Памятка по выполнению работы над ошибками
материал по русскому языку (1, 2, 3, 4 класс)

Саркисова Светлана Васильевна

Памятка по выполнению работы над ошибками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rno.doc98.5 КБ

Предварительный просмотр:

Памятка по выполнению работы над ошибками

1. Большая буква в начале предложения.

Выпиши предложение правильно.Подчеркни заглавную букву.

Делай так:Выпал пушистый снег. Дети рады.

2. Пропуск, замена, перестановка буквы.

Выпиши слово. Подчеркни в нём пропущенную букву.

Делай так:звонок, ученик.

3. Перенос слова.

Раздели слово на слоги для переноса.

Делай так: оси-на.

Запомни!При переносе одну букву нельзя оставлять на строке и нельзя переносить на новую строку.

4. Мягкий знак, обозначающий мягкость согласных.

Подчеркни мягкий знак и согласную перед ним.

Делай так: ель, тень, пень, коньки, мальчик, пальто.

5. Гласные после шипящих.

Выпиши слово правильно.

Делай так: малыши, карандаши, ежи, роща, туча.

6. Сочетания ЧК, ЧН, НЩ, ЩН.

Выпиши слово правильно. Подчеркни сочетание.

Делай так: дочка, речка, мощный.

7. Безударная гласная в корне, проверяемая ударением (а, о, е, и, я).

Выпиши слово. Поставь ударение. Выдели корень. В корне подчеркни безударную гласную. Обозначь орфограмму. Подбери проверочное слово и запиши рядом.

Делай так: сады – сад, волна – волны, червивый – червь.

8. Ударение.

Выпиши слова. Поставь в них правильно знак ударения.

Делай так: алфавит, щавель, портфель.

9. Безударная гласная в корне не проверяемая ударение, непроверяемые согласные.

Запиши слово. Запомни, как оно пишется. Обозначь ударение, подчеркни безударную гласную или непроверяемую согласную.

Делай так: ягода, вдруг

10. Проверяемые согласные.

Запиши слово, в котором допущена ошибка, правильно. Проверь согласную.

Делай так: морозы мороз, ягода ягодка.

Запомни! Согласные буквы на конце и в середине слов пишутся так же, как и перед гласными.

11. Большая буква в именах собственных.

Выпиши слово правильно.

Делай так: Илья, Петров, Мурка, Волга.

Запомни! Имена, отчества и фамилии людей, названия рек, городов, морей, клички животных пишутся с большой буквы.

12. Разделительный мягкий знак.

Выпиши слово правильно. Подчеркни мягкий знак и гласную букву.

Делай так: вьюга, листья, соловьи.

Запомни!Разделительный мягкий знак пишется после согласных перед гласными буквами е, ё, и, ю, я.

13. Двойные согласные в слове.

Выпиши слово правильно. Подчеркни двойную согласную.

Делай так: группа.

14. Знаки препинания в конце предложения (. ? ! …)

Выпиши предложение правильно. Подчеркни знак.

 Делай так: Слава нашей Родине!

15. Состав слова.

Выпиши слово. Разбери слово по составу. Делай так: поездка. Запиши 1-2 однокоренных слова.

16. Правописание непроизносимых согласных.

Прочитай слово. Подбери к нему несколько однокоренных слов. Выдели корень. Проверь непроизносимую согласную. Обозначь орфограмму.

Делай так: звезда, звёздочка- звёздный;  честь- честный.

17. Гласные и согласные в приставках.

Выпиши слово правильно. Выдели в нём приставку.

Делай так: полетели, побежали, потянули;отнёс, отбежал, отлетел.

18. Правописание приставки со словом.

Выпиши слово. Выдели приставку. Образуй от этого однокоренные слова с разными приставками.

Делай так: заехал, уехал, переехал.

Запомни! Приставка – это часть слова. Она пишется слитно со словом.

19. Правописание предлогов со словом (орфограмма – пробел).

Из предложения, в котором допущена ошибка, выпиши слово вместе с предлогом. Докажи, что предлог со словом пишется отдельно. Обозначь орфограмму-пробел.

Делай так: к берегу; к (какому?) берегу, к (крутому) берегу.

Запомни! Предлог – это отдельное слово. Не смешивай приставку с предлогом. У глаголов нет предлогов.

Лодка отплыла от берега.

20. Разделительный твёрдый знак.

Выпиши слово правильно. Выдели приставку. Подчеркни гласную.

Делай так: съезд, объявление, объём.

Запомни! Разделительный твёрдый знак пишется только после приставок, которые оканчиваются на согласную, перед гласными буквами е, ё, ю, я.

