Рабочая программа Внеурочная деятельность
рабочая программа по русскому языку (3 класс)

Кащаева Галина Александровна

"Весёлый каллиграф"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл veselyy_kalligraf.docx83.87 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Родниковская средняя общеобразовательная школа

Рассмотрено на заседании ШМО№______учителей начальных клсов

Протокол №_____

От «____»_____2021г.

«Согласованно»

Зам по ВР

_____

«_____»_____2021г.

«Утверждено»

Директор школы

______

Приказ №____________

От «____»_________2021г.

Рабочая программа

ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«Весёлый каллиграф»

1 - 4 класс

Разработала программу:

учителя начальных классов

МБОУ Родниковской СОШ

Кащаева Галина Александровна

                                                       2021 год

                                         Пояснительная записка.

Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе программы Н.Г.Агарковой «Программа. Графический навык. Каллиграфический почерк» (1-4).

Данная программа является дополнением к школьным программам по курсу «Обучение письму», «Русский язык», «Изобразительное искусство».

Программу предлагается реализовать в форме внеурочной деятельности  «Весёлый каллиграф».

Формирование письма в начальной школе имеет большое общественное и педагогическое значение. Чтение рукописи, написанной небрежным, неразборчивым почерком, отнимает много времени и внимания читающего, ведёт к ошибочному прочтению текста. Каллиграфически правильное письмо учащегося способствует воспитанию аккуратности в выполнении любого задания.

Обучение письму – составная часть общей программы по русскому языку. Её нельзя рассматривать изолированно. Она тесно связана с обучением чтению, с развитием устной и письменной речи, правописанием, изобразительным искусством и технологией.


Цели и задачи курса.

Цель – научить детей писать шариковой ручкой правильно, красиво, аккуратно, формировать навыки письма через различные методы и приёмы.

Достижение этой цели зависит от решения многих задач, встающих перед учителем с первых занятий обучения каллиграфии.

Задачи работы курса:

- знакомить детей с необходимыми предметами и материалами для занятия каллиграфией и приёмами работы с ними;

- обучить воспроизведению форм букв, соблюдению на всей странице одинакового наклона, рациональному соединению букв в словах, правильной расстановке слов на строке;

- научить соблюдать одинаковую высоту букв в словах на всей строке, пропорции строчных и заглавных букв;

- обучить отрывному, ритмичному и скорому письму;

- учить проявлять творческий подход к работе;

- учить планировать, предвидеть результат работы и достигать его, при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел;

- учить индивидуальной работе;

- способствовать совершенствованию мелкой моторики рук, точных движений пальцев;

- развивать глазомер; орфографическую зоркость, связную речь;

- воспитывать внимательность, аккуратность, целеустремлённость, самодисциплину.

Общая характеристика курса.

Каллиграфия – это искусство писать чётким красивым почерком. Заглядывая в тетради учеников, мы с каждым разом всё больше и больше убеждаемся в том, что у большинства из них далеко не каллиграфический почерк.

Каллиграфией дети начинают заниматься с первого класса и продолжают формировать каллиграфические навыки в последующих классах. Работа по каллиграфии начинается с первых дней поступления ребёнка в школу.

Систематическое использование методов и приёмов обучению каллиграфии способствует совершенствованию и формированию общеучебных навыков младших школьников, которые необходимы им на протяжении всей учебной деятельности и изучения русского языка и других школьных дисциплин.

Цель занятий каллиграфией – формирование графически правильного, чёткого, достаточного скорого письма.

Достижение этой цели зависит от решения многих задач, встающих перед учителем с первых занятий обучения письму.

Помимо общих задач работы со всем классом учитель ставит себе задачи по исправлению тех или иных недостатков при письме у отдельных учеников. Формирование навыка письма основывается на определённых принципах обучения.

Принципы обучения каллиграфии включают как общедидактические, так и специфические принципы формирования графических навыков письма.

Так, принцип наглядности, особенно важен в обучении каллиграфии. Он обеспечивается демонстрацией учителем процесса письма на доске и в тетрадях учеников, применением прописей и других пособий. Невозможно обучать каллиграфии, давая только устные знания, так как путь подражания почерку учителя и копирование образцов хорошего письма – один из основных путей формирования чёткого почерка.

Очень важно, чтобы обучение графическим навыкам письма было сознательным. Учащиеся должны знать, как и в каком порядке пишется та или иная буква, как она соединяется с другими буквами; знать, зачем мы пишем с наклоном, и как получается наклон при письме, какой должна быть высота букв, как держать ручку, сидеть при письме и другие. Сознательному усвоению графических навыков письма способствует также умение детей замечать и исправлять свои и чужие недочёты.

Принцип повторности необходим для развития автоматизации навыков письма. В процессе упражнения всякий навык закрепляется и совершенствуется , приобретает точность и скорость. Но любое упражнение должно быть сознательным и эффективным. Обучение графическим навыкам письма обязательно проводится с учётом особенностей детей: развития восприятия, скорости движения, анатомического аппарата движения кисти и нервно – мышечного управления движениями со стороны центральной нервной системы. Особенности развития организма ребёнка учитываются при дозировке количества письменных упражнений и скорости их выполнения.

Важно, чтобы обучение несколько опережало развитие детей и способствовало дальнейшему формированию. Это и предусматривает принцип постепенного нарастания трудностей – переход от простого к сложному, который происходит в процессе работы над формами букв на уроках русского языка.

Непосредственно организация работы над формами букв называется в каллиграфии генетическим принципом. Обучая детей каллиграфии, учитель должен опираться на принцип учёта индивидуальных особенностей детей: хорошо знать способности детей к письму, учитывать особенности зрения, замечать отклонения в моторике. Такое знание возможностей учеников позволяет учителю правильно организовывать работу, подбирать индивидуальные задания ученикам, давать конкретные советы родителям.

Работа по каллиграфии направлена на формирование двигательного навыка, поэтому опора на закономерности формирования данных навыков письма очень важна во время занятий, чтобы процесс письма был удобен для пишущего, и способствовал овладению наиболее прочными и скорыми движениями всех звеньев руки.

Успешность в обучении каллиграфии во многом определяется созданием гигиенических условий: правильного подбора и расстановки школьной мебели, соответствия парты росту ученика, удобства её конструкции для письма, должного уровня освещения рабочих мест, класса в целом и других.

Также необходимо обеспечить условия обзора классной доски и дидактических учебных материалов. Главное значение при соблюдении гигиенических требований имеет правильное определение длительности непрерывного письма. Так, продолжительность непрерывного письма не должна превышать: в 1 классе – 5 минут, во 2 классе – 8 минут, в 3 классе – 12 минут, в 4 классе – 15 минут. Это важно учитывать при планировании уроков, предусматривая рациональное чередование устных и письменных видов работ.

При работе с младшими школьниками необходимо проведение 2 -3 физкультминуток, а также специальных упражнений для развития пальцев, кисти, предплечья рук.

Организация работы по каллиграфии направлена на совершенствование основных общеучебных навыков: грамотного письма, беглого и осознанного чтения, правильного написания элементов каллиграфии.

Основные методические приёмы обучения каллиграфическим навыкам письма:

1) Первостепенное значение при обучении каллиграфии имеют показ учителем процесса письма и объяснение способов написания букв, слогов, слов, предложений во время этого показа.

2) Списывание учащимися с готового образца – прописей, образца учителя на доске или в тетради. Приём основан на том, что учащиеся подражают, воспроизводят образцы письма.

3) Копировальный способ следует применять ограниченно в связи с тем, что обведение образца осуществляется учащимися без достаточного осознания процесса письма и даже видения формы буквы. Важно, чтобы копирование осуществлялось как письмо правильными движениями, так как в противном случае копирование не даёт нужного эффекта и может привести к закреплению неправильных движений.

4) Воображаемое письмо, или письмо в воздухе заключается в опоре учащихся на двигательные ощущения и на зрительно воспринимаемый образец.

5) Анализ формы букв, который может осуществляться разными способами. Можно анализировать формы буквы, раскладывать её на составляющие, зрительно выделяемые элементы.

6) Письмо под счёт, или в такт счёту способствует выработке плавного, ритмичного письма в определённом темпе.

Место курса в учебном плане.

Программа по каллиграфии рассчитана на проведение теоретических и практических занятий с детьми 1- 4 класса. Занятия проводятся 1 раз в неделю, 35 минут в 1 классе, по 45 минут во 2 – 4 классе. В 1 классе всего 33 часа, во 2-4 – 34 часа в год.

Личностные, метапредметные и предметные результаты.

Реализация программы кружка обеспечивает достижение учащимися начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

1-й класс

Личностные результаты:

- Задает познавательные вопросы учителю.Под руководством учителя находит способы решения новой задачи.

