Статья "Методические рекомендации по обучению письму в I классе".
статья по русскому языку (1 класс)
В методических рекомендациях представлены требования к современному уроку письма в первом классе, структура урока письма в подготовительный и букварный периоды обучения грамоте.
Адресуется для администрации учреждений образования, учителей начальных классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskie_rekomendatsii_po_obucheniyu_pismu_v.docx | 22.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Методические рекомендации по обучению письму в I классе
В методических рекомендациях представлены требования к современному уроку письма в первом классе, структура урока письма в подготовительный и букварный периоды обучения грамоте.
Адресуется для администрации учреждений образования, учителей начальных классов.
Требования к современному уроку письма в I классе
1. Обращать внимание на подготовку учеников к письму: соблюдение правильной посадки, положение ручки в руке, размещение тетради на плоскости стола и её продвижения во время письма, что в итоге будет способствовать профилактике нарушений осанки и зрения детей, повышению работоспособности, формированию чёткого, быстрого письма.
2. Использовать эффективные приемы для запоминания графического образа буквы и формирования навыка письма, среди которых, например:
· письмо мокрой кисточкой на доске;
· письмо в воздухе (используется когда у детей сформирован графический облик буквы);
· письмо с трафаретом;
· письмо через кальку и т. д.
3. Обязательно демонстрировать образец начертания элемента, буквы с проговариванием непосредственно на уроке (использовать тактовый метод).
4. Проводить подготовительную работу перед письмом элементов и букв; можно использовать графические диктанты, штриховку и обводку предметов, прорывание и вырывание предметов из бумаги т. д.
5. Учить читать письменный шрифт в обязательном порядке.
6. Учить приемам самоанализа, самооценки, самоконтроля.
7. Рационально использовать рабочую «Пропись».
Структура урока в подготовительный период обучения грамоте
1. Актуализация опорных знаний (повторение).
Этот этап обязателен, так как пройденная на уроке чтения буква сразу не пишется. Письмо буквы в «Прописи» осуществляется только тогда, когда учащиеся много раз обращались к букве печатной: усвоили её конфигурацию, проанализировали количество элементов.
Важно помнить, что каждый урок – это логическое продолжение предыдущего как по содержанию изучаемого учебного материала, так и по характеру, способу выполняемой учениками учебно-познавательной деятельности.
Подготовка к письму (необходимо показать учащимся как сидеть за столом, держать орудие письма, размещать тетрадь на столе).
2. Подготовительная работа перед письмом элементов и букв.
На этом этапе можно проводить:
· упражнения, направленные на развитие умения ориентироваться в пространстве,
· упражнения, направленные на развитие мелкой моторики руки.
3. Показ (демонстрация) учителем образца начертания «новой» буквы (элемента).
На этом этапе ребёнок обязательно должен осознавать не только, «что он должен сделать», но и «как это сделать правильно» в соответствии с требованиями (или «задачей действия»). Важно сформировать осознанный «образ действия» - зрительно-двигательный образ буквы.
4. Письмо «новой» буквы (элемента) учащимися.
P.S. Письмо необходимо строго дозировать!!!
Нельзя писать сразу всю строку.
Детей нельзя торопить!
5. Работа по отработке правильного соединения букв.
6. Обучение чтению письменного шрифта.
7. Подведение итогов.
8. Рефлексия.
9. Подготовка к перерыву.
10. Проведение 2-х физкультминуток в течение урока в обязательном порядке.
Структура урока в букварный период обучения грамоте
1. Мотивация. Организационное начало урока.
2. Подготовка к письму.
3. Фонетический разбор слова.
4. Запись слов на доске под диктовку учителя. Можно использовать орфографическое проговаривание.
5. Письмо слов с «новой» буквой.
6. Письмо слов, слогов, а позднее и небольших предложений (после звуко-буквенного разбора).
7. Подведение итогов. Рефлексия.
8. Подготовка к перерыву.
