Памятка "Работа над ошибками" (по русскому языку)
учебно-методическое пособие по русскому языку
Дидактический материал используется для работы над ошибками,допущенными в работах детей на уроках контроля знаний .Памятка помогает учащимся находить ошибки в своей работе,показывает в случае затруднений ,как правильно оформить проверку слова с ошибкой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pamyatka_kak_vypolnyat_rabotu_nad_oshibkami-2-3_kl-4kl.docx | 40.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №3 имени А.А.Ивасенко»
Дидактический материал по русскому языку
Автор разработки:
Ковальчук Наталья Геннадьевна
Г.Нефтеюганск
2019 г
Памятка «Как выполнить работу над ошибками»
№ | Название орфограммы | Действия (все орфограммы подчёркни зелёной ручкой) | Примечание- работу надо выполнять каждый день! |
1 | Начало предложения. | Выпиши предложение, подчеркни первую букву. | Например: Сильный ветер сорвал листья с деревьев. |
2 | Точка, вопросительный и восклицательный знаки в конце предложения. | Выпиши предложение. Поставь в конце предложения нужный знак. | Например: Москва – столица нашей Родины. |
3 | Запятая при перечислении. | Запиши предложение с правильным знаком. | Лес ,точно терем расписной: Лиловый, золотой, багряный… |
4 | Правописание слов с предлогами. | Из предложения, в котором допущена ошибка, выпиши предлог и слово, к которому относится этот предлог, и между предлогом и словом поставь ещё слово. | Например: к (какому?) берегу; к (крутому) берегу - к берегу.ЗАПОМНИ! Предлог – это отдельное слово, оно пишется отдельно от слова. Между предлогом и словом можно вставить ещё слово. |
5 | Собственные имена. | Выпиши слово правильно. Запиши ещё 2 слова на это правило. | Например: Таня, Мурка, река Юганская Обь, Россия, Куликовская улица, деревня Простоквашино. ЗАПОМНИ! Имена собственные пишутся с большой буквы. |
6 | Правописание сочетаний жи, ши, ча, ща, чу, щу. | Выпишите слово, в котором допущена ошибка, правильно. Запиши ещё 2 слова на это правило. | Например: машина, малыши, карандаши. ЗАПОМНИ! Слова с жи-ши пишутся с буквой и, слова с ча-ща – с буквой а, слова с чу-щу - с буквой у! |
7 | Правописание сочетаний чк, чн, чт,щн. | Выпиши слово, в котором допущена ошибка, правильно. Запиши ещё 2 слова на это правило. | Например: девочка, ночка. ЗАПОМНИ! Слова с чк-чн пишутся без мягкого знака (ь). |
8 | Правописание сочетаний согласных РЩ, ЩН, ЧТ, СТ, зд, льн и т.п. | Выпиши слово, в котором допущена ошибка, правильно. Запиши ещё 2 слова на это правило. | Например: мальчик, школьник, коньки, листья, что, мощный. |
9 | Правописание разделительного Ь знака. | Выпиши слово правильно. Запиши ещё 2 слова на это правило. | Например: вьюга, обезьяна, деревья, воробьи. ЗАПОМНИ! Разделительный мягкий знак (ь) пишется в корне после согласных перед гласными е, ё, ю, я, и. |
10 | Правописание парных согласных (по глухости – звонкости). | Запиши слово с «окошком» на месте допущенной ошибки. Подбери однокоренное слово так, чтобы после этого согласного стоял гласный или согласный [н]. | Делай так: моро . – морозы-мороз, гла . ки – глаза - глаз , кно . ка –много кнопок-кнопка. |
11 | Родовые окончания существительных, прилагательных и глаголов прошедшего времени. | Запиши слово с «окошком» в окончании, укажи его род, обозначь орфограмму. | Делай так: небо (ср. р.), синяя (ж.р., какая?), синее (ср.р., какое?), красное (ж.р., какое?), играла (ж.р., что делала?), играло (ср.р., что делало?). |
12 | Правописание безударных гласных. | Запиши слово с «окошком» на месте допущенной ошибки, обозначь ударение. Действуй по памятке 4. | В . да – воды-вода Запомни корни! –оро-. –ра-, оло-, -ла-, -ере-,-ре-. |
13 | Словарное слово. | Запиши слово с «окошком» на месте допущенной ошибки, обозначь ударение. Посмотри в словарь и запиши слово правильно, вставляя зелёной ручкой букву. | С . бака- собака. Ξ Ξ Запомни слово! |
14 | Перенос слов. | Раздели слово на слоги для переноса и покажи возможные случаи переноса этого слова: | Делай так. О си на, оси – на. ЗАПОМНИ! При переносе одну букву нельзя оставлять на строке и нельзя переносить на новую строку. |
