Методика работы над орфографическим правилом
методическая разработка по русскому языку (3 класс)

Наталья Павловна Мукшицкая

В статье представлена методика работы над орфографическим правилом в начальной школе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodika_russkogo_yazyka.docx38.48 КБ

Предварительный просмотр:

Задание 1  Методика работы над орфографическим правилом

1.Разработать фрагмент урока ознакомления учащихся 3 класса  с одним из правил о правописании корня. Включить два этапа - наблюдение над языковым материалом и выведение правила. (Данное задание можно выполнить микрогруппой, указав участников выполнения задания).

3 класс.  Тема « Непроизносимые согласные в корне».  Урок-ознакомление с новым материалом.  Фрагмент урока – наблюдение над языковым материалом и выведение правила.

  1. Постановка учебной проблемы.

1.Проблемная ситуация со столкновением мнений учащихся.

- Мы продолжим записывать слова под диктовку, но мне нужны  два помощника для работы на обратной стороне доски. Все остальные работают в тетради. Записываем отгадки.

Ну-ка, кто из вас ответит

Не огонь, а больно жжет

Летом светит очень ярко

Осенью- наоборот. (Солнце)

Когда я сосульку ел,

Было очень вкусно.

А когда я заболел

Стало очень …..(грустно)


Мишка был большой проказник

У него сегодня ….(праздник)

- Помощники готовы? Проверяем то, что написано на доске. Смотрим, сравниваем.

(Видят несоответствия в написании);  (Если на задней стороне доски написано верно, тогда  спрашиваю у класса, кто написал иначе).

Посмотрите в свои тетрадки и тетрадку соседа. Сравните записи.

– Почему написали по- разному, ведь я диктовала для всех одинаково. ( Затруднялись в написании)

2.Выход из проблемы путем побуждающего диалога.

- Сколько мнений о том,  как надо правильно написать эти слова в нашем классе? (два)

- Какие? (Нужно писать согласную и не нужно писать)

- А почему получились разные мнения? Как вы думаете? ( Мы этого еще не знаем)

Выясняем, кто не написал согласную. Почему не написали? ( Не слышим ее при произношении)

- А кто написал согласную? Почему написал? (Я чувствую, что ее надо писать).

  1. Постановка цели урока.

- Итак, что мы сегодня должны выяснить в ходе работы над словами? (Нужно писать или нет согласную в слове, если ее не слышно)

  1. Открытие нового знания. Наблюдение над словами с непроизносимым согласным в корне.
  1. Поиск решения учебной проблемы.

Капуста

Капустница

капустный

- Прочитайте слова «про себя», вслух.

- Что заметили? (это однокоренные слова). Докажите. (Имеют одинаковый корень и смысл). Запишите эти слова в тетрадь в столбик. Выделите корень.

- Давайте рядом напишем транскрипцию слов.

-Посчитайте количество букв и звуков. Почему в словах капустница и капустный количество букв и звуков различное? ( Не слышится, не произносится звук т)

- Что мы помним о написании корней? ( Корни пишутся одинаково)

 - Так нужно ли писать согласную в слове, если ее не слышно?  ( Да, нужно т.к. она пишется в одном из однокоренных слов)

- Как бы вы назвали такие согласные? (Неслышимые, незвучные, молчаливые, скрытые…)

- Молодцы! Интересные названия придумали.

2. Закрепление новых знаний.

Откройте учебники на стр.72 и сравните свои названия с тем, что предлагают нам авторы учебника.

- Как по- научному называются такие согласные звуки? (Непроизносимые)

- Над какой темой мы сегодня работаем? (Непроизносимые согласные в корне слова)

- Зная тему урока, давайте дополним цель урока. Чему мы должны научиться?

 -Учимся грамотно писать слова с непроизносимыми согласными в корне слова.

- Что еще узнали из учебника? Какие согласные могут быть непроизносимыми?

 ( Перечисляют)

- Когда в слове появляются непроизносимые согласные? (Когда есть сочетание трех согласных и один из них не произносится)

СТН ЗДН РДЦ ЛНЦ ВСТВ

Запишем  их в тетрадь и запомним, те кому трудно запомнить, можно сделать «карточку-запоминалку» .

3.Физминутка для глаз.

4. Подводящая беседа к формулированию правила.

- Вернемся к нашим словам. – У кого из моих помощников есть ошибки? А как можно проверить? (Подобрать проверочные слова)

-А любое однокоренное слово подойдет? (Нет) – А какое? (То, в котором непроизносимая согласная произносится)

- Найдите пары однокоренных слов и ответьте какое из этих слов будет проверяемым, а какое проверочным.

Звездный солнышко

Солнце сердечный

Грустный здравствуй

Здравие звезда

грусть сердце

Иногда согласные

Играют с нами в прятки.

Они не произносятся,

И что писать, неясно нам…

Что же делать, как нам быть?

Как проблему нам  решить?

5. Самостоятельное формулирование правила. Первичное закрепление.

-Кто поможет мне сформулировать правило? (Дети формулируют правило) Можно в помощь написать на доске слова-опоры для формулировки.

Способ проверки.

Чтобы знать, как написать ,

Надо слово изменять,

И за звуком непонятным

Быстро гласную искать.

Непроизносимые согласные проверяй так:

грустный- грусть

Звездный- звезда

- Исправьте ошибки (у кого есть они ) в тех словах, что писали вместе с помощниками  на доске.

6. Динамическая физминутка.

2.Решение методических  задач.

1. Примеры параметров сопоставления  языкового материала на этапе наблюдений при изучении орфограмм в корне.

