Технологическая карта урока русского языка по учебнику под редакцией С.В. Иванова, УМК "Начальная школа XXI века", 3 класс
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
Технологическая карта урока русского языка по учебнику под редакцией С.В. Иванова, УМК "Начальная школа XXI века", 3 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_r.yaz_.3_klass.doc | 113 КБ |
Предварительный просмотр:
РУССКИЙ ЯЗЫК
Учитель: Романова М.В.
Тема: Выведение общего правила правописания безударных падежных окончаний имён существительных
Цели
Образовательные:
– выведение правила написания безударных падежных окончаний имён существительных, развитие умений писать слова с орфограммой-буквой безударного гласного в окончании существительного, графически её обозначать и объяснять написания с опорой на алгоритм.
Развивающие:
-развивать внимание, память, орфографическую зоркость.
Воспитательные:
- вызывать интерес к изучению русского языка, желание знать его как можно глубже, пробудить чувство взаимопомощи.
Планируемые результаты:
- видеть в словах изученные орфограммы; писать буквы безударных гласных в окончаниях имён существительных 1, 2, 3-го склонения;
выполнять морфологический разбор слов изученных частей речи.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Методы: методы развития критического мышления, проблемно-диалогические технологии, технологии оценивания образовательных достижений.
Оборудование: рабочая тетрадь, учебник, интерактивная доска, таблица ЗХУ, карточки с ошибочным текстом, карточки с алгоритмом, карточки с афоризмами, документ – камера.
Этапы урока | Ход урока | Формирование УУД | Использование источников и средств обучения | ||||||
Ι. Организационный момент. II.Актуализация знаний. | -Ребята, предлагаю начать урок со слов А.Н. Толстого: «Обращаться с языком кое-как – значит и мыслить кое-как: неточно, приблизительно, неверно». - Что хотел сказать А. Толстой этими словами? - Как вы думаете, актуальны ли слова писателя сегодня, ведь они написаны очень давно? – Откройте тетрадь. – Что надо записать? (Дату.) Комментированная запись числа. – Напишите «Классная работа».
-Ребята, я вам сейчас буду зачитывать высказывания, а вы должны определить верное или неверное высказывание, ставя знаки + и - : а) верно ли, что имя существительное – служебная часть речи? (-) б) верно ли, что имя существительное можно отнести к одному из 3 склонений? (+) в) верно ли, что имена существительные не изменяются по падежам? (-) г) верно ли, что имя существительное стоит в том же роде , что и имя прилагательное, с которым оно связано?(-) -Проанализируйте свои ответы и подтвердите правильность или ложность высказывания. (Назначается эксперт (сильный обучающийся), который подтверждает или опровергает ответ обучающихся. Отвечает на каждый вопрос отдельный ученик, дети по ходу анализа исправляют ошибки).
Рябина, газета, камыш, костер, пианино, престижный, матч, карниз, конструкция. - К каким частям речи относятся эти слова? -Определите склонение имен существительных. -По каким признакам мы определяем склонение? | Личностные УУД: 1. Ориентироваться на понимание причин успеха в учебной деятельности. Регулятивные УУД: 1.Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок. | Слайд с текстом и портретом А.Н. Толстого | ||||||
III. Формулирование проблемы. |
- Перед вами карточки с текстом, в котором допущены ошибки. Места, где возможны ошибки, обозначены красным цветом. Ваша задача исправить ошибки в тексте и постараться объяснить правильность вашего решения (Так же текст размещен и на интерактивной доске). К деревни по тропинки бежит хохлатый жаворонок. С первым снегам появляется он на деревенской улици . Весь день жаворонок проводит в поисках пищи . На морозе жаворонок не зябнет. - Все ли вы смогли с уверенностью исправить? Что вызвало затруднение? (Один из обучающихся в тексте на интерактивной доске пытается исправить ошибки, ребята ему помогают. Учитель детям не помогает. Если остаются ошибки, то они, до определенного момента, не исправляются). – Скажите, к какой части речи относятся слова с ошибками? (К именам существительным). - В какой части слова допущены ошибки ? (В окончании) – Спрогнозируйте тему урока. (Разные падежные окончания имён существительных.) -Какие цели вы поставите перед собой на этом уроке? (Тема и предложенные цели фиксируются на доске). -Какими средствами вы планируете достигнуть цели? Работа с учебником (упр. 185) Используется подводящий диалог. -Давайте при помощи упражнения удостоверимся в правильности определения главного вопроса урока. Упр. 185 – наблюдение над характером гласных в окончаниях имён существительных. Ученики работают по вопросам в задании и уточняют формулировку главного вопроса вопрос урока: как выбрать букву при написании безударных падежных окончаний имён существительных? – Какое существует правило написания безударных падежных окончаний имён существительных? Вывод: В написании гласной буквы в безударных окончаниях имён существительных можно допустить ошибку, так как есть выбор букв е или и. Если ударение падает на окончание, то написание соответствует произношению. – Давайте составим план урока. Дети вместе с учителем составляют план. – Что мы сейчас с вами делали? (Формулировали тему урока. Составляли план.)
