Презентация " Волшебный мир фразеологизмов"
презентация к уроку по русскому языку (4 класс)

Татьяна Николаевна Рыбакова

Презентация   поможет обучающимся правильно использовать фразеологизмы в собственной речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл volshebnyy_mir_frazeologizmov.pptx814.4 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Волшебный мир фразеологизмов

Слайд 2

Фразеологизмы – это устойчивые сочетания слов, равные по значению либо одному слову, либо целому предложению . Раздел науки о языке, в котором изучаются устойчивые словосочетания, цельные по своему значению, называется – фразеология . Фразеология – от греч. Фразис ( phrasis )- выражение + логос ( loqos )-учение. научное название фразеологизмов - ИДИОМА.

Слайд 3

1.Петя на уроке труда работал плохо. Петя на уроке труда работал спустя рукава. 2.Он бездельничал. Он бил баклуши. 1.Задание. Прочитайте предложения и определите: в какой колонке фразеологические сочетания. -Что обозначают выделенные сочетания слов? Можно ли в них опустить или заменить какое-нибудь слово, не изменяя значения этих сочетаний слов?

Слайд 4

НЕЛЬЗЯ : 1.Слова во фразеологизме нельзя переставлять или заменять другими. Нельзя сказать «Ни мясо, ни рыба » 2.Нельзя заменять словами-синонимами. Например, вместо «куда глаза глядят» нельзя сказать «куда глаза смотрят ». Лексическое значение имеет не каждое слово во фразеологическом обороте, а весь фразеологизм в целом.

Слайд 5

Спустя рукава Обманывать кого-либо для своей выгоды Втирать очки Делать что-либо небрежно, кое-как Намылить шею Хитро обманывать Обводить вокруг пальца Задать взбучку, побить кого-либо. Кричать во всю ивановскую Заниматься бесполезным делом. Переливать из пустого в порожнее Кричать очень громко 2.Задание . Соотнесите фразеологизм со значением.

Слайд 10

4.Задание . Послушайте внимательно стихотворение В. Орловой. О чем оно? «Ни пуха ни пера .» Рано утром мама-квочка Через час, едва живой В класс отправила сыночка. Петушок спешит домой. Говорила: « Не дерись, Ковыляет еле-еле Не дразнись, не петушись. Он со школьного двора. Поспеши. Уже пора. А на нем и в самом деле нет Ну, ни пуха ни пера! Нет ни пуху, ни пера.

Слайд 11

Самостоятельная работа. Закончите предложение . Болтлив как … Надут как … Изворотлив как … Здоров как … Упрям как … Нем как … Работает как …

Слайд 12

8. Задание. Допишите фразеологизмы, выбрав из скобок нужное слово или форму слова .Объясните значение фразеологизмов . Держать…. востро (уши, ухо ) Смотреть сквозь…очки (розовые, тёмные ) С …..нос (голубиный, гулькин ) Не в своей …(чашке, тарелке).

Слайд 13

9.Задание. К каждому слову подберите как можно больше фразеологических сочетаний. Ум вода голова со словом КАК

Слайд 14

Ум (браться за ум, в своём уме, себе на уме, не выходит из ума, сойти с ума, раскидывать умом, ума не приложу.) Вода (как в воду опущенный, водой не разольёшь, как с гуся вода, как рыба в воде, вывести на чистую воду, толочь воду в ступе, много воды утекло, как две капли воды.)

Слайд 15

Голова (вбить в голову, намылить голову, терять голову, без царя в голове, с больной головы на здоровую, выкинуть из головы, с головы до ног, вскружить голову.) Со словом КАК (как с гуся вода, как белка в колесе, как в воду смотреть, как об стенку горох, как пить дать, как ветром сдуло, как снег на голову, как из-под земли вырос.)

Слайд 16

У чёрта на куличках – очень далеко. Первоначальное значение выражения «где- то далеко в лесу». Кулички, кулига – расчищенная лесная поляна.

Слайд 17

Ахиллесова пята – уязвимое место. Мать Ахилла богиня Фетида держала сына за пятку, окуная в воды волшебной реки, чтобы сделать его неуязвимым. Лишь пятка Ахилла не коснулась воды. А убит он был стрелой в пятку.

Слайд 18

Знать на ять – знать очень хорошо. «Ять», буква в дореволюционном русском алфавите, произносящаяся , как «Е». Тот, кто писал правильно слова с «ять», считался грамотным человеком .

Слайд 19

Кузькина мать (показать кузькину мать) – жестоко наказать. Кузька – небольшой хлебный жучок, безобидный на вид, но очень прожорливый. Считался бичом крестьян: налетал на хлебные злаки и высасывал молодые зёрна.

Слайд 20

Подведение итога занятия. Используются ли фразеологизмы для того, чтобы дать характеристику каких-либо качеств человека? Какой делает нашу речь употребление фразеологизмов? Можно ли заменить фразеологизмы близкими по значению словами? Узнал ли я сегодня что-то новое? Какие фразеологизмы запомнились больше всего? Заинтересовала ли данная тема, появилось ли желание изучать тему «Фразеология» самостоятельно ?

Слайд 21

Рефлексия. Умею ли я опознавать фразеологизмы? Понимаю ли я смысл фразеологизмов? Умею ли я употреблять в речи фразеологизмы? Испытывал ли трудности на занятии?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация Волшебный пластилин

Презентация «Волшебный пластилин»  предназначена для 1 класса. Состоит из 14 уроков, содержит загадки,  иллюстрации поэтапного выполнения задания. Адрес работы указан в пояснительной за...

презентация "волшебный квадрат"

материалы в презентации могут быть использованы для уроком труда и кружковой работы....

ПРЕЗЕНТАЦИЯ К УРОКУ "ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ".

РАЗВИТИЕ РЕЧИ. 4 КЛАСС. АВТОРЫ ПРОГРАММЫ Л.Д. МАЛИ, О.С. АРЯМОВА....

Конспект урока русского языка с презентацией по теме "Фразеологизмы - народная мудрость" 4 класс по УМК Занкова

Конспект урока русского языка с презентацией по теме "Фразеологизмы - народная мудрость" 4 класс по УМК Занкова...

Презентация к року "Фразеологизмы" 4 класс Канакина

Тема: «Фразеологизмы»     Цель: обеспечить условия для формирования у учащихся представления об устойчивых выражениях, дать понятие фразеологизма,...

Презентация к уроку "Фразеологизмы" ( УМК "Школа России", 4 класс)

Тип урока:  урок общеметодологической направленностиЦель урока: систематизация имеющихся у обучающихся знаний о фразеологизмах....