И в заключение хотелось бы отметить следующее:
ü Обучение письму в 1 классе – это не урок каллиграфии.
ü Письмо в «Прописи» должно быть строго дозированным.
В 1 классе – 3 минуты в первой половине урока, 2 минуты – во второй половине урока (это не значит «всего 5 минут»; это значит, что мы пишем на уроке небольшими «порциями», осуществляем несколько подходов, после такого непродолжительного письма обязательно делаем перерыв, чтобы снять мышечное напряжение, анализируем написанное, т. е. целенаправленно формируем у учащихся навыки самоанализа, самоконтроля и самооценки).
Во 2 классе – 8 минут.
В 3 классе – 12 минут.
В 4 классе – 15 минут.
ü Безотрывного письма не существует, на конец года обучения за один росчерк (безотрывно) ученик 1 класса должен писать – 1-1,5 буквы.
ü Педагогу важно помнить, что не вся страница «Прописи» обязательна к выполнению.
ü В течение урока письма педагог должен провести не менее 2 физкультминуток, продолжительностью по 2 минуты каждая. Первая, как правило, направлена на профилактику нарушения зрения, вторая – на снятие мышечного напряжения.
ü Письмом нельзя наказывать!
ü Детей нельзя торопить в процессе письма.
Чтение
На подготов. этапе обуч. грамоте решаются следующие задачи: 1. приобщение детей к учебной деятельности, приучение их к требованиям школы, 2. Определение уровня готовности детей к школе, обучению в целом и в частности к обучению чт. и письму 3 усвоение звуков в результате анализа звучащей речи, овладение звуоквым ( слого=зв) анализом. 4 Введение представлений о речи, общении предложении, слоге, ударении, звуке(гл и согл) , слоге – слиянии, знакомство с буквами гласных 5. Подготовка руки ребенка к письму, овладение письмом элементов букв.
Основные способы работы на данном этапе: коммуникативно- речевые ситуации, моделирование звучащей речи, способы звукового анализа, слогоделение, постановки ударения, ориентировка в листе прописи, штриховка, обведение, письмо элементов букв. Русская азбука – 1. тема предложение - Детям сообщается, что любой рассказ, выступление, разговор - это уст. речь. Она состоит из предложений. В каждом предложении о чем- то говорится. Каждое предложение можно записать схемой. Приводится упр. по определению количества предложений в тексте на слух. Примерный текст рассказа м.б. таким: «Дети пришли в школу. Они сидят в классе. Начался урок. Одного ученика вызвали к доске.» Учитель повторяет рассказ, делая паузы между предложениями, в вызванный к доске ученик должен обозначить количество услышанных предложений, заранее заготовленными карточками со схемами, выставляя их на наборном полотне. В рассказе 4 предложения. Выставляет 4 карточки. Также дети делают в тетрадях или у себя на полотне. Затем учитель говорит 2 предложения. Те же самые действия. Потом дети составляют рассказы по схемам, предложенным учителем.
2. слог и ударение – слова могут делиться на части. Пр: ли-са. 2 части. Произносят хором каждую часть. схема ____\____ Анализ слова белка. Почему слова белка и лиса имеют одинаковые схемы? Анализ слова ежик. Прием ладонь под подбородком. Вводится понятие об удар-и на примере имени Ваня. По схеме. Какой первый слог? Он произносится с большей силой голоса. Ставим косую черточку над этим слогом. Это значит, что слог ударный. Разбор слов по картинкам со схемами: машина, газета, кубики, картина, обращая внимание на слоговой состав и место ударения в слове.
Приемы: произнесение слова со звательной интонацией (позови), с вопрос. инт- (спроси), удивление ( удивись). Ударение на разные слоги и определение верного (перенеси) белКА, БЕЛка.
3. Звуки речи. Слого- звуковой анализ. Рис. аист. Дети произносят слово и записывают схему _\ _ _ _ Определяют количество слогов(2). Произносят каждый слог. 1-й слог состоит из одного звука. Также 2 ой слог. Сколько звуков (1 или неск.) Определяют каждый звук протяжным интонированием. Всего звуков? 1? 2? 3? 4? Во 2м слоге? Обозначают слоги, удар. слог на схеме. Смотрят на схему, говорят что она им говорит.