- Принимает и ориентируется на предложения и оценки учителей

Дает нравственную оценку своим поступкам и поступкам других людей под руководством учителя.Соблюдает элементарные правила этикета и поведения обучающихся.

- Договаривается со сверстниками о нормах поведения в ролевой игре и выполняет их

- Выражает свои эмоции в творческих работах, участвует в творческих мероприятиях под руководством учителя

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

- Приходит к одному результату, решая задачу разными способами (группировка, счет, сравнение, предметов, их преобразование)

- Сравнивает результат действия с образцом и исправляет найденную ошибку  под руководством взрослогоучиться высказывать 

- Следует алгоритму контроля решения задачи под руководством учителя

Познавательные УУД:

Находит в тексте ответ на поставленный вопрос, слово в словарике учебника или в словаре.Находит книгу, иллюстрацию и фотографию по теме (возможно, с помощью взрослого).

- Наблюдает объект (включая его иллюстрацию) под руководством учителя

- Анализирует задачу под руководством учителя;

Коммуникативные УУД:

- Высказывает простые суждения по поводу прослушанного текста без обоснования

- Правильно выстраивает простое предложение в устной форме под руководством учителя

- Работает в паре под руководством учителя

2-й класс

Личностные результаты:

- Корректирует свое поведение на основе чувств стыда, вины, совести под руководством взрослого

- Оценивает совместно со сверстниками свои поступки и поступки других людей, ориентируясь на нормы поведения.Выполняет нормы поведения в ролевой игре.Соблюдает элементарные правила этикета и поведения на улице;

- Выражает свое отношение об услышанном или увиденном произведении искусства по наводящим вопросам

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

- Выделяет ориентиры действия в новом учебном материале под руководством учителя.Осуществляет учебные действия в новом материале по образцу или заданному плану (алгоритму) совместно с одноклассниками (в парах и группах) в сопровождении учителя

- Анализирует учебную задачу, следует последовательности её решения под руководством учителя

- Осуществляет по алгоритму пошаговый и итоговый контроль, проговаривая выполняемые учебные действия под руководством учителя

Познавательные УУД:

Находит в тексте ответ на поставленный вопрос.

- Находит необходимую информацию в печатных изданиях под руководством взрослого

- Выделяет совместно с одноклассниками части задачи.Решает задачи по алгоритму

- Анализирует объекты: отграничивает объекты, определяет их составляющие части и отношения друг с другом (под руководством учителя)

- Устанавливает разницу между тем, что хотел сделать, и тем, что получилось

Коммуникативные УУД:

- Правильно выстраивает сложное  предложение в устной и письменной форме под руководством учителя

- Внимательно слушает чтение учителем и детьми рассказов, стихов, статей, приближенных  к жизненным ситуациям ребенка

- Выделяет в услышанном тексте-описании понятное и непонятное.Задает вопросы к услышанному по описанию

- Выслушивает точки зрения других и предлагает свою -договариваться с

- Работает в паре, в группе по заданному алгоритму.Принимает цель совместной работы, распределяет роли, последовательность действий между участникамиучиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

3-4-й классы

Личностные результаты

- Проявляет познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи

- Сопоставляет поступки (свои и окружающих людей) с моральными нормами и стремится их выполнять.

- Различает формы поведения, допустимые на уроке, перемене, на улице, в других общественных местах.

- Договаривается со сверстниками о правилах поведения в различных ситуациях.

Следует в поведении моральным нормам и этическим требованиям.

- Адекватно оценивает свои возможности

-Регулирует свое эмоциональное состояние.Корректирует свое поведение на основе чувств стыда, вины, совести.Понимает чувства других людей, оказывает помощь

- Эмоционально относится к примерам прекрасного в произведениях художественной культуры Разрабатывает  творческие мероприятия совместно со сверстниками

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

- Формулирует познавательную цель.В сотрудничестве с учителем ставит новые учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено обучающимся, и того, что еще им не известно.Преобразует практическую задачу в познавательную 

- Принимает и сохраняет учебную задачу, соблюдает последовательность действий по ее решению

- Следует установленным правилам в планировании и контроле способа решения задачи

- Адекватноопределяет причины успешности и неуспешности в учебной деятельности, сопоставляя цель, ход и результат деятельности

- Осуществляет наблюдение объекта в соответствии с заданными целями и способами.

Называет характерные (легко различимые) признаки наблюдаемого объекта; обнаруживает изменения, происходящие с ним

Познавательные УУД:

- Анализирует объекты: отграничивает вещь или процесс от других вещей или процессов, определяет компоненты объекта (составляющие части) и их отношения друг с друг

- Осуществляет синтез, достраивая и восполняя недостающие компоненты - ---Устанавливает аспект анализа (точку зрения, с которой определяются или будут определяться существенные признаки изучаемого объекта)

- Осуществляет поиск необходимой информации в различных источниках для выполнения учебных заданий

- Устанавливает причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений

- Осуществляет наблюдение объекта в соответствии с заданными целями и способами.Называет характерные (легко различимые) признаки наблюдаемого объекта; обнаруживает изменения, происходящие с ним

- Строит рассуждение, связывая простые суждения об объекте, его строении, свойствах и связях.

Коммуникативные УУД:

- Грамотно строит высказывания в устной и письменной форме (использует речевые средства)

- Формулирует собственное мнение и позицию. Обосновывает и отстаивает собственную точку зрения

-Договаривается и приходит к общему решению в совместной деятельности, в т. ч. в ситуации столкновения интересов. Продуктивно содействует разрешению конфликтов

- Осуществляет учебное сотрудничество с учителем и сверстниками на основе заданных правил взаимодействия.Определяет цели, распределяет функции участников, правила и способы взаимодействия

Предметные результаты:

сохранять правильную посадку и положение рук при письме; правильно располагать тетрадь при письме; правильно держать ручку и карандаш;

- умение ориентироваться на листе тетради; соблюдать гигиенические навыки письма;

- умение создавать рисунки из геометрических фигур, по шаблону, выполнять различные способы штриховки;

- формирование умений определять высоту букв, отрабатывать форму букв, способы соединения букв;

- каллиграфические упражнения по предупреждению фонетико-графических, орфографических и речевых ошибок;

- умение списывать с готового образца, с рукописного и печатного текста;

- умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений;

- развитие орфографической зоркости учащихся;

- развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения.

Контроль и оценка планируемых результатов.

Текущий:

прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения;

- пооперационный, то есть, контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;

- рефлексивный, контроль, обращённый на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения;

- контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом.

Итоговый контроль в формах:

- практические работы;

- творческие работы учащихся;

- конкурсы;

- выставки.

Самооценка и самоконтроль – определение учеником границ своего «знания – незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности.

Содержание

1 класс.

1.Вводное занятие«Чем мы будемзаниматьсяна занятияхпо каллиграфии?»

Дети получат сведения о понятиях «каллиграфия»,

«пишу рисуя»; научатся выполнять правила поведения на занятиях кружка.

Игровая деятельность. Размышляют над понятиями «каллиграфия», «пишу рисуя».

Рассуждают о значении изучения данного предмета. Знакомство с разлиновкой тетради, с перьевой ручкой.

Практическая работа: расположение тетради на парте, угол наклона тетради.

Гигиенические правила посадки при письме.

2.Штриховка сверху вниз. Письмо прямых линий. Рисование забора.

Дети получат сведения о понятии «штриховка». Научатся ориентироваться в тетради, познакомятся с гигиеническими навыками письма.

Игровая и творческая деятельность.

Знакомство с понятием «шриховка», правилами штриховки. Гигиенические правила письма при выполнении заданий.

Проведение пальчиковой гимнастики. Решение учебной задачи под руководством учителя. Упражнения для движения кисти слева направо наоборот. Отработка правильного наклона, параллельности штрихов. Упражнения для движения кисти сверху вниз и снизу вверх. Проведение пальчиковой гимнастики. Графические упражнения. Упражнение для разминки: ритмирование. «Чудесный мешочек».

Работа в паре, в группе.

3.Штриховка снизу вверх.Письмо прямой наклонной линии с закруглением вправо. Рисование .

Дети получат сведения о понятиях «направление штриховки», «наклонная линия». Научатся создавать рисунок из геометрических фигур, выполнять штриховку, соблюдая правила.

4.Штриховка слева направо. Письмо прямой наклонной линии с закруглением влево. Рисование крючков.

Дети получат сведения о понятии «направление штриховки», «наклонная линия», «закругление». Научатся создавать рисунок из геометрических фигур, выполнять штриховку, соблюдая правила.

