Словарная работа на уроках русского языка в начальной школе
статья по русскому языку (1, 2, 3, 4 класс)
Данный материал содержит примеры заданий, которые позволят обучающимся запомнить и грамотно писать словарные слова, изучаемые в начальной школе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
slovarnaya_rabota_na_urokah_russkogo_yazyka.doc | 128 КБ |
Предварительный просмотр:
Словарная работа на уроках русского языка в начальной школе
На уроках русского языка в начальной школе очень важна словарная работа, т.к. чтобы ребёнок овладевал русским языком практически, для этого ему необходимо знать определённое количество слов, т.е. обогащать свой словарный запас. Уже в 1 классе, на каждом уроке, в результате бесед, диалогов, рассказов обучающиеся знакомятся с новыми словами, усваивают их, повторяют и закрепляют слова, усвоенные ими ранее.
Словарные занятия на уроках русского языка в начальных классах являются одним из основных звеньев разнообразной работы по развитию речи учащихся. Овладение словарным составом литературного языка является необходимым условием освоения учащимися родного языка: его орфоэпии, орфографии, грамматики, правильного словоупотребления, и, наконец, связной речи вообще.
В целях повышения речевой культуры видное место должны занимать упражнения, направленные на расширение активного словаря детей, а также на выработку у них умения выбирать из своего словарного запаса для выражения мысли те слова, которые наиболее соответствуют содержанию высказывания и делают его правильным, точным и выразительным.
Словарная работа преследует различные цели и имеет разное содержание.
1. Она может быть направлена на ознакомление учащихся с лексическим значением новых для них слов (словосочетаний), значение которых дети понимают неправильно или неточно.
2. Она может преследовать цели грамматические: усвоение некоторых грамматических форм, образование которых вызывает у детей затруднения (например, родительный падеж существительных множественного числа: носков, но чулок; волос, голов, апельсинов, килограммов).
3.Словарные упражнения могут проводиться с целью обучения детей орфоэпическому произношению слов и, прежде всего, соблюдению нормативного ударения (щавель, позвонит, красивее, километр и др.).
4. Для усвоения правописания слов с непроверяемыми орфограммами необходимо проводить словарно-орфографическую работу.
Эффективность словарной работы зависит от того, проводится ли она планомерно и систематически на протяжении всех лет обучения или носит случайный характер, и насколько целесообразно она построена. Направляя внимание детей на сознательное и прочное усвоение затруднительных, но жизненно необходимых им слов, включённых в тексты учебной и художественной книги, можно легко связать различные виды словарной работы с содержанием занятий. Работа со словом должна являться обязательным компонентом в структуре урока по любому предмету, а не только по русскому языку.
Раскроем подробнее работу по первому и четвертому направлениям.
Развитие активного словаря учащихся предполагает выяснение лексического значения слова. Непонимание смысла слов и неумение употреблять их в речи самым отрицательным образом сказывается на успешности обучения детей и на их речевом развитии. Великому русскому педагогу К.Д.Ушинскому принадлежат слова: “Дитя, которое не привыкло вникать в смысл слова, темно понимает или вовсе не понимает его настоящего значения и не получило навыка распоряжаться им свободно в устной и письменной речи, всегда будет страдать от этого коренного недостатка при изучении всякого другого предмета”.
(Кроме отдельных слов, требуют разъяснения смысла и многие фразеологические обороты: белая ворона, ни свет ни заря, столбовая дорога и т. д.)
Методикой разработано немало приёмов объяснения детям значения непонятных слов.
Иногда лексическое значение слов подсказывается контекстом, и в этих случаях дети могут понять смысл слова самостоятельно, без специальных разъяснений.
Для слов с предметным значением лучше предложить наглядное объяснение, показав или сам предмет, или его изображение на рисунке, на слайде, в учебном фильме.
Когда наглядное объяснение не представляется возможным, можно раскрыть содержание слова путём краткого словесного толкования.
Возможно применение следующих способов определений:
а) путём подбора к нему синонимов (изумрудный – ярко-зелёный);
б) путём перечислений предметов (признаков, действий), общую группу которых называют
данным словом (насекомые - это бабочки, жуки, муравьи);
в) описательным способом (адресат – тот, кому отправляют письмо, телеграмму);
г) путём родовидового определения (амбар – здание, постройка для хранения зерна).
