Комплекс упражнений, включающего лексико-семантическую работу на уроках русского языка в начальных классах
методическая разработка по русскому языку
Упражнения должны включаться ежедневно и на каждом уроке русского языка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kompleks_uprazhneniy.docx | 35.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Комплекс упражнений, включающего лексико-семантическую работу на уроках русского языка в начальных классах
Для формирования умения подбирать синонимы и антонимы нами были подобраны следующие упражнения:
А) - К данным словам подберите противоположное по значению слово.
Восток - … , весело - … , быстро - … , враг - … , прощай - … , день - … , черный - … .
Б) - Замените повторяющееся слова подходящими по смыслу словами.
Воспользуйтесь словами из рубрики «Слова для справок».
Однажды Ваня и Коля гуляли в лесу. Ваня и Коля увидели на дереве гнездо, в котором сидели птенчики. Ваня и Коля решили взять птенцов к себе домой.
Слова для справок: МАЛЬЧИКИ, ДРУЗЬЯ, ТОВАРИЩИ.
В) – Выберите синонимы к словам ХРАБРЫЙ, МЕТЕЛЬ, СПЕШИТЬ. Запишите каждую группу слов с красной строки. Устно составьте предложения с двумя прилагательными-синонимами.
ТОРОПИТЬСЯ, ВЬЮГА, БЕЖАТЬ, ОТВАЖНЫЙ, БУРЯ, СМЕЛЫЙ.
Г) – Найдите в словаре синонимов (М.Р. Львова) синонимы к слову НЕЛОВКИЙ. Составьте небольшой рассказ на тему «Случай на переменке», употребив не менее трех слов из полученного ряда синонимов.
Д) – Замени выделенные прилагательные антонимами. Запишите полученные предложения.
У нас дома живет довольно большой щенок. Глазки у него малюсенькие, хвост огромный, а голосок тихий.
Для формирования умения объяснять лексическое значение слова, использовались следующие упражнения:
А) - Какое слово встретилось во всех предложениях. Объясните значение этих слов. Является ли оно многозначным? Запишите предложение, в котором слово язык употреблено в прямом значении.
Определите его род, число, падеж, склонение слова.
- В школе мы изучаем русский язык.
- Наши разведчики взяли языка.
- Мальчишка очень больно прикусил язык.
Б) - Прочитайте. Что значит молоко убежало? Какими словами можно заменить слово бежит в предложениях?
Молоко из кастрюльки убежало. Как же быстро время бежит. По полянке весело бежит ручей. Зерно бежит из комбайна в машину.
В) - Из данных слов выпишите только те однокоренные слова (ДОЖДЬ, ДОЖДЕВИК, ДОЖДИНКА, ДОЖДЛИВЫЙ), которые соответствуют следующим значениям:
- маленькая дождевая капелька;
- осадки в виде капель или струек воды;
- верхняя одежда, которую одевают в дождливую погоду.
Г) - Прочитайте предложения. Найдите и объясните значение однокоренных слов. Являются ли эти слова синонимами?
На солнечной полянке уже покраснела земляника. До чего ж сладка эта земляничка! Вечером бабушка сварила земляничное варенье.
Д) – Установи соответствие. Соедини стрелками словосочетания с их значением.
Свежая булочка сегодняшняя
Свежая простынь мягкая
Свежая газета чистая
Упражнения на формирование умений находить информацию о происхождении слова, о его первоначальном значении, так как часто бывает, если слово нельзя проверить правилом, то его происхождение подсказывает написание слова.
А) - Назовите проверочное слово.
Медведь (…), рябина (…), земляника (…), лопата (…), карандаш (…), тетрадь (…).
Б) - Составьте предложение (небольшой текст) с выражением МЕДВЕЖЬЯ УСЛУГА (КАК КОШКА С СОБАКОЙ, ЛОВИТЬ ВОРОН). В) - Прочитайте стихотворение.
За столом сказала мать:
- Хватит языком болтать!
А сынишка осторожно:
- А болтать ногами можно?
- Что значит БОЛТАТЬ ЯЗЫКОМ? А что значит БОЛТАТЬ НОГАМИ? Сколько значений у слова БОЛТАТЬ?
Г) Игра «Кто быстрее?» (можно проводить как для всего класса, так и по группам)
- О ком так можно сказать?
ГОРЕ ЛУКОВОЕ;
ПРОФЕССОР КИСЛЫХ ЩЕЙ;
ТЕРТЫЙ КАЛАЧ;
МЕЛИ, ЕМЕЛЯ, - ТВОЯ НЕДЕЛЯ!
Д) - Что обозначают слова: ПОГОДА, СПАСИБО, СЕГОДНЯ, УРОЖАЙ, ЛОПАТА?
(погода –наблюдаем погоду по годам, спасибо – значит спаси тебя бог; сегодня – сего дня (так говорили при Петре I); урожай – земля рожает урожай; лопата – произошло от слова «лопа» (широкий лист)).
