Методическая разработка "Имя существительное"
методическая разработка по русскому языку (1, 2, 3, 4 класс)

Спасская Ирина Ивановна

Памятка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл imya_sushchestvitelnoe.docx21.55 КБ

Предварительный просмотр:

Имя существительное

Имя существительное  - это самостоятельная часть речи , обозначает предмет  и отвечает на вопрос кто? или что?(действие,  явление природы, состояния и чувства  людей, время )
Имя существительное имеет такие грамматические признаки:
род, число, склонение, падеж

Одушевлённые: кто? Человек, родители, ученик.

Неодушевленные: что? Город, страна, стол, гроза.

Собственные: Москва, Новый Уренгой, Маша, Иван Петрович, Байкал

Нарицательные: город, мальчик, озеро ( все сущ., кроме имен собственных)

Число ( имя существительное  изменяется по числам, некоторые существительные не изменяются по числам и употребляются либо в ед.ч., либо  во мн. ч.)

Единственное                                   Множественное

поле                             -                                поля

дерево                          -                               деревья

Ед.ч. – бельё, молоко, хвоя, молодежь

Мн. ч.- ножницы, качели, брюки, очки

Род (имя существительное не изменяется по родам, у каждого имени существительного свой постоянный род.  Род некоторых существительных надо проверить по словарю и запомнить)

                                     Род

мужской                   женский               средний

(он, мой)                   (она, моя)             (оно, моё)

дождь                         мама                  солнышко      

ребёнок                     красота               счастье

Склонение (изменение слов по падежам, при склонении слова меняется его окончание. Имена существительные не могут переходить из одного склонение в другое)

1-е склонение

2-е склонение

3-е склонение

ж.р., м.р.

  а  , я

ср.р.

 о , е

ж.р.

ь

папа

бабочка

тётя

песня

дерево

поле

солнце

озеро

дочь

речь

рожь

брошь

Имя существительное

Имя существительное  - это самостоятельная часть речи , обозначает предмет  и отвечает на вопрос кто? или что?(действие,  явление природы, состояния и чувства  людей, время )
Имя существительное имеет такие грамматические признаки:
род, число, склонение, падеж

Одушевлённые: кто? Человек, родители, ученик.

Неодушевлённые: что? Город, страна, стол, гроза.

Собственные: Москва, Новый Уренгой, Маша, Иван Петрович, Байкал

Нарицательные: город, мальчик, озеро ( все сущ., кроме имен собственных)

Число( имя существительное  изменяется по числам, некоторые существительные не изменяются по числам и употребляются либо в ед.ч., либо  во мн. ч.)

Единственное                                   Множественное

поле                             -                                поля

дерево                          -                               деревья

Ед.ч. – бельё, молоко, хвоя, молодежь

Мн. ч.- ножницы, качели, брюки, очки

Род (имя существительное не изменяется по родам, у каждого имени существительного свой постоянный род.  Род некоторых существительных надо проверить по словарю и запомнить)

                                     Род

мужской                   женский               средний

(он, мой)                   (она, моя)             (оно, моё)

дождь                         мама                  солнышко      

ребёнок                     красота               счастье

Склонение( изменение слов по падежам, при склонении слова меняется его окончание. Имена существительные не могут переходить из одного склонение в другое)

1-е склонение

2-е склонение

3-е склонение

ж.р., м.р.

  а  , я

ср.р.

 о , е

ж.р.

ь

папа

бабочка

тётя

песня

дерево

поле

солнце

озеро

дочь

речь

рожь

брошь


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока русского языка по теме: «Мягкий знак на конце имен существительных после букв, обозначающих шипящие звуки»

Цель: познакомить учащихся с правилом написания мягкого знака на конце существительных женского рода после букв, обозначающих шипящие звуки.Задачи:Расширять знания учащихся о функциях мягкого зн...

Методическая разработка урока русского языка в 3 классе УМК "Школа ХХIвека".Тема урока"Мягкий знак на конце существительных женского рода после шипящих".

На уроке ведется исследовательская работа, по проблемному вопросу.Учащиеся обучаются работать в парах ,в подгруппах....

Методическая разработка урока по русскому языку по теме:Три склонения имён существительных.4-класс.

Обобщить и углубить знания учащихся о трёх типах склонения имён сущиствительных.Развивать умение работать в парах....

Методическая разработка по русскому языку в 4 классе.Тема: Имя существительное (повторение)

Урок построен в форме заочного увлекательного путешествия по частям речи.Они побывают наостановках: " Разминка", " Имя существительное", "Преобразование", "Загадки", "Имя прилагательное", "Глагол", "К...

Методическая разработка урока русского языка "Нарицательные имена существительные. Правописание нарицательных имен существительных"

Тема урока: Нарицательные имена существительные. Правописание нарицательных имен существительныхТип урока: Решение учебной задачиЦели:- формировать умения отличать собственные и нарицательные имена су...