Использование на уроках русского языка игровых словариков и карточек для самоконтроля.
методическая разработка по русскому языку (1, 2, 3, 4 класс)
Все учителя в своей работе пользуются различными видами карточек, в том числе и приготовленными самостоятельно. Такое разнообразие в выборе карточек с заданиями необходимо для создания условий включения в работу как можно большего числа детей. Данная технология позволяет снизить количество ошибок до 30-40%. Работа с игровыми словариками проводится в течение 2-4 минут. Игровые словарики составлены по 3-4 вариантам и разработаны по различным типам орфограмм.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_nad_slovarnymi_slovami.doc | 94 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование на уроках русского языка
игровых словариков и карточек для самоконтроля
Технология работы с игровыми словариками.
Все учителя в своей работе пользуются различными видами карточек, в том числе и приготовленными самостоятельно. Такое разнообразие в выборе карточек с заданиями необходимо для создания условий включения в работу как можно большего числа детей.
Однако все виды карточек имеют существенный недостаток. Они требуют непосредственного участия учителя в работе ученика. Выполнив задание, ребенок вынужден ждать, когда учитель проверит и оценит. Карточки, о которых речь пойдет ниже, позволяют не только преодолеть эту трудность, но позволяют увеличить эффективность работы с различными видами орфограмм. Данная технология позволяет снизить количество ошибок до 30-40%.
Работа с игровыми словариками проводится в течение 2-4 минут. Игровые словарики составлены по 3-4 вариантам и разработаны по различным типам орфограмм. Методика работы (см. приложение). Игровые словарики по отрабатываемой орфограмме можно взять любые, подобрав 30 слов на отрабатываемую орфограмму и размножить их на каждого ученика.
Разовое предъявление слова не запоминается. Интересные факты: если задуманное человеком к высказыванию принять за 100%, то в словесную форму облекается только 90, а высказывается — 80%. Выслушивается из задуманного в лучшем случае 70, понимается 60, запоминается — не более 30%. Вот почему для правильного понимания и запоминания необходимо минимум троекратное повторение сказанного в различных вариантах.
Успех в обучении определяется также и частотой воспроизведения написаний, ведь чтобы сложился прочный навык хороший ученик должен проанализировать и записать 15-20 слов на каждое правило, средний по 20-30 слов, а слабый 40-50 слов. Заученный материал со временем будет забываться. Этому препятствует повторение. Если учитель хочет, чтобы ученики основательно запомнили материал, он должен обращаться к нему несколько раз в течение дальнейшей работы. Орфографическая работа, проводимая с наиболее часто употребляемыми словами, может предотвратить появление ошибок в них во время самостоятельного письма учащихся.
Подробнее хочется рассказать о работе с игровыми словариками. Существует и психологическое объяснение эффективности применения игровых словариков:
- применение игровых словариков активизирует ассоциативную память;
- ассоциативная память более других влияет на уровень орфографической грамотности. Вот почему традиционная методика русского языка (в том числе и сознательно-практический метод) не позволяет получить хорошие результаты; не хватает упражнений, опирающихся на ассоциативную память!
- Работа по восстановлению навыков должна проводиться ежедневно, т.е. на каждом
уроке русского языка.
- Упражнения должны проводиться устно. При письменном их выполнении 80-90 процентов времени теряется на рутинную операцию — механическую запись. Не менее важно, что нельзя перегружать учителя дополнительными объёмами проверочной работы. Сохранение здоровья учеников и учителей — важнейший принцип.
- Отрабатывается каждая повторяемая орфограмма в течение одной недели. В течение этой недели нельзя чередовать несколько орфограмм; нельзя нарушать ритмичность, предусмотренную технологией.
Исследования подтвердили истинность древнего изречения: «Когда я слушаю, я забываю; когда я вижу, я понимаю; когда я действую, я учусь». В среднем человек запоминает 1/5 из того, что слышит, и 3/5 из того, что видит. Из того, что человеку покажут с объяснениями, он может запомнить 4/5. Только «делание» может обеспечить 100-процентное усвоение.
Работа с карточками для самоконтроля проводится аналогично (приложение 2)
Лист учета знаний по русскому языку, которые ведут учитель и ученики позволяют проводить рефлексию и корректировать работу над орфограммами, выбирать для последующей работы карточки с орфограммами, которые усвоены учениками слабее (приложение 3)
Приложение 1
Методика работы с игровыми словариками
Дети работают с игровым словариком в режиме самопроверки: закрывают поле с вынесенными буквами, проговаривают слово орфографически. Сравнивают результат. Прочтение занимает не более 2 минут. Возможен режим взаимопроверки, соревнования между учениками. В этом случае потребуется около 4 минут.
Каждая орфограмма повторяется в течение одной недели. В это время нежелательно чередовать несколько орфограмм. Также нельзя нарушать ритмичность, предусмотренную технологией. Начинать следует с наборов из 10-12 слов. Когда работа не будет вызывать у детей затруднения, предлагаются карточки с 30 словами.
игровой словарик
А | в тр-ве | 0 | за г-рами |
Е | из гн-зда | Е | п-стреют |
Е | б-жит | Е | цв-тной |
Е | бл-стящий | Е | на з-лёных |
Е | вес-ло | 0 | вып-лзла |
Е | цв-тёт | 0 | од-жде |
А | пр ил-с кал | о | к-вры |
Е | в л-су | Е | т-нистый |
Е | ч-рнеют | о | гр-за |
Е | обл-пила | о | по тр-пинке |
Е | о кл-стах | А | сп-сается |
Е | с-мена | Е | на в-ршине |
И | греет л-цо | Е | прол-тела |
0 | скв-рцы | Е | л-сной |
А | к-пель | А | от вр-гов |
игровой словарик
о | в-лной | 0 | над г-л-вой |
А | кр-суется | 0 | см-листый |
0 | задр-жала | И | кр-чит |
0 | к-ренастый | Я | т-жёлый |
Е | выр-зные | Е | б-жит |
0 | нет бр-вей | 0 | д-ждевой |
Е | т-чёт | 0 | в-дяной |
Е | руч-ёк | Е | прот-кает |
0 | ст-ят | Е | ш-птались |
Е | расп-вают | Е | выстр-лил |
0 | в к-нце | Е | проб-жался |
Е | на д-ревьях | Е | расцв-ли |
Е | пч-линый | Е | выв-ла |
0 | под с-сной | 0 | х-лодок |
Е | л-сная | 0 | м-лодая |
Приложение 2
Карточки для самоконтроля
Методика работы.