Слово не может быть усвоено вне сочетания его с другими словами, без употребления его в речи, и главное – это учить детей правильному и точному употреблению слова.
Словарно – орфографические занятия нельзя сводить только к заучиванию правописания слов с непроверяемыми орфограммами и бесконечной тренировке их написания. Словарно – орфографические упражнения будут эффективными и обеспечат прочное усвоение детьми правописания слов только в том случае, если применять разнообразные приёмы изучения и закрепления их и систематически проверять умение учащихся безошибочно писать изученные ими слова с непроверяемыми орфограммами.
Хорошо давать задания, которые направлены в комплексе и на усвоение орфографии, и на орфоэпическое произношение, и на правильное построение грамматических категорий, и на активизацию детского словаря, и на развитие связной речи. Мы используем следующие задания:
1) различные виды работы с орфографическим словарем (см.далее);
2) подбор к изучаемому слову однокоренных слов, а также образование от слов с непроверяемым написанием новых слов при помощи приставок и суффиксов; это не только помогает избежать ошибок при написании, но и значительно расширяет лексикон ребенка;
3) разбор слова по составу, что приводит к осознанию учащимися морфологической структуры слова. В процессе этой работы они осмысливают значение каждой морфемы в слове. Так, выделение в слове корня позволяет детям глубже понять основное значение слова, так как найти в слове корень – это значит найти главный внутренний смысл слова, это примерно то же, что зажечь внутри фонаря огонёк;
4) подбор к изучаемому слову синонимов и антонимов, которые помогают нам передать свою мысль выразительно, ярко, красиво;
5) “проникновение в тайну” слова. Часто этимология слова помогает ученику понять, почему именно так мы пишем слово. Кроме того, узнавание происхождения слова очень увлекательно для детей младшего школьного возраста;
6) различные виды работы с фразеологическими выражениями, загадками и отрывками из стихотворений; разгадывание кроссвордов;
7) составление с изучаемым словом словосочетаний и предложений, а с группой слов мини-рассказы.
При обучении детей правописанию мы обязательно используем орфографический словарь, причем не только маленький, находящийся, как правило, в конце учебника, но и специальное издание для школьников (под ред. Грушникова и др.), и самодельный словарик с собственными иллюстрациями. Чтобы рационально и эффективно использовать словарь, ученику необходимо знать принципы его построения, лексический состав и структуру.
Из упражнений, связанных с использованием словаря, применяем следующие:
а) Устные упражнения в отыскивании в словарике слов, названных учителем, в нахождении
в них “опасного” при письме места.
б) Выписывание из словаря слов по определённым смысловым, грамматическим и
прочим признакам (по теме “животные”, “вежливые слова” и др.; наречия: быстро, вдруг; имена прилагательные: красивый, уважаемый; одушевленные имена существительные: ребята, заяц; имена существительные 1-го склонения: ягода, собака; слова с безударной гласной “а”: барабан, картофель; слова из трех слогов: малина, урожай, слова с ударением на первом слоге: русский, скоро и т. д. Приветствуются и собственные классификации детей).
в) Списывание слов с пропущенными буквами с заданием проверить написание по словарю. Пропуск трудных букв мобилизует внимание учащихся, а обращение к орфографическому словарю способствует закреплению правильного зрительного образа слова.
г) Упражнения в составлении словосочетаний и предложений со словами из словаря.
Постоянное обращение к словарю способствует созданию ценного навыка быстро схватывать и запоминать правильное написание слов. У нас словарь является постоянным спутником ученика в его повседневной работе на уроках.
В своей практике я в начале каждого урока использую словарные диктанты, которые занимают 2 – 3 минуты, но они позволяют держать в памяти обучающихся трудные слова; проверять, как обучающиеся усвоили их и работать индивидуально над допущенными ошибками. На уроках стараюсь использовать разнообразные приёмы, методы и способы, которые позволят обучающимся запоминать и грамотно писать словарные слова.
Приведу примеры таких упражнений:
1. Вставить пропущенные орфограммы и записать слова в алфавитном порядке:
П…нал, р…кета, п…суда, т…пор, ур…жай.
2. Игра «Угадай слово». Учитель показывает карточку, на которой напечатан первый слог слова. Обучающиеся должны вспомнить и записать словарные слова, начинающиеся на этот слог.
