"Число имён существительных"
методическая разработка по русскому языку (3 класс)

Докина Дина Ивановна

Конспект урока (русский язык) 3 класс "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon russkiy_yazyk_3b_2023-2024.doc77 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Предмет: Русский язык

Класс: 3 «б»

Тема: «Число имен существительных»

Цели деятельности учителя:

- формировать умения определять число имен существительных;

- формировать умение изменять имена существительные по числам;

- показать, что имена существительные могут иметь формы множественного и единственного числа; некоторые имена  существительные могут    иметь форму только единственного или только множественного числа.

предметные:

- научатся определять  грамматический признак имён существительных - число;

- научатся изменять имена существительные по числам.

личностные: 

- осознавать мотивы учебной деятельности и личностный смысл учения;

- проявлять интерес к новым знаниям;

- осознавать успешность при изучении темы.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование: учебник «Русский язык» 3 кл, 2 часть, УМК «Школа России» автор В.П Канакина, В.Г. Горецкий презентация.

Этап, методы и приёмы

Хро-номе-траж

Содержание урока

Планируемые результаты

(УУД)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.

Организационный

Мотивационный

Словесн.: слово учителя

1

-Здравствуйте, ребята!

Прозвенел звонок для нас!

Вы зашли спокойно в класс,

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво.

Тихо сели, спинки прямо.

Все легонечко вздохнем,

И урок наш мы начнем.

- Открываем тетради, записываем число, классная работа.

Приветствовать;

Настраиваться на урок;

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

2.

Постановка учебной задач и её решение

Практич.:

словарная работа;

Словесн.: ответы на вопросы;

Формулирование темы и цели урока;

7

3

Словарная работа.

- Записываем слова в строчку через запятую, первое слово с красной строки с заглавной буквы.        

Корова, дежурный,  обед, север, помидор, мороз, класс, самолёт.

- С., прочитай записанные слова по слогам, остальные внимательно слушаем и проверяем.

- Поднимите руку те, у кого все верно.

- Молодцы!

- Прочитайте слова.

Реки, река, мост, мосты, лес, леса. (на слайде)

- Разделите их на две группы. (Река, мост, лес; реки, мосты, леса.)

- По какому признаку вы разделили слова на группы? (В первой группе имена сущ. обозначают один предмет, во второй – несколько предметов)

- В каком числе стоит имя сущ., если обозначает один предмет? (в ед.ч)

- В каком числе стоит имя сущ., если обозначает несколько предметов? (во мн.ч.)

- Сформулируйте тему урока. («Число имен существительных»)        

- Какие цели поставим перед собой? (научиться изменять существительные по числам и др.)

Записывать слова

Высказывать свое мнение;

Определять тему урока и его цели;

Р: осмысляют уч. материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров;

К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и

точностью, слушать и понимать речь других. 

Р:целеполагание 

3.

Решение частных задач

Словесный: учебный диалог;

Практический: выполнение письменного задания;    выделение окончаний;    

Словесный:  учебный диалог;

Практический: изменение сущ. по числам;

2

5

3

Актуализация опорных знаний.

- Что мы уже знаем об имени существительном?

  • Имя существительное – это часть речи.
  • Отвечает на вопросы кто? и что?
  • Обозначает предмет.
  • Имена существительные бывают собственными и нарицательными.
  • Имена существительные бывают одушевленными и неодушевленными.

- Приведите примеры имен собственных. (Москва, Дружок и т. д)

- Приведите примеры имен одушевленных. (Собака, мальчик, мама)

Изучение нового материала.

Упр. 28. стр.20. ( самостоятельная  работа)

- Прочитайте существительные первый столбик.

Прочитайте существительные второго столбика и сравните.

- Чем они похожи и чем отличаются?

- Какая значимая часть в слове указывает на изменение по числам? (по окончанию)

- Выполните письменно задание к упражнению. Над именами сущ. укажите их число, выделите окончания. (ПРОВЕРИТ ОДИН УЧЕНИК)

Упр. 33, с.22 ( УСТНО)

- Прочитайте слова и скажите, к какому числу они относятся? Попробуйте изменить формы данных существительных.

(белье ед.ч, детвора ед.ч, брюки мн.ч, каникулы мн.ч, кудри мн.ч, мошкара ед.ч, тесто ед.ч., молоко ед.ч)

- Какой вывод мы можем сделать?

(некоторые существительные могут быть только в форме множ. числа. или ед.ч.)

Отвечать на вопросы;

Приводить примеры;

Изменять слова по числам, выделять окончания;

       

Изменять формы сущ.;

                                                                                   

Делать выводы;

К: участвуют в учебном диалоге;

выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью

К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и

точностью, слушать и понимать речь других;

П: анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; 

Дин.пауза

2

ФИЗКУЬТМИНУТКА

Выполнять физ.упр.