5.Штриховка справа налево. Письмо наклонной линии с закруглением сверху и снизу. Рисование уточек.

6.Штриховка с правого верхнего угла в левый нижний угол. Письмо наклонной линии с закруглением влево (элемент букв л, м, я). Клюшки.

7.Штриховка с левого верхнего угла в правый нижний угол. Письмо верхних петель. Рисование рыбок.

Дети получат сведения о понятиях «направление штриховки», «наклонная линия», «петля», «трафарет». Научатся создавать рисунок из геометрических фигур, выполнять штриховку, соблюдая правила.

8.Штриховка по трафарету: верхние петли. Письмо нижних петель. Рисование птичек.

9.Штриховка по трафарету. Письмо полуовалов. Рисование месяца (кусочка сыра).

Дети получат сведения о понятиях «направление штриховки», «полуовал». Научатся создавать рисунок из геометрических фигур, выполнять штриховку, соблюдая правила.

10.Штриховка по трафарету. Письмо овалов. Рисование шариков.

Дети получат сведения о понятиях «направление штриховки», «овал». Научатся создавать рисунок из геометрических фигур, выполнять штриховку, соблюдая правила.

11.Штриховка по трафарету. Начертание букв, содержащих элемент:

короткая наклонная линия.

Дети получат сведения о понятиях «элемент», «анализ», «картинка». Научатся создавать рисунок из геометрических фигур, выполнять штриховку, соблюдая правила.

Игровая и творческая деятельность.

Дорисовывание предмета. Проведение пальчиковой гимнастики. Ниткопись. Штриховка. Решение учебной задачи под руководством учителя.

Выполнение гигиенические правила письма. Анализ образца изучаемой буквы, выделение элементов в прописных и строчных буквах; правильное называние элементов букв. Анализ написанной буквы.

Воспроизведение формы изучаемой буквы и её соединение с другой буквой по алгоритму.

Соблюдение соразмерности элементов буквы по высоте, ширине и углу наклона.

Применение критериев оценивания выполненной работы в группах, анализ работы товарищей и оценка её по правилам.

12.Штриховка по трафарету. Начертание букв, содержащих элемент: прямая наклонная линия вниз и вверх.

13.Штриховка по трафарету. Начертание букв, содержащих элемент: короткая и длинная наклонная линия с закруглением влево.

14.Штриховка по трафарету. Начертание букв, содержащих элемент: наклонная линия с закруглением влево.

Дети получат сведения о понятиях «элемент», «анализ», «картинка». Отработка формы букв по группам. Каллиграфические упражнения для предупреждения фонетико-графических , орфографических и речевых ошибок.

Игровая и творческая деятельность.

Работа по шаблону в тетради. Составление рисунка на заданную тему и штриховка. Проведение пальчиковой гимнастики. Практическая работа. Отработка плавности и ритмичности письма.

Решение учебной задачи под руководством учителя.

Выполнение гигиенические правила письма.

Анализ образца изучаемой буквы, выделение элементов в прописных и строчных буквах; правильное называние элементы букв. Анализ написанных букв.

Воспроизведение формы изучаемой буквы и её соединения с другой буквой по алгоритму.

Соблюдение соразмерности элементов буквы по высоте, ширине и углу наклона.

Применение критериев оценивания выполненной работы в группах, анализ работы товарищей и оценка её по правилам.

15.Штриховка по трафарету. Начертание букв, содержащих элемент: полуовал.

16.Штриховка по трафарету. Начертание букв, содержащих элемент: овал.

17.Штриховка по трафарету. Начертание букв, содержащих элемент: верхняя петля.

18.Штриховка по трафарету. Начертание букв, содержащих элемент: нижняя петля.

19.Штриховка по трафарету. Буквы- картинки. Творческий проект.

20.Штриховка по трафарету.Запись основных элементов букв.

21.Штриховка по трафарету.Запись вспомогательных элементов букв.

22.Штриховка по трафарету. Росчерк элемента: прямая наклонная линия.

Дети получат сведения о понятиях «элемент», «росчерк», «сравнение». Отработка формы букв по группам. Каллиграфические упражнения для предупреждения фонетико-графических, орфографических и речевых ошибок. Создавать рисунок из геометрических фигур, знать различные способы штриховки.

Развитие навыка правильного написания соединений, букв. Выработка одинаковых равномерных и пропорциональных расстояний между элементами букв, между буквами и словами. Проведение пальчиковой гимнастики.

Упражнение «Кулак – ребро – ладонь», «Клубочки», «Волны».

Практическая работа.

Решение учебной задачи под руководством учителя. Выполнение гигиенические правила письма.

Анализ образца изучаемой буквы, выделение элементов в прописных и строчных буквах; правильное называние элементы букв. Анализ написанных букв.

Воспроизведение формы изучаемой буквы и её соединения с другой буквой по алгоритму.

Соблюдение соразмерности элементов буквы по высоте, ширине и углу наклона.

Применение критериев оценивания выполненной работы в группах, анализ работы товарищей и оценка её по правилам.

23.Штриховка по трафарету.Росчерк элемента: наклонная линия с закруглением вправо.

24.Штриховка по трафарету.Росчерк элемента: короткая прямая наклонная линия.

25.Штриховка по трафарету.Росчерк элемента: прямая наклонная линия с закруглением вверху и внизу.

Дети получат сведения о понятиях «элемент», «росчерк», «сравнение». Научатся работать по шаблону, составлять рисунки на заданную тему и штриховать их.

26.Штриховка по трафарету.Росчерк элемента: прямая наклонная линия с закруглением влево.

27.Штриховка по трафарету.Росчерк элемента: полуовал.

28.Штриховка по трафарету.Росчерк элемента: овал.

29.Штриховка по трафарету.Росчерк элемента: верхняя и нижняя петли.

30.Штриховка по трафарету.Списывание с рукописного текста.

Развитие навыка правильного написания соединений букв; отработка одинаковой высоты букв. Научатся списывать слова без искажений, замены и пропуска букв; списывать с рукописного и печатного текста.

Творческая самостоятельная работа с элементами моделирования и штриховки. Проведение пальчиковой гимнастики.

Упражнение «Кулак – ребро – ладонь», «Клубочки», «Волны».

Применение критериев оценивания выполненной работы в группах, анализ работы товарищей и оценка её по правилам.

31.Штриховка по трафарету.Списывание с печатного текста.

32.Закрепление и обобщение изученного.

Знать буквы, уметь находить в них заданные элементы. Научатся навыкам правильного каллиграфического письма.

33.Творческое занятие «Чему научились за год».


2 класс

1.Ориентирование на листе бумаги.

Повторение правил штриховки. Упражнения для закрепления правил гигиены письма. Проведение пальчиковой гимнастики. Штриховка. Игровая и творческая деятельность.

Формирование чувства прекрасного на основе знакомства с отечественной художественной литературой.

2.Большие и малые прямые наклонные линии.

Упражнения для движения кисти слева направо наоборот. Отработка правильного наклона, параллельности штрихов. Штриховка. Проведение пальчиковой гимнастики. Упражнение для разминки: ритмирование. Игровая и познавательная деятельность.

3.Прямая линия с закруглением внизу.

Упражнения для движения кисти сверху вниз и снизу вверх. Проведение пальчиковой гимнастики. Графические упражнения. Штриховка.

4.Прямая наклонная линия с закруглением вверху.

Упражнения для движения пальцев и кисти. Проведение пальчиковой гимнастики. Штриховка. Упражнения для развития графомоторных навыков.

5.Малая и большая прямые наклонные линии с закруглением вверху и внизу.

Упражнения для движения кисти и предплечья. Проведение пальчиковой гимнастики. Штриховка. Формирование пространственных отношений. Упражнение для разминки: ритмирование. «Чудесный мешочек». Игровая и познавательная деятельность.

6.Большой и маленький овалы.

Упражнения выполняемые движением по часовой стрелке. Проведение пальчиковой гимнастики. Штриховка.Формирование пространственных отношений. Упражнение для разминки: ритмирование. «Чудесный мешочек». Игровая и познавательная деятельность.

7.Большие и малые полуовалы.

Упражнения выполняемые движением по часовой стрелке. Проведение пальчиковой гимнастики. Штриховка. Упражнение для разминки: ритмирование.

8.Линия с петлёй вверху и внизу.

Упражнения выполняемые движением по часовой стрелке в письме букв с петлями. Проведение пальчиковой гимнастики. Штриховка. Продолжение узора по образцу. Упражнение для разминки: ритмирование. «Чудесный мешочек».

9.Малая и большая пламевидные прямые.

Упражнения в виде росчерка, петель. Проведение пальчиковой гимнастики. Штриховка. Упражнение для разминки: ритмирование.

