Рабочая программа по внеурочной деятельности "Занимательная грамматика"
рабочая программа по русскому языку (4 класс)
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Занимательная грамматика" для 4 класса. Направление: общеинтеллектуальное.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 434.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности «Занимательная грамматика» разработана на основе авторской программы О.А. Вербицкой «Занимательная грамматика», составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Тип программы – общеобразовательная.
Направление – общеинтеллектуальное.
Большую роль в процессе учебной деятельности учащихся младшего школьного возраста, как отмечают психологи, играет уровень развития таких познавательных процессов, как внимание, восприятие, наблюдение, воображение, память, мышление. Развитие и совершенствование познавательных способностей детей, нужно начинать как можно раньше, так как формирование мышления происходит интенсивно именно в младшем школьном возрасте. Например, если к 4 годам интеллект формируется на 50%, то в начальных классах уже на 80-90%. Но строгие рамки уроков и насыщенность программы, не всегда позволяют использовать в учебном процессе нестандартные задания, а постоянное выполнение только типовых заданий не только не развивает, но и обедняет личность.
С этих позиций была задумана и составлена программа «Занимательная грамматика».
Курс внеурочной деятельности «Занимательная грамматика» призван содействовать развитию познавательных и творческих способностей учащихся по математике и русскому языку; подготовке их к участию в интеллектуальных играх, конкурсах, олимпиадах.
Олимпиада в начальный период обучения занимает важное место в развитии детей. Ученики начальных классов принимают участие в предметных олимпиадах не только школьного и муниципального уровня, но и всероссийского и международного уровня (игра-конкурс «Русский медвежонок – языкознание для всех», математический конкурс-игра «Кенгуру»). Уровень заданий, предлагаемых на олимпиадах, заметно выше того, что изучают учащиеся массовых школ на уроках. Поэтому детей к олимпиаде надо готовить для того, чтобы они правильно воспринимали задания нестандартного характера, повышенной трудности.
Цели:
- подготовка учащихся начальных классов к предметным олимпиадам по русскому языку;
- развитие познавательных способностей учащихся на основе системы развивающих занятий;
- создание условий для применения полученных знаний в нестандартных ситуациях.
Задачи:
- прививать интерес к русскому языку;
- расширять кругозор учащихся в различных областях элементарного русского языка;
- уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли.
Возраст участников программы
Программа «Занимательная грамматика» рассчитана для учащихся 4 классов общеобразовательной школы.
Режим занятий
Учебный курс рассчитан на 1 год, 1 час в неделю (34 часа в год). Продолжительность одного занятия 45 минут. Место проведения – учебный класс, библиотека.
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностными результатами является формирование следующих умений:
- Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
- В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметными результатами является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
Регулятивные УУД:
- Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
- Проговаривать последовательность действий.
- Учиться высказывать своё предположение (версию) .
- Учиться работать по предложенному учителем плану.
- Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного.
- Делать предварительный отбор источников информации.
- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную в дополнительной литературе.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы.
- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы.
Коммуникативные УУД:
- Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста).
- Слушать и понимать речь других.
- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Предметными результатами является сформированность следующих умений:
- логически рассуждать, пользуясь приемами анализа, сравнения, обобщения, классификации, систематизации;
- обоснованно делать выводы, простейшие умозаключения, доказывать;
- наблюдать слова, сходные по значению, уточнять значение слова по толковому словарю;
- подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;
- подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;
- оценивать уместность использования слов в тексте;
- наблюдать слова, сходные по звучанию;
- соблюдать нормы современного русского языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседника;
- решать языковые задачи, ребусы, шарады и т. п.;
- группировать слова по заданным основаниям (по строению, по значению, по способу словообразования);
- самостоятельно находить при сомнении в правильности словоупотребления необходимую информацию в словарях и справочниках или обращаться за помощью к учителю.
Формы и средства контроля
Оценка УУД учащихся проводится через:
- олимпиады;
- участие в интеллектуальной игре «Русский медвежонок - языкознание для всех» и др.;
- участие в международных и всероссийских олимпиадах, играх;
- смотр знаний для родителей.
Формы организации учебного процесса: беседы, викторины, конкурсы; интеллектуальные игры, творческие работы, проектные работы, выставки.
Формы работы учащихся на занятиях:
- коллективные;
- групповые;
- индивидуальные.