-Ка- (Капуста, карандаш)
-Мо- (Молоко, мороз, молоток)
-Го- (Горизонт, горох, город)
3. Игра «Собери слово»
На доске напечатаны слоги. Прочитать слоги, из слогов каждой строки составить и записать словарные слова:
та – па – ло (Лопата)
даш – ран – ка (Карандаш)
ти – кар – на (Картина)
4. Выписать из словаря слова на тему «Овощи» (Горох, капуста, картофель, морковь, огурец, помидор), «Животные» (Заяц, медведь, корова), «Птицы» (Воробей, сорока, ворона, петух) и др.
5. При изучении словарных слов использую загадки.
«Бусы красные висят,
Из кустов на нас глядят.
Очень любят бусы эти
Дети, пчёлы и медведи» (Малина)
«На грядке длинный и зелёный,
А в кадке жёлтый и солёный» (Огурец)
«Как на нашей грядке
Выросли загадки
Сочные да крупные,
Вот такие круглые.
Летом зеленеют
К осени краснеют» (Помидоры)
6. Заменить предложение одним словарным словом:
А) Комната для занятий в школе. (Класс)
Б) Асфальтированная скоростная дорога. (Шоссе)
В) Название государства, в котором мы живём. (Россия)
Г) Название языка, на котором мы говорим. (Русский)
Д) Человек, совершающий поездку в каком – либо виде транспорта. (Пассажир)
Е) Дорога, с высаженными по обеим её сторонам деревьями. (Аллея)
7. Найти в каждой строке «лишнее» слово:
А) Трамвай, самолёт, урожай, трактор.
Б) Картофель, морковь, капуста, солома, огурец.
8. Картинный диктант.
Дан предмет. Обучающиеся называют этот предмет, записывают слово, называют орфограмму, которую необходимо запомнить, подчёркивают её, ставят знак ударения.
9. Составление кроссвордов к словарным словам.
Для выполнения этого вида работы требуется много времени. Поэтому его можно использовать в качестве домашней работы, во внеклассной работе.
10. Составление предложений со словарным словом.
Обучающиеся устно составляют предложение с заданным словарным словом. Все предложения выслушиваются, а лучшее предложение (по мнению обучающихся) записывается в тетрадь под диктовку с комментированием орфограмм.
Учитель должен помнить, что систематическая работа на уроках вызывает у обучающихся интерес к словарной работе, помогает обогащать словарный запас, вырабатывает орфографическую грамотность, развивает речь, внимание, формирует уважение и любовь к русскому языку в целом.
11. Письмо с комментированием. Вызванный ученик по слогам проговаривает слово, а все пишут, например: со-ро-ка, во- ро-на, ко-ро-ва.
12. “Замени одним словом”:
- крупный населённый пункт, в котором есть фабрики, заводы. (город)
- населённый пункт в сельской местности.(деревня)
- помещение для торговли.(магазин)
- подземная железная дорога.(метро)
- день торжества, установленный в честь или в память кого-либо.(праздник)и т.д. (см “Словарные слова” 1-2 кл.с.67–71, 3 кл.с.119-125, 4 кл.с.121-129)
13. При изучении темы “Имя существительное” даю ученикам упражнения по словарю, например:
- выписать в два столбика имена существительные, отвечающие на вопросы кто? и что?
- выписать имена существительные мужского рода, женского, среднего;
- выписать по пять слов 1, 2, 3-го склонения;
- даю предлоги к словарным словам (в, на, из, за, к), ученики ставят в нужном падеже слово и пишут правильное окончание.
14. Вызываю четырёх учеников к доске. Даю им задания. Первому записать пять словарных слов – названия птиц, второму -названия овощей, третьему –ягоды, четвёртому –посуду.
15. Записать как можно больше слов с гласной О чисто, красиво, грамотно и уложиться в отведённое время.
16. Записать по три-пять слов с ударением на первом слоге, на втором слоге.
17. На доске записываю в три столбика слова с пропущенной безударной гласной, не проверяемой ударением. От каждого ряда вызываю по одному ученику, они вставляют нужную букву.
18.Игра в “цепочку”. Даю задание учащимся написать цепочку из восьми слов с безударными гласными в корне.
