Конспект урока по русскому языку во 2 классе по теме «Синонимы» ( УМК «Школа России»)
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)
Конспект урока по русскому языку во 2 классе по теме «Синонимы»
( УМК «Школа России»)
Цель: создание условий для ознакомления с понятием «синонимы»
Планируемые результаты:
Предметные:
Познакомить с понятием «синонимы»
Учить подбирать синонимы к словам
Метапредметные:
Понимать и принимать учебную задачу, решать её под руководством учителя
Работать со словарём синонимов
Личностные:
Проявлять интерес к русскому языку
Осознавать богатство русского языка, его величие и многогранность
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_sinonimy.docx | 253.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по русскому языку во 2 классе по теме «Синонимы»
( УМК «Школа России»
Цель: создание условий для ознакомления с понятием «синонимы»
Задачи
Образовательные:
- дать понятие слова «синоним» на основе знаний детей, наблюдений за сходством и различием слов;
- учить находить синонимы;
- ознакомить со словарными словами: картина, рисунок
Развивающие:
- развивать мыслительные операции, внимание, речь
Воспитательные:
- формировать познавательный интерес к изучению языка;
- формировать чувства товарищества, взаимопомощи, культуру общения.
Планируемые результаты:
Предметные:
познакомиться с понятием «синонимы»
подбирать синонимы к словам
Метапредметные:
Понимать и принимать учебную задачу, решать её под руководством учителя
Работать со словарём синонимов
Личностные:
Проявлять интерес к русскому языку
Осознавать богатство русского языка, его величие и многогранность
Оборудование у детей: учебник, тетрадь, раздаточный материал
- Организационный момент
Подтянитесь, улыбнитесь
И тихонько все садитесь.
Будем мы писать, трудиться,
Ведь заданья нелегки.
Нам, друзья, нельзя лениться,
Так как мы – ученики.
- Самоопределение к учебной деятельности
- Ребята, сейчас у нас урок русского языка. Мы продолжаем изучать его тайны. И сегодня на уроке нам предстоит открыть очередную тайну. И чтобы не забыть столь важное событие - запишем дату открытия новой тайны в своих тетрадях.
Дети записывают дату, вид работы.
Минутка чистописания – угадайте, какую букву будем сегодня прописывать
На прямую палочку слева села галочка,
Там поныне и сидит, какою буквою на нас глядит?
Какой звук обозначает буква К?
Красиво пропишем её в своих тетрадях!
Буква пришла не одна, а со своей помощницей – новым словарным словом – К…РТИНА
Прочитайте это слово, что оно обозначает? (Произведение живописи в красках на куске холста, доске, листе бумаги)
Где мы можем узнать написание этого слова?
Итак, давайте проверим себя по орфографическому словарю в учебнике на стр.136!
Прописываем это слово! Безударную А подчеркиваем!
- Введение в тему
Картины создают, а точнее пишут, художники. Мы же с вами ещё учимся рисовать, поэтому наша работа на уроках изобразительного искусства называется … Р…СУН…К, т.е. - нарисованное изображение, воспроизведение чего-нибудь, сделанное карандашом, пером, углем, красками и т. п.
Похожа пара слов КАРТИНА – РИСУНОК по значению?
А как вы думаете, в русском языке много таких слов?
А вы знаете, как называются такие слова?
Итак, что мы узнаем, чему научимся сегодня на уроке?
(узнаем, как называются слова похожие по значению, но разные по произношению, будем учиться подбирать такие слова)
- Изучение нового материала
Разгадывание загадок, запись отгадок в столбик
Кто у постели больного сидит?
И как лечиться, он всем говорит;
Кто болен – он капли предложит принять,
Тому, кто здоров, – разрешит погулять.
Учит гвозди забивать,
Не реветь, отпор давать,
Сильный, смелый и большой,
Любимый он родитель мой.
Буквы-значки, как бойцы на парад,
В чётком равненьи построились в ряд.
Каждый в условленном месте стоит.
Как называется он?
Всех круглее и краснее.
Он в салате всех вкуснее.
И ребята с давних пор
Очень любят …
- Попробуйте в парах подобрать похожие по значению слова!
Проверка фронтальная.
А к какому слову не смогли подобрать?
Оказывается, в русском языке существует специальный словарь таких слов. И он есть даже в наших учебниках, не весь, конечно, а только маленькая часть!
Откроем учебник на странице 141 и прочитаем название этого словаря.
Словарь синонимов! – вот так называются наши слова! А теперь проверим написанные вами слова по словарю.
Физминутка!
Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.
Ножками потопали,
Ручками похлопали.
Покрутились, повертелись
И за парты все уселись.
Глазки крепко закрываем,
Дружно до 5 считаем.
Открываем, поморгаем
И работать продолжаем.
- Закрепление
Как вы думаете, для чего нужны синонимы? Исследуем эту проблему. Я вам
предлагаю прочитать два текста. О чём они? Что о ней сказано в первом
тексте? А что во втором? Прочитайте текст, который вам понравился
больше? Почему?
1. Зябнет осинка,
Дрожит на ветру,
Зябнет на солнышке,
Зябнет в жару.
2. Зябнет осинка,
Дрожит на ветру,
Стынет на солнышке,
Мёрзнет в жару.
Какими словами - синонимами заменили слово зябнет? Близкие ли эти слова
по значению? Что они обозначают?
Запишите эти слова в тетрадь.
Давайте сделаем вывод, для чего нужны синонимы?
(Синонимы используют в речи, чтобы избежать повторов одних и тех же
Слов в предложении и в рядом стоящих предложениях. Обогащают нашу
речь, делают ее более разнообразной, точной.
А теперь давайте поиграем: составьте пары слов - синонимов
Мороз золотой
Жёлтый озорник
Пламя квакушка
Печаль грусть
Блестеть огонь
Шалун холод
Лягушка сверкать
Проверка по образцу!
Самостоятельная работа
А теперь, чтобы определить насколько грамотно вы умеете подбирать синонимы, я предлагаю каждому из вас небольшое задание.
6. Рефлексия.
Вы сегодня все хорошо поработали! Были замечательными исследователями!
Сегодня мы с вами ещё раз убедились, как богат и разнообразен русский
язык. Мне хотелось бы, чтобы вы пользовались этим богатством в своей
речи.
Закончите данные высказывания:
На уроке я узнал…
Мне на уроке удалось…
Мне было трудно…
Самым интересным было…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по русскому языку: Изменение глаголов по временам практическая(УМК "Школа России) 3 класс
Конспект урока по русскому языку: Изменение глаголов по временам практическая(УМК "Школа России) 3 класс...
Конспект урока по русскому языку 3 класс на тему "Что такое окончание? Как найти в слове окончание?" (УМК "Школа России")
Цели деятельности учителя: формирование понятий об окончании слова.Планируемые результатыПредметные:-знать что такое окончание.-уметь находить окончание в слове; приводить примеры слов с ра...
Конспект урока по русскому языку 4 класс на тему "I и II спряжение глаголов настоящего времени" (УМК "Школа России")
Цели деятельности учителя: создание условий для ознакомления учащихся с I и II спряжением глаголов и настоящего времени их окончаниями.Планируемые результатыПредметные:-знать и называть изу...
Конспект урока по русскому языку 4 класс на тему "I и II спряжение глаголов будущего времени" (УМК "Школа России")
Цели деятельности учителя: создание условий для ознакомления учащихся с I и II спряжением глаголов будущего времени и их окончаниями; формирования умения правильно писать личные окончания глагол...
Конспект урока по русскому языку 4 класс на тему "Сочинение по картине "Иван Царевич на Сером волке"" ("УМК Школа России")
Цели деятельности учителя: формирование навыка написания отзыва по картине; совершенствование умений соблюдать структуру текста и следовать заранее составленному плану; формирование ...
Конспект урока по русскому языку 2 класс на тему "Гласные звуки" (УМК "Школа России")
Цели деятельности учителя: формирование знаний о гласных звукахПланируемые результаты:Предметные: Знать какими буквами на письме обозначаются гласные звукиУметь определять гласные звукиЛичностны...
Конспект урока по русскому языку 2 класс на тему "Правописание слов с безударным гласным звуком в корне" (УМК "Школа России")
Цели деятельности учителя: формирование знаний о безударных гласных звуках в корнеПланируемые результаты:Предметные: Знать, что такое проверочное и проверяемое словаУметь писать безударные гласн...