Использование на уроках русского языка игровых словариков и карточек для самоконтроля.
методическая разработка по русскому языку (1, 2, 3, 4 класс)

Чурнусова Лада Александровна

Все учителя в своей работе пользуются различными видами карточек, в том числе и приготовленными самостоятельно. Такое разнообразие в выборе карточек с заданиями необходимо для создания условий включения в работу как можно большего числа детей. Данная технология позволяет снизить количество ошибок до 30-40%. Работа с игровыми словариками проводится в течение 2-4 минут. Игровые словарики составлены по 3-4 вариантам  и разработаны по различным типам орфограмм.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabota_nad_slovarnymi_slovami.doc94 КБ

Предварительный просмотр:

Использование на уроках русского языка

игровых словариков и карточек для самоконтроля

Технология работы с игровыми словариками.

Все учителя в своей работе пользуются различными видами карточек, в том числе и приготовленными самостоятельно. Такое разнообразие в выборе карточек с заданиями необходимо для создания условий включения в работу как можно большего числа детей.

Однако все виды карточек имеют существенный недостаток. Они требуют непосредственного участия учителя в работе ученика. Выполнив задание, ребенок вынужден ждать, когда учитель проверит и оценит. Карточки, о которых речь пойдет ниже, позволяют не только преодолеть эту трудность, но позволяют увеличить эффективность работы с различными видами орфограмм. Данная технология позволяет снизить количество ошибок до 30-40%.

Работа с игровыми словариками проводится в течение 2-4 минут.  Игровые словарики составлены по 3-4 вариантам  и разработаны по различным типам орфограмм. Методика работы (см. приложение). Игровые словарики по отрабатываемой орфограмме можно взять любые, подобрав 30 слов на отрабатываемую орфограмму и размножить их на каждого ученика.

Разовое предъявление слова не запоминается. Интересные факты: если задуманное человеком к высказыванию принять за 100%, то в словесную форму облекается только 90, а высказывается — 80%. Выслушивается из задуманного в лучшем случае 70, понимается 60, запоминается — не более 30%. Вот почему для правильного понимания и запоминания необходимо минимум троекратное повторение сказанного в различных вариантах.

Успех в обучении определяется также и частотой воспроизведения написаний, ведь чтобы сложился прочный навык хороший ученик должен проанализировать и записать 15-20 слов на каждое правило, средний  по 20-30 слов, а слабый 40-50 слов. Заученный материал со временем будет забываться. Этому препятствует повторение. Если учитель хочет, чтобы ученики основательно запомнили материал, он должен обращаться к нему несколько раз в течение дальнейшей работы. Орфографическая работа, проводимая с наиболее часто употребляемыми словами, может предотвратить появление ошибок в них во время самостоятельного письма учащихся.

Подробнее хочется рассказать о работе с игровыми словариками. Существует и психологическое объяснение эффективности         применения игровых словариков:

  • применение игровых словариков активизирует ассоциативную память;
  • ассоциативная память более других влияет на уровень орфографической грамотности. Вот почему традиционная         методика русского языка (в том числе и сознательно-практический метод) не позволяет получить хорошие результаты; не хватает упражнений, опирающихся на ассоциативную память!
  • Работа по восстановлению навыков должна проводиться         ежедневно, т.е. на каждом

        уроке русского языка.

  • Упражнения должны проводиться устно. При письменном их выполнении 80-90 процентов времени теряется на рутинную         операцию — механическую запись. Не менее важно, что нельзя перегружать учителя дополнительными объёмами проверочной работы. Сохранение здоровья учеников и учителей — важнейший принцип.
  • Отрабатывается каждая повторяемая орфограмма в течение одной недели. В течение этой недели нельзя чередовать несколько орфограмм; нельзя нарушать ритмичность, предусмотренную технологией.

Исследования подтвердили истинность древнего изречения: «Когда я слушаю, я забываю; когда я вижу, я понимаю; когда я действую, я учусь». В среднем человек запоминает 1/5 из того, что слышит, и 3/5 из того, что видит. Из того, что человеку покажут с объяснениями, он может запомнить 4/5. Только «делание» может обеспечить 100-процентное усвоение.

Работа с карточками для самоконтроля проводится аналогично (приложение 2)

Лист учета знаний по русскому языку, которые ведут учитель и ученики позволяют проводить рефлексию и корректировать работу над орфограммами, выбирать для последующей  работы  карточки с орфограммами,  которые усвоены  учениками слабее (приложение 3)

Приложение 1

Методика работы с игровыми словариками

   Дети работают с игровым словариком в режиме самопроверки: закрывают поле с вынесенными буквами, проговаривают слово орфографически. Сравнивают результат. Прочтение занимает не более 2 минут. Возможен режим взаимопроверки, соревнования между учениками. В этом случае потребуется около 4 минут.

Каждая орфограмма повторяется в течение одной недели. В это время нежелательно чередовать несколько орфограмм. Также нельзя нарушать ритмичность, предусмотренную технологией. Начинать следует с наборов из 10-12 слов. Когда работа не будет вызывать у детей затруднения, предлагаются карточки с 30 словами.

игровой словарик

А

в тр-ве

0

за г-рами

Е

из гн-зда

Е

п-стреют

Е

б-жит

Е

цв-тной

Е

бл-стящий

Е

на з-лёных

Е

вес-ло

0

вып-лзла

Е

цв-тёт

0

од-жде

А

пр ил-с кал

о

к-вры

Е

в л-су

Е

т-нистый

Е

ч-рнеют

о

гр-за

Е

обл-пила

о

по тр-пинке

Е

о кл-стах

А

сп-сается

Е

с-мена

Е

на в-ршине

И

греет л-цо

Е

прол-тела

0

скв-рцы

Е

л-сной

А

к-пель

А

от вр-гов

игровой словарик

о

в-лной

0

над г-л-вой

А

кр-суется

0

см-листый

0

задр-жала

И

кр-чит

0

к-ренастый

Я

т-жёлый

Е

выр-зные

Е

б-жит

0

нет бр-вей

0

д-ждевой

Е

т-чёт

0

в-дяной

Е

руч-ёк

Е

прот-кает

0

ст-ят

Е

ш-птались

Е

расп-вают

Е

выстр-лил

0

в к-нце

Е

проб-жался

Е

на д-ревьях

Е

расцв-ли

Е

пч-линый

Е

выв-ла

0

под с-сной

0

х-лодок

Е

л-сная

0

м-лодая

Приложение 2

Карточки для самоконтроля

Методика работы.

Дети работают с карточками для самоконтроля в  режиме самопроверки:

  1. Закрывают поле, на которое вынесены правильные ответы.
  2. Выполняют задание №1а.
  3. Сдвигают листочек вниз, открывая правильный ответ.
  4. Сравнивают результаты.

Остальные задания (1б, 1в) выполняют аналогично.

Задания №2, № 3, выполненные учащимися, проверяет учитель.

Возможны режимы взаимопроверки, соревнования между учениками.

ВАРИАНТ 1.

                 

  1.  Обозначьте корень в данных словах:

   а) шумный, шуметь, зашумели

а)-шум-, -шум-, -шум-

    б) сделать, поделки, деловой

б) –дел-, -дел-, -дел-

   в) приписка, осмотрели, цветок, избушка,  подснежник

в)–пис-,-смотр-, цвет-,

-изб-, -снеж-

 2. Обозначьте корень во всех  словах (кроме предлогов).  Грибница в почве разрастается по кругу, отмирая посередине.

 3.Вставьте пропущенные буквы, обозначьте корень.

   Ни…кое со…нце ослепительно било в гл…за. 

ВАРИАНТ 2.