Дети работают с карточками для самоконтроля в режиме самопроверки:
- Закрывают поле, на которое вынесены правильные ответы.
- Выполняют задание №1а.
- Сдвигают листочек вниз, открывая правильный ответ.
- Сравнивают результаты.
Остальные задания (1б, 1в) выполняют аналогично.
Задания №2, № 3, выполненные учащимися, проверяет учитель.
Возможны режимы взаимопроверки, соревнования между учениками.
ВАРИАНТ 1.
| 1. Обозначьте корень в данных словах: а) шумный, шуметь, зашумели |
а)-шум-, -шум-, -шум- | |
б) сделать, поделки, деловой | |
б) –дел-, -дел-, -дел- | |
в) приписка, осмотрели, цветок, избушка, подснежник | |
в)–пис-,-смотр-, цвет-, -изб-, -снеж- | |
2. Обозначьте корень во всех словах (кроме предлогов). Грибница в почве разрастается по кругу, отмирая посередине. | |
3.Вставьте пропущенные буквы, обозначьте корень. Ни…кое со…нце ослепительно било в гл…за. |
ВАРИАНТ 2.
а) запись, записка, пишет | |
а) –пис-, -пис, -пиш- | |
б) цветной, цветник, бесцветный | |
б)–цвет-,-цвет-, цвет- | |
в) научить, нарост, зверёк, травка, срубить | |
в) –уч-, -рост-, -звер-, -трав-, -руб- | |
2. Обозначьте корень во всех словах (кроме предлогов). Маленькие грибы собирать не следует. | |
3. Вставьте пропущенные буквы, обозначьте корень. На цв…тущей ржи раст…нулись в…черние тени. |
ВАРИАНТ 3.
| 1. Обозначьте корень в данных словах: а) рука, ручной, нарукавники |
а) –рук-, -руч-, -рук- | |
б) снежинка, снеговик, заснеженная | |
б) –снеж-, -снег-, -снеж- | |
в) винтик, поддержка, выстрел, лапка, осинка | |
в) –винт-, -держ-, -стрел-, -лап-, -осин- |
|
2. Обозначьте корень во всех словах (кроме предлогов). Люди давно не могут обходиться без пшеницы и ржи. | |
3. Вставьте пропущенные буквы, обозначьте корень. В древнегреческой мифологии в…дяная лилия была символом кр…соты. |
ВАРИАНТ 4.
1. Обозначьте корень в данных словах: а) ледяной, льдинка, обледенелый | |
а) –лед-, -льд-, -лед- | |
б) солнышко, подсолнух, солнечно | |
б) –солн-, -солн-, -солн- | |
в) горка, подосиновик, вредный, заварка, посторонился | |
в) –гор-, -осин-, -вред-, -вар-, -сторон- | |
2. Обозначьте корень во всех словах (кроме предлогов). В прибрежных зарослях камыша чинно расхаживают цапли. | |
3. Вставьте пропущенные буквы, обозначьте корень. В птичьих д…мах ш…велятся презабавные пуш…стые к…мочки. |
Приложение 3
Лист учета знаний по русскому языку ______ класса (ведет учитель)
№ п/п | Список детей | Орфограммы | |||||
Дневник грамотности (ведут ученики)
№ п/п | Типы ошибок | Количество ошибок | Число и месяц проведения проверочной работы |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
методы классификации и их использование на уроках русского языка
Развитие мышления связано с развитием наблюдательности.Необходимо научить ребенка видеть предмет,слово,языковое явление во всем его многообразии...
Материалы для использования на уроках русского языка и литературного чтения
(словарная работа с названиями месяцев,пословицы и поговорки, тексты для диктантов или списывания, сказка, даты рождения писателей и поэтов,4 времени года + интеграция с окружающим миром.)...
Развитие орфографической зоркости учащихся 2 - х классов . Тренажёр для использования на уроках русского языка во 2 классе .
Дидактический материал представляет из себя блок диктантов с пропусками букв. Ребенок должен вставить пропущенные буквы,обозначая все орфограммы. Материал рассчитан на учащихся 2 классов второго...
Применение образовательных технологий, направленных на формирование предметных и метапредметных результатов, особенности их использования на уроках русского языка в начальной школе.
В практике образования учащихся используются метапредметные технологии, включенные в предметное преподавание, что преобразует сами учебные предметы и педагогический стиль. Это позволяет демонстрироват...
Использование материалов уроков русского языка, литературного чтения, математики и окружающего мира как средство развития исследовательской и познавательной деятельности младших школьников
Работа по развитию исследовательских умений должна проходить как в урочной, так и во внеурочной деятельности. При этом необходимо использовать материал различных уроков. В данном материале показана ра...
Использование материалов уроков русского языка, литературного чтения, математики и окружающего мира как средство развития исследовательской и познавательной деятельности младшего школьника.
Исследовательская деятельность заставляет и приучает детей работать с книгой, газетой, журналом. Дети в лучшем случае читают только учебники. Они не хотят читать не только дополнительную литературу по...