Рабочая программа по внеурочной деятельности "Занимательная грамматика"
рабочая программа по русскому языку (4 класс)

Марищенкова Ирина Витальевна

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Занимательная грамматика" для 4 класса. Направление: общеинтеллектуальное.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanimat_grammatika.docx434.53 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\pcuser\Documents\IMG_20230521_0002.jpg


Пояснительная записка

Рабочая программа внеурочной деятельности «Занимательная грамматика» разработана на основе авторской программы О.А. Вербицкой «Занимательная грамматика», составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Тип программы – общеобразовательная.

Направление – общеинтеллектуальное.

Большую роль в процессе учебной деятельности учащихся младшего школьного возраста, как отмечают психологи, играет уровень развития таких познавательных процессов, как внимание, восприятие, наблюдение, воображение, память, мышление. Развитие и совершенствование познавательных способностей детей, нужно начинать как можно раньше, так как формирование мышления происходит интенсивно именно в младшем школьном возрасте. Например, если к 4 годам интеллект формируется на 50%, то в начальных классах уже на 80-90%.  Но строгие рамки уроков и насыщенность программы, не всегда позволяют использовать в учебном процессе нестандартные задания, а постоянное выполнение только типовых заданий не только не развивает, но и обедняет личность.

С этих позиций была задумана  и составлена программа «Занимательная грамматика».  

Курс внеурочной деятельности «Занимательная грамматика» призван содействовать развитию познавательных и творческих способностей учащихся по математике и русскому языку; подготовке их к участию в интеллектуальных играх, конкурсах, олимпиадах.

Олимпиада в начальный период обучения занимает важное место в развитии детей. Ученики начальных классов принимают участие в предметных олимпиадах не только школьного и муниципального уровня, но и всероссийского и международного уровня (игра-конкурс «Русский медвежонок – языкознание для всех», математический конкурс-игра «Кенгуру»). Уровень заданий, предлагаемых на олимпиадах, заметно выше того, что изучают учащиеся массовых школ на уроках. Поэтому детей к олимпиаде надо готовить для того, чтобы они правильно воспринимали задания нестандартного характера,  повышенной трудности.

Цели:

- подготовка учащихся начальных классов к предметным олимпиадам по  русскому языку;

- развитие познавательных способностей учащихся на основе системы              развивающих занятий;

- создание условий для применения полученных знаний в нестандартных ситуациях.                           

Задачи:

- прививать интерес к  русскому языку;

- расширять кругозор учащихся в различных областях элементарного русского языка;

- уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли.      

Возраст участников программы

Программа «Занимательная грамматика» рассчитана для учащихся 4 классов общеобразовательной школы.

Режим занятий

  Учебный курс рассчитан на 1 год, 1 час в неделю (34 часа в год). Продолжительность одного занятия 45 минут. Место проведения – учебный класс, библиотека.

Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности

Личностными результатами является формирование следующих умений:

- Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

- В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения,  делать выбор, какой поступок совершить.

Метапредметными результатами является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):

Регулятивные УУД:

- Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.

- Проговаривать последовательность действий.

- Учиться высказывать своё предположение (версию) .

- Учиться работать по предложенному учителем плану.

- Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

Познавательные УУД:

- Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от  уже известного.

- Делать предварительный отбор источников информации.

- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную в дополнительной литературе.

- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате  совместной  работы.

- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы.

Коммуникативные УУД:

- Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста).

- Слушать и понимать речь других.

- Совместно договариваться о  правилах общения и поведения в школе и следовать им.

Предметными результатами является сформированность следующих умений:

- логически рассуждать, пользуясь приемами анализа, сравнения, обобщения, классификации, систематизации;

- обоснованно делать выводы, простейшие умозаключения, доказывать;

- наблюдать слова, сходные по значению, уточнять значение слова по толковому словарю;

- подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;

- подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;

- оценивать уместность использования слов в тексте;

- наблюдать слова, сходные по звучанию;

- соблюдать нормы современного русского языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседника;

- решать языковые задачи, ребусы, шарады и т. п.;

- группировать слова по заданным основаниям (по строению, по значению, по способу словообразования);

- самостоятельно находить при сомнении в правильности словоупотребления необходимую информацию в словарях и справочниках или обращаться за помощью к учителю.

Формы и средства контроля

Оценка УУД учащихся проводится через:

- олимпиады;

- участие в интеллектуальной игре «Русский медвежонок  - языкознание для всех» и др.;

- участие в международных и всероссийских олимпиадах, играх;

- смотр знаний для родителей.

Формы организации учебного процесса: беседы, викторины, конкурсы; интеллектуальные игры, творческие работы, проектные работы, выставки.

Формы работы учащихся на занятиях:

- коллективные;

- групповые;

- индивидуальные.

Содержание курса

Секреты русского языка

        Как возникла наша письменность. Кто-кто в алфавите живет. Происхождение слов. Устаревшие слова. Новые слова в русском языке. Слова-пришельцы. Слова-родственники. Игры с однокоренными словами. Одно и то же, но по-разному. Синонимы в русском языке. Слова с противоположным значением. Антонимы в русском языке. Фразеологизмы, их использование в речи. Анаграммы и метаграммы. Шарады и логогрифы. Меня зовут фонема. Для всех ли фонем есть звуки. К тайнам звуков и букв. Ударение-молоток. Нормы произношения. Ударение-молоток. Нормы произношения. Рифмовка слов. Литературная гостиная. Проба пера. «Казнить нельзя помиловать». Найди «меня» в тексте. Выразительные средства языка. Словари – кладовые слов. Выполнение заданий по русскому языку для 4 класса игры-конкурса  «Русский медвежонок - языкознание для всех». Решаем олимпиадные задания по русскому языку по фонетике,  морфемике, морфологии, лексике. Конкурс эрудитов.


