Приемы рефлексии на уроках в начальной школе
статья по русскому языку (1, 2, 3, 4 класс)
Приемы рефлексии на уроках в начальной школе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
priyomy_refleksii_na_urokah_v_nachalnoy_shchkole.docx | 24.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Гранатова Елизавета Михайловна, учитель начальных классов МОУ Моркинская средняя общеобразовательная школа №1
«Приёмы рефлексии учащихся
на уроках в начальной школе»
Цель: повысить мотивацию коллег к овладению рефлексивной деятельностью учащихся.
Задачи:
- познакомить коллег с приёмами рефлексии
- дать представление о классификации рефлексии
- показать конкретные варианты проведения рефлексии на уроках
- создать условия для активного взаимодействия ведущего мастер-класс и участников мастер-класса
Подготовка к мастер-классу.
1. Раздать участникам карточки веселого, грустного человечка.
#1056;аздать таблицы, карточки зеленого, желтого цвета.
#1056;аздать листочки, карандаши для составления ПОПС- ФОРМУЛЫ
4 Раздать бабочек
Ход мастер-класса
- Добрый день, уважаемые коллеги! (Меня зовут Маргарита Викторовна)м Здравствуйте, гости!( Меня зовут Елизавета Михайловна) Приятно видеть вас в этой аудитории, и очень надеемся, что сегодня у нас с вами получится интересное и полезное мероприятие. А теперь уважаемые коллеги я попрошу Вас оценить собственное эмоциональное состояние при помощи щелчка, кто пришёл с хорошим настроением сегодня на занятие, сделайте 3 щелчка. Спасибо!
Актуализация мастер-класса.
За окном осень, а так хочется лета. Пусть эти маленькие бабочки напоминают вам о лете. Выберите одну и посадите ее на свою ладонь, а я вам в это время расскажу одну легенду:
Жил мудрец на свете, который знал всё. Но один его ученик захотел доказать обратное. Что он сделал? Зажав в ладонях бабочку, он спросил: “Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мёртвая или живая?” А сам думает: “Скажет живая – я ее омертвлю, скажет мёртвая – выпущу”. Мудрец, подумав, ответил:
- Как вы считаете, что ответил мудрец? “Всё в твоих руках”.
Важно, чтобы в наших руках ребенок чувствовал себя: любимым, нужным, а главное – успешным. Действительно, все в наших руках. Успех, как известно, рождает успех. В школе не должно быть неудачников.
Слайд 1 Главная заповедь учителя – заметить даже самое маленькое продвижение ученика вперёд и поддержать его успех.
Раскрытие темы мастер-класса.
Слайд 2 Тема нашего мастер-класса «Приёмы рефлексии учащихся
на уроках в начальной школе»
ФГОС нам всем известно. Этапы современного урока нам знакомы. А вот что такое “рефлексия”? Вам знакомо значение этого понятия. Психологи особо подчёркивают, что становление и развитие духовной жизни связано, прежде всего, с рефлексией. поэтому мы сегодня остановимся на некоторых приёмах рефлексии.
Слайд3 Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это принято считать, но и на любом его этапе. Рефлексия направлена на осознание пройденного пути, на сбор в общую копилку замеченного, обдуманного, понятого каждым. Её цель не просто уйти с урока с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить свои способы и методы с другими.
Мы работаем в начальной школе, поэтому мы хотим показать те приёмы, которые используем на разных этапах урока.
Исходя из функций рефлексии, предлагается следующая классификация:
- рефлексия настроения и эмоционального состояния;
- рефлексия деятельности;
- рефлексия содержания учебного материала.
Приемы рефлексии настроения и эмоционального состояния.
Слайд 5. 1 Карточки с изображением лица (грустного, веселого); показ большого пальца вверх или вниз.
Слайд 6. 2 «Солнышко» - мне всё удалось, «солнышко и тучка» - мне не всё удалось, «тучка» - у меня ничего не получилось.
3. «Радостный гномик» - всё хорошо, «грустный гномик» - грустно.
Рефлексия деятельности. Этот вид приемлем на этапе проверки домашнего задания, защите проектных работ; он даёт возможность осмысления способов и приёмов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных способов, а применение в конце урока покажет активность каждого ученика.
Слайд 7 1. «Лесенка успеха» - нижняя ступенька, у «человечка» руки опущены - у меня ничего не получилось; средняя ступенька, у «человечка» руки разведены в стороны - у меня были проблемы; верхняя ступенька, у «человечка» руки подняты вверх - мне всё удалось.
2. слайд 8 «Наряди ёлку» - успешно выполнил задание – повесил шарик, были ошибки – шарик остался возле ёлки.