  1. Обозначьте корень в данных словах:

а) запись, записка, пишет

а) –пис-, -пис, -пиш-

 б) цветной, цветник, бесцветный

б)–цвет-,-цвет-, цвет-

 в) научить, нарост, зверёк, травка, срубить

в) –уч-, -рост-, -звер-,

 -трав-, -руб-

2. Обозначьте корень во всех  словах (кроме предлогов).

   Маленькие грибы собирать не следует.

     3.   Вставьте пропущенные буквы, обозначьте корень.                                

   На цв…тущей  ржи раст…нулись  в…черние тени.

ВАРИАНТ 3.

                 

    1.  Обозначьте корень в данных словах:

    а) рука, ручной, нарукавники

а) –рук-, -руч-, -рук-

    б) снежинка, снеговик, заснеженная

б) –снеж-, -снег-, -снеж-

   в) винтик, поддержка, выстрел, лапка, осинка

в) –винт-, -держ-, -стрел-, -лап-, -осин-

   

    2. Обозначьте корень во всех  словах (кроме предлогов). 

    Люди давно не могут обходиться без пшеницы и ржи.

    3.   Вставьте пропущенные буквы, обозначьте корень.      

   В древнегреческой мифологии в…дяная лилия была символом кр…соты.                         

                                               

ВАРИАНТ 4.

    1.  Обозначьте корень в данных словах:

     а) ледяной, льдинка, обледенелый                         

а) –лед-, -льд-,  -лед-

    б) солнышко, подсолнух, солнечно

б) –солн-, -солн-, -солн-

    в) горка, подосиновик, вредный, заварка, посторонился

в) –гор-, -осин-, -вред-,

 -вар-, -сторон-

  2. Обозначьте корень во всех  словах (кроме предлогов).

   В прибрежных зарослях камыша чинно расхаживают цапли.

    3.   Вставьте пропущенные буквы, обозначьте корень.                                

  В птичьих д…мах ш…велятся презабавные пуш…стые к…мочки.

Приложение 3

Лист учета знаний по русскому языку ______ класса  (ведет учитель)

№ п/п

Список детей

Орфограммы

Дневник грамотности (ведут ученики)

№ п/п

Типы ошибок

Количество ошибок

Число и месяц проведения проверочной работы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методы классификации и их использование на уроках русского языка

Развитие мышления связано с развитием наблюдательности.Необходимо научить ребенка видеть предмет,слово,языковое явление во всем его многообразии...

Материалы для использования на уроках русского языка и литературного чтения

(словарная работа с названиями месяцев,пословицы и поговорки, тексты для диктантов или списывания, сказка, даты рождения писателей и поэтов,4 времени года + интеграция с окружающим миром.)...

Развитие орфографической зоркости учащихся 2 - х классов . Тренажёр для использования на уроках русского языка во 2 классе .

Дидактический материал представляет из себя блок диктантов с пропусками букв. Ребенок должен вставить пропущенные буквы,обозначая все орфограммы. Материал рассчитан на  учащихся 2 классов второго...

Применение образовательных технологий, направленных на формирование предметных и метапредметных результатов, особенности их использования на уроках русского языка в начальной школе.

В практике образования учащихся используются метапредметные технологии, включенные в предметное преподавание, что преобразует сами учебные предметы и педагогический стиль. Это позволяет демонстрироват...

Использование материалов уроков русского языка, литературного чтения, математики и окружающего мира как средство развития исследовательской и познавательной деятельности младших школьников

Работа по развитию исследовательских умений должна проходить как в урочной, так и во внеурочной деятельности. При этом необходимо использовать материал различных уроков. В данном материале показана ра...

Использование материалов уроков русского языка, литературного чтения, математики и окружающего мира как средство развития исследовательской и познавательной деятельности младшего школьника.

Исследовательская деятельность заставляет и приучает детей работать с книгой, газетой, журналом. Дети в лучшем случае читают только учебники. Они не хотят читать не только дополнительную литературу по...