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА

п/п

Темы занятий

Кол-во

часов

Секреты русского языка (34 ч)

1

Как возникла наша письменность. Кто-кто в алфавите живет

1

2

Происхождение слов. Устаревшие слова. Новые слова в русском языке. Слова-пришельцы

1

3

Слова-родственники. Игры с однокоренными словами

1

4

Одно и то же, но по-разному. Синонимы в русском языке

1

5

Слова с противоположным значением. Антонимы в русском языке

1

6

Фразеологизмы, их использование в речи

2

7

Анаграммы и метаграммы

2

8

Шарады и логогрифы

2

9

Меня зовут фонема. Для всех ли фонем есть звуки

1

10

К тайнам звуков и букв. Ударение-молоток. Нормы произношения

2

11

Рифмовка слов. Литературная гостиная. Проба пера

2

12

«Казнить нельзя помиловать». Найди «меня» в тексте

1

13

Выразительные средства языка

2

14

Словари – кладовые слов

1

15

Выполнение заданий по русскому языку для 4 класса игры-конкурса  «Русский медвежонок - языкознание для всех»

6

16

Решаем олимпиадные задания по русскому языку по фонетике,  морфемике, морфологии, лексике

7

17

Конкурс эрудитов. Итоговое занятие

1

Всего:                  34    


Приложение

Календарно-тематическое  планирование

Тема

Дата

Корректировка

        Секреты русского языка

1

Как возникла наша письменность. Кто-кто в алфавите живет

07.09

2020 год

2

Происхождение слов. Устаревшие слова. Новые слова в русском языке. Слова-пришельцы

14.09

3

Слова-родственники. Игры с однокоренными словами

21.09

4

Одно и то же, но по-разному. Синонимы в русском языке

28.09

5

Слова с противоположным значением. Антонимы в русском языке

05.10

6

Фразеологизмы, их использование в речи

12.10

7

Фразеологизмы, их использование в речи

19.10

8

Анаграммы и метаграммы

26.10

9

Анаграммы и метаграммы

02.11

10

Шарады и логогрифы

09.11

11

Шарады и логогрифы

16.11

12

Меня зовут фонема. Для всех ли фонем есть звуки

23.11

13

К тайнам звуков и букв. Ударение-молоток. Нормы произношения

30.11

14

К тайнам звуков и букв. Ударение-молоток. Нормы произношения

07.12

15

Рифмовка слов. Литературная гостиная. Проба пера

14.12

16

Рифмовка слов. Литературная гостиная. Проба пера

21.12

17

«Казнить нельзя помиловать». Найди «меня» в тексте

28.12

18

Выразительные средства языка

11.01

2021 год

19

Выразительные средства языка

18.01

20

Словари – кладовые слов

25.01

21

Выполнение заданий по русскому языку для 4 класса игры-конкурса  «Русский медвежонок - языкознание для всех»

01.02

22

Выполнение заданий по русскому языку для 4 класса игры-конкурса  «Русский медвежонок - языкознание для всех»

08.02

23

Выполнение заданий по русскому языку для 4 класса игры-конкурса  «Русский медвежонок - языкознание для всех»

15.02

24

Выполнение заданий по русскому языку для 4 класса игры-конкурса  «Русский медвежонок - языкознание для всех»

22.02

25

Выполнение заданий по русскому языку для 4 класса игры-конкурса  «Русский медвежонок - языкознание для всех»

01.03

26

Выполнение заданий по русскому языку для 4 класса игры-конкурса  «Русский медвежонок - языкознание для всех»

15.03

27

Решаем олимпиадные задания по русскому языку по фонетике,  морфемике, морфологии, лексике

22.03

28

Решаем олимпиадные задания по русскому языку по фонетике,  морфемике, морфологии, лексике

29.03

29

Решаем олимпиадные задания по русскому языку по фонетике,  морфемике, морфологии, лексике

05.04

30

Решаем олимпиадные задания по русскому языку по фонетике,  морфемике, морфологии, лексике

12.04

31

Решаем олимпиадные задания по русскому языку по фонетике,  морфемике, морфологии, лексике

19.04

32

Решаем олимпиадные задания по русскому языку по фонетике,  морфемике, морфологии, лексике

26.04

33

Решаем олимпиадные задания по русскому языку по фонетике,  морфемике, морфологии, лексике

17.05

34

Конкурс эрудитов. Итоговое занятие

24.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности"Занимательная грамматика"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Занимательная грамматика"...

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Занимательная грамматика» 1 - 4 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Занимательная грамматика»  (русский язык)...

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Весёлая грамматика»

Успешное овладение знаниями в начальных классах общеобразовательной школы невозможно без интереса детей к учебе. Основной формой обучения в школе является урок. Строгие рамки урока и насыщенность прог...

Рабочая программа по внеурочной деятельности 4класс "Умники и умницы" (Занимательная грамматика)

Рабочая программа по внеурочной деятельности  4класс "Умники и умницы" (Занимательная грамматика)...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Занимательная грамматика"

Рабочая программа  общеинтеллектуального направления "Занимательная грамматика"  разработана для второго года обучения . Программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС....