МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В 4-ОМ КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «ВСПОМИНАЕМ ИЗУЧЕННЫЕ ОРФОГРАММЫ»
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Предмет

Русский язык

Основной учебник

Русский язык: 4 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций: в 2 ч. Ч.1 /  [С. В. Иванов,  М. И. Кузнецова, Л.В. Петленко и др.].- 3-е изд.,испр. и доп. -  М.: Вентана –Граф.

Класс

4

Раздел

«Правописание»

Содержание раздела

Повторение изученных правил правописания

Тема урока

Вспоминаем изученные орфограммы

Цели урока

Проведение орфографического тренинга безошибочного написания слов с изученными орфограммами

Основные дидактические (обучающие) задачи урока

Формирований умений применения теоретических положений в условиях решения учебных задач.

Овладение = усвоение + применение ЗУНов в условиях решения учебных задач

Тип урока

Урок применения предметных ЗУНов

Методы урока

беседа, индивидуальный и фронтальный опрос, работа в парах, работа в группах

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_rus.yaz_._v_4_kl.vspominaem_izuchennye_orfogrammy.doc146.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Покровская основная общеобразовательная школа»

Ивнянского района Белгородской области

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В 4-ОМ КЛАССЕ

ПО ТЕМЕ «ВСПОМИНАЕМ ИЗУЧЕННЫЕ ОРФОГРАММЫ»

Автор: Пузанова Светлана Юрьевна,

             учитель начальных классов

             МБОУ «Покровская ООШ»

Предмет

Русский язык

Основной учебник

Русский язык: 4 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций: в 2 ч. Ч.1 /  [С. В. Иванов,  М. И. Кузнецова, Л.В. Петленко и др.].- 3-е изд.,испр. и доп. -  М.: Вентана –Граф.

Класс

4

Раздел

«Правописание»

Содержание раздела

Повторение изученных правил правописания

Тема урока

Вспоминаем изученные орфограммы

Цели урока

Проведение орфографического тренинга безошибочного написания слов с изученными орфограммами

Основные дидактические (обучающие) задачи урока

Формирований умений применения теоретических положений в условиях решения учебных задач.

Овладение = усвоение + применение ЗУНов в условиях решения учебных задач

Тип урока

Урок применения предметных ЗУНов

Методы урока

беседа, индивидуальный и фронтальный опрос, работа в парах, работа в группах

Результаты урока

предметные:

  • устанавливать место и тип орфограммы в слове;
  • соблюдать алгоритм действий при выборе буквы;
  • контролировать собственные действия при списывании текста с пропущенными буквами;
  • устанавливать наличие в слове орфограммы;
  • фиксировать (графически обозначать) орфограммы;
  • умение применять правило к ситуациям в практике

личностные:

  • восприятие русского языка как явления национальной культуры;
  • владение коммуникативными умениями с целью реализации возможностей успешного сотрудничества с учителем и одноклассниками при работе в парах, в группах;
  • способность преодолевать трудности, доводить начатую работу до её завершения;
  • способность к самооценке на основе наблюдения за собственной работой

метапредметные:

  • осуществлять поиск необходимой информации в орфографическом словаре учебника;
  • учитывать степень сложности задания и определять для себя возможность / невозможность его выполнения;
  • умение принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения учебной задачи;
  • стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции.

Характеристика деятельности обучающихся

  • Систематизировать знания, полученные при изучении во 2-3 классах раздела «Правописание».
  • Находить в слове орфограммы.
  • Аргументировать способы проверки изученных орфограмм.
  • Находить и исправлять ошибки, объяснять правильное написание слова.
  • Осуществлять взаимный контроль и оказывать взаимопомощь (работа в паре).

Средства обучения

мультимедийная презентация, карточки с заданиями

Формы контроля

фронтальный опрос, самостоятельная работа

Ход урока

1. Организационный этап.

Образовательные задачи этапа урока

Методы и приёмы

Раскрытие содержания этапа урока

УУД, формируемые на данном этапе

- Организовать актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности.

- Создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Приветствие.

Психологический настрой

Подготовка  тетради к работе.

- Рада приветствовать всех присутствующих сегодня в нашем классе.

Я желаю всем плодотворной работы, успехов в изучении материала урока.

Надеюсь на сотрудничество, взаимопонимание, взаимопомощь в работе.

- Вы любите преодолевать трудности?

- Поднимите руки те, кто уверен, что справится со всеми трудностями.

Трудности  всегда преодолеваются, если человек всё делает с хорошим настроением, с хорошими мыслями. Улыбнитесь друг другу, и настроение у вас улучшится, ну а трудности мы с вами все вместе преодолеем.

- Подготовим тетрадь к работе: запишем дату урока и вид работы.

Регулятивные: волевая саморегуляция (способность к мобилизации сил и энергии).

Личностные:  смыслообразование.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками (определение цели, функций участников, способов взаимодействия).

2. Подготовка учащихся к работе на основном этапе.

Образовательные задачи этапа урока

Методы и приёмы

Раскрытие содержания этапа урока

УУД, формируемые на данном этапе

- Организовать актуализацию изученных способов действий.

Зафиксировать способы действий в речи.

- Организовать актуализацию мыслительных операций для построения учебного процесса.

Мозговая атака

Постановка целей урока

Раскрытие плана проведения урока.

- Прочитайте запись на доске.

        Сутра было свитло и тихо. ниское сонце ослепительно блистело. Тишыну иногда нарушал реский крик дроздов. Листья с берёски падали на тёмныедорошки алеи. Падающие листья – это весники ненасных дней.

- Исправьте ошибки, допущенные в тексте.

Все обучающиеся выходят к доске и исправляют ошибки.

- Кто  же может сформулировать тему нашего урока.

- Тема нашего урока: «Повторяем изученные орфограммы в слове». Мы продолжаем с вами путешествие по стране Орфографии.

- Чем мы сегодня будем заниматься?

  • Находить в слове орфограммы.
  • Аргументировать правильность выбранного способа проверки.
  • Находить и исправлять ошибки, объяснять правильное написание слова.
  • Осуществлять взаимный контроль и оказывать взаимопомощь.

- Сначала мы с вами вспомним и повторим изученные орфограммы, а далее проверим, как вы сможете применять знания на практике.

Познавательные:- общеучебные умения структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Логические:  анализ. Регулятивные: контроль и оценка прогнозирования (при анализе учебного действия).

Организовать смену динамической позы ученика

Зарядка  для глаз

Физкультминутка для глаз «Фонарики»

3. Этап закрепления знаний и способов действий

Образовательные задачи этапа урока

Методы и приёмы

Раскрытие содержания этапа урока

УУД, формируемые на данном этапе

- Обеспечить закрепление в памяти учащихся знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы.

- Обеспечить в ходе закрепления повышение уровня осмысления изученного материала, глубины его понимания.

Фронтальная работа. Тестовые задания

- Теоретическую часть урока мы проведём в форме турнира знатоков по следующим категориям вопросов:

  • Безударные гласные
  • Парные согласные
  • Состав слова
  • Разное

Каждый вопрос имеет свой уровень сложности. При правильном ответе на вопрос вы получите определённое количество баллов.

Безударные гласные

1

2

3

4

5

Парные согласные

1

2

3

4

5

Состав слов

1

2

3

4

5

Разное

1

2

3

4

5

- Приступим!

Безударные гласные. 1 балл. В каком слове ударный второй слог?

  • поумнеть
  • веселье
  • деревянный
  • счастье

Безударные гласные. 2 балла. В каком слове выделена буква, обозначающий безударный гласный звук?

  • трЯска
  • сИльный
  • хвАлят
  • дЕревья

Безударные гласные. 2 балла. Как найти проверочное слово при написании безударных гласных?

  • безударные гласные проверить нельзя
  • проверочным может быть любое однокоренное слово
  • изменить проверяемое слово или подобрать однокоренное слово так, чтобы безударный гласный стал ударным

Безударные гласные. 3 балла. В каком слове допущена ошибка?

