужском роде?

- Какое окончание имеет вопрос?

- Приведите пример.

- Кто хочет дать характеристику женскому роду?

И.т.д.

- Давайте сделаем вывод: почему глаголы изменили свои окончания?

Физминутка

Покачайтесь,

Покружитесь,

Потянитесь,

Распрямитесь,

Приседайте, приседайте,

Пошагайте, пошагайте.

Встаньте на носок, на пятку,

Поскачите - ка вприсядку,

Глубоко теперь вдохните,

Сядьте тихо, отдохните.

Все в порядок приведите

И писать, друзья, начните.

- По родам.

- Плотник.

- Ремесленник, занимающийся изделиями из дерева,

- Да.

- Солнце – непроизносимая согласная в корне «солнечный», облаков – словарное слово, не задело – не с глаголами пишется раздельно; приставку нельзя отделить от слова, так как без нее не употребляется, на лугу, за дело – предлог с существительным пишется раздельно, слышится – 2 спр. исключение, зазвенела – глагол с приставкой пишется слитно.

- Задело - средний род, окончание -0. Пила - женский род, окончание -а. Проснулся - глагол в прошедшем времени, мужской род, нулевое окончание. Взялся - мужской род, нулевое окончание.

Зазвенела - женский род, окончание -а.

- Единственное число.

- По родам.

- Всего 3.

Род

Вопрос

Окончание

Пример

- Мужской.

- Что делал? что сделал?

- Нулевое.

- Жил, был, прибыл.

- Глаголы изменили свои окончания, потому что в прошедшем времени в единственном числе глаголы изменяются по родам и имеют родовые окончания.

Ф

Ф

Л1

Пр1

Р1

Пр1

Применение знаний.

Действия контроля.

ДС: учебник, презентация PowerPoint.

Выявить уровень первичного усвоения учебного материала. Форма контроля: письменная, устная.

Выполнение упражнения.

1. Цель выполнения.

-Для того, чтобы научиться определять окончание и род глаголов выполним 232 -ое упражнение на 110-ой странице.

2. Вопросы и задания.

- Запишите упр.232.

- Вам сейчас нужно записать глаголы в прошедшем времени в мужском, в женском, в среднем роде и во множественном числе. -И обозначить ударение в словах простым карандашом.

- Вторую строчку мы сделаем вместе, а остальное вы сделаете самостоятельно.

3. Рефлексия, вывод.

- Какие формы глаголов прошедшего времени образованы от глаголов неопределенной формы?

- Разберем слово плыла по составу.

- Почему в основу слова входит только пла?

- Посмотрите на рубрику «Обратите внимание». Прочитаем. Сейчас вы выполните задания пользуясь данным правилом.

- Это задание вы будете выполнять в тетради. На слайде представлены слова. Ваша задача разобрать слова по составу и обратить внимание на основу слова.

Бежала Обидел

Скакала Бросала

Освободил Смотрело

- Проверим под документ – камерой.

- Почему суффикс – л- не входит в основу слова?

Плыть — плыл , плыла́, плы́ло, плы́ли.

Спать — спал , спала́, спа́ло, спа́ли.

Начать — на́чал , начала́, на́чало, на́чали.

Понять — по́нял , поняла́, по́няло, по́няли.

- От глаголов неопределённой формы образованы глаголы прошедшего времени мужского, женского, среднего рода, единственного числа и глаголы прошедшего времени множественного числа.

- Плы -корень, л- суффикс, а- окончание, пла- основа слова.

Ответы детей.

- Потому что образует форму прошедшего времени.


Ф

Ф

Ф

Пр2

К1

Действие самоконтроля.

ДС: презентация PowerPoint, карточка для парной работы,

Развивать способности к оценочным действиям. Форма самоконтроля: письменная.

Продолжаем выполнять упражнения и задания, которые организуем:

- Один человек выполняет тест в

- Сейчас я предлагаю поработать вам в парах.

