Внеклассное мероприятие "Праздник русского языка"
план-конспект занятия по русскому языку (1 класс)
Конкурсная программа "Грамматический чай", которую можно совместить с масленичной неделей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Грамматический чай | 54 КБ |
Предварительный просмотр:
Праздник русского языка в 1 классе
«Грамматический чай»
Цели:
- повторить изученные правила по русскому языку;
- активизировать познавательную деятельность учащихся;
- развивать интерес к культуре своего народа;
- воспитывать гордость за дела своих предков;
- предоставить возможность показать свои знания, пережить радость совместного творчества, проявить взаимовыручку, дружеские, душевные качества.
Ход праздника:
Здравствуйте, люди добрые. Милости просим. Если величать – так на пороге встречать. Мы гостей встречаем чаем! Первым делом угощаем чаем! Приглашаем к самовару с чаем! А чай у нас грамматический!
Пять тысяч лет назад китайский император, отдыхая в лесу, приказал согреть воду для питья. Неожиданно поднялся ветер, и в чашку попало несколько чайных листьев. Император выпил напиток и почувствовал себя бодрее. Так зародился обычай пить чай. Чай – китайское слово. Русские люди торговали с китайцами, которые называли это питьё ча-е, так появилось и в нашем языке слово чай.
С кем же мы сегодня будем пить грамматический чай? Давайте познакомимся. Поднимите руку те гости, которые…
- считают русский язык своим любимым школьным предметом
- имеют дома словари русского языка
- знают, сколько букв в русском алфавите
- могут без запинки и правильно произнести все буквы русского алфавита
- умеют разгадывать ребусы
- могут произнести слово «звонит» с правильным ударением
- никогда не произносят слово «блин» в качестве ругательного
Конкурс № 1 «Разминка» Ответьте, о чем говорится.
1. Что такое ручкохранилище? (пенал)
2. Земля, которую может покрутить любой желающий (глобус)
3. Его долгожданный звук является божественной музыкой для не выучивших урок школьников (звонок)
4. Как называется школьный известняк? (мел)
5. Предмет, опровергающий поговорку: «Что написано пером, не вырубишь топором» (ластик)
6. Слово белый по отношению к слову чёрный (антоним)
7. Что есть у дерева, растущего в лесу, и у слова дерево, написанного на бумаге? (корень)
Сначала Китай был единственным производителем чая, и секрет его тщательно оберегался. Тем не менее одному англичанину удалось не только похитить семена чая, но и узнать тайну его сложной обработки.
В России первое чаепитие состоялось в 1638 году. А самовары появились в 1679 году.
Конкурс № 2 «Ищем чай» Придумать слова, внутри которых есть слово чай
Чайка, чайник, выручай, качай, встречай, случай,
Конкурс № 3 Игра на внимание «Назови пару»
Он – ученик, она - …
Он – школьник, она - …
Он – ребенок, она- …
Он – кот, она - …
Он – рыба, она - …
Он – слон, она - …
Он – лев, она - …
Он – баран, она - …
Она – лягушка, он - …
Конкурс № 4 «Осы»
Наши грамматические пряники такие сладкие и ароматные, что на них слетелись осы. Отгадайте кроссворд.
ОС_ _ А На этой осе в октябре позолота. (Осина)
ОС_ _А А эта растет на лугу у болота. (Осока)
_ ОС _А С этой спит в колыбели малыш. (Соска)
_ О _ С _ _ _ _ А А эта по классу крадется как мышь. (Подсказка)
_ ОС_ _ _ А _ _ Эта оса на Луну улетает. (Космонавт)
_ ОС _ _ _ _ А А эта на солнце худеет и тает. (Сосулька)
Конкурс № 5 «Наборщик»
Из букв слова «лакомство» составить новые слова.
(лак, кот, ток, лом, стол, осока, толк, мак, оса, ком, ствол, воск, кол, лоск, око, волк, мат, сом, сало, скот, скол, мост, вол, сок, овал, вал, смак, сват…)
Конкурс № 6 «Путаница»
Учитель. Гости прочитают стихотворение К.Чуковского «Путаница» Подумайте, почему произошла такая неразбериха? ( Не расставлены знаки препинания в конце предложений)
В реке там рыба на бугре
мычит корова в конуре
собака лает на заборе
поёт синичка в коридоре
играют дети на стене
висит картина на окне
узоры инея в печурке
горят дрова в руках девчурки
нарядная там кукла в клетке
ручной щегол поет салфетки
там на столе лежат коньки
к зиме готовят там очки
лежат для бабушки тетрадки
всегда держатся в порядке.