21. Сложные слова, соединительные гласные О и Е в сложных словах.

Выпиши слово правильно. Выдели корни, подчеркни соединительную гласную.

Делай так: скороход, пароход, луноход.

22. Правописание предлогов с местоимениями.

Из предложения, в котором допущена ошибка, выпиши местоимение вместе с предлогом. Докажи, что предлог с местоимением пишется отдельно. Обозначь орфограмму-пробел.

Делай так: ( у_кого?) у _меня.

23. Безударные окончания имен прилагательных.

Проверить правописание букв гласных в безударных окончаниях имён прилагательных можно с помощью вопросов.

Делай так: в доме (каком?) новом, красивом.

24. Правописание частицы НЕ с глаголами.

НЕ с глаголами пишется раздельно. Выпиши глагол вместе с частицей, обозначь орфограмму-пробел.

Делай так: не_ читал, не_писал, не_любил.

25. Правописание глагольных суффиксов: -а-, -я-, -и-, -е-, -у-, -о-.

Выпиши слово, в котором допущена ошибка, поставь глагол в неопределённую форму, выдели глагольный суффикс.

Делай так: лелеял – лелеять, сеял – сеять.

26. Правописание Ь знака в неопределённой форме глаголов после буквы Ч.

Выпиши слово. Докажи, что оно стоит в неопределённой форме, задав вопрос что делать? или что сделать? Подчеркни Ь знак после Ч.

Делай так: беречь (что делать?) – н.ф.; печь, стеречь.

27. Грамматическая основа предложения.

Выпиши предложение. Выясни о ком или о чём говорится в предложении – это подлежащее, подчеркни его одной чертой (кто? что?). Выясни, что говорится о подлежащем – это сказуемое, подчеркни его двумя чертами (что делал? что сделал? что делает? и др.)

Делай так: Жёлтые фонари зажглись за окном.

28.Однородные члены предложения.

Выпиши предложение. Найди однородные члены предложения, подчеркни их. Начерти схему предложения.

Делай так: Снежок порхает, кружится. (  __ = ,  = . )

29. Знаки препинания в сложном предложении.

Выпиши предложение. Найди и подчеркни все грамматические основы в предложении. Расставь запятые. Начерти схему предложения.

Делай так:Гаснет вечер, даль синеет, солнышко садится.  ([= -], [ - =], [ - =].)

Ошибки на замену, пропуски, перестановку букв, слогов.

Выпиши слово правильно, раздели его на слоги. Подчеркни гласные. Прилепили при-ле-пи-ли.

  1. Гласные после шипящих. Сочетания чк-чн. Гласные после шипящих.

Выпишите слово, в котором допущена ошибка, правильно. Запиши ещё два слова на это правило.   
 Например: 
машина, малыши, карандаши.

  1. Словарное слова.

       Выпиши слово, в котором была допущена ошибка,  правильно. Поставь знак ударения и выдели гласную, которую надо запомнить. Составь и запиши с данным словом предложение.

Запомни, как оно пишется: ребя́та Ребята играют в мяч.

  1. Большая буква в начале предложения. Точка, вопросительный и восклицательный знаки в конце предложения..                                                     

Выпиши предложение, подчеркни первую букву. Поставь в конце предложения нужный знак. 
Например: 
Сильный ветер сорвал листья с деревьев.

  1. Безударная гласная в слове, проверяемая ударением.

    Выпиши слово. Поставь ударение. Выдели безударную гласную и проверь её ударной. Выдели корень.

     Делай так:  волна– волны

  1. Парные звонкие и глухие согласные (сомнительные согласные).

        Выпиши слово правильно. Выдели сомнительную согласную. Подбери проверочное слово.

    Делай так: мороз – морозы, глазки – глаза, дуб – дубок. 

  1. Большая буква в именах собственных.

      Выпиши слово правильно. Запиши ещё 2 слова на это правило. Например: Таня, Саша, Андрей.

  1. Мягкий знак на конце и в середине слова.

    Выпиши слово, в котором допущена ошибка, правильно. Подчеркни мягкий знак и согласную перед ним. Запиши ещё 2 слова на это правило. Например: окунь, рысь, угольмальчик, школьник, коньки.

  1. Разделительный мягкий знак (ь).

      Выпиши слово правильно. Запиши ещё 2 слова на это правило.  Например: вьюга, обезьяна, деревья, воробьи.

  1.  Двойные согласные в слове.

Выпиши слово правильно.Раздели слово для переноса:

группа, рассказ, коллектив

груп-па, рас-сказ, кол-лектив

  1. Правописание непроизносимых согласных.     

