Открытый урок по теме "Значение и употребление имен прилагательных"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Ольга Владимировна Банзарханова

Открытый урок по теме "Значение и употребление имен прилагательных" в 3 классе

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок русского языка 3 класс Учитель МАОУ «Ехэ-Цакирская СОШ» Банзарханова Ольга Владимировна

Слайд 2

Шестое а преля Кла сс ная р а бота

Слайд 3

язык С родной ? учить Г

Слайд 4

язык С родной П учить Г

Слайд 5

Значение и употребление имён прилагательных в речи

Слайд 6

Задачи урока 1. Находить..... 2. Определять роль... 3. Правильно употреблять...

Слайд 7

рост, хвост, шубка, зубки.

Слайд 8

Маленький рост, Длинный хвост, Серая шубка, Острые зубки.

Слайд 9

к _ р _ ндаш с п _ ги п льто р бота

Слайд 10

к а р а ндаш с а п о ги п а льто р а бота

Слайд 11

к а р а ндаш простое с а п о ги резиновое п а льто красивый р а бота домашний

Слайд 12

к а р а ндаш простой с а п о ги резиновые п а льто красивое р а бота домашняя

Слайд 13

Прочитайте предложение Спишите, вставляя пропущенные буквы. У..кая тр..пинка выв..ла р..бят к л..сному оз..ру.

Слайд 14

Наблюдение над разными лексическими значениями прилагательного. Прочитайте слова. Оранжевый ...., большое ..., синее..., тяжёлая ..., тёплый ...,узкая ..., душистая ..., приветливая ..., сладкая ..., громкий ..., красивые..., отзывчивый ..., прохладная ... .

Слайд 15

Правила работы в паре Работать должны оба; Один говорит, другой слушает; Своё несогласие высказывай вежливо; Работать тихо, не мешать другим.

Слайд 16

Наблюдение над разными лексическими значениями прилагательного. Прочитайте слова. Оранжевый ...., большое ..., синее..., тяжёлая ..., тёплый ...,узкая ..., душистая ..., приветливая ..., сладкая ..., громкий ..., красивые..., отзывчивый ..., прохладная ... .

Слайд 18

Был ______ день. Дул _____ ветер. По _______ небу плыли _______ облака. Погода была ______ .

Слайд 19

Оцени себя Оценочный лист Критерии оценивания: Умею, знаю + Затрудняюсь - Знаю, что обозначает имя прилагательное Умею определять вопросы, на которые отвечает имя прилагательное Умею находить имя прилагательное в предложении

Слайд 20

(по выбору) 1. с.65, упр. 112 2. с.65, упр. 112, составить предложение с любым прилагательным. Домашнее задание

Слайд 21

СПАСИБО ЗА УРОК.



Предварительный просмотр:

                        Технологическая карта урока по учебному предмету «Русский язык» в 3 г классе на тему

                                                 « Значение и употребление имён прилагательных в речи»

Тип урока:

 открытие новых знаний

Авторы УМК:

 учебник «Русский язык», В.П.Канакина, В.Г.Горецкий, Москва «Просвещение», 2013 год; рабочая тетрадь № 2 по русскому языку:

 3 класс: к учебнику В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого «Русский язык.     3класс» 

Цель  урока:

 уточнить знания об  имени прилагательном, как части речи и  познакомить с  его ролью в речи

Планируемые образовательные результаты (личностные, метапредметные, предметные):

 личностные: уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности; понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока; осознавать личную ответственность за получение знаний, за правильный выбор;  формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развития познавательных интересов, учебных мотивов; осознавать необходимость сотрудничества с учителем, готовности к взаимодействию, взаимопониманию

метапредметные: извлекать необходимую информацию; делать выводы на основе сравнения и наблюдения; проводить самопроверку и самооценку; осуществлять самоконтроль;  самостоятельно выделять  и формулировать познавательную цель; структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной речи; постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено обучающимися и того, что ещё неизвестно; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;    предметные: уточнить знания об  имени прилагательном, как части речи и  его роли в речи; наблюдать за значением имён прилагательных; учить находить признаки имён  прилагательных;

применять полученные знания на практике, в самостоятельной работе.

