Изложение "Лиса"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Предмет:

Русский язык

Класс:

3

Тема:

   Изложение «Лиса»

Тип урока:

Обучающее изложение

Цель:

Развивать представление о связи между предложениями в тесте и учить передавать содержание теста по коллективно составленному плану..

Задачи:

-развивать устную и письменную речь учащихся;

-развивать эмоциональную сферу детей, их чувства, эстетический вкус; воспитывать любовь к животным.

 

Планируемые результаты:

Личностные: -высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы; -Анализ своей деятельности и ее успешности.

Метапредметные:

Регулятивные: – принимать и сохранять учебную задачу;

– оценивать правильность выполнения действия, - умение слушать и сохранять цель;

- умение сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки.

Познавательные: -ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи 

Коммуникативные: -Умение строить диалоговые высказывания.

 

Оборудование:

Текст изложения, карточки с орфографической работой, план изложения на доске.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lisa.docx22.55 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет:

Русский язык

Класс:

3

Тема:

   Изложение «Лиса»

Тип урока:

Обучающее изложение

Цель:

Развивать представление о связи между предложениями в тесте и учить передавать содержание теста по коллективно составленному плану..

Задачи:

-развивать устную и письменную речь учащихся;

-развивать эмоциональную сферу детей, их чувства, эстетический вкус; воспитывать любовь к животным.

Планируемые результаты:

Личностные: -высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы; -Анализ своей деятельности и ее успешности.

Метапредметные:

Регулятивные:  принимать и сохранять учебную задачу;

– оценивать правильность выполнения действия, - умение слушать и сохранять цель;

- умение сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки.

Познавательные: -ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи 

Коммуникативные: -Умение строить диалоговые высказывания.

Оборудование:

Текст изложения, карточки с орфографической работой, план изложения на доске.

Технологическая карта урока по русскому языку: Изложение «Лиса»


Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

I.Организационный момент

-Ребята, давайте перед началом нашего урока мы пожелаем друг другу успеха. Но не просто словами.

Вы будете повторять слова и соприкасаться друг с другом пальчиками. На слово желаю, соприкасаемся с соседом по парте большими пальчиками, а слово успеха – указательными, на слово большого – средними, во всем – безымянными, когда я скажу вам «Здравствуйте», вы соприкоснетесь всей ладонью.

Приветствуют друг друга.

II.Самоопределение к деятельности

-Скажите, можно ли написать текст оп памяти?

-Что для этого нужно, как вы думаете?

-А когда мы с вами читаем текст несколько раз перечитываем текст, составляем план?

-Конечно, сегодня мы с вами тоже будем писать изложение. А чтобы узнать о ком оно будет, давайте отгадаем с вами загадку.

Кто крадётся между сосен?

Шубку огненную носит?

Чей там хвост в траве густой

Замелькал, как золотой?

Это – девица краса,

Ярко-рыжая ...

-Как вы догадались, что это лиса?

-Кто-нибудь из вас знает, почему этого животного назвали лисой?

-На самом деле слово «лиса» – образована от «лис». До сих пор у нас встречаются выражения лисий (желтоватый), залисеть (пожелтеть). Следовательно, лисицей зверя назвали за жёлтую шерсть.

-А что вообще вы знаете о лисе?

-Чем питается лиса?

-А где она живет?

-Да.

-Нужно прочитать текст несколько раз, составить план, (пересказать его).

-Когда пишем изложение.

-Лиса!

-Про ее окраску говорилось, что она огненная, золотая.

-Потому что она хитрая.

- Хитрая, коварная, умная, ловкая.

- Мышами, кроликами, курочками, кузнечиками, фруктами и ягодами.

- В лесу, в покинутых норках сурков и барсуков, в основном предпочитает луговые местности.

Личностные: -высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;

Коммуникативные: -Умение строить диалоговые высказывания.

Регулятивные:  принимать и сохранять учебную задачу;

– оценивать правильность выполнения действия, - умение слушать и сохранять цель;

- умение сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки.

Познавательные: -ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи 

III.Работа по теме урока

(знакомство с текстом)

-Слушаем текст: (у каждого на парте лежит свой текст)

Лиса

   В лесу живет лиса. Там под деревом у нее глубокая нора, а в норе – маленькие лисята.

   С малышами так много хлопот! Нужно их накормить, согреть. Лисица старательно вылизывает мордочки своих детенышей, их хвостики, их животики, и пушистая шёрстка лисят всегда чистая. А подросли лисята, тут другие заботы появляются.    

   Настало время их к охоте приучать. Вот и тащит лиса своим детям то мышку, то зайца, то птичку. Отдает лисятам, сядет в сторону и следит, как они добычу ловить учатся.

-Вам понравился текст?

-Сколько в нем частей?