Содержание курса
Секреты русского языка
Как возникла наша письменность. Кто-кто в алфавите живет. Происхождение слов. Устаревшие слова. Новые слова в русском языке. Слова-пришельцы. Слова-родственники. Игры с однокоренными словами. Одно и то же, но по-разному. Синонимы в русском языке. Слова с противоположным значением. Антонимы в русском языке. Фразеологизмы, их использование в речи. Анаграммы и метаграммы. Шарады и логогрифы. Меня зовут фонема. Для всех ли фонем есть звуки. К тайнам звуков и букв. Ударение-молоток. Нормы произношения. Ударение-молоток. Нормы произношения. Рифмовка слов. Литературная гостиная. Проба пера. «Казнить нельзя помиловать». Найди «меня» в тексте. Выразительные средства языка. Словари – кладовые слов. Выполнение заданий по русскому языку для 4 класса игры-конкурса «Русский медвежонок - языкознание для всех». Решаем олимпиадные задания по русскому языку по фонетике, морфемике, морфологии, лексике. Конкурс эрудитов.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА
№ п/п | Темы занятий | Кол-во часов |
Секреты русского языка (34 ч) | ||
1 | Как возникла наша письменность. Кто-кто в алфавите живет | 1 |
2 | Происхождение слов. Устаревшие слова. Новые слова в русском языке. Слова-пришельцы | 1 |
3 | Слова-родственники. Игры с однокоренными словами | 1 |
4 | Одно и то же, но по-разному. Синонимы в русском языке | 1 |
5 | Слова с противоположным значением. Антонимы в русском языке | 1 |
6 | Фразеологизмы, их использование в речи | 2 |
7 | Анаграммы и метаграммы | 2 |
8 | Шарады и логогрифы | 2 |
9 | Меня зовут фонема. Для всех ли фонем есть звуки | 1 |
10 | К тайнам звуков и букв. Ударение-молоток. Нормы произношения | 2 |
11 | Рифмовка слов. Литературная гостиная. Проба пера | 2 |
12 | «Казнить нельзя помиловать». Найди «меня» в тексте | 1 |
13 | Выразительные средства языка | 2 |
14 | Словари – кладовые слов | 1 |
15 | Выполнение заданий по русскому языку для 4 класса игры-конкурса «Русский медвежонок - языкознание для всех» | 6 |
16 | Решаем олимпиадные задания по русскому языку по фонетике, морфемике, морфологии, лексике | 7 |
17 | Конкурс эрудитов. Итоговое занятие | 1 |
Всего: 34 |
Приложение
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема | Дата | Корректировка |
Секреты русского языка | |||
1 | Как возникла наша письменность. Кто-кто в алфавите живет | 07.09 | 2020 год |
2 | Происхождение слов. Устаревшие слова. Новые слова в русском языке. Слова-пришельцы | 14.09 | |
3 | Слова-родственники. Игры с однокоренными словами | 21.09 | |
4 | Одно и то же, но по-разному. Синонимы в русском языке | 28.09 | |
5 | Слова с противоположным значением. Антонимы в русском языке | 05.10 | |
6 | Фразеологизмы, их использование в речи | 12.10 | |
7 | Фразеологизмы, их использование в речи | 19.10 | |
8 | Анаграммы и метаграммы | 26.10 | |
9 | Анаграммы и метаграммы | 02.11 | |
10 | Шарады и логогрифы | 09.11 | |
11 | Шарады и логогрифы | 16.11 | |
12 | Меня зовут фонема. Для всех ли фонем есть звуки | 23.11 | |
13 | К тайнам звуков и букв. Ударение-молоток. Нормы произношения | 30.11 | |
14 | К тайнам звуков и букв. Ударение-молоток. Нормы произношения | 07.12 | |
15 | Рифмовка слов. Литературная гостиная. Проба пера | 14.12 | |
16 | Рифмовка слов. Литературная гостиная. Проба пера | 21.12 | |
17 | «Казнить нельзя помиловать». Найди «меня» в тексте | 28.12 | |
18 | Выразительные средства языка | 11.01 | 2021 год |
19 | Выразительные средства языка | 18.01 | |
20 | Словари – кладовые слов | 25.01 | |
21 | Выполнение заданий по русскому языку для 4 класса игры-конкурса «Русский медвежонок - языкознание для всех» | 01.02 | |
22 | Выполнение заданий по русскому языку для 4 класса игры-конкурса «Русский медвежонок - языкознание для всех» | 08.02 | |
23 | Выполнение заданий по русскому языку для 4 класса игры-конкурса «Русский медвежонок - языкознание для всех» | 15.02 | |
24 | Выполнение заданий по русскому языку для 4 класса игры-конкурса «Русский медвежонок - языкознание для всех» | 22.02 | |
25 | Выполнение заданий по русскому языку для 4 класса игры-конкурса «Русский медвежонок - языкознание для всех» | 01.03 | |
26 | Выполнение заданий по русскому языку для 4 класса игры-конкурса «Русский медвежонок - языкознание для всех» | 15.03 | |
27 | Решаем олимпиадные задания по русскому языку по фонетике, морфемике, морфологии, лексике | 22.03 | |
28 | Решаем олимпиадные задания по русскому языку по фонетике, морфемике, морфологии, лексике | 29.03 | |
29 | Решаем олимпиадные задания по русскому языку по фонетике, морфемике, морфологии, лексике | 05.04 | |
30 | Решаем олимпиадные задания по русскому языку по фонетике, морфемике, морфологии, лексике | 12.04 | |
31 | Решаем олимпиадные задания по русскому языку по фонетике, морфемике, морфологии, лексике | 19.04 | |
32 | Решаем олимпиадные задания по русскому языку по фонетике, морфемике, морфологии, лексике | 26.04 | |
33 | Решаем олимпиадные задания по русскому языку по фонетике, морфемике, морфологии, лексике | 17.05 | |
34 | Конкурс эрудитов. Итоговое занятие | 24.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/15/picture-392126-1510747559.jpg)
Рабочая программа по внеурочной деятельности"Занимательная грамматика"
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Занимательная грамматика"...
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Занимательная грамматика»
I. Пояснительная записка...
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/14/picture-498327-1413305770.jpg)
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Занимательная грамматика» 1 - 4 класс
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Занимательная грамматика» (русский язык)...
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/18/picture-518014-1416336661.jpg)
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Весёлая грамматика»
Успешное овладение знаниями в начальных классах общеобразовательной школы невозможно без интереса детей к учебе. Основной формой обучения в школе является урок. Строгие рамки урока и насыщенность прог...
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/17/picture-565886-1421484095.jpg)
Рабочая программа по внеурочной деятельности 4класс "Умники и умницы" (Занимательная грамматика)
Рабочая программа по внеурочной деятельности 4класс "Умники и умницы" (Занимательная грамматика)...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Занимательная грамматика"
Рабочая программа общеинтеллектуального направления "Занимательная грамматика" разработана для второго года обучения . Программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС....
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Занимательная грамматика» 1 класс
Внеурочная деятельность...