1.

  -Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по островам Океана Орфографических Знаний. В путешествие мы отправимся на корабле. Во время нашего пути мы встретимся с законами Орфографии и постараемся изучить эти законы. Итак, в путь!

-Мы с вами в Океане Орфографических Знаний и приближаемся к острову Безударных гласных

Но вот беда. Некоторые жители  острова потерялись в пути.

Отыскать их нам поможет королева ________________. Имя ее вы должны будете назвать, когда сможете разгадать ключ к разгадке про несчастные гласные, которые заблудились и не могут определиться со своим местонахождением.

К__менистое дно       камушки
К
__лючий ёрш           колкий

З__лёные водоросли             зелень

П__тнистый осьминог                  пятнышко

Ск__листый берег                   скалы

М__рской конёк                     море

С___лёные брызги                   соль

- Сравним слова в соседних столбиках. Что вы можете о них сказать? ( Родственные)

-Что значит родственные? ( Родственные- значит есть одна родственная часть или общая часть –корень, поэтому однокоренные)

-Подумаем (можно организовать работу в группах, парах), какие гласные заблудились в левом столбике?

                                                                                             ( Дети называют гласные)

-Как узнали, что именно эти гласные?   (Проверили)

-Как проверяли? ( Подбирали слово из соседнего столбика, в котором гласная четко слышится)

- А почему гласная в этих словах слышится четко? ( Потому что она под ударением)

-Что помогло нам убедиться в правильности постановки в словах потерявшихся гласных?

                                                                                                                                     ( Ударение)

-Вот мы и нашли ключ к разгадке как найти потерявшиеся гласные. Как зовут королеву, которая этот ключик открывает? (Ударение)

- Сформулируем правило, как найти безударную гласную.

2.  

Плавание продолжается. На нашем пути Остров Парных согласных.

Здесь еще утро, некоторые звуки еще не проснулись. Что нам надо сделать, чтобы звуки стали просыпаться?

зу[п]                                  сторож(а)

шала[ш]                            короб(а)

бага[ш]                            зуб(ы)

погре[п]                            обрыв(ы)                          

обры[ф]                           шалаш(и)

сторо[ш]                          багаж(и)

коро[п]                           морков(н)ый  морков(о)чка

морко[ф*]                       погреб(а)

                                                         

                                                                                    (Подобрать проверочные слова)

- Соединим  пары слов. Чем отличаются слова в противоположных столбиках?

( Слева звуки на конце глухие, а справа на их месте в словах написана звонкая пара)

-Почему?

 ( Потому что слева мы слышим глухие звуки на конце, а справа уже слышим звонкие на конце.)

- Кто догадается, что помогает нам в столбике справа услышать звонкую согласную?

                                                                                           ( Гласный звук, согласный звук [н] )

-Совершенно верно.

- Попробуем сформулировать правило, как проверить глухую согласную на конце слова.

(Подобрать такое проверочное слово, где после согласного будет стоять гласный звук [н])

2. Прочитайте фрагменты уроков, посвященные работе над формулировкой правила Автор какого из фрагментов с большей степенью добьётся усвоения формулировки? Аргументируйте свой ответ.

Фрагмент №3

- Откройте учебники на странице... Прочитайте правило. Слова с какой орфограммой учит писать это правило? Приведите примеры.

- Давайте составим план действий (алгоритм), которые мы должны выполнить, чтобы правильно писать слова с этой орфограммой. (Далее             на уроке составляется алгоритм по правилу.)

После прочтения правила, учитель просит детей привести примеры для того, чтобы проверить первичное понимание прочитанного. Далее составляется алгоритм – последовательность выполнения действий, необходимых для написания слов с данной орфограммой. При составлении алгоритмов каждый этап работы над орфограммой изучается глубже и основательней, первичное усвоение правила после повторного прочтения детализируется и углубляется. Если при этом идет коллективное обсуждение деталей правила и сопоставление их с примерами, то это дает гарантию усвоения, быстрого запоминания и успешного применения впоследствии на практике.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Работа над орфографическим правилом в условиях алгоритмизации процесса обучения"

Правило имеет структуру алгоритмического предписания.Такой взгляд на правило правописания создаёт предпосылки для совершенствования работы над ним....

Дизорфография или Как подружиться с орфографическими правилами?

Дизорфография - это это специфическое нарушение орфографического навыка письма у детей с сохранным интеллектом и устной речью...

Методика работы над повышением орфографической грамотности творческих работ младших школьников

Методическая разработка системы занятий, направленных на повышение орфографической грамотности при написании творческих работ...

Дизорфография или Как подружиться с орфографическими правилами?

Для детей с дизорфографией основную трудность вызывает решение орфографической задачи: им трудно увидеть "опасное место" в слове, сложно подобрать проверочное слово, хорошо выучив правило, ребёнок не ...

Методика работы над правилом правописания безударных гласных в корне слова

В данном материале раскрыта  методика работы над правилом правописания безударных гласных в корне слова....

Методика работы над правилом правописания безударных гласных в корне слова Основные причины ошибок на правописание безударных гласных в корне слова.

Правописание безударных гласных в корне слова остается актуальной проблемой школьной педагогической практики в области обучения детей орфографии. В обучении правописанию безударных гласных в корне сло...

Методика работы над правилом правописания безударных гласных в корне слова Основные причины ошибок на правописание безударных гласных в корне слова.

Правописание безударных гласных в корне слова остается актуальной проблемой школьной педагогической практики в области обучения детей орфографии. В обучении правописанию безударных гласных в корне сло...