Правила по русскому языку для начальной школы.
учебно-методическое пособие по русскому языку

Руднева  Светлана  Викторовна

Авторская разработка всех правил по русскому языку для начальной школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vse_pravila_po_russkomu_yazyku_1-4_klass.doc789 КБ

Предварительный просмотр:

        

                       

                       

         

                                   

ЗВУКИ И БУКВЫ

                      звуки                             и                              буквы

              (то, что слышим)                                           (то, что пишем)

                  Гласные                                                              Согласные

       ударные      безударные                                     звонкие [Л]        глухие [Х]

                                                                                   твёрдые  [М]      мягкие [М']

                                                                                   парные [Б]         непарные [П]

Все слова в устной речи состоят из звуков. Звуки бывают гласные и согласные.

Гласные звуки и буквы.

А-О-У-Э-Ы-И – звуки гласные мои.

Их не трудно перечесть,

Гласных звуков ровно шесть.

А-О-У-Э-Ы-И – звуки гласные мои.

При произнесении гласных звуков струя воздуха не встречает преград.

Гласных звуков в языке 6. Это звуки: А, О, У, Ы, Э, И. Гласные образуют слог. Сколько в слове гласных звуков, столько в слове и слогов. В русском языке 10 гласных букв: А-Я, О-Ё, У-Ю, Ы-И, Э-Е, причем:

- гласные первого ряда: А, О, У, Ы, Э – показатели твёрдости согласного.

- гласные второго ряда: Я, Ё, Ю, И, Е – показатели мягкости согласного.

         Твёрдый звук                                        Мягкий звук

[М] мал, мол, мул, мыл                         [М'] мял, мел, мил, мёл

[Н] нос                                                    [Н'] нёс

[Л] лук                                                    [Л'] люк

Буквы е, ё, ю, я могут обозначать один или два звука.

Буква е             [э]  или  [й'] [э]

Буква ё             [о]  или  [й'] [о]

Буква ю            [у]  или  [й'] [у]

Буква я             [а]  или  [й'] [а]

  • Один звук эти буквы обозначают после мягких согласных:

             вес [в'эс], вёз [в'ос], тюк [т'ук], вяз [в'ас]

  • Два звука могут обозначать в следующих случаях:

- в начале слова           ель   [й'эл']

- после гласных        стоял   [стай'ал]

- после ъ, ь               вьюга   [в'й'уга]         съёмка   [cй'омка]

Согласные звуки и буквы.

При произнесении согласных звуков струя воздуха встречает преграду в виде языка, зубов и губ.

Согласных звуков 36. Они делятся на:

Парные

звонкие

Б   В  Г  Д  Ж   З

глухие

П  Ф  К  Т  Ш  С

Непарные

звонкие

Й  Л  М  Н  Р  (сонорные)

глухие

                                Х  Ц  Ч  Щ

твёрдые

Ж  Ш  Ц                             всегда твёрдые

мягкие

всегда мягкие                        Й  Ч  Щ

Звуко – буквенный разбор слова.

  1. Определи сколько в слове слогов.

ЗАПОМНИ!

Сколько в слове гласных, столько и слогов.

Деревья – 3 слога

Одна гласная буква может образовать целый слог.

  1. Узнай, на какой слог падает ударение. Ударный слог сам тянется и «выдаёт» себя.
  2. Дай характеристику гласным и согласным звукам.
  3. Подсчитай количество звуков и букв в слове.

Кра – си – ва – я – 4 слога

к [к] – согл., тв., глух., парн. (г-к)

р [р] - согл., тв., зв., непарн.

а [а] – гл., безуд.

с [с'] - согл., мягк., глух., парн. (з-с)

и [и] – гл., ударн.

в [в] - согл., тв., зв., парн. (в-ф)

а [а] – гл., безуд.

     [й'] - согл., мягк., зв., непарн.

я   [а] – гл., безуд.

8 б., 9 зв.

Мель – 1 слог

м [м'] - согл., мягк., зв., непарн.

е  [э] – гл., ударн.

л  [л'] - согл., мягк., зв., непарн.

ь  [-]

4 б., 3 зв.

Буквы Ъ и Ь.

Буква Ь (мягкий знак) звука не обозначает.

Ь пишется

- в конце или в середине слова (показывает мягкость предыдущего согласного);

Например: конь, деньки

- после согласной перед гласными И, Е, Ё, Ю, Я (разделяет согласную с гласной);

Например: бьёт, платье

- после шипящих в именах существительных женского рода (3 склонение имён существительных);

Например: мышь, рожь

- в конце слова после Ш (2 лицо, ед. ч. глаголов: в окончаниях глаголов настоящего и будущего времени);

Например: греешь, думаешь

- в середине слова после Ш перед –СЯ (2 лицо, ед. ч. глаголов: в окончаниях глаголов настоящего и будущего времени);

Например: греешься, улыбаешься

- в конце слова после Т и Ч (неопределённая форма глаголов);

Например: одевать (что делать?), беречь (что делать?)

- в середине слова после Т и Ч перед – СЯ (неопределённая форма глаголов).

Например: одеваться (что делать?), беречься (что делать?)

Ь не пишется

- -ЧК-, -ЧН-, -НЧ-, -НЩ-, -ЩН-;

Например: дочка, ручной, птенчик, каменщик, помощник

- после шипящих в именах существительных мужского рода;

Например: мяч, малыш, плющ

- после шипящих в именах существительных женского рода множественного числа в родительном падеже;

Например: много туч, мимо дач

- в кратких именах прилагательных;

Например: ветер свеж и могуч

- в глаголах 3 лица настоящего и будущего времени перед –СЯ.

Например: умывается (что делает?), умоется (что сделает?)

Ъ пишется

Ъ показывает, что согласный звук не сливается с гласным.

- после приставок, оканчивающихся на согласную, перед корнями, начинающимися с гласных Е, Ё, Ю, Я (разделяет согласную с гласной).

Например: объект, съел

                                                                           

                                                     

ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА ПРАВОПИСАНИЯ

Орфограмма – это опасное место или сомнительная буква, в написании которой можно сделать ошибку.

Как работать с орфограммой.

  1. Найди орфограмму (сомнительную букву) и подчеркни её одной чертой.
  2. Обозначь часть слова, в которой эта буква находится. Это может быть приставка (¬), корень (       ), суффикс (˄), окончание (      ).
  3. Объясни и обозначь условия выбора этой орфограммы.

Употребление заглавных букв.

Большая буква пишется

в именах, отчествах, фамилиях людей

Александр Сергеевич Пушкин, Саша

в кличках животных

кот Барсик, корова Красавка

географических названиях

Москва, Волга, Россия

первое слово в предложении

Мороз и солнце! День чудесный!

названия улиц, проспектов

улица Московская, Невский проспект

названия праздников

Рождество, Новый год

названия музеев, организаций

Эрмитаж, Государственная дума

С заглавной буквы и в кавычках пишутся

названия книг, картин, кинофильмов

роман «Война и мир», картина «Тройка»

названия журналов, газет

«Весёлые картинки»

названия фирм

фирма «Лето»

названия кораблей, поездов

крейсер «Аврора», поезд «Красная стрела»

Правила переноса слов.

- Переносить слова с одной строки на другую можно только по слогам.