Чтобы лучше запомнить это правило, послушайте песню «Точка»
- В песне встретились слова «поставить в деле точку». Объясните значение этой фразы (Закончить дело, довести его до конца.)
Конкурс № 7 «Найдите ошибку в словах»
Закричал охотник: «Ой!
Двери гонятся за мной!»
На виду у детворы
Крысу красят маляры.
Тает снег. Течет ручей.
На ветвях полно врачей.
Врач напомнил дяде Мите:
- Не забудьте об одном:
Обязательно примите
10 цапель перед сном.
Куклу, выронив из рук,
Маша мчится к маме:
- Там ползет зеленый лук
С длинными усами.
Конкурс № 8 «Ударение - волшебное превращение».
Задание: измените место ударения так, чтобы получилось новое слово, и запиши его рядом с данным. Побеждает команда, быстрее справившаяся с заданием.
Каждой команде даются слова:
1. ХЛОПОК, ПОЛКИ, СТОИТ, СУШУ.
2. ЗАМОК, ПОТОМ, ДОРОГА, СТРЕЛКИ.
3. КРУЖКИ, МУКА, ПЛАЧУ, СОЛЬЮ.
Конкурс № 9 Метаграммы
Вам надо отгадать метаграммы. Это задачи, основанные на последовательном изменении в слове одной или нескольких букв.
На мне качаясь, птичка весела,
И чувствует она себя прекрасно,
Но только с «В» для птички я мила,
А с «С» я для нее опасна. Ветка – сетка
С буквой «Т» его все знают –
Он с собой весну несет;
С буквой «Ш» всегда играют,
Коль в строю отряд идет. Март – марш
С «М» приятен, золотист,
Очень сладок и душист.
С буквой «Л» зимой бывает,
А весною исчезает. Мед – лед
Какой же славный стол накрыт! И самовар давно кипит!
Чего же на этом столе не хватает? Блинов! Веселья без них не бывает!
А ведь, правда. Что за праздник без блинов? Блины – одно из самых древних изделий русской кухни, известное ещё с языческих времен, с IХ века… Наши предки считали, что гладкий, румяный, круглый блин олицетворяет солнце. Если блины на столе – значит, само светило благословит начинание. А называлось тогда это замечательное блюдо «млин» то слова «молоть», то есть изделие из намеленного зерна.
Конкурс № 10 "Собери блин"
(На кусочках блина написано начало пословицы, на плакате окончание пословицы. Дети соединяют начало пословицы и ее окончание и в итоге получают блин, похожий на солнце)
- Масленицу провожаем, света солнца ожидаем.
- Не житьё, а Масленица.
- Не всё коту Масленица, будет и Великий пост.
- Масленица объедуха, деньгам приберуха.
- Блин не клин, живота не расколет.
- Без блина не Масленица.
- На горах покататься, в блинах поваляться.
- Хоть с себя что заложить, а Масленицу проводить.
Конкурс № 11 «Гласная О»
Учитель. На какую букву русского алфавита похожа форма блина? (На букву О)
Отгадайте слова, в которых нет гласных, кроме «О».
Продукт, из которого изготавливают масло. (Молоко.)
Лиственное дерево. (Тополь.)
Драгоценный металл. (Золото.)
Съедобный герой русской народной сказки. (Колобок.)
Водоем. (Болото.)
Крупный населенный пункт. (Город.)
Столярный инструмент. (Долото.)
Беспорядочный шум. (Гомон.)
Хищная птица. (Сокол.)
Пушной зверек. (Колонок.)
А вот в старину в России вместо чая заваривали душистые и целебные листья земляники, смородины, цветы липы, Иван-чая и другие травы. Только, примерно, 300 лет назад купцы стали возить мешки с «китайской травой»
Конкурс № 12 «Я – знаток русского языка»
На Руси изд.. вна любили ч..й и умели его вкусно завариват.. . А для этого использовали особо душ..стые целебные травы. Тр..вяной чай не тол..ко приятен на вкус – это б..дрящий, т..низирующий напиток.
Учитель. Дорогие хозяйки! Спасибо вам за гостеприимство, за грамматический чай. Напоследок угостите ребят сладостями!
В этот праздник, все стремятся,
Долго дома не сидеть,
А на ярмарку все мчатся,
Представления смотреть,
Выступают скоморохи,
Пекут вкусные блины,
Раз в году бывает праздник,
В завершении зимы.
Согласно легенде, Масленица родилась на Севере. Однажды, в самое суровое и печальное время года человек заметил её, прячущуюся за огромными сугробами, и призвал помочь людям, согреть и развеселить их. И Масленица пришла, весёлая, задорная, с блинами. Она заставила людей забыть о зиме, пустилась с ними в пляс. И праздник продолжался всю неделю.