10.Петля на линии строки.

Упражнения для формирования умений определять высоту букв. Проведение пальчиковой гимнастики. Штриховка. Графический диктант.

11.Группа букв: и, ш, И, Ш, п, р, т ,г.

Отработка формы букв по группам. Каллиграфические упражнения для предупреждения фонетико- графических, орфографических и речевых ошибок на уроках русского языка. Письмо под счёт. Проведение пальчиковой гимнастики. Штриховка.

12.Группа букв: л, м, Л, М, я, Я.

Работа над формой букв. Дорисовывание предмета. Проведение пальчиковой гимнастики. Штриховка.Игровая и творческая деятельность.

13.Группа букв: у ,ц, щ, ч, Ц, Щ, Ч.

Анализ формы букв. Проведение пальчиковой гимнастики. Развитие мелкой мускулатуры рук. Штриховка.

14.Группа букв: с, С, е, о, О, а, б,д.

Работа по шаблону в тетради. Списывание учащимися с готового образца. Проведение пальчиковой гимнастики. Физкультминутки для развития мелкой моторики пальцев рук. Штриховка.

15.Группа букв: ь, ъ, ы ,в.

Отработка формы букв по группам в двух вариантах соединений. Проведение пальчиковой гимнастики. Штриховка. Упражнения для формирования осанки и снятия физической нагрузки. Игровая и творческая деятельность.

16.Группа букв: Н, Ю, н, ю, к, К.

Работа по шаблону в тетради. Списывание с готового образца. Составление рисунка на заданную тему и штриховка. Проведение пальчиковой гимнастики.

17.Группа букв: В,З, з, э, Э, ж, Ж, х, Х, ф.

Работа по шаблону в тетради. Списывание с готового образца. Составление рисунка на заданную тему и штриховка. Проведение пальчиковой гимнастики.

18.Группа букв: Ф, Г, У, Т, Б, Р, Д.

Работа по шаблону в тетради. Списывание с готового образца. Составление рисунка на заданную тему и штриховка. Проведение пальчиковой гимнастики.

19.Написание соединений ол, ом, оя, об, од, оф.

Правила соединения букв. Практическая работа. Отработка плавности и ритмичности письма. Проведение пальчиковой гимнастики. Штриховка. Соревнование.

20.Написание соединений ок, он, оп, ог, ож, оз, ос.

Развитие навыка правильного написания соединений, букв. Выработка одинаковых равномерных и пропорциональных расстояний между элементами букв, между буквами и словами. Проведение пальчиковой гимнастики. Штриховка. Соревнование.

21.Написание соединений ое, ой, оц, ош, ощ.

Работа над одинаковой высотой букв на строке и на всей странице. Проведение пальчиковой гимнастики. Штриховка. Творческая деятельность.

22.Написание соединений аг, аж, аз, аб, ад, ав, ас.

Работа над формой и соединением букв. Штриховка. «Физкультминутка для волшебных пальчиков». Соревнование.

23.Написание соединений иеий, ИЦ, ИЩ.

Работа над формой и соединением букв. Проведение пальчиковой гимнастики. Штриховка. Упражнение «Кулак – ребро – ладонь».

24.Написание соединений ел, ем, ег, еж, ез.

Работа над формой и соединением букв. Проведение пальчиковой гимнастики. Штриховка. Практическая работа.

25.Рациональные способы соединений в словах.

Знакомство с рациональными способами соединений букв в словах. Штриховка. Проблемные задания.

26.Написание соединений яб, яр, яв, ят.

Работа над соединением букв. Проведение пальчиковой гимнастики. Обрывание листа бумаги. Штриховка.

27.Письмо трудных соединений юж, юг, юз, ют, юн.

Работа над соединением букв. Проведение пальчиковой гимнастики. Штриховка. Практическая работа.

28.Написание соединений ль, мь, ья,ье.

Работа над соединением букв. Проведение пальчиковой гимнастики. Штриховка. Практическая работа.

29.Написание заглавных и строчных букв.

Практикум. Работа по образцам прописи. Работа над соединением букв. Проведение пальчиковой гимнастики. Штриховка. Практическая работа. Конкурс на лучшее оформление первой буквы.

30.Написание соединений Оо, Сс, Ээ.

Работа над соединением букв. Проведение пальчиковой гимнастики. Штриховка. «Клубочки», «Волны».

31.Работа по устранению графических недочётов.

Диктовка элементов букв и их соединений. Штриховка. Проблемные задания. Работа по образцам прописи.

32.Творческая мастерская «Волшебная ручка».

Творческая самостоятельная работа с элементами моделирования и штриховки.

33.Конкурс по каллиграфии.

Творческая самостоятельная работа с элементами моделирования и штриховки.

34.Итоговая работа по каллиграфии.

Творческая самостоятельная работа с элементами моделирования и штриховки.

3 класс

1.Написание строчных букв и, ш, й, г, п, т, н, р, у, ц, щ, к и их соединений ити, иши, иуш, иру…

Повторение правил штриховки. Упражнения для закрепления правил гигиены письма. Проведение пальчиковой гимнастики. Игровая и творческая деятельность. Штриховка. Многозначность слова.

Отработка умений писать каллиграфически буквы и, ш, й и соединения с ними; развивать речь учащихся при работе с пословицами и с репродукциями картин; умение списывать каллиграфически тексты с доски; познакомиться с первой группой словарных слов для третьего класса.

2.Написание строчных букв п, т, р, г и соединений гл, пл, гу, па, тшт, трт, тк, тв.

Работа над написанием букв. Разные способы проверки правописания слов. Проведение пальчиковой гимнастики. Игровая и познавательная деятельность. Однокоренные слова. Штриховка.

Отработка умения писать буквы, имеющие закругление внизу и вверху, соединения с другими буквами; развивать интеллектуальные и творческие способности детей; познакомиться с новой группой словарных слов; закреплять знания правильного написания первой группы словарных слов; воспитывать аккуратность и точность в написании букв и соединений.

3.Написание строчных букв и, ш, г, п, т, й. Поэтическая страничка.

Отработка правильного начертания букв. Проведение пальчиковой гимнастики. Графические упражнения. Штриховка.

Отработка умения писать буквы, имеющие закругление внизу и вверху, соединения с другими буквами; развивать интеллектуальные и творческие способности детей; познакомиться с новой группой словарных слов; закреплять знания правильного написания выученных словарных слов; умение аккуратно и точно писать буквы и соединения, слова и предложения.

4.Контрольное списывание: буквы и, ш, г, п, т, й, н, р, у, слова и предложения.

Проверка отработки правильного начертания и соединения букв. Пальчиковая гимнастика. Заглавная буква в начале предложения. Штриховка.

Отрабатывать написание строчных букв, имеющих одинаковые элементы; расширять знания детей о грибах; познакомиться с новой группой словарных слов; закрепить умение безошибочно писать изученные словарные слова.

5.Строчные буквы л, м.

Проверка отработки правильного начертания и соединения букв. Пальчиковая гимнастика. Заглавная буква в начале предложения. Штриховка.

Отрабатывать написание строчных букв, имеющих одинаковые элементы; развивать творческие и интеллектуальные способности детей; познакомиться с новой группой словарных слов; закрепить умение безошибочно писать изученные словарные слова.

6.Строчные буквы т н л ш м.

Правильное начертание букв и их соединений. Проведение пальчиковой гимнастики. Однокоренные слова. Штриховка.

Отрабатывать написание строчных букв, имеющих одинаковые элементы; развивать творческие и интеллектуальные способности детей; познакомиться с новой группой словарных слов; закрепить умение безошибочно писать изученные словарные слова.

7.Строчные буквы ц, щ.

Правильное начертание букв и их соединений. Проведение пальчиковой гимнастики. Списывание предложений с образца. Сочетания ща, щу. Игровая и творческая деятельность. Штриховка.

Отрабатывать написание строчных букв, имеющих одинаковые элементы; развивать творческие и интеллектуальные способности детей; познакомиться с новой группой словарных слов; закрепить умение безошибочно писать изученные словарные слова.


8.Строчные буквы ь ы ъ.

Проверка правильности начертания букв и их соединений. Проведение пальчиковой гимнастики. Самостоятельная работа. Штриховка.

Отрабатывать написание строчных букв, имеющих одинаковые элементы; сравнивать и анализировать слова с ь и ъ; познакомиться с новой группой словарных слов; закрепить умение безошибочно писать изученные словарные слова; работать над развитием речи; связное ритмичное письмо букв, слов.

9.Строчные буквы о а ю я.

Правильное начертание букв и их соединений. Проведение пальчиковой гимнастики. Слово и его значение. Познавательная и игровая деятельность. Штриховка.