  • морской
  • снижок
  • письмо
  • страна

Безударные гласные. 5 баллов. В  каком варианте допущена ошибка в подборе проверочного слова?

  • тЯжёлый - тяжесть
  • стОловая - столик
  • похвАла – хвалить
  • гОстиница – гость

Парные согласные. 1 балл. Найдите ошибку.

  • н – м
  • ж – ш
  • г – к

Парные согласные. 2 балла. В каком ряду слов есть ошибки?

  • пирог, подвиг, лёгкий, варежка, мягкий
  • сугроб, скользкий, морковка, варежка
  • мороз, детки, фурашка, способ, булафка

Парные согласные. 3 балла. Как проверить слова с парным согласным в корне?

  • прочитать слово по слогам, а затем написать
  • подчеркнуть букву, которую нужно проверить
  • подобрать однокоренное слово так, чтобы после согласного звука был гласный звук

Парные согласные. 4 балла. Найдите ошибку в подборе проверочных слов.

  • Гру(з, с) – грузило, грузить, грузы
  • Уло(ф, в) – ловить, лов, ловушка
  • Горо(д, т) – города, городок, городище

Парные согласные. 5 баллов. Укажите слова, в которых пишется буква Д..

  • сла(?)кий
  • коро(?)кий
  • заря(?)ка
  • ре(?)кий

Состав слова. 1 балл. Укажите часть слова, без которой оно не может существовать.

  • приставка
  • корень
  • суффикс
  • окончание

Состав слова. 2 балла. Какое слово лишнее?

  • жалость
  • жалоба
  • жалкий
  • жалить

Состав слова. 3 балла. Отыщите слова с суффиксом – ик-.

  • дворник
  • мячик
  • мальчик
  • носик

Состав слова. 4 балла. Найдите слова с приставками.

  • (за)грибами
  • (за)брать
  • (до)бежать
  • (до)дороги

Состав слова. 5 баллов. К каой части слова относится разделительный твёрдый знак?

  • приставка
  • корень
  • суффикс
  • окончание

Разное. 1 балл. Какие буквосочетания нужно запомнить?

Разное. 2 балла. Подберите слово, близкое по значению. Свежий хлеб.

  • бодрый
  • новый
  • чёрствый
  • недавно испечённый

Разное. 3 балла. Укажите слова, которые правильно разделены для переноса.

  • кас-са
  • лей-ка
  • о-гонь
  • коль-ца

Разное. 4 балла. Найдите в тексте вопросительные предложения.

  • Что случилось
  • Что за крик
  • Это тонет ученик
  • Он упал с обрыва в реку – помогите человеку

Разное. 5 баллов. Найдите слово, соответствующее схеме:

приставка + корень + суффикс + окончание.

  • подумала
  • пришкольный
  • скользкий
  • окончание

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества.

Познавательные: смысловое чтение, построение логической цепи рассуждения; умение строить высказывания.

Регулятивные: контроль и коррекция в форме сравнения способа действия и его результата с заданным эталоном. 

Организовать смену динамической позы ученика

Музыкальная физзарядка

Музыкальная физкультминутка «Зарядка с колобками»

4. Этап применения знаний и способов действий

Образовательные задачи этапа урока

Методы и приёмы

Раскрытие содержания этапа урока

УУД, формируемые на данном этапе

- Обеспечить усвоение знаний и способов действий на уровне применения их в разнообразных ситуациях.

- Обеспечить формирование умений самостоятельно применять знания в разнообразных ситуациях.

«Зоркий глаз»

Формирование пар для работы на уроке.

Работа в парах по учебным станциям

П

Т

У

Б

О

Я

С

Е

Н

Л

О

Т

В

Я

З

З

Е

Г

И

У

Г

Ц

Б

Н

А

- Если вы зачеркнёте повторяющиеся буквы в таблице, кроме буквы О, а из оставшихся букв сложите слово, то узнаете, что будет основой учебного материала следующего этапа урока.