Для формирования орфографической грамотности при работе со словарными словами были использованы такие виды упражнений:
А) На доске в таблице написан ряд букв. Под каждой буквой числа по порядку. Ниже – зашифрованные слова.
А Б Г Д Е Ё З К Л М О Р 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 | ||
10 11 9 11 8 11 | ? | |
3 11 12 11 4 | ? | |
2 5 12 6 7 1 | ? |
Рис. 4. Упражнение «Разгадайте зашифрованные слова»
- Разгадайте зашифрованные слова. Б) – Разгадайте кроссворд.
|
|
Рис. 3 Кроссворд
В) – Найдите слова по теме «Школа». Слова написаны строго по вертикали или по горизонтали.
К | Л | А | С | С | Г | У | З | Л | М | П |
А | Д | О | Р | А | У | Ч | Е | Н | И | К |
Р | О | Д | И | Ю | Л | И | С | И | Ц | А |
А | Т | Е | П | О | Р | Т | Ф | Е | Л | Ь |
Н | У | В | Е | Б | Д | Е | Ж | У | Р | Н |
Д | А | О | Н | Л | Х | Л | Т | С | Я | Ы |
А | К | Ч | А | Н | Ч | Ь | Б | С | З | Й |
Ш | К | О | Л | А | Ц | Й | И | К | Ы | А |
Рис. 5. Упражнение на формирование орфографической грамотности
Г) – Поставьте существительные НОСКИ и ЧУЛКИ во множественное число родительного падежа.
(Если воспользоваться мнемо-правилом «Что длиннее – то короче», то получится раз носки по размеру короче чулок, значит во множественном числе родительного падежа будут слова НОСКОВ и ЧУЛОК).
Д) Игра «Кузовок»
Задача: собрать кузовок. Складывать в кузовок можно все слова, заканчивающиеся на – ОК (с суффиксом ОК). Начинают игру словами: «Собираемся в лесок, собираем кузовок! Положи-ка в кузовок …»
(ЗАМОК, КРУЖОК, ГРИБОК, ЛИСТОК, ЗУБОК, КОРЕШОК, РЕМЕШОК, ПИРОЖОК, СТОЖОК, САПОЖОК.)
Вместо кузовка можно собирать корзину, коробку, ящик или пакет. Тогда и игра будет начинаться словами: «Вот перед нами корзина, туда отправляется … (ПРУЖИНА, МАШИНА, РЯБИНА, ТУРБИНА, ОСИНА, ПЕРИНА, …);
«Вот коробка, смотри-ка что там … (СКОВОРОДКА, ЛОДКА, БОРОДКА, ШАРЛОТКА, …);
«Вот ящик, скорей клади туда …(ПАЛЬЧИК, МЯЧИК, МАЛЬЧИК, СТУЛЬЧИК, …);
«Вот какой большой пакет, клади в него … (БИЛЕТ, ТАБУРЕТ, МОПЕД, ВЕЛОСИПЕД, …).
Эффективность данной работы заключается в систематичности её проведения, т.е. в ежедневном включении таких упражнений на каждом уроке русского языка, в соответствии с темой урока, его целями и задачами, позволяя не только развивать орфографическую грамотность, но и обогатить активный словарь обучающихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Словарно-орфографическая работа на уроках русского языка в начальных классах .
Вопрос по обогащению словарного запаса современного школьника сегодня очень актуален. В условиях научного прогресса в обиход входят все новые и новые слова, многие из которых трудны и непонятны. Поэто...
Словарная работа на уроках русского языка в начальных классах
В начальной школе программой по русскому языку предусмотрено обязательное изучение слов, правописание которых правилами не проверяется. Одной из главных задач, стоящих перед нами, является задач...
Словарно-орфографическая работа на уроках русского языка в начальных классах .
Словарно-орфографическая работа на уроках русского языка в начальных классах . Кому из учителей не известно, что чем богаче активный словарь человека, тем содержательнее, доходчивее, грамотнее и ...
Виды упражнений для словарно-орфографической работы на уроках русского языка в 4 классе
Упражнения , которые можно применять для организации словарно-орфографической работы на уроках русского языка в 4 классе...
Квалификационная работа по обобщению собственного педагогического опыта Тема: Словарная работа на уроках русского языка в начальных классах
Квалификационная работа по обобщению собственного педагогического опыта...
Система упражнений по изучению явления полисемии на уроках русского языка в начальных классах (на материале лирики М. Ю. Лермонтова).
Многозначное слово «присутствует в сознании со всеми своими значениями, скрытыми и возможными, готовыми по первому поводу всплыть на поверхность», так писал В.В. Виноградов в своей книге ...
Основные направления лексико-семантической работы на уроках русского языка в начальных классах
Овладение литературным языком младшими школьниками должно начинаться не просто с обогащения их словарного запаса, а, в первую очередь, с накопления обучающимися лексическо-семантического запаса...