3. слайд 9 «Дерево успеха» - зелёный лист – нет ошибок, жёлтый лист – 1 ошибка, красный лист – 2-3 ошибки
#1089;лайд 10 Дерево успеха
#1089;лайд 11 «Поляна». На доске – поляна из цветов, над каждым цветком – этап урока – (работа с текстом, фонетическая зарядка и т. д.). Перед каждым ребенком - бабочка. Вы предлагаете детям прикрепить свою бабочку на тот цветок, какой вид деятельности ему понравился больше всего.
#1057;лайд 12 Колесо обозрения
7 слайд13 «Поезд» На доске поезд с вагончиками, на которых обозначены этапы урока. Детям предлагают опустить «веселое личико» в тот вагончик, который указывает на то задание, которое было интересно выполнять, а «грустное личико» в тот, который символизирует задание, которое показалось неинтересным. Можно использовать только один жетон усмотрению ученика
Рефлексия содержания учебного материала
используется для выявления уровня осознания содержания пройденного.
Обычно в конце урока подводятся его итоги, обсуждение того, что узнали, и того, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы.
Слайд 14 1 Светофор
Слайд 15 #1052;етодика «ПОПС- формула»
Формула ПОПС - учащимся предлагается написать четыре
предложения,
отражающие следующие четыре момента ПОПС – формулы:
П – позиция
О – объяснение (или обоснование)
П – пример
С – следствие (или суждение)
Первое из предложений (позиция) должно начинаться со слов:
«Я считаю, что…».
Второе предложение (объяснение, обоснование своей позиции)
начинается со слов:
«Потому что …».
Третье предложение (ориентированное на умение доказать правоту
своей позиции на практике) начинается со слов:
«Я могу это доказать это на примере …».
И, наконец, четвертое предложение (следствие, суждение, выводы)
начинается со слов:
«Исходя из этого, я делаю вывод о том, что…»
Таким образом, мы получаем уникальную возможность в считанные минуты получить лаконичную информацию о степени «погружения» ученика в материал, о степени понимания происходящих процессов, о его нравственной оценке того или иного события, явления, факта.
А самое главное, мы предлагаем учащимся выразить собственное мнение, собственную позицию.
При рассматривании Рукодельницы как положительного героя составили такую попс- формулу:
Я считаю,
что Рукодельница - положительный герой сказки,
потому что она трудолюбивая, добрая, почтительная, скромная.
Я могу это доказать на примере
Например, она не отказывает никому в помощи (и печке, и яблоньке, и Морозу Ивановичу). Трудится не покладая рук, и скучать ей некогда.
Исходя из этого я делаю вывод о том, что она нравится и нам, и автору.
А давайте попробуем составить попс - формулу на тему «Рефлексия»
Я считаю ,
что мастер класс удался,
потому что наглядно, доступно показаны приёмы.
Я это могу доказать на примере:
Например, я для себя приём Дерево настроения…..
Таким образом, я считаю, что рефлексия необходимый, нужный этап урока в реализации ФГОС
Завершаем мастер- класс приёмом «Солнышко». Пожелаем друг- другу больше радости, солнечных дней , весёлого настроения, крепкого здоровья, творческих успехов, умеренных прибавлений в карточках
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс "Приемы рефлексии на уроках в начальной школе"
Мастер-класс "Приемы рефлексии на уроках в начальной школе" знакомит с видами, классификацией рефлексии учащихся в начальной школе....
Приемы рефлексии на уроках в начальной школе. Фоторефлексия
Рассматриваюразличные рефлексивные методики поклассификации исходя из целей. Описываю свою педагогическую находку - фоторефлексию. Мастер-класс проводился на областном уровне....
Виды и приемы рефлексии на уроках в начальной школе
Материал содержит теоретическое обоснование использования различных приемов рефлексии на уроках в начальной школе, Также описаны приемы рефлексии настроения и эмоционального состояния, рефлексии деяте...
Приемы рефлексии на уроках в начальной школе
Этап рефлексии является обязательным условием создания развивающей среды на уроке. Рефлексия помогает ученикам сформулировать получаемые результаты, определить цели дальнейшей работы, скорректировать ...
Приемы рефлексии на уроках в начальной школе
Рефлексия настроения и эмоционального состоянияРефлексия деятельностиРефлексия содержания учебного материала...
"Приемы рефлексии на уроках в начальной школе"
обобщение опыта...
« Приемы рефлексии на уроках в начальной школе»
Рефлексия на уроке – это совместная деятельность учащихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ученика....