- ПОСЛОВИЦА -  утверждение, вывод, совет, наказ.

 - А вот как о пословицах говорят философы:

 Пословица - это большое содержание, выраженное в немногих словах. (Томас Фуллер)

Пословицы - это плоды опытности всех народов и здравый смысл всех веков. (Антуан Ривароль)

- Именно пословицы помогут вам проявить свои знания на практике.

- Ребята, в течение следующего этапа урока вы будете работать в парах. Назовите правила успешного сотрудничества.

  • Взаимопомощь и поддержка.
  • Умение договариваться, распределять работу.
  • Помните, важен не только личный результат, но и результат работы пары.

- Каждая пара, путешествуя по станциям страны Орфографии, выполняет задание на карточках, соответствующих цвету оценочного листа.

СТАНЦИЯ «ПРЕДЛОГИ И ПРИСТАВКИ»

    1.  Обозначьте, где приставка, а где предлог.

  • Труд и   (на)кормит, и   (на)учит.
  • Язык  (до)Киева   (до)ведёт.
  • Родина   (по)учает, Родина    (вы)ручает.
  • (За)край родной иди бесстрашно   (в)бой.
  1. Любую пословицу спишите в рабочую тетрадь.

СТАНЦИЯ «СОСТАВ СЛОВА»

  1. Разберите слова по составу.

   утёнок              полёты                радость            узкий               поделка

   молодой           подъезды            ключик            звёздный         подснежник                                      

  1. Спиши в тетрадь слово, соответствующие схеме:

приставка + корень + суффикс + окончание.

СТАНЦИЯ «ПАРНЫЕ СОГЛАСНЫЕ»

  1. Исправьте ошибки, допущенные при написании парных согласных.
  • Лучше хлеп с водою, чем пирок с бедою.
  • Каков арбус, таков и вкус.
  • Моркофь прибавляет кровь.
  • Кошке игружки, а  мыжке   слёски.
  1. Сколько ошибок допущено в пословицах?    7     8    9    10
  2. Любую пословицу спишите в тетрадь.

СТАНЦИЯ «ГЛАСНЫЕ»

  1. Вставьте пропущенные гласные буквы.
  • На хороший  цв_ток  и  пч_ла   л_тит.
  • Красна  в_сна  цв_тами, а осень  пл_дами.
  • Наша правда  вр_гам   гл_за  колет.
  • Апрель с  в_дою – май с  тр_вою.
  1. Любую пословицу спишите в тетрадь.

СТАНЦИЯ «НЕПРОИЗНОСИМЫЕ СОГЛАСНЫЕ»

  1. Вставьте пропущенные согласные.
  • Радосная жизнь серце веселит.
  • Человек трудолюбивый – самый счасливый.
  • Чесный труд – наше богатство.
  • Дожливое лето хуже осени.
  1. Любую пословицу спишите в тетрадь.

СТАНЦИЯ «СЛОВАРНЫЕ СЛОВА»

  1. Вставьте пропущенные гласные буквы.
  • Говорят в  М_скве,  а слушают по всей стране.
  • Смелость  г_рода  берёт.
  • П_суда  любит чистоту.
  • С_бака  лает, а  вет_р  носит.
  • Умный  т_варищ – половина дороги.
  1. Выполнить упражнение 5 на 13странице  учебника.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества.

Познавательные: поиск и выделение нужной информации, смысловое чтение, построение логической цепи рассуждения.

5. Этап обобщения и систематизации знаний.

Образовательные задачи этапа урока

Методы и приёмы

Раскрытие содержания этапа урока

УУД, формируемые на данном этапе

- Обеспечить формирование целостной системы ведущих знаний учащихся.

- Обеспечить формирование у школьников обобщенных понятий.

Работа в группах

- В стране Орфография мы путешествовали по необычным станциям. Но и деревья в этой стране тоже необычные. Давайте спроектируем дерево страны Орфографии. Работать будем в группах: группа мальчиков и группа девочек.