- У вас на столах есть карточки. На карточках есть домик в домике есть три блока, мужской род, женский род, средний род. А под домиком есть слова. Ваша задача распределить эти слова в каждый блок.

Женский род

Мужской род

Средний род

Спал, лежала, плыло, играло, звонил, собрала, был, бегала, несло, пекло, стерегла, вез, нёс, цвело, жил, убирался, стирала.

- Сделаем самопроверку. Предлагаю проверить по эталону представленному на слайде. Если ответ верный ставите +, а если не верный -.

- У кого нету ошибок, вы большие молодцы.

- У кого есть 3 и более ошибок. Ничего страшного вы еще потренируйтесь и у вас все получится.

- Что мы сейчас учились делать?

-Для того, чтобы вспомнить как разбираются слова по составу выполним следующее задание. Выполнять будем в парах. Ваша задача найти слово, состав которого соответствует схеме. На работу 3 минуты.

-Проверяем. Первая пара выйдете и покажите свою работу под кумент-камерой.

Учились определять род в глаголах.

И

П

П

К2

К1

Пр3

Рефлексия познавательная.

Действия оценки.

Дать качественную оценку работы класса и отдельных обуч-ся.

Форма оценки: устная.

-Как звучала тема нашего урока?

-Какова была цель урока? Достигли ли мы ее? Почему?

- Назовите рода глаголов прошедшего времени.

- В каком числе глаголы прошедшего времени изменяются по родам.

- С какой цитатой мы познакомились сегодня на уроке?

- Правописание глаголов прошедшего времени.

- В единственном.

Ф

К1

Рефлексия личностная.

Действия самооценки.

Формировать умение оценивать результаты своей деятельности.

Форма самооценки: устная.

- Покажите зелёный карандаш, если вы хорошо поработали на уроке.

- Покажите красный карандаш, если вы недостаточно хорошо поработали сегодня на уроке и могли лучше.

- Урок окончен!

Ф

Р2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка "Глаголы-синонимы, глаголы-антонимы" (УМК "Школа России", 3 класс)

Цель урока: создание условий для формирования умений учащихся употреблять в речи близкие и противоположные по смыслу глаголы.Задачи урокаДидактические:закрепить знания детей о глаголе, как о части реч...

Технологическая карта урока русского языка "Глаголы-синонимы, глаголы-антонимы" (3 класс), УМК "Школа России"

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условий для формирования представления о глаголах-синонимах, глаголах-антонимах.Задачи урокаДидактические:Научить употреблять в речи...

Технологическая карта урока русского языка "Глагол. Упражнение в распознавании глаголов среди однокоренных слов." 3 Класс.

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКАТема: Глагол. Упражнение в распознавании глаголов среди однокоренных слов.Цели деятельности учителя: развитие умения находить глаголы среди однокоренных слов по вопросу и ...

Технологическая карта урока русского языка "Глагол. Значение и употребление глаголов в речи." 3 Класс.

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА Тема: Глагол. Значение и употребление глаголов в речи.Цели деятельности учителя: развитие умения распознавать глаголы среди других частей речи, определять значение и упот...

Технологическая карта урока русского языка "Глагол как часть речи. Значение глагола в речи" (УМК "Школа России", 2 класс)

Цель урока: формирования понятия о глаголе и его значении в речи, умения отличать глагол от других частей речи.существительных женского рода после шипящих в конце слова пишетсямягкий знак Задачи ...

Технологическая карта урока русского языка "Глагол.Признаки глагола" (УМК "Школа России", 3 класс)

Цель урока: совершенствование умений и способов действий по определению грамматических признаков глаголовЗадачи: Дидактические: 1) совершенствовать умение распознавать глаголы среди других ч...

Технологическая карта урока русского языка "Глагол. Признаки глагола" (УМК "Школа России, 2 класс)

Тип урока: урок рефлексииЦель урока: закрепление знаний о глаголе и его значении в речи, умения отличать глагол от других частей речи.Задачи урока:Дидактические:Продолжить знакомиться с глаголом как ч...