— Вам предстоит угадать, кто был отцом Масленицы?
— На экране вы видите варианты ответов.
- Лесник
- Лёд
- Мороз
- Иней
— Прошу встать тех, кто считает, что отцом Масленицы был Лесник? Спасибо, садитесь.
— Кто считает, что отцом Масленицы был Лёд?
— Встаньте, кто думает, что Мороз.
— А иней?
—Большое спасибо вам за участие. Садитесь.
— Согласно легенде, отцом Масленицы был Мороз. Кто думал правильно? Аплодисменты!
игра “Ням-ням”, “ням-ням-ням”
говорите коль нравится,
“Фу-фу”, “фу-фу-фу”– если вам не понравится.
Булочки хрустящие (“Ням-ням, ням-ням-ням”)
Тапки завалящие (“Фу-фу, фу-фу-фу”),
Пирожки слоёные (“Ням-ням, ням-ням-ням”)
Валенки варёные (“Фу-фу, фу-фу-фу”),
Шарики сырные (“Ням-ням, ням-ням-ням”)
Салфетки жирные (“Фу-фу, фу-фу-фу”),
Пряники вкуснящие (“Ням-ням, ням-ням-ням”)
Яблоки хрустящие (“Ням-ням, ням-ням-ням”)
Селёдочка пряная (“Ням-ням, ням-ням-ням”)
Грибочки поганые (“Фу-фу, фу-фу-фу”),
Шишки еловые (“Фу-фу, фу-фу-фу”),
Табуретки новые (“Фу-фу, фу-фу-фу”),
Рваные карманы (“Фу-фу, фу-фу-фу”),
Воза три сметаны (“Ням-ням, ням-ням-ням”)
Игра "Горелки (Гори, гори ясно)"
Игpоки встают паpами дpуг за дpугом. Впеpеди всех на pасстоянии двух шагов стоит "водящий" - гоpелка. Игpоки наpаспев говоpят слова:
Гоpи, гоpи ясно,
Чтобы не погасло.
Стой подолее,
Гляди в поле,
Едут там тpубачи
Да едят калачи.
Погляди на небо:
Звёзды гоpят,
Жуpавли кpичат:
Гу, гу, убегу.
Раз, два, не воpонь,
А беги, как огонь!
После последних слов дети, стоящие в последней паpе, бегут с двух стоpон вдоль колонны. Гоpелка стаpается запятнать одного из них. Если бегущие игpоки успели взять дpуг дpуга за pуки, пpежде чем гоpелка запятнает одного из них, то они встают впеpеди пеpвой паpы, а гоpелка вновь гоpит. Игpа повтоpяется. Если гоpелке удаётся запятнать одного из бегущих в паpе, то он встаёт с ним впеpеди всей колонны, а тот, кто остался без паpы, гоpит.
Пpавила игpы:
Гоpелка не должен оглядываться. Он догоняет убегающих игpоков сpазу же, как только они пpобегут мимо него.
Дни последние зима
Доживает не одна:
Мы её все провожаем,
Отдохнуть годок желаем!
И теперь мы ждём весны –
Уж следы её видны!
Пусть согреет нас с тобою.
С Масленицей! И с Весною!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное занятие по русскому языку по теме "В мире русского языка"
занятие способствует закреплению полученных знаний, расширяет кругозор учащихся, развивает память, внимание, стремлние узнавать новое....
Внеклассное занятие по русскому языку Тема: «Богатство русского языка».
Внеклассное занятие по русскому языку...
Внеклассное занятие по русскому языку с использованием проектной деятельности в 4 классе по теме: «Русский язык – это увлекательно и интересно».
Занятие по русскому языку мы проведем в форме проекта: « Русский язык – это увлекательно и интересно». В ходе, которого мы попробуем доказать следующую гипотезу:...
Внеклассное мероприятие по русскому языку. "КВН по русскому языку" 4 класс
Методическая разработка представляет собой сценарий внеклассного занятия по русскому языку и предназначена для учителей начальных классов...
Внеклассное мероприятие по русскому языку для 2 класса "Путешествие в Страну русского языка"
Внеклассное моровприятие с использованием игровых технологий, занимательного материала для 2 класса....
Внеклассное занятие по русскому языку (4 класс) « Турнир знатоков русского языка»
В игровой форме дети закрепляют изученный материал по русскому языку. Нестандартные задания позволяют лучше усвоить некоторые темы по русскому языку....
Конспект внеклассного занятия по русскому языку "Знатоки русского языка"
Материал содержит разработку занятия интеллектуальной игры для учащихся 4-5 классов "Знатоки русского языка"...