Город, деревня,… .(последняя буква первого слова становится первой буквой следующего слова).
19. До начала урока записываю на доске около десятка слов с пропущенной безударной гласной, непроверяемой ударением. Ученики списывают слова с доски и вставляют пропущенные буквы.
20. “Под каждой буквой столбик слов”. Записываю на доске несколько букв и предлагаю учащимся под каждой буквой написать 3-4 словарных слова, начинающихся с этой буквы. Получается такая запись:
к | м | с |
капуста | малина | собака |
карандаш | медведь | сорока |
картина | магазин | сахар |
коллектив | метро | сапоги |
21. “Допиши пропущенные буквы”.
(потом, топор, горох)
22. “Расшифруй слова”.
СОКПЕ | ПОДОРМИ | АЦИНЕШП | ОБЕДПА | ПРЕСНЫЙКРА |
песок | помидор | пшеница | победа | прекрасный |
– Какое слово лишнее? ( “Прекрасный”. Это прилагательное.)
– Запишите слова в тетрадь, проверьте по словарику .
23. “Путаница”.
СШАТЬЛЫ, ЛОЗВЕЙСО, АМОЛОС, ЛИЦАСТО.
– Расшифруйте слова (слышать, соловей, солома, столица).
– Найдите лишнее слово. Объясните значение этих слов. Запишите слова в тетрадь.
24. “Восстанови слова”.
– Восстановите слова(север, теперь, тарелка). Запиши в тетрадь.
Т.П.РЬ .ЕВЕР .АР.ЛКА
25. Игра “Гласные потерялись”.
26. На уроке закрепления знаний слов с двойными согласными провожу игру “Замени одним словом”.
– Комната для занятий в школе.
– Один из выходных дней.
– Место для купания и плавания.
– Дорожка, по обеим сторонам которой посажены деревья.
– Место на вокзале, куда приходят поезда.
– Спортивная игра на льду или траве.
– Единица массы.
(класс, суббота, бассейн, аллея, перрон, хоккей, тонна).
27. “Продиктуй товарищу”.
Ученик диктует словарные слова своему товарищу по парте, а затем проверяет их написание. Слова для этого задания ученики берут в конце тетради-учебника “Словарные слова” (авторы О.В.Узорова, Е.А.Нефедова, см 1-2кл. стр.71, 3кл. стр.126, 4кл. стр.129-130)
Продиктуй товарищу
Словарный диктант 1
Аптека, бассейн, вокзал, валенки, урожай, телефон, солдат, костёр, лестница, комбайнёр.
Словарный диктант 2
Аллея, трактор, молоток, квартира, жёлтый, библиотека, животное, растение, инженер, народ.
Словарный диктант 3
Футбол, сахар, огород, космос, кастрюля, автобус, берёза, горох, картина, метель.
Словарный диктант 4
Отец, пассажир, капуста, ботинки, земляника, космонавт, овёс, пшеница, рисунок, солома.
Словарный диктант 5
Картофель, магазин, ракета, песок, тарелка, сирень, улица, хоккей, трамвай, соловей.
Словарный диктант 6
Шоссе, топор, осина, праздник, помидор, орех, календарь, огурец, багаж, адрес.
Исправь ошибку
- вогзал, васкрисене, впиреди, вчира, Гирой, Горох, гарячий, Гатоф, до сведание, жолтый.
- Жевотное, завтро, завтрок, запат, сдесь, здраствуи, Коллектиф, Касманафт, космас, кастер.
- Квортира, лагирь, Лесница, могозин, молина, медлено, вогон, валинки, вдрук, визде, вмести, транвай, ужен.
- Келограм, вокрук, авес, агорот, агурец, аднажды, одеса, apex, асина, атец, поссожыр, трактр, улеца, уражай.
- Камисия, писок, пабеда, памедор, патом, празник, прикрастныи, пшиница, рокета, раскас, росстаяние.
- Чуство, росстение, ришать, Ресунок, сахор, сверсник, севир, сиводня, серень, салдат, зимлиника.
- Камбайнёр, инженер, интиресный, колиндарь, Кортофиль, кортина, кострюля, месиц, митель, малаток, моркофь.
- Копуста, назат, налева, нарот, абед, овтобус, адрис, олея, оппетит, оптека, богаш, босейн, беблеатека.
