Обобщение по теме «Корень слова и однокоренные слова». 2 класс
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Грушевская Виктория Александровна

Урок русского языка во 2 классе. 

Тип урока: обобщение изученного материала. На данном уроке предложены различные формы работы.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka.docx24.37 КБ
Office presentation icon koren._russkiy_yazyk.ppt406.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Обобщение по теме «Корень слова и однокоренные слова».

Цель: организовать деятельность учащихся по обобщению и систематизации знаний о корне  слова и однокоренных словах.

Задачи:

Образовательная:  совершенствовать умение находить корень в словах через подбор родственных слов.

Развивающая: способствовать развитию мыслительных операций, наблюдательности и орфографической зоркости.

Коррекционная: учить различать однокоренные слова при помощи сопоставительного анализа, расширять словарный запас детей, учить точному употреблению слов в словосочетаниях и предложениях.

Воспитательная: воспитывать уважительное отношение к родному языку, прививать навыки дружеского общения.

Прогнозируемые результаты:

Личностные:

-ценностное отношение к процессу определения корня в однокоренных словах;

-ценностное отношение к умению удерживать учебную задачу;

-осознание учащимися практической и личностной значимости результатов каждого этапа урока.

Предметные:

-знание об определение корня в однокоренных словах;

-умение применять знания в жизненных ситуациях;

-умение находить общую часть родственных слов;

Метапредметные:

-умение принимать и сохранять цель урока;

-умение находить способы решения поставленной цели;

-умение планировать,контролировать и оценивать свои действия;

-умение слушать собеседника и вести диалог,высказывать свою точку зрения,правильно говорить;

-умение провести рефлексию своих действий на уроке.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация, карточки.

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент.

Есть у радости подруга, в виде полукруга

На лице она живет, то куда-то вдруг уйдёт

То внезапно возвратится, грусть тоска ее боится. ( улыбка)

Улыбка нужна нам всем. С нее начинается дружба и хорошее настроение. Давайте подарим друг другу улыбку.

Мы хороший, дружный класс.

Все получится у нас!

-  Чему мы учимся на уроках русского языка ( писать грамотно, красиво, слушать учителя и своих товарищей)

Прочитайте девиз нашего урока.  На слайде пословица:

Ум да разум надоумят сразу.

- Прочитайте запись на слайде, что вы можите сказать о прочитанном.

(Дети определяют, что это пословица и объясняют как её понимают.)

Вопросы детям:

- Как называют мальчика о котором говорят, что у него много ума?   (Умник)

- А девочку?   (Умница)

- Человек который обладает хорошим умом какой?    (Умный)

- Как сказать, что сделал человек который стал понятливей, толковее?   (Поумнел)

-Есть ли, что-то общее у этих слов?  (Общая часть ум и одинаковое лексическое значение)

- Как можно назвать эти слова?

-Попробуйте сформулировать тему нашего урока. Какие цели мы поставим на уроке .

- Я очень хочу, чтобы урок получился интересным, познавательным, сегодня на уроке мы обобщим ваши знания о корне и однокоренных словах. Закрепим умение находить корень в однокоренных словах.

-Как вы думаете, все ли вы знаете о корне и однокоренных словах?

-Что нам надо повторить?

Откройте тетради. Запишите число, классная работа. Какие орфограммы подчеркнем.

- Все знания вы получаете постепенно, по крупицам как бы поднимаясь по лестнице. У каждого на столе лежит «лист самооценки». Как вы думаете, на какой ступеньке вы стоите? Поставьте себя в начале урока. А в конце урока мы проверим, как повысилась ваша самооценка.

Сегодня я вам предлагаю поработать исследователями. У нас есть план .

В начале урока выполним упражнение на внимание:

Разминка «Да» или «Нет»: ( если да- хлопаете, если нет- молчим)

  1. В алфавите 33 буквы.(да)
  2. В неделе 8 дней.(нет)
  3. Гласный звук образует слог. (да)
  4. В радуге семь цветов.(да)
  5. В слове конь три буквы. (нет)
  6. В слове цветы первый слог ударный. (нет)
  7. В слове сад один слог(да).

Вспоминаем, обсуждаем:

Мы должны вспомнить:

- Что такое корень слова?

- Роль корня в слове.

- Как выделить корень в слове?

Слово корень – многозначное. Обратимся к словарю и посмотрим значения этого слова.

Итак, корень – это подземная часть растения, внутренняя находящаяся в теле часть зуба.

Что общего в значениях слова корень? (Важная часть чего-либо)

А ещё в словаре говорится, что корень – это основная значимая часть слова.

Как по-другому можно сказать о корне слова? Работа со словарем.

Вывод: это главная часть слова.

Роль корня в слове. Вернёмся к нашему плану и обсудим его второй пункт.