Отрабатывать написание строчных букв, имеющих одинаковые элементы; развивать связную монологическую речь, умение описывать картины; познакомиться с новой группой словарных слов; закрепить умение безошибочно писать изученные словарные слова; соблюдать гигиенические требования к письму.

10.Строчные буквы б, д, ф, в.

Упражнения для формирования умений определять высоту букв. Однокоренные слова. Проведение пальчиковой гимнастики. Графический диктант. Штриховка.

Отрабатывать написание строчных букв, имеющих одинаковые элементы; развивать связную монологическую речь, умение составлять небольшие рассказы по опорным словам; закрепить умение безошибочно писать изученные словарные слова; развивать орфографическую зоркость.

11.Строчные буквы с, е, ё, ч.

Отработка формы букв по группам. Каллиграфические упражнения для предупреждения фонетико- графических, орфографических и речевых ошибок на уроках русского языка. Письмо под счёт. Проведение пальчиковой гимнастики. Штриховка.

Отрабатывать написание строчных букв, имеющих одинаковые элементы; развивать творческие и интеллектуальные способности детей; развивать умение редактировать небольшие рассказы; закрепить умение безошибочно писать изученные словарные слова; отрабатывать каллиграфические навыки письма.

12.Строчные буквы х, ж, э.

Работа над формой букв. Проведение пальчиковой гимнастики. Штриховка. Игровая и творческая деятельность.

Отрабатывать написание строчных букв, имеющих одинаковые элементы; развивать связную монологическую речь, умение составлять небольшие рассказы по опорным словам; закрепить умение безошибочно писать изученные словарные слова; отрабатывать каллиграфические навыки письма.

13.Строчные буквы з, к.

Анализ формы букв. Проведение пальчиковой гимнастики. Развитие мелкой мускулатуры рук. Штриховка.

Отрабатывать написание строчных букв, имеющих одинаковые элементы; развивать умение работать с деформированными предложениями; закрепить умение безошибочно писать изученные словарные слова; отрабатывать каллиграфические навыки письма.

отношение к природному миру.

14.Заглавные буквы И, Ш, Ц. Щ.

Работа по шаблону в тетради. Списывание учащимися с готового образца. Проведение пальчиковой гимнастики. Физкультминутки для развития мелкой моторики пальцев рук. Штриховка.

Отрабатывать написание заглавных букв, имеющих одинаковые элементы; развивать связную монологическую речь, умение работать с деформированным текстом; закрепить умение безошибочно писать изученные словарные слова; отрабатывать каллиграфические навыки письма; соблюдать гигиенические требования к письму.

15.Заглавные буквы Ч, У.

Отработка формы букв по группам в двух вариантах соединений. Проведение пальчиковой гимнастики. Штриховка. Упражнения для формирования осанки и снятия физической нагрузки. Игровая и творческая деятельность.

Отрабатывать написание заглавных букв, имеющих одинаковые элементы; развивать творческие и интеллектуальные способности детей; умение составлять текст по опорным словам; закрепить умение безошибочно писать изученные словарные слова; отрабатывать каллиграфические навыки письма.

16.Заглавные буквы А, Л, М.

Работа по шаблону в тетради. Списывание с готового образца. Составление рисунка на заданную тему и штриховка. Проведение пальчиковой гимнастики. Штриховка.

Отрабатывать написание заглавных букв, имеющих одинаковые элементы; развивать творческие и интеллектуальные способности детей; развивать связную монологическую речь, умение работать с деформированным текстом; закрепить умение безошибочно писать изученные словарные слова; отрабатывать навыки связного ритмичного письма букв, слов и предложений, развивать орфографическую зоркость.

17.Заглавные буквы И, Ш, Ц, Щ, Ч, У, А, Л, М.

Работа по шаблону в тетради. Списывание с готового образца. Однокоренные слова. Составление рисунка на заданную тему и штриховка. Проведение пальчиковой гимнастики. Штриховка.

Отрабатывать написание изученных заглавных букв; развивать творческие и интеллектуальные способности детей; умение работать с деформированным текстом; письменно отвечать на вопросы, контролировать этапы своей работы; закрепить умение безошибочно писать изученные словарные слова; отрабатывать каллиграфические навыки письма, орфографическую зоркость.

18.Заглавные буквы О, С, Х.

Проверка каллиграфического написания букв и соединений. Проведение пальчиковой гимнастики. Штриховка. Поэтическая страничка.

Отрабатывать написание изученных заглавных букв; развивать связную монологическую речь, умение редактировать тексты; закрепить умение безошибочно писать изученные словарные слова; отрабатывать каллиграфические навыки письма, развивать орфографическую зоркость.

19.Заглавные буквы Ж, Ю, Э.

Правила соединения букв. Практическая работа. Отработка плавности и ритмичности письма. Штриховка. Проведение пальчиковой гимнастики. Соревнование.

Развивать умение редактировать тексты, раскрывать тему текста; закрепить умение безошибочно писать изученные словарные слова; владеть разборчивым аккуратным письмом с учётом гигиенических требований, правильно оформлять дифференцированные предложения; контролировать этапы работы.

20.Заглавные буквы З, Я.

Развитие навыка правильного написания букв. Выработка одинаковых равномерных и пропорциональных расстояний между элементами букв, между буквами и словами. Проведение пальчиковой гимнастики. Штриховка. Соревнование. Поэтическая страничка.

Выполнять слоговой и звукобуквенный анализ слов; связно и ритмично писать буквы и их соединения в словах; применять изученные правила правописания; соблюдать гигиенические требования; умение редактировать тексты, раскрывать тему текста; закрепить умение безошибочно писать изученные словарные слова.

21.Заглавные буквы Е, Ё.

Работа над одинаковой высотой букв на строке и на всей странице. Проведение пальчиковой гимнастики. Творческая деятельность. Поэтическая страничка. Штриховка.

Развивать связную монологическую речь, умение делить текст на части и составлять план; записывать предложения с комментированием; связно и ритмично писать буквы и их соединения в словах; развивать орфографическую зоркость.

22.Заглавные буквы Н, К.

Работа над формой и соединением букв. «Физкультминутка для волшебных пальчиков». Соревнование. Поэтическая страничка. Штриховка.

Воспроизводить письменный текст; располагать тетрадь под наклоном, правильно удерживать ручку, ориентироваться на странице тетради; развивать творческие и интеллектуальные способности детей; развивать орфографическую зоркость, умение находить ошибки в тексте и исправлять их.

23.Заглавные буквы Р,В.

Работа над формой и соединением букв. Проведение пальчиковой гимнастики. Упражнение «Кулак – ребро – ладонь». Большая буква в именах и фамилиях. Поэтическая страничка. Штриховка.

Анализировать и записывать слоги и слова с изученными буквами, списывать слова и предложения с образцов, проверять написанное; соблюдать соразмерность элементов буквы; отрабатывать написание изученных заглавных букв; умение сочинять сказки, работая в группе; закрепить умение безошибочно писать изученные словарные слова; отрабатывать каллиграфические навыки письма.

24.Заглавная буква Ф.

Работа над формой и соединением букв. Проведение пальчиковой гимнастики. Штриховка. Практическая работа. Большая буква в названиях городов. Поэтическая страничка.

Научатся правильно располагать буквы и слова на строке, вырабатывать связное и ритмичное написание букв и их соединений; записывать слова и предложения после предварительного разбора, контролировать этапы своей работы, связно и ритмично писать буквы и их соединения в словах, владеть разборчивым аккуратным письмом с учётом гигиенических требований.

25.Заглавные буквы Г, П, Т.

Знакомство с рациональными способами соединений букв в словах. Штриховка. Проблемные задания. Поэтическая страничка.

Контролировать собственные действия, связно и ритмично писать буквы и их соединения в словах; сравнивать собственные буквы с предложенным образцом; записывать под диктовку слова и предложения; письменно отвечать на вопросы, контролировать этапы своей работы.

26.Заглавные буквы Б, Д.

Работа над соединением букв. Проведение пальчиковой гимнастики. Поэтическая страничка. Творческая деятельность. Штриховка.

Сравнивать собственные буквы с образцом, ритмичное написание букв и слов на строке, без искажений; умения: записывать слова и предложения после их предварительного разбора, контролировать этапы своей работы, ритмично располагать буквы и слова на строке; формировать навык работы по алгоритму; развивать орфографическую зоркость.

Внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе; осознание собственной ответственности за общее благополучие.

27.Письмо соединений букв: ом, ол, оя, ог, оч, ок, оц, ощ, ор, ос, от, оп, ох, ож.