Например: пар – та, пе – нал

- Одну букву нельзя оставлять на строке или переносить на новую. Переносить надо только так: эта – жи, ра – дио

- Ъ, Ь, Й остаются на предыдущей строке.

Например: паль – то, май – ка, объ – ём

- При переносе не отрывай первую букву от корня.

Пример: по – свя – ти – ли, при – крик – нуть

- Слова с удвоенными согласными надо переносить так: кас – са, рус – ский

ЗАПОМНИ!

Если удвоенные согласные стоят в начале корня, они не разделяются:

по – ссо – рил – ся.

Ь и Ъ

Ь пишется

- в конце или в середине слова (показывает мягкость предыдущего согласного);

Например: конь, деньки

- после согласной перед гласными И, Е, Ё, Ю, Я (разделяет согласную с гласной);

Например: бьёт, платье

- после шипящих в именах существительных женского рода (3 склонение имён существительных);

Например: мышь, рожь

- в конце слова после Ш (2 лицо, ед. ч. глаголов: в окончаниях глаголов настоящего и будущего времени);

Например: греешь, думаешь

- в середине слова после Ш перед –СЯ (2 лицо, ед. ч. глаголов: в окончаниях глаголов настоящего и будущего времени);

Например: греешься, улыбаешься

- в конце слова после Т и Ч (неопределённая форма глаголов);

Например: одевать (что делать?), беречь (что делать?)

- в середине слова после Т и Ч перед – СЯ (неопределённая форма глаголов).

Например: одеваться (что делать?), беречься (что делать?)

Ь не пишется

- -ЧК-, -ЧН-, -НЧ-, -НЩ-, -ЩН-;

Например: дочка, ручной, птенчик, каменщик, помощник

- после шипящих в именах существительных мужского рода;

Например: мяч, малыш, плющ

- после шипящих в именах существительных женского рода множественного числа в родительном падеже;

Например: много туч, мимо дач

- в кратких именах прилагательных;

Например: ветер свеж и могуч

- в глаголах 3 лица настоящего и будущего времени перед –СЯ.

Например: умывается (что делает?), умоется (что сделает?)

Ъ пишется

Ъ показывает, что согласный звук не сливается с гласным.

- после приставок, оканчивающихся на согласную, перед корнями, начинающимися с гласных Е, Ё, Ю, Я (разделяет согласную с гласной).

Например: объект, съел

БУКВОСОЧЕТАНИЯ

Гласные И, У, А после шипящих.

- В сочетаниях ЖИ – ШИ пишется буква И.

Например: жираф, ушивали

- В сочетаниях ЧА – ЩА пишется буква А.

Например: участок, щавель

- В сочетаниях ЧУ – ЩУ пишется буква У.

Например: Чукотка, щупальца

Правописание сочетаний.

- В сочетаниях ЧК, ЧН, ЩН, НЧ мягкий знак не пишется.

Например: ночной, манекенщица

- -оро-, -оло-, -ере-

Например: корова, соловей

Удвоенные (двойные) согласные.

- может быть в корне

Например: класс, аппетит

- может образоваться при помощи приставки и корня

Например: рассказ

- может образоваться при помощи корня и суффикса

Например: осенний

- может быть в суффиксе

Например: измученный

Слова с двойными согласными надо запоминать, а при сомнении обращаться к орфографическому словарю.

Правописание гласных в корне слова.

ГЛАСНЫЕ

                      проверяемые                                           непроверяемые

Чтобы правильно написать безударные гласные о, а, е, и, я в корне слова нужно подобрать однокоренное слово так, чтобы на эту гласную падало ударение.

Например: вода – воды, зима – зимний

Непроверяемые безударные гласные нужно проверять по орфографическому словарю и запоминать.

Правила правописания согласных в корне.

Проверяемые согласные.

- Парные согласные: Б–П, В-Ф, Г-К, З-С, Д-Т, Ж-Ш.

Слабая позиция – конец слова, перед глухой согласной.

Чтобы проверить парную согласную, стоящую в конце слова или перед глухой согласной, надо изменить форму слова или подобрать однокоренное слово так, чтобы после этой согласной стояла гласная или звонкая согласная буква.

Например: лес – леса, лесной

Непроизносимые согласные.

В некоторых словах согласные Т, Д, Л, В пишутся, но не произносятся. Согласные, которые не произносятся, называются непроизносимыми. Эти слова нужно проверять. Для проверки подбери такое проверочное слово, чтобы этот согласный звук слышался ясно.

Например: поздно – опоздать, местность – места

ЗАПОМНИ!

В словах ЛЕСТНИЦА, ПРАЗДНИК, ЧУВСТВО

непроизносимая согласная не проверяется. Эти слова нужно запомнить.

Иногда согласные

Играют с нами в прятки.

Они не произносятся,

Но пишутся в тетрадке!

Если согласный звук не «проявляется», значит он не пишется.

Например: опасный – опасен, вкусно – вкусен

Не чудесно, не прекрасно,

А ужасно и опасно

Букву Т писать опасно!

Но известно, что прелестно

Букву Т писать уместно.

Предлог или приставка?

  1. Для имён существительных и имён прилагательных.

Между предлогом и словом можно вставить другое слово.

- Мама стояла (у) окна. Мама стояла у высокого окна.

  1. Для глаголов.

У глаголов нет предлогов.

- Машина завернула за угол.

  1. Для местоимений.

Местоимения могут иметь предлоги.

- Они были у нас в гостях.

Сложные слова.

Слова образуются не только при помощи суффиксов и приставок, но и сложением основ. Пароход, пешеход – сложные слова. Они образованы из двух основ при помощи соединительных гласных О и Е.

В сложных словах после твёрдых согласных пишется соединительная О, а после мягких согласных, шипящих и Ц – соединительная Е.

Правописание О и Е в именах существительных 1 и 2 склонения после шипящих и Ц в творительном падеже.

В окончаниях имён существительных творительного падежа после шипящих и Ц под ударением пишется О, а без ударения Е.

Например: мячом, овцой, душем, ученицей

Твёрдый согласный Ц.

После твёрдого согласного Ц может писаться как буква И, так и буква Ы.

После Ц пишется буква Ы:

- в конце слов: синицы, лисицы, страницы, курицы;

- в конце слов перед согласными: курицын, синицын, лисицын, смуглолицый, бледнолицый;

- в корнях слов: цыган, на цыпочках, цыплёнок, цыкнул, цыпа, цыц.

После Ц пишется буква И:

- в конце слов перед гласными: лекция, секция, милиция, специи, Греция;

- в корнях слов: цирк, циркуль, цитрусовые.

                                                

СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ

Предложение.

Предложение – это слово или группа слов, связанных по смыслу и выражающих законченную мысль.

Предложения бывают различные по интонации и по цели высказывания.

По цели высказывания – повествовательные (о чём-либо рассказывают), вопросительные (спрашивают), побудительные (побуждают к действию).

По интонации – восклицательные и невосклицательные.

По наличию второстепенных членов распространённые (имеют второстепенные члены) и нераспространённые (состоят только из главных членов).

По цели всегда различай предложения:

В повествовательном – сообщение,

Вопрос - в вопросительном (Дашь ответ?),

А в побудительном – просьба, совет.

Словосочетание.

Слова в предложении связаны парами по смыслу, то есть от одного слова к другому можно поставить вопрос. Словосочетание – два слова, связанные между собой по смыслу.

Например: Солнце золотит вершины берёз.

