Комплекс упражнений, включающего лексико-семантическую работу на уроках русского языка в начальных классах
методическая разработка по русскому языку

Еремина Ольга Геннадьевна

Упражнения должны включаться ежедневно и на каждом уроке русского языка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kompleks_uprazhneniy.docx35.26 КБ

Предварительный просмотр:

Комплекс упражнений, включающего лексико-семантическую работу на уроках русского языка в начальных классах

Для формирования умения подбирать синонимы и антонимы нами были подобраны следующие упражнения:

А) - К данным словам подберите противоположное по значению слово.

Восток - … , весело - … , быстро - … , враг - … , прощай - … , день - … , черный - … .

Б) - Замените повторяющееся слова подходящими по смыслу словами.

Воспользуйтесь словами из рубрики «Слова для справок». 

Однажды Ваня и Коля гуляли в лесу. Ваня и Коля увидели на дереве гнездо, в котором сидели птенчики. Ваня и Коля решили взять птенцов к себе домой.

Слова для справок: МАЛЬЧИКИ, ДРУЗЬЯ, ТОВАРИЩИ.

В) – Выберите синонимы к словам ХРАБРЫЙ, МЕТЕЛЬ, СПЕШИТЬ. Запишите каждую группу слов с красной строки. Устно составьте предложения с двумя прилагательными-синонимами.

ТОРОПИТЬСЯ, ВЬЮГА, БЕЖАТЬ, ОТВАЖНЫЙ, БУРЯ, СМЕЛЫЙ.

Г) – Найдите в словаре синонимов (М.Р. Львова) синонимы к слову НЕЛОВКИЙ. Составьте небольшой рассказ на тему «Случай на переменке», употребив не менее трех слов из полученного ряда синонимов.  

Д) – Замени выделенные прилагательные антонимами. Запишите полученные предложения. 

У нас дома живет довольно большой щенок. Глазки у него малюсенькие, хвост огромный, а голосок тихий.

Для формирования умения объяснять лексическое значение слова, использовались следующие упражнения:  

А) - Какое слово встретилось во всех предложениях. Объясните значение этих слов. Является ли оно многозначным? Запишите предложение, в котором слово язык употреблено в прямом значении.

Определите его род, число, падеж, склонение слова. 

  1. В школе мы изучаем русский язык.
  2. Наши разведчики взяли языка.
  3. Мальчишка очень больно прикусил язык.

Б) - Прочитайте. Что значит молоко убежало? Какими словами можно заменить слово бежит в предложениях?

Молоко из кастрюльки убежало. Как же быстро время бежит. По полянке весело бежит ручей. Зерно бежит из комбайна в машину.

В) - Из данных слов выпишите только те однокоренные слова (ДОЖДЬ, ДОЖДЕВИК, ДОЖДИНКА, ДОЖДЛИВЫЙ), которые соответствуют следующим значениям:

  1. маленькая дождевая капелька;
  2. осадки в виде капель или струек воды;
  3. верхняя одежда, которую одевают в дождливую погоду.

Г) - Прочитайте предложения. Найдите и объясните значение однокоренных слов. Являются ли эти слова синонимами?

На солнечной полянке уже покраснела земляника. До чего ж сладка эта земляничка! Вечером бабушка сварила земляничное варенье.

Д) – Установи соответствие. Соедини стрелками словосочетания с их значением.  

        Свежая булочка                            сегодняшняя  

        Свежая простынь                           мягкая

        Свежая газета                                    чистая

Упражнения на формирование умений находить информацию о происхождении слова, о его первоначальном значении, так как часто бывает, если слово нельзя проверить правилом, то его происхождение подсказывает написание слова.  

А) - Назовите проверочное слово. 

Медведь (…), рябина (…), земляника (…), лопата (…), карандаш (…), тетрадь (…).

Б) - Составьте предложение (небольшой текст) с выражением МЕДВЕЖЬЯ УСЛУГА (КАК КОШКА С СОБАКОЙ, ЛОВИТЬ ВОРОН). В) - Прочитайте стихотворение.  

За столом сказала мать:

  • Хватит языком болтать!

А сынишка осторожно:

  • А болтать ногами можно?
  • Что значит БОЛТАТЬ ЯЗЫКОМ? А что значит БОЛТАТЬ НОГАМИ? Сколько значений у слова БОЛТАТЬ?

Г) Игра «Кто быстрее?» (можно проводить как для всего класса, так и по группам)

  • О ком так можно сказать?

ГОРЕ ЛУКОВОЕ;  

ПРОФЕССОР КИСЛЫХ ЩЕЙ;  

ТЕРТЫЙ КАЛАЧ;  

МЕЛИ, ЕМЕЛЯ, - ТВОЯ НЕДЕЛЯ!

Д) - Что обозначают слова: ПОГОДА, СПАСИБО, СЕГОДНЯ, УРОЖАЙ, ЛОПАТА? 

 (погода –наблюдаем погоду по годам, спасибо – значит спаси тебя бог; сегодня – сего дня (так говорили при Петре I); урожай – земля рожает урожай; лопата – произошло от слова «лопа» (широкий лист)).

Для формирования орфографической грамотности при работе со словарными словами были использованы такие виды упражнений:

А) На доске в таблице написан ряд букв. Под каждой буквой числа по порядку. Ниже – зашифрованные слова.