Ствол – «Орфограммы»

Ветки – «Безударные гласные», «Парные согласные», «Непроизносимые согласные», «Приставки», «Суффиксы», «Буквосочетания». Дети приклеивают к веткам листочки с написанными буквами или сочетаниями букв: а, о, е, и, н, ик, оват, ек, про, за, над, ши, жи, чу, щу, чк, чн, п, з, д, к, здн, стн.

6. Этап информации о домашнем задании

Образовательные задачи этапа урока

Методы и приёмы

Раскрытие содержания этапа урока

УУД, формируемые на данном этапе

- Организовать запись домашнего задания.

- Обеспечить понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения д/з.

Два уровня д/з

- К следующему уроку вам необходимо будет выполнить следующее домашнее задание:

1 уровень:

- упражнение 7 на 13 странице учебника; упражнение 3 на 5 странице тетради «Пишем грамотно № 1»;

2 уровень:

- упражнение 7 на 13 странице учебника; упражнение 3 на 5 странице тетради «Пишем грамотно № 1»;

- подобрать пословицы с изученными орфограммами.

Регулятивные: волевая саморегуляция; осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению

7. Этап подведения итогов занятия

Образовательные задачи этапа урока

Методы и приёмы

Раскрытие содержания этапа урока

УУД, формируемые на данном этапе

- Организовать фиксацию содержания изученного на уроке; неразрешенных затруднений как направлений будущей учебной деятельности.         – Дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся.

Подведение итогов самими учащимися

Сообщение учителя

- Целью сегодняшнего урока было: учиться находить и проверять орфограммы в слове. Как вы думаете, мы достигли цели или нет?

- Какие затруднения возникли?

- Где вы сможете применять полученные на уроке знания?

- Комфортно ли было вам работать сегодня на уроке?

- На уроке вы работали дружно, организовано.

Познавательные: умение структурировать знания;  оценка процессов и результатов деятельности. Регулятивные: волевая саморегуляция; осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению

8. Этап рефлексии

Образовательные задачи этапа урока

Методы и приёмы

Раскрытие содержания этапа урока

УУД, формируемые на данном этапе

Организовать рефлексию учащихся по поводу своего психоэмоционального состояния, мотивации своей деятельности, взаимодействия с учителем и одноклассниками.

- Обеспечить усвоение учащимися принципов саморегуляции и сотрудничества

«Состояние моей души»

Объявление темы следующего урока

- Сейчас прошу я вас выразить свое состояние своей души, настроение, с которым вы уходите с урока.  

  • Скверно,
  • Плохо,
  • Хорошо,
  • Уверен в своих силах,
  • Комфортно

Сегодня на уроке

Знания на практике вы применяли,

 Урок творили и созидали,

 Надеюсь, новое что-то узнали.

 Спасибо вам за наш урок,

 Пусть знания вам будут впрок.

 А завтра у нас рабочий урок

 По теме «Развитие речи». А сейчас

 Желаю вам я: «В добрый час!»

Коммуникативные: умение выражать свои мысли, оценивание качества своей и общей учебной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка во 2-м классе по теме: "Обобщение изученного материала о предложении"

Урок русского языка во 2 классе. Тема: Обобщение изученного материала о предложении.Цели:обобщить полученные знания о предложении;развивать умение составлять предложения,находить в них главные члены,о...

Конспект урока русского языка в 4-м классе по теме Повторение изученных орфограмм

Это конспект интегрированного урока русского языка с ПДД.Задачи:1.                  Совершенствовать знания и спосо...

Конспект урока русского языка во 2-м классе по теме: Знакомство с орфограммой ’’Звонкие и глухие согласные на конце слова". Графическое обозначение орфограммы.

В ходе урока дети научатся распознавать в корне букву, которая требует проверки (орфограмму), и проверять ее путем подбора однокоренного проверочного слова....

урок русского языка с элементами функциональной грамотности по теме «Закрепление изученных орфограмм»

урок  русского языка  с элементами  функциональной грамотности по теме  «Закрепление изученных орфограмм»...