Практический:

распределение слов по группам;

Практический: фронтальная проверка;

Практический:

списывание с грамм.заданием;

7

5

Работа по рядам

- На слайде слова, прочитайте их.

- Распределите слова по 3 группам:

  1. Имена. сущ., которые изменяются по числам.
  2. Имена. сущ., которые употребляются только в ед. числе.
  3. Имена. сущ., которые употребляются только во мн. числе.

    Очки, шофер, молоко, рисунок, газета, ножницы, синица, сахар, шашки, дружба, тетрадь, пальто,  сливки,  брюки, творог.

- У доски выполняют по одному человеку из ряда. Остальные самостоятельно.

  1. Шофер,  рисунок, газета,  синица, шашки, тетрадь.
  2. Молоко, сахар, дружба, пальто, творог.
  3. Очки, ножницы, сливки, брюки.

- Поднимите руку те, кто согласен в первой(2,3) группе слов.

- Хорошо, вы справились с заданием.

- Прочитайте слова на слайде.

Г_лова, б_рега, гр_за, ст_рона, гн_здо, сугро_, черте_, рука_.

- Подберите проверочное слово для каждого из них, изменив число имени существительного.

Запишите по образцу сначала проверяемое, затем проверочное слово.

Голова – головы.

- Обменяйтесь тетрадями и выполните взаимопроверку.

- Встаньте те, у кого нет ни одной ошибки. Молодцы!

Распределять слова по группам;

Выполнять проверку упр;

Подбирать проверочные слова;

Выполнять проверку упр.;

П: осуществляют поиск необходимой информации;

П: анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; 

П:осуществляют поиск необходимой информации;

К: контроль действия партнера;

4.

Итог урока.

Рефлексия.

Словесн.: ответы на вопросы;

5

- Итак, чем отличаются существительные в единственном числе от существительных во множественном числе?

(в ед.ч. обозначает один предмет, во мн.ч. обозначает несколько предметов)

- Какая значимая часть в слове указывает на изменение существительного по числам? (окончание)

Домашнее задание: правило на стр. 23., составить по 37 написать  сущ. в ед и мн.числах.

Выставление оценок.

- Продолжите фразы:

« Я узнал…»

«В ходе урока удалось научиться…»

«Порадовался тому, что…»

 «Расскажу дома о…»

- На этом наше занятие подошло к концу. До свидания!

Отвечать на вопросы;

Записывать домашнее задание;

Подводить итог урока;

Р: осуществлять итоговый контроль

Р: понимание причин успеха и неуспеха в учёбе;

Г_лова,  б_рега,  гр_за, гн_здо, сугро_.

ОБРАЗЕЦ: Сторона-стороны.

Г_лова,  б_рега,  гр_за, гн_здо, сугро_.

ОБРАЗЕЦ: Сторона-стороны.

Г_лова,  б_рега,  гр_за, гн_здо, сугро_.

ОБРАЗЕЦ: Сторона-стороны.

Г_лова,  б_рега,  гр_за, гн_здо, сугро_.

ОБРАЗЕЦ: Сторона-стороны.

Г_лова,  б_рега,  гр_за, гн_здо, сугро_.

ОБРАЗЕЦ: Сторона-стороны.

Г_лова,  б_рега,  гр_за, гн_здо, сугро_.

ОБРАЗЕЦ: Сторона-стороны.

Г_лова,  б_рега,  гр_за, гн_здо, сугро_.

ОБРАЗЕЦ: Сторона-стороны.

Г_лова,  б_рега,  гр_за, гн_здо, сугро_.

ОБРАЗЕЦ: Сторона-стороны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку русского языка "Число имён существительных"во 2 классе

Презентация занимает не более 10 минут. Помогает при усвоении нового материала....

Урок русского языка "Число имён существительных" во 2 классе по системе Л.В.Занкова

Конспект урока составлен к учебнику Поляковой А.В. 2 класс по системе развивающего обучения Л.В.Занкова....

Конспект урока "Единственное и множественное число имён существительных"

Представлен конспект урока русского языка во 2 классе с использованием презентации. На уроке использованы групповые, игровые, информационные технологии. Можно наблюдать технологию уровневой дифференци...

Единственное и множественное число имён существительных. Имена существительные неизменяемые по числам.

Открытый  урок  по  русскому  языку  для  2  класса  по  УМК "Школа  России" . Урок  изучения  нового  материала  и  пер...

Конспект урока по русскому языку в 4 классе по теме: "Число имён существительных. Знакомство с существительными, употребляющимися только в единственном и только во множественном числе."

Это урок постановки учебной задачи. На нём, на основе предыдущей темы ,открывается и конструируется новое открытие, которое фиксируется в модели.Ребята знакомятся с существительными , которые употребл...