Работа над соединением букв. Проведение пальчиковой гимнастики. Штриховка. Практическая работа. Поэтическая страничка. Творческая деятельность.

Отрабатывать написание трудных соединений букв; развивать творческие и интеллектуальные способности детей; развивать умение составлять текст из предложений и строить описание; закрепить умение безошибочно писать изученные словарные слова; контролировать этапы своей работы, ритмично располагать буквы и слова на строке; формировать навык работы по алгоритму.

28.Письмо соединений букв: мл, мы, ми, мя, ля, кл, ся, ем, ел, ех, еж, её.

Работа над соединением букв. Проведение пальчиковой гимнастики. Практическая работа. Поэтическая страничка. Творческая деятельность. Штриховка.

Научатся писать и распознавать формы всех изученных букв и их соединений; группировать и обобщать элементы письменных букв; уметь писать под диктовку изучаемые буквы и слова, списывать слова и предложения с образцов, выполнять логические задания на сравнение, развивать орфографическую зоркость.

29.Письмо соединений букв: вм, вя, бя, дл, ез, ед, ев, ве, вё, вл, об, од.

Практикум. Работа по образцам учителя. Работа над соединением букв. Проведение пальчиковой гимнастики. Практическая работа. Конкурс на лучшее оформление первой буквы. Штриховка.

Научатся писать под диктовку изучаемые соединения букв и слова, списывать слова и предложения с образцов, выполнять логические задания на сравнение, группировать и обобщать элементы письменных букв; закреплять безошибочное написание словарных слов.

30.Письмо соединений букв: сд, зу, бр, ув, уд, уз, ум, вы, бы.

Работа над соединением букв. Проведение пальчиковой гимнастики. «Клубочки», «Волны». Поэтическая страничка. Соревнование. Штриховка.

Сравнивать собственные буквы с образцом, связное ритмичное расположение и написание соединений букв и слов на строке, без искажений; умение записывать слова и предложения после их предварительного разбора, контролировать этапы своей работы, формировать навык работы по алгоритму.

31.Письмо соединений букв: ья, ъя, ье, ъё, ьи, ъи, ью, ъю.

Диктовка элементов букв и их соединений. Проблемные задания. Работа по образцам прописи. Поэтическая страничка. Штриховка.

Выполнять слоговой и звукобуквенный анализ слов; связно и ритмично писать буквы и их соединения в словах; применять изученные правила правописания; соблюдать гигиенические требования; развивать творческие и интеллектуальные способности детей; умение каллиграфически списывать тексты; закрепить умение безошибочно писать изученные словарные слова.

32.Творческая мастерская «Волшебная ручка».

Творческая самостоятельная работа с элементами моделирования и штриховки.

Научатся анализировать текст, моделировать и оформлять в нём предложения в соответствии с их смысловой и интонационной законченностью, расставлять знаки препинания в конце предложений; составлять предложения из слов, употреблять заглавную букву в начале предложения, работать по алгоритму; развивать орфографическую зоркость.

33.Конкурс по каллиграфии.

Творческая самостоятельная работа с элементами моделирования и штриховки.

Проверить умение каллиграфически списывать тексты; умение безошибочно писать изученные словарные слова; выявить лучшего каллиграфа; контролировать этапы своей работы, проверять написанное, владеть разборчивым аккуратным письмом с учётом гигиенических требований.

34.Итоговая работа по каллиграфии.

Творческая самостоятельная работа с элементами моделирования и штриховки.

Проверить умение оформлять предложения на письме в соответствии с изученными правилами, контролировать этапы своей работы; владеть разборчивым аккуратным письмом с учётом гигиенических требований; уровень усвоения каллиграфического письма на занятиях каллиграфии.


4 класс.

1- 2.Написание строчных и заглавных букв и, ш, й, И, Ш, Й и соединений с ними.

2.Повторение правил штриховки. Упражнения для закрепления правил гигиены письма. Проведение пальчиковой гимнастики. Игровая и творческая деятельность. Штриховка. Многозначность слова.

Отрабатывать умения писать строчные и заглавные буквы, имеющие одинаковые элементы; сравнивать собственные буквы с образцом, употреблять изученные правила письма с сочетанием ши, контролировать этапы своей работы; изучить первую группу словарных слов.

3-4.Написание строчных и заглавных букв с, о, С, О и соединений с ними.

Работа над написанием букв. Разные способы проверки правописания слов. Проведение пальчиковой гимнастики. Игровая и познавательная деятельность. Однокоренные слова. Штриховка.

Закреплять написание строчных и заглавных букв с, о, С, О и соединений с ними;употреблять изученные буквы в предложении, соблюдать гигиенические правила; ориентироваться на странице тетради; упражнять в правильном написании изученных словарных слов, изучить новую группу словарных слов.

5.Написание букв Ии, Шш, Сс, Оо и соединений с ними.

Отработка правильного начертания букв. Проведение пальчиковой гимнастики. Графические упражнения. Штриховка. Поэтическая страничка.

Научатся писать и распознавать формы всех изученных букв; писать под диктовку изучаемые буквы и слова, списывать слова и предложения с образцов, выполнять логические задания на сравнение, группировать и обобщать элементы письменных букв; упражнять в правильном написании изученных словарных слов, изучить новую группу словарных слов; развивать орфографическую зоркость; интеллектуальные и творческие способности детей; связное ритмичное письмо слов и предложений.

6-7.Написание строчных и заглавных букв Аа, Лл, Мм и соединений с ними.

Отработка правильного начертания и соединения букв. Упражнения для движения пальцев и кисти. Проведение пальчиковой гимнастики. Разные способы проверки правописания слов. Штриховка.

Отрабатывать правильные начертания и соединения букв; анализировать и записывать слова и предложения с изученными буквами, списывать слова и предложения с образцов, проверять написанное; упражнять в правильном написании изученных словарных слов, изучить новую группу словарных слов; развивать орфографическую зоркость, связное ритмичное письмо слов и предложений.

8-9.Написание строчных и заглавных букв Гг, Пп, Тт, Рр и соединений с ними.

Отработка правильного начертания и соединения букв. Пальчиковая гимнастика. Заглавная буква в начале предложения. Штриховка.

Правильно располагать буквы и их соединения на строке; осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя; проверять написанное; работать по алгоритму; изучить новую группу словарных слов; закреплять безошибочное письмо словарных слов; развивать орфографическую зоркость.

10.Контрольное списывание.

Проверка правильного начертания букв и их соединений. Проведение пальчиковой гимнастики. Штриховка.

Закрепление гигиенических навыков письма; проверить навыки списывания с печатного текста; проверить умение детей выделять в тексте предложения и ставить знаки препинания; развивать орфографическую зоркость.

11-12.Написание строчных и заглавных букв Нн, Кк, Юю и соединений с ними.

Правильное начертание букв и их соединений. Проведение пальчиковой гимнастики. Списывание предложений с образца. Словарная работа. Игровая и творческая деятельность. Штриховка.

Научатся писать и распознавать заглавные и строчные буквы, слоги с ними; употреблять изученные буквы в предложении, соблюдать гигиенические правила; ориентироваться на странице тетради; упражнять в правильном написании изученных словарных слов, изучить новую группу словарных слов; воспроизводить письменный текст, писать под диктовку слова и предложения.


13.Контрольное списывание.

Проверка правильности начертания букв и их соединений. Проведение пальчиковой гимнастики. Самостоятельная работа. Штриховка.

Проверить навыки списывания с печатного текста; умение выделять в тексте предложения, ставить правильные знаки препинания; умение связно ритмично располагать слова и предложения на строке; развивать орфографическую зоркость.

14.Написание строчных букв ь, ы, ъ и соединений с ними.

Правильное начертание букв и их соединений. Проведение пальчиковой гимнастики. Слова с разделительным Ь и Ъ. Познавательная и игровая деятельность. Штриховка.

Научатся писать ь, ъ, употреблять их при написании слов, объяснять новое значение слов с этими буквами; записывать слова и предложения после предварительного разбора с учителем, владеть разборчивым аккуратным письмом с учётом гигиенических требований; упражнять в правильном написании изученных словарных слов, изучить новую группу словарных слов.

15-16.Написание строчных и заглавных букв Уу, Чч. Сочетания ча, чу, чк, чн.

Упражнения. Слова с сочетаниями ча, чу, чк, чн. для формирования умений определять высоту букв. Проведение пальчиковой гимнастики. Штриховка.

Формирование умений определять высоту букв на строке; научатся писать новую группу словарных слов; употреблять изученные правила письма с сочетаниями ча, чу, списывать с печатного текста; закреплять безошибочное написание словарных слов; изучить новую группу словарных слов; развивать орфографическую зоркость.