- Бирёза, бирёста, батинки, камбайн, салавей, салома, сталица, субота, торелка, тилифон, тапор, фудбол, хакей, шессе.
Все приведённые приёмы работы со словарными словами способствуют развитию у учащихся любознательности. Повышают интерес к слову, воспитывают у них любовь к русскому языку. Мой опыт показывает, что планомерное применение названных приёмов даёт повысить эффективность обучения непроверяемым написаниям.
Словарные диктанты проводятся в качестве текущих в рабочих тетрадях, а в качестве проверочных – в контрольных. Списки слов даны в программе, а также в конце учебника.
Количество слов для словарного диктанта
1 класс – 7-8 слов
2 класс – 10-12 слов
3 класс – 12-15 слов
4 класс – до 20 слов
Оценки за словарный диктант (при количестве слов 15-20)
«5» - нет ошибок
«4» - 1-2 ошибки
«3» - 3-4 ошибки
«2» - 5-7 ошибок
«1» - более 7 ошибок
Словарный диктант – это вид слухового или зрительного диктанта, в котором диктуются слова, а не предложения или текст.
Словарный диктант может быть:
предупредительным,
объяснительным,
проверочным (контрольным).
Преимуществом его является то, что он позволяет в короткое время записать большое количество слов, концентрировать внимание учащихся на нужных орфограммах, обога- щать и активизировать словарь учащихся. На словарный диктант обычно уходит от 5 до 10 минут учебного времени. В словарные диктанты, как правило, включают не только трудные в орфографическом отношении слова, предназначенные для обязательного заучивания в каждом классе, но и те слова, в которых школьники допускают ошибки при написании изложений, сочинений или при выполнении других домашних и классных письменных упражнений.
В методике преподавания русского языка в школе выделяют довольно разнообразные виды словарных диктантов:
1) словарно-орфографический диктант,
2) словарный тематический диктант,
3) терминологический словарный диктант,
4) словарный диктант с комплексным заданием,
5) словарный диктант с грамматическим заданием,
6) словарный диктант с самопроверкой,
7) словарный диктант с взаимопроверкой,
8) словарный диктант с сопоставлением,
9) словарный диктант с элементами игры,
10) выборочный словарный диктант,
11) словарный диктант с использованием сигнальных карточек,
12) словарный диктант с усложнением дидактического материала,
13) словарный диктант с опорой на этимологический анализ слов,
14) словарный самодиктант с использованием однокоренных слов,
15) словарный диктант по картине,
16) словарный диктант с продолжением,
17) словарный диктант с обобщением,
18) диктанты, включающие словарные слова, основанные на ассоциациях,
19) словарный диктант по образцу тестовых заданий.
И некоторые другие виды.
Контрольный словарный диктант оценивается в соответствии с принятыми «Нормами оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку».
Оценки за словарный диктант (при количестве слов 15-20)
«5» - нет ошибок
«4» - 1-2 ошибки
«3» - 3-4 ошибки
«2» - 5-7 ошибок
«1» - более 7 ошибок
Рассмотрим отдельные виды словарных диктантов.
1. Словарно-орфографический диктант – вид упражнения, которое очень часто применяется на уроках русского языка с начальной школы и по 11 класс. Этот диктант выполняет и обучающие, и контролирующие функции, он позволяет учителю очень быстро (в течение 3-6 минут) получить представление о том, как усвоен материал. Словарно- орфографический диктант проводится и по материалу изученной орфографической темы, и на основе «трудных», словарных слов.
2. Терминологический словарный диктант. Тематические словарные диктанты обычно подразделяют на терминологические диктанты и словарные диктанты на заданную тему. Терминологические словарные диктанты могут состоять из уже изученных лингвистических (литературоведческих, математических и т.п.) терминов. Так, например, во втором полугодии 5 класса можно предложить такой диктант: Синтаксис, пунктуация, морфология, морфемика, фонетика, антонимы, синонимы, диалектизмы, профессионализмы, транскрипция, интонация, омонимы, орфография, орфоэпия, фразеологизмы, этимология, олицетворение, эпитет, метафора.
3. Помимо терминологических диктантов, на уроках русского языка пишут и так называемые тематические диктанты, включающие слова на определенную тему. Например, музыка.