      Выпиши слово. Подбери к нему родственные слова. Выдели корень. Подчеркни проверочные слова.

      звёздный (звезда, звёздочка)

  1. Гласные и согласные в приставках.

       Выпиши слово правильно и выдели в нём приставку. Запиши ещё 2-3 слова с этой же приставкой.

       Например: полетели, побежали, подержали.    

  1.  Правописание приставки со словом.

      Выпиши слово. Выдели приставку. Образуй от этого слова родственные слова с разными приставками.

      Например: заехал, уехал, приехал, переехал.

  1. Правописание суффиксов.

    Выпиши правильно, выдели суффикс.

    Запомни!!!        ед.ч.                        мн.ч.

замоч             -      замоч        а

платоч   ЕК   -      платоч  К  а

ореш              -      ореш         а

измените число, если гласная пропала, то пиши с буквой Е

лист            -    лист           и

ключ  ИК   -    ключ  ИК  и

сад              -    сад             и

Правописание предлога со словом. 

      Из предложения, в котором допущена ошибка, выпиши предлог и слово, к которому относится этот предлог, и между предлогом и словом поставь ещё слово.

    к (какому?) берегу;    к (крутому) берегу    

  1. Разделительный твёрдый знак (ъ). 

      Выпиши слово правильно. Запиши ещё 2 слова на это правило. Делай так: съезд, объём, объявление

17. Мягкий знак (ь) в конце существительных после шипящих.

       Выпиши слово правильно. Определи род. Запиши ещё 2 слова на это правило.

       Луч, товарищ, шалаш (муж. род) Ночь, речь, печь   (жен. род)
 Ь пишется на конце существительных ж.р., 3 склонения.

  1.  НЕ с глаголами.

      Выпиши глагол с не. Запиши ещё 2 раза слово на это правило. не  был,  не  выучил,  не  знал 

  1. Правописание безударных падежных окончаний имён существительных.

Выпиши существительное. Поставь его в начальную форму. Определи склонение. Выдели окончание. Запиши свой пример на это правило. Например: На опушке- опушка, сущ.,1 скл., П.п.

Падежи

Вопросы

Предлоги

1-е скл.

2-е скл.

3-е скл

м.р.

ж.р

м.р.

ср.р

ж.р.

Именит

кто? что?

---------

-----

Родит.

кого?

чего?

откуда?

где?

без, у, с, до

из, от, около, возле

Дател.

кому? чему?

куда? где?

к, по

Винит.

кого? что? 

куда?

в, на, за, про

через

-----

Творит.

кем? чем? где?

за, над, с, под.

-ой

-ей

-ом

-ем

(ь) ю

Предлож

о ком?   о чём? где?

в, на, об

Контрольные слова

лиса

земля

конь

стол

степи


Правописание безударных окончаний имён прилагательных.

       Выпиши прилагательное вместе с существительным, к которому оно относится, поставь к прилагательному вопрос от существительного. Обрати внимание на окончание вопроса и вспомни парное окончание. Определи род, число, падеж прилагательного по существительному.  

      Например: К лесу (какому?) дальнему - м.р., ед.ч., П.п.

Падежи

Муж.      и  Ср.род.

Жен. р.

Множ.число

Именит.

ый, ий,

ое, ее

ая, яя

ые, ие

Родит.

ого, его

ой, ей

ых, их

Дательн.

ому, ему

ой, ей

ым, им

Винит.  

ый, ий

ое, ее

ую, юю

ые, ие

Творит.

ым, им

ой/ою/,ей/ею

ымы, ими

Предолож

ом, ем

ой, ей

ых, их

  1.  Мягкий знак (ь) на конце глаголов 2-го лица единственного числа настоящего времени.

    Выпиши глаголы правильно. Запиши ещё 2-3 глагола на это правило. Например: пишешь, ругаешь, сидишь, читаешь. 

  1.  Мягкий знак  (ь) в глаголах неопределённой формы.

      Поставь вопрос к глаголу и запиши глагол правильно.

               (что делать?)  улыбаться

  1.  Правописание безударных личных окончаний глаголов.

Выпиши глагол правильно. Поставь глагол в неопределённую форму. Посмотри на гласную перед  ть. Определи спряжение глагола и гласную, которую следует писать в окончании глагола ед. и мн. числа. Запиши свой пример.

  Делай так: пишет – писать, гл. 1 спр.,(е, ут, ют)

         ставит – ставить, гл. 2 спр.,(и, ат, ят)

лицо

I спряжение

II спряжение

Ед.число

Мн.число

Ед.число

Мн. число

1-е

у (ю)

ем

у (ю)

им

2-е

ешь

ете

ишь

ите

3-е

ет

ут (ют)

ит

ат(ят)

Неопр. форма

Все глаголы на ть, еть, ать, оть, уть, кроме глаголов исключений, + брить, стелить, зиждиться

Все глаголы на ить, кроме глаголов исключений, + гнать, держать, дышать и слышать, зависеть, видеть, ненавидеть, а еще смотреть, вертеть и обидеть, и терпеть.

Чтобы правильно написать безударное окончание глагола, нужно:

  1. поставить глагол в начальную форму.
  2. определить спряжение.
  3. проверить спряжение по форме 3-го лица мн.числа.
  4. определить окончание данного глагола.
  1. Сложные слова.

Выпиши слово правильно. Запиши ещё 2 слова на это правило.  

Например: пылесос, самолет, синеглазая.

  1.  Предлог с местоимением. ( орфограмма – пробел)

Выпиши из предложения местоимение с предлогом. Запиши ещё 2 примера на эту орфограмму.

Например у преднас, копредмне, спредтобой.

  1.  Ь пишется в неопределенной форме глаголов на –ТЬСЯ, если

в вопросе есть Ь.

Задай к глаголу вопрос. Запиши глагол правильно.
Ь пишется в неопределенной форме глаголов на –ЧЬ всегда.
(что делать?) пытаться, (что делает?) учится, (что делать?) беречь, стеречь.

  1. Однородные члены предложения.

Выпиши предложение. Обозначь однородные члены и слово, от которого они зависят. Вспомни, что ты знаешь о знаках препинания и союзах между однородными членами. Выполни схему предложения.

Например: Сильный ветер сорвал листья с деревьев, разметал их по дороге. 
Знаки препинания при однородных членах

О, О

О и О

О, а О

О да (=и) О

О, но О

О, да (= но) О

О и О,и О,и О

  1.  Сложное предложение.

Выпиши правильно. Подчеркни грамматические основы. Нарисуй схему. Подчеркни запятую.

Например: Дремлют рыбы под водой, почивает сом седой.

  1. Предложение с прямой речью.

Запиши правильно. Составь схему. Подчеркни знаки препинания.

Например: Князь печально отвечает: «Грусть- тоска меня съедает». А: «П».

  1. Перенос слова.

Раздели слово на слоги для переноса: Оси – на

  1. Разбор предложения по членам.

Выпиши предложение. Подчеркни главные члены. Выпиши словосочетания с вопросами. Делай так:

Утренняя роса покрывала траву.

роса (какая?) утренняя

покрывала (что?) траву

Состав слова.

Выпиши слово. Разбери его по составу.

Делай так: поездка

чтобы найти:

-окончание (измени число или форму)

-основа (часть слова без окончания)

-корень ( неизменяемая часть однокоренных слов)

-приставка (перед корнем)

-суффикс ( после корня)

27.Разбор предложения по частям речи.

Выпиши предложение. Обозначь, какой частью речи

является каждое слово.

пр.        сущ.           глаг.              прил.         сущ.

По    овражкам   заиграли     весенние    ручейки.

28.Звукобуквенный разбор.

 Выполни правильно, без ошибок.

1).Запиши слово, определи количество слогов, поставь ударение

2). Запиши букву, укажи звук, который она обозначает, дай характеристику звуку. (гласный,   ударный или безударный
согласный, звонкий или глухой, твердый или мягкий, парный или непарный)

3).Запиши сколько в слове букв, звуков.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятки по выполнению работы над ошибками по русскому языку и математике

Разработанные памятки помогут учителям и ребятам бороться с ошибками, допущенными в ходе классных, домашних, контрольных и самостоятельных работ по русскому языку и по математике....

Памятка по выполнению работы над ошибками по русскому языку

Памятка для работы над ошибками по русскому языку для учеников начальной школы....

Памятка по выполнению работы над ошибками по русскому языку.

Предлагаю памятку по выполнению РНО по русскому языку....

Памятка по выполнению работы над ошибками по русскому языку.

Предлагаю памятку по выполнению РНО по русскому языку....

Памятка по выполнению работы над ошибками по русскому языку.

Предлагаю памятку по выполнению РНО по русскому языку....

Памятка по выполнению работы над ошибками по русскому языку.

Предлагаю памятку по выполнению РНО по русскому языку....

Памятка по выполнению работы над ошибками

Памятка, содержит подробную инструкцию по выполнению РНО по русскому языку....