17.Диктант.

Проверка записи букв, соединений под диктовку. Написание словарных слов и предложений под диктовку. Каллиграфические упражнения для предупреждения фонетико- графических, орфографических и речевых ошибок на уроках русского языка. Проведение пальчиковой гимнастики.

Проверить умения записи букв, соединений под диктовку; безошибочное написание словарных слов и предложений под диктовку; выполнение каллиграфических навыков письма; развивать орфографическую зоркость.

18-19.Написание заглавных и строчных букв Ее, Ёё, Зз и соединений с ними.

Работа над формой букв. Проведение пальчиковой гимнастики. Ниткопись. Игровая и творческая деятельность.

Отрабатывать форму и высоту букв на строке; упражнять в правильном отрывном написании соединений букв; восстанавливать деформированные предложения, ритмично располагать буквы и слова на строке; проверять написанное; упражнять в правильном написании изученных словарных слов, изучить новую группу словарных слов; развивать орфографическую зоркость.

20-21.Написание заглавных и строчных букв Бб, Вв, Дд и соединений с ними.

Анализ формы букв. Проведение пальчиковой гимнастики. Развитие мелкой мускулатуры рук. Словарная работа. Творческая деятельность.

Отрабатывать навыки каллиграфического письма; развивать орфографическую зоркость, навыки безошибочного письма словарных слов; записывать слова и предложения после их предварительного разбора, контролировать этапы своей работы, ритмично располагать буквы и слова на строке; формировать навык работы по алгоритму.

22.Работа с деформированным текстом.

Работа по шаблону в тетради. Списывание учащимися с готового образца. Проведение пальчиковой гимнастики. Физкультминутки для развития мелкой моторики пальцев рук.

23-24.Написание заглавных и строчных букв Цц, Щщ и соединений с ними.

Отработка формы букв по группам в двух вариантах соединений. Проведение пальчиковой гимнастики. Упражнения для формирования осанки и снятия физической нагрузки. Игровая и творческая деятельность.

Научатся писать буквы Ц, ц, Щ, щ; узнают особенности написания букв ы, и после ц; закрепят написание сочетаний ща, щу; научатся анализировать и записывать слоги, слова и предложения с изученными буквами; связно и ритмично располагать буквы и слова на строке, без искажений, оценивать правильность выполнения работы.

25-26.Написание заглавных и строчных букв Ээ, Хх, Жж и соединений с ними.

Работа по шаблону в тетради. Списывание с готового образца. Составление рисунка на заданную тему и штриховка. Проведение пальчиковой гимнастики.

Правильно располагать буквы и их соединения; вырабатывать связное и ритмичное написание букв и слов на строке, без искажений; корректировать деформированные предложения, контролировать этапы своей работы, различать и использовать на письме изученные буквы; закреплять умение безошибочно писать словарные слова; развивать орфографическую зоркость.

27.Контрольное списывание

Проверка каллиграфического написания букв и соединений Списывание с готового образца. Проведение пальчиковой гимнастики. Развитие орфографической зоркости.

Проверить навыки каллиграфического написания букв и соединений в словах; списывание с готового образца; развивать орфографическую зоркость; закреплять безошибочное написание словарных слов.

28-29.Написание заглавных и строчных букв Яя, Фф и соединений с ними.

Отработка каллиграфического написания букв и соединений. Проведение пальчиковой гимнастики. Поэтическая страничка.

30.Диктант.

Проверка отработки плавности и ритмичности письма. Проведение пальчиковой гимнастики. Соревнование.

Проверить отработку плавности и ритмичности письма; умение применять на практике повторенные орфограммы и каллиграфические навыки письма.

31.Работа с деформированным текстом.

Развитие навыка правильного написания букв. Выработка одинаковых равномерных и пропорциональных расстояний между элементами букв, между буквами и словами. Проведение пальчиковой гимнастики. Соревнование.

Научатся анализировать текст, моделировать и оформлять в нём предложения в соответствии с их смысловой и интонационной законченностью, расставлять знаки препинания в конце предложений; работать по алгоритму; развивать орфографическую зоркость.

32.Творческая мастерская «Волшебная ручка».

Творческая самостоятельная работа с элементами моделирования и штриховки.

Научатся писать в соответствии с правилами письма слова и предложения, без искажений и замены букв; оформлять предложения на письме в соответствии с изученными правилами, контролировать этапы своей работы; владеть разборчивым аккуратным письмом с учётом гигиенических требований.

33.Конкурс по каллиграфии.

Творческая самостоятельная работа с элементами моделирования и штриховки.

Проверить умение каллиграфически списывать тексты; умение безошибочно писать изученные словарные слова; выявить лучшего каллиграфа; контролировать этапы своей работы, проверять написанное, владеть разборчивым аккуратным письмом с учётом гигиенических требований.

34.Итоговая работа по каллиграфии.

Творческая самостоятельная работа с элементами моделирования и штриховки.

Научатся писать в соответствии с правилами письма слова и предложения, без искажений и замены букв; оформлять предложения на письме в соответствии с изученными правилами, контролировать этапы своей работы; владеть разборчивым аккуратным письмом с учётом гигиенических требований.

Методическое и материально-техническое обеспечение программы.

1. Агаркова Н.Г. Письмо. Графический навык. Каллиграфический почерк. Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1-4). Часть1. – М.Просвещение, 2002

2. Илюхина В.А. Рабочая тетрадь: Чистописание 1, 2, 3, 4 кл.-М.Дрофа.

3. Тикунова Л.И. Игнатьева Т.В. Прописи-ступеньки. Чистописание 1, 2, 3, 4 кл. – М.Дрофа.

4. Желтовская Л.Я, Соколова Е.Н. Формирование каллиграфических навыков у младших школьников: Пособие для учителя четырёхлетней начальной школы. - М. Просвещение 1987 (Библиотека учителя начальных классов).

5. Илюхина В.А. Особенности формирования графических навыков и анализа ошибок при письме. \\ Нач. шкл. – 1999. - №8.

6. Потапова Е.Н. Радость познания: Книга для учителя. – М. Просвещение, 1990 (Творческая лаборатория учителя).

7. Федосова Н.А. Как исправить почерк детей. \\ Нач. шк. – 1990. - №4.

8. Альбомы для рисования, тетради в узкую и широкую линейку.

9. Линейки – трафареты с геометрическими фигурами.

10. Материал для словарной работы (иллюстрации, тексты).

11. Доска.

12. Цветные мелки для учителя.

13. Цветные карандаши для учащихся.


                                          Тематическое планирование 1 класс.

урока

Тема урока

Кол-во

часов

Дата проведения

1.

«Чем мы будем заниматься на занятиях по каллиграфии?»

1

2

Штриховка сверху вниз. Письмо прямых линий. Рисование забора.

1

3

Штриховка снизу вверх. Письмо прямой наклонной линии с закруглением вправо. Рисование  .

1

4

Штриховка слева направо. Письмо прямой наклонной линии с закруглением влево. Рисование крючков.

1

5

Штриховка справа налево. Письмо наклонной линии с закруглением сверху и снизу. Рисование уточек.

1

6

Штриховка с правого верхнего угла в левый нижний угол. Письмо наклонной линии с закруглением влево (элемент букв л, м, я). Клюшки.

1

7

Штриховка с левого верхнего угла в правый нижний угол. Письмо верхних петель. Рисование рыбок.

1

8

Штриховка по трафарету: верхние петли. Письмо нижних петель. Рисование птичек.

1

9

Штриховка по трафарету. Письмо полуовалов. Рисование месяца (кусочка сыра).

1

10

Штриховка по трафарету. Письмо овалов. Рисование шариков.

1

11

Штриховка по трафарету. Начертание букв, содержащих элемент:

короткая наклонная линия.

1

12

Штриховка по трафарету. Начертание букв, содержащих элемент: прямая наклонная линия вниз и вверх.

1

13

Штриховка по трафарету. Начертание букв, содержащих элемент: короткая  и длинная наклонная линия с закруглением влево.

1

14

Штриховка по трафарету. Начертание букв, содержащих элемент: наклонная линия с закруглением влево.

1

15

Штриховка по трафарету. Начертание букв, содержащих элемент: полуовал.

1

16

Штриховка по трафарету. Начертание букв, содержащих элемент: овал.

1

17

Штриховка по трафарету. Начертание букв, содержащих элемент: верхняя петля.

1

18

Штриховка по трафарету. Начертание букв, содержащих элемент: нижняя петля.

1

19

Штриховка по трафарету. Буквы- картинки. Творческий проект.

1

20

Штриховка по трафарету.

Запись основных элементов букв.

1

21

Штриховка по трафарету.

