УРОК-ПРОЕКТ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ГРАММАТИКА. ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ»
проект по русскому языку (4 класс)
КОНСПЕКТ УРОКА-ПРОЕКТА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
«ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ГРАММАТИКА. ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ» с приложениями
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt.docx | 29.29 КБ |
k_uroku.pptx | 351.08 КБ |
listok_samootsenki.docx | 15.53 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ УРОКА-ПРОЕКТА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
«ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ГРАММАТИКА. ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ»
Описание проектной задачи
Данная задача – обобщающая по теме «Имя прилагательное». Класс делится на 5 групп (по количеству предлагаемых заданий, результатом решений которых станет коллективный проект). Группы выполняют задания, презентуют и объединяют результаты всех выполненных заданий, оформляя к декаде русского языка газету «Занимательное прилагательное».
Цели данной задачи:
- обучение младших школьников совместному решению задач;
- освоение детьми возможности переноса известных способов действий (знаний, умений) в новую для них практическую ситуацию и создание реального продукта;
- формирование у обучающихся коммуникативных компетенций.
Планируемые результаты работы обучающихся:
- личностные: формирование у детей мотивации к учебной деятельности;
- предметные:
- оценка обучающимися своих знаний и умений в рамках изученной темы;
- восполнение пробелов в знаниях некоторых обучающихся;
- метапредметные:
- регулятивные УУД: формирование у детей умений определять цель учебной задачи с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления; ориентироваться на образец и правило выполнения действия; составлять план своей деятельности; рефлексировать (видеть проблему, анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);
- познавательные УУД: формирование у детей умений работать по инструкции, искать и выделять необходимую информацию, формулировать проблему, структурировать свои знания, использовать знаково-символические средства для решения поставленных задач; проводить анализ и сравнение; выдвигать гипотезы и давать им обоснования; моделировать, представляя способ действия в виде схемы модели, выделяя всё существенное и главное; осуществлять контроль и оценку своей деятельности, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме;
- коммуникативные УУД: формирование у детей учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умений проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи; вступать в коммуникацию, взаимодействовать и договариваться при решении задачи, слушать других, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Способы оценивания результатов работы:
- педагогическое наблюдение за работой обучающихся в группе;
- публичная презентация результатов работы.
Ход урока
- Орг.момент
Вступительное слово учителя
Учитель: Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас на уроке присутствуют гости. Поприветствуйте их и постарайтесь порадовать их своими знаниями и содержательными ответами.
Я же хочу вам пожелать:
Учитесь с улыбкой, (СЛАЙД №1)
Шутите, учась!
Любая ошибка исчезнет
От весёлой улыбки и радостных глаз.
Учитесь без скуки, друзья!
В добрый час.
- Мотивация к уроку.
Учитель: Наш урок мы посвятим одной очень близкой вам теме. Какой, вы узнаете, посмотрев сценку. (СЛАЙД №2)
П р и л а г а е т с я л и п р и л а г а т е л ь н о е ?
СЦЕНКА
Госпожа Простакова из комедии «Недоросль» Д.И. Фонвизина хочет показать, как учён у них сын Митрофанушка. Митрофан говорит, что он выучен грамматике. На вопрос, что он знает из грамматики, отвечает, что много. Существительна да прилагательна.
МАТУШКА.
- Дверь, например, какое имя: существительное или прилагательное?
МИТРОФАН.
- Дверь? Котора дверь?
МАТУШКА.
- Вот эта.
МИТРОФАН.
- Эта? Прилагательна.
МАТУШКА.
- Почему же?
МИТРОФАН.
- Потому что она приложена к своему месту. Вот у чулана шеста неделя дверь стоит не навешена: так та покамест существительна.
МАТУШКА.
- Так поэтому у тебя слово ДУРАК прилагательное, потому что прилагается к глупому человеку?
МИТРОФАН.
- И ведомо.
- Постановка темы, целей урока.
Учитель: Что не знает Митрофанушка? А как вы ответите на вопрос, что такое имя прилагательное? Назовите тему урока.
В течение многих уроков мы изучали тему «Имя прилагательное».
Что нас ждёт сегодня?
Хотите об этом узнать?
Тогда постарайтесь скорее
Этот синквейн разгадать. (СЛАЙД №3, синквейн без первой строчки)
- …………….