- Заполните, пожалуйста, таблицу и на протяжении урока постепенно ее дополняйте:
- Мы оставим этот текст до определенного момента и к нему еще вернемся. | Регулятивные УУД 1. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план). 2. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать других. 2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 3. Оформлять свои мысли в устной форме. 4. Умение работать в паре. | Карточки с текстом и слайд с ошибочным текстом, интерактивная доска Таблица ЗХУ | ||||||
IV. Открытие новых знаний. | Работа в учебнике. 1. Упр. 186 – материал для наблюдений над безударными и ударными падежными окончаниями имён существительных. а) Сначала наблюдение проводится над безударными падежными окончаниями. – В каких падежах легче всего допустить ошибку? (В 1-м склонении: в Р.п., Д.п., Т.п., П.п.; во 2-м склонении: в Т.п. и П.п.; в 3-м склонении: в Р.п., Д.п., П.п.). б) Затем склоняются существительные, у которых падежные окончания ударные. – Сравните ударные и безударные окончания в одном и том же склонении. Что вы заметили? (Они одинаковые.) – Какой вывод можно сделать о том, как не допустить ошибку в написании букв гласных в безударных падежных окончаниях имён существительных? 2. Формулирование вывода и сравнение его с выводом в рамке учебника на с. 20. а) Беседа на понимание после чтения. – Почему слова луна, конь (окно) и печь являются помощниками? – Только ли этими словами можно проверять букву безударного гласного в окончании существительного? – Выберите из следующих слов те, которые могли бы выполнить роль помощников: курица, лиса, лось, поле, прорубь, грудь. б) Обозначение орфограммы. – Как обозначается эта орфограмма? – Почему буквы гласных в окончаниях (-е, -и) подчёркиваются по-разному? (Орфограмма – одной чертой, буква гласного под ударением (проверочная) – двумя.) – Какие ещё орфограммы, где правописание букв безударных гласных проверяется ударением, вы знаете? (Буквы безударных гласных в корне и приставках.) – Какие слова-помощники нужны для проверки букв безударных гласных в корне? (Однокоренные слова с ударными окончаниями.) А в приставках? (Слово с той же приставкой, но под ударением.) 3. Выработка алгоритма «Как нужно действовать, чтобы написать букву безударного гласного в падежном окончании имени существительного». а) Планирование действий по применению правила. – Как вы думаете, какое слово-помощник нужно выбирать в каждом конкретном случае? (Того же склонения, что и данное.) На слайде (доске) два слова: в тетрад… в тетрадк… – Составьте план своих действий, чтобы применить правило. Ученики составляют план. Учитель фиксирует на доске основные положения. б) Сравнение с алгоритмом на с. 19, а затем на с. 139 в учебнике. – Попробуйте применить алгоритм к словам на слайде. Сравните с образцом. На слайде (доске) появляются буквы в окончаниях в тетради (в степи), в тетрадке (в земле). – Самостоятельно примените алгоритм и вставьте нужное окончание в словах ( возвращение к тесту с ошибками, который обновлен после пробного исправления в начале урока) - Давайте вернемся к тексту в начале урока и используя алгоритм и полученные знания самостоятельно теперь без ошибок его запишем. -Укажите падеж имен существительных. | Познавательные УУД 1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов. 2. Представлять информацию в виде схемы. 3. Выявлять сущность, особенности объектов. 4. На основе анализа объектов делать выводы. 5. Обобщать и классифицировать по признакам. Регулятивные УУД: 1.Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок. | Слайд с дублированием вывода на с. 20, Алгоритм правильного написания безударного падежного окончания (индивидуальные карточки) Слайд с ошибочным текстом | ||||||
V. Развитие умений. |
Упр. 187 – развивается умение писать букву безударного гласного в окончаниях имён существительных с опорой на алгоритм, графически обозначать и объяснять орфограмму. Задание выполняется с опорой на образец с комментированием.
Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки): – Что тебе нужно было сделать? – Удалось тебе выполнить задание? – Ты сделал всё правильно или были недочёты? – Ты составил всё сам или с чьей-то помощью? – Какой был уровень задания? – Какие умения формировались при выполнении этого задания? – Какую отметку ты бы себе поставил? – Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу. – Что мы делали на уроке? Какие умения формировали?
-Вставьте названия частей тела или органов человека в известные фразеологизмы: Пускать пыль в ______________. (Глаза) Класть _________ на полку. (Зубы) Смотреть сквозь __________. (Пальцы) -Объясните значение этих фразеологизмов. -Определите падеж имен существительных. - Сделайте морфологический разбор слова пыль. (Самооценка по алгоритму). | Личностные результаты 1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции. 2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. 3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. | Карточки с фразеологизмами | ||||||
VI. Итог урока. | – Назовите ключевые слова урока (окончание существительного, безударное, слово-помощник). -Назовите тему нашего урока. -какие цели мы ставили перед собой? -Все ли цели достигнуты? – Что вы должны знать, чтобы не допускать ошибок в правописании букв безударных гласных в падежных окончаниях имён существительных? (Склонение и слово-помощник.) -Давайте вернемся к нашей карточке. Что вы вписали в графу «Уже знаю»? (Одна карточка просматривается через документ-камеру и дополняется другими обучающимися) - Что вы вписали ив графу «Хочу узнать»? -Что вы дописали в карточках на протяжении урока? – Что у вас получалось сегодня лучше всего? – В чём испытали затруднения? – Кто сегодня получил отметку в дневник? – За что? | Познавательные УУД 1. Выявлять сущность, особенности объектов. 2. На основе анализа объектов делать выводы. 3. Обобщать и классифицировать по признакам. Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать других. 2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 3. Оформлять свои мысли в устной форме. | Таблица ЗХУ , документ-камера | ||||||
VII. Домашнее задание. | Упр. 1, с. 28, выучить слова-помощники, составить схему правила на с. 20, уметь передать его содержание с опорой на схему. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока русского языка: «Запятая в предложениях с однородными членами. Закрепление.» ( УМК " Школа России", 4 класс)
Тема урока русского языка: «Запятая в предложениях с однородными членами. Закрепление.»Тип урока: «урок общеметодологической направленности»Цель урока: закрепление у...
Технологическая карта урока русского языка «Морфологический разбор имени существительного как части речи»(УМК «Школа России, 4 класс)
Тип урока: урок общеметодологической направленности.Цель урока: совершенствование знаний о морфологическом разборе имени существительного как части речи, падежных окончаниях имён существительных.Задач...
Технологическая карта урока русского языка «Изменение личных местоимений по падежам. Правописание местоимений» ( УМК «Школа России», 4 класс)
Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование понятия об изменении личных местоимений по падежам; умения определять падеж личных местоимений.Задачи урокаДидактические:1)...
Технологическая карта урока русского языка "Слоги ударные и безударные. Роль ударения" (УМК "Начальная школа XXI века"); 2 класс
Тип урока: открытие нового знанияЦель урока: создание условий для формирования умения определять ударный гласный в слове и правильно ставить ударение в словах.Задачи урока:Дидактические:Повторит...
Технологическая карта урока русского языка по теме «Один текст – разные заголовки.» (УМК "Начальная школа XXI века", 2 класс)
Цель урока: Обобщение и систематизация знаний о тексте, закрепление умения определять текст, его тему, основную мысль и заголовок. Планируемые результаты:Предметные: научатся:1)определять основну...
Технологическая карта урока русского языка "Признаки однокоренных (родственных) слов. Корень слова" (УМК "Начальная школа 21 века", 2 класс)
Цель урока: обобщение знаний у обучающихся о признаках однокоренных (родственных) слов.Задачи урокаПланируемые результатыДидактические:1. Обобщить и систематизировать знания о признаках однокоренных (...
Технологическая карта урока русского языка "Корень как общая часть родственных слов" (УМК "Начальная школа XXI века", 2 класс)
Цель урока: систематизация знаний у обучающихся о корне как общей части родственных слов.Планируемые результатыПредметные:1. Знать правило правописания разделительного твердого и разделительного мягко...