Запись вспомогательных элементов букв.

1

22

Штриховка по трафарету. Росчерк элемента: прямая наклонная линия.

1

23

Штриховка по трафарету.

Росчерк элемента: наклонная линия с закруглением вправо.

1

24

Штриховка по трафарету.

Росчерк элемента: короткая прямая наклонная линия.

1

25

Штриховка по трафарету.

Росчерк элемента: прямая наклонная линия с закруглением вверху и внизу.

1

26

Штриховка по трафарету.

Росчерк элемента: прямая наклонная линия с закруглением влево.

1

27

Штриховка по трафарету.

Росчерк элемента: полуовал.

1

28

Штриховка по трафарету.

Росчерк элемента: овал.

1

29

Штриховка по трафарету.

Росчерк элемента: верхняя  и нижняя петли.

1

30

Штриховка по трафарету.

Списывание с рукописного текста.

1

31

Штриховка по трафарету.

Списывание с печатного текста.

1

32

Закрепление и обобщение изученного.

1

33

Творческое занятие «Чему научились за год».

1

Тематическое планирование 2 класс.

урока

Тема урока

Кол-во

часов

Дата проведения

1.

Ориентирование на листе бумаги.

1

2

Большие и малые прямые наклонные линии.

1

3

Прямая линия с закруглением внизу.

1

4

Прямая наклонная линия с закруглением вверху.

1

5

Малая и большая прямые наклонные линии с закруглением вверху и внизу.

1

6

Большой и маленький овалы

1

7

Большие и малые полуовалы

1

8

Линия с петлёй вверху и внизу.

1

9

Малая и большая пламевидные прямые.

1

10

Петля на линии строки

1

11

Группа букв: и, ш, И, Ш, п, р, т ,г.

1

12

Группа букв: л, м, Л, М, я, Я.

1

13

Группа букв: у ,ц, щ, ч, Ц, Щ, Ч.

1

14

Группа букв: с, С, е, о, О, а, б,д.

1

15

Группа букв: ь, ъ, ы ,в.

1

16

Группа букв: Н, Ю, н, ю, к, К.

1

17

Группа букв: В,З, з, э, Э, ж, Ж, х, Х, ф.

1

18

Группа букв: Ф, Г, У, Т, Б, Р, Д.

1

19

Написание соединений ол, ом, оя, об, од, оф

1

20

Написание соединений ок, он, оп, ог, ож, оз, ос.

1

21

Написание соединений ое, ой, оц, ош, ощ.

1

22

Написание соединений аг, аж, аз, аб, ад, ав, ас.

1

23

Написание соединений иеий, ИЦ, ИЩ.

1

24

Написание соединений ел, ем, ег, еж, ез.

1

25

Рациональные способы соединений в словах.

1

26

Написание соединений яб, яр, яв, ят.

1

27

Письмо трудных соединений юж, юг, юз, ют, юн.

1

28

Написание соединений ль, мь, ья,ье.

1

29

Написание заглавных и строчных букв

1

30

Написание соединений Оо, Сс, Ээ.

1

31

Работа по устранению графических недочётов

1

32

Творческая мастерская «Волшебная ручка».

1

33

Конкурс по каллиграфии.

1

34

Итоговая работа по каллиграфии.

1

Календарно-тематическое планирование 3 класс

№ урока

Тема урока

Количество

часов

Дата проведения

1

Написание строчных букв и, ш, й, г, п, т, н, р, у, ц, щ, к и их соединений ити, иши, иуш, иру…

1

2

Написание строчных букв п, т, р, г и соединений гл, пл, гу, па, тшт, трт, тк, тв.

1

3

Написание строчных букв и, ш, г, п, т, й. Поэтическая страничка.

1

4

Контрольное списывание: буквы и, ш, г, п, т, й, н, р, у, слова и предложения.

1

5

Строчные буквы л, м.

1

6

Строчные буквы т н л ш м.

1

7

Строчные буквы ц, щ.

1

8

Строчные буквы ь ы ъ.

1

9

Строчные буквы о а ю я.

1

10

Строчные буквы б, д, ф, в.

1

11

Строчные буквы с, е, ё, ч.

1

12

Строчные буквы х, ж, э.

1

13

Строчные буквы з, к.

1

14

Заглавные буквы И, Ш, Ц. Щ.

1

15

Заглавные буквы Ч, У.

1

16

Заглавные буквы А, Л, М.

1

17

Заглавные буквы И, Ш, Ц, Щ, Ч, У, А, Л, М.

1

18

Заглавные буквы О, С, Х.

1

19

Заглавные буквы Ж, Ю, Э.

1

20

Заглавные буквы З, Я.

1

21

Заглавные буквы Е, Ё.

1

22

Заглавные буквы Н, К.

1

23

Заглавные буквы Р,В.

1

24

Заглавная буква Ф.

1

25

Заглавные буквы Г, П, Т.

1

26

Заглавные буквы Б, Д.

1

27

Письмо соединений букв: ом, ол, оя, ог, оч, ок, оц, ощ, ор, ос, от, оп, ох, ож.

1

28

Письмо соединений букв: мл, мы, ми, мя, ля, кл, ся, ем, ел, ех, еж, её.

1

29

Письмо соединений букв: вм, вя, бя, дл, ез, ед, ев, ве, вё, вл, об, од.

1

30

Письмо соединений букв: сд, зу, бр, ув, уд, уз, ум, вы, бы.

1

31

Письмо соединений букв: ья, ъя, ье, ъё, ьи, ъи, ью, ъю.

1

32

Творческая мастерская «Волшебная ручка».

1

33

Конкурс по каллиграфии.

1

34

Итоговая работа по каллиграфии.

1

Тематическое планирование 4-го года обучения

№ урока

Тема урока

Дата

по плану/

по факту

1

Написание строчных и заглавных букв и, ш, й, И, Ш, Й и соединений с ними.

2

Написание строчных и заглавных букв с, о, С, О и соединений с ними.

3

Написание букв Ии, Шш, Сс, Оо и соединений с ними.

4

Написание строчных и заглавных букв Аа, Лл, Мм и соединений с ними.

5

Написание строчных и заглавных букв Гг, Пп, Тт, Рр и соединений с ними.

6

Контрольное списывание.

7

Написание строчных и заглавных букв Нн, Кк, Юю и соединений с ними.

8

Контрольное списывание.

9

Написание строчных букв ь, ы, ъ и соединений с ними.

10

Написание строчных и заглавных букв Уу, Чч. Сочетания ча, чу, чк, чн.

11

Диктант.

12

Написание заглавных и строчных букв Ее, Ёё, Зз и соединений с ними.

13

Написание заглавных и строчных букв Бб, Вв, Дд и соединений с ними.

14

Работа с деформированным текстом.

15

Написание заглавных и строчных букв Цц, Щщ и соединений с ними.

16

Написание заглавных и строчных букв Ээ, Хх, Жж и соединений с ними.

17

Контрольное списывание

18

Написание заглавных и строчных букв Яя, Фф и соединений с ними.

19

Диктант.

20

Работа с деформированным текстом.

21

Творческая мастерская «Волшебная ручка».

22

Написание соединений: ак, аш, аз, аб, ад, ав, ас.

23

Написание соединений: ие, ий, иц, ищ.

24

Безотрывное написание соединений: ел, ем, ег, еж, ез.

25

Рациональные способы соединения в словах.

26

Написание соединений: яб, яр, яф, ят.

27

Письмо трудных соединений: юз, юк, юж, ют, юм.

28

Безотрывное написание соединений: ль, мь, ья, ье.

29

Написание заглавных и строчных букв.

30

Написание соединений Оо, Сс, Ээ.

31

Работа по устранению графических недочетов.

32

Творческая мастерская «Волшебная ручка».

33

Конкурс по каллиграфии.

34

Итоговая работа по каллиграфии.

                                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»

Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....

Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для  учащихся начальных классов в соответствии с ФГОС....

АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Авторская программа внеурочной деятельности  может быть рекомендована к применению и тиражированию....

АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Мной представлена педагогическая модель формирования социально-личностной  компетентности младших школьников во внеурочной деятельности.  Наблюдения за формированием компетенций  я...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука здоровья". 1 - 4 класс. Аннотация к рабочей программе.

Рабочая программа внеурочной деятельности  "Азбука здоровья"  для учащихся  1-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения программы...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Москва музейная". 2 - 4 класс. Аннотация к рабочей программе.

Рабочая программа внеурочной деятельности  "Москва музейная"  для учащихся  2-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения программы...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная математика". 1-4 класс. Аннотация к рабочей программе.

Рабочая программа внеурочной деятельности  "Занимательная математика"  для учащихся  1-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения ...