русс яз
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
Предварительный просмотр:
План-конспект фрагмента урока русского языка, 3 класс
Тема: Суффикс
Организационно-мотивационный этап
Мотивация:
У.: Ребята, слова на слайде расположены в неправильном порядке. Как же должна звучать эта пословица?
О.: Красна птица оперением, а человек - учением.
У.: Как вы понимаете эту пословицу?
О.: Птицу красит ее наряд, перья, пение. Для птицы этого вполне достаточно. А вот человека красит его ум, знания, мудрость. Внешней красоты недостаточно, она как оболочка, а вот богатый внутренний мир украшает любого человека.
У.: Верно! Ребята, пусть это будет девизом на нашем уроке! Я желаю вам удачи, и пусть сегодня у вас всё получится.
Постановка учебных задач
У.: Ребята, на доске слова и схема слова в виде паровоза. Вам нужно подобрать к схеме подходящие слова. Первая схема: …, какие слова к ней подходят?
О.: …
У.: Верно! Следующая схема. …
О.: …
У.: Подберите слова к этой схеме.
О.: Мы не знаем, какое слово можно отнести к этой схеме.
У.: Где же мы можем узнать, что это за часть слова? (спросить у друзей, найти в интернете, узнать в книге)
О.: Мы можем узнать это в учебнике.
У.: Откройте его на странице 89. Как же называется эта часть слова?
О.: Суффикс!
У.: Вы настоящие исследователи!
У.: Ребята, внимательно послушайте сказку, затем скажите о чем она.
«Жили-были Добрый и Сердитый Суффиксы. Добрый Суффикс не мог терпеть зла и делал только добрые дела. Ко всем он обращался ласково, например: Лена – Леночка, звезда-звёздочка. Сердитый Суффикс делал плохие дела, он всех оскорблял, любил скандалить, никого не уважал. Однажды Сердитый Суффикс оскорбил девочку Аню, он назвал её некрасивым именем и сказал, что это имя она будет носить всегда. Девочка сидела и плакала. Ей было стыдно возвращаться домой. Об этом узнал Добрый Суффикс. Он поспешил прийти на помощь Ане и приласкал бедную девочку. Она сразу повеселела и стала Анечкой. Прошло несколько дней, и об этом узнал Сердитый Суффикс. Он очень разозлился и начал спорить с Добрым Суффиксом. После долгих споров суффиксы разделились на Городок и Городище. В Городке царили доброта, вежливость и забота. А из Городища всегда слышались плач и крики».
У.: А вы знаете, ребята, какие суффиксы поселились в Городке, а какие в Городище?
О.: В Городке поселились добрые суффиксы, а в Городище злые.
У.: Ребята, о чём эта сказка?
О.: О суффиксах.
У.: Верно! Как вы думаете, какая тема у нашего урока?
О.: «Что такое суффикс».
У.: Да, так и звучит тема нашего урока. Какие задачи мы поставим перед собой?
О.: Узнаем, что такое суффикс, и какое он имеет значение.
Будем учиться определять и правильно обозначать суффикс в словах.
У.: Верно, сегодня мы будем работать с суффиксами.
Учебное действие
Восприятие
Дом – домик, домище
Звезда – звездочка, звездный
Школа - школьник, школьница
У.: Ребята! На доске записаны слова. В чем их сходство и различие? Какая часть слова внесла новый оттенок в значение однокоренных слов и образовала новое слово? Давайте разбираться! Сегодня вы будете филологами. Знаете ли вы кто это такие?
О.: Филолог – это человек, который занимается изучением русского языка.
У.: Прочитайте определение на доске.
О.: Филолог – это специалист, изучающий художественную литературу и язык в его письменной и устной форме.
У.: Что делаю филологи?
О.: филологи изучают, наблюдают, проводят исследования.
У.: Что такое исследование?
О.: Исследование – это наблюдение за чем-либо.
У.: Прочитайте определение на слайде.
О.: Исследование – это поиск информации по какой-либо теме.
У.: Как вы думаете, какой предмет нашего исследования?
О.: Предмет исследования – суффиксы в словах.
У.: Верно. Как у настоящих филологов у вас должны быть карточки для записей исследования. Подпишите их.