- Исследовательский, творческий
- Думаем, выбираем, действуем
- Помогает чего-то достичь
- Замысел
Учитель: Посмотрите на экран. Прочитайте синквейн и попробуйте понять, какое слово пропущено в первой строчке. (Проект, СЛАЙД №4, синквейн со словом «проект»)
Что такое проект, вы уже знаете. Мы с вами выполняли много различных проектов. Как бы вы могли объединить тему сегодняшнего урока и слово «проект»? Определите цель нашего урока.
- Этапы реализации проекта.
- Исходный (постановка проблемы)
Учитель: Ребята! Сегодня вам предстоит показать свои возможности и способности в создании коллективной творческой работы. Мы закончили изучать раздел, посвящённый имени прилагательному. Итогом нашей работы станет стенгазета «Занимательное прилагательное» к декаде русского языка, которая скоро будет проходить в нашей школе. Выполнять задания вы будете в группах.
- Этап разработки проекта
Учитель: Перед началом работы давайте вспомним правила работы в группе. (Ответы детей)
Представители групп получите конверты с заданиями. Начнём мы свою работу с распределения ролей в группе. Пожалуйста, ознакомьтесь с заданиями, оцените свои возможности и выберите, какие обязанности вы смогли бы выполнять. (Дети распределяют роли внутри группы, фамилии заносят в таблицу).
Работайте дружно и слаженно!
- Этап реализации проекта
ЗАДАНИЕ для группы №1
Все мы любим сказки. Придумайте свою сказку о том, как поссорились и помирились имя Прилагательное и имя Существительное. Сочинять сказку начните со слов: «Жили-были в стране Русский язык двое братьев-имён: Существительное и Прилагательное. Вместе работали у царицы Грамматики, дружили, радовались и грустили, пели и смеялись.
Но однажды…
Имя существительное и имя прилагательное можно представлять по-разному. Придумайте свой образ двух братьев-имён, изобразите их, используя разные материалы для творчества.
ЗАДАНИЕ для группы №2
В русском языке около 500 тысяч слов. Образованный человек знает и использует в своём лексиконе около 8000 тысяч слов. Из них примерно половину составляют имена существительные, а имена прилагательные и глаголы распределились в равных долях от оставшегося количества слов.
Эти данные изобразите в виде диаграммы. По этой диаграмме составьте задачу. Запишите условие и вопрос.
ЗАДАНИЕ для группы №3
Вы уже знаете, что от имени прилагательного суффиксальным способом можно образовать другую часть речи. Вспомните, какую?
Образуйте от прилагательных красивый, дорогой, весёлый, хороший вчерашний слова другой части речи. Изобразите эти слова в виде ребусов.
Как составляются ребусы, вы вспомните, внимательно рассмотрев представленные ниже рекомендации по составлению ребусов.
ЗАДАНИЕ для группы №4
Банк данных – современная система, предназначенная как для хранения информации, так и для постоянного её использования. Составьте свой банк данных по теме «Имя прилагательное». Запишите в кластер нужные сведения, которые вы получили в процессе изучения темы «Имя прилагательное».
Падежи | Вопросы | Мужской род | Женский род | Средний род | Множественное число |
| |||||
ЗАДАНИЕ для группы №5
Каждому из нас всегда интересно узнать, «почему мы так говорим»: что означает то или иное выражение и откуда оно пришло в нашу речь. Определи, верно ли истолкованы значения фразеологизмов. Напиши их правильное толкование. Оформи с рисунками.
БЕЛАЯ ВОРОНА – новый вид ворон.
СИНЯЯ ПТИЦА – это синичка.
ЖЁЛТАЯ ПРЕССА – газеты и журналы в жёлтых обложках.
БЕРЁЗОВАЯ КАША – каша из листьев и веток берёзы.
ГОРЯЧАЯ ГОЛОВА – поднялась высокая температура.
- Этап завершения проекта
Презентация выполненных заданий.
Учитель: Наш проект почти готов. Сопоставьте цель, которую мы ставили в начале урока и полученный результат. Сделайте вывод. (Мы ставили цель – создать творческий проект по теме «Имя прилагательное». Цель достигнута, творческий проект создан.)
- Этап рефлексии
Учитель: Наш урок подошёл к концу. Вы большие молодцы. А сейчас я предлагаю каждой группе назвать одно имя прилагательное (можно эпитет), которое, на ваш взгляд, характеризует сегодняшний урок. Какой он, наш сегодняшний урок? (Дети «по цепочке» называют оценочные прилагательные).
Оцените свою работу в группе, заполнив листки самооценки.
На этой радостной ноте мы закончим наш урок. Спасибо вам за работу. Надеюсь, что сегодня каждый из вас чувствовал себя нужным и полезным на уроке, каждый раскрылся в меру своих возможностей. Я думаю, что это чудесное, радостное, замечательное настроение останется у вас на весь день и вы сможете подарить его другим.
УПРАЖНЕНИЯ на снятие эмоционального и физического напряжения
Упражнение «Потягивание»
Сложите руки «замком» перед собой, улыбнитесь, потянитесь.
Упражнение «Сосулька»
Встаньте, закройте глаза, руки «замком» поднимите вверх. Представьте, что вы – сосулька. Напрягите все мышцы вашего тела. Замрите с этими ощущениями на минутку. Теперь представьте, что под действием солнышка вы начинаете медленно таять. Расслабляйте постепенно кисти рук, локти, плечи, шею, корпус.
Упражнение «Моё имя»
Попробуйте написать своё имя головой в воздухе.
ЗАДАНИЕ для группы №1
Все мы любим сказки. Придумайте свою сказку о том, как поссорились и помирились имя Прилагательное и имя Существительное. Сочинять сказку начните со слов: «Жили-были в стране Русский язык двое братьев-имён: Существительное и Прилагательное. Вместе работали у царицы Грамматики, дружили, радовались и грустили, пели и смеялись.
Но однажды…
Имя существительное и имя прилагательное можно представлять по-разному. Придумайте свой образ двух братьев-имён, изобразите их, используя разные материалы для творчества.
ЗАДАНИЕ для группы №3
Вы уже знаете, что от имени прилагательного суффиксальным способом можно образовать другую часть речи. Вспомните, какую?
Образуйте от прилагательных красивый, дорогой, весёлый, хороший вчерашний слова другой части речи. Изобразите эти слова в виде ребусов.
Как составляются ребусы, вы вспомните, внимательно рассмотрев представленные ниже рекомендации по составлению ребусов.
Рекомендации по составлению ребусов
Рекомендация | Пример | Разгадка |
Если одна буква или слог стоит внутри буквы или слога, используйте предлоги ВО, В | ВАЛЯ | |
Часто в ребусах над рисунком бывают две буквы со знаком равенства между ними. Это значит, что эти буквы надо заменить. | ПИЛКА | |
Если слева или справа от предмета стоят одна или две запятые, надо отбросить вначале или в конце слова одну или две буквы. | СТОЛ | |
Те части слова, которые напоминают предлоги ПЕРЕД, НАД, В, НА, ПОД, ЗА, ПРИ, О в ребусах показаны расположением букв. | ВОЛ |
ЗАДАНИЕ для группы №2
В русском языке около 500 тысяч слов. Образованный человек знает и использует в своём лексиконе около 8000 тысяч слов. Из них примерно половину составляют имена существительные, а имена прилагательные и глаголы распределились в равных долях от оставшегося количества слов.
Эти данные изобразите в виде диаграммы. По этой диаграмме составьте задачу. Запишите условие и вопрос.
ЗАДАНИЕ для группы №4
Банк данных – современная система, предназначенная как для хранения информации, так и для постоянного её использования. Составьте свой банк данных по теме «Имя прилагательное». Запишите в кластер нужные сведения, которые вы получили в процессе изучения темы «Имя прилагательное».
ЗАДАНИЕ для группы №5
Каждому из нас всегда интересно узнать, «почему мы так говорим»: что означает то или иное выражение и откуда оно пришло в нашу речь. Определи, верно ли истолкованы значения фразеологизмов. Напиши их правильное толкование. Оформи с рисунками.
БЕЛАЯ ВОРОНА – новый вид ворон.
СИНЯЯ ПТИЦА – это синичка.
ЖЁЛТАЯ ПРЕССА – газеты и журналы в жёлтых обложках.
БЕРЁЗОВАЯ КАША – каша из листьев и веток берёзы.
ГОРЯЧАЯ ГОЛОВА – поднялась высокая температура.
Дополнительное задание для группы №5
Прочитайте словосочетания. Подберите и запишите синонимы к прилагательным.