Игра “Третий лишний ( в тетрадь)

В каждой группе слов найти лишнее, обосновать свой ответ. Очень важно вдумываться в смысл слов.

Девочки работают с первой группой, мальчики со второй.

Гром, громкий, громадный.

Море, морс, моряк.

Какое слово лишнее в каждой группе слов? Почему? Выделите корень.

Выберите любое слово и прочитайте в нём только корень.

Поняли, что означает это слово?

Попробуёте закрыть корень слова и прочитать остальные части.

Ясен ли смысл слова? Какой вывод можно сделать?

Вывод: В корне заключен общий смысл однокоренных слов

Работа в парах. Игра «Найди однокоренные слова» Упражнение в распознавании однокоренных слов.  Закрасьте красным цветом однокоренные слова с корнем лес, синим с корнем вод.

лес

вода

водитель

лесной

лесник

ледник

лесовичок

водичка

Игра “Помоги мальчику найти пары родственных слов”    ( слова на доске) Объясните почему.

Лес – лесник

Река – плот

Дуб - дерево

Соленый - соль

Дом – домашний

Птица - гнездо

Гриб – грибной

Найдите среди слов слово, в котором букв больше, чем звуков. (СОЛЬ)

Игра “Зоркий глаз” Посмотрите внимательно, что случилось с текстом. Его нужно разделить на предложения. Давайте вставим пропущенные буквы. Найдите в тексте однокоренные слова: лиса, лисий, лисята. Выделите корень.

Выпишите первое предложение. В лесу живет рыжая лиса. Подчеркните главные члены предложения.

В лесу ж..вет рыжая лиса лисий дом – нора у норы играют лисята.

Рефлексия.

Молодцы! Справились с заданием.

Давайте проверим, изменилась ли ваша самооценка после урока

Итог урока.

Легко ли вам было справляться с заданиями?

- Какие задания были самыми простыми?

- Какие задания были самыми сложными?

- Над чем вы хотели бы ещё поработать на следующих уроках?

Урок наш окончен

И выполнен план.

Спасибо, ребята,

Огромное вам,

За то, что упорно,

Усердно трудились!

И знания ваши

Нам всем пригодились!

Работа в индивидуальная. У вас  лежат  листочки с деревьями деревья.  Оживите деревья. ( корень –зим-)

- какую работу я вам предлагаю.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок русского языка

Слайд 2

Ум да разум надоумят сразу.

Слайд 3

Лист самооценки знаю на "5" знаю на "4" требуется помощь не знаю

Слайд 4

корень Подземная часть растения Внутренняя, находящаяся в теле, часть зуба Главная часть слова

Слайд 5

гром громкий громадный вода водитель подводный третий лишний

Слайд 6

зоркий глаз . . . В л. су живёт рыжая л .са исий дом - н .ра играют л .сята н .ры л е и Л .са. и о о и у У Л пр сущ гл прил сущ

Слайд 7

Рана, гора, нос, ранить, горка, носик, ранний, носовой, носилки, горный, горе, носик, раненый.

Слайд 8

Лист самооценки знаю на "5" знаю на "4" требуется помощь не знаю

Слайд 9

Летом семья жила на даче. Родители на участке разбили большой сад. За садом ухаживал дед Иван. Он знал название всех садовых цветов. Мы помогали посадить цветы на клумбу. Наш дед опытный садовник. Мы полюбили наш сад и садоводство.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку русского языка по теме: "Корень слова. Однокоренные слова" 3 класс

Презентация к уроку русского языка в 3 классе по теме: "Корень слова. Однокоренные слова"....

Конспект урока русского языка по теме "Корень слова. Однокоренные слова". 2 класс

Русский язык. Конспект урока с презентацией. Тема урока "Корень слова. Однокоренные слова". 2 класс, УМК Занкова, программа А,В,Поляковой....

Самостоятльная работа по теме "Корень слова. Однокоренные слова" 2 класс

Самостоятельная работа по теме "Корень слова. Однокоренные слова" 2 класс...

Тест по теме "Состав слова. Корень, однокоренные слова, окончание" 2 класс

Данный тест проводится во втором классе при закреплении темы. Материал теста содержит два варианта выполнения задания. В ходе проверки учащиеся могут самостоятельно сделать вывод, какие темы требуют п...

Обобщение по теме «Корень слова и однокоренные слова»

Организовать деятельность учащихся по обобщению и систематизации знаний о корне  слова и однокоренных словах...

Конспект урока русского языка во 2 классе Тема: Обобщение по теме «Корень слова и однокоренные слова».

Эта разработка урока и презентация к уроку способствуют организации деятельности учащихся по обобщению и систематизации знаний о корне  слова и однокоренных словах....

Конспект урока русского языка Тема: Обобщение по теме «Корень слова и однокоренные слова».

Конспект урока русского языка, 3 класс, «Школа России»Тема: Обобщение по теме «Корень слова и однокоренные слова»....