Оборудование:

 компьютер, мультимедийный проектор, презентация по теме урока, кластер на доске, карточки для групповой  работы, тест.

Образовательные ресурсы:

 учебник «Русский язык», В.П.Канакина, В.Г.Горецкий, Москва «Просвещение», 2020 год; методическое пособие Ситникова Т.Н. Поурочные разработки по русскому языку. 3 класс. – М.: ВАКО, 2020

 

             

  Ход урока:

№ п/п

Этап урока

Цель

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

I этап Органи

зацион-ный момент

Создание условий для осознанного вхождения учащихся в пространство деятельности на уроке.

Приветствует учащихся.

Здравствуйте, ребята! Меня зовут Ольга Владимировна. К нам сегодня на урок пришли гости, поприветствуйте их.

Приветствуют учителя. Организуют своё рабочее место. Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя.

регулятивные

-осуществлять самоконтроль;

- овладевать умением прогнозировать;

коммуникативные

слушать и понимать речь других;

уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

- владеть  диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;

личностные:

- выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять внимание.

II этап

Мотива-ция к учебной деятельности

IIIэтап

Самоопределение

III этап

Учебно-познаватель

ная деятельность

Повторить имеющиеся у учащихся знания и умения, необходимые для введения новой темы; актуализация изученных способов действий, развитие мыслительных операций.

Определение темы и целей урока

Организация коммуникативного взаимодействия для восприятия нового материала.

1. Разминка для ума.Языковой канон (Слайд 2-3)

-Установите закономерность между словами и буквами.

язык - с.

родной - ?

учить  - г.

-Какая буква спряталась?  

-Почему?

- Что объединяет все эти слова?  

-Сегодня мы отправимся за знаниями к одной очень   увлекательной части речи, вот как она о себе говорит:

-Я - имя замечательное,

Очень  увлекательное...

Всё о предметах подмечаю-

Я признаки обозначаю

Ведь без меня не скажешь ты,

Какого цвета тут цветы,

Какие парты, стол какой,

Какой котёнок озорной.

Я подружиться с вами рада,

Мне будут знания наградой!

-Догадались, о какой части речи будем сегодня говорить?)  (Слайд 4)

-Прочитаем тему урока. (Слайд 5)

-Сформулируйте задачи урока. (Слайд 6)

-Вы готовы добывать знания?

Затруднения в индивидуальной деятельности.

-Тогда отгадайте загадку.

…рост, …хвост, …шубка, …зубки.

 - Почему вы ее не отгадали?

 - Помогли вам имена существительные догадаться, о ком идет речь?

 - Послушайте еще раз: (Слайд 8)

Маленький рост, длинный хвост, серая шубка, острые зубки.

 - Кто это?

-Какие слова помогли отгадать загадку? (Слайд 9)

 - Почему прилагательные помогли отгадать загадку?

 -Что  они обозначают?

--Вот и первое открытие в нашу копилку знаний

(на доске копилка знаний)

Словарная  работа(Слайд 9)

-Прочитайте слова. На какую они орфограмму?

К_р_ндаш
с_п_ги
п_льто
р_бота

На партах у вас рабочие листы, откройте их

-Запишите слова столбиком, вставьте пропущенные буквы.        

-Проверьте свою работу. (Слайд 10)        

-У кого не было ошибок?

Молодцы! Все справились с заданием на отлично!

-К какой части речи относятся эти слова? Почему так думаете?

3.Игровой момент. Проблемная ситуация.

-С существительными  решили подружиться  имена прилагательные  и вот что  получилось..

-Прочитайте. (Слайд 11)

К_р_ндаш простая
с_п_ги резиновое
п_льто красивый
р_бота домашний

-Вы согласны? Почему?

-Поможем  исправить ошибки.

-Чтобы мы не допустили таких ошибок, что  надо сделать?

-От какой части речи будем ставить вопросы?

-С какой частью речи всегда связано прилагательное?

-На какие вопросы отвечают прилагательные?

