Забавные приемы при работе со словарными словами
методическая разработка по русскому языку
Материал преднозначен для учителей начальных классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zabytye_priyomy_pri_rabote_so_slovarnymi_slovami.docx | 20.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Забытые приёмы при работе со словарными словами
Проблема: Как сделать процесс усвоения правописания непроверяемых слов более эффективным? Для этого при обучении старалась создать в педагогическом процессе такие условия ..., которые могли бы в максимальной степени способствовать проявлению самостоятельности и активности мышления учащихся, стать организатором познавательной деятельности, где главное действующее лицо - ученик.
Актуальность: Выбранная мною тема актуальна, поскольку:
- Проблема правописания словарных слов возникает у учащихся всех возрастов.
- Но не у всех учащихся отмечалась мотивация к изучению словарных слов.
Возникла проблема: Как сделать процесс усвоения правописания непроверяемых слов более эффективным?
Это – задача сложная и трудоемкая, требующая от современного учителя большой творческой работы. Для лучшего усвоения словарных слов должна быть организована целенаправленная систематическая работа, которая включает в себя не только знакомство с новым словом и его написанием, но и систему упражнений, рассчитанных на зрительно-моторное запоминание.
УСЛОВИЯ УСПЕШНОГО ЗАПОМИНАНИЯ * Опора на различные анализаторы: слух, зрение, сознание, руку; * Активная роль учащихся; * Использование различных приёмов; * Систематичность.
Для этого при обучении я старалась создать в педагогическом процессе такие условия …, которые могли бы в максимальной степени способствовать проявлению самостоятельности и активности мышления учащихся, ведь роль учителя состоит в том, чтобы стать организатором познавательной деятельности, где главное действующее лицо – ученик.
Работая над этой темой, я пришла к выводу, что на уроке словарная работа может быть проведена на любом этапе урока:
В начале урока цель этапа: проверка домашнего задания. Ознакомительный цель этапа: объяснение нового материала В конце урока цель этапа: отработка навыков работы
В своей работе при обучении письму словарных слов применяю следующие методы и приёмы работы:
- Чтение слова ребёнком;
- Объяснение значения слова
(если ребенок не знает значение слова, предложите ему воспользоваться словарем) - Орфографическая работа над словом:
- постановка ударения, выделение зеленым цветом трудной буквы;
- звукобуквенный анализ слова;
- деление слова на слоги и на слоги для переноса. - Заучивание правописания данного слова:
- подбор однокоренных слов;
- составление словосочетания, предложения с этим словом;
- подбор синонимов, антонимов, загадки, поговорки с данным словом - Заучивание правописания данного слова:
- подбор однокоренных слов;
- составление словосочетания, предложения с этим словом;
- подбор синонимов, антонимов, загадки, поговорки с данным словом - Составление рассказа из группы словарных слов
(декабрь, мороз, коньки, ребята). - Составь предложение со словарным словом (словами).
- Комментатор
(вставь пропущенную орфограмму, объясни).
Даны словарные слова с пропущенными орфограммами. Необходимо вставить букву, дать ей характеристику. Важно научить детей классифицировать орфограммы. - «Немой» словарик.
Учитель или «ведущий» ученик, молча, но чётко двигая губами «проговаривает» словарное слово. Остальные дети угадывают слово, затем также молча его «проговаривают» ещё раз и записывают, комментируя. - «Толковый» словарь.
Ведущий (учитель или ученик), не называя словарного слова, объясняет его лексическое значение.
Дети угадывают и записывают с проговариванием. - «Этимологический» словарик.
Ведущий рассказывает происхождение загаданного слова. Дети угадывают (могут и дополнить рассказ ведущего), а затем записывают слово с проговариванием. - «Картинный» словарь.
- «Мнемонический» словарик.
Дети с помощью учителя или родителей, или сами (по аналогии) методом фонетических ассоциаций составляют предложение со словарным словом, которое созвучно с частью другого слова в предложении или фразе.
Например: УЛИЦА. Я вышел на улицу и увидел много знакомых ЛИЦ. - Схемы - угадайки.
На доске или на карточках даны схемы слов с указанными «словарными» орфограммами.
___О___О___ (воробей, молоко..)
_______ЛЛ__ (коллектив, коллекция…) - «Копилка - минутка.
На доске записана группа словарных слов. . Задача: вспомнить и записать как можно больше словарных слов. Обязательно проверяем (самопроверка, взаимопроверка…), подчеркиваем орфограммы. - «Лишнее слово».
- Буквы – липучки (магниты).
Дана определённая буква (орфограмма). За определённое время необходимо «примагнитить» к ней буквы (с одной или с двух сторон) так, чтобы получились словарные слова. - «Шифровки».
- «Недостающие пазлы»
По сути – это списывание с определённым грамматическим заданием: вставить в текст с пробелами подходящие по смыслу словарные слова. - «Тематическое меню»
Очень часто в рамках определённой темы работают со словарными словами следующим образом. Даны словарные слова. К ним предлагаются разные задания:
1. Образуй родственные слова (в теме «Однокоренные слова»).
2. Подбери к данным словам признаки, измени по числам, по родам (в теме «Имя прилагательное», « Правописание окончаний имен прилагательных»…).
3. Измени форму числа, падеж (в теме «Изменение имен существительных по числам, по падежам…».
4. Подбери к словарным словам антонимы, синонимы.. Или наоборот, к данным не словарным словам надо подобрать антонимы или синонимы – словарные слова (в темах «Антонимы», «Синонимы»…).
5. Образуй одушевлённые родственные слова к данным словарным словам.
Например:
М_ШИНА – МАШИНИСТ
6. Допиши к словарным словам имена собственные ( в теме «Заглавная буква в именах собственных»). Например:
К_РОВА – ( Зорька, Майка, Бурёнушка…) и т.д.
7. Образуй от данного словарного слова другую часть речи (в теме «Части речи»…). Например: Р_БОТА – РАБОТАТЬ и т. д.
- «Загадки – шутки (игры)».
1. В каких словарных словах спрятались ноты? (ПОМИДОР, ДОРОГА, РЕШЕНИЕ…).
2. В каких словарных словах спряталась –ель-? ( УЧИТЕЛЬ, ПОНЕДЕЛЬНИК…)
3. Слог потерялся (___ЛЮТ, ___БАКА, ___ВЕДЬ…).
Такие задания использую во внеклассной работе или как вариант домашнего задания. - Запись слов по алфавиту.
- Выборочный диктант
Методика выборочного диктанта проста. Учитель вслух читает текст, в котором встречаются слова с непроверяемыми написаниями, а учащиеся, прослушав предложения, записывают встретившиеся в нем слова с данными орфограммами. - Группировка и запись слов по орфографическим признакам
- Выбрать слова.
Выпишите слова, в которых есть мягкие согласные: к…пуста, м..л..ко, с..рень, уч..ник, в..р..бей. - Подобрать слова:
Подбери слова к данным схемам (схемы состава слова) - Выпиши из словаря.
Выпишите из словаря по 3 слова
1-го склонения, 2-го склонения,
3-го склонения. - Сочинение по опорным словам
Предлагается записать сочинение по определенной теме используя опорные слова с непроверяемыми орфограммами.
Мне хочется поделиться своим опытом, как повысить уровень качества знаний у учащихся при написании словарных диктантов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методы и приемы работы над словарными словами
Методы и приемы работы над словарными словами...
Приемы и формы работ со словарными словами
Приемы и формы работ со словарными словами...
Методы и приемы работы над словарными словами
Формы, методы и приемы работы над словарными словами в начальной школе...
Статья "Приемы и формы работы над словарным словом на уроках русского языка"
Статья представляет собой знакомство ученика с правилами правилами правописания слов с непроверяемой безударной гласной. Здесь показаны разнообразные методы, приемы и способы, с помощью которых эффект...
Приемы работы со словарными словами на уроках русского языка .
Эффективные приемы усвоения слов с непроверяемыми орфограммами....
Статья "Нетрадиционные приемы работы работы над словарными словами в начальной школе"
Работа по правописанию словарных слов – трудная и кропотливая. Она продолжается из урока в урок, оставаясь в памяти учеников после применения учителем особых приемов....
Методически приемы по работе со словарными словами на уроках в начальной школе
Данные рекомендации являются образцом работы со словарными словами. На основе этого материала, можно так же работать с другими словами....