ЗОЛОТАЯ РОЖЬ –
ЗОЛОТЫЕ РУКИ –
ЗОЛОТОЕ СЕРДЦЕ –
ЗОЛОТОЙ ЛИСТ –
ЗОЛОТАЯ ПОРА –
ЗОЛОТАЯ МОНЕТА –
ЗОЛОТЫЕ ВОЛОСЫ –
ЗОЛОТАЯ ОСЕНЬ –
ЗОЛОТАЯ РОЖЬ –
ЗОЛОТЫЕ РУКИ –
ЗОЛОТОЕ СЕРДЦЕ –
ЗОЛОТОЙ ЛИСТ –
ЗОЛОТАЯ ПОРА –
ЗОЛОТАЯ МОНЕТА –
ЗОЛОТЫЕ ВОЛОСЫ –
ЗОЛОТАЯ ОСЕНЬ –
Дополнительное задание для группы №2
Скоро в школе пройдёт декада русского языка. Давайте подготовим опрос по теме «Имя прилагательное». Как нам это сделать? Составьте вопросы, которые зададите учащимся нашей школы и предложите варианты, как будете обрабатывать полученные данные. Ниже показано, как примерно нужно составлять вопросы для анкет:
- Известна ли вам роль Наполеона в российской истории?
- Нужен ли памятник такому человеку? Как он может выглядеть?
- Назовите ваше любимое блюдо.
- Нужна ли в алфавите буква Ё или без неё можно обойтись? Почему?
- Как вы думаете, могли ли согласные быть первыми появившимися в речи звуками? Почему?
- Всегда ли мягкий знак – показатель мягкости согласных?
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
1745—1792 Денис Иванович Фонвизин
СИНКВЕЙН ………… Исследовательский, творческий Думаем, выбираем, действуем Помогает чего-то достичь Замысел
СИНКВЕЙН Проект Исследовательский, творческий Думаем, выбираем, действуем Помогает чего-то достичь Замысел
Предварительный просмотр:
Лист самооценки
Критерии от 0 до 5 баллов | Моя оценка | Оценка группы |
1. Я пытался внести максимальный вклад в работу группы. | ||
2. Я высказывал свои предположения и идеи. | ||
3. Я помогал одноклассникам, если они испытывали трудности. | ||
4. Я умею работать в команде |
Лист самооценки
Критерии от 0 до 5 баллов | Моя оценка | Оценка группы |
1. Я пытался внести максимальный вклад в работу группы. | ||
2. Я высказывал свои предположения и идеи. | ||
3. Я помогал одноклассникам, если они испытывали трудности. | ||
4. Я умею работать в команде |
Лист самооценки
Критерии от 0 до 5 баллов | Моя оценка | Оценка группы |
1. Я пытался внести максимальный вклад в работу группы. | ||
2. Я высказывал свои предположения и идеи. | ||
3. Я помогал одноклассникам, если они испытывали трудности. | ||
4. Я умею работать в команде |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку "Занимательная грамматика"
Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку "Занимательная грамматика" предназначена для 1-4 классов. Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателе...
Программа кружка по русскому языку "Занимательная грамматика 4 класс"
Материал содержит задания, направленные на развитие письменной и устной речи, на воспитании у них чувства языка. Данный курс позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпа...
Программа внеурочной деятельности по русскому языку "Занимательная грамматика"
Кружок “Занимательная грамматика” занимает важное место в решении практических задач, которые состоят в том, чтобы научить детей правильно и грамотно писать, обогатив речь учащихся, дать начальн...
Программа факультативных занятий по русскому языку «Занимательная грамматика»
Успешное овладение знаниями в начальных классах общеобразовательной школы невозможно без интереса детей к учебе. Основной формой обучения в школе является урок. Строгие рамки урока и насыщенность прог...
Программа кружка по русскому языку "Занимательная грамматика 4 класс"
Материал содержит задания, направленные на развитие письменной и устной речи, на воспитании у них чувства языка. Данный курс позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир...
КТП кружка по русскому языку "Занимательная грамматика" 1 класс с УУД и пояснительной запиской
Календарно-тематическое планирование кружка по русскому языку "Занимательная грамматика" 1 класс с УУД и пояснительной запиской...
.Игра-конкурс по русскому языку "Занимательная грамматика" для 3-4 классов.
Данная игра была разработана и проведена среди учащихся 3 и 4 классов в рамках недели начальных классов.Цели: Воспитывать интерес к русскому языку, стремление к знаниям.Формировать позитивное отн...