4. Повышает орфографическую грамотность самостоятельный подбор школьниками однокоренных слов к словам с трудными орфограммами. Для этого можно рекомендовать словарный самодиктант с привлечением однокоренных слов. К диктуемому учителем словарному слову подберите как можно больше (но не менее 5) однокоренных слов, записав их через черточку. Например: Очаровательный – (чары, очаровывать, очаровать, очарование, чародей, чародейка, чаровница, разочаровать, разочарование.
5. Словарные диктанты с опорой на этимологический анализ могут быть разные. Например: 1) запишите под диктовку слова, имеющие в своем составе исконно-русскую приставку со- со значением совместимости: соратник, союз, союзник, союзнический, сосед, соседский, соседствовать, соревнование, соревновательный, сотрудничать, сотрудник, сотоварищ, со- ученик, соавтор, согражданин, соучастник
6. Специально составленные диктанты, включающие словарные слова, основанные на ассоциациях и потому помогающие хорошо запомнить правописание иностранных слов. Например, с удвоенными согласными: 1) С аккумулятором надо обращаться аккуратно. 2) Я не могу тебе аккомпанировать на гитаре, потому что знаю всего три аккорда, – лучше пусть твой брат играет на аккордеоне.
7. Словарный диктант с элементами игры может проводиться по-разному: Диктант как прием обучения орфографии, пунктуации, развития речи учащихся.
1) Вызванный к доске ученик под диктовку учителя пишет не одно слово, а ряд уже отработанных ранее словарных слов и пишет до тех пор, пока не ошибется в каком-либо слове. Словарные слова ученику диктует как учитель, так и учащиеся. Вторым к доске вызывается ученик, предложивший такое «трудное» слово, в котором первый пишущий допустил ошибку.
2) К доске вызывается два ученика. Они вместе с классом пишут словарные слова, которые диктует учитель. По окончании работы каждый из них проверяет работу «соперника», исправляет ошибки и оценивает.
3) Шуточный (игровой) диктант, включающий словарные слова, с заданием: Попробуй написать без ошибок! Дрожжи не могут дрожать, Вожжи не могут визжать, А те, кто умеет жужжать, Совсем не хотят дребезжать. Текст этого шуточного диктанта можно использовать и для проведения выборочного словарного диктанта.
8. Словарный диктант по картине. При подготовке предстоящей работы по развитию речи возможно практиковать словарный диктант по картине, цель которого – обогатить словарный запас учащихся и повторить правописание «трудных» слов.
Слова с непроверяемыми написаниями в школьной практике обычно называют "трудными": написание их действительно трудно, а чаще всего невозможно подвести под известные ученикам правила. Определенные трудности вызывает проведение словарной работы и у учителей - дети продолжают делать ошибки в словах из "Словаря", и в этом справедливо видится одно из проявлений общей беды нашей системы обучения - падение орфографической грамотности.
Активизация словаря - одно из важнейших направлений словарной работы на уроках .Решение этой практической задачи должно осуществляться на каждом уроке русского языка и чтения. Работа со словом важна и многообразна. Как важно научить ребят наблюдать думать, читать, передавать мысли слова!
Практика работы показывает и подтверждает эффективность хорошо продуманной системы словарной работы, суть которой в том, чтобы слово школьникам было правильно воспринято в текшее, понято со всеми его оттенками и особенностями, вошло бы в активный словарь и было употреблено самостоятельно в нужной ситуации.
Опыт работы над словарными словами подсказывает, что шаблон и стихийность здесь недопустимы. Нужна последовательная, гибкая, постоянная работа над словами, которая планируется на каждый урок и на перспективу. С такой позиции я строю работу над "трудными" словами на протяжении всех лет обучения.
При введении нового слова с непроверяемым написанием работы провожу обычно в такой последовательности;
I. Предъявление слова:
а) чтение загадки , отгадывание её учащимися (см.загадки в приложении), ученики доказывает, что разгадка правильная;
б) рассматривание предмета или его изображения (например,дети
рассматривали на предметной картинке изображения инструментов,
называют их ( молоток,топор,лопата), определяет значение
инструментов, объясняет отличительные признаки );
в) описание признаков предмета или предъявления слова-синонима:
- у нею на головке синее пятнышко,грудка жёлтая,хвостик черный, спинка зеленоватая, а щёчки белые. Песенка у неё звонкая, а иногда она громко кричит "си-си-си", словно всем говорит своё имя (синица);
- чаще всего около человека живут. Зимой где крошки подбирает, где зернышками полакомится. Воруют друг у друга, крича «чик-чирик! чик-чирик! Вор-вор-вор!" (воробей)
-Крылья зеленовато-синие,голова и хвост черные, как у вороны, а бока белые. Хвост длинный,прямой,будто стрела, приподнят к верху (сорока).