Осмысление
У.: Первый этап исследования – наблюдение. Разделимся на две группы филологов. Первая группа думает и обсуждает где стоит суффикс, между какими частями слова. Вторая группа изучает и записывает значение суффиксов.
На эту работу у вас 1 минута.
У.: Филологи 1 группы, что вы наблюдали?
О.: В ходе исследования мы наблюдали, между какими частями слова находится суффикс. И сделали вывод, что суффикс стоит между корнем слова и его окончанием.
У.: Вы сделали правильный вывод!
У.: Исследователи 2 группы, что вы наблюдали?
О.: В ходе исследования мы наблюдали, какое значение имеет суффикс. И сделали вывод, что эта часть слова имеет уменьшительно-ласкательное значение, а также он служит для образования новых слов.
У.: Вы сделали правильный вывод! Запишите его в карточку филолога. Напоминаю, во время письма спину держим ровно, локти лежат на парте, ноги стоят под столом ровно. Это был 2 этап исследования: фиксация результатов.
У.: Обобщим наши исследования. Кто из вас может сделать общий вывод?
О.: В ходе работы мы наблюдали за тем, где находится суффикс, и какое значение он имеет. В результате нам удалось выяснить, что суффикс находится между корнем слова и его окончанием, а также имеет уменьшительно-ласкательное значение и образует новые слова.
Запоминание
У.: Верно, ребята! Вы проделали важную исследовательскую работу и сделали правильные выводы. На доске расположены слова в разбросанном порядке, попробуйте из них составить определение суффикса.
О.: Суффикс – это значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования слов.
У.: Откройте учебник на странице 89 и выясните, правильное ли вы дали определение.
О.: Да.
У.: Молодцы!
У.: Запомнить это правило вам поможет стихотворение:
Суффикс всегда после корня идёт,
Новую форму словам придаёт,
Превращая дом в домишко,
А ружье, друзья, в ружьишко.
Кота Мурзика в котенка,
А собаку в собачонку.
Применение на практике
У.: Обратите внимание на доску, вы видите пословицы. Найдите в них слова с суффиксом, запишите их и выделите корень. Читай первую пословицу.
О.: Курочка по зёрнышку клюёт, да сыта бывает.
У.: Как вы понимаете эту пословицу?
О.: Нужно довольствоваться малым, не гнаться за чем-то большим, ведь из маленького складывается что-либо большое, более значимое.
У.: Верно. Какие слова с суффиксами вы встретили в этой пословице?
О.: Курочка, зернышку.
У.: Запишите эти слова и выделите в них суффикс. Обратите внимание на памятку, которая поможет вам найти в слове суффикс. Какие суффиксы у вас получились?
О.: В слове курочка суффикс - очк, в слове зернышку – ышк.
У.: Прочитайте следующую пословицу.
О.: Куда падёт пшеничка, туда летит и птичка.
У.: В каких словах встречается суффикс?
О.: Пшеничка, птичка.
У.: Запишите их и выделите необходимую часть слова. Какие суффиксы у вас получились?
О.: В слове пшеничка суффикс – ичк, в слове птичка – к.
У.: Верно. Прочитайте следующую пословицу.
О.: После дождичка будет солнышко.
У.: В каких словах есть суффикс, и какой?
О.: В слове дождичка суффикс – ичк, в слове солнышко – ышк.
У.: Молодцы, ребята! С заданием справились!
У.: Выполним упражнение в парах. Перед вами листы с заданием. Работая в парах
Вам необходимо будет из обычных слов образовать новые с помощью предложенных суффиксов.
Береза, стакан, ягода, погода, ветер, город, гнездо, карандаш, морковь, дождь, зерно.
Суффиксы: -чик, -ик, -ок, -ышк, -к, -инк.
У.: Проверяем:
Береза – березка, стакан – стаканчик, ягода – ягодка, погода – погодка, ветер – ветерок, город – городок, гнездо – гнездышко, карандаш – карандашик, морковь – морковка, дождь – дождик, зерно – зернышко.
У.: Рядом с правильными ответами поставьте карандашом +
Подсчитайте количество +. Критерии на доске. Впишите количество баллов в оценочные листы.
Нет ошибок | 5 баллов |
1-2 ошибки | 4 балла |
3 ошибки | 3 балла |
Больше 3 ошибок | 0 баллов |
Количество баллов внесите в свои оценочные листы
Действие оценки и самооценки
У.: Ребята, слова на слайде потеряли свои суффиксы. Спишите слова в тетрадь в столбик, вставляя нужный суффикс, выделите его.
У.: Проверьте свои ответы на слайде. Рядом с каждым словом поставьте + или – простым карандашом. Посчитайте количество плюсов. Критерии на доске перед вами.
Нет ошибок | 5 баллов |
1-2 ошибки | 4 балла |
3 ошибки | 3 балла |
Больше 3 ошибок | 0 баллов |
У.: Критерии на слайде. Поставьте себе в оценочный лист
Действие контроля и самоконтроля
У.: С какой частью речи мы сегодня работали?
О.: Мы работали с суффиксом.
У.: Какие задачи мы ставили перед собой?
О.: Узнали, что такое суффикс, и какое он имеет значение. Учились определять и правильно обозначать суффикс в словах.
У.: Подсчитайте ваши баллы. Сложите количество баллов за 1 упражнение и за 2 упражнение. Критерии на слайде. Поставьте общую отметку в свой оценочный лист.
Отметка «5» | 9-10 баллов |
Отметка «4» | 7-8 баллов |
Отметка «3» | 5-6 баллов |
Старайся! | Менее 5 баллов |
У.: Теперь предлагаю вам выбрать ответы в таблице, которые соответствуют вашему состоянию.
На уроке я работал | Активно/пассивно |
Своей работой на уроке я | Доволен/не доволен |
Урок для меня показался | Коротким/длинным |
За урок я | Устал/не устал |
Материал урока мне был | Понятен/не понятен Легким/трудным |
У.: Урок окончен! Мне было приятно работать с вами!
У.: Ребята, внимательно послушайте сказку, затем скажите о чем она.
«Жили-были Добрый и Сердитый Суффиксы. Добрый Суффикс не мог терпеть зла и делал только добрые дела. Ко всем он обращался ласково, например: Лена – Леночка, звезда-звёздочка. Сердитый Суффикс делал плохие дела, он всех оскорблял, любил скандалить, никого не уважал. Однажды Сердитый Суффикс оскорбил девочку Аню, он назвал её некрасивым именем и сказал, что это имя она будет носить всегда. Девочка сидела и плакала. Ей было стыдно возвращаться домой. Об этом узнал Добрый Суффикс. Он поспешил прийти на помощь Ане и приласкал бедную девочку. Она сразу повеселела и стала Анечкой. Прошло несколько дней, и об этом узнал Сердитый Суффикс. Он очень разозлился и начал спорить с Добрым Суффиксом. После долгих споров суффиксы разделились на Городок и Городище. В Городке царили доброта, вежливость и забота. А из Городища всегда слышались плач и крики».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
тест по руссому языку в 1 классе (1 полугодие)
Часто применяю на уроках тесты, вот 1 из нескольких ......
тренажёр по русс.яз "непроверяемые безударные гласные"
Тренажёр предназначен для проверки усвоения словарных слов в 3-4 кл. Любое УМК....
тематическое планирование по русс.яз 4 кл
тематическое планирование составлено по учебнику Соловейчик из расчёта 5 часов в неделю...
Конспект урока руссого языка по теме "Понятие о глаголе"
Урок русского языка по теме «Понятие о глаголе» предназначен для учащихся 3 классов. Материал урока помогает детям в игровой форме дать ответ на вопрос «Что такое глагол?» Урок был проведён в рамках Г...
Руссий язык. Лингвистический турнир. "Шапочное знакомство"
Урок закрепления изученного материала (3 класс). В нетрадиционной форме проводится работа по закреплению изученного, по развитию речи и обогащению словарног...
Урок руссого языа по теме: "Изменение имён существительных по числам" 3 класс
Урок русского языка по программе "Школа 2100" по учебнику Бунеева. Урок составлен с использованием компьютерных технологий - мобильный класс. На уроке для словарной работы использовались загадки,...
"Развитие орфографической зоркости на уроках руссого языка в начальных классах"
В данной методической разработке представлен ряд упражнений, направленных на развитие орфографической зоркости у младших школьников. Дано разьяснение актуальности данной проблемы в методике преподаван...