4. Работа со схемами. Распознавание на слух и выделение гласный звуков в словах.
Берут имена: Ира, Оля, Игорь, Аня. Называют первый слог, состоит из 1 гласного звука.
Признак гласных – образуют слог. Выделяя первый слог, выкладывают красными карточками на наборном полотне.
Распознавание на слух и выделение согласный звуков в словах. Имена детей, где согл.зв. в выгодной позиции, в конце слова.( Тарас, Алик, Максим, Алексей…) Уч. доказыв., что ими выделен именно согл. зв. Ставят карточки с белыми квадратами
5. Слияние согл. зв. с гласным. Рассматривают сюж. рис. Отвеч. на ?? «Какое дерево склонилось над прудом?» Ива. Выдел. 1й зв. в слове ива, доказ. что он гласный.
Введ. понятия о слиянии С.зв с Гл. Анализируют слово ива. (анализ выше). При анализе 2 го слога обращают внимание, что слог произносится за один раз, хотя звука 2. Такой слог обозначают не 2 отдельными клеточками, а одним с косой чертой посередине. Нач. с согласного и кончается гласным - ВА.
Нахождение слога слияния (СС) в словах. Анализ слова : куры, гуси (анализ выше). Почему у этих слов одинаковые схемы. Доказывают. Слого- зв. разбор слова голуби с опорой на схему. ( 3 слога слияния, в предыд. словах-2)
Закрепление. Игра «кто больше» назвать больше имен детей по предложенной схеме из 2-3 СС.
Буквенный период
Изучается 5 букв гласных: А, О, И, Ы, У. Основа для сочет. механизма упреждения, т. к. изучив 1 согласную. смогут прочитать 5 слогов – слияний. Осваивают осн. правило согласной буквы – обозначать гласный звук.а). С-З анализ по схеме: выделение гласного в изол. позиции, наблюдение за его артикуляцией, распознавание гласного в разных словах. Подбор слов с данным звуком. б) Знакомство с гласной буквой, ее чтение. –введение буквы, нахожд. ее в кассе букв, сравнение с разными предметами. Введение буквы в слого- зв. модель. Нахождение , зачеркивание и прочтение буквы в любых текстах. в) Рассказ по сюжетному рисунку. – ответы на вопросы( связ. речь) Состав. предлож. и их моделир-е. Составление рассказа по рисунку или серии рисунков. Вычленение из рассказа слов с «новым» звуком. г) Закрепление – Название (прочтение) букв в ленте букв, игры «поставь буквы правильно», «полубуковка» «сложи букву» буквенные диктанты.
загрузка...
Основной этап. Задачи: чтение: изучить все буквы, усвоить знаковую природу букв. научить соотносить буквы и звуки, выработать умение плавного слогового чтения (20-25 слов в мин), развивать устную речь детей на уровне слова, предложения, текста. Письмо: сформир. четпко дифференцир. зрит.- двиг. образы письм. букв, научить писать все буквы, строчные и прописные, научить списывать, а также писать под диктовку слова и небольшие предложения, научить проверять написанное.
Способы учебной работы на данном этапе: перевод звуковой модели слова в буквенную модель, послоговое чтение на основе механизмов уперждения и причитывания, чтение букварного текста, алгоритм списывания и письма под диктовку.. На данном эт. имеют место 2 типа уроков: урок знакомства с новой буквой, и урок закрепления.
- Урок знакомства с новой буквой.
- Этапы: 1 этап: звуковой (СЗ) анализ слов. Развитие фонем. слуха. Приемы: по готовой модели , протяж. интонир., вычленение звука из слова, его харак., наблюд. за артикуляцией звука. Упраж. в слышании и различении звука в др. словах, придумывание слов с данным звуков ( в разных позициях). Обозначение звуков буквами.