-Прочтите про себя первую часть. Давайте подберем к ней заголовок, который наиболее полно отражает тему этой части.

-Мне понравилось последнее название, давайте так и назовем наш первый пункт плана.

(Учитель на доске пишет план.)

1.Кто живет в норе лисы?

-Какими опорными словами мы можем пользоваться, чтобы передать содержание этой части?

-Читаем вторую часть. Подбираем заголовок, раскрывающий тему.

-Как вы сами думаете, какое название наиболее удачно?

-Почему?

-Конечно, записываем второй пункт плана.

2.Как лиса ухаживает за своими детенышами?

-Какие опорные слова мы напишем для этой части?

-Читаем третью часть. Помните, что мы должны подобрать заголовок, наиболее точно выражающий тему части.

-Какие у вас варианты?

-В чем разница между вторым и третьем названиями?

-Какое нам подходит больше? Как учатся охотиться детеныши?

-Конечно, в нашем тексте говорится, что именно лиса учит своих детей охотиться.

3.Как лиса учит охотиться своих детей?

-Давайте выпишем опорные слова.

-… прочти нам план, который у нас получился.

-А теперь положили перед собой второй лист, который лежит у вас на партах. Приложение 1.

-Читаем по цепочке слово, называем проверочное.

-Молодцы, а теперь я хочу обратить ваше внимание на доску. Я выписала те слова, написание орфограмм в которых вы еще не знаете.

У неё, так много, нужно, согреть, шёрстка, подросли, отдаст, учатся.

-Прежде чем приступить к написанию изложения, давайте немного отдохнем.

-Да.

-3.

-Лисья нора

-Жители норы.

-Кто живет в норе лисы?

-Лиса, глубокая нора, маленькие лисята, под деревом.

-Детеныши лисы, как лиса ухаживает за своими детенышами, детеныши.

-Как лиса ухаживает за своими детенышами.

-Потому что во второй части говорится именно от том, как лиса ухаживает за детенышами, а не просто про детенышей.

-старательно, вылизывает, детенышей, животики, хвостики, пушистая шёрстка.

- Охота, как лиса учит охотиться своих детей, как детеныши учатся охотиться.

-В первом говориться о том, что лиса учит охотиться своих детей, а во втором, что детеныши учатся охотится сами.

-Нам подходит третье, детеныши учатся охотиться с помощью мамы.

- подросли лисята, другие заботы, тащит своим детям, отдаст лисятам, сядет в сторону, следит, ловить учатся.  

1. Кто живет в норе лисы?

2.Как лиса ухаживает за своими детенышами?

3.Как лиса учит охотиться своих детей?

- Лиса – безударная гласная «и» - проверочное слово (пс) лис.

-В лесу – безударная гласная «е» - пс лес.

-Под деревом – безударная гласная «е» - пс деревья.

-Много хлопот – безударная гласная «о» - пс хлопоты.

-Своих – безударная гласная «о» - пс сой.

- В сторонку – безударная гласная «о» - пс стороны.

-Ловить – безударная гласная «о» - пс свой.

Личностные: -высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;

Коммуникативные: -Умение строить диалоговые высказывания.

Регулятивные:  принимать и сохранять учебную задачу;

– оценивать правильность выполнения действия, - умение слушать и сохранять цель;

- умение сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки.

Познавательные: -ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи 

IV.Физкультминутка

Если названные мною слова надо писать с большой буквы — поднимайте руки вверх, если с маленькой — приседайте: Барсик, котёнок, город, Воронеж, Никита, третьеклассник, река, Дон, Волга, собака, корова, Дружок, Зорька, воробей, урок.

Выполняют движения.

V.Продолжение работы по теме урока (написание изложения)

-А сейчас мы открываем тетради (учитель собирает тексты с парт), записываем число, изложение и начинаем писать.

(после написания несколько учеников зачитывают изложения, а класс вместе с учителем оценивает насколько полно и точно удалось передать содержание.)

Познавательные: -ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи 

VI.Подведение итогов и рефлексия

-Что мы с вами делали сегодня на уроке?

-Вам понравилась ваша работа?

Смогли ли вы написать изложения по всем пунктам плана?

-Пользовались ли вы опорными словами?

-Какой вывод мы можем сделать? От чего зависит успешность написания изложения?

-Писали изложение.

Ответы детей.

-Да.

-Да.

-Успешность написания изложения зависит от хорошо составленного плана и правильно подобранных опорных слов.

Коммуникативные: -Умение строить диалоговые высказывания.

Личностные: -Анализ своей деятельности и ее успешности.

Познавательные: -ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи 


     Приложение 1                                                                                                                                                                                                                                                                                                        Л_са - _______________, В л_есу - ____________, Под дер_вом - ________________, много хл_опот - _____________, нак_рмить - ___________,  св_их - __________,

В ст_ронку - ____________, л_вить - _____________.