 

А  Б   Г  Д   Е   Ё   З   К   Л   М   О    Р

1   2   3   4   5    6   7   8    9   10   11  12

10  11  9  11  8  11

?

3  11  12  11  4

?

2  5  12  6   7  1

?

 

Рис. 4. Упражнение «Разгадайте зашифрованные слова»

 

- Разгадайте зашифрованные слова. Б) – Разгадайте кроссворд.

 

 

  1. Кого называют Плутовка?
  2. Кто любит мёд?
  3. Что делает чай сладким?
  4. Кто рисует на окнах?
  5. Арбуз – это …?

Рис. 3 Кроссворд

В) – Найдите слова по теме «Школа». Слова написаны строго по вертикали или по горизонтали.

К 

Л 

А 

С 

С 

Г 

У 

З 

Л 

М 

П 

А 

Д 

О 

Р 

А 

У 

Ч 

Е 

Н 

И 

К 

Р 

О 

Д 

И 

Ю 

Л 

И 

С 

И 

Ц 

А 

А 

Т 

Е 

П 

О 

Р 

Т 

Ф 

Е 

Л 

Ь 

Н 

У 

В 

Е 

Б 

Д 

Е 

Ж 

У 

Р 

Н 

Д 

А 

О 

Н 

Л 

Х 

Л 

Т 

С 

Я 

Ы 

А 

К 

Ч 

А 

Н 

Ч 

Ь 

Б 

С 

З 

Й 

Ш 

К 

О 

Л 

А 

Ц 

Й 

И 

К 

Ы 

А 

 

Рис. 5. Упражнение на формирование орфографической грамотности

 

Г) – Поставьте существительные НОСКИ и ЧУЛКИ во множественное число родительного падежа. 

(Если воспользоваться мнемо-правилом «Что длиннее – то короче», то получится раз носки по размеру короче чулок, значит во множественном числе родительного падежа будут слова НОСКОВ и ЧУЛОК).

Д) Игра «Кузовок»

Задача: собрать кузовок. Складывать в кузовок можно все слова, заканчивающиеся на – ОК (с суффиксом ОК). Начинают игру словами: «Собираемся в лесок, собираем кузовок! Положи-ка в кузовок …»

(ЗАМОК, КРУЖОК, ГРИБОК, ЛИСТОК, ЗУБОК, КОРЕШОК, РЕМЕШОК, ПИРОЖОК, СТОЖОК, САПОЖОК.)  

Вместо кузовка можно собирать корзину, коробку, ящик или пакет. Тогда и игра будет начинаться словами: «Вот перед нами корзина, туда отправляется … (ПРУЖИНА, МАШИНА, РЯБИНА, ТУРБИНА, ОСИНА, ПЕРИНА, …);

«Вот коробка, смотри-ка что там … (СКОВОРОДКА, ЛОДКА, БОРОДКА, ШАРЛОТКА, …);

«Вот ящик, скорей клади туда …(ПАЛЬЧИК, МЯЧИК, МАЛЬЧИК, СТУЛЬЧИК, …);

«Вот какой большой пакет, клади в него … (БИЛЕТ, ТАБУРЕТ, МОПЕД, ВЕЛОСИПЕД, …).

Эффективность данной работы заключается в систематичности её проведения, т.е. в ежедневном включении таких упражнений на каждом уроке русского языка, в соответствии с темой урока, его целями и задачами, позволяя не только развивать орфографическую грамотность, но и обогатить активный словарь обучающихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Словарно-орфографическая работа на уроках русского языка в начальных классах .

Вопрос по обогащению словарного запаса современного школьника сегодня очень актуален. В условиях научного прогресса в обиход входят все новые и новые слова, многие из которых трудны и непонятны. Поэто...

Словарная работа на уроках русского языка в начальных классах

В начальной школе программой по русскому языку предусмотрено обязательное изучение слов, правописание которых правилами не проверяется. Одной из главных задач, стоящих перед нами, является задач...

Словарно-орфографическая работа на уроках русского языка в начальных классах .

Словарно-орфографическая работа на уроках русского языка в начальных классах . Кому из учителей не известно, что чем богаче активный словарь человека, тем содержательнее, доходчивее, грамотнее и ...

Виды упражнений для словарно-орфографической работы на уроках русского языка в 4 классе

Упражнения , которые можно применять для организации словарно-орфографической работы на уроках русского языка в 4 классе...

Квалификационная работа по обобщению собственного педагогического опыта Тема: Словарная работа на уроках русского языка в начальных классах

Квалификационная работа           по обобщению собственного                педагогического опыта...

Система упражнений по изучению явления полисемии на уроках русского языка в начальных классах (на материале лирики М. Ю. Лермонтова).

Многозначное слово «присутствует в сознании со всеми своими значениями, скрытыми и возможными, готовыми по первому поводу всплыть на поверхность», так писал В.В. Виноградов в своей книге ...

Основные направления лексико-семантической работы на уроках русского языка в начальных классах

Овладение литературным языком младшими школьниками должно начинаться не просто с обогащения их словарного запаса, а, в первую очередь, с накопления обучающимися лексическо-семантического запаса...