- 2 этап. Знакомство с новой буквой. Овладение детьми представлений о знаковой природе букв, усвоение норм графики, овладение зрительным образом печатных букв. Приемы: введение буквы как значка для обозначения звука и звуков (алфавитное название буквы), рассматривание буквы, сравнение ( на что похожа), приемы развития буквенного гнозиса, нахождение в кассе букв и наложение буквы на условный значок в звуковой модели, печатание новой буквы, введение новой буквы в буквенную запись слова, помещение на ленту букв (город букв)
- 3 этап - Чтение СС с новой буквой. – научить слитному чтению СС с ориентацией на букву гласного, формировать способ обозначения твердости и мягкости согласных с помощью букв гласных.
- 4 этап – чтение слов с новой буквой. – формирование первонач-го мех-зма чтения (упреждение, причитывание), понимание ЛЗ слов, грамматико- орф. пропедевтика. Приемы: чтение по вспом. пометам и по спец. алгоритму (цепочкой, хором, в парах и т.д), чт. слов с заданием (н-р: прочитай и отметь непонятное слово. прочитай и найди лишнее слово, прочитай слово, в котором…, ) соединение стрелкой слова в столбике с тем же словом в тексте, выснение ЛЗ слова, печатание или составление слов из разрезной азбуки, сравнение слов по разным основаниям (ЛЗ, звуковому, слоговому и букв. составу), игровые приемы по познавательному чтению Амонашвили, составление словосочетаний и предложений с данными словами, словесное рисование с использ. слов. ( рисуется рамка и пишется слово. Дети догадываются что д.б нарисовано в рамке) 5 этап. – Чтение букварного текста – формирование мех-зма чт. и приемов понимания прочитанного, овладение общим способом работы с любым текстом, организация продуктивного многочтения. Букварный текст – спец текст для отработки мех- зма чтения: 3 этапа: работа до чтения, работа во время чтения (разные виды чтения,ЛЗ), работа после чтения ( итоговые вопросы, итог. чт)
придумать предложение с определённым количеством слов по заданным схемам;
- придумать предложение к заданной схеме с определенным словом;
- определить место слова в предложении (какое по счету указанное слово);
- поднять цифру, соответствующую количеству слов в предложении (2, 3, 4, 5);
- увеличить количество слов в предложении;
- определить границы предложения в тексте;
- придумать предложение по сюжетной картинке и определить количество слов в нем;
- составить предложение из слов, данных в беспорядке (например: грядке, на, огурцы, растут).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обучение письму в 1 классе
Письмо - один из сложных видов человеческой деятельности. И научить грамотному письму ребенка - задача непростая. В данной статье описан мой педагогический опыт обучения письму в 1 классе....
Обучение письму в 1 классе
Письмо - один из сложных видов человеческой деятельности. И научить грамотному письму ребенка - задача непростая. В данной статье описан мой педагогический опыт обучения письму в 1 классе....
Рекомендации по обучению письму леворуких детей.
Рекомендации по обучению леворуких детей письму....
Урок русского языка (обучение письму) в 1 классе на тему: «Объединение слов в предложения. Выделение предложения из текста»
Тип урока: урок применения предметных ЗУНовЦель:Формирование у учащихся умения распознавать предложения и группы слов; выделять предложения из текста.Задачи:1. Развивать речь учащихся, вни...
Методические рекомендации по обучению волейболу учащихся начальных классов
В презентации кратко показана методика обучения волейболу учащихся начальных классов, а именно: упражнения для освоения элементов волейбола,упражнения для обучения перемещений, передачи и прием мяча....
Урок обучения грамоте (обучению письму) в 1 классе. Сочетания Ча и Чу.
Освоение и закрепление написания сочетаний " ча" и "чу" у учеников 1 класса.Разработка конспекта урока по обучению грамоте....
Методические рекомендации по обучению обучащихся в коррекционных классах
Методические рекомендации по обучению обучащихся в коррекционных классах...