«Частично-поисковый метод обучения на уроках русского языка»
статья по русскому языку (4 класс)

Сидельникова Татьяна Борисовна

Материал из опыта работы "Частично-поисковый метод обучения на уроках русского языка"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iz_opyta_raboty.docx14.49 КБ

Предварительный просмотр:

Методический материал из опыта работы «Частично-поисковый метод обучения на уроках русского языка»

Сидельникова Татьяна Борисовна

Государственное казенное общеобразовательное учреждение «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 33 города Ставрополя» (ГКОУ «С(к)ОШ № 33 города Ставрополя»

На уроках русского языка использую частично-поисковый метод. Сущность частично-поискового метода обучения выражается в следующих его характерных признаках:

  • знания учащимся не предлагаются в «готовом» виде, их нужно добыть самостоятельно;
  • учитель организует не сообщение или изложение знаний, а поиск новых знаний с помощью проблемных задач;
  • учащиеся под руководством учителя самостоятельно рассуждают, решают возникающие познавательные задачи, создают и разрешают проблемные ситуации, анализируют, сравнивают, обобщают, делают выводы и т.д., в результате чего у них формируются осознанные прочные знания.

         Метод получил название частично-поискового потому, что учащиеся не всегда могут самостоятельно решить сложную проблему от начала и до конца. Поэтому учебная деятельность развивается по схеме: учитель – учащиеся – учитель – учащиеся и т.д. Часть знаний сообщает учитель, часть учащиеся добывают самостоятельно, отвечая на поставленные вопросы или разрешая проблемные задания. Проблемными считаются задания, для которых нет готовых средств решения. Для их выполнения у учеников либо недостаточно знаний, либо они не владеют способами действий для решения данной проблемы. При использовании этого метода ставлю проблему перед обучающимися и направляю активную самостоятельную деятельность детей на разрешение проблемы. В результате этого и происходит «добывание знаний» с частичной помощью учителя. Работа над проблемой происходит успешно тогда, когда возникает проблемная ситуация, т.е. такое психологическое состояние учеников, испытывающих интеллектуальное затруднение, которое направляет их мыслительную деятельность на решение проблемы. При создании проблемных ситуаций учитываю ряд правил. (Правила составлены на основе материалов «Психологического справочника учителя» под редакцией Л.М. Фридман)

1. Для создания проблемной ситуации перед обучающимися должно быть поставлено такое задание, при выполнении которого дети должны открыть новое.

2. Задание основывается на тех знаниях и умениях, которыми владеют обучающиеся.

3. Выполнение проблемного задания должно вызывать у детей потребность в усвоении новых знаний.

4. Проблемное задание должно соответствовать интеллектуальным возможностям обучающихся.

5. Проблемное задание должно предшествовать объяснению нового материала.

6. В качестве проблемных заданий могут служить учебные задачи, вопросы, практические задания.

7.  Информация, получаемая при решении проблемы, должна быть значимой для обучающихся.

8. Необходимо  доброжелательное общение с обучающимися, когда с вниманием и поощрением относятся к различным точкам зрения, гипотезам, предложениям, высказываемым детьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современный урок в начальных классах. Поиск эффективных методов обучения на уроках русского языка.

Выступление на тему "Современный урок в начальных классах.  Поиск эффективных методов обучения на уроках русского языка" -  применение технологии проекта....

Системно-деятельностный метод обучения на уроках русского языка в 4 классе (по УМК "Перспектива")

Системно-деятельностный метод обучения на уроках русского языка позволяет ориентировать педагога на достижения личностных и метопредметных результатов обучения младших школьников.  Целью современ...

Технология деятельностного метода обучения на уроках русского языка в начальной школе

В работе  показана технология деятельностного метода обучения на уроках русского  языка в начальной школе...

Использование интерактивных методов обучения на уроках русского языка

Большое значение в современной науке отводится интерактивным методам обучения, так как они ориентированы на активную совместную учебную деятельность, общение, взаимодействие учителя и учащихся и позво...

"Активные методы обучения на уроках русского языка в начальной школе"

Проблема орфографической зоркости обучающихся в условиях преподавания русского языка приобретает доминирующее значение. Дальнейшее успешное обучение по русскому языку во многом зависит от того, как бу...

Активные методы обучения на уроках русского языка как фактор успешной реализации ФГОС

Изменения, происходящие в мире, вызвали необходимость разработки новых подходов в системе обучения и воспитания, внедрения государственных стандартов второго поколения. Перед учителем поставлены новые...

АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК ФАКТОР УСПЕШНОЙ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

Изменения, происходящие в мире, вызвали необходимость разработки новых подходов в системе обучения и воспитания, внедрения государственных стандартов второго поколения...