-Вот и ещё 2 открытия в нашу копилку (выставляю на доске)

Отвечают на вопросы.

(П)

(язык-существительное, учить- глагол, родной- прилагательное

Это части речи)

Слушают учителя.

(Об имени  прилагательном)

Читают  тему урока.

Формулируют цели урока

(Да)

Затрудняются ответить

Отвечают на вопросы.

(Мышка)

( Прилагательные )

(Потому что они обозначают  признак  предмета)

Читают слова

(Непроверяемая безударная гласная)

Записывают словарные слова

Самопроверка по образцу

Самооценка.

Отвечают на вопросы.

(Имя существительное)

Доказывают своё мнение

Слушают учителя.

Читают словосочетания

(нет смысла)

Отвечают на вопросы.

(Да)

(поставить вопросы)

(от существительного к прилагательному)

Записывают словосочетания  правильно в тетрадь, ставят вопросы.

Отвечают на вопросы.

 (с существительным)

(какой? какая? какое?....)

Метапредметные (УУД)

познавательные:

- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

- находить ответы на вопросы, используя информацию;

регулятивные:

- осуществлять самоконтроль;

- высказывать свое предположение на основе учебного материала;

коммуникативные

-слушать и понимать речь учителя;

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

личностные:

 - определять общие для всех правила поведения.

Метапредметные (УУД)

регулятивные:

 -определять и формулировать цель деятельности на уроке;

- под руководством учителя планировать свою деятельность на уроке; 

-определять последовательность

действий на уроке;

познавательные 

- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

регулятивные: 

-высказывать свое предположение;

коммуникативные:

-точно и полно выражать свои мысли;

личностные:

устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом (зачем?).

Метапредметные(УУД)

коммуникативные:

-слушать и понимать речь других; формировать умения договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; 

-учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

познавательные: -развивать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;

-строить речевое высказывание в устной форме;

-выдвигать гипотезу;

- проводить сравнение и классификацию слов;

-устанавливать причинно-следственные связи;

-делать обобщение;

-искать и выделять необходимую информацию;

-моделировать информацию;

регулятивные: 

-высказывать свое предположение на основе учебного материала;

 -отличать верно выполненное задание от неверного;

-осуществлять самоконтроль; совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке.

IV этап

Проекти-рование и фиксация нового знания.

научить выделять имена прилагательные

среди других частей речи.

Наблюдение над значением  прилагательных в предложении      

- Прочитайте предложение.

У..кая тр..пинка выв..ла  р..бят   к  л..сному оз..ру.         

-Спишите предложение, вставляя пропущенные буквы. Подчеркните главные члены и дайте характеристику предложению.

(Выполняют задание)

 -Проверим вашу работу ( ученик  с места объясняет орфограммы и делает синтаксический разбор предложения)          

  -У кого так?

- Найдите  в предложении  словосочетания  Прил.+ Сущ., укажите главное слово.

-Проверим.

- От  какой части  речи всегда зависит  прилагательное?  ( от  имени  существительного)

-Каким членом предложения является прилагательное? ( второстепенным членом) Как подчеркиваем?

-Вот и ещё одно маленькое открытие  вы сделали.

Выполняют задание

ученик  с места объясняет орфограммы

(от  имени существительного)

Делают  разбор предложения.

( второстепенным членом)

Ученик с места рассказывает

( в учебнике)

V этап

Физ-минутка

Снять психическое и статическое напряжение у обучающихся путём переключения на другой вид деятельности,

снятие усталости с глаз во время работы на уроке.

Физминутка

В нашей стране горы - высокие,

Реки глубокие,

Просторы широкие,

Леса большие,

А мы - ребята вот такие!

Повторяют движения

VI этап

Первич-ное закреп-

ление нового материала.

закрепить знания и выработать умение находить и отличать имена прилагательные от других частей речи, правильно их употреблять

Наблюдение над разными лексическими значениями прилагательного. Слайд

-Прочитайте слова. Докажите,  что данные слова - имена прилагательные.