15 | Правописание не с глаголами. | Выпиши глагол с не. Запиши ещё 2 раза слово на это правило. | не был, не выучил, не знал Искл.: ненавидеть ЗАПОМНИ! НЕ с глаголами пишется отдельно. |
16 | Пропуск, замена, описка или неизученная орфограмма. | Запиши слово с «окошком» на месте допущенной ошибки, обозначь ударение. Запиши слово правильно, вставляя зелёной ручкой нужную букву. | Прилепили – при-ле-пи-ли. |
17 | Запятая в сложном предложении перед союзом. | Запиши предложение с правильным знаком. | Запомни союзы: что, чтобы, чем, поэтому, потому что, а, но |
18 | Правописание суффиксов - оньк, -еньк. | Выпиши правильно, выдели суффикс, запиши ещё три слова с этим суффиксом. | Например: яблонька, деревенька, светленький. |
19 | Соединительные гласные О, Е. | Выпиши слово правильно, обозначь орфограмму, запиши еще 2 слова на это правило. | Делай так: пешеход, самолет, водовоз. |
20 | Непроизносимая согласная в словах: д, т, в, л + буквосочетание СН. | Выпиши слово. Подбери к нему и допиши ещё три однокоренных слова. Выдели корень. подчеркни сомнительную согласную. | Звёз ? ный- звезда, звёздочка -звёздный ЗАПОМНИ! Если в сочетании согласных при изменении слова согласный не слышится, писать его не нужно: чудесен – чудесный, прекрасен – прекрасный. Запомни: лестница Ξ |
21 | Слова с двойными согласными. | Выпиши слово, подчеркни удвоенную согласную, докажи написание .Запиши ещё 2 слова на это правило. |
Например: Весенний - балконный, осенний, длинный. сл.слово : Группа - класс, касса, ванна. Ξ Ξ Ξ Ξ ЗАПОМНИ! При переносе слов с двойными согласными одна буква остаётся на строке, другая переносится. |
22 | Правописание сочетаний ци- , цы- | Выпиши слово, в котором допущена ошибка, правильно. Определи, в какой части слова находится [цы] и выбери правильную букву. | Например: птицы, ранцы, цирк, циркуль. Но: цыган, цыплёнок, на цыпочках, Ξ Ξ Ξ цыкнуть! |
23 | Правописание приставок:
| Выпиши слово правильно и выдели в нём приставку. Запиши ещё 2-3 слова с этой же приставкой. Выпиши слово. Выдели приставку. Образуй от этого слова родственные слова с разными приставками. | Например: полетели, побежали. Сделать, сдунуть. Искл.: здесь, здание, здоровье Ξ Ξ Ξ Например: заехал, уехал, приехал, переехал. Запомни! Приставка- это часть слова, она пишется слитно со словом .Пиши правильно. |
24 | Правописание разделительного Ъ знака. | Выпиши слово правильно. Запиши ещё 2 слова на это правило. | Делай так: съезд, объём, объявление. ЗАПОМНИ! Разделительный твёрдый знак (ъ) пишется только после приставок, которые оканчиваются на согласную перед буквами е, ё, я, ю. |
25 | Правописание суффиксов –ек, - ик. | Запиши слово с «окошком» на месте допущенной ошибки .Измени его по команде вопроса: нет чего? (кого?). Выпал гласный - пиши букву е, нет- пиши букву и. | Сыноч . к- нет сыночка- сыночек, хвост . к- нет хвостика- хвостик. |
26 | Родовые окончания имени прилагательного. | Выпиши прилагательное вместе с существительным, к которому оно относится, поставь к прилагательному вопрос от существительного. Обрати внимание на окончание вопроса. М.р. – ой, -ый, -ий Ж.р. -ая, -яя Ср.р. -ое, -ее | Например: К лесу (какому?) дальнему - м.р., ед.ч., лента (какая?) синяя-ж.р., море (какое?) большое-ср.р., лес (какрй?) дальний-м.р., большой, страшный. |
27 | Правописание суффиксов –а, -я, -и, -е в неопределённой форме глагола и в прошедшем времени. | Выпиши слово, в котором допущена ошибка, правильно. Узнай букву по словарю. | Услышать, увидеть, построить, залаять. Услышал, увидела, построили, залаяло. Ξ Ξ Ξ Ξ ЗАПОМНИ гласные буквы-суффиксы. |
28 | Сочетания (-ться, -тся) на конце глаголов. | Выпиши слово, поставь к нему вопрос, определи форму глагола. Подчеркни орфограмму. | Например: (что делать?) улыбаться, (что делает? ) улыбается. |
29 | Мягкий знак после шипящих ч, щ в именах существительных. | Выпиши слово, укажи род, запиши еще 2 слова на эту орфограмму. | Делай так: луч_ (м.р.), нож_, шалаш_; ночь (ж.р.), тишь, мощь. |