Золотит (что?) вершины, вершины (чего?) берёз.

ЗАПОМНИ! Подлежащее и сказуемое не образуют словосочетания.

Главные члены предложения.

Главные члены предложения – это подлежащее и сказуемое.

подлежащее – главный член предложения, который связан со сказуемым

сказуемое – главный член предложения, который связан с подлежащим

показывает

о ком или о чём говорится в предложении

что говорится о подлежащем в предложении

отвечает на вопросы

кто? что? (И.п.)

что делает?

что делают?

что делал (а)?

что делали?

что сделал (а)?

что будет делать?

что сделает?

всегда стоит в именительном падеже

способ выражения:

                           сущ.         м.

Шёл дождь. Он идёт в школу.

                   числ.

Семеро одного не ждут.

способ выражения:

чаще всего выражено глаголом.

гл.

Мы будем играть.

в предложении подчеркивают

одной чертой

двумя чертами

Второстепенные члены предложения.

Второстепенные члены предложения поясняют подлежащее, сказуемое или другой второстепенный член. Они делают предложение более точным и выразительным.

Например: Скрипел  снег. (предложение без второстепенных членов)

Громко скрипел под ногами снег. (предложение с второстепенными членами)

Определение.

Определение – это второстепенный член предложения, который отвечает на вопрос какой? чей? И поясняет подлежащее и другие второстепенные члены предложения. Подчеркивается волнистой линией.

Признак предмета или явления

Обозначает определение.

ЧЕЙ и КАКОЙ – ответы просты,

Лишь не хватает волнистой черты.

Способ выражения:

                                                        сущ.                                               прил.

Ветер раскачивал ветви деревьев. На столе лежали румяные яблоки. Возьми с полки

         числ.        

четвёртую книгу.

Дополнение.

Дополнение – второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы косвенных падежей (кого? чего? кому? чему? кого? что? кем? чем? о ком? о чём?), поясняет сказуемое или другие второстепенные члены предложения.

Способ выражения:

                             сущ.        числ.                                                               м.

Коля разбил чашку. Семеро одного не ждут. Володя с ним поссорился.

Обстоятельство.

Обстоятельство – это второстепенный член предложения, обозначающий признак действия или признак признака. Поясняет сказуемое или второстепенные члены предложения.

Обстоятельство коварно,

Чтобы не попасть впросак.

Ты задай ему вопрос:

ГДЕ? КУДА? ОТКУДА? КАК? КОГДА?

Способ выражения:

                                              сущ.                        нар.

Дорога вывела нас к реке. Ребята весело засмеялись.

Разряды обстоятельств.

Разряд

Вопросы

Пример

Обстоятельство времени

когда? с каких пор?

до каких пор? как долго?

Он ушёл утром.

Обстоятельство места

где? куда? откуда?

Мальчик сидел за столом.

Обстоятельство образа действия

каким образом?

каким способом? как?

Марина пишет красиво и быстро.

Знаки препинания в конце предложения.

В конце предложения ставится точка, вопросительный знак или восклицательный знак.

Поставив тот или иной знак, ты можешь изменить смысл или интонацию предложения.

Например: Погода хорошая.  Погода хорошая?  Погода хорошая!

Однородные члены предложения.

Однородными называются такие члены предложения, которые являются одним и тем же членом предложения, относятся к одному и тому же члену предложения.

Несколько подлежащих при одном сказуемом, несколько сказуемых при одном подлежащем, несколько второстепенных членов, которые зависят от одного и того же слова и отвечают на один и тот же вопрос. Между однородными членами предложения ставятся запятые. Они произносятся с интонацией перечисления.

Например: Журавли, утки, гуси, лебеди осенью улетают.

Однородные члены предложения связываются с помощью союзов и перечислительной интонации или только при помощи интонации.

Знаки препинания при однородных членах.

Запятая ставится, если однородные члены соединены союзами А, НО.

Например: Солнце светит, но не греет. В гостях хорошо, а дома лучше.

Запятая ставится, если однородные члены соединены повторяющимися союзами И, ИЛИ, ДА (в значении НО).

Например: В саду растут и яблони, и груши.

Запятая ставится

     ,         ,  

                 

Чугун, железо, сталь получают из железной руды.

      , а  

             

На смелого собака лает, а трусливого кусает.

      , но

           

Гуляй, но дела не забывай.

и        ,  и       ,  и

   

В саду поспели и яблоки, и груши, и сливы.

Запятая не ставится, если однородные члены соединены одиночными союзами И, ИЛИ, ДА (в значении И).

Например: В саду растут яблони и груши.

              и

Недалеко от Москвы замечательные художники придумали и создали деревянную матрёшку.

Прямая речь.

Прямая речь – это слова какого-либо лица, передаваемые от его имени. Прямая речь всегда состоит из двух частей: прямая речь(П) и слова автора (А). 

Слова автора обычно включают глаголы: сказал, проговорил, произнёс, подумал, спросил, воскликнул и др.

Например: «Что за шум?» - спросил один.  «П?» - а.

Если слова автора стоят перед прямой речью, то после них ставим двоеточие, а прямую речь пишем с большой буквы в кавычках.

Например: Серёжа спросил: «Вы откуда?»    А: «П?»

Если прямая речь стоит перед словами автора, то после неё ставится тире, а слова автора пишутся с маленькой буквы.

Например: «Вы откуда?» - спросил Серёжа.   «П?» - а.

После прямой речи может стоять «!?.», в зависимости от интонации.

Обращение и диалог.

Обращение – это слово или словосочетание, называющее того, к кому обращена речь. Обращение стоит в именительном падеже и выделяется интонацией.

Обращение на письме выделяется запятыми.

Например: Маша, давай поиграем. Сходи в лес, Ваня. Давай, Даша, почитаем.

Диалог – это разговор двух или нескольких лиц. В диалоге каждая реплика говорящего пишется с новой строки. Реплика – это одно или несколько предложений. После реплики одного из собеседников следует ответ другого. Каждую реплику пишем с большой буквы с новой строки и перед ней ставим тире.

Например: - Где ты, брат Иван?

                   - В горнице.

                   - Что ты делаешь?

                   - Помогаю Петру.

Сложные предложения.

Сложные предложения состоят из двух или нескольких простых предложений. Сложное предложение, как и простое, представляет единое целое. Предложения, которые входят в его состав, связаны друг с другом по смыслу и интонацией. Простые предложения в составе сложного обычно разделяются запятой.

Например: Опустел сад, и осыпались листья. Опустел сад, осыпались листья.

Схема разбора предложения (синтаксический разбор).

  1. Вид предложения по цели высказывания.
  2. Вид предложения по интонации.
  3. Основа предложения (подлежащее и сказуемое).
  4. Вид предложения по наличию второстепенных членов.
  5. Второстепенные члены предложения.

Например: После тёплых дождей в лесу пошли грибы. (повеств., невоскл., распр.)

Рассуждаем:

Это предложение

  1. повествовательное,
  2. невосклицательное,
  3. основа предложения:

в предложении говорится о грибах, следовательно, грибы – это подлежащее;

о грибах говорится, что они пошли, следовательно, пошли – сказуемое.

  1. в предложении есть второстепенные члены, поэтому оно распространённое.
  2. - задаю вопрос от подлежащего:

грибы (какие?) – первые – это определение.

- задаю вопрос от сказуемого:

пошли (когда?) – после дождей – это обстоятельство времени.