Оранжевый ...., большое ..., синее..., тяжёлая ..., тёплый ...,узкая ..., душистая ..., приветливая ..., сладкая ..., громкий ..., красивые, отзывчивый ..., прохладная ... .

-Почему так думаете? Правила работы в паре.

  1. -Договоритесь и запишите любых  6 прилагательных, подобрав к ним подходящие имена существительные.

Прочитайте  свои словосочетания

- Молодцы! Все справились с заданием!

  1. -Прилагательные могут обозначать разные признаки предметов.

-Выберите и  назовите прилагательные, которые обозначают  цвет:  ....    размер:...    качества:...

-А что обозначает прилагательное душистая? (запах)

-А  громкий?  (звук)

- А  тёплый, прохладная? (температуру)

-Что могут обозначать имена прилагательные?

 (вывод на доску)

5.Развитие  речи. Наблюдение над ролью прилагательного в тексте. (рабочие листы)

(На экране картинки с разными временами года )  (Слайд.    )

-Чем отличаются  эти картинки?

-Прочитаем текст. (Слайд  )

Был   ____________________ день. Дул   ___________________  ветер. По   ________________   небу  плыли ___________________  облака. Погода  была _____________________ .

-Можете сказать, о каком времени года говорится в этом тексте?

-Сейчас я предлагаю вам поработать в группах. Каждой  группе будет дана карточка с этим текстом, нужно  дополнить данный  текст  такими   прилагательными, чтобы описать  время года, указанное в задании

(учитель раздаёт карточки с заданием).

- Договоритесь,  кто будет  докладчиком , а кто помощником. Приступайте к работе.

- Прочитайте, что у вас получилось.

-Оцените работу группы.

-Какая часть речи помогала менять текст?

-Какую роль выполняют имена прилагательные в речи?

-Расскажите всё, что узнали об имени прилагательном.

Работа в парах.

Рассказывают друг другу правило, приводят примеры

Читают слова.

(прилагательные)

Доказывают своё мнение

Работа в парах.

Выполняют задание

Проверка в парах(4-5пар)

Выполняют группировку

прилагательных

(На доску вывесить)

( Обозначают цвет, вес, размер, вкус, запах и тд.

Отвечают на вопросы.

( разные  времена года)

Читают текст.

(Нет)

Работа в группах

Слушают задание

( Группы получают задания на карточках. Самостоятельное выполнение.

Записывают прилагательные  в полученный текст .

(Каждая группа  зачитывает свой текст)

(Прилагательные)

(Украшают нашу речь. Делают её более интересной, яркой, точной.)

Метапредметные(УУД)

коммуникативные:

-слушать и понимать речь других; формировать умения договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; 

- определять правила работы в парах.

-учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

познавательные:

ориентироваться в учебнике;

ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания)

- уметь находить и выделять необходимую информацию;

- уметь сравнивать,

-строить речевое высказывание в устной форме;

- проводить сравнение и классификацию слов;

-делать обобщение;

-искать и выделять необходимую информацию;

-моделировать информацию;

регулятивные: 

-высказывать свое предположение на основе учебного материала;

 -отличать верно выполненное задание от неверного;

-осуществлять самоконтроль; совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке.

коммуникативные:

слушать и понимать речь других;

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ;

личностные:

- определять общие для всех правила поведения;

- определять правила работы в группе

VII этап

Самостоятельная работа с провер-кой по эталону

организовать самостоятельную

работу

 с последующей самопроверкой.

В рабочих листах, у вас дан оценочный лист.

Прочитайте высказывания и поставьте + или -

 если согласны/ несогласны.

Оценивают свои знания

Метапредметные (УУД)

регулятивные: 

-отличать верно выполненное задание от неверного;

-осуществлять самоконтроль;

познавательные:

осуществлять анализ учебного материала;

Коммуникативные:

слушать и понимать речь других; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

VIII этап

Рефлек-сия

Итог урока

Организовать рефлексию и самооценку учениками учебной деятельности.

-Вспомним, какие задачи ставили на уроке?

-Мы  их достигли?

-Что вы сегодня узнали об имени прилагательном?

-Оцените свою работу на уроке

-Я думаю, знания, полученные на уроке, позволят вам легко выполнить домашнее задание

Самооценка деятельности.

Мне было интересно…

Мне было трудно…

Я научился…

Метапредметные (УУД)

регулятивные:

-осуществлять самоконтроль;

- давать оценку деятельности на уроке совместно с учителем и одноклассниками;

-выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить

IX этап

Диффе

ренци

рован

ное домаш

нее задание

Предлагает выполнить по выбору:

1.Базовый уровень    с.65,  упр. 112

2. Повышенный  уровень с.65, упр. 112 составить предложение с любым прилагательным.

-СПАСИБО  всем, кто сегодня помог

сделать успешным наш урок!

И пожелать всем:

Здоровья- богатырского, зрения- зоркого,

Памяти- ясной,   дня- чудесного,

Настроения- отличного!

познавательные:

-осуществлять  анализ учебного материала;

коммуникативные:

-слушать и понимать речь других.



Предварительный просмотр:

Задания для групповой работы

-Прочитайте слова. Докажите,  что данные слова - имена прилагательные.

Оранжевый ...., большое ..., синее..., тяжёлая ..., тёплый ...,узкая ..., душистая ..., приветливая ..., сладкая ..., громкий ..., красивые, отзывчивый ..., прохладная ... .

-Почему так думаете?

-Договоритесь и запишите любых  6 прилагательных, подобрав к ним подходящие имена существительные.

Задания для групповой работы

-Прочитайте слова. Докажите,  что данные слова - имена прилагательные.

Оранжевый ...., большое ..., синее..., тяжёлая ..., тёплый ...,узкая ..., душистая ..., приветливая ..., сладкая ..., громкий ..., красивые, отзывчивый ..., прохладная ... .

-Почему так думаете?

-Договоритесь и запишите любых  6 прилагательных, подобрав к ним подходящие имена существительные.



Предварительный просмотр:

Шестое апреля

Классная работа

Значение и употребление

 имен прилагательных в речи

  1. Запишите данные слова столбиком. Добавьте к данным словам имена прилагательные, исправив ошибки.

  1. Прочитайте предложение. Спишите предложение. Подчеркните главные члены.

У..кая тр..пинка выв..ла р..бят к л..сному оз..ру.

  1. Запишите по 2 слова, которые обозначают:

цвет:__________________, _____________________

вкус:_______________,_______________________

размер:______________,_______________________

температуру:______________,__________________

Картинки по запросу одинаковые картинки в разные времена года

Прочитайте и дополните текст именами прилагательными на тему «Весна»

Был   ______________________ день. Дул   __________________  ветер. По   _______________ небу  плыли ___________________ облака. Погода  была _______________________ .

Оценочный лист

Критерии оценивания:

Умею, знаю   +

Затрудняюсь  -

  1. Знаю, что обозначает имя прилагательное

  1. Умею определять вопросы, на которые отвечает имя прилагательное

  1. Умею находить имя прилагательное в предложении

Домашнее задание.

Электронная тетрадь Skysmart –

https://edu.skysmart.ru/student/task/sakuhivuse

Рабочий лист

по русскому языку

 ученика (цы) 3 г класса

_____________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок русского языка "Понятие об имени прилагательном" в 3 классе

Текст урока русского языка. Тип урока - знакомство с новым материалом....

Конспект открытого урока по русскому языку "Изменение имен прилагательных по числам"

Конспект открытого урока по русскому языку "Изменение имен прилагательных по числам"...

Открытый урок " Именительный и винительный падежи имен прилагательных женского рода" 2014-2015 уч.год

"Именительный и винительный падежи имен прилагательных женского рода"...

Самоанализ открытого урока по русскому языку "Род имен прилагательных" 3 кл

Самоанализ открытого урока по русскому языку "Род имен прилагательных" 3 кл...

Презентация к открытому уроку по русскому языку "Род имен прилагательных" 3 кл

Презентация к  открытому уроку по русскому языку "Род имен прилагательных" 3 кл...