30 | Ь в неопределённой форме глагола. | Выпиши слово правильно, задай к нему вопрос что делать? что сделать? и примени правило. | Например: играт(ь)-что делать?- играть(н.ф.) ; стеречь. ЗАПОМНИ! Глаголы неопределённой формы отвечают на вопросы ЧТО ДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАТЬ? и пишутся с мягким знаком (ь). |
31 | Мягкий знак (ь) на конце глаголов 2-го лица единственного числа настоящего времени. | Выпиши глаголы правильно. Запиши ещё 2-3 глагола на это правило. | Например: пишешь, ругаешь, сидишь, читаешь. ЗАПОМНИ! На конце глаголов 2-го лица, ед. числа пишется мягкий знак (ь). |
32 | Мягкий знак на конце слова(смягчающий). | Выпиши слово, в котором допущена ошибка, правильно. Подчеркни мягкий знак и согласную перед ним. Запиши ещё 2 слова на это правило. | Например: окунь, рысь, уголь. |
33 | Предлог перед местоимением. | Выпиши из предложения местоимение с предлогом. Запиши ещё 2-3 местоимения на это правило. | Например: у нас, ко мне, с тобой, к нему. ЗАПОМНИ! Предлоги с местоимениями пишутся отдельно. |
34 | Строение слова. | Выпиши слово. Покажи его строение, действуя по памяткес. с.. Придумай и запиши слово такой же конструкции. | Делай так: Поездк а ,походк а |
35 | Разбор предложения по частям речи. | Выпиши предложение. Обозначь, какой частью речи является каждое слово. | пр. им.сущ. гл. им.прил. им.сущ. По овражкам заиграли весенние ручейки. |
36 | Звукобуквенный разбор. | Действуй по памяткез-б. | |
37 | Морфологический разбор слова. | Действуй по памяткеч.р. | |
38 | Выделение грамматической основы предложения (подлежащее и сказуемое). | Спроси: кто? что?- что делает? Оба главных члена отзовутся. Подлежащее -им.сущ. или местоимение в Им.п., сказуемое- глагол (чаще всего). | Кто? Что делает? Дятел долбит дерево. |
39 | Правописание наречий. | Выпиши слово, в котором допущена ошибка, 3 раза. Обрати внимание на гласную в конце слова. | Например: справа, справа, справа. ЗАПОМНИ! Наречия пишутся в одно слово. Перед ними не бывает предлогов. Наречия часто оканчиваются на буквы о, а. |
40 | Правописание безударных падежных окончаний имён существительных. | Выпиши существительное. Поставь его в начальную форму. Определи склонение. Выдели окончание. Запиши свой пример на это правило. | Например: На опушке- опушка, сущ.,1 скл., П.п. |
41 | Правописание безударных окончаний имён прилагательных. | Выпиши прилагательное вместе с существительным, к которому оно относится, поставь к прилагательному вопрос от существительного. Обрати внимание на окончание вопроса и вспомни парное окончание. Определи род, число, падеж прилагательного по существительному. | Например: К лесу (какому?) дальнему - м.р., ед.ч., П.п. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Памятка "Работа над ошибками" по русскому языку. 1 класс.
Данная памятка разработана в соответствии с программой по русскому языку УМК "Школа 2100". Выбраны только те орфограммы, которые изучаются в 1 классе. Если Вы воспользуетесь ею в своей работе, то обоз...
Памятка "Работа над ошибками" по русскому языку, 2 класс
Данная памятка разработана в соответствии с программой по русскому языку УМК "Школа 2100". Выбраны только те орфограммы, которые изучаются во 2 классе. Если Вы воспользуетесь ею в своей работе, то обо...
Памятка "Работа над ошибками" по русскому языку, 3 класс.
Данная памятка разработана в соответствии с программой по русскому языку УМК "Школа 2100". Выбраны только те орфограммы, которые изучаются в 3 классе. Если Вы воспользуетесь ею в своей работе, то обоз...
Как выполнить работу над ошибками по русскому языку
Материал представляет собой памятку по выполнению работы над ошибками по русскому языку....
Работа над ошибками по русскому языку.
Данный материал является помощником для выполнения работы над ошибками по русскому языку....
Памятка по работе над ошибками по русскому языку
Памятки находятся у каждого учащегося. Они помогают правильно и чётко организоватьиндивидуальную работу над своими ошибками как в классе, так и дома....
Памятка для работы над ошибками по русскому языку
Для работы над ошибками уже много лет раздаю ученикам памятку, созданную мной на основе предложенной авторами программы по русскому языку Бунеевым Р.Н., Бунеевой Е.В. и Прониной О.В. Когда проверяю де...