пошли (где?) – в лесу – это обстоятельство места.

- задаю вопрос от второстепенных членов предложения:

дождей (каких?) – тёплых – это определение.

                                                                   

                                   

                                                                           

ЧАСТИ РЕЧИ

Часть речи

Что обозначает

Вопросы

Примеры

Имя существительное

предмет

кто?

что?

ребята

школа

Имя прилагательное

признак предмета

какой?

какая?

какое?

какие?

чей?

весёлый

жёлтая

круглое

могучие

мамин

Глагол

действие предмета

что делать?

встречать

Имя числительное

сколько?

который (какой) по счету?

два

двое

второй

Местоимение

указывает на лицо, предмет

я, мы, ты, вы, он, она, они, оно

Наречие

где? когда? куда? откуда? почему? зачем? как?

вверх, справа, издалека, быстро

Предлог

в, на, за, над, около

Союз

и, а, но, потому что

Частица

не

Междометие

ах, ох, ой-ой-ой

ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

Имя существительное – часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? или что?

Имя существительное имеет такие грамматические признаки: род, склонение, падеж, число.

Постоянные признаки.

Род имён существительных.

РОД

мужской                                   женский                                 средний

(он, мой)                                 (она, моя)                               (оно, моё)

дождь                                        мама                                    солнышко

ребёнок                                   красота                                   счастье

Существительные бывают собственные (географические названия, клички животных, имена людей) и нарицательные (все остальные).

Существительные бывают одушевлённые (отвечают на вопрос кто?) и неодушевлённые (отвечают на вопрос что?).

Склонение имён существительных.

Склонение – это группа имен с одинаковыми формами словоизменения. При склонении слова меняется его окончание. Различают существительные 1-го, 2-го и 3-го склонения.

1-е склонение

2-е склонение

3-е склонение

ж. р., м. р.

а   ,  я

ср. р.

о  ,  е

м. р.

ж. р.

ь

папа

бабочка

тётя

песня

дерево

поле

солнце

озеро

брат

конь

врач

сын

дочь

речь

рожь

брошь

ЗАПОМНИ!

Как определить склонение имени существительного.

  1. Поставь имя сущ. в И.п., в ед.ч. (в начальную форму).
  2. Определи род.
  3. Определи окончание.
  4. Определи склонение.

Например: Ребёнок спал в колыбели.

  1. Начальная форма – колыбель.
  2. Род – женский.
  3. Окончание – нулевое.
  4. Склонение – 3

Непостоянные признаки.

Падежи имён существительных.

Падеж

Слово помощник

Вопросы

Предлоги

Именительный падеж

есть

кто? что?

-

Родительный падеж

нет

кого? чего?

от, до, из, без, для, около, с, у, вокруг, после, кроме

Дательный падеж

рад

кому? чему?

к, по

Винительный падеж

вижу

кого? что?

в, на, за, про, через, под, сквозь

Творительный падеж

доволен

кем? чем?

с, за, под, над, между, перед

Предложный падеж

думаю о

о ком? о чём?

о, об, в, во, на, при

Форма именительного падежа единственного числа – это начальная форма имени существительного. Все падежи, кроме именительного, называются косвенными падежами.

ЗАПОМНИ!

Как определить падеж имени существительного.

  1. Найди слово, к которому относится имя сущ.
  2. Поставь от этого слова к сущ. оба падежных вопроса.
  3. По вопросам определи падеж.

Например: Они остановились на пороге дома.

  1. Слово, к которому относится имя сущ. – остановились.
  2. Задаем оба падежных вопроса – остановились (на ком? на чем?) на пороге.
  3. Вопросы предложного падежа.

Окончания имен существительных.

падеж

вопросы

1–е скл.

2–е скл.

3–е скл.

мн. число

ж.р., м.р.

-а, -я

м.р., ср.р.

    , -о, -е

ж.р.

ь,

все склонения

И. п.

кто? что?

-а, -я

, -о, -е

-а, -я, -и, -ы

Р. п.

кого? чего?

(чей? из чего? откуда?)

-ы, -и

-а, -я, -о, -е

-ов, -ев, -ей,

Д. п.

кому? чему?

(где?)

-у, -ю

-ам, -ям

В. п.

кого? что?

(куда?)

-у, -ю

-о, -е, -а, -я,

-а, -я, -и, -ы,

-ей, -ов, -ев, нулевое

Т. п.

кем? чем?

(где? когда?)

-ой, -ей, -ою, -ею

-ом, -ем, -ём

-ами, -ями

П. п.

о ком? о чем?

(где? как? какая?)

-ах, -ях

Число имён существительных.

Число указывает на количество предметов.

Единственное число

Множественное число

обозначает

один предмет

два или несколько предметов

цветок, книга, яблоко

цветы, книги, яблоки

Роль в предложении (синтаксическая роль)

Имя существительное в предложении может быть:

подлежащим, сказуемым, определением, дополнением, обстоятельством.

Схема разбора имени существительного (морфологический разбор)

  1. Часть речи.
  2. Морфологические признаки.

(предмет, явление природы и т.д.)

Начальная форма (И. п., ед. ч.)

Постоянные признаки:

а) собственное или нарицательное;

б) одушевленное или неодушевленное;

в) род;

г) склонение.

Непостоянные признаки:

а) падеж;

б) число.

  1. Синтаксическая роль.

Например: Река протекает с севера на юг.

  1. С севера – сущ.
  2. (откуда? – с чего?) с севера, н. ф. – север

Пост. – нариц., неодуш., м. р., 2 скл.

Непост. – Р. п., ед. ч.

  1. В предложении – обстоятельство места

ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ

Имя прилагательное – это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопрос какой? какая? какое? какие? или чей?

Имя прилагательное всегда связано с именем существительным и стоит в том же роде, числе и падеже, что и существительное.

Например: Весной зазеленел старый тополь.

тополь (какой?) старый (м. р., ед. ч., И. п.)

ЗАПОМНИ!

Вопрос всегда ставится от существительного к прилагательному!

НЕПРАВИЛЬНО                                  ПРАВИЛЬНО

старый (что?) тополь                         тополь (какой?) старый

ЗАПОМНИ!

Имена существительные изменяются по падежам и числам,

а имена прилагательные – по падежам, числам и родам.

Признаки предмета, которые обозначают прилагательные.

Цвет

голубой, синий

Величина

большой, маленький, огромный

Возраст

старый, молодой, юный, пожилой

Вес

тяжёлый, лёгкий, невесомый

Признак по времени

сегодняшний, вчерашний, летний, зимний

Признак по материалу

шёлковый, железный, деревянный

Признак по месту

школьный, городской, приморский

Признак по назначению

учительский, ученический

Признак по принадлежности

папина (шляпа)

Непостоянные признаки.

Род имён прилагательных.

По родам изменяются прилагательные только в единственном числе.

Единственное число

Множественное число

Мужской род

Женский род

Средний род

какой?

какая?

какое?

какие?

яркий  (луч)

красный (помидор)

морской (ветер)

яркая  (краска)

синяя (краска)

яркое  (солнце)

синее (небо)

яркие  (лучи)

красные

ЗАПОМНИ!

Имена прилагательные во множественном числе по родам не изменяются.

Склонение имён прилагательных.

падеж

единственное число

множественное число

м. р.

ср. р.

ж. р.

И. п.

какой?

дальний (край)

какое?

дальнее (озеро)

какая?

дальняя (дорога)

какие?

дальние (страны)

Р. п.

какого?

дальнего (края, озера)

какой?

дальней (дороги)

каких?

дальних (стран)

Д. п.

какому?

дальнему (краю, озеру)

какой?

дальней (дороге)

каким?

дальним (странам)

В. п.

какой?

 дальний (край)

какое?

дальнее (озеро)

какую? дальнюю (дорогу)

какие?

дальние (страны)

Т. п.

каким?

дальним (краем, озером)

какой?

дальней (дорогой)

какими?

дальними (странами)

П. п.

о каком?

о дальнем (крае, озере)

о какой?

о дальней (дороге)

о каких?

о дальних (странах)

Роль в предложении (синтаксическая роль)

В предложении имя прилагательное чаще всего бывает определением.

Схема разбора имени прилагательного (морфологический разбор)

  1. Часть речи. Общее значение.
  2. Морфологические признаки. Начальная форма (именительный падеж единственного числа мужского рода).

Постоянные признаки: пока не знаешь.

Непостоянные признаки: падеж, число, род (в ед. ч.)

  1. Синтаксическая роль.

Например: На тонких ветках берёзки сверкал иней.

  1. тонких (ветках) – прилаг.
  2. На ветках (каких?) тонких. Н. ф. – тонкий.

Пост. - -

Непост. – П. п., мн. ч.

  1. В предложении – определение.

Имена прилагательные

имеют

                  полную форму                                                         краткую форму

                  (свежий ветер)                                                            (ветер свеж)

                                                                                       изменяются по родам и числам,

                                                                                          не изменяются по падежам;

                                                                                        в предложении всегда бывают

                                                                                                   сказуемыми.

                                                                                                   Он весел и улыбчив.

МЕСТОИМЕНИЕ

Местоимение – это часть речи, которая указывает на предмет, но не называет его. Местоимение заменяет имя существительное.

Постоянные признаки.

3 лица личных местоимений.

лицо

единственное число

множественное число

1 – е лицо

я

мы

2 – е лицо

ты

вы

3 – е лицо

он (мужской род)

она (женский род)

оно (средний род)

они

ЗАПОМНИ!

Если местоимение 3 – го лица употребляется с предлогом,

после предлога пишется буква Н.

у него, у неё, к нему, к ней, с ним, с ней, о нём, о ней

Непостоянные признаки.

  • Личные местоимения изменяются по числам.
  • Личные местоимения изменяются по падежам.

Изменение личных местоимений по числам и падежам.

И. п.

я

ты

он

она

оно

мы

вы

они

Р. п.

меня

тебя

его

её

его

нас

вас

их

Д. п.

мне

тебе

ему

ей

ему

нам

вам

им

В. п.

меня

тебя

его

её

его

нас

вас

их

Т. п.

мной

тобой

им

ей (ею)

им

нами

вами

ими

П. п.

обо мне

о тебе

о нём

о ней

о нём

о нас

о вас

о них

Роль в предложении (синтаксическая роль).

В предложении могут быть: подлежащим, дополнением, обстоятельством.

Схема разбора местоимения (морфологический разбор)

  1. Часть речи.
  2. Морфологические признаки. Начальная форма (именительный падеж, единственного числа).

Постоянные признаки: лицо.

Непостоянные признаки: падеж, число, род (если есть).

  1. Синтаксическая роль.

Например: Мы говорили о нём.

  1. (О) нём – мест.
  2. Говорили (о ком?) о нём. Н. ф. – он.

Пост. – 3 лицо.

Непост. – П. п., ед. ч., м. р.

  1. В предложении – дополнение.

Разряды местоимений.

Личные

я, мы, ты, вы, он, она, оно, они

Возвратное

себя

Вопросительные

кто? что? какой? чей? сколько? каков?

Относительные

кто, что, какой, который, чей, сколько, каков

Неопределённые

некто, нечто, некоторый, несколько, кое-кто, кое-что, кто-то, кто-нибудь, что-нибудь

Отрицательные

никто, ничто, никакой, ничей, некого, нечего

Притяжательные

мой, твой, свой, наш, ваш

Указательные

тот, этот, такой, таков, сколько

Определительные

весь, всякий, каждый, сам, самый, любой, иной, другой

ГЛАГОЛ

Глагол – часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать? что делает? что делал? что сделал? что сделает? что будет делать?

Глагол имеет начальную (неопределённую) форму.

Например: что делать? – бегать, улыбаться;

                  что сделать? – услышать, оглядеться.

Постоянные признаки.

Глаголы бывают: совершенного и несовершенного вида (а также двувидовые глаголы).

Совершенный вид

отвечают на вопросы: что сделать? что сделает? что сделал? и т.д. Могут стоять в прошедшем и будущем времени.

Например: что сделали?- рассмеялись

Несовершенный вид

отвечают на вопросы: что делать? что делал? что будет делать? и т.д. Могут быть в прошедшем, настоящем и будущем времени.

Например: что делали?- строили

Двувидовые глаголы

отвечают одновременно на оба вопроса: что делать? что сделать?

Например: что делать? что сделать?-  казнить

Спряжение глаголов.

лицо

I спряжение

II спряжение

ед. ч.

мн. ч.

ед. ч.

мн. ч.

1-е

У (Ю)

ЕМ

У (Ю)

ИМ

2-е

ЕШЬ

ЕТЕ

ИШЬ

ИТЕ

3-е

ЕТ

УТ (ЮТ)

ИТ

АТ (ЯТ)

Неопр. форма

Все глаголы на ТЬ, ЕТЬ, АТЬ, ОТЬ, УТЬ, кроме исключений, + БРИТЬ, СТЕЛИТЬ, ЗИЖДИТЬСЯ.

Все глаголы на ИТЬ, кроме исключений, + ГНАТЬ, ДЕРЖАТЬ, ДЫШАТЬ, ЗАВИСЕТЬ, ВИДЕТЬ, СЛЫШАТЬ, НЕНАВИДЕТЬ, а ещё СМОТРЕТЬ, ВЕРТЕТЬ и ОБИДЕТЬ, и ТЕРПЕТЬ.

Непостоянные признаки.

Род глаголов.

Глаголы в прошедшем времени изменяются по числам, а в единственном числе по родам.

Мужской род

Женский род

Средний род

что делал?

Что делала?

Что делало?

что сделал?

Что сделала?

Что сделало?

он - смотрел

она - смотрела

оно - смотрело

Время глаголов.

Начальная форма

Прошедшее время

(уже было)

Настоящее время

(есть сейчас)

Будущее время

(ещё будет)

что делать?

что сделать?

что делали?

что сделали?

что делают?

что сделают?

что будут делать?

играть, поиграть

играли, поиграли

играют

поиграют, будут играть

ЗАПОМНИ!

Обычно глаголы в прошедшем времени имеют суффикс –Л

чистил, носил, вырезал

Некоторые глаголы в прошедшем времени этого суффикса не имеют

нёс, вёз

Число глаголов.

              единственное число                                             множественное число

что делал? – смотрел                                              что делали? - смотрели

что делает? – смотрит                                             что делают? - смотрят

что сделает? – посмотрит                                        что сделают? – посмотрят

Лицо глаголов.

Глаголы в настоящем и будущем времени изменяются по лицам и числам.

1 – е лицо

я, мы

говорю, говорим;

поговорю, поговорим.

2 – е лицо

ты, вы

говоришь, говорите;

поговорю, поговорите.

3 – е лицо

он, они

говорит, говорят;

поговорю, поговорят.

Роль в предложении (синтаксическая роль).

В предложении глагол чаще всего бывает сказуемым.

ЗАПОМНИ!

У глаголов нет предлогов.

НЕ с глаголами пишется отдельно.

Разбор глаголов по составу.

Личные окончания глаголов

-У, -Ю, -ЕШЬ (ЁШЬ), -ИШЬ, -ЕТ (ЁТ), -ИТ, -ЕМ (ЁМ), -ИМ, -ЕТЕ (ЁТЕ), -ИТЕ, -УТ, -ЮТ, -АТ, -ЯТ

Родовые окончания глаголов

-А, -О, нулевое

Окончания неопр. формы

-ТЬ, -ТИ, -ЧЬ

Суффиксы

-И-, -Е-, -А-, -Щ-, -НУ-, -ЫВА- (ИВА), -ОВА- (ЕВА)

-Л- - суффикс прошедшего времени

Постфиксы

-СЬ, -СЯ

ЗАПОМНИ!

Если глагол отвечает на вопрос что делает? или что сделает?,

то перед СЯ буква Ь не пишется.

Например: Он (что делает?) учится.

Если глагол отвечает на вопрос что делать? или что сделать?,

то глагол стоит в неопределённой форме

и в нём перед СЯ пишется буква Ь.

Например: Надо (что делать?) учиться.

ЗАПОМНИ!

В неопределённой форме после буквы Ч пишется мягкий знак.

Например: беречь, печь

Схема разбора глагола (морфологический разбор)

  1. Часть речи.
  2. Морфологические признаки. Начальная форма (неопределённая форма).

Постоянные признаки: вид, спряжение.

Непостоянные признаки: число, время, лицо (если есть), род (если есть).

  1. Синтаксическая роль.

Например: Сгущаются сумерки.

  1. Сгущаются – глагол.
  2. (что делают?) – сгущаются. Н. ф. – сгущаться.

Пост.: несов. вид, I спр.

Непост.: мн. ч., наст. вр., 3 лицо.

  1. В предложении – сказуемое.

ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ

Имя числительное – часть речи, которая обозначает количество предметов, число, а также порядок предметов при счете. Имена числительные отвечают на вопросы сколько? какой? который по счёту?

Постоянные признаки.

Имена числительные бывают

количественными                                порядковыми

(сколько? – три)                      (какой? какая? – третий, восьмая)

Непостоянные признаки.

Изменение по падежам.

Порядковые имена числительные изменяются по числам и родам.

Роль в предложении (синтаксическая роль).

Имена числительные в предложении могут быть: подлежащим, сказуемым, определением, дополнением, обстоятельством.

Схема разбора имени числительного (морфологический разбор)

  1. Часть речи. Общее значение.
  2. Морфологические признаки. Начальная форма (И. п.).

Постоянные признаки: количественное или порядковое.

Непостоянные признаки: падеж, число (если есть), род (если есть).

  1. Синтаксическая роль.

Например: Туристы прошли восемь километров.

  1. восемь – числит.;
  2. прошли (сколько?) восемь (километров). Н. ф. – восемь.

Пост.- количественное;

Непост. – В. п.;

  1. В предложении: входит в состав дополнения.

НАРЕЧИЕ

Наречие – это неизменяемые слова, которые поясняют глаголы, имена прилагательные и другие части речи.

Наречие – неизменяемая часть речи. Наречие не склоняется, не спрягается. Наречия отвечают на вопросы КАК? КАКИМ ОБРАЗОМ? КОГДА? ГДЕ? КУДА? ОТКУДА? В КАКОЙ СТЕПЕНИ? СКОЛЬКО? НАСКОЛЬКО?

наречия - места действия

где?

куда?

откуда?

сзади, здесь, всюду

вверх, навстречу, назад

издали, оттуда, снизу

наречия - время действия

когда?

рано, теперь, всегда

наречия – способ действия

как?

шумно, пешком, быстро

В предложениях наречия чаще всего поясняют глаголы и являются обстоятельствами.

Например: Командир самолёта хорошо видел птицу. Видел (как?) хорошо.

Многие наречия образованы от имён прилагательных с помощью суффиксов –О, -Е.

Например: лёгкий – легко, певучий – певуче

У наречий не бывает окончаний, в том числе и нулевых.

СОЮЗ

Союз – это служебная часть речи, которая связывает однородные члены в составе простого предложения и простые предложения в составе сложного предложения.

В простом предложении перед союзами И, ДА (в значении И) запятая не ставится, если эти союзы не повторяются.

Например: Маша и Игорь шли в школу.

                  Ждать да догонять – нет хуже.

Перед союзами И, ДА (в значении И) запятая ставится, если они повторяются.

Например: В портфеле лежали и ручки, и карандаши, и учебники.

Перед союзами А, НО, ДА (в значении НО) запятая ставится.

Например: Вчера было не солнечно, а пасмурно.

                   Я к тебе заходил, но тебя не было дома.

                  Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.

ПРЕДЛОГ

Предлог – это служебная часть речи, это отдельные самостоятельные слова, но к ним нельзя поставить вопросы, они не изменяются. Предлог служит для связи слов в предложении. Предлоги пишутся отдельно от других слов. Между предлогом и словом можно вставить вопрос или другое слово. Перед глаголами предлогов не бывает. Предлог указывает на то, что существительное стоит не в начальной форме.

ЧАСТИЦА

Частица – это служебная часть речи, которая вносит в предложение оттенки значений или служит для образования форм слов.

Отрицательная частица НЕ пишется с глаголами раздельно.

Например: не плясал, не смотрит

Есть глаголы, которые без НЕ не употребляются.

НЕНАВИДЕТЬ, НЕВОЛИТЬ, НЕГОДОВАТЬ, НЕЗДОРОВИТСЯ, НЕДОУМЕВАТЬ, НЕВЗЛЮБИТЬ

ЧАСТИЦЫ не изменяются.

ЧАСТИЦЫ не являются членами предложения.

ЧАСТИЦЫ могут стоять впереди слова и позади него: узнал бы, только бы успели

                                 

                       

                                                                                             

                                                        

СОСТАВ СЛОВА

Части слова.

Приставка                    Корень                       Суффикс                  Окончание

     ¬                                              ˄                            

      За                               город                             н                                 ый

     под                     окон                            ник

                                         чит                               а                                 ешь

корень

Главная значимая часть слова, в которой заключено общее значение всех однокоренных слов.

приставка

¬

Приставка – значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.

нёс - принёс

суффикс

˄

Суффикс – значимая часть слова, которая находится после корня и служит для образования новых слов.

дом - домик

окончание

Изменяемая часть слова, служит для связи слов в словосочетании и предложении.

синяя лента, синюю ленту

Слова с одним и тем же корнем называются однокоренными или родственными словами. Мороз – морозный, морозит.

Мороз, морозы, морозом – формы слова «мороз».

Корень слова – главная,

Значимая часть.

Родственные связи

Дарят корню власть.

Выясни умело линию родства –

Однокоренные подбери слова.

Приставка, корень и суффикс – образуют основу слова.

Перед корнем есть приставка,

Слитно пишется она

Ведь при помощи приставки

Образуются слова.

 Основа  – это всё слово без окончания.

Та слова часть, что изменяется,

Окончанием называется.

Остальную же часть слова

Именуем мы основой.

Порядок разбора слова по составу.

  1. Прочитай слово. Измени его по вопросам. Выдели окончание и основу.
  2. Подбери несколько однокоренных слов. Выдели корень.
  3. Укажи приставку. Назови слова с такой приставкой.
  4. Укажи суффикс. Подбери слова с таким суффиксом.

Приставки и их значения.

Неизменяемые.

Существуют три неизменяемые приставки с гласной А: за-, на-, над-.

Существуют неизменяемые приставки с гласной О: со-, про-, во-, до-; о-, об-, обо-; по-, под-, подо; от-, ото-.

Существуют неизменяемые приставки: у-, в-, вы-, с-.

разная направленность действия

В

в – катить, в - вести

ДО

до – ехать, до - читать

ВЫ

вы – нести, вы - плыть

НА

на – клеить, на - шить

О

о – светить, о - смотреть

ОБ

об – лететь, объ - ехать

ОТ

от – бежать, от - вести

ОТО

ото - двинуть

ПЕРЕ

пере – плыть, пере-прыгнуть

ПОД

под – ходить, под - клеить

ПРО

про – ехать, про - лезть

С

съ – ехать, с - прыгнуть

У

у – ехать, у - вести

СО

со - бирал

ПО

по - двинуть

ПОДО

подо - двинуть

завершённость действия

ВЫ

вы – лечить, вы - играть

ВО

во - шёл

ОБО

обо - шёл

ОТО

ото - шёл

НАД

над - писал

НАДО

надо - рвал

ПРЕД

пред - ложил

ПРЕДО

предо - ставил

начало действия

завершение действия

ЗА

за – прыгать, за - петь

ЗА

за – кончить, за - крыть

повторность действия

совместность действия

ПЕРЕ

пере – делать, пере-строить

СО

со - чувствовать

чрезмерность действия

действие в небольшой мере

ПЕРЕ

пере-солить, пере-платить

ПО

по-гулять, по-лежать

отрицание, отсутствие, недостаток чего-либо

НЕ

не-громко, не-добрый

НИ

ни-где

Приставка С- может слышаться в словах как [С] и как [З], но пишется всегда одинаково (списал, сдвинул).

Приставка В- может слышаться в словах как [В] и как [Ф], но пишется всегда одинаково (вбежал, включить).

НЕ (небольшой, негде) – пишется Е - в наречиях под ударением; во всех остальных

                                         частях речи.

НИ (нигде) – пишется И – в наречиях без ударения.

В некоторых приставках появляется беглая гласная О:

        - С –

        - СО –

ПРИ

ПРЕ

  1. постепенное доведение действия до конца – при-учить, при-слать
  2. присоединение – при-шить
  3. приближение – при-ехать
  4. близость – при-брежный
  5. неполное действие – при-открыть
  1. очень – пре-красный
  2. пере - пре-града, пере-городка

Изменяемые.

Существуют изменяемые приставки: из-, ис-, черес-, через-, без-, бес-, низ-, нис-, вз-, вс-, воз-, вос-, рас-, раз-, роз-, рос- и т.д.

 

РАС (РОС)

под ударением –О-

без ударения –А-

рос – пись

рас - писаться

РАЗ (РАЗО) (РОЗ)

под ударением –О-

без ударения –А-

роз - жиг

раз - делить, разо - слать

ЧРЕЗ, ЧЕРЕЗ

(ЧРЕС, ЧЕРЕС)

З – перед звонкой согласной, перед гласной

С – перед глухой согласной

чрез - мерный

черес - плечный

БЕЗ (БЕС)

З – перед звонкой согласной, перед гласной

С – перед глухой согласной

без - умный

бес - сильный

ИЗ (ИС)

З – перед звонкой согласной, перед гласной

С – перед глухой согласной

из - бежать

ис - кусать

НИЗ (НИС)

З – перед звонкой согласной, перед гласной

С – перед глухой согласной

низ – вести

нис - падать

ВОЗ (ВОС)

З – перед звонкой согласной, перед гласной

С – перед глухой согласной

воз - величить

вос - ходить

ВЗ (ВС)

З – перед звонкой согласной, перед гласной

С – перед глухой согласной

вз - бросить

вс - ходить

Правописание И и Ы после приставок.

После приставок русского происхождения , оканчивающиеся на согласные, вместо И пишется Ы (играть – разыгрался), кроме приставок МЕЖ- и СВЕРХ- (сверх-интересно).

Суффиксы и их значение.

Суффиксы: -ик, -ек, -ок, -ёк; -ец, -чик, -очк, -ечк, -ушк, -ышк, -к, -оват, -еват, -еньк, -оньк придают словам оценочное значение (часто уменьшительный или ласкательный оттенок).

Суффиксы: -онок, -ёнок, -ёныш используются при названии детёнышей.

Суффикс: –ник, -ниц, -тель – предметное значение.

Суффиксы: -ин, -инк – значение единичности.

Суффиксы: -ист, -щик, -ач, -ер, -ик, -ант, -ник, -ак, -тель называют лица мужского рода по профессии или по роду деятельности.

Суффиксы: -к, -иц, -ниц, -их, -ин, -ш - называют лица женского рода.

Суффиксы: -ущ, -ющ, -ищ – используются в словах с увеличительным значением.

Существует очень много различных суффиксов: -ов, -ев, -ск, -н, -лив, -як, -их, -ёр, -от, -тель, -ость, -изн, -ун. У глаголов встречаются суффиксы: -а, -и, -е, -ыва, -ива, -ну.

Суффиксы имён существительных.

уменьшительно-ласкательное значение

К

рыб-к-а, доро-ж-ка

ЧИК

стакан-чик, рукав-чик

ИК

дом-ик, корабл-ик

ЕЦ

мудр-ец, хитр-ец

ОК

гриб-ок, ветер-ок

ОЧК

роз-очк-а, ваз-очк-а

ОНК

нож-онк-а

ЁНК

голов-ёнк-а

УШК

голуб-ушк-а

ЕЧК

ЕНЬК

нож-еньк-а

ОНЬК

берёз-оньк-а

детёныш

ОНОК

зайч-онок

ЁНОК

слон-ёнок

ЁНЫШ

звер-ёныш, зме-ёныш

увеличительное значение

ИЩ

бород-ищ-а, жар-ищ-а

лица женского рода (самка животного)

ИХ

крольч-их-а, слон-их-а

ИЦ

медвед-иц-а, тигр-иц-а

К

москвич-к-а, спортсмен-к-а

НИЦ

читатель-ниц-а, помощ-ниц-а

Ш

музыкант-ш-а, секретар-ш-а

ИН

предметное значение

НИК

задач-ник, градус-ник

ТЕЛЬ

выключа-тель, двига-тель

НИЦ

пепель-ниц-а, черниль-ниц-а

слова со значением единичности

ИН

горош-ин-а, виноград-ин-а

ИНК

горош-инк-а, рос-инк-а

лицо мужского рода

ИСТ

журнал-ист, дзюдо-ист

АК

рыб-ак, добр-як

ЩИК

свар-щик, гон-щик

ЕЦ

мудр-ец, хитр-ец

НИК

защит-ник, помощ-ник

ЧИК

перевод-чик, рассказ-чик

ТЕЛЬ

писа-тель, чита-тель

название жителя города, местности, государства

ЯК

тул-як, сибир-як, земл-як

ЕЦ

кубан-ец, испан-ец

АНИН (ЯНИН)

париж-анин, север-янин

ИЧ

москв-ич, костром-ич

название признака, свойства

ОСТЬ

вежлив-ость, мужественн-ость

ОТ

добр-от-а, чист-от-а, шир-от-а

Суффиксы имён прилагательных.

Н

лес-н-ой, дисплей-н-ый

ЛИВ

талант-лив-ый, привет-лив-ый

АН

кож-ан-ый, песч-ан-ый

ОВ

берёз-ов-ый, парк-ов-ый

ИН

голуб-ин-ый, пчел-ин-ый

СК

май-ск-ий, славян-ск-ий

ЕНН

листв-енн-ый

ЕНЬК

бел-еньк-ий, нов-еньк-ий

ОНН

лекци-онн-ый

ОВАТ

груб-оват-ый, желт-оват-ый

ИСТ

плеч-ист-ый, голос-ист-ый

УЩ

больш-ущ-ий

Суффиксы глаголов.

А

мечт-а-ть, лет-а-ть

ОВА

волн-ова-ть, совет-ова-ть

Е

хот-е-ть, зелен-е-ть

ИВА

сравн-ива-ть

И

бомб-и-ть, чист-и-ть

ЫВА

пересказ-ыва-ть

НУ

прыг-ну-ть, исчез-ну-ть

Суффиксы наречий.

Е

искренн-е, могуч-е

И

дружеск-и. героическ-и

О

печальн-о, громк-о

А

из-далек-а, с-нов-а

ЗАПОМНИ!

Чтобы правильно написать слова с суффиксами

-ИК, -ЕК, -ЕЦ, -ИЦ нужно изменить слово.

Если гласный не выпадает, то в суффиксе нужно писать букву И

Например: кораблик-кораблики, кожица-кожицы

Если гласный выпадает, то в суффиксе нужно писать букву Е

Например: замочек-замочки, братец-братцы

Чередование звуков.

При изменении слов и при образовании родственных слов в их корнях может происходить чередование звуков (букв).

Чередование гласных

е – о - ё

несу – носит - нёс

е – нуль звука

день - дня

о – нуль звука

сон - сна

о – нуль звука - ы

посол – послать - посылать

у – о - ы

сухой – сохнуть - засыхать

у - ов

кую - ковать

Чередование согласных

г - ж

берегу – бережёшь, снег – снежный

к - ч

рука - ручной

х - ш

слух - слушать

г – з - ж

друг – друзья - дружный

к – ц - ч

лик – лицо - личный

з - ж

возить - вожу

зг – зж

визг - визжать

с - ш

носить – ношу, коса - кошу

д - ж

молодой - моложе

д – ж - жд

ходить – хожу - хождение

т - ч

хотеть - хочу

ск – ст - щ

пускать – пустить - пущу

б - бл

любить - люблю

п - пл

капать - капля

в - вл

давить - давлю

м - мл

дремать - дремлю

д, т - с

веду – вести, плету - плести

к, г - ч

привлеку – привлечь, помогу - помочь

СУФФИКСЫ

                                                                                               

                            ТУЧКА                                                         СОЛНЫШКО

                                                                                                   

ВНУЧЕНЬКА

 ПЛАТОЧЕК              ЦВЕТОК                                        БАБУШКА

                                                          

                             КОШЕЧКА                                             КОФТОЧКА

ПРИСТАВКИ

                                                                                 ОБОШЁЛ

   ДОШЁЛ, ВОШЁЛ, ЗАШЁЛ                                                        

                                                                                                     

                                                                                                       ПОДОШЁЛ

                                    ПОШЁЛ

                                                                                      

                                                                                            ВЫШЕЛ

АНТОНИМЫ

Антонимы – это слова, имеющие противоположное значение.

Минус-плюс, огонь-вода,

Дерзкий-осторожный,

Все антонимы всегда

Противоположны.

Например: холодно – жарко

СИНОНИМЫ

Синонимы – это слова, близкие по значению.

Слова-синонимы

Всегда близки по смыслу,

Разнятся лишь оттенками подчас.

Родимый край – Отечество – Отчизна.

Как много в них священного для нас!

Например: метель – пурга

ОМОНИМЫ

Омонимы – слова, которые одинаково звучат, но имеют разные значения.

Например: опушка – меховая обшивка, опушка – край леса.

                                                       

                                                   

                                                                 

В сочинениях и изложениях могут быть допущены не только орфографические и пунктуационные ошибки. Ты можешь неправильно построить словосочетание, предложение, употребить неверное слово.

Проверяя изложение или сочинение, исправь возможные ошибки.

1.Употребление слова в неточном значении.

Например: В доме помещицы всю работу выполняли придворные.

Надо:          дворовые

ЗАПОМНИ!

одеть                                                                надеть

кого?                                                                 что?

                          ребёнка                                                               шубу

                          девочку                                                             пальто

                           куклу                                                              валенки

Например: Машенька одела куклу, надела пальто и туфельки.

2.Повторение одних и тех же слов.

Например: В одной деревне жил мальчик по имени Слава. У мальчика был отец, который был агроном.

Нужно перестроить предложение или заменить повторяющиеся слова близкими по смыслу.

В одной деревне жил мальчик по имени Слава. Его отец был агрономом.

3.Употребление просторечных слов и словосочетаний, неправильных форм слова.

Например: Мы отдыхали на классной полянке в лесу.

Надо: красивой, удобной, замечательной полянке.

Например: Серёжа шёл взади всех.

Надо: сзади, позади.

Например: В угле лежала собака.

Надо: В углу лежала собака.

4.Неправильное употребление местоимений.

Например: Серёжа достал карандаш из пенала и передал его мне. (карандаш или пенал?)

Надо: Серёжа достал карандаш и передал его мне.

5.Неправильное обозначение границ предложений.

Например: Солнце поднимается. Из-за горизонта оно похоже на огромный красный шар.

Надо: Солнце поднимается из-за горизонта. Оно похоже на огромный красный шар.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Принцип систематизации орфографических правил по русскому языку в начальной школе

Статья посвящена принципам систематизации орфографических правил по русскому языку в начальной школе...

Правила по русскому языку для начальной школы в таблицах и схемах

Данный материал поможет учащимся изучать и закреплять темы по русскому языку с 1 по 4 классы...

Правила по русскому языку в начальной школе в таблицах и схемах.

Правила по русскому языку в начальной школе в таблицах и схемах....

Правила русского языка для начальной школы в стихах

Правила русского языка для начальной школы (в стихотворной форме) в виде карточек для разрезания....

Правила по русскому языку для начальной школы (в стихах).

В сатье собрана подборка стихотворений для лучшего запоминания правил русского языка....

Конспект урока по русскому языку УМК "Начальная школа XXI века" Тема: Правила переноса слов Класс: 1

УМК "Начальная школа XXI века" Тема: Правила переноса слов Класс: 1...

Методическая разработка "Правила грамматики русского языка для начальной школы"

Данная разработка является помощником для современного школьника начального звена. В разработке наглядным образом представлены темы по русскому языку. Работая с данным пособием, ребенок систематизиуре...