- Прочитайте слово на карточках -(везде, теперь).
Подберите к ним слова близкие но значению.(синонимы) -везде- повсюду, теперь - сейчас, (однажды-как-то раз,когда-то ранним) и др.
На данном этапе стараются уделять большое внимание упражнениям лексического характера, т.к. они способствуют осознают значение трудных слов и правильности их использования в речевой практике. С этой целью использую упражнения вида:
- Прочитайте и объясните значение слова в каждом предложении: в каком предложении говорится о сирени, как о кустарнике, а в каком - о сирени, как цветке этого растения.
1. Сирень посадили у нас под окном. Весной красивым становится дом.
(М.Рудерман)
2. Как мой садик свеж и зелен! Распустилась в нём сирень.
(А.Плещеев)
П. Прочитайте и объясните значение каждого из однокоренных
слов:
1. Вот и лето подоспело - и земляника покраснела.
(М.Ивенеен)
2. Земляника «земляничка - красненькая невеличка,
беленький цветочек и тройной листочек.
(В.МаЙков).
-
3. Но ежели вы жили возле земляничника, значит, земляничное варенье вам привычное.
(М.ЯСнов) (2-3 и. 1-3)
(Этот вид упражнения заканчивается наблюдением над единообразным наливанием корня в однокоренных словах).
III . Запишите только те однокоренные слова (осина,осинник,осиновый, осинка, подосиновик), которые соответствуют следующим значениям:
1) молодая осинка 2) осиновый лее, 3) гриб«который чаще всего встречается в осиновом лесу (2 кл., 1-3),
IV. Прочитайте и объясните различил в значении каждой пары слов.Составьте предложение с любым словом; морковь,- морковка, желтый-желтоватый, ветер-ветрище, корова - коровенка,сверкать-свернуть).
V. Объясните, кого так называет: библиотекарь,тракторист,комбайнер, шофер, телефонист.
VI. Выпишите предложения подходящие по смыслу слова из "словаря".
1. Сапоги .ботинки,- это обувь, а - это одежда .
(платье, пальто).
2. Заяц,.. - это звери, а...,....- это птицы.
( медведь,ворона,воробей). (I кл., 1-3)
Знакомя детей с лексическим значением слова , на некоторых уроках я рассказываю о том, что в составе русского современного языка есть разные по происхождению группы слов : исконно
русские слова и заимствованные (шофер,метро,шоссе,автомобиль). Сообщаю детям о том, что с развитием общества развивается и наш язык; одни слова устраивает,выходят из употребления,на смену им появляется новые ,
Задание тина "Знаешь ли ты?"
I. Знаете ли вы происхождение слова библиотеки?
Это слово пришло в русский язык из греческого языка,сложено оно из двух древнегреческих частей: библион- книга, тэке -хранилище книг.
II. Знаете ли вы что слово завтра образовалось путем слияния предлога за существительного утро в форме родительного падежа и единственного числа! Раньше говорили: заутро.т.е. на следующий день. Постепенно слово заутро претерпевало изменения: ударение переходило на первый слог , а гласный звук (у) изменился на согласные (в). Теперь в нашей речи употребляется только слова завтра.
Изучение слов с непроверяемыми написаниями даёт возможность познакомить детей с фразеологизмами, устойчивыми сочетаниями слов. К числу допустимых для восприятия младшими школьниками фразеологизмов, которые нежно предложить для наблюдения при изучении трудных слов, могут быть такие: прокатить с ветерком; заячья душа; море по колено; язык заплетается;яблоку негде упасть и др.
Вот примеры упражнений, которые можно предложить ученикам для наблюдения над фразеологизмами.
1. Прочитайте и объясните значение выделенных выражений
Не ссорьтесь! В дым разругаетесь,
Помните о том,
Что может быть беда;
Потом - сгорите со стыда;
(А.Шабаев)
―
2. Прочитайте,объясните, когда так говорят.
В нашей речи есть выражения: исчезнуть с горизонта, появиться на горизонте. Что они обозначает? Выражение исчезнуть с горизонта употребляется тогда, когда говорят о человеке, который уже давно не появлялся в кругу его знакомых, близких.(Этот человек совсем исчез с моего горизонта, и я не знаю , где он).
3. Составьте предложение или небольшой текст,где можно употребить любое из данных выражений: медведь на ухо наступил, бежать во все лопатки, море по колено.
- Подготовьтесь объяснить смысл пословицы.
За двумя зайцами погонишься - ни одного не поймаешь. В каких случаях жизни так говорят?При ознакомлении детей со словарными словами осуществляю большую работу над выработкой навыков правильного употребления в речи неизменяемых имен существительных (пальто,метро.шоссе,кофе и ну.), имен существительных в форме родительного падежа множественного числа, словосочетаний некоторых имен существительных (картофель, помидор) с другими словами.
Кроме того,знакомство с "волшебными словами" (здравствуйте, спасибо, до свидания,пожалуйста) позволяет формировать навыки речевого этикета у детей, т.к. делает детей вежливыми, доброжелательными , культурными.
- При ознакомлении с новым словарным словом на уроках русского языка я нередко использую этимологический анализ слова. Традиционно слова о непроверяемыми написаниями усваиваются младшими школьниками путем механического запоминания их графического облика. Это объясняется прежде всего тем, что правописание таких слов основано на историческом принципе орфографии, в соответствии с которым морфемы родственных слов пишутся единообразно, но проверить их посредством современного литературного произношения нельзя , и потому их написание рекомендуется запомнить . Считаю, что такая методика , ориентируя учащихся на формальное заучивание этих слов, не обеспечивает достаточно быстрого и прочного их запоминания, о чем свидетельствуют устойчивые ошибки, допускаемые младшими школьниками как в заучиваемых словах, так и в словах родственных изученным: "пагода" , "каньки", платок,но "плоточек? Берёза, но "бирёзовый" и т.п. Повышение эффективности усвоения слов с традиционными написаниями связано, несомненно, с изменением характера их запоминания : запоминание графического облика слов должно быть осмысленным, а не механическим.Осмысленность запоминания может быть достигнута только на основе понимания учеником значения изучаемого слова, сущности и характера содержавшейся в нем трудности, установления связи данного* олова с ранее изученными словами, сообщения (учителем), использования (учащимися специальных приемов запоминания, активного включения "трудных" слов в речевую практику ребенка. Одним из средств , обеспечивавших осмысленность и тем самым повышающих правильность и прочность запоминания непроверяемых написаний, является этимологический анализ в упрощенном и сокращенном варианте - этимологическая справка, т.к. этимологическая справка содержит информации о происхождении слова , его первоначальном значении, помогает "прояснить" исторический состав слова.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Словарная работа на уроках русского языка в начальной школе»
Словарные занятия на уроках русского языка в начальных классах являются одним из основных звеньев разнообразной работы по развитию речи учащихся. Овладение словарным составом литературного языка...
НАУЧНО – МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ «СЛОВАРНАЯ РАБОТА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ"
СодержаниеВведениеГлава I. Исторические и психолого-педагогические основытемы « Словарная работа на уроках русскогоязыка в начальных классах ».1. История развития ведущего вопроса темы.2. Психолого-пе...
Доклад "Использование мультимедийных пособий в словарной работе на уроках русского языка в начальной школе"
Доклад "Использование мультимедйных пособий в словарной работе на уроках русского языка в начальной школе"...
Курсовая работа Тема: «Организация словарной работы на уроках русского языка в начальной школе»
В этоей работе я постаралась как можно полнее осветить вопрос о работе со словарными словами на уроках русского языка в начальной школе.Работая над этой темой, я пришла к выводу, что словарная работа ...
Статья "Словарная работа на уроках русского языка в начальной школе с учетом внедрения ФГОС."
В статье изложен опыт работы со словарными словами в начальной школе....
Методы и приемы словарной работы на уроках русского языка в начальной школе
Доклад на районном Мо учителей начальных классов (из опыта работы)...
Словарная работа на уроках русского языка в начальной школе
Работа со словарными словами в начальной школе ...